Автопортрет после испанского гриппа

Обновлено: 23.04.2024

Неизвестно, как отразится на художественной жизни COVID-19, но мы можем посмотреть на пример крупнейшей пандемии прошлого века. Хотя испанку некорректно сравнивать с новым вирусом: количество жертв было куда выше.

Несмотря на это, художники на удивление редко писали картины на данную тему, и лишь немногие из них стали жертвами вируса. О том, почему так произошло и каких живописцев всё же подкосила эта опасная болезнь, рассказал Тейлор Дефо в своей статье для Artnet News . Я фрагментарно перевела ее для вас на русский язык:

«В анналах культурной истории грипп 1918 года не более чем историческая сноска. В истории мирового искусства существует очень мало изображений этой болезни. А имеющиеся образы не так ярки, как те, что последовали, например, за эпидемией СПИДа.

Скудное культурное наследие испанского гриппа

Почему же испанский грипп был забыт? Наиболее часто упоминаемая причина — Первая мировая война. Грипп начался в январе 1918 года, примерно за 10 месяцев до ее окончания.

При этом художники больше тянулись к изображению войны . "Портрет немецкого офицера" Марсдена Хартли, "Отравленные газом" Джона Сингера Сарджента, а также одноименные работы "Война" Отто Дикса и Кете Кольвиц говорят о почти всеобщем интересе к ее катастрофическим последствиям.

Есть лишь несколько заметных работ, фиксирующих существование испанки. Эдвард Мунк, один из самых знаменитых зараженных , был очарован этой болезнью, потому что она наложилась на близкую ему тему смертельных заболеваний. Он написал две примечательные картины о последствиях гриппа: тревожный "Автопортрет с испанским гриппом" ( см. выше ) и более мрачный "Автопортрет после испанского гриппа".

Кроме того, есть картина Эгона Шиле 1918 года "Семья", на которой изображены художник, его жена и ребенок. Она так и не была закончена: Шиле и его супруга умерли от гриппа, прежде чем он успел завершить работу.

“Шиле был на пике своей карьеры в 1918 году, — говорит Джейн Каллир, директор галереи Сент-Этьен и автор каталога работ Шиле. — В марте того же года у него состоялась первая по-настоящему успешная выставка, его жена была беременна их первым ребенком, а летом он снял большую студию. У него всё было хорошо. А потом он ушел".

Действительно, болезнь часто убивала пациентов очень быстро. Иногда всего через три дня после того, как они начинали проявлять симптомы.

Цензура во всех статьях этого блога используется НЕ по желанию автора, а по требованию Яндекс.Дзена.

Список примечательных произведений искусства невелик, так же как и список смертей известных мастеров. Кроме Шиле одним из немногих известных художников, умерших во время пандемии, был американский прецизионист Мортон Шамберг. <. >Густав Климт был еще одной возможной жертвой: он перенес инсульт и заболел пневмонией до активной вспышки гриппа и умер в феврале 1918 года.

“Ему было 56 лет, он имел привычку каждый день есть на завтрак миску взбитых сливок, и у него был значительный избыточный вес, прозаично говорит Каллир о Климте. Значит, были какие-то глубинные предпосылки”.

Есть причина, по которой испанский грипп не убил многих выдающихся художников. Она связана с одним из ключевых различий между ним и COVID-19.

Статью на английском языке можно прочитать в первоисточнике .

А еще смотрите мою подборку комиксов " Картины на карантине " по мотивам шедевров живописи!

Мунк писал самого себя с начала художественного пути и до последних дней. Между первым и заключительным автопортретами в этой подборке — 48 лет, но в каждом сквозит одиночество, скорбь, фатализм и некоторый надлом.

Эдвард Мунк. 1. Автопортрет с зажжённой папиросой. 1895. Национальная галерея Норвегии, Осло. 2. Автопортрет с рукой скелета. 1895 (подписан 1896 годом). МоМА, Нью-Йорк

Эдвард Мунк. 1. Автопортрет с зажжённой папиросой. 1895. Национальная галерея Норвегии, Осло. 2. Автопортрет с рукой скелета. 1895 (подписан 1896 годом). МоМА, Нью-Йорк

Второй автопортрет похож на своего рода надгробие: рука скелета напоминает о близости смерти, бледное лицо проступает на чёрном фоне. Хотя Мунку предстоит прожить ещё полвека, кажется, что он опирается на нижний край рисунка собственной мёртвой рукой.

Близости смерти посвящён и третий автопортрет, написанный 39-летним художником. Кроме того, в нём отчётливо читается критическое отношение Мунка к своей жизни в целом: и умирать не обязательно, чтобы попасть в ад.

Эдвард Мунк. 1. Автопортрет в образе Марата в клинике доктора Якобсона в Копенгагене. 1909. 2. Автопортрет. Танец со Смертью. 1915

Эдвард Мунк. 1. Автопортрет в образе Марата в клинике доктора Якобсона в Копенгагене. 1909. 2. Автопортрет. Танец со Смертью. 1915

Французский революционер Жан-Поль Марат долгие часы проводил в ванне из-за того, что страдал кожным недугом. Там его и зарезала идеологическая противница, дворянка Шарлотта Корде. Для Мунка этот образ подходил втройне: во-первых, под рукой была больничная ванна, во-вторых, он был болен, в-третьих, женщина-убийца — частый образ в его творчестве.

Эдвард Мунк. 1. Автопортрет после испанки. 1919. Национальная галерея Норвегии, Осло. 2. Автопортрет между часами и кроватью. 1943. Музей Мунка, Осло

Эдвард Мунк. 1. Автопортрет после испанки. 1919. Национальная галерея Норвегии, Осло. 2. Автопортрет между часами и кроватью. 1943. Музей Мунка, Осло

Незадолго до смерти он написал один из моих любимых автопортретов — портрет старости, на котором он поместил себя между односпальной кроватью и отмеряющими его век часами. Без лишнего драматизма ранних автопортретов, здесь Мунк спокойно и с достоинством встречает закат своей жизни.

Эдвард Мунк. Автопортрет. Ночной странник

Первый автопортрет Эдвард Мунк написал, когда ему было 19 лет. Последний – незадолго до смерти, когда ему был 81 год. Всего среди работ художника насчитывают 70 живописных автопортретов и больше сотни – в акварелях, рисунках, набросках и гравюрах. Чтобы сравнить масштабы, достаточно вспомнить, что самый последовательный и настойчивый автопортретист Рембрандт создал около 90 собственных изображений в разных техниках, автопортретов Фриды Кало (всю жизнь изучавшей себя саму) – больше 50. Дюрер, Ван Дейк, Сезанн, Ван Гог, Пикассо создали много автопортретов, но никто из них – столько, сколько Мунк. Каждый год, иногда недели и месяцы подряд Мунк писал себя – рассматривал и изучал нового человека, пришедшего на смену старому.

Здесь нет ни времени, ни места. Любой мало-мальски определенный ориентир снизил бы тревожность: после испанки, с кистями, с бутылкой вина, с сигаретой, на фоне дома, в больнице, в Бергене, между часами и кроватью, да хотя бы в аду. Так, как на этом автопортрете, смотрят в зеркало, когда случайно проходят мимо него по темной комнате – и не узнают отражения.

На Мунке то ли домашний халат, то ли теплое пальто. Он то ли пришел, то ли собирается уходить. Он то ли дома, то ли в незнакомом месте. В любом случае эта комната – не безопасное место. Слишком тесное или слишком пустое. Мунк не узнает сам себя и не оставляет шанса узнать что-то зрителю. Он между мирами, между этапами жизни.

Мунк писал этот автопортрет на собственной вилле, которую купил в 1916 году, за 10 лет до этого. Он лечился от нервного срыва в психиатрической клинике, выжил после испанки (эпидемия испанского гриппа унесла жизни миллионов людей по всему миру), теперь он растит овощи и фрукты на земле, примыкающей к его дому. Мунку осталось работать всего 6 лет: в 1930 году случится кровоизлияние в его правом глазу – и в оставшиеся 14 лет жизни он будет писать совсем мало. Практически одни автопортреты. Объясняя как-то сосредоточенность на собственных переживаниях и собственной личности, Мунк писал, что только на первый взгляд это может показаться эгоизмом. На самом деле он верит, что тщательная фиксация состояний его ума и душевных переживаний, возможно, поможет кому-то в поисках истины. Любому, кто захочет пройти по личному аду художника Эдварда Мунка, в котором зеркала показывают незнакомые отражения с пустыми глазницами, стены комнаты зажимают человека в кольцо, а за окном – долгая норвежская зимняя ночь, которая не обещает дневного солнца и скоро сменится следующей долгой зимней ночью.

На разных этапах истории человечества случались масштабные эпидемии, на каждую из которых живо реагировало изобразительное искусство. В подборке BURO. — самые яркие работы, написанные в тревожные времена.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 1)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 2)

Последняя работа венецианского художника, которую он писал, ухаживая за больным чумой сыном. В правой нижней части произведения изображена незаметная рука, взывающая о помощи. Заразившись, художник вскоре умер в своей мастерской.

В первой половине XIX века холера унесла жизни миллионов. Болезнь пришла из Индии, затем проникла в Европу, Россию и Америку. К своей работе художник Федотов написал сатирическое стихотворение, объясняющее, что на его картине изображен сильно выпивший мужчина, а вовсе не сраженный повсеместной тогда холерой.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 3)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 4)

На последней картине художника изображена его будущая семья — на тот момент его жена Эдит Хармс была беременна, но Шиле изобразил их уже с ребенком. На шестом месяце беременности Эдит заразилась испанским гриппом и скоропостижно скончалась. Через три дня, 31 октября 1918 года, в 28 лет умер и сам Эгон.

Художник и до испанки был ипохондриком. Он часто болел в детстве и рано потерял близких: мать Мунка умерла от туберкулеза, когда ему было 5 лет, а в 15 лет он потерял сестру Софи. Однако, переболев испанским гриппом, Мунк стал еще больше бояться болезней и смерти.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 5)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 6)

Эту работу художник написал в 20 лет под впечатлением от увиденных язв на телах двух мужчин во время посещения больницы в Вест-Виллидж. Это произведение считается первым посвящением СПИДу.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 7)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 8)

Нан Голдин. Серия снимков с Жиль и Готчо (1993)

Художница снимала своих друзей и случайных знакомых: художников, писателей, танцоров Нью-Йорка, многие из которых умерли от СПИДа. Жиль, владелец парижской галереи, где выставлялась Голдин, одним из первых поддержал ее работу. Он умер от СПИДа в 1992 году. Нан сделала несколько снимков Жиля с его партнером Готчо до и после заражения ВИЧ.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 9)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 10)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 11)

Московский художник запустил телеграм-канал, в котором каждый день публикует портреты жителей города. Помимо своих работ, Русак также выставляет рисунки художников из Китая, Италии, Германии, США.

Читайте также: