Биология бактерий и вирусы контрольная работа

Обновлено: 17.04.2024

5. Обязательными компонентами любого вируса являются:

А) Нуклеиновые кислоты

6. Вирусы размножаются:

А) Самостоятельно вне клетки

B ) При благоприятных условиях

C ) В клетке хозяина

D ) Вегетативным путем

7. Как называются бактерии, для жизни которых не нужен кислород?

8. Нарушает работу иммунной системы человека вирус:

9. Белковые выросты, которыми вирус крепится к клетке-хозяину:

10. Наука, изучающая неклеточные формы жизни, их значение и способы борьбы с ними

11.Верны ли утверждения: 1. ВИЧ передается через средства личной гигиены: полотенца, салфетки, мыло и т.п. 2. Некоторые вирусы способны размножаться самостоятельно, вне живой клетки.

А) Оба утверждения верны

B ) Верно только второе утверждение

C ) Верно только первое утверждение

D ) Оба утверждения неверны

12. Вирусами вызываются следующие болезни человека:

А) Герпес, ангина, бешенство, дизентерия

B ) СПИД, грипп, герпес

C ) Дифтерия, чума, холера, СПИД

D) Чума, холера, ангина

13. Палочковидные бактерии называются:

14.Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству:

15. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
А) оспа

16. Капсид – это:
A ) цитоплазма вируса
B ) ДНК вируса
C ) оболочка вируса
D ) ферменты вируса

17. Споры у бактерий служат для:

А) деления, передвижения

B ) перенесения неблагоприятных условий; передвижения;

C ) размножения, перенесения неблагоприятных условий

18. Роберт Кох был удостоен Нобелевской премии за открытие бактерии-возбудителя:

19. Определите, какой объект изображен на рисунке?

t1600004509aa.jpg

А) вирусы б) бактериофаги в) простейшие г) бактерии

20. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1. Вирусные частицы вне живого организма называются
A - вибрионы;
B - вирионы;
C - эмбрионы;
D - гаметы.

2. Вирус в клетках организмов проявляет себя как:
А) внутриклеточный паразит
B ) хемотроф
C ) автотроф
D ) симбиотический организм

3. Стафилококки, это бактерии в форме:

C ) виноградной грозди

D ) шарообразные бактерии, расположенные по две

4. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом:
А) лишайников
B ) грибов
C ) прокариот
D ) простейших

5.Вирусы, в отличие от растений и животных, относят к:
А) неклеточным формам
B ) симбионтам
C ) хемотрофам
D ) прокариотам

6. Доклеточные формы жизни изучает наука
А) вирусология
B ) микология
C ) бактериология
D ) гистология

7. Состояние бактерий при неблагоприятных условиях называют:

8. Заболевание СПИД вызывает:

А) Вирус Герпеса

9. Сколько нуклеиновых кислот может находиться в одной вирусной частице:

А) две: РНК и ДНК

B ) только ДНК или только РНК

C ) в вирусе нет нуклеиновых кислот

10. Бактерии – это:

А) многоклеточные организмы;

B ) одноклеточные организма, не имеющие ядра;

C ) одноклеточные организма, имеющие ядро;

D ) неклеточные организмы.

11 . Бактерии питаются:

А) только путём фотосинтеза;

B ) готовыми органическими веществами;

C ) только органическими веществами живых организмов;

D ) всеми этими способами.

12. Шарообразные бактерии называются:

13. Бактерии – сапрофиты питаются:

А) живыми клетками;

B ) органическими веществами мёртвых организмов;

C ) неорганическими веществами.

14. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

А) нет выгоды обоим;

B ) выгодно обоим;

C ) одному выгодно, другому – нет.

15.Как называется форма бактерий в виде запятой?

16. Как называют организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода?

17. Уникальный способ размножения вирусов называется:

18. Объект, изображенный на рисунке:

B) вирус герпеса

t1600004509ab.jpg

19. Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии света, называются:

20. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие оформленного ядра. Самые древние организмы, появились более 3 млрд. лет назад. Распространены повсеместно: больше всего – в почве, меньше – в воде, ещё меньше – в воздухе. Много их в живых организмах

1. Строение клетки:


- клетка покрыта плазматической мембраной, за которой следует клеточная стенка (из муреина).

- у большинства слизистая капсула, которая защищает клетку от высыхания и содержит токсины;

- нет мембранных органоидов (их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны)

- есть рибосомы, более мелкие чем в клетках эукариот;

- генетический аппарат – НУКЛЕОИД - кольцевая молекула ДНК, не связанная с белками (выполняет функцию хромосомы;

- в цитоплазме есть плазмиды – небольшие молекулы ДНК, определяющие отдельные признаки бактерий.

- органоиды движения — жгутики и реснички.

2. Формы бактерий

шарообразные – кокки (стрептококки, стафилококки)

палочковидные – бациллы (картофельная палочка, молочнокислые бактерии)

спирально извитые – спириллы и спирохеты (бледная спирохета – возбудитель сифилиса)

в форме запятой - вибрионы (холерный вибрион)

Жизнедеятельность

(образуют органические вещества)

(питаются готовыми органическими веществами)

(используют энергию солнца)

(используют энергию хим. связей)

(питаются неживым органическим веществом)

вещества тела хозяина)

(живут за счет других организмов, принося им пользу)

*клубеньковые бактерии (живут в симбиозе с бобовыми растениями),

* кишечная палочка (синтезирует витамины группы В, К)

бактерии, которым необходим кислород

бактерии, для которых кислород губителен

  • размножение: деление пополам каждые 20 минут
  • Спорообразование – образование спор. Спора – часть клетки, покрытая плотной оболочкой. Значение: перенесение неблагоприятных условий (холод, засуха).

Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами (УФЛ). При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

Значение бактерий:

- звено в цепи питания (пища для одноклеточных)

- бактерии гниения образуют перегной

- почвенные бактерии превращают перегной в минеральные соли

- клубеньковые бактерии (на корнях бобовых растений) превращают азот воздуха в соли, которые в растворенном виде всасываются корнями

- молочнокислые бактерии используются в молочной промышленности, силосовании кормов

- месторождения серы образованы серобактериями, железорудные месторождения – железобактериями

- в биотехнологии (синтез инсулина)

- портят продукты питания, книги в книгохранилищах, сено в стогах

- болезнетворные вызывают болезни: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сибирскую язву, бруцеллез, чуму, ботулизм, коклюш, венерические заболевания

6. Способы борьбы с бактериями:

а) обработка УФЛ;

б) обработка горячим паром;

в) стерилизация (нагревание до + 1200С под давлением)

г) дезинфекция (обработка химическими веществами – антисептиками)

д) пастеризация - обеззараживание при 60-70 0 С в течение 20-30 мин.

е) в домашних условиях: маринование в уксусной кислоте, засолка, охлаждение и замораживание продуктов;

ж) использование антибиотиков

ЦАРСТВО ВИРУСЫ

Вирусы (от лат. virus — яд) – частицы, представляющие собой переходную форму между живой и неживой материей и не имеющие клеточного строения.

Открыты в 1892г. русским учёным Д.Ивановским. Он обнаружил и описал вирус табачной мозаики. Этот вирус поражает табак, вызывая разрушение хлорофилла, из-за чего некоторые участки становятся более светлыми.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа . Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса называется вирион

Отличия от неживой материи:

  1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
  2. обладание наследственностью и изменчивостью.

Строение вирусов:

молекула РНК или ДНК, заключенная в белковую оболочку, которую называют капсидом (рис.16).




Рис. 18 Бактериофаг

Особенности жизнедеятельности

  1. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков .
  2. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков.
  3. Иногда в ирусная ДНК встраивается в ДНК к л етки- хозяина, заставляя клеточную ДНК продуцировать вирусные ДНК.
  4. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина (рис. 17).

Вирусные болезни:

Заболевания

Грипп, оспа, корь, полиомиелит, паротит (свинка), бешенство, СПИД, энцефалит, гепатит, краснуха и др.

Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость, жёлтая сеть и др

Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей, лейкоз, бруцеллёз и др.

Бактериофаги (рис.18) – вирусы, паразитирующие на бактериях.

Значение вирусов:

Биологические мутагены (вызывают мутации).

Бактериофаги используются в медицине против бактерий.

Используются в генной инженерии.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.

Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа.

Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно.

Пути передачи ВИЧ - инфекции:

1. Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере и гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении.

2. При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем.

3. От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.

4. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.

Стадии болезни СПИДа.

I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ.

II. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет): изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудение, понос, повышенная температура тела.

III. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Возбудителя СПИДа убивает:

50 – 70о спирт → несколько секунд.

То = 56оС → 30 минут.

Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь) → мгновенно.

Попадание в желудочно-кишечный тракт → разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой.

Попадание на кожу → через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже.

Тестовые задания в формате ОГЭ

Задание 3. Царство Бактерии. Царство Вирусы.

3.1 Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к

1) эукариотам 2) прокариотам 3) автотрофам 4) гетеротрофам

3.2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

1) гниения 2) уксуснокислые 3) молочнокислые 4) клубеньковые

3.4. Большинство бактерий в круговороте выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) концентраторов органических веществ

3.5. К лубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание

1) калийное 2) фосфорные 3) азотное 4) кальциевое

3.6. Бактерии размножаются

1) спорами 2) с помощью половых клеток 3) вегетативным способом 4) путем деления клетки

3.7. Большинство бактерий по способу питания

1) производители органических веществ 2) симбиотические организмы

3) потребители неорганических веществ 4) разрушители органических веществ

3.8. Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых растений, являются

1) симбионтами 2) паразитами 3) автотрофами 4) конкурентами

3.9.Генетический материал бактерии содержится в

оформленном ядре 3) нескольких хромосомах

в кольцевой молекуле ДНК 4) в кольцевой молекуле РНК

3.10. Бактерии, использующие для дыхания кислород, называются

1) сапрофиты 2) паразиты 3) аэробы 4) анаэробы

3.11. Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами – это

1) сапрофиты 2) паразиты 3) автотрофы 4) симбионты

3.12. Фотосинтезирующие сине-зеленые цианобактерии являются

1) сапрофитами 2) паразитами 3) автотрофами 4) гетеротрофами

3.13. Споры у бактерий обеспечивают

1) перенесение неблагоприятных условий 2) половое размножение

3) вегетативное размножение 4) бесполое размножение

3.14. Какой биологический объект изображён на рисунке?

1) клетка бактерии 2) спора гриба 3) вирус ВИЧ 4) семя растения


3.15. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?

1) пастеризация 2) регулярное проветривание

3) облучение ультрафиолетовыми лучами 4) мытье полов горячей водой

3.16. К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект:

1) эукариоты 2) нанороботы 3) прокариоты 4) вирусы


Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

23.1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе

1) сложность внутреннего строения 4) способность к фотосинтезу

2) сложность обмена веществ 5) простота внутреннего строения

3) способность быстро размножаться 6) питание органическими веществами

23.2. Выберите правильные утверждения

1) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом

2) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ

3) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных

4) бактерии гниения питаются остатками растений и животных

5) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями

6) чтобы продукты не портились, им необходим доступ кислорода

Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

25.1. Установите соответствие

Признаки Царства организмов

2) используют для выпечки хлеба А) грибы

3) одноклеточные и многоклеточные Б) бактерии

4) в клетке одна хромосома

5) некоторые способны к хемосинтезу и фотосинтезу

6) многие являются возбудителями заболеваний

25.2. Установите соответствие

Признаки Тип клеток

1) отсутствует оформленное ядро А) прокаритная

2) хромосомы расположены в ядре Б) эукариотная

3) имеется аппарат Гольджи

4) в клетке одна кольцевая хромосома

5) АТФ образуется в митохондриях

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.

2) нуклеиновая кислота

3) клеточная мембрана

4) белковый капсид

5) обратная транскрипция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

27.2. БАКТЕРИИ

Бактерии в основном _______(А) организмы. При неблагоприятных условиях они могут образовывать ______(Б). Многие бактерии имеют ______(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в виде ______(Г).

2) ядерное вещество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

27.3. БИОТЕХНОЛОГИЯ

Проверочная работа проводится с целью закрепления и проверки знаний по теме "Вирусы" для учащихся 10 класса.






Комментарии (24)

Яркие какие вирусы! Смотреть на них не очень приятно. Чего только в природе нет! А бактериофаги искусственно создаются?
Удачи десятиклассникам при выполнении проверочной работы нужно пожелать.
Столько ресурсов у Вас, Раиса Поликарповна, создано для подготовки к ЕГЭ. Только готовься и не ленись. Это я уже к школьникам виртуально обратилась.
Спасибо, Раиса Поликарповна, за необходимые для биологов дидактические материалы.

Спасибо, Татьяна Петровна, за внимание! Надеюсь, что материалы идут на пользу не только моим учащимся. Бактериофаги есть в природе. Микробиологи вывели штаммы бактериофагов, которые обладают лекарственным действием против разных бактерий. По внешнему виду бактериофаги напоминают космические аппараты!



Отредактировано 25-12-2018 00:16

Бактериофаги очень похожи на искусственные спутники земли, а на этом снимке особенно.
Только сейчас обратила внимание, бактериофаг стафилококковый производится у Вас в Перми.
У нас в Мордовии также развивается производство лекарств. Саранский "Биохимик" производит двадцать антибиотиков новейших поколений.

Отредактировано 25-12-2018 17:43

Бактериофаги - это вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки. Чаще всего бактериофаги размножаются внутри бактерий и вызывают их разложение. Как правило, бактериофаг состоит из белковой оболочки и генетического материала одноцепочечной или двуцепочечной нуклеиновой кислоты. Общая численность бактериофагов в природе примерно равна общей численности бактерий. Бактериофаги активно участвуют в круговороте химических веществ и энергии, оказывают заметное влияние на эволюцию бактерий. Википедия



Бактериофагам наше почтение за ту пользу, которую они приносят. Раиса Поликарповна, спасибо за доступное объяснение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа в 4-х вариантах, с разными видами заданий.

Цель: Выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме. Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Знания:

1) Строение бактерий и вирусов;

2) Виды болезнетворных бактерий и вирусов;

3) Признаки бактерий и вирусов,

4) Особенности жизнедеятельности бактерий и вирусов.

5) Роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека.

6) Открытия в мире микробиологии.

Понятия: микробиология, сапрофиты, паразиты, токсины, эпидемия, бактериоз, бактерии гниения, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии, цианобактерии, вирусы, вирусология, бактериофаг, иммунитет.

Умения: Характеризовать и сравнивать виды бактерий. Выделять главное, делать выводы, объяснять биологические понятия и термины.

I вариант

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. К безъядерным организмам относятся:

A) Бактерии. B) Растения. C) Вирусы.

2. Наука, изучающая строение и свойства не видимых невооруженным глазом живых организмов, пользу и вред, приносящий ими:

A) Экология. B) Микология. C) Микробиология.

3. Сине - зелеными водорослями называют:

A) Цианобактерий. B) Бактериофагов. C) Корненожек.

4. Бактерии размножаются:

A) Почкованием. B) Половым путем. C) Простым поперечным делением.

5. Заболевания растений, вызываемые бактериями:

A) Бактериоз. B) Эпидемия. C) Адаптация.

6. Болезнетворные бактерии погибают при:

A) Попадании в питательную среду. B) Образовании спор. C) Действии антибиотиков.

7. Клубеньковые бактерии живут в симбиозе с растениями семейства:

A) Бобовые. B) Злаковые. C) Лилейные.

8. Открыты вирусы:

A) Д. И. Ивановским. B) К. Бэром. C) Р.Кохом.

9. Болезнь, вызываемая вирусами:

A) Чума. В) Грипп. C) Аспергиллез.

А) Палочка. В) Вирус. С) Бактериофаг.

2. Определи правильно ли данное высказывание:

1. Образование спор у бактерий служит не для размножения и расселения, а для перенесения неблагоприятных условий.

2. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют паразитами.

3. Большинство разнообразнейших бактерий питаются готовыми органическими веществами, т. к. они не имеют хлорофилла.

4. В клетках бактерий в отличие от клеток растений и животных отсутствует цитоплазма.

5. Подвижных бактерий в природе не существует.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

СПИД, корь, гепатит, грипп, туберкулез.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(белковая оболочка, вирус, ДНК)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: кокки, бациллы, спирохеты, вибрионы.


II вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Мельчайшие живые организмы открыл:

A) А. Левенгук. B) Л. Пастер. C) Р. Кох.

2. Бактерии – организмы:

A) Многоклеточные. B) Ядерные. С) Одноклеточные.

3. Сине – зеленых водорослей объединяет с бактериями:

A) Наличие жгутиков. B) Отсутствие ядра. C) Отсутствие цитоплазмы.

4. Бактериальная болезнь человека:

A) Чума. B) СПИД. C) Оспа.

5. Воздушно – капельным путем передается:

A) Дизентерия. B) Холера. C) Туберкулез.

6. Образуют в почве перегной бактерии:

A) Гниения. B) Почвенные. C) Клубеньковые.

7. Брожению молока способствует:

А) Углекислый газ. В) Уксусная кислота. C) Молочная кислота.

8. Мельчайшие неклеточные частицы:

A) Бактерии. B) Одноклеточные водоросли. C) Вирусы.

9. Вирусология – наука, изучающая:

A) Многообразие живых организмов. B) Строение и свойства бактерий. C) Строение и свойства до клеточных форм жизни.

10. Бактерии передвигаются с помощью:

А) Ресничек. В) Жгутиков. С) Спор.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Бактерии – одноклеточные и многоклеточные растения.

2. Все клетки бактерий лишены истинного ядра.

3. Бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов, называются сапрофитами.

4. Содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой.

5. Болезнетворные бактерии принадлежат к сапрофитам.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, почвенные бактерии, цианобактерии, молочнокислые бактерии

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(инфекция, токсины, эпидемия, патогенные микроорганизмы)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: головка, нуклеиновая кислота, нитевидный отросток.


III вариант.

1.Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Возбудитель туберкулеза человека открыт:

A) А. Левенгуком. B) Р. Кохом. C) Л. Пастером.

2. Шаровидные бактерии - это:

A) Кокки. B) Бациллы. C) Спириллы.

3. Сапрофиты используют для питания:

A) Мертвые организмы. B) Органические вещества живых организмов. C) Азот из воздуха.

4. Отравляют организм, вырабатываемые бактериями:

A) Алкалоиды. B) Токсины. C) Гормоны

5. Возбудителями сальмонеллеза человек заражается:

А) Через продукты питания. B) Через укус насекомого. C) Воздушно – капельным путем.

6. Превращают перегной в минеральные вещества бактерии:

A) Гниения. B) Нитрифицирующие. C) Почвенные.

7. Молочнокислые бактерии применяются при:

A) Разложении нейлона. B) Квашении капусты. C) Распространении болезней.

8. Вирус табачной мозаики поражает клетки:

A) Млекопитающих. B) Растений. C) Бактерий.

9. Нуклеиновая кислота с белковой оболочкой снаружи – это строение:

A) Бактерии. B) Плесневого гриба. C) Вируса.

10. Свойство невосприимчивости организмов к болезни:

A) Эпидемия. B) Иммунитет. C) Вакцинация.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Все клетки бактерий имеют ядро.

2. Туберкулез, холера, брюшной тиф – бактериальные заболевания.

3. Бактерии являются своеобразными санитарами нашей планеты.

4. Бактерии - примитивно организованные организмы.

5. Гниение органических остатков вызывают бактерии-паразиты.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, почвенные бактерии, молочнокислые бактерии.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(СПИД, бактериофаг, вирус, грипп)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: жгутик, цитоплазма, ядерное вещество


IV вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Сделал открытие о том, что микроорганизмы являются причиной инфекционных заболеваний:

A) А. Левенгук. B) Р. Кох. C) Л. Пастер.

2. В неблагоприятных условиях бактерии образуют:

A) Цисты. B) Споры. C) Зооспоры.

3. Паразиты используют для питания:

A) Мертвые организмы. B) Органические вещества живых организмов.

C) Азот из воздуха.

4. Массовое поражение людей бактериальными болезнями:

A) Бактериоз. B) Адаптация. C) Эпидемия.

5. Возбудителями ботулизма человек заражается:

А) Через продукты питания. B) Через укус насекомого. C) Воздушно – капельным путем.

6. Поглощают азот из воздуха бактерии:

A) Почвенные. B) Клубеньковые. C) Гниения.

7. Для производства пищевого белка используется:

A) Спирулина. B) Пеницилл. C) Носток.

8. Бактериофаги:

A) Вирусы, поражающие клетки бактерий. B) Вирусы, поражающие клетки животных. C) Вирусы, поражающие клетки растений.

9. Роль бактерий гниения:

A) Образование в почве перегноя. B) Превращение перегноя в минеральные вещества.

C) Поглощение азота из воздуха.

10. Жизнеспособны только в живой клетке:

A) Вирусы. B) Бактерии. C) Дрожжевые грибы.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Бактерии обладают высоким темпом размножения (могут делиться через 20-30 минут).

2. Бактерии активно участвуют в круговороте веществ.

3. Тело бактерий состоит из одной микроскопической клетки, форма которой может быть различна (в виде шариков, палочек, похожие на спирали).

4. Кишечная палочка живет в дыхательной системе человека.

5. Р.Кох награжден Нобелевской премией за открытие бактерий ботулизма.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Туберкулез, гепатит, холера, брюшной тиф, сальмонеллез.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(бактерии гниения, сапрофиты, молочнокислые бактерии, почвенные бактерии)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: вирусы и бактерии:


1


2


I вариант

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – а, 2 – с, 3 – а, 4 – с, 5 – а, 6 – с, 7 – а, 8 – а, 9 – в, 10 - а.

2. Определите правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: туберкулез – бактериальное заболевание.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

белковая оболочка + ДНК = вирус

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: кокки - 1, бациллы - 4, спириллы - 5, вибрионы - 6

II вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – а, 2 – с, 3 – в, 4 – а, 5 – с, 6 – а, 7 – с, 8 – с, 9 – с, 10 - в.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: цианобактерии – не питаются готовыми органическими веществами

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

токсины + инфекции + патогенные микроорганизмы = эпидемия

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: Бактериофаг: головка - 1, нуклеиновая кислота - 2, нитевидный отросток - 6.

III вариант.

1.Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – в, 2 – а, 3 – а. 4 – в, 5 – а, 6 – с, 7 – в, 8 – в, 9 – с, 10 - в.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: болезнетворные бактерии – паразиты.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

СПИД + бактериофаг + грипп = вирус

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: жгутик - 1, цитоплазма - 6, ядерное вещество – 5.

IV вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – с, 2 – в, 3 – в, 4 – с, 5 – а, 6 – в, 7 – а, 8 – а, 9 – а, 10 - а.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: гепатит – вирусное заболевание.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

бактерии гниения + молочнокислые бактерии + почвенные бактерии = сапрофиты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа в 4-х вариантах, с разными видами заданий.

Цель: Выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме. Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Знания:

1) Строение бактерий и вирусов;

2) Виды болезнетворных бактерий и вирусов;

3) Признаки бактерий и вирусов,

4) Особенности жизнедеятельности бактерий и вирусов.

5) Роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека.

6) Открытия в мире микробиологии.

Понятия: микробиология, сапрофиты, паразиты, токсины, эпидемия, бактериоз, бактерии гниения, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии, цианобактерии, вирусы, вирусология, бактериофаг, иммунитет.

Умения: Характеризовать и сравнивать виды бактерий. Выделять главное, делать выводы, объяснять биологические понятия и термины.

I вариант

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. К безъядерным организмам относятся:

A) Бактерии. B) Растения. C) Вирусы.

2. Наука, изучающая строение и свойства не видимых невооруженным глазом живых организмов, пользу и вред, приносящий ими:

A) Экология. B) Микология. C) Микробиология.

3. Сине - зелеными водорослями называют:

A) Цианобактерий. B) Бактериофагов. C) Корненожек.

4. Бактерии размножаются:

A) Почкованием. B) Половым путем. C) Простым поперечным делением.

5. Заболевания растений, вызываемые бактериями:

A) Бактериоз. B) Эпидемия. C) Адаптация.

6. Болезнетворные бактерии погибают при:

A) Попадании в питательную среду. B) Образовании спор. C) Действии антибиотиков.

7. Клубеньковые бактерии живут в симбиозе с растениями семейства:

A) Бобовые. B) Злаковые. C) Лилейные.

8. Открыты вирусы:

A) Д. И. Ивановским. B) К. Бэром. C) Р.Кохом.

9. Болезнь, вызываемая вирусами:

A) Чума. В) Грипп. C) Аспергиллез.

А) Палочка. В) Вирус. С) Бактериофаг.

2. Определи правильно ли данное высказывание:

1. Образование спор у бактерий служит не для размножения и расселения, а для перенесения неблагоприятных условий.

2. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют паразитами.

3. Большинство разнообразнейших бактерий питаются готовыми органическими веществами, т. к. они не имеют хлорофилла.

4. В клетках бактерий в отличие от клеток растений и животных отсутствует цитоплазма.

5. Подвижных бактерий в природе не существует.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

СПИД, корь, гепатит, грипп, туберкулез.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(белковая оболочка, вирус, ДНК)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: кокки, бациллы, спирохеты, вибрионы.


II вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Мельчайшие живые организмы открыл:

A) А. Левенгук. B) Л. Пастер. C) Р. Кох.

2. Бактерии – организмы:

A) Многоклеточные. B) Ядерные. С) Одноклеточные.

3. Сине – зеленых водорослей объединяет с бактериями:

A) Наличие жгутиков. B) Отсутствие ядра. C) Отсутствие цитоплазмы.

4. Бактериальная болезнь человека:

A) Чума. B) СПИД. C) Оспа.

5. Воздушно – капельным путем передается:

A) Дизентерия. B) Холера. C) Туберкулез.

6. Образуют в почве перегной бактерии:

A) Гниения. B) Почвенные. C) Клубеньковые.

7. Брожению молока способствует:

А) Углекислый газ. В) Уксусная кислота. C) Молочная кислота.

8. Мельчайшие неклеточные частицы:

A) Бактерии. B) Одноклеточные водоросли. C) Вирусы.

9. Вирусология – наука, изучающая:

A) Многообразие живых организмов. B) Строение и свойства бактерий. C) Строение и свойства до клеточных форм жизни.

10. Бактерии передвигаются с помощью:

А) Ресничек. В) Жгутиков. С) Спор.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Бактерии – одноклеточные и многоклеточные растения.

2. Все клетки бактерий лишены истинного ядра.

3. Бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов, называются сапрофитами.

4. Содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой.

5. Болезнетворные бактерии принадлежат к сапрофитам.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, почвенные бактерии, цианобактерии, молочнокислые бактерии

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(инфекция, токсины, эпидемия, патогенные микроорганизмы)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: головка, нуклеиновая кислота, нитевидный отросток.


III вариант.

1.Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Возбудитель туберкулеза человека открыт:

A) А. Левенгуком. B) Р. Кохом. C) Л. Пастером.

2. Шаровидные бактерии - это:

A) Кокки. B) Бациллы. C) Спириллы.

3. Сапрофиты используют для питания:

A) Мертвые организмы. B) Органические вещества живых организмов. C) Азот из воздуха.

4. Отравляют организм, вырабатываемые бактериями:

A) Алкалоиды. B) Токсины. C) Гормоны

5. Возбудителями сальмонеллеза человек заражается:

А) Через продукты питания. B) Через укус насекомого. C) Воздушно – капельным путем.

6. Превращают перегной в минеральные вещества бактерии:

A) Гниения. B) Нитрифицирующие. C) Почвенные.

7. Молочнокислые бактерии применяются при:

A) Разложении нейлона. B) Квашении капусты. C) Распространении болезней.

8. Вирус табачной мозаики поражает клетки:

A) Млекопитающих. B) Растений. C) Бактерий.

9. Нуклеиновая кислота с белковой оболочкой снаружи – это строение:

A) Бактерии. B) Плесневого гриба. C) Вируса.

10. Свойство невосприимчивости организмов к болезни:

A) Эпидемия. B) Иммунитет. C) Вакцинация.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Все клетки бактерий имеют ядро.

2. Туберкулез, холера, брюшной тиф – бактериальные заболевания.

3. Бактерии являются своеобразными санитарами нашей планеты.

4. Бактерии - примитивно организованные организмы.

5. Гниение органических остатков вызывают бактерии-паразиты.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, почвенные бактерии, молочнокислые бактерии.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(СПИД, бактериофаг, вирус, грипп)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: жгутик, цитоплазма, ядерное вещество


IV вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Сделал открытие о том, что микроорганизмы являются причиной инфекционных заболеваний:

A) А. Левенгук. B) Р. Кох. C) Л. Пастер.

2. В неблагоприятных условиях бактерии образуют:

A) Цисты. B) Споры. C) Зооспоры.

3. Паразиты используют для питания:

A) Мертвые организмы. B) Органические вещества живых организмов.

C) Азот из воздуха.

4. Массовое поражение людей бактериальными болезнями:

A) Бактериоз. B) Адаптация. C) Эпидемия.

5. Возбудителями ботулизма человек заражается:

А) Через продукты питания. B) Через укус насекомого. C) Воздушно – капельным путем.

6. Поглощают азот из воздуха бактерии:

A) Почвенные. B) Клубеньковые. C) Гниения.

7. Для производства пищевого белка используется:

A) Спирулина. B) Пеницилл. C) Носток.

8. Бактериофаги:

A) Вирусы, поражающие клетки бактерий. B) Вирусы, поражающие клетки животных. C) Вирусы, поражающие клетки растений.

9. Роль бактерий гниения:

A) Образование в почве перегноя. B) Превращение перегноя в минеральные вещества.

C) Поглощение азота из воздуха.

10. Жизнеспособны только в живой клетке:

A) Вирусы. B) Бактерии. C) Дрожжевые грибы.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Бактерии обладают высоким темпом размножения (могут делиться через 20-30 минут).

2. Бактерии активно участвуют в круговороте веществ.

3. Тело бактерий состоит из одной микроскопической клетки, форма которой может быть различна (в виде шариков, палочек, похожие на спирали).

4. Кишечная палочка живет в дыхательной системе человека.

5. Р.Кох награжден Нобелевской премией за открытие бактерий ботулизма.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Туберкулез, гепатит, холера, брюшной тиф, сальмонеллез.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(бактерии гниения, сапрофиты, молочнокислые бактерии, почвенные бактерии)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: вирусы и бактерии:


1


2


I вариант

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – а, 2 – с, 3 – а, 4 – с, 5 – а, 6 – с, 7 – а, 8 – а, 9 – в, 10 - а.

2. Определите правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: туберкулез – бактериальное заболевание.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

белковая оболочка + ДНК = вирус

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: кокки - 1, бациллы - 4, спириллы - 5, вибрионы - 6

II вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – а, 2 – с, 3 – в, 4 – а, 5 – с, 6 – а, 7 – с, 8 – с, 9 – с, 10 - в.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: цианобактерии – не питаются готовыми органическими веществами

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

токсины + инфекции + патогенные микроорганизмы = эпидемия

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: Бактериофаг: головка - 1, нуклеиновая кислота - 2, нитевидный отросток - 6.

III вариант.

1.Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – в, 2 – а, 3 – а. 4 – в, 5 – а, 6 – с, 7 – в, 8 – в, 9 – с, 10 - в.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: болезнетворные бактерии – паразиты.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

СПИД + бактериофаг + грипп = вирус

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: жгутик - 1, цитоплазма - 6, ядерное вещество – 5.

IV вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – с, 2 – в, 3 – в, 4 – с, 5 – а, 6 – в, 7 – а, 8 – а, 9 – а, 10 - а.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: гепатит – вирусное заболевание.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

бактерии гниения + молочнокислые бактерии + почвенные бактерии = сапрофиты

Читайте также: