Андрей ткачев про коронавирус

Обновлено: 19.04.2024

С начала пандемии COVID-19 у людей обострились самые разные страсти. В том числе пресловутый "национальный вопрос". Конечно, гости из ближнего зарубежья нередко ведут себя неподобающе, и это необходимо пресекать. Но как при этом по-христиански относиться к нашим гастарбайтерам?

В последнее время из-за распространения коронавирусной инфекции обострились разговоры про гастарбайтеров. Как к ним относиться: выгонять или не выгонять, кормить или не кормить и тому подобное. На самом деле это очень серьёзная тема, поскольку в многонациональном государстве любые национальные вопросы отличаются особой остротой. И надо быть весьма внимательным, чтобы не поджечь наш общий дом.

В подобных случаях я всегда вспоминаю библейские принципы отношения к пришельцам. Сам Господь Бог в Законе, данном евреям во время Синайского откровения, много раз повторял: вы были пришельцами, изгнанниками в Земле Египетской. "Душу пришельца вы знаете", то есть знаете, что такое быть не в своей земле.

Действительно, кто от доброй жизни приезжает в чужую землю? Никто. Ну, разве что какой-нибудь олигарх поменяет родной Семипалатинск, к примеру, на Сохо лондонский. А вообще нормальные люди не покидают родные насиженные места из-за хорошей жизни. Покидают же обычно только тогда, когда не могут иначе прокормить свою семью.

Именно поэтому Господь и говорит: "Вы знаете душу пришельца". Душу тоскующую, душу страдающую, душу униженную и оскорблённую, душу беззащитную. Её можно вытащить из этой норы, депортировать в шесть секунд, без денег, с запрещающим штампом в паспорте, и всё. То есть это – страдающие несчастные люди, и именно так надо на них смотреть.

С другой стороны, сколько русских живет "там", во всех этих Европах и Америках? Миллионы! И неважно, что они "там" делают, но сидят же, и никто их не выгоняет. Когда Михаил Чехов весь Голливуд учил играть "по Станиславскому", никто не выгонял его за то, что он русский. Когда Сикорский "там" выдумывал свои вертолёты (жалко, что не у нас), обогащал американскую промышленность и научную мысль. Напротив, их "наши" взяли и выгнали из России.


Господь любит пришельца, Он призывает дать ему хлеб и ризу, то есть еду и одежду. Ещё в Законе оговаривается, чтобы человек не унижал пришельца. Чтобы не превозносился над ним. Чтобы относился к нему милостиво и человеколюбиво. Потому что, в конце концов, все мы странники и пришельцы. У нас нет здесь "пребывающего града". В Священном Писании есть яркая цитата святого апостола Павла из его Послания к евреям, которую всем стоит знать наизусть:

Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14).

То есть мы не имеем здесь постоянного города, но ищем того, который устроил Сам Бог. А в этом мире мы, как и Авраам, не имеем земли на стопу ноги. Авраам ходил, слонялся по свету, с Богом разговаривал, не имея вообще никакой земли. Он только за серебро купил пещеру, чтобы похоронить свою любимую Сару. И был как чужак везде.

И мы тоже чужаки, тоже странники. Как в раннехристианском "Послании к Диогнету" говорится, что христиане – особый род людей, у которых любая земля – чужбина, и любая земля – Родина. Как говорится в 23 псалме: "Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней". Любая Родина – чужбина. Потому что покинешь её, уйдёшь отсюда и оставишь всё здесь, и не будет тебя здесь. Дай Бог, чтобы тебя помнили. А может быть, и забудут.

Поэтому человеку нужно милостивно и терпеливо относиться к любым пришельцам. Нет ни одной моноэтнической страны в мире, за исключением разве что какой-нибудь закрытой от других стран Северной Кореи. А потому, так или иначе, но везде мы все смешаны. А те люди, которые приезжают к нам, не от добра приезжают. Разве какой-нибудь таджик бросит свой Душанбе ради этой пыльной Москвы, чтобы здесь долбиться за рулём по 20 часов в сутки и даже спать в машине?

Поэтому, как мне кажется, нужно относиться к ним терпеливо и спокойно. Не забывая о том, что мы, русские, разленились. К сожалению. Будучи русским, я со всей ответственностью заявляю об этом. Сегодня большой труд найти русского работника и в фермерском хозяйстве, и в дорожном строительстве. Сегодня, невзирая на карантин, мосты и развязки строят по всей стране. А кто строит? Люди, чья кожа покоричневее, чем у нас.

Поэтому не стоит на них обозляться, искать в них причину своих проблем. Коронавирус нам занесли не гастарбайтеры, не таджики или узбеки. Вирус занесли те, кто по Италиям мотался, кто на Бали грел свои жирные телеса. Они к нам и занесли разные инфекции, обитавшие в Индокитаях и Европах.

Поэтому библейский принцип отношения к иноплеменнику должен соблюдаться в христианской стране. Ты знаешь душу пришельца. Ты знаешь, как горько ему без семьи, без родного дома, без родного хлеба, без родного языка. Как трудно жить в иноязычной среде. Поэтому жалейте этого человека, относитесь к нему как к человеку. И он к тебе как человек отнесётся. Напомню: многие наши дети Великую Отечественную войну пережили в Ташкенте и Душанбе, в узбекских и таджикских семьях. И выжили там.


Нельзя по-свински относиться к людям другого языка, другой религии, другого цвета кожи. Мы христиане. Мы научены Библией любить людей. И нужно практически это реализовывать. Гастарбайтеры такие же люди, как и мы. Просто им немножко хуже, чем нам. А мы чуть-чуть ленивее, чем они. Вот из этого всего и надо делать вывод.

В воскресной проповеди в Неделю Крестопоклонную в храме Святителя Василия Великого в Зайцеве известный православный пастырь и проповедник, ведущий телеканала "Царьград" протоиерей Андрей Ткачёв коснулся ряда очень важных социальных тем, в том числе – навязываемой обществу паники вокруг коронавируса.

От редакции: В Неделю Крестопоклонную, 22 марта 2020 года, по завершении Божественной Литургии в подмосковном храме Святителя Василия Великого в Зайцеве отец вышел на амвон в необычном виде: в богослужебном облачении и мощном респираторе, напоминающем противогаз. Чем вызвал живую реакцию верующих, после чего, в ответ на смех прихожан, батюшка, сняв респиратор, произнёс: "Чтоб вы так ржали над этими бесовскими гадостями всю жизнь! Эти гады нас замучили: все эти телевизоры, вся эта нечисть проклятая!"

Тем самым отец Андрей, со свойственным ему чувством юмора и умением иронизировать над навязываемой нам массовой паникой из-за коронавируса, наглядно показал, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. По сути, батюшка использовал древний метод православных юродивых, порой доводивших до абсурда и мнимого безумия свою реакцию на ключевые проблемы и пороки общества и благодаря этому вскрывавших их куда глубже многих других проповедников. Далее публикуем текст этой проповеди протоиерея Андрея Ткачёва с небольшими сокращениями.

Семь слов Христа на Кресте

Поговорим не о том, что нас повеселило, а о том, что нас спасет: о Кресте Господнем. Наш Жизнодавец Иисус Христос сказал на Кресте семь слов. До 30 лет он не проповедовал, потому что нельзя слушать людей молодых: евреи прекрасно понимали, что пока ты ещё "зеленый", чему ты будешь меня учить. Если мне, например, 70, а тебе 20. Это наша современная блудная цивилизация привыкла ставить малолеток на великие посты. Но пока у тебя молочные зубки, сиди в углу и не чирикай.

Ткачев

Протоирей Андрей Ткачёв рассказывает, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. Фото: Телеканал "Царьград"

А потому и Сам Христос по закону еврейскому до 30 лет никому ничего не проповедовал, а потом всего лишь три года проповедовал. Вот, например, я уже 27 лет проповедую, а Он только три года. Некоторые из нас, священников, уже 50-60 лет в сане, но не перевернули весь мир, многие вообще почти ничего не сделали. А у Христа, проповедовавшего всего три года, вместе были и Слово, и Дело: "встань!" – встал, "исцелись!" – исцелился. Ветру говорил, морям говорил, рыбам говорил, птицам говорил, земле говорил, хлебу говорил, и все Его слушались.

А потом замолчал. Когда Господь пошёл на Крест, он прекратил разговаривать. Как сказал Екклесиаст: "Есть время говорить и время молчать". Так оно и есть: бывает, что нужно рассказывать, а бывает, что уже не нужно ничего говорить: либо уже все всё поняли, либо уже никто ничего не поймёт. В какой-то момент нужно уметь замолчать. И вот Христос довольно долго висел на Кресте и сказал за это время всего семь слов, и я бы хотел, чтобы вы знали их наизусть. C XVIII века существует европейская музыкальная традиция писать оратории о семи словах Христа на Кресте.

Первое, что Он говорил – говорил Отцу Небесному: "Отче, прости им, они не знают, что творят". Эти слова знают все. Конечно, когда мы грешим, зачастую не понимаем, что делаем. И Он, безгрешный, висевший за нас на Кресте, молился о нас.

Потом он разговаривал с Мамой, Богородицей, и Своим любимым учеником апостолом Иоанном. Маме говорит: "Это сын Твой", а ему: "Это мама твоя". Потому что у Неё больше никого нет: только один Сын, и ни одной живой души родственников: Иосиф Обручник уже умер, а Сын висит Распятый. В этих словах много смысла: некоторые богословы говорят, что так, через Иоанна, нас всех Господь усыновил Матери Божией. Думаю, так и есть, но нужно быть немного похожим на самого Иоанна, чтобы быть усыновлёнными Божией Матерью. Или хотя бы прочитать Евангелие от Иоанна.
Если Бог добрый, почему мы так страдаем?

Затем Господь обратился к разбойникам. Разбойники оба до какого-то времени хулили Христа: и праведный, и неправедный. Говорили, если Ты Христос, сними и Себя, и нас. И это понятно: мы с вами только об этом и говорим Богу: Если Ты такой добрый, то почему мы так страдаем? Либо Ты недобрый, либо Ты слабый. Либо Ты не можешь меня спасти, либо не хочешь. Вот что говорит человеческое сердце, прелюбодейное и разбойничье, постоянно обвиняющее Бога в своих бедах: мне так плохо, а Ты где вообще?

вирус

Ситуация в Москве в связи с угрозой распространения коронавируса. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"

Но один из разбойников, тот, что висел справа, вдруг прозрел, уверовал. Это великая вера, которую мы вспоминаем, говоря перед Причастием: "Яко разбойник исповедую Тя". То есть каждый раз причащаемся с памятью про этого святого разбойника, который, уверовав, говорит Христу очень важные, огненные слова: "Вспомни меня". Не "спаси", не "дай мне Рай", а просто "вспомни в Царствии Твоём".

Представьте: Христос был обезображен, унижен, осмеян, оплёван и изувечен. Разбойники не были такими избитыми, как Он. Казалось бы, какое у Него может быть Царство? И вдруг одному из разбойников стало понятно, что это – Господь. Большей веры нет, ведь хорошо верить, когда Господь по водам ходит, хлебы умножает и мёртвых воскрешает, а совсем другое – уверовать в Распятого, прибитого ко Кресту. И Господь отвечает разбойнику: "Сегодня будешь со Мною в Раю".

Это, конечно, всё про нас, потому что мы с вами разбойники. Либо те, что слева, либо те, что справа. И это наша надежда, поскольку таких больших дел, которыми мы можем спастись, у нас не будет. Мы слабые грешники, которых червяк съест, и нам только "через разбойника" спасаться, "разбойничьей верой", "разбойничьим покаянием".

Это три первых, больших слова Господа на Кресте. Потом пошли малые. Дальше Он говорит "жажду!", и стоит перед Ним сосуд с уксусом, воины берут губку, втыкают на трость, обмачивают и тычут Ему в лицо. Конечно, чтобы понять это, нужно самим попробовать не пить весь день и в момент сильнейшей жажды обмочить губы уксусом.

Следующие слова в Евангелии переданы в арамейском произношении: "Или, Или! лама савахфани". Невозможно произносить их нормальным голосом, в душе всё переворачивается: "Боже мой! Боже мой! Зачем Ты Меня оставил?" – это слова из 21-го псалма. Христос страдал по писанному в Священном Писании: в 21-м псалме написано всё про Распятие. Как будто перед ветхозаветным царём Давидом, автором псалмов, всё это происходило. За полтысячи лет до страданий Христа он описал их. И начинается этот псалом со слов, которые затем Господь произнёс.

То есть Господь всё на Себя взял, даже то, что ему иноприродно. Он не может быть вне Отца, но даже это почувствовал на Кресте. Это вообще самые кошмарные слова, которые вообще когда-либо были в мире. Внутри этих слов помещается вся трагедия человеческой жизни. Мы оторвались от Господа, и нам от этого плохо, ужасно плохо. И ничем не заменишь этого, сколько ни бегай в поисках замены, находя только всякую дешёвку.

Это было пятое слово Христа. Затем Он произнес "свершилось!", то есть всё. Всё, что нужно, Я уже сделал. И наконец, когда преклонил главу, сказал последние слова Отцу: "Отче, с миром прими Дух Мой", и отдал Душу в Его руки. А после этого сошел в ад заканчивать наше спасение.

Русский вообще не должен ничего бояться

Работа у Христа не закончилась, Он и сейчас работает, сидя одесную Отца, но если нужно, Он встанет. А потом придёт и будет всех нас судить. И где окажутся те, кто боится всякого чиха? Ведь никто ещё никого даже не бил за веру, только чихнул кто-то, и они все испугались. Как же мы дёшево стоим! Говорим "святые мученики, молите Бога о нас", и так испугались! Стыд и кошмар! Это не русское поведение. Русский вообще не должен ничего бояться, русский человек должен только Христу служить и умирать с улыбкой. Всё остальное – не наше занятие.

зрам

Профилактические меры в храме Илии Пророка в Черкизово в связи с ситуацией с коронавирусом. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"

И когда вы будете подходить ко Кресту, выучите семь слов Господа. Потому каждое из них даёт человеку то, о чём ему думать и плакать. И так возле Креста можно стоять. Зайдя в храм, не беги к свечкам, не нужно сразу писать записки, это потом. Иди ко Кресту, встань возле Креста и вспомни семь слов, которые Господь сказал, когда умирал за нас. Многие были в Иерусалиме, а толку с того. А если не были ни разу, но всю жизнь знали Божие слово, был бы толк. На Голгофе был тот, кто любит Господа и знает и носит в сердце Его святые слова. Вот это – настоящий Иерусалим. И я зову вас в настоящий Иерусалим, в Божий Город.

Держитесь за Крест, и так спасёмся. А на все остальное – плевать. Мы должны быть смелые и весёлые, а плакать должны возле Креста Господня. Аминь и Богу слава!

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Русские не боятся смерти, а тут коронавирус: Отец Андрей Ткачёв назвал способ пережить пандемию

Тем самым отец Андрей, со свойственным ему чувством юмора и умением иронизировать над навязываемой нам массовой паникой из-за коронавируса, наглядно показал, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. По сути, батюшка использовал древний метод православных юродивых, порой доводивших до абсурда и мнимого безумия свою реакцию на ключевые проблемы и пороки общества и благодаря этому вскрывавших их куда глубже многих других проповедников. Далее публикуем текст этой проповеди протоиерея Андрея Ткачёва с небольшими сокращениями.

Семь слов Христа на Кресте

Если Бог добрый, почему мы так страдаем?

Затем Господь обратился к разбойникам. Разбойники оба до какого-то времени хулили Христа: и праведный, и неправедный. Говорили, если Ты Христос, сними и Себя, и нас. И это понятно: мы с вами только об этом и говорим Богу: Если Ты такой добрый, то почему мы так страдаем? Либо Ты недобрый, либо Ты слабый. Либо Ты не можешь меня спасти, либо не хочешь. Вот что говорит человеческое сердце, прелюбодейное и разбойничье, постоянно обвиняющее Бога в своих бедах: мне так плохо, а Ты где вообще?

То есть Господь всё на Себя взял, даже то, что ему иноприродно. Он не может быть вне Отца, но даже это почувствовал на Кресте. Это вообще самые кошмарные слова, которые вообще когда-либо были в мире. Внутри этих слов помещается вся трагедия человеческой жизни. Мы оторвались от Господа, и нам от этого плохо, ужасно плохо. И ничем не заменишь этого, сколько ни бегай в поисках замены, находя только всякую дешёвку.

Русский вообще не должен ничего бояться

И когда вы будете подходить ко Кресту, выучите семь слов Господа. Потому каждое из них даёт человеку то, о чём ему думать и плакать. И так возле Креста можно стоять. Зайдя в храм, не беги к свечкам, не нужно сразу писать записки, это потом. Иди ко Кресту, встань возле Креста и вспомни семь слов, которые Господь сказал, когда умирал за нас. Многие были в Иерусалиме, а толку с того. А если не были ни разу, но всю жизнь знали Божие слово, был бы толк. На Голгофе был тот, кто любит Господа и знает и носит в сердце Его святые слова. Вот это – настоящий Иерусалим. И я зову вас в настоящий Иерусалим, в Божий Город.

Держитесь за Крест, и так спасёмся. А на все остальное – плевать. Мы должны быть смелые и весёлые, а плакать должны возле Креста Господня. Аминь и Богу слава!


Мир переформатируется на наших глазах. Вряд ли он уже будет таким, каким остался за порогом коронавирусной инфекции и всего, что с ней связано. И вообще он меняется: уже в ближайшие десятилетия или даже годы войны за углеводороды могут смениться войнами за водные ресурсы, в разных регионах мира вода может оказаться более важным ресурсом, чем нефть.

Раньше, параллельно с гонкой вооружений, шла гонка стандартов жизни: кто комфортнее живёт, тот и победил. Сейчас идёт новая гонка – кто проворнее в защите населения от различных эпидемий. И здесь на поверку советские осколки системы здравоохранения оказались гораздо эффективнее, нежели страховая медицина и прочие хвалёные штучки Запада. И, конечно, вакцину кому-то нужно было сделать первому. И вот наши отрапортовали, что ленточка прорвана, мы финишировали первыми. И не потому, что раньше всех какую-нибудь сырую штуку выкинули на рынок, но потому, что уже давно этим занимались.

Наши люди, выезжающие из своей привычной среды и попадающие в какую-нибудь Силиконовую долину или в какую-то химическую или биологическую лабораторию где-нибудь в Детройте или Северной Каролине, становятся там ведущими специалистами. То есть при создании нормальных условий, при снятии с глотки удушающей руки русский человек способен показать чудеса свободы, энергии, креативности. И у нас не перевелись ни врачи, ни теоретики, ни физики и математики, ни практики в ядерной энергетике и многом другом. Можно долго рассказывать про любимый лунный трактор и про другие такие вещи, в которых мы умеем быть первыми.

Просто хочу подчеркнуть элементарную вещь: не надо себя унижать на каждом шагу. Надо уметь отстаивать своё достоинство и гордость. Нужно знать свою историю, свои исторические достижения. Нет, не для того, чтобы надуть грудь колесом, непомерно раздувшись от чужих заслуг, а для того, чтобы поднять себя на духу и постараться быть достойным сыном достойных предков.

Наше первенство в вакцине, конечно, говорит и об успехах нашей науки, практической и теоретической, и о проворности наших умных голов, которые могут нам дать преференции и в мировой торговле. Эту вакцину теперь будут покупать, и нам нужно изготовить миллиарды этих ампулок, нужно, не переставая, потоком производить её день за днём. И всё это можно будет продавать и даже озолотиться на этом. Хотя русские обычно не любят об этом разговаривать. Хотя не нужно стесняться говорить и об этом.

Итак, мы умеем быть первыми. Русский человек при снятии с него костлявой руки налогового пресса, унижения, этой исторической долбёжки способен быть и христианином, и впереди планеты всей по всем позитивным показателям. Он просто должен быть таким! Я в это верю, я так хочу. И думаю, что все православные русские люди тоже этого хотят.


Тем самым отец Андрей, со свойственным ему чувством юмора и умением иронизировать над навязываемой нам массовой паникой из-за коронавируса, наглядно показал, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. По сути, батюшка использовал древний метод православных юродивых, порой доводивших до абсурда и мнимого безумия свою реакцию на ключевые проблемы и пороки общества и благодаря этому вскрывавших их куда глубже многих других проповедников. Далее публикуем текст этой проповеди протоиерея Андрея Ткачёва с небольшими сокращениями.

Семь слов Христа на Кресте

Ткачев

Затем Господь обратился к разбойникам. Разбойники оба до какого-то времени хулили Христа: и праведный, и неправедный. Говорили, если Ты Христос, сними и Себя, и нас. И это понятно: мы с вами только об этом и говорим Богу: Если Ты такой добрый, то почему мы так страдаем? Либо Ты недобрый, либо Ты слабый. Либо Ты не можешь меня спасти, либо не хочешь. Вот что говорит человеческое сердце, прелюбодейное и разбойничье, постоянно обвиняющее Бога в своих бедах: мне так плохо, а Ты где вообще?

вирус

То есть Господь всё на Себя взял, даже то, что ему иноприродно. Он не может быть вне Отца, но даже это почувствовал на Кресте. Это вообще самые кошмарные слова, которые вообще когда-либо были в мире. Внутри этих слов помещается вся трагедия человеческой жизни. Мы оторвались от Господа, и нам от этого плохо, ужасно плохо. И ничем не заменишь этого, сколько ни бегай в поисках замены, находя только всякую дешёвку.

Русский вообще не должен ничего бояться

И когда вы будете подходить ко Кресту, выучите семь слов Господа. Потому каждое из них даёт человеку то, о чём ему думать и плакать. И так возле Креста можно стоять. Зайдя в храм, не беги к свечкам, не нужно сразу писать записки, это потом. Иди ко Кресту, встань возле Креста и вспомни семь слов, которые Господь сказал, когда умирал за нас. Многие были в Иерусалиме, а толку с того. А если не были ни разу, но всю жизнь знали Божие слово, был бы толк. На Голгофе был тот, кто любит Господа и знает и носит в сердце Его святые слова. Вот это – настоящий Иерусалим. И я зову вас в настоящий Иерусалим, в Божий Город.

Держитесь за Крест, и так спасёмся. А на все остальное – плевать. Мы должны быть смелые и весёлые, а плакать должны возле Креста Господня. Аминь и Богу слава!

Читайте также: