Автор произведения чума философ экзистенциалист

Обновлено: 18.04.2024

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора.

ISBN: 5-250-01827-0
Год издания:1993
Издательство: Республика
Серия:Библиотека этической мысли
Язык:Русский

Дания. Философская подоплека экзистенциализма.

cinne68 14 января 2010 г., 21:36

ISBN: 5-93762-055-0
Год издания:2006
Издательство: Гуманитарная Академия
Язык:Русский

Германия. Философская подоплека экзистенциализма.

cinne68 14 января 2010 г., 21:37

ISBN: 5-250-01357-0
Год издания:1991
Издательство: Политиздат
Язык:Русский

Германия. Истоки экзистенциализма, философская подоплека.
Религиозный экзистенциализм.

cinne68 14 января 2010 г., 21:30

ISBN: 5-250-01496-8
Год издания:1993
Издательство: Республика
Язык:Русский

Германия. Атеистический экзистенциализм.

cinne68 14 января 2010 г., 21:31

ISBN: 5-9542-0009-2
Год издания:2003
Издательство: Юпитер-Интер
Серия:Классики в оригинале
Язык:Французский

Вниманию читателей предлагается полный, неадаптированный текст романа Альбера Камю `Посторонний` (1942). Издание рассчитано на лиц, владеющих основами французского языка и совершенствующих свои навыки в нем.

Вниманию читателей предлагается полный, неадаптированный текст романа Альбера Камю `Посторонний` (1942). Издание рассчитано на лиц, владеющих основами французского языка и…

События, описанные в книге, так или иначе связаны с крушением рожденных в годы Сопротивления надежд французской интеллигенции. Чтобы более полно представить послевоенную эпоху, автор вводит в повествование множество персонажей, главные из которых - писатели левых взглядов Анри Перрон и Робер Дюбрей (их прототипами стали А. Камю и Ж.-П. Сартр). Хотя основную интригу составляет ссора, а затем примирение этих двух незаурядных личностей, важное место в сюжете отведено и Анне, жене Дюбрея - в этом образе легко угадываются черты самой Симоны де Бовуар. Многое из того, о чем писательница поведала в своем лучшем, удостоенном Гонкуровской премии произведении, находит объяснение в женской судьбе как таковой и связано с положением женщины в современном мире.

Роман, в течение нескольких десятилетий считавшийся настольной книгой западных интеллектуалов, становится наконец достоянием и русского читателя.

События, описанные в книге, так или иначе связаны с крушением рожденных в годы Сопротивления надежд французской интеллигенции. Чтобы более полно представить послевоенную эпоху,…

Таковы в общих чертах предпосылки и условия возникновения абсурда в человеческом сознании. Поговорим теперь о его непременных составляющих.

Вторым следствием абсурда Камю считает свободу. Разберёмся с этим понятием подробнее, поскольку в таком, на первый взгляд, очевидном понятии, как свобода, скрыт некий парадокс, и, как мы увидим, свобода свободе рознь.

Итак, до встречи с абсурдом человек, что кажется вполне естественным, имеет свои цели и планы на будущее и старается жить, руководствуясь именно ими. Он взвешивает свои шансы на успех, рассчитывает на некоторые будущие события; он верит, наконец, в своё управление собственной жизнью. Действительно, если суммировать всё перечисленное, получается, что человек поступает в жизни так, как если бы был свободен. В каком-то смысле свобода есть его подсознательная установка, помогающая строить свою жизнь по разработанному плану. Она есть вера в то, что он сам - хозяин своей жизни.

ЖИЗНЬ В СОСТОЯНИИ АБСУРДА

Так какая же она, эта жизнь в состоянии абсурда? Есть ли в ней ещё что-то, кроме постоянного созерцания абсурдности бытия и бунта? Как выясняется, есть, и довольно многое. Более того, как раз абсурд и заставляет человека на временном отрезке между рождением и смертью, за которой нет ничего, жить активной, полнокровной, деятельной жизнью. Противопоставить абсурдной истине свою жизнь и своё величие - вот первостепенная задача человека абсурда.

Какой именно должна быть деятельность такого человека? Да какой угодно. Это может быть и погружение в пучину любви, каким Камю рисует донжуанство, когда сам Дон Жуан - не просто обольститель, коллекционирующий свои мужские победы, а человек, который каждую доверившуюся ему женщину любит с одинаковой силой и со всей душой, снова и снова погружаясь в глубины чувств. В постоянном любовном умирании и возрождении или, точнее, в неугасающей молодости и новизне любви - его бунт и его свобода, в силе любви - его страсть. Это может быть и актёр, сама жизнь, вернее, сама игра которого есть лучшая демонстрация абсурда. Человеческие жизни, судьбы, неповторимые и вполне законченные, развёртывающиеся и завершающиеся за несколько часов в замкнутом пространстве - это ли не наивысшая концентрация абсурда? Это может быть, наконец, судьба завоевателя, извлекающего свою смелость, силу и абсурдное оправдание в своём презрении к человеческой смерти, и, в особенности, к своей собственной.

Окидывая одним обобщающим взглядом описания у Камю человека абсурда в его различных проявлениях, нельзя не отметить нескрываемое одобрение, ярко выраженную положительную оценку, даваемую философом своим абсурдным героям. Даже Калигула, ярчайшее олицетворение зла в человеческой истории, приобретает в глазах Камю своё абсурдное оправдание. Калигулу Альбера Камю, как мне кажется, нельзя ненавидеть; по крайней мере, он достоин сочувствия.

Напутствие философа и писателя словно отражено в цитате из Екклесиаста, послужившей эпиграфом к данной работе. Несмотря на трагичность человеческого удела и неотвратимость смерти, идти по жизни гордо и радостно - вот что позволяет человеку быть воистину Человеком.

Трудно не почувствовать эмоциональный заряд автора, невольно передающийся и читателю, проникающемуся уважением к людям, способным при ясном осознании абсурдной истины не потерять гордости и человеческого величия. К тем, кто способен жить в постоянном конфликте мира и разума и не растерять умения радоваться каждому мигу своей жизни. По крайней мере, для меня - именно в этом наиболее остро проявляет себя ощущение силы и красоты философии абсурда Альбера Камю.

Нам осталось указать на ещё один и, возможно, наиболее противоречивый вывод, заключаемый Камю из философии абсурда, который мы наблюдаем в его трактовке мифа о Сизифе, послужившего названием всей философской работы.

Чуть перефразируя, ещё раз приведём вывод Камю: человека абсурда - в его жизни среди иррациональности мира и абсурдности смерти, в центре всего, что представляет собой человеческий удел - надо представлять себе счастливым.

Или почти точку.

Всю свою творческую жизнь философ и писатель словно старался сам для себя найти оправдание своей трудной для принятия, тяжёлой, не оставляющей надежды философской истине. Отсюда и эволюция его философских взглядов, и его метания, и его творческий кризис последних лет жизни. Но, как ни парадоксально, главное подтверждение в абсурдности пришло к Камю в самый последний момент. Когда автомашина, в которой он январским днём 1960 года возвращался в Париж, врезалась в дерево, Камю, быть может, успел в самый последний миг заново осознать свою глубокую правоту, ещё раз убедившись в абсурдности бытия и в абсурдности - на этот раз его собственной - смерти.

Основополагающая цель моей работы – постараться выявить и проследить развитие экзистенциальных мотивов в творчестве Ф. М. Достоевского и Франца Кафки. Для ее достижения мне необходимо поставить перед собой несколько задач: изучение связи родственных мотивов, персонажей, художественных особенностей, принципов повествования в повестях и рассказах Кафки и романах Достоевского, выводы: изменения восприятия тех или иных ситуаций, сюжетов, оформление философии и жанра от одного к другому.

В процессе своей работы я бы хотел прийти к выводам по каждой из указанных ступеней, тем самым изучить экзистенциализм, его черты у этих двух авторов и их взаимосвязь. В сущности, все это необходимо в первую очередь мне, для моего собственного развития, но мне кажется, что тема сама по себе очень интересна.

Философия экзистенциализма – (определение, истоки, примеры, история появления, отсылки)

Достоевский и экзистенциализм (Россия и экзистенциализм, жанровая стилистика Достоевского, позволившая создать экзистенциальные сюжеты)

Описанные в стилистике Достоевского, с сентиментализмом, романтизмом, религиозностью, реализмом натуральной школы, герои Федора Михайловича в своих сложных поисках эссенции экзистенции (а сам мотив этого поиска, когда назначением героя у Достоевского вдруг становится его идея, его поиски, очень близок экзистенциализму) неизменно приходят к тем или иным экзистенциальным ступеням. Во-первых, как мне кажется, любая концепция Достоевского подразумевает поиск смысла жизни героем и нахождение его в той или иной иллюзии. Достоевский не делает из этого доктрину, он никогда не пишет о каком-то смысле как об абсолютной истине. Вера, долг, любовь – все это иллюзии, в которые верит человек, потому жить ему так легче, потому что в этом он находит смысл бытия. Этот взгляд, когда безысходность, страх и отчаяние приводят человека к тому или иному утешению, которое может успокоить его, придать смысла его существованию – вот основополагающий концепт Достоевского, ставший основой философии экзистенциализма.

Кафка и экзистенциализм (Европа и экзистенциализм, особый взгляд самого автора – особенности стилистики)

Экзистенциальный мотив непонятости, одиночества

Первый важнейший мотив, о котором я хотел бы сказать, – мотив одиночества и непонятости героя в мире, его окружающем. Этот образ одинокого и непонятого пришел в экзистенциализм из романтизма и пришелся как нельзя кстати. С одной стороны, человек экзистенциализма по определению должен быть замкнутым от окружающего мира, сконцентрирован на собственном, внутреннем, с другой - в конце концов, экзистенциалист почти априори не может быть оптимистом. Если вокруг мрак и безысходность, смыслы бытия лишь иллюзия, а постоянное состояние человека – отчаяние и страх, вполне очевидно, что ни о каком оптимизме речь идти не может. Кроме того, экзистенциально развитый человек вовсе необязательно социофоб, но почти стопроцентно этим социумом не понимаем, не оценен.

Романы Достоевского преисполнены таких героев, а точнее, их черт. Во-первых, это, конечно, духовное одиночество. Это и Раскольников до встречи с Соней, и Иван Карамазов, наверное, до Катерины Ивановны, и, конечно же, Лев Мышкин и Рогожин, Свидригайлов и Ставрогин. Насколько каждый из них не понят и стремится к познанию собственной сущности, судить сложно. Большинство относительно общительны, способны делиться идеями, впечатлениями, по крайней мере, с некоторыми людьми, многие не ищут смысла жизни, а находят его в тех или иных ее сторонах, и это важно в понимании экзистенциализма. Однако мне кажется, что Достоевский посмотрел на героя экзистенциализма в некотором смысле даже глубже, чем сами последователи течения в дальнейшем.

Экзистенциальный мотив абсурдности окружающего мира, невозможности правосудия, справедливости, бюрократического ада.

Естественно, криминальная тема была близка Достоевскому - бывший заключенный, близко знакомый с каторжной средой, Федор Михайлович в Сибири пережил важнейший этап своего развития как писателя. Что касается судебного процесса, то над самим Достоевским было проведено обязательное для политических преступников закрытое следствие, после чего состоялся военный суд, который в некоторой степени можно назвать безапелляционным. Однако, как известно, гигантское влияние на него оказала казнь, а точнее помилование, за ней последовавшее. Судя по тому, что в последствие говорил Достоевский, и как свидетельствуют современники, мысль, которую он вынес из своего судебного процесса: главный судья – Бог, суд же земной, в сущности, бессмысленен. Также существуют свидетельства, что Достоевский отрицательно относился к институту адвокатуры.

Экзистенциальный приём метаморфозы

Экзистенциальный мотив метаморфозы, появляющийся в этих двух произведениях – Кафки и Достоевского, разумеется, используется в разных целях, однако сам факт его использования, наличия приема как у предтечи экзистенциализма в 19 веке, так и у одного из его основателей – это процесс переосмысления назначения этого приема. От психологизма, попытки наиболее полно раскрыть внутренний мир персонажа, к приему, позволяющему обличить, обнажить несовершенство окружающего нас мира.

Экзистенциальный мотив самоубийства.

Совсем другим становится непроизошедшее самоубийство смешного человека. Фактически это бунт автора против экзистенциального. Если экзистенциализм подразумевает сконцентрированность человека на самопознании, на поисках своей экзистенции, то смысловой итог смешного человека - это не посыл к самопознанию. Видя ужасы окружающего мира и решившись застрелиться, смешной человек видит сон и вдруг понимает, что для того, чтобы сделать этот мир идеальным, следует лишь измениться самому и начать преобразовывать окружающее, сеять любовь и доброту. Это не рассказ о поиске смысла бытия, это рассказ о поиске счастия всего мира, что вовсе не одно и то же. Важен этот рассказ в контексте экзистенциализма, так как изначальное желание – застрелиться от несовершенства окружающего – мотив экзистенциальный.

Экзистенциальный мотив самоубийства у Кафки близок к философии в другом свете, нежели самоубийства Достоевского. Если у Федора Михайловича экзистенциализм проявляется в мотиве героев – скука, гордость, невозможность продолжения существования (поддержания абсурда) , то экзистенциальная суицидальность образа и творчества Кафки скорее принципиальная. Его герои стремятся постичь экзистенцию через собственный внутренний мистический мир, который, в свою очередь, оказывается несовместим с реальным – абсурдным, антиутопичным.

Тем самым, как мне кажется, я в какой-то мере изучил экзистенциализм, его черты у этих двух авторов и их взаимосвязь.

Наряду с конечностью важнейшей характеристикой существования человека является трансцендирование – способность экзистенции выходить за свои пределы, устремляться к трансцендентному. В своем бытии человек способен преодолевать себя, становиться иным. Предлагая различные трактовки трансцендентного, экзистенциалисты единодушны в одном: для экзистенции оно является глубочайшей тайной. Представители религиозного направления трансцендентным считают Бога. Для Ж.-П. Сартра и А. Камю трансцендентное – это Ничто, поскольку существование человека – вечное становление и всегда есть то, что отсутствует в настоящем, еще не свершилось. У К. Ясперса, Г. Марселя, у позднего М. Хайдеггера трансцендентное носит символический характер: на него можно лишь намекнуть, но его нельзя познать рациональным способом. Предельно остро свое бытие человек ощущает в так называемых пограничных ситуациях (К. Ясперс), когда он оказывается перед лицом смерти или в ситуации глубокого потрясения. На наличие такой ситуации указывают особые эмоциональные состояния – модусы (свойства, проявления) экзистенции: забота, страх, решимость, совесть, тошнота и др.

Осознание смертности лишает смысла саму человеческую жизнь. Перед человеком открывается пустота между точкой рождения и точкой ухода из жизни, человек сталкивается с абсурдом (А. Камю). Человек ищет возможность заполнить эту пустоту. Свое бытие человек еще должен оправдать. Абсурдность возникает не только перед лицом собственной смерти, но и при столкновении с окружающим миром, если человек стремится к счастью и пониманию, а в ответ получает молчание. По мнению А. Камю, абсурд преодолевается стремлением к идеалу, который открывается не разуму, а голосу совести.

Подлинное бытие – это внутренний мир человека, где он выступает как личность. Подлинное бытие – это прежде всего осознание человеком своей смертности, конечности, историчности. Человека из состояния неподлинности может вывести только страх смерти, подчеркивает М. Хайдеггер, поскольку смерть – сугубо личный акт. Подлинное бытие – это проявленная экзистенция.

Человек в своем бытии принципиально одинок. Нельзя прожить жизнь за Другого и умереть вместо него. Нельзя почувствовать то, что чувствует и переживает Другой, поскольку нельзя стать этим Другим и оказаться в его ситуации. Особенно остро одиночество переживается в толпе. Именно в толпе становится очевидным, что мы заброшены в этот мир и никому до нас нет дела. Ощущение собственного одиночества, подчеркивают экзистенциалисты, – это и результат отчуждения человека от общества в целом. В современном мире отчуждение вышло за рамки экономической сферы, проникло во все уголки человеческой жизни и человек перестал принадлежать самому себе. И все же, делают вывод экзистенциалисты, одиночество можно преодолеть. Средством преодоления является любое творчество: поэтическое, художественное, философское и т. д.

Читайте также: