Архиепископ амвросий во время чумы

Обновлено: 17.04.2024

Если говорят об антипрививочниках, то иной раз не к месту вспоминают и православных священников. Вот чего чего, но я ни разу пока не читал, что хоть один православный деятель призывал не прививаться. И давайте я вам расскажу страшную и честную историю с медицинским уклоном.

В 1771 году в Москве произошёл Чумной бунт. Ему предшествовал целый ряд крайне не умных решений светской власти и удары с разных сторон внутри страны и снаружи.

Для начала, в момент бунта и в общем то в момент начала эпидемии, шла очередная Русско Турецкая война. Скорее всего чума передалась именно с её театра. Люди там понятное дело умирали массово, многие были ослаблены, куча ран, мухи, крысы и всё как полагается. В итоге то ли с тканью, то ли с заражёнными ещё живыми людьми, болезнь прицепилась к России и пошла на север.

Внутри страны с управленцами было туго. С одной стороны были те же Орловы, которые не боялись даже лично дьявола и тут же был Пётр Салтыков, который толком не организовал даже карантины, при начале заражения чумой, а когда стало горячее, просто смысля в свою усадьбу в Марфино и следом грянул жуткий бунт.

А проходило всё так. Хотя эпидемию довольно быстро начали определять как чумную, буквально с первых заражённых, но лечить толком её не умели тогда, точнее могли, но из за организации дурной, из за разгильдяйства градоначальника, денег почти не давали на это и даже основные мероприятия делались из рук вон плохо. А когда организовали карантины, они оказались худшим из способов её сдержать. Какие то бараки без туалетов, воды, без каменного пола, туда просто набивали всех подряд, порой и здоровых и оставляли гнить заживо. Одновременно Амвросий Зертис Каменский, деятельный и умный священнослужитель, знавший что такое чума, умевший пользоваться микроскопом, что даже по нынешним то временам ого го как круто, понимал к чему дело идёт.Люди в Москве, вместо осторожности и сидения по домам, стали активнее ходить в общественные бани - изгонять заразу и понятное дело, чума то привычная именно к влажности и высокой температуре, особенно в помывочном отделении, благодарно стало всех заражать.

Так же, верующие да не ведающие, стали устраивать крестные ходы, которые попытался запретить Амвросий, но Салтыков вместо помощи, оказал одну немощь, не выделяя толком нужного числа солдат для этих запретов. Люди просто игнорировали пяток старых солдат, остальные то, молодые, были на войне. Хотя конечно можно и нужно было подыскать добровольцев и вооружить их, но Салтыков этим не озадачился. Он окуривал себя и свой дом можжевеловым дымом, боясь заразы.

Как и положено по Мёрфи - если ситуация плохая, то без вмешательства, она превратится в катастрофу. Поскольку от банек и крестных ходов, зараза стала расти по экспоненте, бараки в карантинах быстро переполнились и люди стали их разламывать, разбегаясь по Москве и Подмосковью, порой успевая убегать и дальше. Люди мёрли кто где - канавы сточные, избы и гостиницы, постоялые дворы и придорожные дворы, леса и поля. Зараза поползла по окружающим областям, а в Москве вообще умирали десятки человек в день и сотни заражались. Всё это привело верующих к простой как лапоть деревенский мысли - надо помолится ещё покрепче, у иконы какой нибудь. И тут же появилась пара дураков, которые сказали, что им было виденьице и мол надо молится Боголюбской иконе Божией Матери, она тогда находилась рядом с Воротами Донского монастыря. Под иконой поставили ящик для пожертвований, приволокли свечей на продажу и понеслась косная.

Икону облепили свечками, а страждущие и помирающие, истово лезли её целовать, всеми. Думаю понятно что творилось когда слюна так перемещалась с губ на губы? Амвросий тоже понял. Заметьте - это был православный священнослужитель! Он лично пришёл с малочисленными солдатами к иконе, приказал запечатать короб для пожертвований, а икону немедленно снять, само собой на время.

Люди тут же взъярились и накинулись на солдат. На время, примерно на сутки, Амвросий успел спастись к храме, но его нашли и разломали умному мужику голову. После чего Москва погрузилась в зелёно-кровавую карусель. Зелёную, потому что главный признак чумных был в виде зелёной харчмы, которой все плевались и в виде таких же соплей и язв, которые гноились с примесью зелёной сукровицы. Под горячие ручонки попал даже эпидемиолог - Даниил Самойлович - его чуть не убили.

Остановил этот бедлам Пётр Еропкин - он в отличие от Салтыкова, сразу поднял на ноги Великолуцкий полк и в течение трёх дней порубил в капусту всех желающих дальше грабить и помирать от чумы. Следом приехал Григорий Орлов, моментально ставший душить эпидемию, а не окуривать себя можжевеловым дымком. Первым делом он почтил память Амвросия, человека который что смог, всё сделал. А затем разбил город на 27 частей, построил новые карантины, где людей начали именно что лечить, а не морить насмерть. Чума даже тогда лечилась, тот же Даниил Самойлович одним из первых доказал возможность даже прививок противочумных. Хотя конечно до полноценной вакцинации от чумы было ещё далеко, не тот был технологический уровень, но даже тогда он понимал - можно это будет делать.

Орлов для стимулирования людей приходить в Карантины добровольно
Цитата _____ Заражённым, прошедшим курс лечения в больнице, предлагали материальную поддержку. На заставах за городом мужчинам платили по 15 копеек в день, а женщинам — по 10. Женатых людей, выписавшихся из больницы, награждали по 10 рублей, холостых — по 5. Эта мера стала более эффективным средством по привлечению людей в карантины и по борьбе с чумой, чем самые строгие запреты[38].

Эпидемия стала причиной улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Москве: открывались новые бани, организовывались работы по починке дорог и расчистке площадей от старых построек и мусора, дезинфицировали жилища и избавлялись от бродячих животных. По воспоминаниям современников, Орлов лично обходил больницы, сопровождая врачей, и проверял качество содержания больных. Осенью эпидемия чумы пошла на убыль: в сентябре от болезни скончалось порядка 21,5 тысячи человек, в октябре — 17,5 тысячи, ноябре — 5,2 тысячи, а в декабре — 805 человек.

Более 300 участников бунта были отданы под суд, приговоры были подписаны лично императрицей в начале ноября. Четверо организаторов бунта и инициаторов убийства Амвросия повешены, около 200 участников были биты кнутом и отправлены на каторгу.

Согласно отчётам, предоставленным Орловым в Государственном совете, с момента начала эпидемии до конца ноября 1771 года в Москве от чумы умерло порядка 50 тысяч человек. Эти цифры подтверждаются данными московского врача Александра Судакова, называющими цифру в 56 907 человек[46][47]. В письме же Екатерины немецкому публицисту Фридриху Мельхиору Гримму от 30 января 1775 года отмечается, что в Москве от чумы умерло более 100 000 человек._____
__________________________________________________________________________________________________

В итоге не стоит зазря поносить имена православных деятелей. Как раз они довольно редко попадались в Российской истории на делах антинародных. Просвещение порой шло именно от церкви, это нельзя не признавать. И только вдумайтесь - поведение современных отрицателей прививок, почти копия поведения людей, живших без интернета и газет аж 250 лет назад. Придумывают сами себе правду и верят в неё. Осталось только каликов перехожих начать слушать, вместо эпидемиологов.

В тяжелобольном обществе не могут быть автономно существующие здоровые силы

250 лет назад, в ноябре 1770 г. в Москве обнаружилась чума. Её принесли солдаты, возвращавшиеся из турецкого похода. Та вспышка смертоносной болезни была самой страшной за всю историю города.

Предпринятых властями мер по прекращению болезни оказалось недостаточно, и началась эпидемия, пик которой пришёлся на период с июля по ноябрь 1771 г. Ежедневно умирали сотни людей, тела валялись на улицах.

Варварские ворота Китай-города с образом Богородицы

Варварские ворота Китай-города с образом Богородицы

В таких условиях мор усилился невероятно.

Осторожная попытка властей ограничить это сборище (решено было убрать лестницу, по которой люди поднимались к святому образу на башне, и опечатать собранные пожертвования) стала последней каплей, приведшей к бунту доведённых до отчаяния людей.

Убийство архиепископа Амвросия

Убийство архиепископа Амвросия

Показательна мотивация бунтовщиков: архиепископа Амвросия обвиняли в том, что он злонамеренно хотел лишить людей возможности просить заступничества у Богородицы и присвоить себе пожертвования, которые оставляли перед иконой в специальном сундуке.

И вот по прошествии 250 лет в похожей своими внешними обстоятельствами ситуации словно тени прошлого восстают те же суеверия, тот же страх, та же клевета. Как и тогда, сегодня определённая часть православных жгла глаголом сомневающихся, утверждая, будто в храме заразиться нельзя, а месяц спустя наиболее крупные монастыри (Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Дивеевский монастырь и т.д.) стали очагами распространения вируса. Как и тогда, в закрытии храмов для спасения жизней мерещились апокалиптические чудовища и химеры, и клевета на принявших решение служить при закрытых дверях росла и множилась, значительно обгоняя рост графика распространения вируса.

Размышления о пандемиях, карантинах, страхах и Божием Промысле. Часть 2


Пандемии возникают в мире постоянно – с интервалом от 10 до 50 лет. Регулярность же эпидемий не счесть. Читая в летописях сведения о многочисленные морах, диву даешься, как всё это выдержал наш многострадальный народ. Как он не вымер? Как на Руси продолжали рождаться дети, развиваться ремесла, строиться храмы, выигрываться сражения, а сама Русь невероятно разрасталась границами?

Моры прошлых веков

Первая отраженная в летописях эпидемия случилась на Руси в 1092 году. Охватив Полоцк, перекинулась на Киев. По-своему понятая и по-своему запечатленная в летописи эпидемия вызвала немалое смятение среди людей. Вот что читаем в Лаврентьевской летописи:

Как видим, многие отсиживались по домам, надеясь спастись от мора. Летопись отражает духовное толкование эпидемии:

Подлинная же катастрофа разразилась в XIV веке – чума.

Удивителен Промысл Божий. Вспыхнув возле монголо-китайской границы примерно в 1320 году, черная смерть, подобно пожару в сухом лесу, распространилась по миру, Руси же коснулась не сразу. Центральная Азия и Золотая Орда, Ближний Восток и Константинополь, Египет и Восточное Средиземноморье, вся Европа и Англия, Скандинавия и Ирландия – все оказались подобны маленькой мышке в лапах у хитрой кошки. Уже как 30 лет гуляла по миру пандемия, описывая полный круг возле Руси. Восток, юг, запад, север – все страны сдались, а в центре держалась Русь. И только в 1352 году черная смерть нанесла свой удар.

Поветрие началось со Пскова. Напуганные жители обратились за помощью к Новгородскому архиепископу святителю Василию. Прежде псковичи не раз досаждали ему своим непослушанием, однако в постигшей беде он немедленно проявил участие. Прибыв во Псков, совершил богослужение в трех церквах, крестным ходом обошел город и, как мог, утешал местных жителей. Он заразился и умер на обратном пути. А безжалостная чума бушевала в Новгороде.

Точных данных об эпидемии в Москве нет, но известно, что в это время умер великий князь Симеон, прозванный Гордым. Перед этим он оплакал двух малолетних своих сыновей, похищенных неизвестной болезнью. Умер и его младший брат Андрей Серпуховской. И прославленный в лике святых Московский митрополит Феогност умер в то же самое время.

Чума отступала и приходила опять. А в перерывах – другие поветрия. Иной раз летописи рисуют страшную картину: поля наполнены урожаем, а собирать его некому – сами люди стали обильным урожаем смерти.

В XV веке – оспа.

В XVI-м – зверствовал сыпной тиф.

Маленьким язычком пламени чума вновь обнаружила себя на одном из московских дворов и возгорелась могучим пожаром в августе 1654 года. Спасти столицу от поветрия не способны были ни врачи, ни государственная власть. Царь с войсками находился в Смоленске: шла война с Польшей. А патриарх Никон едва успел вывезти из Москвы царицу и детей царя.

Князь Пронский, исполнявший в Москве должность царского наместника, сообщал царю в челобитной:

Царь послал для охраны ворот 600 стрельцов, но они все умерли, посылал еще дважды по столько же, и опять-таки все умирали.

И вот здесь возникает очень важный вопрос о мерах борьбы с пандемией. Как бы мы того не хотели, но на протяжении многих печальных опытов человечество пришло к одной более-менее устойчивой мере – карантин.

Карантины

Моровые поветрия предполагали серьезные ограничения. Во время эпидемии чумы в 1666 году во Франкфурте было издано постановление, в котором среди прочего значилось:

Так было в Европе, а что же у нас?

Храм начинали строить еще затемно всем миром, но до заката его уже завершали и в нем молились Богу о прекращении мора

Так объединялись люди в покаянии и молитве, в едином деле, прося у Бога особой помощи.

Но принимались и меры естественного характера. К XIV веку на Руси прекрасно знали, что многие поветрия, в частности чума, заразны. И что вылечить их нельзя, тоже знали. Поэтому город, в котором развивалась эпидемия, полностью изолировался. Всюду выставлялись заставы, кордоны, возвращавшие бегущих из города обратно. В 1387 году случился мор в Смоленске. Из города успели выйти пять человек, и город затворили. Изоляция неизбежно влекла неудобства. Здоровые жители вынуждены были оставаться с зараженными. А продовольствие в блокированных селениях истощалось.

Встречающиеся в летописях указы бывали крайне строги. Новгородская II летопись сообщает о чуме, охватившей Новгород в 1572 году:

На заставах велено было без всякой пощады гнать всех обратно, а пытающихся обойти заставы тайными тропами ловить и казнить. Но народ старался бежать из Москвы всеми возможными способами. Чума попала в другие города.

Предполагается, что в одной только Москве от эпидемии умерло более половины жителей (к примеру, в Чудовом монастыре из 208 монахов в живых осталось лишь 26). Оставшиеся очаги дали новую вспышку эпидемии в 1656 году. Патриарх Никон обратился с особым указом: всем наложить на себя пост, исповедоваться, раскаявшись во грехах своих, причаститься Святых Таин и так умолять Бога о прекращении поветрия. Москву эпидемия уже не затронула.

Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия

Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия. Священники молятся, врачи лечат, а люди слушаются тех и других – вот идеал, который бы соблюсти при любой эпидемии.

Молитва и пост понятны православному человеку. Понятны крестные ходы и возведение всем миром в течение дня обыденных храмов во избежание мора. Но не всегда были понятны меры естественной предосторожности. Карантины, заставы, запреты – это всегда неудобство. А где неудобство, там и недовольство людей. Независимо от вида и меры запрета. Всякий запрет сопровождается недовольством. Недовольство выражается в слухах и сплетнях. Последние же способны привести к самым неожиданным последствиям.

Бунты ради… благочестия

К иконе самочинно приставили лестницу. Вокруг царило страшное столпотворение. Во избежание распространения заразы Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) пытался убрать лестницу и запретить массовые скопления людей, а короб для приношений перед иконой запечатать. Всё это было истолковано как богоборчество. Толпа взяла приступом Донской монастырь, выволокла архиерея за ворота и растерзала.

Мятежники громили монастыри, где обустраивались карантины; избивали врачей

Стихийно возникший бунт обернулся погромами. Мятежники громили монастыри, где обустраивались карантины. Избивали врачей. Чудом остался жив известный ученый, основатель эпидемиологии в России Даниил Самойлович. Он добровольно приехал в Москву бороться с чумой, заведовал чумными госпиталями. Жестоко избитый бунтовщиками, он спасся только лишь потому, что заверил толпу: он не доктор, а подлекарь (то есть помощник лекаря).

К слову, убиенный архиепископ Амвросий предписывал священникам увещать прихожан поститься, по двухдневном приготовлении исповедоваться и приобщиться Святых Таин. Но он же предложил и некоторые новые меры: исповедовать зараженных людей без личного соприкосновения с ними, по возможности через дверь или окошко, стоя поодаль. Умерших он предписал хоронить в тот же день, не завозя в церковь, а в храме совершать заочное отпевание. Массовых скоплений для молений он не одобрял. Всех этих новшеств ему не простили.

Где присутствовали элементарные меры предосторожности, там мерещился какой-то заговор вышестоящих, мерещилось нечто богоборческое и антицерковное.

С 1817 года начались пандемии холеры. России они достигли в 1830 году. Соответственно, вспыхнули холерные бунты. Распространялись слухи, что в карантинах специально отравляют людей, что доктора и начальство рассыпают по дорогам яд, отравляют хлеб и воду. Кажется невероятным, но в Петербурге для спасения от разгрома центральной холерной больницы понадобилось не только вводить войска, но и императору Николаю I лично обращаться с речью к бунтующей толпе.

Инъекции и вакцины

К сожалению, в наши дни приходится слышать подчас самые чудовищные версии. В том числе и такие, что врачи специально заражают священников и монахов, когда берут у них тесты. Утверждается, что таким образом Минздрав пытается вывести из строя служителей Церкви. И так объясняется повальное заболевание священнослужителей и монахов.

Когда-то святитель Иннокентий Московский проповедовал народам, жившим на Аляске и прилегающих островах. Веру во Христа усердно принимали алеуты. А вот жившие рядом с ними колоши (тлинкиты) оказались воинственны и подозрительны. Проповедовать им было практически невозможно. Но на острове началась эпидемия оспы, колоши гибли один за другим, а русские и алеуты, которым оспа была привита, оказались невредимыми. Тогда колоши согласились принять помощь от русских, им привили оспу, и смерть отступила. После этого они перестали смотреть на русских как на врагов и постепенно начали принимать православную веру. Святитель Иннокентий затем научил их самих прививать себе оспу.

Святитель Иннокентий научил алеутов и колошей прививаться от оспы

Мы живем в уникальное время, когда можно вакцинироваться, а можно и нет. Потому что основные мучившие человечество пандемии отступили. Родители добровольно выбирают, ставить ли детям прививки или не ставить. Но ситуация бывает иной.

Мы не оставлены Богом

Споры, смущения, страхи – это всё естественно для всякого нестабильного времени. Понятны недоумения и вопросы, попытки выяснить, откуда пошла вся эта напасть. Понятны и всевозможные опасения. Но над всем нашим испорченным, погрязшим во грехах миром есть Божий Промысл. Разве же Господь попускает пандемии для того, чтобы погубить человечество?

Мы задаемся вопросом: где же путь спасения от скорбей? Тогда как, может быть, скорби – это и есть путь спасения.

Мы задаемся вопросом: где же путь спасения от скорбей? А ведь скорби – это и есть путь спасения

В целом же на момент текущего XXI века Господь открывает нам ненадежность и обманчивость мира земного. Мы не можем создать рай на земле. Побеждаем одни болезни – появляются новые. Потому что научно-технический прогресс не всесилен. Он, собственно, представляет собой попытку создать иллюзию бессмертия при тирании смерти. Смертные разве создадут здесь что-то бессмертное? Цивилизация – конструкция комфорта, выстроенная из обломков порушенного райского мира. Попуская пандемии, Господь дает нам увидеть правду: райского счастья здесь нет, здесь – борьба.

Но испытания приходят и уходят, а Церковь останется. Она пройдет сквозь века, ведомая Духом Святым, до самой встречи с Господом, Который явится с Небес, чтобы забрать Своих с Собою.

Разве пандемии запомнились нам от XIV века? Широкие взмахи косы черной смерти опустошали селения, но в то же самое время в тихой, безвестной на тот момент обители преподобного Сергия Радонежского затеплялась лампада духовного возрождения Руси. Пред нами – святители Петр и Алексий и собирание земель вокруг Москвы. Пред нами благоверный князь Димитрий Донской и победа на поле Куликовом.

Разве холерные эпидемии хранятся в нашей памяти от XIX века? Пред нами преподобный Серафим Саровский, который стяжал дух мирен, и тысячи вокруг него спаслись. Пред нами святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Филарет Московский и целый сонм Оптинских старцев.

Кстати, Пушкин, запертый в то же самое время карантинами в Болдино, творил свои литературные шедевры. Пандемии – всего лишь фон главных событий в истории, так же как и в жизни каждого из нас есть болезни, но есть то главное, чему мы посвящаем себя.

В каждую эпоху есть свои святые, свои гении и герои. Но есть и испытания, которые предстоит пройти. И кто-то впадает в отчаяние, потому что не имеет упования на Бога. А кто-то впадает в беспечность, потому что слишком уверен в себе.

Из историй общения паломников с преподобным Паисием Святогорцем мне запомнился один случай. Как-то к нему пришел человек, который из-за многолюдства не успел задать свой вопрос. Отпуская всех вечером, старец сказал паломнику, чтобы он шел ночевать в обитель, а назавтра он будет принят первым. Но человек решил остаться ночевать рядом с каливой преподобного Паисия. Здесь же он увидел змею, но посчитал, что Бог сохранит его невредимым ради молитв старца. Действительно, змея даже не прикоснулась к нему. А утром вышел преподобный Паисий и упрекнул паломника. Старец сказал, что Бог нас несомненно хранит, но упованием на Бога мы не должны оправдывать свою беспечность.

Бог даровал нам руки и ноги, а еще и голову на плечах, чтобы мы принимали естественные меры предосторожности.

Конечно, стоит прямо сказать, что в жизни самого преподобного Паисия Святогорца благодать преобладала над естеством. Старец сторонился цивилизации со всеми ее изобретениями и жил, ведомый Духом Святым. Но также прямо стоит признать, что сами мы очень и очень далеки от уровня жизни преподобного Паисия. А потому естественные средства предосторожности нам игнорировать никак нельзя.

Дай Боже всем нам рассудительности, а еще дух терпения, любви и прощения друг друга! Коронавирус уйдет, но останется ли у нас после этого взаимное единение? Не будем ли мы делить друг друга на друзей и врагов, на стойких и трусов, на верных и предателей? Сохранить любовь, единение и прощать друг друга – вот куда более значимая духовная задача для нашего времени.


Как эпидемия чумы проникла в Россию в 1770 году

Какие меры предпринимала власть, чтобы локализировать распространение чумы

Генерал-поручик Пётр Еропкин./Фото: pbs.twimg.com

Московский губернатор Пётр Салтыков распорядился проводить все известные на то время дезинфекционные мероприятия: окуривать помещения можжевеловым дымом, сжигать вещи умерших, обрабатывать уксусом деньги и предметы обихода. Однако действенных результатов это не принесло, и в марте 1771 года распоряжением императрицы все полномочия по борьбе с чумой были переданы генерал-поручику Петру Еропкину.

Но самый значимый вклад в ликвидацию эпидемии внёс опальный к тому моменту фаворит Екатерины II граф Григорий Орлов, получивший от императрицы неограниченные полномочия.

Кроме осуществления традиционных обеззараживающих мер, по его инициативе в столице начали действовать санитарные отряды, обеспечивающие эвакуацию больных и захоронение умерших в специально отведённых местах. Гвардейцы Орлова пресекали мародёрство и торговлю пожитками умерших, не допускали значительных скоплений людей. Улицы очищались от умерших людей, их имущество и дома сжигались. Осиротевших детей направляли в особый приют.

Генеральный сухопутный госпиталь./Фото: pbs.twimg.com

На окраинах и за чертой города были основаны специальные карантинные больницы. Врачам положили двойное жалованье. Добровольно обратившимся за помощью при выписке выдавалось солидное денежное и вещевое пособие. Гражданам, скрывавшим больных, грозила вечная каторга, а вот донёсшие на таковых материально поощрялись. Закрылись все фабрики, гостиные дворы и торговые ряды регулярно окуривались можжевельником. Особое внимание уделялось состоянию богаделен и их обитателей. Всего на мероприятия по локализации чумы из казны было выделено 400 тысяч рублей.

Почему москвичи взбунтовались и убили архиепископа Амвросия

Архиепископ Московский Амвросий./Фото: avatars.mds.yandex.net

В сентябре начали проводиться стихийные молебны перед иконой Боголюбской Божией Матери, которая была установлена на стене у Варварских ворот Китай-города. Это случилось после того, как кто-то распустил слух о якобы вещем сне, в котором Богородица посетовала на то, что возле её образа не возжигаются свечи и не служатся молебны. Господь за это решил покарать вероотступников, обрушив на них каменный дождь, но по молитвам Заступницы смягчил наказание, наслав моровую язву.

Правящий архиерей Амвросий (Зертис-Каменский) категорически воспротивился этому. Служение молебнов в не предназначенном для этого месте простыми мирянами, то есть людьми, не облачёнными в священнический сан, он назвал богопротивным позорищем. Кроме того, Владыка Амвросий опасался, что стечение к иконе толп народа может способствовать дальнейшему распространению эпидемии. Поэтому он принял решение перенести святой образ в расположенную неподалёку церковь Кира и Иоанна, а ящики для пожертвований опечатать и передать в сиротский дом.

Узнав об этом, Еропкин распорядился изменить целевое назначение денег, направив их на борьбу с чумой. Появившийся у ящиков с деньгами военный караул спровоцировал народ на бунт. В толпе зазвучали возгласы о том, что грабят Богородицу. Вооружённый дрекольем и камнями люд напал на военных. Кричали, что во всем виноват Амвросий. Желая выместить на нем злобу и отчаяние, народ ринулся к жилищу архиепископа в Чудовом монастыре. Предупреждённый Амвросий бежал в Донской монастырь, однако спастись ему не удалось: разъярённые бунтовщики вытащили его из церковного алтаря, где архиепископ пытался скрыться, и до смерти забили кольями.

После подавления восстания для наведения порядка правительство направило в Москву войска под командованием Григория Орлова./Фото: pbs.twimg.com

Чумной бунт (акварель Эрнеста Лисснера, 1930-е годы)./Фото: nzherald.co.nz

Зачинщиков Чумного бунта 1771 года в Москве не нашли, но четыре человека все-таки были отправлены на плаху. Двоих из них казнили по жребию.

Эпидемию чумы 1770−1772 годов, которая свирепствовала в Москве, называют последней масштабной вспышкой этой опасной болезни. Именно после нее были приняты гигиенические и профилактические меры, которые помогли избегать в дальнейшем больших потерь: во время чумы 1770-х в городе умерло около 60 000 человек. В том числе погиб московский архиепископ Амвросий, ставший жертвой разъяренной толпы. Но обо всем по порядку.

Чума в Москве

1.jpg

Казалось, болезнь удалось взять под контроль, но в начале 1771 года полиции донесли, что на Суконном дворе работники часто умирают, и их хоронят тайно по ночам. Прими московские врачи и полиция меры, эпидемию, может быть, и можно было бы обуздать во второй раз. Но врачебная комиссия постановила: тиф, а не чума. За время, что лекари спорили о причинах такого количества смертей, чума буквально расползлась по всему городу.

Борьба с эпидемией

Люди, которые столкнулись с мором, отсутствием работы (мануфактуры в Москве закрывались, чтобы избежать скопления народа), необходимостью уничтожать имущество отказывались следовать установленным правилам. Покинуть Москву тоже было непросто, москвичи оказались фактически заперты в своем городе, что добавляло недовольства.

2.jpg

Нельзя забывать и об отношении к медицинской помощи: в народной среде оно было очень и очень настороженное. Болезни рассматривались как божья кара за грехи, то есть вещь чем-то заслуженная. А вот лекари и больницы пугали: туда всеми силами старались не попадать (якобы живым оттуда точно не выйти). Умерших продолжали хоронить тайно, вещи прятали. Больные сбегали, чтобы только не попасть в лазарет, и тем самым распространяли эпидемию по городу: умирали до 1000 человек в день. А оставшиеся в живых просили милости у Боголюбской иконы Божьей Матери.

Божья матерь Боголюбская — последняя надежда

По Москве пошел слух, что Боголюбская икона чудотворная: якобы именно она избавила от чумы Владимир, где болезнь бушевала, а также Боголюбово. В Москве образ был установлен на наружной стене Варварских ворот Китай-города. Горожане потянулись к нему: исправно служили молебны, оставляли дары и прикладывались. Конечно, о соблюдении норм гигиены в таких условиях говорить не приходилось.

Чтобы совершаемые обряды не стали дополнительным источником болезни, архиепископ московский Амвросий 15 сентября 1771 года распорядился икону убрать, а жертвенный ящик опечатать. Это было последней каплей: возмущенная толпа решила, что Амвросий хочет присвоить себе дары, которые приносили Богоматери, и в Москве начался бунт. Люди ворвались в Кремль, громили Чудов и Донской монастырь, Амвросий был убит.

3.jpg

Архиепископ Амвросий: ошибка, стоившая жизни

Конечно, такое серьезное событие, как бунт, в котором погиб не только московский архиепископ, но и множество простых людей, без последствий оставить было нельзя. Был и суд, и казни, вот только зачинщиков найти не удалось. И не потому, что они так тщательно скрылись, а потому, что их… не было.

4.jpg

300 подследственных

В ходе подавления бунта погибло около 100 человек, отдан под следствие 301. Социальный состав арестованных был самый пестрый: половина из них были крепостные, 20 солдат, 23 купца, 7 священников и даже один дворянин. Для установления степени вины каждого была образована особая комиссия во главе с генерал-прокурором Всеволодом Всеволожским.

Непосредственными убийцами Амвросия были названы дворовый человек Раевского Василий Андреев, московский 2-й гильдии купец Иван Дмитриев, крестьянин Федот Парфёнов. Дальше комиссия собирала информацию по каждому задержанному, и в итоге они были разделены на три разряда. Первый — те, кто были пойманы во время мятежа и чья вина очевидна, второй — те, кто ни в чем предосудительном замечены не были, но место и время их задержания подразумевали, что они могут быть виноваты.

Для суда было организовано специальное присутствие с тремя категориями судей: члены Сената, члены Синода и высшие должностные лица первых 5 рангов в табеле. Всего в присутствии было около 50 человек.

Мораторий на смертную казнь: отмена

Надо сказать, что суд над участниками Чумного бунта был поворотным в истории не только потому, что это был уникальный процесс, не выявивший зачинщиков беспорядков. Он еще и положил конец негласному мораторию на смертную казнь, который действовал с начала правления Елизаветы Петровны.

Императрица же с этих пор старалась, чтобы ее имя было связано только со случаями помилования. Как бы мы назвали это сегодня? Удачный PR, и Екатерина использовала его и во время процесса по Чумному бунту, и позже, когда пришла пора судить Емельяна Пугачева.

Читайте также: