Беседа с родителями гепатит а

Обновлено: 19.04.2024

Актуальность темы. Забота о здоровье детей, его сохранение и укрепление – главная задача дошкольного образования и поэтому родители, педагоги и врачи общими усилиями оберегают детей от различных инфекций и болезней. Обстановка с инфекционными заболеваниями сложная, меняющаяся во времени. По данным Всемирной организации здравоохранения вакцинация ежегодно спасает около 3 млн. детских жизней. Но от инфекций, против которых на сегодняшний день нет вакцин, до сих пор умирают около 6 млн. детей ежегодно. Цель: Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) воспитанников о вакцинации, как об одном из самых действенных средств предотвращения опасных инфекционных заболеваний, о преимуществах иммунизации – наиболее доступном и экономичном способе снижения заболеваемости и смертности от детских инфекций. Задачи: • Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о важности иммунизации. • Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми дошкольного возраста. • Формировать у родителей позитивное отношение к прививкам. • Мотивировать родителей на соблюдение мер профилактики различных заболеваний путём вакцинации.

Содержимое публикации

Городской творческий конкурс в рамках

Европейской недели иммунизации

Методическая разработка беседы с родителями

Воспитатель: Блинова Татьяна Владимировна

г. Дзержинск- 2021 год

Методическая разработка беседы с родителями

Актуальность темы.

Забота о здоровье детей, его сохранение и укрепление – главная задача дошкольного образования и поэтому родители, педагоги и врачи общими усилиями оберегают детей от различных инфекций и болезней. Обстановка с инфекционными заболеваниями сложная, меняющаяся во времени. По данным Всемирной организации здравоохранения вакцинация ежегодно спасает около 3 млн. детских жизней. Но от инфекций, против которых на сегодняшний день нет вакцин, до сих пор умирают около 6 млн. детей ежегодно.

Количество заболеваний, которые стали управляемы благодаря вакцинам, постоянно растёт. Но, однако, было выявлено и много новых инфекционных болезней. Ученые предполагают, что в ближайшее время многие эндокринные, неврологические, психические заболевания войдут в разряд инфекционных. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что иммунизация является одной из наиболее эффективных и экономически целесообразных мер медицинского вмешательства, существующих в настоящее время. Для обеспечения эпидемиологического благополучия уровень охвата населения плановой иммунизацией должен составлять не менее 90%, а среди детей – более 95%. Некоторые родители отказываются от вакцинации своих детей или как можно дольше оттягивают её, так как не владеют достаточной достоверной информацией и чаще всего пользуются слухами, которые бытуют на детских площадках и в интернете.

Цель : Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) воспитанников о вакцинации, как об одном из самых действенных средств предотвращения опасных инфекционных заболеваний, о преимуществах иммунизации – наиболее доступном и экономичном способе снижения заболеваемости и смертности от детских инфекций.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о важности иммунизации.

Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми дошкольного возраста.

Формировать у родителей позитивное отношение к прививкам.

Мотивировать родителей на соблюдение мер профилактики различных заболеваний путём вакцинации.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения : помещение группы.

Оборудование : памятка для родителей, анкеты.

Методы и приёмы: беседа.

Повысить уровень информированности родителей (законных представителей) воспитанников об инфекциях.

Повысить количество участников плановых вакцинаций, проводимых в детском саду.

- Тогда разрешите мне немного познакомить вас с этой акцией. Целью акции является профилактика различных заболеваний, повышение информированности населения в вопросах медицины и пропаганда иммунопрофилактики. Европейская неделя иммунизации (ЕНИ) способствует популяризации основной идеи о том, что иммунизация каждого ребёнка имеет важнейшее значение для профилактики заболеваний и защиты жизни. Её девиз – "Предупредить. Защитить. Привить."

Как проходит неделя иммунизации? Программа мероприятий включает выставки, семинары, дискуссии, лекции для широкого круга населения, раздачу информационной литературы, профилактические процедуры.

В образовательных учреждениях проводится разъяснительная работа среди детей и родителей. Во Всемирной неделе иммунизации принимают участие органы образования, культуры, молодежной политики, средства массовой информации. В Неделю иммунизации мы вспоминаем о том, что благодаря массовой вакцинации населения на нашей планете были ликвидированы многие эпидемиологические заболевания, уносившие в прежние времена тысячи человеческих жизней.

Иммунизация признана Всемирной организацией здравоохранения одним из самых успешных мер защиты здоровья, и ежегодно она позволяет спасти миллионы жизней от распространенных опасных болезней. В то же время, статистика свидетельствует о том, что около 20 миллионов детей по всему миру не имеют необходимого доступа к вакцинам.

Неделя вакцинации обязана обратить внимание всего человечества на важность иммунизации, как не только индивидуальной, но и массовой профилактической мере по защите людей от инфекционных заболеваний. ВОЗ постоянно обращается к семьям, чтобы в обязательном порядке проводилась вакцинация детей от смертоносных недугов.

Каждый год в мире фиксируются от 2 до 3 миллионов случаев летальных исходов из-за коклюша, столбняка, дифтерита, краснухи, кори и свинки. Радует одно – статистика людей, обеспеченных вакциной, ежегодно повышается. Не в последнюю очередь это происходит благодаря интенсивной работе ВОЗ и Неделе иммунизации, напоминающей о важности противостояния опасным вирусам. Ежегодно в мире от перечисленного выше списка заболеваний прививают примерно 100 миллионов детей.

Почему важна иммунизация? Лишь поголовная иммунизация позволит достичь цели устойчивого развития общества. Это позволит снизить уровень нищеты и повысить уровень охвата медицинскими услугами населения. Начиная с плановой вакцинации, устанавливается контакт медицинского работника с ребёнком с первых дней его жизни. Это помогает малышам вырасти здоровыми и без осложнений здоровья дожить до старческого возраста.

- Скажите, а что такое прививка? (ответы, рассуждения родителей)

Некоторые родители отказываются от вакцинации своих детей или как можно дольше оттягивают ее, так как не владеют достаточной достоверной информацией и чаще всего пользуются слухами, которые бытуют на детских площадках и в интернете.

Прививка – это введение в организм ребёнка вакцин с целью получения долговременной защиты от болезней. Если изучить Национальный календарь прививок, то мы узнаем, что против одного и того же инфекционного заболевания делается прививка несколько 2 раз. Например, против вирусного гепатита В – пять раз, против полиомиелита – шесть раз, против туберкулеза – три раза, против гриппа – ежегодно и так далее. В результате ребёнку делают более 20 прививок от 10 инфекционных заболеваний. Педиатры считают иммунизацию основой здоровой жизни ребенка в будущем, поэтому врачи настаивают на выполнении полного календаря прививок. Вакцина – это микроорганизмы со специальными свойствами, которые помогают организму выработать защиту против данного возбудителя болезни. Вакцина – это медицинский препарат, который предназначен для создания иммунитета к инфекционным болезням. При введении вакцины происходит многоступенчатый процесс иммунизации. Следует помнить, что защиту от инфекционных заболеваний обеспечивает коллективный иммунитет, который создается при охвате прививками населения на уровне не менее 95%.

Когда ребёнок появляется на свет, он обычно имеет иммунитет (невосприимчивость) к некоторым инфекциям. Это заслуга борющихся с болезнями антител, которые передаются через плаценту от матери к будущему новорожденному. Впоследствии, вскармливаемый грудью младенец постоянно получает дополнительную порцию антител с молоком матери. Такой иммунитет называют пассивным. Он носит временный характер, угасая к концу первого года жизни. Создать длительный и, как говорят врачи, активный иммунитет к некоторым болезням, можно при помощи вакцинации.

Цель вакцинации : Формирование иммунитета (невосприимчивости) к болезни при введении в организм ослабленного или убитого микроба-возбудителя. В результате вырабатываются особые вещества (антитела) и клетки, способные нейтрализовать настоящего возбудителя при заражении.

Если бы не было прививок

• Корь: вероятность смертельного исхода: 1 случай из 100, инвалидность: 5 случаев из 100.

• Коклюш: высокий риск воспаления головного мозга.

• Полиомиелит: высокий риск паралича и инвалидности.

• Туберкулез: длительное лечение, тяжелые осложнения.

• Паротит (свинка): развитие бесплодия.

• Краснуха: рождение ребенка-инвалида.

• Гепатит: высокий риск тяжелого поражения печени, рака.

• Грипп: Тяжелые осложнения со стороны сердца, головного мозга, легких, особенно у пожилых людей, маленьких детей и людей с хроническими заболеваниями.

- Делать прививки ребёнку или нет? (ответы родителей)

Практикующие врачи однозначны в своих мнениях – прививки делать необходимо. Нужно это в первую очередь для того, чтобы защитить малыша и от заболевания, и от негативных его последствий. Профилактическая вакцинация – один из способов сдержать эпидемии. В каждой стране мира есть свой план профилактических прививок. Различия в планах зависят от того, какие болезни имеют большее распространение на территории этой страны.

Некоторые родители отказываются от вакцинации своих детей или как можно дольше оттягивают ее, так как не владеют достаточной достоверной информацией и чаще всего пользуются слухами, которые бытуют на детских площадках и в интернете. Конечно, бессмысленно призывать родителей к тому или иному (каждый несет свою ответственность за ребёнка и решает эти задачи самостоятельно), но знать чуть больше о прививках не помешает.

Если всё же у Вас возникают сомнения в необходимости проведения профилактических прививок, не спешите подписывать отказ. Для начала проконсультируйтесь с врачом, соберите полную информацию об опасности инфекционного заболевания, необходимости проведения прививки, последствиях отказа от нее, возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях.

Самое эффективное средство защиты Вашего ребенка - это прививка!

• современные вакцины изготавливаются с использованием высоких технологий

• они обладают хорошей эффективностью и переносимостью

• риск осложнений при применении сведен к минимуму

• количество противопоказаний незначительно

Перед вакцинацией ребенка обязательно осматривает врач и определяет показания или противопоказания к вакцинации.

Активная иммунизация наиболее эффективный метод защиты от инфекций.

Что влечет за собой отсутствие профилактической вакцинации?

Отсутствие профилактических прививок влечёт за собой следующие последствия, согласно закону Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 157 Ф3 от 17. 09. 1998 года, статья 5:

1. Запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации, требует конкретных профилактических прививок.

2. Временный отказ в приёме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний, или при угрозе возникновения эпидемий.

3. Отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Как видно из закона, ребёнка или взрослого человека могут не допустить к посещению детского учреждения, а работника – до рабочего места, если прививки отсутствуют, а эпидемиологическая ситуация - неблагополучна. Иными словами, когда Роспотребнадзор объявляет об опасности какой-либо эпидемии, или о переходе на карантин, то непривитые дети и взрослые не допускаются в коллективы. В остальные периоды года дети и взрослые могут работать, учиться и посещать детские сады без ограничений.

- Дорогие родители, благодарю вас за сотрудничество, спасибо вам за вашу активную позицию по этому вопросу и давайте вынесем общий вывод из нашей беседы. ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА – ВАШ РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ!

- Относитесь разумно к здоровью, и будете здоровы!

РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

Прививая ребенка, Вы защищаете его от инфекционных заболеваний!

Отказываясь от прививок, Вы рискуете здоровьем и жизнью Вашего ребёнка! Помогите Вашему ребёнку! Прочтите внимательно памятку и защитите его от инфекционных заболеваний, и от вызываемых ими тяжелых осложнений и последствий!

На сегодняшний момент, согласно Национальному календарю прививок, производится вакцинация против следующих заболеваний: дифтерия, корь, краснуха, столбняк, гепатит В, коклюш, туберкулез, полиомиелит, грипп, паротит.

Чем опасны заболевания, прививки против которых включены в календарь прививок России?

Полиомиелит (или детский паралич) - острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.

Туберкулез - заболевание поражает легкие и бронхи, однако возможно поражение и других органов. При туберкулезе возможно развитие генерализованных форм, в том числе и туберкулезного менингита, устойчивых к противотуберкулезным препаратам.

Коклюш - инфекционное заболевание дыхательных путей. опасным является поражение легких, особенно в грудном возрасте. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы.

Дифтерия - острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем, а также местным воспалительным процессом с образованием фибринного налета. Возможны такие осложнения как инф.-токсический шок, миокардиты, полиневриты, включая поражение черепных и перифических нервов, поражение надпочечников, токсический невроз.

Столбняк - поражает нервную систему и сопровождается высокой летальностью вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы.

Корь - заболевание может вызвать развитие отита, пневмонии, не поддающей антибиотикотерапии, энцефалит. Риск тяжелых осложнений и смерти особенно велик у маленьких детей.

Эпидемический паротит - заболевание может осложняться серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка является одной из причин развития мужского и женского бесплодия.

Прививка против гриппа . Из-за риска возможных тяжелых осложнений, она показана детям с 6-месячного возраста, страдающих хроническими заболеваниями бронхо-легочной системы, почек, сердца. Необходимо прививаться вакцинами, состав которых меняется ежегодно и соответствует спектру тех вирусов, которые распространены именно в этом году (мониторинг проводит ВОЗ).

Делать прививку против гриппа надо еще и потому, что в присутствии вирусов гриппа очень многие слабые вирусы и бактерии становятся более агрессивными и могут вызывать обострения хронических заболеваний или провоцировать возникновение другой инфекции. Для выработки иммунитета от гриппа, вакцинацию надо проводить за 2 недели до начала эпидемии.

Прививки, не включенные в календарь.

Теперь о прививках не входящих в национальный российский календарь. Эти вакцины рекомендованы ВОЗ и входят в национальные календари других стран.

Ветряная оспа крайне заразна, у разных детей протекает по разному и может иметь весьма неприятные последствия.

Клещевой энцефалит.

Менингококковая инфекция . Вакцинируют детей старше 2 лет, обычно по эпидемиологическим показаниям.

Пневмококковая инфекция - причина большинства пневмоний (в том числе тяжелейших), части менингитов и септических состояний. Об актуальности свидетельствует хотя бы то, что вакцина присутствует в национальных календарях более чем 40 стран.

Папилломавирусная инфекция . Вакцинация против этого вируса особенно показана девочкам, поскольку является причиной львиной доли рака шейки матки.

Гепатит А . Вакцинация против гепатита А проводится по эпидемическим показаниям в очагах вспышки и у детей в группах риска.

Список используемой литературы:

пособие. Издательство Нижегородской государственной медицинской

академии, Н.Новгород, 1997 год.

2. Е.Ю. Долидович, С.В. Кузьмина. Все, что нужно знать родителям о

прививках, 2008 год.

Гепатит – это заболевание печени , характеризующееся ее воспалением и последующей гибелью (некрозом) участков печеночной ткани. Существует много причин гепатита, основными из которых являются вирусы гепатита, частое и длительное употребление алкоголя, длительный прием некоторых лекарств, а также застой желчи в печени. Гепатиты бывают острыми и хроническими в зависимости от причины, вызвавшей заболевание и реактивности самого организма. Основными симптомами гепатита являются снижение работоспособности, боль в правом подреберье, лихорадка (повышение температуры), желтушность склер и кожи, зуд, тошнота, отрыжка с горьким привкусом, обесцвечивание кала, потемнение мочи и др. Диагностика гепатита осуществляется на основании симптомов, данных обследования и данных анализа крови. Лечение и исход гепатита напрямую зависит от его причины.

Каковы причины гепатита?
Существует много причин развития гепатита. Наиболее распространенными причинами гепатита являются:

Вирусы – являются одной из основных причин развития гепатита. Вирусные гепатиты развиваются в результате заражения гепатотропными (имеющими сродство к клеткам печени) вирусами. Существует несколько типов вирусов гепатита (вирусный гепатит A , B , C , D и E ), которые отличаются по способу передачи, скорости развития инфекции, проявлениям болезни и ее исходу.

Алкоголь – частое и длительное употребление спиртных напитков нередко приводит к развитию алкогольного гепатита. Этиловый спирт оказывает повреждающее действие на все органы, в том числе и на печень. Частое употребление алкоголя ( алкоголизм ) приводит к воспалению и гибели ткани печени и замещению погибших клеток жиром (жировая дистрофия печени).

Медикаменты – некоторые лекарства обладают гепатотоксичностью, т.е. способны вызывать повреждение и воспаление печени – медикаментозный (лекарственный) гепатит. Систематическое использование некоторых лекарств, например, аспирина (и других нестероидных противовоспалительных средств), цитостатиков (метотрексат и др.), противовирусных препаратов, антибиотиков, сульфаниламидов, противотуберкулезных

препаратов (изониазид) и многих других может привести к развитию медикаментозного гепатита. Характерной особенностью медикаментозного гепатита является прекращение болезни после прекращения приема лекарства, вызвавшего гепатит.

Застой желчи – нарушение оттока желчи из печени служит причиной развития холестатического гепатита. Одна из функций печени это выработка желчи, которая играет важную роль в обмене жиров. При нарушении оттока желчи из печеночных долек она застаивается в печени, вызывая ее воспаление – гепатит. Нарушение оттока желчи (и следовательно холестатический гепатит) часто наблюдается при желчекаменной болезни (камни в желчном пузыре), опухолях поджелудочной железы и желчного пузыря.

Симптомы и признаки гепатита
Воспаление любого органа в нашем организме ведет к снижению его работоспособности. Печень в организме человека играет важную роль, выполняя множество жизненно важных функций. При гепатите (воспалении тканей печени) нарушение каждой из них ведет к появлению симптомов, характерных для гепатита. Вот основные симптомы и признаки гепатита:

  • Желтуха является частым спутником гепатита и проявляется в виде желтушного окрашивания кожи человека, его склер, а также неба и языка. Желтуха возникает как результат нарушения одной из функций печени – переработки билирубина. Билирубин – это желтый пигмент, который образуется при распаде эритроцитов (красные кровяные тельца). Билирубин который образуется непосредственно при распаде эритроцитов является токсичным (отравляющим) для организма и поэтому он должен быть переработан печенью. Печень связывает билирубин, обезвреживая его. При нарушении функций печени на фоне гепатита билирубин накапливается в крови, разносится по всему организму и откладываясь в коже и слизистых оболочках, придает им желтоватый цвет.
  • Зуд кожи в сочетании с желтухой – это основной симптом холестатического гепатита возникающего в результате застоя желчи. При нарушении оттока желчи из печени, часть ее попадает в кровь. Желчные кислоты, откладываясь в коже, раздражают ее, вызывая сильный зуд.
  • Боль в правом подреберье возникает из-за растяжения капсулы увеличенной печени. Печень человека находится в капсуле – оболочке, которая чутко реагирует на изменения размеров печени. При увеличении печени капсула растягивается, что вызывает боль.
  • Отсутствие аппетита, тошнота, отрыжка с горьким вкусом, особенно после приема жирной пищи также могут рассматриваться в качестве симптомов гепатита. Эти проявления возникают из-за нарушения пищеварительной функции печени.
  • Синяки, кровоподтеки, которые появляются при малейшей травме, говорят о нарушении другой функции печени - продукции специальных белков, участвующих в свертывании крови.

Анализ крови на гепатит
Биохимический анализ крови также может выявить наличие гепатита. Печень имеет большой набор ферментов, которые помогают ей осуществлять свои функции. При гепатите эти ферменты в большом количестве попадают в кровь, говоря о воспалении печени. На наличие гепатита указывает повышение в крови уровня аминотрансфераз (АлАТ, АсАТ), билирубина и некоторых других показателей.

Течение гепатита. Формы гепатита.
По течению гепатиты бывают острыми и хроническими.

Острый гепатит , независимо от его причины – развивается быстро, в течение нескольких дней или недель и может длиться до 6 месяцев. Как правило, причиной развития острого гепатита является заражение вирусом гепатита (реже отравление лекарствами). Основные симптомы острого вирусного гепатита – это слабость, повышенная утомляемость, желтуха, повышение температуры, боли в правом подреберье, тошнота , отрыжка горьким и др. Выраженность симптомов бывает различной, что зависит от типа вируса гепатита и свойств организма. Острый вирусный гепатит, как правило, самостоятельно разрешается через 4-8 недель после начала заболевания. Не исключен переход острого гепатита в хронический, с последующим развитием цирроза печени .

Молниеносный (или фульминантный) гепатит является разновидностью острого гепатита. Это наиболее тяжелая форма гепатита, которая развивается чрезвычайно быстро и в течение 2-8 недель может привести к развитию печеночной недостаточности и комы. Основные симптомы фульминантного гепатита – это выраженная желтуха, тяжелое общее состояние, отечность, низкое артериальное давление и т.д. Фульминантный гепатит встречается нечасто и является результатом тяжелых отравлений грибами, ядами (токсический гепатит), заражения вирусом гепатита (особенно вирусом гепатита B , вирус гепатита Е).

Хронический гепатит длится более 6 месяцев. Как правило, хронический гепатит является следствием острого вирусного гепатита B или C, аутоиммунного процесса (аутоиммунный гепатит) или длительного приема некоторых лекарств (хронический лекарственный гепатит). При аутоиммунном гепатите организм начинает бороться против собственных клеток печени. Часто больной хроническим гепатитом не знает о своем заболевании, так как проявления болезни могут быть слабовыраженными. Самые распространенные симптомы хронического гепатита это слабость, повышенная утомляемость, отсутствие аппетита, иногда желтуха . Хронический гепатит имеет различные степени активности. Степень активности гепатита определяет врач на основании симптомов, показателей биохимического анализа крови и данных, полученных при биопсии печени (изучение участка печени под микроскопом). При хроническом гепатите постоянное воспаление печени приводит к постепенному отмиранию ее клеток (гепатоцитов) и к развитию цирроза печени. Иногда хронический гепатит может привести к раку печени . Однако, возможно и спонтанное самоизлечение.

Консультации для родителей

Гепатите А: причины, симптомы, лечение, профилактика

Гепатит A (болезнь Боткина, желтуха) – это острое вирусное заболевание печени, которое вызывается вирусом гепатита А (HAV). Основными симптомами вирусного гепатита А являются повышенная утомляемость, тошнота, рвота, отрыжка горьким, боль в правом подреберье, желтуха, потемнение мочи и др. Диагностика гепатита А осуществляется на основании серологического анализа крови, который выявляет наличие антител против вируса гепатита А. Лечение гепатита А заключается в назначении диеты и симптоматического лечения. В большинстве случаев гепатит А заканчивается полным выздоровлением.

Факторы повышающие риск заболеть гепатитом А
Риск заболеть гепатитом А выше у:

  • детей посещающих детские дошкольные учреждения,
  • лиц, не соблюдающих правила личной гигиены или проживающих в перенаселенных районах,
  • у людей часто посещающих страны Средней Азии и Африки
  • у людей контактирующих с больными гепатитом А
  • у наркоманов и гомосексуалистов.

Как вирус гепатита А действует на печень?
Вирус гепатита А передается фекально-оральным путем, то есть попадает в организм человека через рот с загрязненной пищей или водой, содержащие вирусы. Попадая в кишечник, вирус всасывается в кровь и проникает в печень. В клетках печени (гепатоцитах), вирус размножается, и изменяет их структуру и разрушает их. Далее вирус попадает в желчь, которая выбрасывается в кишечник. Вместе с желчью вирусы выводятся

из организма с каловыми массами. В развитии гепатита А принимает участие и иммунная система человека. Дело в том, что во время размножения (репликации) вируса в гепатоците изменяется структура специальных маркеров (опознавателей) клеток печени и иммунная система начинает рассматривать их как чужеродные. В организме начинают вырабатываться антитела - вещества, вызывающие гибель гепатоцитов, которые усиливают губительное действие вируса на ткани печени.

Через какое время после заражения гепатит А начнет проявляться?
Инкубационный период вирусного гепатита А (время с момента заражения до появления симптомов) составляет в среднем 30 дней, однако может колебаться от двух недель до полутора месяца.

Каковы симптомы и признаки вирусного гепатита А?
Нередко вирусный гепатит А протекает бессимптомно, или под маской другой болезни (например, гастроэнтерит, грипп, простуда), но, как правило, некоторые из нижеперечисленных симптомов могут указать на наличие гепатита:

  • Слабость, повышенная утомляемость, сонливость, у детей плаксивость и раздражительность.
  • Снижение или отсутствие аппетита, тошнота , рвота, отрыжка горьким.
  • Обесцвеченный кал.
  • Повышение температуры до 39°С, озноб, потливость.
  • Боли, чувство тяжести, дискомфорта в правом подреберье
  • Потемнение мочи – наступает через несколько дней после появления первых признаков гепатита.
  • Желтуха (появление желтой окраски склер глаз, кожи тела , слизистой оболочки рта), как правило, появляется через неделю после начала заболевания, принося некоторое облегчение состояния больного. Нередко признаки желтухи при гепатите А вовсе отсутствуют.

У детей гепатит А довольно часто протекает бессимптомно или под видом острого гастроэнтерита (воспаления слизистой оболочки желудка и кишечника). Также развитие гепатита А у ребенка может напоминать грипп или простуду. В подобных случаях потемнение мочи и/или обесцвечивание кала, а также появление желтухи указывают на то, что ребенок болен именно гепатитом.
Вышеперечисленные симптомы характерны для любого типа вирусного гепатита, поэтому только на основании симптомов нельзя поставить диагноз острого вирусного гепатита А.

Что делать при подозрении на вирусный гепатит А?
При появлении симптомов, характерных для вирусного гепатита необходимо сразу же обратиться к врачу. Для выявления вирусного гепатита А (HAV) необходимо провести серологический анализ крови на наличие антител к вирусу гепатита А - anti-HAV IgM. При попадании вируса гепатита в кровь, организм немедленно начинает борьбу с вирусом,

продуцируя против него антитела. Наличие в крови антител anti-HAV IgM может с высокой точностью указать на острый вирусный гепатит А.

В чем состоит опасность гепатита А?
Из всех известных типов вирусного гепатита ( В , С , D , E ) вирусный гепатита А является наиболее щадящим для печени. Острый вирусный гепатит А, как правило, длится около 6 недель и самостоятельно разрешается полным выздоровлением. Крайне редки случаи перехода острого вирусного гепатита А в фульминантную (молниеносную) форму с последующим летальным исходом. Такое развитие болезни более вероятно у лиц, уже болеющих гепатитом В или С.

Как лечить острый вирусный гепатит А?
Основными принципами лечения гепатита А являются соблюдение диеты и поддерживающая терапия (симптоматическое лечение). Лечение гепатита А проводится под контролем врачей инфекционистов. Самостоятельное лечение гепатита А недопустимо. В течение всего периода болезни больного гепатитом А изолируют от коллектива (особенно важно в случае детей). Больной гепатитом А перестает быть заразным примерно после 3 недели болезни.

Диета при гепатите А
Больному гепатитом А рекомендуют исключить из рациона питания жирное мясо, печень, жареные блюда, алкоголь, шоколад, газированные напитки.
В рацион питания включают молоко и молочные каши, кефир, отварные овощи, нежирные сорта мяса и рыбы, фруктовые соки, мед.

Иммунитет и прививка от гепатита А
Человек, переболевший гепатитом А скорее всего больше никогда не заболеет им вновь. Дело в том, что после выздоровления в крови человека навсегда остаются антитела против вируса гепатита А, которые при повторном попадании вируса сразу же атакуют его, не позволяя вызвать болезнь.
Иммунитет против гепатита А можно приобрести и при помощи вакцинации ( прививки ). Вакцина против гепатита А состоит из мертвых вирусов гепатита, которые не в состоянии вызвать болезнь, но могут вызвать выработку иммунитета. Иммунитет, развившийся после вакцинации, сохраняется в течение 5-10 лет, защищая человека от заражения гепатитом А.

Кому показана вакцинация против гепатита А?
Поставить прививку от гепатита А может любой желающий человек, не перенесший гепатит А ранее. Чтобы узнать перенес человек гепатит А или нет, достаточно сделать серологический анализ крови на наличие антител против вируса. Если они отсутствуют – значит организм еще никогда не встречался с вирусом гепатита А и подвержен высокому риску заболевания. В таком случае показана вакцинация.

ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах", МДК 02.01. "Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях", "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

ВложениеРазмер
vg_kiro.docx 111.81 КБ
sestrinskiy_uhod_pri_virusnom_gepatite.pdf 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ. МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.

Выполнила: Давыдова Галина Михайловна,

преподаватель высшей квалификационной категории

слушатель группы 2-15 Впб

Травкина Наталья Николаевна, зав. кафедрой профессионального образования ОГБУ ДПО КИРО

__________________ Травкина Н. Н.

В современных условиях значительно изменился подход к подготовке медицинских сестер, который требует создания таких организационно – педагогических условий, позволяющих формировать

  • глубокие теоретические знания,
  • профессионально важные качества,
  • готовность к приобретению многофункциональных умений.

Актуальность проблемы формирования общей и профессиональной компетентности будущих медицинских сестер обусловлена объективными потребностями общества, перспективой развития здравоохранения.

Компетентностная образовательная парадигма предполагает наличие специальной практико-направленной среды обучения, способной погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

  • Организация учебного кабинета доклинической практики (1 рабочее место на каждого студента или одно на двоих), имитация сестринского поста, процедурной, больничной палаты с соответствующим медицинским оснащением и документацией и есть первостепенная задача преподавателя.
  • Рациональное использование педагогических технологий, обеспечивающих решение конкретной дидактической задачи.

Наличие у студентов базовых знаний позволяет преподавателю максимально использовать активные и интерактивные технологии с целью создания условий для формирования ОК и ПК у студентов, совершенствовать практические навыки по уходу за инфекционными больными:

клинических задач, проблемных ситуаций,

  • игровые методы, тренинги на муляжах,
  • ИКТ.

На практических занятиях каждому студенту предлагается типичная задача, содержащая субъективные, объективные данные, эпидемиологический анамнез. Клинические симптомы, описанные в задаче обязательно иллюстрируются. Решенные задачи обсуждаются, анализируются.

В процессе решения задач и выполнения манипуляций детализируются фрагменты профессиональной деятельности, например, ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации" (кровь попала на слизистую оболочку глаза, на кожу руки), дает возможность преподавателю контролировать знания нормативных документов, умение работать с ними.

Используя один из принципов обучения "от простого к сложному" преподаватель уделяет внимание знанию медицинской терминологии. Повторяется терминология в определенной последовательности, чтобы обеспечить ее естественную интеграцию в изучаемую тему, построив на этом осознанное восприятие изучаемой патологии. Знание терминологии позволяет преподавателю оценить степень понимание студентами патологии от общей характеристики, этиологии, патогенеза, клинической картины, осложнений, до исхода заболевания.

В основном структура практического занятия не претерпевает значительных изменений, но для достижения поставленных целей должны быть смещены акценты с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность студентов, организацию партнерства между участниками образовательного процесса.

Значимыми акцентами также являются усиление роли этапов мотивации, целеполагания и рефлексии.

Тема:"Сестринский уход при вирусном гепатите В"

Форма организации учебного процесса: практическое занятие (работа в микрогруппах, само- и взаимоконтроль.

Тип занятия : применение знаний и умений в моделируемых условиях.

  • Учебная- создать условия для осознанного выбора сестринских мероприятий по уходу за пациентом с диагнозом Вирусный гепатит В и успешно реализовать их в моделируемых условиях.
  • Развивающая- развивать самостоятельное клиническое мышление, речь студентов, творческие способности личности, овладение приемами сестринской педагогики.
  • Воспитательная- пробудить чувство ответственности и долга, интерес к профессии, создать условия для воспитания культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.

Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии.

Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.

ПМ01 Проведение профилактических мероприятий.

ПМ02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах". Сестринский уход в терапии. Лабораторная диагностика.

В результате изучения темы студент должен:

готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять сестринский уход за пациентом с диагнозом: Вирусный гепатит;

консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

вести утвержденную документацию.

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;

принципы применения лекарственных средств;

Результаты освоения профессионального модуля.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть

ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с

участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медицинские средства в соответствии с правилами их использования.

Место проведения : Областная клиническая инфекционная больница им. Семашко.

Оснащение занятия: бланки экстренного извещения, таблицы, медицинский инструментарий, вакцины, лабораторная посуда. Сан.пин., образцы дезинфицирующих растворов, дидактический материал: тестовые задания, задачи.

Хронокарта практического занятия 315 мин.

1. Организационный момент - 3мин.

2. Мотивация темы - презентация "Анализ заболеваемости вирусными гепатитами по Курской области" за 2015 год - 7 мин.

3. Постановка целей занятия совместно со студентами- 5 мин.

4.Контроль знаний 100 мин.

- контроль заполнения рабочих тетрадей (наличие схемы жкт, печени);

5.Самостоятельная работа студентов – 150 мин.

- обсуждение вариантов решения(решали дома) ситуационной задачи - 45 мин.;

- выполнение манипуляций в моделируемых условиях- 40 мин.

- ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации - 20 мин.

- заполнение таблицы "Дезинфекция мед.инструментария" - 10 мин.

- выписывание рецептов - 20 мин.

Как происходит заражение вирусным гепатитом А и почему? Основной механизм передачи инфекции – фекально-оральный, когда заражение происходит при попадании вируса в организм человека через грязные руки, пищевые продукты и воду, загрязненные выделениями больного или носителя инфекции, при личных контактах между членами семьи. Вирус гепатита А выделяется с калом инфицированными лицами в основном в конце инкубационного периода и в течение первых недель болезни. Поэтому он может передаваться от инфицированных лиц окружающим еще до появления явных признаков заболевания. Восприимчивость к вирусу высокая.

Содержимое публикации

Памятка для родителей по вирусному гепатиту А

Гепатит А – широко распространенное инфекционное заболевание, вызываемое вирусом гепатита А. Характерны периодические подъемы заболеваемости, особенно в летне-осенние месяцы. Гепатитом А болеют люди всех возрастов, но чаще дети старше одного года и взрослые до 30 лет Они обычно менее чувствительны к заражению вирусом, поскольку первые получают антитела от матери,а вторые вырабатывают антитела в течение жизни.

Как происходит заражение вирусным гепатитом А и почему?

Основной механизм передачи инфекции – фекально-оральный, когда заражение происходит при попадании вируса в организм человека через грязные руки, пищевые продукты и воду, загрязненные выделениями больного или носителя инфекции, при личных контактах между членами семьи. Вирус гепатита А выделяется с калом инфицированными лицами в основном в конце инкубационного периода и в течение первых недель болезни. Поэтому он может передаваться от инфицированных лиц окружающим еще до появления явных признаков заболевания. Восприимчивость к вирусу высокая.

Признаки заболевания.

Своевременная диагностика гепатита А позволяет скорее начать лечение и тем самым предупредить осложнения, а также начать соблюдение правил противоэпидемического режима, чтобы не заражать окружающих.
Исход болезни обычно благоприятный. Перенесенное заболевание оставляет стойкий иммунитет.

Как уберечься от заболевания?

мыть руки с мылом как можно чаще, особенно перед едой, приготовлением пищи, после посещения туалета, придя с улицы домой;

фрукты и овощи тщательно мыть проточной водой и обдавать кипятком;

пользоваться индивидуальной посудой;

не заглатывать воду при купании в открытых водоемах;

не пить воду из открытых водоемов без предварительного кипячения;

не разрешать детям брать руки в рот, с детства приучать их к соблюдению правил личной гигиены;

сделать прививку против гепатита А.

В очаге: перед допуском ребёнка в коллектив:

необходимо выяснить есть ли жалобы (боли в животе, тошнота, снижение аппетита, слабость, катаральные явления), цвет кала и мочи не изменены, температура тела на нормальных цифрах;

Читайте также: