Апокалипсис вирусы конец света

Обновлено: 25.04.2024

Понятия Апокалипсис война неразрывно связаны в книге Откровение как противостояние сил добра и зла в последнее время. Но какую связь имеют всадник апокалипсиса Война на рыжем коне и события на Украине сегодня?

Чей это проект? Мир очень изменился и понятно, что уже никогда не будет прежним.

Хочется понять, кто за этим стоит, и к чему нам нужно быть готовыми. Началась ли уже Третья мировая война, или нам ее еще ждать?

А если ждать, то когда. А, может, ее вовсе и не будет? Что же говорят пророчества Библии о нашем времени и событиях на Украине весной 2022 года?

Апокалипсис война на земле — первое горе

От появления на земле дракона будет целых три горя, которые скоро идут одно за другим:

  • после пятой трубы — саранча из бездны
  • после шестой — война при Евфрате и поклонение зверю
  • после седьмой — Армагеддон с Гогом и Магогом.

Когда дракон пал с неба на землю в виде большой звезды, то после пятой трубы началось нашествие некой очень воинственной саранчи. Потому что у большой звезды оказались в наличии ключи от бездны и она ее отворила. (Откр.9)

Первое горе – это война саранчи, выпущенной из бездны против людей. Конечно, саранча бы вредила всем людям, если бы могла. Но ей не дано было вредить тем, на ком ангелы поставили печать праведности, согласно 7 главе Откровения. Так же как и в Древнем Египте на косяках домов ставили начертания кровью агнцев, чтобы язвы египетские обошли верных стороной.

Нашествие саранчи — это пандемия коронавируса. Сегодня уже есть достаточно доказательств этому и толкование пророчества.

В откровении, написанном Иоанном Богословом (Апокалипсис с греческого означает Откровение), есть глава, которая рассказывает нам о событиях предшествующих Судному дню (Страшный суд, Судный день — в эсхатологии авраамических религий — последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним).

Четыре Всадника Апокалипсиса, которые олицетворяют собой правосудие над людьми с подачи Бога, принося на Землю смерть и разрушения. Глава начинается с описания книги, запечатанной семью печатями, которую держит в правой руке Сидящий на престоле.


Верить или не верить этим пророчествам, пусть решает каждый. Одно я знаю точно, что каждому человеку будет полезно задуматься, как бы он выглядел на таком суде. Никогда не поздно стать лучше самому, и начать делать этот мир хоть чуть-чуть прекраснее, добрее, справедливее и т.д., на это способен каждый из нас…


Символы Апокалипсиса. Четыре всадника, — начало или конец?

Но, бывает, приходят времена, когда необходимость в трактовках отпадает, ибо все встает на свои места и становится очевидным.

И все же, официальная же церковь напоминает, что Язык Апокалипсиса – это язык символов для описания неописуемого.

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Следом за белым всадником едет Рыцарь на рыжем, огненном коне, в руке его меч и пришел он взять мир с земли. Его именуют войной, но вернее понимать его как Раздор. И этот всадник вершит суд от имени Бога.

И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Раздор появляется , как цепная реакция в период сложных испытаний и выводит на поверхности не только явные, но и все скрытые конфликты. Если же обратиться взором к расположению небесных светил, то сегодня там экзальтирующее Солнце в самых неблагоприятных аспектах почти ко всему что можно и, как следствие, переизбыток энергий огня! Внешние обстоятельства, давление, конфликтные и аварийные ситуации готовы проявиться по любому поводу. Да и даже не поднимая глаза к небу, это можно увидеть и в лентах соц. сетей и в происходящему вокруг и даже в собственных настроениях ( разрубить все мешающее).

Третий всадник появляется следом — он на черном коне, его называют Голод. Всадник держит в руках весы.

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

К слову, из указаний, данных третьему всаднику можно видеть, что жизнь во время апокалипсиса продолжается, хоть и является временем суровых испытаний. Под голодом же здесь, в прямом смысле подразумевается не только оскудение запасов, но и неурожайность года. И хотя, очевидность экономического кризиса не вызывает вопросов, все же неурожайный год ( оливковое масло и вино останутся не поврежденными) по всем приметам очень даже может и случится и стать еще одним дополнительным фактором в серии следующих друг за другом испытаний.

У четвертого всадника бледный конь. Он не несет в руках ничего ( косу ему стали рисовать позднее). И имя его обозначено конкретно. Зовут его Смерть и он собирает свою жатву. Этот Всадник олицетворяет общие причины, которые вызвали предшествующие события. Мир погруженный в хаос, испытывающий недостаток возможностей для собственного восстановления оставляет мало шансов тем, у кого мало сил. Очевидно, что после всех испытаний количество погибших в связи с общим воцарившимся хаосом неизбежно увеличивается.

Здесь примечательно, что примерно обозначены потери. Это четвертая часть всей планеты.

Об Аде мы поговорим чуть попозже, ведь тема Апокалипсиса огромна и она обязательно будет продолжена.

Всадники апокалипсиса

Всадники апокалипсиса — что они несут человечеству? Новое прочтение даёт следующий ответ: вирус, война, голод и новый мировой порядок.

Четыре всадника Апокалипсиса: новое прочтение откровения Иоана Богослова

На протяжении всей истории цивилизации понятие апокалипсиса так или иначе присутствовало у всех народов и цивилизаций. Откровение, о конце света, возвещающее эпоху очищения страшными событиями, является частью каждой крупной религии и веры на протяжении веков. Однако, одно из самых интересных пророчеств относится к знаменитым Четырем Всадникам Апокалипсиса, которые фигурируют в Библейской Книге Откровений.

Когда Звучат Семь Труб!

В откровении, написанном Иоанном Богословом, есть глава, которая рассказывает нам историю Судного дня: четыре Всадника Апокалипсиса спускаются на землю, чтобы уничтожить её население. Глава начинается с описания Божественного свитка, который держит Бог в правой руке. Он запечатан семью печатями. Их открытие и последующий апокалипсис ознаменуют полное вымирание человечества.

Кого в действительности увидел Иоан вознесшись на небо?

Здесь, как нельзя лучше подойдёт цитата из евангелия от Матфея (принадлежащая самому Христу), глава 7, стих 15-20:

Для начала надо учесть, что в откровении речь идёт о целенаправленном уничтожении всего населения земли путём снятия печатей. Другими словами печати снимаются намеренно, чтобы привести к смертям и страданиям взрослых и детей.

Белый Всадник Апокалипсиса: корона и пандемия

Красный Всадник Апокалипсиса: глобальная общемировая война

Черный Всадник Апокалипсиса: голод, суррогатный алкоголь и масло

Другая легко интерпретируемая фигура, черный всадник почти всегда описывался как олицетворение Голода. Черный цвет лошади широко приписывался негативным аспектам — траур, падальщики, ночь, опустошение и уныние — все это также является аспектами голода.

В этом отрывке говорится, что одной копейки (оригинал. denarius) хватило бы, чтобы приобрести только скудный рацион пшеницы, а еще меньше — ячменя. Очевидно, что это символичный взгляд на то, как выглядел бы голод, если бы пшеница была основным продуктом питания, ведь без нее нет и хлеба (во времена написания откровения, так и было).

В заключительной части отрывка говорится, что в то время как цены на пшеницу и ячмень страдают, цены на масло и вино не должны меняться. Еще одна интересная отсылка. Вокруг голод, однако алкоголя в избытке, так как цены на него не изменились. Только суррогатный (синтетический) спирт может стоить копейки на фоне отсутствия натуральных продуктов. Как результат — люди деградируют и умирают.

Избыток масла также подтверждает суррогатность на фоне отсутствия сырья для его приготовления (оливки, подсолнечник и т.д.). Кроме того, что суррогат масла сам по себе опасен, на его фоне опьяняющее действие алкоголя уменьшается (нужно выпить больше), риск отравления усиливается. В общем, кто не умер от вирусов, суррогатов, войны и алкоголя умирает от сердечно — сосудистых заболеваний.

Бледный всадник Апокалипсиса

Последний, четвертый всадник служит своеобразным эпилогом, драматическим крещендо, кульминацией которого является самая могущественная и боязливая всадница — сама Смерть. Во всей главе это единственный всадник, который был назван, и единственный, у кого нет оружия — ибо он сам является оружием. Всадник и лошадь изображены как безжизненные трупы, однако способные погасить весь образ земной жизни.

Бледный всадник содержит элементы всех предшествующих и может быть назван самым значительным из четырех. По его следам идет ад, окончательная кульминация всего самого ужасного. Его власть простирается над четвертой частью земли, вероятно, что 3/4 населения на этот момент уже погибло.

Всемирная одержимость апокалипсисом возникла на почве различных социально-политических опасений. На фоне экологических катастроф осознаётся хрупкость человеческой цивилизации. Поэтому режиссёры с успехом берут такие темы за основу для современных фильмов ужасов, триллеров и боевиков. Особенно популярна тема зомби, что объясняется страхом людей перед проблемой перенаселения и эпидемиями.

Представляем подборку фильмов, в которых действия происходят в постапокалиптическом мире или в разгар.

Всемирная одержимость апокалипсисом возникла на почве различных социально-политических опасений. На фоне экологических катастроф осознаётся хрупкость человеческой цивилизации. Поэтому режиссёры с успехом берут такие темы за основу для современных фильмов ужасов, триллеров и боевиков. Особенно популярна тема зомби, что объясняется страхом людей перед проблемой перенаселения и эпидемиями.

Представляем подборку фильмов, в которых действия происходят в постапокалиптическом мире или в разгар апокалипсиса, наступившего в результате эпидемий.

Затаившись / Hidden (2015)
Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,2

Затаившись / Hidden (2015)
Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,2

Воины света / Daybreakers (2009)
Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,6

Прошло 10 лет с тех пор, как эпидемия превратила большинство населения в вампиров, которые охотятся на людей, как на основной источник пищи. Человеческая популяция на грани исчезновения, а перед кровопийцами острый.

Воины света / Daybreakers (2009)
Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,6

Прошло 10 лет с тех пор, как эпидемия превратила большинство населения в вампиров, которые охотятся на людей, как на основной источник пищи. Человеческая популяция на грани исчезновения, а перед кровопийцами острый продовольственный кризис, поскольку без крови они стремительно деградируют в безумных монстров. Доктор Эдвард Далтон, вампир и гематолог, работающий в фармацевтической фирме, занят поиском кровозаменителя. Тем временем группа людей находит решение проблемы в том, чтобы возвращать вампирам человеческий облик.

Репортаж / [Rec] (2007)
Рейтинг IMDb: 7,4; Кинопоиска: 7

Репортаж / [Rec] (2007)
Рейтинг IMDb: 7,4; Кинопоиска: 7

Новая эра Z / The Girl with All the Gifts (2016)
Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,1

Новая эра Z / The Girl with All the Gifts (2016)
Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,1

С началом распространения коронавирусной инфекции, а также паникой, усердно нагнетаемой СМИ, активизировались и апокалиптические чаяния церковного народа. Ситуацию усугубляет еще и тот факт, что на каноническую территорию большинства Православных Церквей все это безобразие пришло в Великий пост, а пик заболеваемости подкрался аккурат под Пасху.


Но сегодня вроде как время особенное, поэтому, дабы немного успокоиться, нужно сказать пару слов о том, что же нам говорит Откровение апостола Иоанна Богослова. Начать хотелось бы с конца, а точнее со слов: Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (Откр 22:20–21).

Давайте подумаем вот о чем: если, предположительно, кто-то из нас все-таки доживет до последних времен, то он все равно увидит лишь некую малую часть тех страшных событий, касающихся конкретно его жизни.

Но вот апостол Иоанн лицезрел все в совокупности — и после этого он не трясется, не паникует, а заканчивает свое повествование таким замечательным возгласом. Таким образом, итоговый акцент он все равно делает на Спасителе, а не на антихристе.

Сегодня приходится слышать много фантазий некоторых ученых, философов и писателей о космическом прошлом или кибернетическом, технократическом будущем человечества, выстраиваются возможные планы и сценарии, но только вот все эти разговоры избегают самого главного — смысла. Куда мы идем? Для чего существуют люди? Почему существует мир? Неужели все закончится сырой могилой для каждой отдельной личности и пустым безжизненным пространством для вселенной?

Мы прекрасно понимаем, что нет. Поэтому Апокалипсис, как часть Священного Писания, — это еще и книга смыслов. В ней нужно видеть не крах нашей больной цивилизации, к которой мы так привязаны, а потому и боимся, не разрушение наших надежд и планов на отпуск, в конце концов, даже не трудности, которые придется пережить последним христианам на земле, а победу Христа над дьяволом, победу жизни над смертью, уничтожение всего того зла, что делается человеческими руками и бесовскими лапами.

Приведем пример. В шестой главе Откровения читаем следующее: И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Евсевий Кесарийский упоминает, что многие христиане ассоциировали эти слова не с далеким будущим, а со временем гонений императора Максимиана.

Является ли коронавирус признаком Апокалипсиса?

Упоминание о болезнях можно видеть и в таких словах: Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр 16:10–11). Здесь же речь идет о язвах, которыми Господь поразит обольщенных антихристом людей, т. е. о вполне конкретном физическом наказании, вряд ли это можно отнести к коронавирусу, при его-то 80 % легкости форм и смертности в 3-4 %, причем людей в среднем 70-80 лет.

То, что сегодняшние мировые события — это некая репетиция будущих действий по прельщению людей антихристом, вполне возможно, но нам еще предстоит это осознать исходя из последствий, которые наступят в дальнейшем.

Сейчас же что-то утверждать с весомой долей вероятности еще не приходится. Стоит ли нам, христианам, бояться возможных грядущих испытаний? Конечно, нет. Мы же ждем не антихриста, а Спасителя нашего, а если кому и доведется увидеть кончину мира, то время это, несмотря на всю тяготу, должно стать временем счастливого и терпеливого ожиданий самой важной встречи со Христом: Ей, гряди, Господи Иисусе!

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, — самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр 4:4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви — ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21:12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского — автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24, 25), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Старцы. Анжерский гобелен, XIV век

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Вульгата. Швейцарская национальная библиотека. Примерно 820 год

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец — основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

Четыре всадника

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)

Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Такое восприятие четырех всадников отражено в знаменитой гравюре Дюрера

Два свидетеля

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).

Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.

Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)

Жена, облеченная в солнце

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:1–2).

С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9:14–15; 25:1–13; Ин 3:29; Еф 5:22–33; 2 Кор 11:2; Откр 19:7–9; 21:2, 9).

Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын — это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.

Дракон

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4).

Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей.

Два зверя

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1).

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11).

В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.

Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10).

Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Зверь из земли. Источник

Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17:1–3).

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:9–10).

Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)

Послесловие, или Почему текст Апокалипсиса такой запутанный

У неподготовленного читателя Апокалипсиса может возникнуть вопрос: почему этот текст написан так запутанно и зачем нужно было наполнять его таким огромным количеством символов, вместо того чтобы рассказать о будущем конце мира четко и недвусмысленно? Да, Апокалипсис написан сложно, но ни в коем случае не запутанно.

Книга отличается стройной и до мелочей продуманной композицией, внимательное изучение которой позволит увидеть последовательно разворачивающуюся перед нами повествовательную и драматургическую логику текста. Мир символов Апокалипсиса действительно очень многообразен и может создать впечатление беспорядочной калейдоскопической пестроты. Однако большинство образов книги имеет очевидные ветхозаветные истоки, и создаваемый библейскими повествованиями контекст позволяет преодолеть большинство возникающих при толковании Апокалипсиса затруднений. А писать четко и недвусмысленно в житейском смысле о вещах божественных невозможно. Ни одна из библейских книг не является простой для понимания.

Нужно иметь в виду, что речь в Священном Писании идет о Боге и Его деяниях, а человек в силу своей ограниченности и греховности не в состоянии понимать Божественный мир с той же степенью очевидности, что и дела житейские. Сложный язык Писания вообще и Апокалипсиса в частности свидетельствует о том, что от человека для постижения Божественной реальности требуется серьезный труд — как духовный в самом общем смысле слова, так и специфически читательский.

Вообще, специфической особенностью Откровения Иоанна Богослова является огромное количество перекличек с другими библейскими книгами, в силу чего Апокалипсис оказывается своего рода резюме всей Библии. Читая его, христианин погружается в мир Слова Божия во всем многообразии его проявлений в священных книгах и как бы заново проходит через всю Библию.

Во-первых, это Священное Писание. Апокалипсис нужно читать в контексте всей Библии, ни в коем случае не воспринимая его свидетельство изолированно. Во-вторых, это святоотеческие книги, так или иначе связанные с толкованием Откровения Иоанна Богослова. И, в-третьих, это посвященные ему труды серьезных современных ученых-библеистов. Обращение к указанной литературе способно обезопасить читателя Апокалипсиса от духовного вреда.

Что касается современной литературы, посвященной Апокалипсису, можно указать на комментарии священника Николая Орлова (Апокалипсис св. Ионна Богослова. Опыт толкования. М. 1904; переиздано: СПб., 1999), Н. Н. Глубоковского (Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. Джорданвилль, 1966; переиздано: СПб., 2002), протоиерея Сергия Булгакова (Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948; переиздано: М., 1991) и архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М., 2015).

Читайте также: