Что такое вирус и как объяснить ребенку

Обновлено: 15.04.2024

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

Цель: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

Задачи: Воспитать у детей правильное отношение к здоровью. Привлечь личный опыт детей, рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку. Напомнить, что следует заботиться не только, о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

Микробы - это крошечные живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставлять нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену.

Вирусы – внутриклеточные паразиты, они размножаются только в живых клетках, используя их питательные вещества для синтеза зрелых вирусных частиц.

Хотя мы не можем разглядеть глазами, микробы и вирусы могут распространяться через слюну, когда мы чихаем или кашляем, не закрывая нос и рот, или, когда мы не моем тщательно руки.

Как только они оказываются в нашем организме, они начинают там разбойничать и хулиганить, размножаются и делают нам плохо. Человек, подхвативший вирус, начинает кашлять, чихать, у него поднимается высокая температура, а также могут быть более серьезные заболевания, такие как тонзиллит и пневмония. Микробы могут также стать причиной кишечной инфекции.

Если бы вы могли посмотреть в микроскоп на кровь человека, который болеет, вы бы увидели кучу крохотных извивающихся палочек, спиралек - вирусов, возбудителей болезней. Иногда они забираются даже в самые дальние уголки нашего тела.

Для того чтобы уберечь себя от вредоносных вирусов и микробов, необходимо соблюдать самые простые правила:

1. Мыть руки после посещения общественных мест и перед каждым приемом пищи.

2. Использовать влажные салфетки или дезинфицирующие гели вне дома даже тогда, когда рядом нет взрослого, который может об этом напомнить.

3. Не прикасаться руками к глазам и к носу, чтобы избежать попадания вирусов в организм через слизистые оболочки. Согласно статистике, человек неосознанно касается своего лица до 20 раз в час!

4. Не обмениваться личными вещами с другими детьми (предметы посуды, носовые платки и проч.) во время повышенной заболеваемости вирусными инфекциями.

Так же не следует забывать, что активный образ жизни, спорт, свежий воздух и здоровый сон делают организм более выносливым и защищенным от разных вирусов и микробов.

Соблюдайте эти простые правила и будьте здоровы!

Прикреплённые файлы:

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Для разновозрастной группы для детей с ЗПР и детей среднего возраста с ТНР общеобразовательной группы. Автор Фадеева Елена Николаевна В.

Наблюдения в мае (средняя группа)

Наблюдения в мае (средняя группа) Смотрим в окно – идет дождь. Вспоминаем потешку: Дождик, дождик, кап да кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим.

Воспитывать заботливое отношение к окружающим и своему организму.

Интеграция образовательных областей: Здоровье, Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: беседы о здоровье, чтение рассказов, стихотворений, экскурсия в школу - кабинет биологии.

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о микробах. Мы с вами ходили в школу.

-- С кем мы встречались?

-- С каким прибором познакомились? И что это за прибор?

-- О чём рассказывала вам учитель Валентина Анатольевна?

Вредных микробов еще называют вирусами. При чихании, кашле больной человек разбрызгивает множество капелек, которые разлетаются на большое расстояние и могут долго находиться в воздухе, вместе с воздухом другие люди их вдыхают и могут тоже заболеть. Капельки опускаются даже на различные предметы и пищу. Поэтому при чихании и кашле не надо забывать прикрывать нос и рот рукой или носовым платком, чтобы не заболели другие люди.

-- Что нужно делать, чтобы не заболеть?

-- Вы знаете, что у домовёнка Непослухи есть друг котёнок. Чтобы посмотреть мультфильм мы должны превратиться в котят.

Физминутка

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Дети ходят на цыпочках, стараясь выполнить эти движения

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой,

слегка покачиваясь в стороны.

- Чем занимался домовёнок Непослуха? (залез в мусорное ведро руками)

- Что предложил сделать котёнок домовёнку? (предложил посмотреть ладони руки под микроскопом)

- Что увидел Непослуха? (увидел множество вредных микробов на ладони)

- Как поступил домовёнок Непослуха? (домовёнок взял у котёнка мыло и ушёл в ванную умываться)

Теперь домовёнок Непослуха знает, что чистота – залог здоровья и что вредные микробы погибают, когда моешь руки мылом.

Как вы считаете, какие важные правила надо соблюдать, чтобы не заразиться и не занести инфекцию в наш организм?

1. Не забывать мыть руки с мылом перед едой, после улицы, после туалета и других мест посещения.

2. Руки нужно обязательно хорошо помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или собакой и другими животными.

3. Тщательно мыть овощи и фрукты.

4. Когда чихаем, кашляем прикрываться носовым платком.

5. Чтобы организм был крепким, здоровым и быстрее справлялся с болезнями надо заниматься спортом, делать зарядку, кататься на лыжах, плавать, закаляться.

Мы все будем соблюдать эти правила, чтобы не болеть и быть здоровыми всегда.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОБЖ в средней группе Тема:"Микробы и вирусы" Цель: дать представление об микробах и вирусах-возбудителей инфекционных болезней. Ход занятия: 1)Организационный.


Как правильно чихать и кашлять? Почему нужно мыть руки с мылом? Зачем соблюдать дистанцию, когда заболел? Ответы на эти вопросы могут быть очевидны для вас и совсем непонятны для детей. Сейчас самое время обсудить это. Специально для родителей и преподавателей мы собрали увлекательные способы объяснить детям, чем опасны некоторые вирусы и бактерии и как защититься от них. Внутри статьи — 4 эффектных опыта, 6 музыкальных видео и 1 сказка. Изучайте вместе с ребенком и будьте здоровы!

Что такое вирусы и бактерии?

— Познакомить с персонажем

Распечатайте картинку из интернета, нарисуйте ее сами или возьмите игрушки, чтобы познакомить ребенка с персонажем. Обязательно упомяните, что вам пришлось воспользоваться волшебным увеличительным прибором — микроскопом, ведь иначе этого маленького монстра было бы невозможно увидеть. Благодаря своему размеру вирус может спокойно передвигаться среди нас, оставаясь незамеченным.

Расскажите о характере и привычках вируса. Объясните, что он сильно тянется к другим живым существам, потому что не может существовать без них. Он любит путешествовать и гостить у людей и животных, но вместо машин и самолетов использует для передвижения маленькие капли воды, которые появляются, когда мы чихаем или кашляем.

Капли какое-то время остаются в воздухе, и если мы окажемся рядом, то вирус сможет попасть к нам в гости. А иногда он поджидает нас на разных поверхностях — тех предметах, которых мы касаемся после того, как чихнули в ладонь или вытерли ей нос. Это может быть дверная ручка, телефон, стакан. Если кто-то потрогает их, когда там прячется вирус, а затем коснется рукой лица (рта, носа или глаз), он тоже заразится.

Почему это плохо, можно показать на игрушках. После визита вируса у нас повышается температура, болит голова или живот, появляется насморк. Мы начинаем чихать и кашлять, а монстр только радуется: так он сможет побывать в гостях у кого-то еще. Из-за болезни мы пропускаем много интересного, ведь нам приходится оставаться дома; мы не можем увидеть друзей, а играть совсем не хочется, потому что нет сил.

Закончите сказку словами о том, чего вирус боится. Ему страшно, что он не дотянется до человека или животного: если люди будут далеко друг от друга, попасть к ним будет сложнее. Он не любит, когда сморкаются в платок, носят маску, чихают и кашляют в сгиб локтя. Но главный враг вируса и наш защитник — это мытье рук: за 20 секунд обычное мыло сможет победить монстра.

Лексика для сказки: viruses, germs, microscope, disease, feeling sick, sneeze, cough, fever, runny nose, headache, stomach ache, tired, soap, wash, hands, eyes, mouth, spread.

— Провести eye-opening эксперимент

Лексика для эксперимента: dirty, clean, fresh, hands, bread, touch, germs.

Почему важно использовать мыло

С тем, что такое вирусы и бактерии и чем они опасны, разобрались. Следующий шаг — объяснить, почему нужно мыть руки с мылом (а не просто полоскать их в воде).

Возьмите тарелку с водой, насыпьте в нее молотого черного перца и предложите ребенку опустить туда палец. К нему тут же прилипнет перец — только представьте, насколько неприятно было бы, потрогай мы этой рукой нос, рот или глаза! Попросите обмакнуть тот же палец в чашку с жидким мылом и затем снова окунуть его в воду. Перец мгновенно отскочит от кожи, будто чего-то испугавшись.

Недавно этот эксперимент разлетелся по интернету после того, как финский отец показал его своей дочке. Попробуйте повторить опыт дома: так ребенок наверняка надолго запомнит, зачем использовать мыло.

Корица и блестки помогут вам не только показать важность мытья рук, но и наглядно продемонстрировать распространение вируса.

Предложите ребенку намазать руки лосьоном или маслом (или договоритесь об этом с родителями ученика). Посыпьте их корицей или блестками, попросите хорошенько растереть между ладонями. Объясните, что это бактерии и вирусы, которые мы обычно не видим. Пусть ребенок сделает отпечаток ладони на белом листе бумаге или попробует пожать кому-нибудь руку — так вы покажете процесс распространения вируса. Затем попросите помыть руки водой и снова коснуться чистого листа — след все еще будет довольно заметным.

Как правильно мыть руки

Тщательно мыть руки с мылом научат песни и простые танцевальные движения под них. Во-первых, длительность припевов поможет убедиться, что вы мыли руки не меньше 20 секунд. Во-вторых, так ребенок не пропустит места, о которых обычно забывает — запястья, кожу под ногтями и между пальцами. А еще песни можно использовать для разминки и запоминания новой лексики — в общем, сплошная польза.

Мы собрали несколько роликов — выбирайте на свой вкус и повторяйте слова и движения вместе с ребенком!

Handwashing dance from Vietnamese dancer, Quang Đăng (просто посмотрите ролик с 20-й секунды — лично нам самим захотелось выучить танец и мыть руки только так!).

PPAP-2020 | Pikotaro — новый хит от автора песни Pineapple-Pen и, наверное, лучшая демонстрация движений, которые нужно выполнять, чтобы избавиться от всех бактерий.

Как правильно чихать и кашлять

Песни и танцы также помогут ребенку запомнить, как именно прикрывать рот, когда кашляешь или чихаешь. Включите песню и во время припева показывайте необходимые движения — прячьте лицо в сгиб локтя или платок.

Почему нужно соблюдать дистанцию

Чтобы научить держать дистанцию и наглядно продемонстрировать ее смысл, воспользуйтесь пульверизатором. Брызните из него водой, находясь недалеко от ребенка (или попросите об этом родителя ученика). Затем отойдите и повторите то же самое. А после спрячьте пульверизатор в сгиб локтя так, будто прикрываете чих, и брызните еще раз.

Обсудите с ребенком, что произошло: почувствовал ли он капли? Когда их было много, а когда — мало? Объясните, что вирусы, как и капли воды, распространяются в пространстве, пока мы говорим, кашляем, чихаем. Именно поэтому особенно важно соблюдать дистанцию и прикрывать рот локтем, платком или маской, чтобы обезопасить себя и других.

Увлекательная техника безопасности для детей: 5 шагов для борьбы с вредными микробами

Читайте также: