Биология 5 класс модель вируса

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве


Описание презентации по отдельным слайдам:


Вирус Вирусы – это очень маленькие живые организмы, вызывающие болезни у раст.

Вирус Вирусы – это очень маленькие живые организмы, вызывающие болезни у растений и животных. Вирусы мельче бактерий, и рассмотреть их можно только в очень сильный электронный микроскоп.

Д.И.Ивановский открыл вирусы - новую форму существования жизни. Своими иссле.

Д.И.Ивановский открыл вирусы - новую форму существования жизни. Своими исследованиями он заложил основы ряда научных направлений вирусологии: изучение природы вируса, цетопотологических вирусных инфекций, фильтрующихся форм микроорганизмов, хронического и латентного вирусоносительства. В знак признания выдающихся заслуг Д.И.Ивановского перед вирусологической наукой Институту вирусологии АМН СССР в 1950 году было присвоено его имя, в Академии медицинских наук учреждена премия имени Д.И.Ивановского, присуждаемая один раз в три года. Первая половина нашего столетия была посвящена пристальному изучению вирусов - возбудителей острых лихорадочных заболеваний, разработке методов борьбы с этими заболеваниями и методов их предупреждения.

Строение вирусов Вирусы не имеют клеточного строения. Каждая вирусная частица.

Строение вирусов Вирусы не имеют клеточного строения. Каждая вирусная частица состоит из расположенного в центре носителя генетической информации и оболочки. Генетический материал представляет собой короткую молекулу нуклеиновой кислоты, это образует сердцевину вируса. Нуклеиновая кислота у разных вирусов может быть представлена ДНК или РНК, причем эти молекулы могут иметь необычное строение: встречается однонитчатая ДНК и двух нитчатая РНК. Оболочка называется капсид. Она образована субъединицами – капсомерами, каждый из которых состоит из одной или двух белковых молекул. Число капсомеров для каждого вируса постоянно.

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше ба.

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше длины световой волны. Строение.

Непременным компонентом вирусной частицы является одна из двух нуклеиновых к.

Непременным компонентом вирусной частицы является одна из двух нуклеиновых кислот, белок и зольные элементы. Эти три компонента являются общими для вирусов, тогда как остальные двалипоиды и углеводы - входят в состав далеко не всех вирусов Вирусы, состоящие только из белка нуклеиновой кислоты и зольных элементов, чаще всего принадлежат к группе простых вирусов, лишенных дифференциации, собственных ферментов или каких-либо специализированных структур - вирусы растений, некоторые вирусы животных и насекомых. В то же время практически все бактериофаги, которые по химическому составу, принадлежат к группе минимальных вирусов, на самом деле являются очень сложными и высокодифференцированными структурами. Вирусы, в состав которых наряду с белком и нуклеиновой кислотой входят также липоиды и углеводы, как правило, принадлежат к группе сложно устроенных вирусов. Большая часть вирусов этой группы паразитирует на животных.

Вирусная ДНК Молекулы вирусных ДНК могут быть линейными или кольцевыми, двух.

Вирусная ДНК Молекулы вирусных ДНК могут быть линейными или кольцевыми, двух цепочечными или одно цепочечными по всей своей длине или же одно цепочечными только на концах. Кроме того, выяснилось, что большинство нуклеотидных последовательностей в вирусном геноме встречается лишь по одному разу, однако на концах могут находиться повторяющиеся, или избыточные участки. Помимо различий в форме молекулы и в структуре концевых участков вирусных ДНК существуют также различия в величине генома.

Размножение вирусов Вирусная частица - это инертная статическая форма вируса.

Размножение вирусов Вирусная частица - это инертная статическая форма вируса. Когда вирионы находятся вне клетки, они не размножаются и в них не происходит никаких метаболических процессов. Все динамические события начинаются лишь тогда, когда вирус проникает в клетку. Даже у многоклеточного хозяина решающие события при вирусной инфекции происходят на клеточном уровне. Распространение вируса совершается в результате повторных циклов взаимодействия вируса с клетками и рассеяния вирионов во внеклеточной среде. В зараженных вирусом клетках происходит глубокая перестройка вирусного материала, а часто также и компонентов клетки-хозяина. Возникает новая система - комплекс вирус-клетка.

Схема размножения вирусов, содержащих в вирионе одну нить ДНК (I) или одну ни.

Схема размножения вирусов, содержащих в вирионе одну нить ДНК (I) или одну нить РНК (II). ДНК изображена сплошной линией, РНК — пунктиром; А — нуклеиновая к-та вириона; Б — удвоенная нить нуклеиновой кислоты при ее репликации; В — информационная РНК, (и-РНК), копирующая вирусную ДНК; Г — цепочка рибосом (полисома), соединенная и-РНК или вирусной РНК (на рибосомах растет полипептидная цепочка из остатков аминокислот); Д — рибосома с полипептидом, отделившаяся от полисомы; Е — белковая молекула, образованная полипептидными цепочками; Ж — построение дочерней нити нуклеиновой к-ты между двумя материнскими; З — зрелый вирион. Стадия В у вирусов с РНК отсутствует, т. к. их собственная РНК выполняет при синтезе белков роль и-РНК.

Вирус гриппа А Вирус гриппа А как правило вызывает заболевание средней или си.

Вирус гриппа А Вирус гриппа А как правило вызывает заболевание средней или сильной тяжести. Поражает как человека, так и некоторых животных (лошадь, свинья, хорек, птицы). Именно вирусы гриппа А ответственны за появление пандемий и тяжелых эпидемий. Известно множество подтипов вируса типа А, которые классифицируются по поверхностным антигенам - гемагглютинину и нейраминидазе: на настоящий момент известно 16 типов гемагглютинина и 9 типов нейраминидазы. Вирус видоспецифичен: то есть как правило, вирус птиц не может поражать свинью или человека, и наоборот.

Вирус гриппа В Вирус гриппа В Как и вирус гриппа А, способен изменять свою ан.

Вирус гриппа В Вирус гриппа В Как и вирус гриппа А, способен изменять свою антигеннуюструктуру. Однако эти процессы выражены менее четко, чем при гриппе типа А. Вирусы типа В не вызывают пандемии и обычно являются причиной локальных вспышек и эпидемий, иногда охватывающих одну или несколько стран. Вспышки гриппа типа В могут совпадать с таковыми гриппа типа А или предшествовать ему. Вирусы гриппа В циркулируют только в человеческой популяции (чаще вызывая заболевание у детей).

Вирус гриппа С Вирус гриппа С достаточно мало изучен. Известно, что в отличие.

Вирус гриппа С Вирус гриппа С достаточно мало изучен. Известно, что в отличие от вирусов А и В, он содержит только 7 фрагментов нуклеиновой кислоты и один поверхностный антиген. Инфицирует только человека. Симптомы болезни обычно очень легкие, либо не проявляются вообще. Он не вызывает эпидемий и не приводит к серьезным последствиям. Является причиной спорадических заболеваний, чаще у детей. Антигеннаяструктура не подвержена таким изменениям , как у вирусов типа А. Заболевания, вызванные вирусом гриппа С, часто совпадают с эпидемией гриппа типа А. Клиническая картина такая же, как при легких и умеренно тяжелых формах гриппа А.

Краткое описание документа:

Вирусы, состоящие только из белка нуклеиновой кислоты и зольных элементов, чаще всего принадлежат к группе простых вирусов, лишенных дифференциации, собственных ферментов или каких-либо специализированных структур - вирусы растений, некоторые вирусы животных и насекомых. В то же время практически все бактериофаги, которые по химическому составу, принадлежат к группе минимальных вирусов, на самом деле являются очень сложными и высокодифференцированными структурами.

Кро Вирусы, состоящие только из белка нуклеиновой кислоты и зольных элементов, чаще всего принадлежат к группе простых вирусов, лишенных дифференциации, собственных ферментов или каких-либо специализированных структур.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

У меня печальный вид, – Голова с утра болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это.

У меня печальный вид, – Голова с утра болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это – . Какой-то странный маскарад: Все в масках, но никто не рад. Где серпантин? А где шары? Где конкурсы для детворы? Не слышно музыки и песен, Сценарий малоинтересен. Нет танцев, клоунов и смеха. "Апчхи!" и "Кхе!" разносит эхо. Похоже, каждый крепко влип, Ведь маскарад устроил .

Тема урока: Вирусы-на границе живого и неживого Цели урока: 1. Познакомиться.

Тема урока: Вирусы-на границе живого и неживого Цели урока: 1. Познакомиться с царством вирусов, выявить их характеристику 2. Выяснить, кто впервые из ученых открыл вирусы 3. Узнать, чем они опасны для человека, примеры заболеваний 4. Научиться охранять здоровье

 ВИРУСОЛОГИЯ – наука ,изучающая вирусы. Дмси Дмитрий Иосифович Ивановский.

ВИРУСОЛОГИЯ – наука ,изучающая вирусы. Дмси Дмитрий Иосифович Ивановский 1892 год открытие вируса табачной мозаики


Задание. Прочтите текст на странице 105 об истории открытия вируса табачной.

Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три че.

Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, пневмонии, СПИДа и других болезней. Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей и другие.

Строение вирусов. Размер.

Строение вирусов. Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов! В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, растений, человека и бактерий. Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.


Правильно ли считать, что все вирусы доставляют людям только неприятности? От.

Правильно ли считать, что все вирусы доставляют людям только неприятности? Ответ найдите в учебнике на с. 106

И в заключение мой СОВЕТ. Ведите правильный образ жизни! Соблюдайте правила.

И в заключение мой СОВЕТ. Ведите правильный образ жизни! Соблюдайте правила личной гигиены! Занимайтесь спортом! Остерегайтесь больных людей ! Следите за своим здоровьем! И вирусы вас будут нипочем!

Закрепление знаний: Вирусы –это ………………… Приведите примеры вирусов……. Можно ли.

Закрепление знаний: Вирусы –это ………………… Приведите примеры вирусов……. Можно ли увидеть вирусы в световой микроскоп? Кто открыл вирус табачной мозаики? В каком случае вирусы проявляют свою жизнедеятельность?

Домашнее задание! Параграф 21 , прочитать, пересказать, ответить на вопросы в.


Паразит Микроскопический, неклеточный Сторожит, проникает, разрушает Будьте о.

Паразит Микроскопический, неклеточный Сторожит, проникает, разрушает Будьте осторожны! Угроза!

Краткое описание документа:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Компьютерный вирус Вирус человека

Описание презентации по отдельным слайдам:

Компьютерный вирус Вирус человека

Компьютерный вирус Вирус человека

У меня печальный вид, – Голова с утра болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это.

У меня печальный вид, – Голова с утра болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это – . Какой-то странный маскарад: Все в масках, но никто не рад. Где серпантин? А где шары? Где конкурсы для детворы? Не слышно музыки и песен, Сценарий малоинтересен. Нет танцев, клоунов и смеха. "Апчхи!" и "Кхе!" разносит эхо. Похоже, каждый крепко влип, Ведь маскарад устроил .

На границе живого и неживого: вирусы

На границе живого и неживого: вирусы

ВИРУСЫ – КТО или ЧТО?

ВИРУСЫ – КТО или ЧТО?

Органоид Функция 1. Клеточная мембрана 2. Передача наследственной информации.

Органоид Функция 1. Клеточная мембрана 2. Передача наследственной информации 3. Митохондрии 4. Фотосинтез : образование кислорода и органических веществ 5. Вакуоль 6. Переваривание ненужных веществ и частей клетки

ВИРУСЫ – КТО или ЧТО?

ВИРУСЫ – КТО или ЧТО?

ВИРУСОЛОГИЯ – наука, изучающая вирусы. Дмитрий Иосифович Ивановский 1892 год.

ВИРУСОЛОГИЯ – наука, изучающая вирусы. Дмитрий Иосифович Ивановский 1892 год открытие вируса табачной мозаики Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.


Работа с текстом учебника Задание. Прочтите текст на странице 105 об истории.

Вирусы способны образовывать кристаллы и сохраняться в виде такого типичного.

Вирусы способны образовывать кристаллы и сохраняться в виде такого типичного состояния неживой природы

Строение вирусов. * Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от.

Строение вирусов. * Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов!

В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках оп.

В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, растений, человека и бактерий.

* Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они.

* Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.

Значение вирусов Самостоятельная работа с текстом. Прочитать текст на стр. 10.

Значение вирусов Самостоятельная работа с текстом. Прочитать текст на стр. 106, выписать значение вирусов в тетрадь. В отдельные столбики выделить положительную и отрицательную роль вирусов. - +

Закрепление знаний: Вирусы –это ………………… Приведите примеры вирусов……. Можно ли.

Закрепление знаний: Вирусы –это ………………… Приведите примеры вирусов……. Можно ли увидеть вирусы в световой микроскоп? Кто открыл вирус табачной мозаики? В каком случае вирусы проявляют свою жизнедеятельность? Охарактеризуйте вред и пользу вирусов?

Домашнее задание! Повторить параграфы 9-21. Подготовиться к контрольной работ.


* Паразит *Несамостоятельный, микроскопический *Сторожит, проникает, разруша.

* Паразит *Несамостоятельный, микроскопический *Сторожит, проникает, разрушает *Будь осторожен каждый живой. *Опасность.

Краткое описание документа:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки биологии позволяют моделировать различные жизненные ситуации, задания, которые школьники выполняют на основе текста учебника, научно-популярных статей, художественных, авторских, энциклопедических и публицистических текстов. Текст, при этом может быть словесным, в виде схемы, таблицы, графика, диаграммы.

Данная разработка урока содержит задания, которые учащийся выполняет по тексту учебника и раскрывает материал урока, а затем выполняет ряд разнообразных заданий на основе энциклопедического и авторского текста с использованием инфографиков научной и социальной направленности. Учащиеся, выполняя задания, выходят за пределы учебных ситуаций и применяют свои биологические умения и навыки, при решении нестандартных жизненных задач сталкиваясь либо с противоречиями, либо с научными фактами, а так же умением выбирать главное для сохранения своего и других людей здоровья.

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности и значении в жизни человека.

1. Изучить особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, особенности строения вирусов; описать механизм проникновения вируса в клетку; рассмотреть особенности размножения вирусов; познакомиться с вирусными заболеваниями.

2. Рассмотреть и ознакомиться с мерами предупреждения инфекционных заболеваний.

3.Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;

Метапредметные результаты:

Познавательные: знать определения, осуществлять решение проблемных задач по изучаемым процессам и объектам, применять на практике полученные теоретические знания, работать с материалом разного уровня сложности, объяснять результаты работы по заданиям, формулировать выводы.

Регулятивные: самостоятельно определять цели и задачи урока, выполнять задания по плану и представлять результаты деятельности, прогнозировать результат деятельности

Коммуникативные: строить продуктивные взаимодействия со сверстниками, вести диалог, работать в группе

Предметные результаты:

Выпускник на базовом уровне научится:

сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных инфекций.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и различными источниками информации, частично поисковый, работа в группах.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Технологии: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная, элементы технологии критического мышления и технологии деятельностного метода, групповая.

Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточный материал, рабочие листы для учащихся, учебник Биология Общая биология 10-11 классы: учебник /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. -М. :Дрофа, 2017.

Ход урока
I. Оргмомент

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке!
Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.

II. Актуализация знаний и умений

- Внимание на экран. Слайд 1

- Ребята, что объединяет иллюстрации на слайде? /ответы детей/

- Все верно ребята. Здесь изображены различные виды клеток - единица строения всех живых организмов.

- В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако на рубеже XIX и XX вв. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых имеют неклеточную природу: они слишком малы и проникают даже в самую мелкую клетку.

- Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? /правильно, о вирусах/ Слайд 2

- Тема нашего урока: Вирусы – неклеточные формы жизни.

/записываем тему урока/ Слайд 3

- Согласно теме урока давайте выведем цель. Слайд 4

- Чему мы научимся? Слайд 5

Находить отличительные признаки вирусов от живых организмов

Различать многообразие вирусов

Объяснять механизм проникновения вирусов в клетку

Соблюдать меры профилактики вирусных инфекций

III. Изучение нового материала

- Ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

Вирусы – это вещества или существа?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить? Слайд 6

- Когда впервые стало о них известно?

ФИО ученого

Вклад ученого в открытие вирусов

Дмитрий Иосифович Ивановский

1982г. Открыл вирус табачной мозаики

1917г. открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.

Вирус прикрепляется к клетке.

Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).

Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.

Синтез вирусных белков, самосборка капсида.

Выход вирусов из клетки.

Проверка: 14253

Заболевания, вызываемые вирусами

Заболевания

Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев картофеля.

Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей и др.

Оспа, корь, грипп, краснуха, бешенство, энцефалит, СПИД и др.

- Посмотрите на Слайд 10, мы уже много узнали о вирусах, давайте заполним, недостающую информацию в приведенную таблицу слайда /есть у ребят в рабочих листах/

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

Коронавирус вызывающий заболевания человека

COVID-19 (аббревиатура от англ. COronaVIrus Disease 2019), ранее коронавирусная инфекция 2019-nCoV — потенциально тяжёлая острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV).

SARS-CoV-2 не является новым вирусом, а принадлежит к новому штамму (разновидности) уже известного семейства коронавирусов.

2400–3300 годы до н.э. — возникли первые известные нам коронавирусы (дата установлена в результате филогенетического анализа).

1931 год — впервые описана коронавирусная инфекция у кур.

1965 год — описан первый выявленный коронавирус у человека.

2002 год — обнаружен первый опасный коронавирус SARS-CoV.

2012 год — обнаружен опасный коронавирус MERS-CoV.

2019 год — обнаружен опасный коронавирус SARS-СoV-2 вызывающий инфекционную болезнь COVID-19.


Инфографика1: 7 штаммов коронавирусов, которые могут заражать человека.

На данный момент установлено более 40 штаммов коронавирусов. Человека могут заражать 7 штаммов. Среди них 4 относительно неопасных: HCoV-229E, HCoV-NL63, HCoV-OC43, HCoV-HKU1 и 3 опасных: SARS-CoV, MERS-CoV и SARS-CoV-2.

Постепенно изменяясь, вирус перешёл от животных к человеку и приспособился к жизни в человеческом организме.

Штамм SARS-CoV-2 постоянно изменяется, поэтому у него есть различные мутации. Но он мутирует медленно по сравнению с другими РНК-содержащими вирусами: в 2 раза медленнее вируса гриппа и в 4 раза медленнее ВИЧ.

Передача от животных обуславливает повышенную опасность вируса для человека, так как наша иммунная система не привыкла с ним сталкиваться. Похожая история передачи от животных к человеку произошла с коронавирусами SARS-CoV в 2002 году (перешёл от цивет) и MERS-CoV в 2012 году (перешёл от одногорбых верблюдов). Совсем недавно было обнаружено, что кошки, хорьки и тигры также могут заражаться SARS-CoV-2. Также неясно, как SARS-CoV-2 мог перейти с летучих мышей на ящеров (панголины) или других животных. Вероятно, сперва SARS-CoV-2 передавался только от животных к человеку, а затем мутировал и хорошо приспособился для передачи от человека к человеку.

Некоторые домашние животные (кошки, собаки, хомяковые) могут заражаться коронавирусом примерно с такой же частотой, как и люди, но не заражают человека. Кошки не только заражаются, но и могут болеть (обычно в легкой форме) и заражать вирусом других кошек. Симптомы COVID-19 у домашних животных обычно незначительны или отсутствуют. Единственные животные, которые смогли заразить человека коронавирусом — это норки. Известны случаи, когда рабочие на ферме заразили норок, а те заразили вирусом людей.


Инфографика 2: Упрощённая модель SARS-CoV-2.


Инфографика 3: что коронавирус делает с организмом?

Вирус передаётся воздушно-капельным путём через вдыхание мелких капель, распылённых в воздухе при кашле, чихании или разговоре. Капли с вирусом могут попадать на поверхности и предметы, а затем инфицировать прикоснувшегося к ним человека через последующие прикосновения к глазам, носу или рту. Вирус может оставаться жизнеспособным в течение нескольких часов, попадая на поверхности предметов. На стальных поверхностях и на пластике он может сохраняться до 2—3 дней

Все меры можно поделить на несколько категорий.

Тщательно и часто мойте руки: после улицы и многолюдных мест, после кашля и чихания, после посещения общественных туалетов, перед едой и т.д. Достаточно обычного мыла, чтобы разрушить защитную оболочку вируса и тем самым уничтожить сам вирус.

Дезинфицируйте личные вещи: смартфоны, часы, очки, браслеты, наушники и всё то, что вы носите и периодически снимаете с рук и лица.

Избегайте прикосновений к лицу, особенно ко рту, носу и глазам..

Соблюдайте дистанцию с людьми 1–2 метра, особенно с теми, которые кашляют, чихают или имеют повышенную температуру тела. Даже при разговоре люди выделяют в окружающее пространство довольно много частичек слюны. Этот аэрозоль может оставаться в закрытом помещении без циркуляции воздуха в среднем 8–14 минут. Воздержитесь от рукопожатий и других прикосновений к людям на улице.

Избегайте многолюдных мест, особенно мероприятий, скоплений людей в помещениях, общественного транспорта и др.

Хорошо проветривайте помещения, в которых вы находитесь. Аэрозоль с частичками вируса особенно сильно накапливается в помещениях с плохой вентиляцией воздуха. По этой же причине социальные контакты безопаснее на открытом воздухе, чем в закрытых помещениях.


Инфографика 4: коронавирус симптомы и защита.


Инфографика 5: что может защитить от передачи и заражения COVID-19?


Инфографика 6: типы анализов на коронавирус.

Задание №1. Определите, истинно или ложно данное соответствие:

1) Вирус – клеточная форма жизни

2) Вирус – небольшие размеры

3) 1965г – описан первый коронавирус человека

4) Штамм - SARS-CoV-2

5) COVID-19 - РНК содержащий вирус

6) COVID-19 - вызывается коронавирусом SARS-CoV-2

Ответ: 1-нет, 2-да, 3-да, 4-да, 5-да, 6 –да.

(3 балла – по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

Ответ: №3 Приведен верный ответ – 1 балл.

Задание 3. Вирусные заболевания: грипп, COVID-19 – распространенные заболевания среди людей. Несмотря на систематические заболевания, в человеческом организме не формируется прочный иммунитет. Объясните, почему так происходит.

Ответ: Вирусы сильно мутируют, поэтому иммунитет к одной форме вируса не защищает от другой его формы.

Приведен верный ответ – 2 балла.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.

Ответ: Через слизистую носа, рта и глаз.

Приведен верный ответ – 1 балл.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.


Ответ: Верно.

Приведен верный ответ – 1 балл.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.

Ответ: Поражает легочные альвеолы.

Приведен верный ответ – 1 балл.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.

Ответ на утверждение

Симптомы, способы защиты и передачи COVID-19

1. Вирус передается воздушно-капельным путем и контактным путем

2. Симптомами заболевания может служить: боль в горле, сухой кашель, одышка

3.Рекомендуемая дистанция менее 1м

4. Ношение маски в местах скопления людей не обязательно

5. Проветриваемое помещение и мытье рук увеличивает вероятность защиты от вируса

6. Симптомом заболевания является только повышенная температура

Ответ: А – 1, 2,5 Б – 3,4,6

(3 балла – по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

Задание 8. Граждане любого государства интересуются эпидемиологическими новостями в мире, стране, населенном пункте, где они проживают. Какие анализы можно сдать, и удостоверится, что я не болею и не болел этим вирусом? Для каждого типа анализов запишите как получают образцы анализов, что дает результат анализа и ограничения. Внесите нужную информацию в таблицу.

Первыми организмами, появившимися на Земле несколько миллиардов лет назад и создавшими предпосылки для дальнейшего развития жизни, были бактерии. Сейчас они составляют отдельное царство живых организмов. Вирусы — самые мелкие из известных живых существ. Но если бактерии, без всякого сомнения, считаются самостоятельными живыми организмами, то вирусы, не имеющие собственного обмена веществ, заимствуют свою жизнь у клеток растений, животных и бактерий. Вирусы являются внутриклеточными паразитами живых организмов.

Бактерии

Это одноклеточные организмы, которые не имеют ядра, окруженного собственной мембраной, то есть являются прокариотами. Они обладают всего лишь одной хромосомой, которая располагается в так называемой ядерной зоне. Клетки бактерий имеют микроскопические размеры (0,0005— 0,005 мм), в них отсутствуют многие органеллы, характерные для эукариот.

Жгутиковые бактерии

Форма бактерий довольно разнообразна, они бывают палочковидными (бациллы), шарообразными (кокки), извитыми (вибрионы), спиралеобразными (спирохеты). Некоторые бактериальные клетки объединяются в колонии, а некоторые из них способны к движению с помощью жгутика.

Бактерии обладают способностью к стремительному размножению. В среднем бактерия делится надвое через каждые 20—30 минут, и уже через 6 часов от одной бактерии может образоваться 250 тыс. дочерних. Миллиарды бактерий присутствуют в воздухе, воде, почве, внутри растительных и животных организмов, бактерии живут даже в горячих источниках. Ветер и вода могут переносить бактерии на большие расстояния. В неблагоприятных условиях внутренняя часть клетки бактерии превращается в спору с толстой оболочкой, устойчивую к высоким температурам, отсутствию кислорода и высушиванию. В таком состоянии споры сохраняются в течение многих лет.

стрептококки

Бактерии играют важнейшую роль в круговороте веществ в природе, в процессах почвообразования, некоторые виды бактерий живут в пищеварительной системе животных и человека, принимая активнейшее участие в процессах пищеварения. Однако среди бактерий немало очень вредных и опасных для человека микроорганизмов, являющихся возбудителями инфекционных заболеваний, среди которых дизентерия, брюшной тиф, холера, чума, сибирская язва.

Вирусы

Вирусы представляют собой неклеточную форму жизни. Они намного мельче бактерий, поэтому их удалось обнаружить лишь в конце XIX в. Вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК), покрытой оболочкой, у них нет собственного обмена веществ, вне клеток других организмов они безжизненны. Однако, встретившись с восприимчивой к вирусу клеткой, вирус проникает через ее оболочку и подчиняет себе ее обмен веществ, заставляя продуцировать новые вирусные частицы. Очень скоро зараженная клетка погибает, а размножившиеся вирусы разносятся по всему организму, поражая всё новые клетки.

вирус мозаичной болезни табака

Известно более 400 вирусов, вызывающих заболевания растений, животных и человека, среди которых ветряная оспа, краснуха, бешенство, полиомиелит. Вирусы определенной разновидности поражают определенные организмы и органы. Не все вирусы одинаково опасны, некоторые из них заражают только животных, но безвредны для человека, и наоборот. Как все организмы, вирусы могут претерпевать мутации, в результате которых образуются новые формы, устойчивые к реакциям организма. Ярким примером является вирус гриппа: известно несколько десятков его разновидностей, появляющихся каждый год и вызывающих эпидемии.

Клетки иммунной системы человека вырабатывают антитела против вирусов и интерферон — белок, подавляющий их размножение. Некоторые вирусные заболевания можно предотвратить с помощью вакцинации: в здоровый организм вводится вакцина (препарат, содержащий небольшую дозу вирусов, безопасную для организма) и иммунная система начинает вырабатывать антитела. Оставаясь в крови, антитела препятствуют повторному заболеванию. Однако в мире распространены и такие вирусы, против которых до сих пор не найдены эффективные лекарства. Среди них — ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вирусы атипичной пневмонии, птичьего гриппа и т. д.

Дмитрий Иосифович Ивановский

Читайте также: