Что такое вирус сквернословия

Обновлено: 18.04.2024

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

ВложениеРазмер
virus_skvernosloviya.docx 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Речь - это показатель ума.
Сенека

Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит


Час общения по теме "Вирус сквернословия"

Что такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, cколько детей действительно задумались над данной проблемой.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета "Сквернословие в моей жизни"

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за откровенность!

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Осташков Тверской области

Выступление на конференции

учебно-исследовательских и проектных работ учащихся

Научный руководитель: учитель-логопед

Захарова Любовь Анатольевна

Вирус сквернословия в современном обществе. Актуальность работы.

Цели, задачи работы.

Сквернословие. История появления.Древние корни.

Сквернословие и здоровье.Последствия влияния на человека и его будущее.

Исследования ученых о влиянии вируса сквернословия.

Исследование вируса сквернословия среди учащихся старшей школы. Результаты исследования общественного мнения.

Вирус сквернословия опасен.

Список используемых источников

Вирус сквернословия в современном обществе. Актуальность работы.

Актуальность работы

Сегодня проблема чистоты речи является актуальной и волнует не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, патриота своего родного языка. Сквернословие, к несчастью, становится обыденным фоном нашей жизни и беспрепятственно ведёт свою страшную работу по разрушению духовного и физического здоровья людей.

Наше исследование посвящено проблеме вируса сквернословия.

Цели, задачи работы:

Глубже изучить историю бранных слов.

Доказать, что вирус сквернословия опасен.

Рассмотреть проблему сквернословия среди подростков.

Люди не знают о страшном вреде, которые приносят эти слова

Теоретическая часть

Сквернословие. История появления. Древние корни.

Русский матерный язык наследие языческих верований, как славянских, так и индоевропейских. Во времена магических цивилизаций древности главной задачей выживания в тех условиях являлось привлечение на свою сторону энергий тёмных сил – падших ангелов, или бесов, демонов. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но даже они (язычники, необразованные, древние люди) все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать (маму), на мать Землю русскую, а в конечном счете – на образ Богородицы.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках и выплеснулась на улицы городов. Сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка.

Кстати, в бывшем СССР за произнесение нецензурщины в общественном месте органы правопорядка могли наложить штраф без судебного разбирательства.

Сейчас в законодательстве РФ нецензурная брань – это мелкое хулиганство. Влечёт за собой штраф. Если же оскорбление нанесено публично, то по УК РФ полагается штраф до 100 МРОТ и исправительные работы. Но это не работает, т.к. те, кто должны соблюдать порядок сами его не соблюдают.

Сквернословие и здоровье. Последствия влияния на человека и его будущее.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. С духовной точки зрения мат – это есть антимолитва. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание и зависимость наподобие наркотической. Человек уже не может жить без этой подпитки, но плата за этот допинг велика. Человек лишает себя Божьей помощи. Он подвергает опасности не только себя, но и своих близких. Мат- страшная бесовская сила. Её нарастание приведёт к деградации русского народа и угасанию великого мирового языка. Речь идёт о здоровье нации, о духовном здравоохранении.

Исследования ученых о влиянии вируса сквернословия.

Самым важным и научно подтвержденным является то, что матерные слова опасны для здоровья.

Известный русский исследователь В.И.Вернадский писал о воде как таинственной субстанции, способной накапливать, сохранять и передавать информацию. Эти данные подтверждаются экспериментами японских и российских ученых. Ими проводились следующие опыты: над пробирками с водой произносились разные слова. Над одними – добрые, над другими – бранные. Высокочувствительная аппаратура показала, что в первых частицы воды выстроились в красивые структуры, похожие на объемные снежинки, в других же образовались некие спутанные, рваные клочки. Подобный эксперимент повторили над ростками растений. Те, над которыми произносили грубые слова, стали вянуть. Исследование показало разрушение ДНК – белковых молекул. Над теми же растениями стали произносить молитву. Ученые назвали это чудом: структуры ДНК начали восстанавливаться…Легко предположить, какому риску подвергается человек, по душе и телу которого наносит удар сквернословие.

3. Исследования:

3.1. Исследование вируса сквернословия среди учащихся старшей школы. Результаты исследования общественного мнения.

Надо сказать, что, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, российское общество сейчас в целом негативно относится к использованию ненормативной лексики. Такую позицию занимает 80 % наших граждан.

В своей школе мы провели анонимный социологический опрос (анкетирование) среди учащихся 5-11 классов.

И вот что у нас получилось. Число опрошенных – 222 человека.

Я произношу эти слова:

никогда не использую 23 %

Я думаю, что люди в своей речи употребляют эти слова потому что:

Эти люди не умеют по-другому выражать свои эмоции 36 %

У этих людей недостаточный словарный запас 12 %

3. Наши школьники ругаются:

это плохая привычка и с ней борются 46 %

нравятся эти слова 8 %

ругаются дома и привыкли 6 %

4. Что же многие чувствуют, когда слышат мат:

ничего не чувствую, мне всё равно 53 %

хочется уйти и больше не общаться с этим человеком 8 %

5. От кого чаще всего слышат наши школьники эти слова?

от одноклассников, сверстников 41%

6. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? Ученики ответили:

это бесполезно 24 %

можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо 40 %

борьба необходима в любом случае 36 %

7. Как бороться со сквернословием?

системой штрафов 14 %

не надо бороться 9 %

через средства массовой информации 5%

8. Хотел(а) бы ты, чтобы твоя(й) девушка (парень) употребляли в своей речи нецензурные слова?

9. Хотел бы ты, чтобы твои дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

10. Знаешь ли ты об опасности бранных слов?

да 33% (они думают, что знают)

11. Какой вред приносят бранные слова (напиши свой ответ)

Ответы были разные. Есть даже очень близкие к точному ответу.

Унижение, оскорбление. Будут плохие отметки. Драка. Накажут. Эти слова отталкивают, не хочется общаться с этими людьми. Грубость, злость, агрессия. Эти слова – заклинание. Проблемы с полицией (штраф, тюрьма). Позор. Будут проблемы с общением. Вырастешь плохим человеком. Дурная привычка. Это заразно. Это наркотик. Грязь. Бескультурье, необразованность. Деградация личности. Грех. Плохая энергия. Ухудшается самочувствие. Плохо влияют на душу.

По результатам проведенного исследования видно, что отношение к бранным словам у опрошенных школьников нашей школы разное.

Но вывод можно сделать один: О вреде вируса сквернословия знают единицы. При этом, каким-то образом (на генетическом уровне), понимают, что это опасно не только для самого себя, но и для окружающих. И почти все (а это 95 % опрошенных) не хотят такого будущего ни себе, ни своим будущим семьям, и тем более не своим детям.

Кроме анкетирования учащихся, мы заинтересовались опытами ученых-исследователей.

Нам самим стало интересно провести опыт с семенами цветов. Как же будут хорошие и плохие слова влиять на прорастание семян?

Цель: Проверить, как влияют хорошие и бранные слова на прорастание семян.

Ход опыта. Мы взяли 2 одинаковых горшочка. Использовали при этом одинаковые условия (земля, свет, полив). Но одному горшочку мы включали детские добрые песенки, а другому (в отсутствии нас) включали песни из интернета с бранными словами.

Результаты. Через 7 дней в горшочке, над которыми произносились хорошие слова, проросли семена, и мы насчитали 11 росточков. В горшочке, над которыми произносились грубые слова, проросли только 3 росточка. За опытом наблюдали учащиеся начальных классов. И тоже были удивлены.

Вывод: Бранные слова опасны для всего живого. Добрые и ласковые слова – полезны всем.

4. Заключительная часть:

4.1. Вирус сквернословия опасен.

Итак, доказать, что вирус сквернословия опасен нам удалось. Мы подтвердили нашу гипотезу, что люди не знают о страшном вреде, которые приносят эти слова. И об этом надо обязательно рассказывать. Многие ученики и даже родители заинтересовались этой темой, подходят, спрашивают. Я стараюсь рассказывать об этом не только в школе, но и близким, друзьям, знакомым. Даю читать православную литературу на эту тему. И результаты есть. В моём окружении уже появились люди, которые отказались от этих страшных слов. Они сами об этом открыто заявляют, и я рада этому событию.

Наша речь – это наше здоровье.

Давайте задумаемся о тех словах, которые мы произносим, ради нашего будущего, ради здоровья близких, ради наших детей, ради нас с вами!

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема: «Вирус сквернословия и можно ли найти лекарство.

Цель: воспитывать отрицательное отношение к сквернословию, побуждать к нравственному самосовершенствованию.

- формировать культуру речи, развивать умение работать в группах;

- прививать навыки культурного поведения;

Оборудование: презентация, ноутбук.

Форма работы: беседа.

I . Организационный момент.

Эту тему мы выбрали не случайно, потому что в последнее время многие девушки и юноши часто стали использовать в речи бранные слова, то ли не зная значение этих слов, то ли из-за недостаточности словарного запаса.

II .Основная часть.

1.Что такое сквернословие?

- Кто может объяснить значение этого слова? (ответы детей)

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". В глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь"

2. История возникновения сквернословия.

- Ребята , как вы думаете, давно ли сквернословие появилось в речи людей?

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает бедность речи говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

3. Сквернословие и здоровье.

Ученые доказали, что матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не употребляет мат.

Другой ученый научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. А как вы знаете, тело человека на 80% состоит из воды, то плохие слова влияют и на молекулы воды в организме человека. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Воде перед заморозкой говорили разные слова (добрые, плохие), и ученый сделал вывод, что слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы (снежинки). Если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Другие русские исследователи, в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет соответствовать тому, что вы проговорили: вам будет либо приятно, радостно, светло либо появиться тревожность, злость, гнев.

Так что следует сделать вывод, сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому, психическому, эмоциональному здоровью человека. И это еще раз доказывает, что, к сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

- Как вы думаете, наносит ли вред человеку зломыслие и его собственное сквернословие?

Летали среди людей два плохих и прожорливых приятеля: Злюка и Колюка. Нельзя было их увидеть, но зато почувствовать их мог каждый. Стоило человеку чуточку рассердиться, как два приятеля тут как тут. Злюка умел быстро внушать людям разные злые и нехорошие мысли, а Колюка думать совсем не любил и не умел. Но зато он знал, как вовремя подсказать всякие колкие, гадкие и грубые слова, чтобы человек тут же их вспомнил.

Много было вредной работы у этих нехороших приятелей. Ко всем сердитым и разозлившимся взрослым и детям нужно было успеть прилететь, мысли злые подсказать, да плохие, грубые слова напомнить. А уж что потом будет с людьми, их совсем не интересовало.

Нравилась Злюке и Колюке их ужасная работа. Где они ни появятся, всюду ругань и ссоры между людьми начинаются, да плохое настроение у всех делается. А приятелям только этого и надо. Даже весело им было смотреть, как люди с их помощью ссориться начинают, а потом подолгу злятся и простить друг друга не могут.

У злых приятелей была одна особо важная тайна, которая держалась под строжайшим секретом. Больше всего на свете Злюка и Колюка боялись только одного: что когда-нибудь люди узнают их тайну.

Один раз уж очень сильно повеселились и наелись Злюка с Колюкой. Услышали они, что два мальчика-первоклассника в одной школе никак не могут поделить между собой кусочек парты. Каждый расставляет свои локти пошире и норовит, чтобы у соседа меньше места осталось. Принялись тут же Злюка с Колюкой за свою привычную работу. Сначала Злюка подсказал обоим первоклассникам злые мысли, а потом Колюка помог им придумать всякие ругательства и обидные колкие слова. Так здорово поработали Злюка с Колюкой, что после урока на перемене аж целых десять минут, забыв об играх и веселье, первоклассники изо всех сил лупили друг друга кулаками и портфелями. Под конец перемены оба драчуна громко плакали. Им обоим было больно, они перепачкались и порвали свою одежду, учитель вызвал их родителей в школу и вдобавок ко всему у каждого после этой драки еще очень долго оставалось плохое настроение.

– Вот здорово мы с тобой поработали и покушали, – сказал Колюка Злюке. – А все из-за какого-то маленького и ненужного никому кусочка парты.

Но с некоторых пор работы и еды у Злюки с Колюкой стало намного меньше. А всему виной был один очень умный ученый, который раскрыл их страшную, тщательно скрываемую от людей тайну. Много лет ученый работал в лаборатории, изучал людей, производил разные опыты. И в конце концов ему удалось раскрыть секреты злых слов и плохих мыслей. Сразу же обо всех своих открытиях ученый рассказал людям.

Оказалось, что каждая плохая мысль и колкое грубое слово невидимо забирают силу и здоровье у злобного и сердитого человека. Даже когда человек вроде бы незаметно сердится и не сильно злится, то знайте, – сказал ученый людям, – он приносит себе большой вред и кормит в этот момент своими силами разных невидимых Злюк и Колюк, которые этому только рады. Многие из людей поверили словам ученого и постарались свои мысли и слова сделать добрее и лучше. Но были и те немногие, которые до сих пор не верят словам ученого и, сердясь, отдают много своего настроения, здоровья и сил на корм вечно голодному Злюке и прожорливому Колюке. И вы тоже подумайте, может, совсем не стоит их кормить?

– Как вы считаете, могут ли быть на самом деле невидимые существа, питающиеся силами и энергией человека?

– Вам хорошо живется со злыми мыслями, а плохие, грубые слова приносят чистую добрую радость?

– Почему некоторые не послушались совета ученого?

– Чаще дети ссорятся и ругаются из-за ерунды и какого-нибудь пустяка или из-за чего-то важного и необходимого?

– Вы знали раньше, что добрые мысли приносят вам пользу, а злые вредны и немного ядовиты?

– Кто из вас уже давно знал, что от плохих мыслей надолго портится настроение и уменьшается желание чем-то заниматься?

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.

  • расширить знания учащихся о вредных привычках;
  • воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества;
  • побуждать к нравственному самосовершенствованию;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • формировать культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения;

Ход классного часа

Речь - это показатель ума.

Учитель. Читает отрывок стихотворения В. Матусовского. (наш земляк)

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие.

Проводя этот классный час, мы поднимем самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

В анкете 9 вопросов, даны три варианта ответа, учащиеся должны выбрать один правильный ответ ( Приложение 1 ).

Учитель. Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?

Что такое сквернословие?

Сквернословие ( по толковому языку русского языка С. Ожегова) - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

История возникновения сквернословия.

Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы.

  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице брань было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20-м веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что люди, которые ругаются бранью живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что скверные слова опасны для здоровья, не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Учитель. А сейчас ответьте на вопрос, готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? Каким образом?

  • развивать устную, литературную речь;
  • читать много классическую литературу;
  • развивать культуру речи. Особенно нашу родную, русскую литературу;
  • вести здоровой образ жизни, беречь здоровье.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня нами, классный час принесет положительный результат и те привыкшие к сквернословию молодежь задумаются.

Без зла смотри на мирозданье,

а взглядом разума, добра.

Жизнь- это море из благих деяний,

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом с вами убеждались с вами,
А может, не слова - дела важны?
Дела делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим не обходимы!

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик.
Ведь же всё говорят. "Век живи - век учись".
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим,
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя,
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас Современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет! Это только лишь казаться
Современным быть - это уметь говорить,
Это красиво выражаться.

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой;

б) символ взрослости;

в) недостаточный словарный запас.

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

б) из-за неуважения к людям;

в) стала привычкой.

3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день;

в) никогда не использую.

4. В каких ситуациях это происходит?

а) во - время ссоры;

б) когда плохое настроение;

в) вообще не использую.

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

в) мне иногда станет легче.

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения;

в) низкая культура.

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

а) стыдно за него;

б) ничего не чувствую;

в) обычный повседневный разговор.

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

а) не хочу, потому что, это не культурно;

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова;

Читайте также: