Что такое чума у чукчей

Обновлено: 27.03.2024

Наверное, многие поняли, что речь идет о традиционных жилищах малочисленных народов российского Севера. Как же они устроены и чем отличаются?

Чум

Это переносное жилище кочевников оленеводов – коренных жителей Северо-Западной Сибири и полуострова Ямал (ненцев и хантов). Он представляет собой конусообразную конструкцию из связанных пирамидкой длинных шестов. Этот каркас покрывают в два слоя: зимой шкурами, летом брезентом.

Пол в чуме покрыт досками. В центре очаг. В холодное время года это печка-буржуйка. В теплое, просто костерок на железном листе, который разводят для приготовления пищи и дыма, отгоняющего мошку. Даже зимой в чуме достаточно тепло, не меньше +16 градусов,

Его площадь разделена на две половины. В одной хронятся личные вещи хозяев и спальные принадлежности. В другой – бензопилы, генераторы, ружье и другая техника.

Летом чумы разбирают и перевозят на другое стойбище. Транспортное средство те же нарты, которые олени тащат прямо по земле. Лишнего груза не берут. По дороге оставляют в тундре шкуры, печки, генераторы, теплую одежду. По первому снегу забрать будет легче.

Яранга

Это передвижное жилище чукчей. У него куполообразный каркас из шестов, накрытый оленьими шкурами. Крышу яранги подпирают Т-образные жерди. По сравнению с чумом это приземистое прочное сооружение, способное устоять во время сильной пурги.

В тундре, где не растут деревья, топливо для очага дефицит. Поэтому яранга не отапливается, просто защищает чукчей от снега и ветра. Зимой верхнюю меховую одежду они там не снимают.

Из-за перепада температур на ее шкурах образуется конденсат. Хозяйке яранги часто приходится их снимать и выносить наружу для вымораживания. Потом образовавшиеся льдинки выбивают колотушками, как у нас половики и ковры.

Балок

Это жилище имеет прочный деревянный пол и пару застекленных окон. У двери ставят печку-буржуйку для обогрева и приготовления пищи. В другом конце топчаны, застеленные шкурами. Балок перевозят с места на место с помощью оленей или снегохода. Он удобен именно этим. Однако жилого пространства в балке значительно меньше, чем в чуме или яранге.


Z

Z

Z

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.



Z

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z


После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Z

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.


Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга



Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.



В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.


2Q= text-align:center;
Z

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Z

Z

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

9k text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

9k text-align:center;
Z

Z

Освещаются иглу сквозь ледяные стены.

Z

Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

9k text-align:center;
Z

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Z

Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…

Z

Z

Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Дом народов севера на

Наше издание любит освещать различные выставки и культурные показы. Мы снимали репортаж в Новой Третьяковке и на мероприятиях рангом ниже .

Сказ про юродивого Кулика…

Чум – жилище северных оленеводов

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Яранга на

Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений, перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводится меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно Крайнего Севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.

Ненцы – самый многочисленный из малочисленных народов на Русском Севере, сейчас их насчитывается около 47 000–48 000 человек. Они живут в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Таймырском округах, Республике Коми и Тюменской области.

Чумовой маршрут: погружение в быт кочевых ненцев. Ненцы, Тундра, День оленя, Карское море, The National Geographic, Длиннопост, Нарьян-мар

– Чернолобые. Мои предки владели редкими белыми оленями с чёрным пятном на лбу. Раньше у ненцев были исключительно ненецкие имена – как у самого известного представителя нашего народа, художника и сказителя Тыко Вылки. Но уже давно национальными остались только фамилии, причём по традиции звать-величать взрослых ненцев полагается с использованием отчества.

Чумовой маршрут: погружение в быт кочевых ненцев. Ненцы, Тундра, День оленя, Карское море, The National Geographic, Длиннопост, Нарьян-мар

Когда-то ненцы промышляли добычей пушнины, охотой и рыбной ловлей, но уже два с половиной столетия их основной вид деятельности – кочевое оленеводство. В Ненецком округе порядка 25 оленеводческих хозяйств самых разных форм собственности – есть производственные кооперативы, семейно-родовые общины, унитарное предприятие и даже фермерское хозяйство.

Состав пассажиров – самый пёстрый, и почти все летят по делу – тут и ансамбль из нарьян-марского Дома культуры, и чиновники, и учёные из Архангельского университета.

– Но зачем всё это в тундре? – изумляюсь я.

– Каждый хозяин чума давно обзавёлся дизель-генератором, у некоторых есть снегоходы и квадроциклы, и почти у всех – смартфоны, –отзывается соседка. – Конечно, сеть и телесигнал ловятся только вблизи населённых пунктов, которых в тундре почти нет.

Чумовой маршрут: погружение в быт кочевых ненцев. Ненцы, Тундра, День оленя, Карское море, The National Geographic, Длиннопост, Нарьян-мар

У себя в чуме Фёдор Григорьевич по-купечески чинно потягивает чай из блюдечка, щуря от удовольствия глаза. По бокам на накрытых клеёнкой низких столах угощения – сушки, конфеты, пряники, банки со сгущёнкой. И миски с варёной олениной – главным местным кушаньем.

– Мясо свежее, парное, оленей забили перед вашим приездом, – улыбается Фёдор Григорьевич, пока хлопочущие хозяйки подливают всем бульон. Снаружи у чума лежат свежие туши. Ненцы отрезают от них кусочки мяса, макают в соль и с наслаждением смакуют.

– Вы только оленей тут едите? – спрашиваю молодого, рослого, краснощёкого и разговорчивого Юрия.

– Не, всяко разно. Рыбу, зайцев тоже.

– А овощи и фрукты?

– Не, не привыкли. Пьём кровь оленей. – Юрий ловко ест с ножа и хищно улыбается окровавленными губами. Сырая оленина напоминает карпаччо или даже тартар, но много есть я не решаюсь – мало ли.

Главное мероприятие Дня оленя – национальные игры, которые с небольшими перерывами длятся больше суток. Все желающие из общины могут посоревноваться в метании тынзея (аркана для ловли оленей) на хорей (длинный шест, которым их погоняют), в прыжках через нар-ты, в борьбе и – самое зрелищное – в мужских и женских гонках на оленьих упряжках. Но не менее интересно просто бродить между чумами, разглядывать оленей (забавные они издают звуки – что-то среднее между мычанием, хрюканьем и кваканьем), мысленно ставить лайки умным ненецким лайкам, без помощи которых невозможно пасти стадо.

Чумовой маршрут: погружение в быт кочевых ненцев. Ненцы, Тундра, День оленя, Карское море, The National Geographic, Длиннопост, Нарьян-мар

– Сколько у вас оленей? – спрашиваю у наряженного в малицу Афанасия Семёновича Валея. Он мнётся (задать такой вопрос ненцу – всё равно что выяснять, сколько денег на счету в банке у незнакомого человека), но потом признаётся – около 700. Всего же в общине – около 15 000 оленей.

– И как же вы их различаете?

– А вы коров различаете? А людей? – смеётся Афанасий Семёнович. – У каждого оленя свой размер, форма, оттенок шерсти.

– А сколько километров в день вы проходите во время кочевья и как долго можете провести на одном месте?

– По-разному, обычно идём до десяти километров и стоим по нескольку дней.

В Ненецкий автономный округ можно приезжать круглый год, но туристичес­ким сезоном считаются периоды с декабря по апрель и с июня по сентябрь. День оленя проводится в начале августа, даты могут меняться.


Кто первым придумал ярангу чукчи, коряки, юкагиры или уже исчезнувшие палеоазиатские племена не известно. Зато хорошо известно, что яранга появилась на северо-востоке Евразии. Сегодня, это уникальное во всех смыслах жилище, прочно ассоциируется с кочевой оленеводческой культурой чукчей. Поэтому если вы захотите увидеть настоящую чукотскую ярангу не в музее или этнодеревне, вам непременно нужно ехать на Чукотку.

Кола Бельды, исполнивший песню про чукчу ждущего в чуме рассвета, прекрасно знал, что такое явление может быть только если чукча приехал к нему, этническому нанайцу, в гости. Чукчи живут исключительно в ярангах. Но здесь нужно сделать поправку, не все чукчи, а только оленеводы. Из более чем 15 тысяч чукчей проживающих на Чукотке, постоянно живущих в ярангах чуть больше полутысячи человек.

В этом посте, я конечно же не расскажу о всех особенностях жилища оленеводов, об этом можно написать целую книгу, а то и несколько. Мы лишь познакомимся с принципиальными основами строительства и устройства яранги.


2. Стойбище

Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом.

Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передовали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.


3. Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория"

Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепронецаемым материалом (береста, шкуры и т.п.). Устройство яранги значительно сложнее.

Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи.


4. Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги


5.

После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементраных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привзявыаются с внешней стороы яранги.


6. "Усиление" яранги, чтобы не сдуло покрышку

Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами берзента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.


7. Яранга в амгуэмской тундре

Внешне яранга имеет куполообразную форму. Это приниципиальное отличие яранги от конусообразного чума. Такой форме жилище обязано ветрам, которые достигают в чукотской тундре и 40 и 50 метров в секунду. Хорошо укреплённую ярангу ветром не сдует, но если хозяева, где-нибудь схалтурили, то пиши-пропало. В прошлом году, к примеру, в лоринской тундре "сдуло" две яранги.


8. Яранга в чаунской тундре


9. Третья бригада МУСХП "Чаунское"


10.


11. Яранга в янракыннотской тундре


12.

Внешне яранга готова. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.

Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами шертью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду (посредством естественного испарения влаги), а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помоще жирника или керосинки. За счёт того, что шкурыподвараичваются вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе.

В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.


13. Полог снаружи


14. Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.

Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юнных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.

Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.


15. Разведение костра


16.


17.


18. Заготовка дров

Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка (генератор), которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или кергазках. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?


19. Послеобеденное время


20. Керогазка


21. Вечерний досуг


В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.


22. "Закрома" яранги

Читайте также: