Альбер камю твір на тему чума

Обновлено: 27.03.2024

Французский писатель, родившийся в Алжире (колонии Франции), лауреат Нобелевской премии (1957). В своем творчестве представил экзистенционально – модернистский образец литературы. Он философски вглядывается в мир, где властвует абсурд, где “нет Бога”, его волнуют темы свободы, морального выбора человека и смысла его существования. Философские и эстетические взгляды представлены в драмах, эссе, публицистических выступлениях, литературно-критических статьях.

Общемировой славы приобрели такие произведения: эссе “Миф о Сизифе”

Роман Альбера Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в годы суровых испытаний. “Чума” – хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря. Автор дает детальное описание возникновения и распространения эпидемии чумы в городе. Но ненароком появляется такая фраза: “В мире было что чума, что война”.

Фраза настораживает и заставляет возвратить к годам, когда слово “чума” было у всех на устах. Правда, не в прямом, а в переносном смысле – “коричневая чума”, фашизм. По клиническим признакам зловеще обрисовывается исторически определенная личина “чумы” (фашизм) – нашествие, которое превратило Францию и всю Европу в концлагерь.

По свидетельству самого Камю, “явное содержание “Чумы” – это борьба европейского Сопротивления против фашизма”.

В устах Тарру, друга доктора Риэ, слово “чума” приобретает много значений, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению (и по мнению автора), чума – не только болезнь, не только война, а также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических партий, гибель невиновного ребенка в больнице, плохо организованное общество. Она обычная, естественная, как дыхание, так как “все мы немного зачумлены”.

Чума – мировое зло, которое во всякое время бродит в истории и всей нашей жизни. Поэтому ключом ко всей притче звучит ворчание бранного астматика, постоянного пациента доктора Риэ: “А что такое, собственно, чума? Тоже жизнь, только и того”.

В конце счастливые жители города празднуют освобождение от эпидемии. А доктор, размышляя над словами старика, приходит к выводу, что каждый день радость людей под угрозой, так как “бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то… и, возможно, настанет день, когда на бедствие и в науку людям чума разбудит крыс и пошлет на улицы счастливого города”.

Зло, по Камю, в отличие от своего исторического прообраза, не подвергается исследованию. Оно убивает, – это все, что дано знать о нем его жертвам. Здесь и возникает бинарная позиция: человек – зло. По философии Камю, человек должен сделать “свободный выбор”, чтобы стать Человеком.

Люди должны смириться или бунтовать, третьего не дано.

Герои Камю – бунтари. Они смело протестуют против мирового зла, пусть даже это “сизифов труд” (так как вылечить так никого и не удалось, все ограничивалось лишь облегчением страданий, не удалось и найти сыворотку – чума отползла сама, равно как и пришла). Как видим, все та же абсурдность бытия и так же человек свободен сделать выбор, и этот выбор делает его, в самом деле, Человеком.

Чума – суровый экзамен, который ставит два вопроса: что такое жизнь и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии и зла. Писатель-философ Камю верит, что зло вечное, но вечна и борьба с ним. И сила людей – в их единстве.

2 вариант

На мой взгляд, в своем романе Камю предложил нечто наподобие записи собственных мыслей, которые он выражал через разных героев. В том числе и героев с противоположными взглядами.

Как известно, люди сотканы из противоречий и Камю – не исключение. Человеческая психика способна вполне спокойно вмещать полярные взгляды и даже существовать с этим не натыкаясь на очевидные противоречия. Другое дело, что чем более образованным и развитым является человек, тем более ясным для него становится различие противоречий и их не сочетаемость, тем не менее, не следует исключать и возможности синтезировать разные взгляды в нечто более прогрессивное и точное.

Роман Камю представляет собой аллегорию на идеологию фашизма, которую многие и называли коричневой чумой. Произведение создано в 1947 году и довольно открыто намекает на ситуацию и взгляды автора. В финале горожане радуются, но некоторые думают о том, как чума снова выплеснет на улицы зараженных крыс и люди снова будут гибнуть в страданиях, собственно, сам факт существования фашистской идеологии в различных сообществах по всей планете только подтверждает оправданность подобных опасений.

Камю исходит из гностического мировоззрения, согласно которому, люди изначально являются по природе негативными и злыми. Также сюда возможно отнести и концепцию первородного греха, которая является основанием для того чтобы каждого считать носителем зла, отпадения от высшего принципа. Тарру является апологетом и выразителем в романе именно таких взглядов, он говорит о Чуме, которую люди носят в собственном сердце, то есть болезнь может проявляться и быть в невыраженной форме, но, так или иначе, болеют все.

Риз является в этом смысле более простым и конкретным, он относится к тем людям, которые не склонны к апатичным умствованиям, но предпочитают активные действия. Стиль романа во многом под стать таким воззрениям. Язык точный и лаконичный просто фиксирует факты, а борьба с чумой-злом становится просто ежедневной и непрестанной работой, которая требует регулярного выполнения.

Роман заставляет поразмыслить над природой зла как такового и способами борьбы со злом. Вполне возможно в этом смысле проблема заключается даже не во зле, но в добре, ведь, если бы не было добра, в частности Риза, который непрестанно трудится ради излечения других людей, то никому не было бы дела. Люди просто бы болели и погибали, оставаясь всегда под властью зла, исчезая во власти чумы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Чума Камю

Популярные сегодня темы

Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.

Але задум автора не обмежується лише цим. Камю вдалося екстраполювати образ чуми на буття в цілому — вийшло по-новому, ефектно, приголомшливо. Чума не лише у політиці чи владі, вона у суспільстві, вони проникла в кожен дім, кожну сім’ю, не обминула нікого. Це зло не лише у втіленні фашизму, а й щоденне, невіддільне від людини зло, поруч із яким ми живемо.

Особливо мене вразили моменти опису Альбером Камю почуттів людей по цей бік паркану. Ці нещасні переживали не лише загальнолюдську трагедію, сам факт існування коричневої чуми, а і свою особисту — бути відділеним від свого мікросвіту, від сім’ї, друзів, родичів. У воєнній та повоєнній літературі часто підіймаються питання людяності, боргу, підтримки, життя та смерті, проблеми вибору, але рідше — психологічні аспекти названих і багатьох інших питань, що порушує війна. Камю ж, справжня еліта французької письменності, говорячи про особисті почуття тих, хто був заблокований всередині міста, говорить одночасно стримано й чуттєво, влучно й лаконічно. Він втілює опис у таку особливу форму сором’язливо-відвертого зізнання, що читач не може залишатися байдужим до героїв та їхніх внутрішніх проблем.

Особливою є лексика роману — позбавлена яскравого емоційно-експресивного забарвлення, стриманий виклад подій і коментарів до них. І все це підсилює враження від загального змісту роману-притчі, який насправді є набагато глибшим, ніж може здатися.

У філософсько-інтелектуальному розумінні роман можна розглядати як щось подібне до авторського монологу. Окремі персонажі, які представляють самого автора, відтворюють різні сторони його світогляду: вони є додатковими суб-его генія, в їх уста він вкладає власні думки. У цьому сенсі роман — це полілог і одночасно розмова із самим собою, що однак не позбавляє персонажів індивідуальних рис. У цій справі Камю — майстер. Заплутати читача, заінтригувати і вести крізь хащі подій — його призначення.

Окрім загальної геніальності твору, вражають і окремі його частини. Інтелектуали доктор Ріє та Тарру у своїх розмовах підіймають одвічні питання людської сутності — про можливості окремих особистостей, про страх, мужність, відчай, любов. Я впевнена, що кожен читач почерпнув для себе якісь нові цікаві думки з їхніх діалогів, що наштовхнули його на власні роздуми та висновки. А саме з цього й починається інтелектуальний ріст та розвиток особистості.

Не можна не сказати, що увесь роман Альбера Камю можна розібрати на цитати — завжди такі чуттєві, такі проникливі, і від цього ще більш близькі, хоча не завжди прості та зрозумілі. Фрази із натяками, підтекстом, напівтонами, прочитавши їх раз, вони більше ніколи не покинуть голови поціновувача французької літератури, вони супроводжуватимуть його впродовж життя, на кожному кроці даючи пораду, попереджуючи або нагадуючи, як справжній, глибокий роман-притча.

У першій половині XX століття у світовій літературі з’являються твори які присвячені внутрішній психології людини.
Беручи в руки роман Альберта Камю зі страшною назвою “Чума” я не очікував, що це виявиться настільки глибокий твір. Його написанню автор присвятив не один місяць. Він один з тих, кому вдалось поринути у внутрішній світ людини, почути її думки, бажання та проблеми що її хвилюють.

Події відбуваються у сорокових роках, найімовірніше після Другої світової війни. Головний герой – лікар Ріє, який водночас є оповідачем.

У алжирське місто Оран прийшла чума, смертельна хвороба яка не залишала надій на виживання. Але суспільство до останнього не вірило в епідемію, або ж не хотіло вірити, закриваючи очі на все.

Як стверджував автор, образ чуми це перш за все образ нацизму, який тоді називали коричневою чумою.

Події у романі розвиваються, епідемія набула смертельного розмаху. Людям довелось визнати біду, вони впали в розпач. Місто ізолювали, закривши всі виїзди. Люди опинились сам на сам з чумою, допомоги чекати було нізвідки.

Вакцини ще не придумали, становище здавалось безнадійним. На тлі цих подій зростала ворожнеча між бідними й багатими. Головний герой спочатку зневажливо ставився до людей, проте з часом він побачив як вони потроху встають на боротьбу з чумою. Вони не впадають у повний відчай, не замикаються в собі, а стараються об’єднатись у боротьбі.

Тут простежується віра Камю в силу людину і силу єдності людей.

Читаючи твір, який схвилював мене, я помітив які ідеї хотів донести автор до нас. Головною проблемою в романі постає вибір, життєво важливий вибір який мусить зробити кожна людина. Здатись і померти як тварина страшною смертю чи не втрачати свою людську гідність і боротись. Навіть якщо боротьба безнадійна померти смертю гідною людини, смертю в боротьбі.

Камю бачив силу людину яка особливо проявлялась в єдності. Звісно у місті були люди, які навіть збагачувались на біді. Але як казав Едмунд Берк: “Для повного тріумфу зла достатньо щоб добрі люди нічого не робили”. Чума – це не просто хвороба, це образ Всесвітнього Зла, яке повністю викорінити неможливо.

Але Камю шукає в людині ті сили які здатні кинути виклик Долі, Богу, Хаосу і навіть Всесвітньому Злу. Не зважаючи на похмуру атмосферу, на мою думку, роман нікого не залишить байдужим. Кожна розумна людина повинна задуматись про проблеми порушені в творі, адже це стосується виживання всього людства.

Тема Чумы уже давно и широко используется мировыми писателями. И уже давно она переступила свое энциклопедическое определение “острой инфекционной болезни”. Мы употребляем выражение “СПИД – чума ХХ столетия”, мы говорим: ” ты чумный, или что?”.

И Мало кто при этом упоминает настоящее значение одного из компонентов этих выражений. Но в 1947 году А. Камю решил обратиться к этой теме в наиболее конкретному ее значении. Он перенес действие из дикого Средневековья в современный город, туда, где “уже давно она исчезнувшая”.

Едва лишь закончилась Вторая мировая война, но воспоминания о ней еще весьма живые, воспоминания об “коричневой чуме” – фашизм. Но чему тогда не было просто написать роман о войне, о ее жертвы? Зачем такая аллегория? Но роман Камю глибже, чем роман об “коричневой чуме”.

Чума – это не только жестокость. Чума – это бездуховность, это бестолковость, это слепой фанатизм. И страшнее то, что Чума заразная.

Любой человек, который затрагивает ее, ощущает ее дыхание, просто приближается к ней, рискует заразиться. Но же “Чума” – прежде всего книга о тех, кто оказывает сопротивление, а не о тех, кто сдался.

Сохранить в себе свой внутренний стрежень при любых обстоятельствах – вот средство борьбы с Чумой. Врач Рие каждый день спешит к больным, он сознает, что каждый день может стать для него последним, он даже сознает, что все его старания спасти хотя кого-то будут напрасные. Для чего тогда все это?

Но Рие говорит: “Для меня такие слова, как спасение человека, звучат весьма зычно. Меня интересует здоровье человека, в первую очередь здоровья”. Ведь когда-то он присягался помогать человеку. И теперь он просто исполняет свой долг.

Журналист Рамбер чужой этому городу. Он оказался там случайно. В другом месте на него ждет настоящая любовь и счастье.

Он не понимает, чему он должны страдать и хочет кое-как выехать из города. И когда такая возможность появляется, он остается. Чему? А если бы он поехал, то перестал бы быть Рамбером, достойным своей любви, он стал бы также зачумленным, как и все жители города.

Ведь они были “зачумленные” еще до того, как пришла настоящая Чума. Серые улицы, серые дома, серые развлечения, такие же серые души у людей. Обычный круг обязанностей каждый день. “Город без голубей, без деревьев, без садов, где не услышишь ни хлопанья крыльев, ни шелеста травы,- словом, без особых примет”.

И люди там тоже “без особых примет”, люди, мертвые еще до того, как заболели Чумой…

Но Чума ужасная не только тогда, когда она сеет вокруг трупы, когда захватывает ум и сердце людей. Таких, как Коттар, какому равнодушные все моральные ценности. Это о таких, как он, существует выражение “банкет во время чумы”. И Чума его не зацепила, ведь он уже зачумлен.

Чума имеет много проявлений. И когда религиозные фанатики берут оружие, стараясь что-то довести, убивают безвинных людей – это Чума. И когда отец Панлю с пафосом, торжественно проговаривает: “Брать мои, к вам пришло бедствие, и вы заслуживаете на него! – все больше зажигаясь, уверяет: – Праведным незачем бояться, но грешные справедливо дрожат от ужаса”, – это тоже Чума, подъем больше всего идеи слепой веры.

Но “человек – это не идея”,- говорит Рие. И Панлю с ужасом убеждается в этом, когда видит свою абстракцию в жизни – смерть сына Отона. “У этого, надеюсь, не было грехов”,- бросает Рие у лицо Панлю.

И друг Рие Тарру тоже это понял. Он стал против бессмыслицы смертных приговоров и решил бороться с обществом, которое базируется на этом, с Чумой. Конечно, его друзья тоже выносят смертные приговоры, но все они уверены, что “эти несколько смертей необходимые, чтобы построить мир, где никого не будут убивать”. Знакомые слова…

Ведь Родион Раскольников тоже так считал: “За одно жизнь – тысяча спасенных… И и что значит на общих весах жизни этой жалкой старой? Не больше как жизнь вши…”. Так, но же Тарру говорит: “Если уступить один раз, то где граница?”.

Кто ее определяет? И вообще, кто дал право одному человеку осуждать и убивать другую? Тарру горько признает, что “на протяжении лет, как был, так и остался зачумленным, а сам всеми силами души верил, что борюсь с Чумой”. Можно ли на крови и насилии выстроить новый, чистый мир?

Чума – это зло, это ненависть. Тарру знает, что каждый носит ее в себе, что не существует такого человека в мире, которой бы она не затронула. Чем больше человеческая ненависть, тем более сильной становится Чума. “Эта история касается одинаково нас всех”,- говорит Рамбер.

Досадно быть счастливым одному…

Конец романа кажется оптимистичны М: Чума отступила, люди радуются, все счастливы… Так, в самом деле, Добро должно побеждать. Но, глубоко осмыслив написанное, можно заметить: Чума не побеждена, а просто каким-то дивом она отошла, как зверь, обессиленный в борьбе, концентрируя свои силы для того, чтобы нанести новый удар.

Она питается человеческой ненавистью и завистью, и счастливые люди на улицах города не знают того, что знает Рие: “Микроб чумы некогда не умирает, некогда не исчезает… он терпеливо ждет своего часа и, возможно, придет на горе и поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и отправит их умирать на улице счастливого города”. И единым выходом из этого, на мысль Рие, есть внутренний стрежень, который побуждает делать то, “что нужно осуществить и должны делать все люди вопреки страху, вопреки личным нерешительностям, все люди…”.

Читайте также: