Что такое вирус в древней руси

Обновлено: 19.04.2024

Человечество к двадцать первому веку победило многие болезни, но регулярно возникают все новые и новые напасти. Бушующий вот уже третий месяц коронавирус - очередное тому свидетельство.

В арсенале борьбы против подобных эпидемий у нас санитарные маски, карантин, личная гигиена. Что еще? Прививки здесь не работают, поскольку вирус новый. Остается ждать, когда специалисты разработают наконец вакцину от него.

А как, интересно, с эпидемиями справлялись в Древней Руси? Мы не берем сейчас случаи пандемии вроде черной смерти, выкосившей в свое время четверть Европы. Посмотрим на более локальные случаи, вроде морового поветрия в Полоцке в 1092 году. Тогда, согласно летописи, "от Филиппова дня до мясопуста" было продано 4000 гробов. Масштаб и по нынешним меркам очень серьезный, а уж тогда - это настоящее бедствие.

Для начала оговоримся, что сведения о нем до нас дошли в несколько фантастическом виде. Понятно, что ни о каких вирусах наши предки в ту эпоху не имели ни малейшего представления. Поэтому о причинах болезни рассказывали как умели, описывая либо всадников из Нави, мира мертвых, либо бесов (помним, что летописцы в подавляющем большинстве случаев были монахами).

Бесы эти, как следует из описаний, мчались по городу и поражали всех, кого встречали, невидимыми копьями. В принципе, можно расценивать это как довольно точную метафору распространения инфекции.

Первый и главный способ выживания, который рекомендовался в таких случаях, это сидеть дома, прячась от пресловутых незримых бесов. Соответственно в разгар эпидемии полочане старались без нужды на улице не показываться. В летописи сказано, что они "не смяху излазити ис хором". То есть не смели выходить из дома. Как мы сейчас понимаем, действовали вполне разумно, снижая до минимума риск заражения.

Второй способ - это привлечение на помощь магических стихий. Имелись в виду огонь и холод. С помощью огня уничтожались вещи умерших, а в их домах (полочанам повезло, что дело было зимой) распахивались все двери и вымораживалось пространство. Опять-таки оба действия объективно имели положительный эффект.

Таким образом, не имея представления о вирусах, русичи интуитивно принимали вполне грамотные меры, позволяющие остановить распространение эпидемий.

Чистота русских городов , чистоплотность русской нации и ограниченность контактов с грязной Европой спасли Русь от бесконечных эпидемий. Но они были, торговля принесла их.

БОЖЬЯ ВОЛЯ

Русская медицина вплоть до XIX века была слабой, а врачи - уделом богатых. Пока не появились земские врачи, народ лечился народными методами. Что уж говорить о Киевской Руси? Посему не случайно, что болезни считались божьим испытанием. Их надо было терпеть, а не лечить.

Если ты впадешь в лютый недуг, и многие приидут к тебе, понуждая обратиться: одни - к чародеям, другие к волхвам, то ты (не ходи, а) на Бога уповай и терпи: эти страдания приносят тебе венец и избавление от мук вечных. Лежа в болезни, следует благодарить Бога. Какая польза целить тело, а душу губить? (Словесвятое Иоанна Златоуста)

С таким подходом медицину не разовьешь и не из лечишься от серьезного. Инфекцию лечить не умели, природы их не знали и уповали на Господа да быстрые ноги.

Подписывайтесь и ставьте 👍 вверх. И читайте Историю Росс ийскую

ГРИПП БИЧ БОЖИЙ

Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск, реже Киев.
В 1092 году на русские земли обрушилась первая в их истории эпидемия в Полоцке. Что неясно, часть историков считает что было исчезнувшее ныне отравление спорыньей, другие что эпидемия гриппа. Тогда за три месяца от Филиппова дня до мясопуста было продано 7 тысяч гробов.

Грипп, называемый в Европе influenza, царил там с XI века и накатывал на Русь с Германии. В XII веке он вспыхивал в Новгороде,Ростове и Суздале унося тысячи жизней.

Мор 1230-1232 годов на Смоленской земле унес 32 тысячи жизней. Но это была не инфекция, а обычный голод. Несмотря на то что в Италию чума пришла в 1247 году, Русь не знала этого ужаса еще 150 лет. Оспа тоже придет в XIV веке, как и проказа в массовом формате.

ВСЕ В ЛЕС

Народ понимал, что болезнь переходит от человека к человеку. Поэтому больных помещали в отдельный шатер вдали от людей и оставляя ему еду/питье, ждали излечения. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных, и ждали пока не пройдет мор.

За избавление принимался день кончины последнего больного. Ничего не зная о возбудителях болезней, такой способ казался железным. И в домонгольской Руси это срабатывало, тогда был только грипп, передававшийся от живых. Но потом, когда придут чума с оспой, это только усилит эпидемии.

От бессилия русских кинет в другую крайность - считая место проклятым, начнут просто сжигать города и деревни. Другая древнерусская традиция безобидного гриппа тоже сработает против. Вплоть до XV в. умерших от эпидемий будут хоронить на кладбищах при церквах. Что бациллы чумы и черной оспы тоже воспримут весьма радостно.

Пока еще русские непонимали, что причина эпидемий не демоны и не испытание божье. Посему в дни страшного мора направляли энергию не туда. Если не бежали в лес, то бежали в церковь. Так в XIV в. в Новгороде во время чумы испуганные жители за сутки построят церковь Андрея Стратилата.

Но в целом эпидемии гриппа были редки, а древнерусская медицина и образ жизни справлялись с остальным. Батыево вторжение принесет горы неубранных тел и нарушение всех основ. А за ним придет и страшное чумное время. Баней и крестом будет уже не отделаться.

Подписывайтесь и ставьте 👍 вверх. И читайте Историю Росс ийскую

В это сложное время, когда стройными рядами россияне идут в медицинские пункты или скрываются друг от друга на дачах, давайте обратимся к опыту выживания наших древних предков во время эпидемий. Тем более что древнерусскому населению есть, что нам предложить.

Начиная с XI века Древняя Русь застраивалась городами и деревнями, румяные русы обоих полов активно выходили из пещерных лесов, чтобы вкусить прелесть цивилизации раннего Средневековья. Скученность русского населения в поселениях росла, врачей и грозного мэра не было. Никто не делал вакцины бесплатно, да и таблеток вообще не существовало.

Посему эпидемии и всякие заболевания были неизбежны, хоть русский народ и был чрезвычайно здоров ввиду работы на свежем воздухе и натуральных напитков. Эпидемии на Руси назывались" моровыми поветриями" о т слова "мор" (смерть) и "ветер", что приходит черт знает откуда.

Однако до XI века пока славяне не вышли из лесов в города и деревни, моровых поветрий не было. Только когда русские оказались в одном месте и началась торговля с Византией и Европой, заморские эпидемии атаковали невинную Русь. Сейчас транспортом вирусов являются аэропорты, вокзалы и уханьские студенты. Тогда на Русь вирус приходил с иноземными купцами и крысами в Новгород, Смоленск и Киев.

Сначала эпидемий на Руси было две - грипп и "отравление спорыньей". Последнее мы не знаем что это такое, возможно исчезнувшее заболевание от спор какого-то растения. Тем не менее "спорынья" станет первой русской эпидемией в Полоцке 1092 года.

Грипп, называемый в Европе influenza, царил на Западе с XI века и накатывал на Русь через Великий Новгород. В XII веке грипп вспыхивал в Новгороде, Ростове и Суздале унося тысячи жизней. Мор 1231 года на Смоленской земле уложил 32 тысячи человек. А в XIV веке на Русь придет страшная чума через Золотую Орду.

Как боролись с эпидемиями

Поскольку медиков нет, на Руси лечились тремя способами. Народными препаратами волхвов, молением и терпением христианским, а еще бежали в лес.

Волхвы Перуна были очень популярны при болезнях, и веками подсовывали славянами отвары и коренья. Православная церковь боролась с главными конкурентами за душу русского народа даже в дни бушующих эпидемий гриппа или чумы. Это мы читаем в "Словесвятое Иоанна Златоуста":

"Если ты впадешь в лютый недуг, и многие приидут к тебе, понуждая обратиться: одни - к чародеям, другие к волхвам, то ты не ходи. А на Бога уповай и терпи: эти страдания приносят тебе венец и избавление от мук вечных. Лежа в болезни, следует благодарить Бога. Какая польза целить тело, а душу губить?"

С таким гуманистическим подходом мы теперь понимаем, почему все обычно бежали в лес. Народ хоть и дремучий был, но понимал, что болезнь переходила от человека к человеку.

Посему больным и всем желающим терпеть оставляли еду и бежали. Здоровые во главе с чиновниками прятались в лесу в шалашах, ожидая когда спадет мор и уйдут демоны. Можно сказать, самоизолировались.

Если православных было много, то вместо языческого леса, часть бежала в церковь. А если церкви не было, быстренько строили, дабы бог помог. Так в XIV в. в Новгороде во время чумы испуганные новгородцы за сутки построят церковь Андрея Стратилата.

По данным Н.А. Богоявленского, подавляющее большинство эпидемий в эпоху Средневековья географически локализовались на северо-западе с центром в Новгороде и Пскове с дальнейшим распространением на соседние города: Старая Руса, Торжок и Тверь.

Гибель десятков тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 года, свидетельствует, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождалась высокой смертностью.

Иллюстрация из Лицевого свода Ивана Грозного, к рассказу об эпидемии в Новгороде.

Иллюстрация из Лицевого свода Ивана Грозного, к рассказу об эпидемии в Новгороде.

Однако вплоть до XIV – XV веков хоронить умерших от заразных болезней продолжали по религиозным обрядам на кладбищах при церквях, что только способствовало распространению заразы. Так, в 1353 году во время мора в Пскове указывали:

Только в XVI веке умерших во время мора начали хоронить на поражённой территории или за пределами населённых мест.

Как и в Западной Европе, в Древней Руси эпидемии считались наказанием Божьим за неправедную жизнь. В этом случае, по мнению древнерусских книжников, для максимального воздействия Бог наказывал не отдельных людей, а всё население городов или целых земель.

Церковь Ильи Обыденного в Москве, каменный храм был возведён на месте деревянного, возведённого за один день во исполнение обета для избавления от засухи.

Церковь Ильи Обыденного в Москве, каменный храм был возведён на месте деревянного, возведённого за один день во исполнение обета для избавления от засухи.

Хотя летописцы относились к эпидемиям как к стихийным бедствиям, они не забывали подробно описывать симптомы болезни. Можно предположить, что такие описания носили сугубо практический характер: человек, знакомый с летописными описаниями, мог предсказать течение эпидемии болезни с похожими симптомами. О том, что летописи могли служить для опознания той или иной болезни, говорит фраза из Псковской летописи, которая сообщает, что в 1506 году псковичи встретились с доселе неизвестной им эпидемией, и летописец сам не знал, к чему приведёт её развитие:

Обычно упоминания скудельниц относятся к периодам повальных заболеваний, но они существовали и в более спокойное время. Так, например, согласно сведениям, приведенным в так называемом независимом летописном своде, в XV веке в Москве имелась скудельница, предназначавшаяся для погребения умерших нищих и бродяг. Каждый четверг седьмой недели Великого поста горожане ходили к этому кладбищу засыпа̀ть старую яму и одновременно раскапывать новую. Этот ритуал сопровождался постановкой свечей и общей панихидой. В этой процедуре, судя по её описанию, принимало участие большое количество людей:

То есть существовала общественная обязанность по предупреждению эпидемий. Вероятнее всего, основа этих действий была связана, скорее, с религиозными установками, нежели с практическими соображениями – не допустить, чтобы незахороненное тело христианина лежало на улице в небрежении. Стоит заметить, что сама процедура захоронений в московской скудельнице не исключала возможности распространения эпидемии, так как мёртвые тела, помещённые в общую могилу, могли лежать не засыпанными землёй несколько недель и становиться источником болезней.

Раскопки на месте скудельницы

Раскопки на месте скудельницы

Однако не всегда Божий гнев является причиной эпидемий. Иногда в летописях можно обнаружить описание естественных причин для распространения заразных болезней. Чаще всего такими причинами являются недород и голод.

Отношение обывателей к эпидемиям было довольно безразличным, более того, население проявляло откровенную беспечность во время эпидемий. Так, в 1571 году царём были отданы распоряжения об организации противочумных кордонов в Костроме. Из царского послания видно, что в Кострому для организации кордонов послан стольник Гвоздев-Ростовский, а после него (когда выяснилось, что стольник ничего не делал) – братья Салтыковы. Царь попенял Гвоздеву-Ростовскому:

Со временем взгляды простых людей и государственных сановников на причины возникновения повальных болезней сместились с мистических на материальные. Так, в одном из своих писем царю Алексею Михайловичу от 24 декабря 1664 года врач А.Энгельгард довольно подробно остановился на вопросе о возникновении чумы. Главной (метафизической) причиной Энгельгард считал:

К факторам, облегчающим начало эпидемии, он относил и комету, которая в этот год довольно долго находилась в небе и вызывала серьёзные опасения не только в России.

Эффективной борьбой с инфекцией считался только огонь. Костры всегда горели на засеках, в огне уничтожали скарб погибших от болезни, а иногда и целиком дома с имуществом.

Впервые это отметил Павел Алеппский, описав процесс получения царём Алексеем Михайловичем донесения от гонцов:

Но самым любопытным является народная персонификация повальных болезней. Справедливости ради стоит сказать, что различного рода персонификации болезней появились в человеческом обществе ещё на заре цивилизации. Таковы, например, демоны болезней древних шумеров, египтян и индийцев или моровые девы Западной Европы. Но на территории Руси эти представления начали формироваться (или просто всплыли из коллективного бессознательного) уже в период развитого феодального общества. Что это: пережиток древних верований индоевропейских народов, самобытное явление древнерусской жизни или реакция на тяжёлые условия существования? Судить сложно, но даже сейчас, в эпоху высокоскоростного интернета и космических полётов, отголоски этих верований можно встретить практически во всех деревнях и сёлах России.

Лубок XVII века с изображением сестёр-лихорадок

Лубок XVII века с изображением сестёр-лихорадок

Согласно другой версии, лихорадка посылается на людей сатаною, имеющим в своем распоряжении двенадцать лихорадок, дочерей Ирода:

Чтобы избавиться от лихорадок, старались задобрить, угостить их. Например, пекли двенадцать пирожков, шли с ними на перекрёсток или в лес и клали там пирожки в салфетки с различными приговорами.

Другой способ прекращения повальной болезни – это зарывание живого человека в могилу. В некоторых местах России такие поверья охранялись до 40-х годов XIX века.

Прежде чем завершить данный очерк, стоит рассказать о развитии хирургии в допетровской России.

С хирургической практикой на Руси ситуация весьма неоднозначная. Хирургии (резанию) в ряде лечебников отводилась значительная часть. Хирургов, если опираться на данные тех же лечебников, делили по специальностям. Среди них были костоправы (травматологи), кровопуски или рудомёты (мастера кровопускания) и зубоволоки (стоматологи). В лечебниках приведены методики трепанации черепа, операций на брюшной полости (чревосечения) и ампутаций. Обезболивание проводилось с помощью растительных препаратов: мандрагоры, опийного мака и их винных настоев. Инструменты (пилы, ножницы, долота, топоры и зонды) обеззараживали, проводя их через огонь. Раны рекомендовалось обрабатывать берёзовым соком, вином, золой, а зашивать волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических предметов (например, наконечников стрел) применялся магнитный железняк. Приведены оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Но это теоретические знания, сохранившиеся в рукописных сводах. Как же дело обстояло на практике?

Д.Н. Анучин, проводивший исследования черепа со следами трепанации, датирует эту находку, исходя лишь из его сохранности. Остальной костный материал на городище был сильно перемешан и фрагментирован;

трепанация на черепе из Княжьей горы, вероятнее всего, проводилась на мёртвом человеке. Возможно также, что пациент скончался непосредственно после или вследствие операции, поскольку на черепе отсутствовали следы заживления;

совершенно неясна этническая принадлежность трепанированного черепа из Саркела, так как на этом могильнике встречаются погребения разных культурных и этнических принадлежностей, поэтому достоверно идентифицировать найденный череп с представителем древнерусской народности весьма затруднительно, особенно если учитывать распространённость ритуальных трепанаций в ареале Хазарского каганата.

На обследованных древнерусских некрополях случаи трепанации встречаются крайне редко. Один из ярчайших примеров связан с некрополем средневекового Ярославля (исследован М.В. Добровольской). Однако и в данном случае речь идёт об индивиде с очевидными тюркскими корнями.

Другой известный пример – останки человека из Дмитрова (индивид возрастом 45 – 50 лет) со следами трепанации. Достоверно неизвестно, удачной ли была эта операция, но сомнений в том, что она проводилась в лечебных целях, у исследователей нет.

Картина начала меняться к середине XVII века. Из документов Аптекарского приказа явствует, что в этот период хирургические операции стали выполняться в массовом порядке докторами в составе военных отрядов, и связаны они были, в основном, с лечением раненных на поле битвы солдат. К более позднему времени относятся упоминания о первых хирургических методах лечения глазных болезней, однако никаких письменных инструкций для проведения подобных манипуляций на русском языке не обнаружено.

Причина отставания в хирургических знаниях на Руси заключалась в малом объёме анатомических знаний, что явилось следствием запрета на анатомирование человеческих трупов. Некоторые иностранные авторы упоминают о таком запрете вплоть до XVII века. Корни причин этого запрета нужно искать в религиозных представлениях жителей Древней Руси, согласно которым человек не может воскреснуть во время Страшного суда, если его тело после смерти подверглось расчленению.

Что ж, очерк явно затянулся, пришла пора довести итог.

Присущий русским людям фатализм, явившийся следствием тяжёлых бытовых и социально-экономических причин, практически не оставлял шансов для накопления эмпирического знания в вопросах медицинской практики, а сложное экономическое и политическое состояние Древней Руси не давало возможности появиться людям, занимавшимся сбором, систематизацией и накоплением фундаментальных знаний.

Такой шанс появится у России только в начале XVIII века, в царствование Петра I, когда благодаря масштабным преобразованиям Россия и её научная школа быстро вырвутся в первую пятёрку мировых лидеров. Но это случится значительно позже.

А нас ожидает великолепное Средневековье Западной Европы.

P.S. Вполне возможно в комментариях снова кто-нибудь голословно крикнет, что пахнет злым коммунизмом и в очередной раз не заслуженно и демагогически сровняет все советские книги под жёлтую прессу. Кто-то снова возможно понизит карму, и проголосует в минус по "не тематике", но такова жизнь и таковы люди. Мы морально уже готовы. Тем не менее автор статьи врач Артемий Липилин аргументированно ответит и на голословные нападки, и на вежливую аргументированную критику здесь и в научном сообществе Фанерозой. Спасибо, что читаете нас! С уважением к Вам, администратор, вдохновитель научного сообщества Фанерозой, биолог Ефимов С.Т.

Список использованной литературы:

Размышления о пандемиях, карантинах, страхах и Божием Промысле. Часть 2


Пандемии возникают в мире постоянно – с интервалом от 10 до 50 лет. Регулярность же эпидемий не счесть. Читая в летописях сведения о многочисленные морах, диву даешься, как всё это выдержал наш многострадальный народ. Как он не вымер? Как на Руси продолжали рождаться дети, развиваться ремесла, строиться храмы, выигрываться сражения, а сама Русь невероятно разрасталась границами?

Моры прошлых веков

Первая отраженная в летописях эпидемия случилась на Руси в 1092 году. Охватив Полоцк, перекинулась на Киев. По-своему понятая и по-своему запечатленная в летописи эпидемия вызвала немалое смятение среди людей. Вот что читаем в Лаврентьевской летописи:

Как видим, многие отсиживались по домам, надеясь спастись от мора. Летопись отражает духовное толкование эпидемии:

Подлинная же катастрофа разразилась в XIV веке – чума.

Удивителен Промысл Божий. Вспыхнув возле монголо-китайской границы примерно в 1320 году, черная смерть, подобно пожару в сухом лесу, распространилась по миру, Руси же коснулась не сразу. Центральная Азия и Золотая Орда, Ближний Восток и Константинополь, Египет и Восточное Средиземноморье, вся Европа и Англия, Скандинавия и Ирландия – все оказались подобны маленькой мышке в лапах у хитрой кошки. Уже как 30 лет гуляла по миру пандемия, описывая полный круг возле Руси. Восток, юг, запад, север – все страны сдались, а в центре держалась Русь. И только в 1352 году черная смерть нанесла свой удар.

Поветрие началось со Пскова. Напуганные жители обратились за помощью к Новгородскому архиепископу святителю Василию. Прежде псковичи не раз досаждали ему своим непослушанием, однако в постигшей беде он немедленно проявил участие. Прибыв во Псков, совершил богослужение в трех церквах, крестным ходом обошел город и, как мог, утешал местных жителей. Он заразился и умер на обратном пути. А безжалостная чума бушевала в Новгороде.

Точных данных об эпидемии в Москве нет, но известно, что в это время умер великий князь Симеон, прозванный Гордым. Перед этим он оплакал двух малолетних своих сыновей, похищенных неизвестной болезнью. Умер и его младший брат Андрей Серпуховской. И прославленный в лике святых Московский митрополит Феогност умер в то же самое время.

Чума отступала и приходила опять. А в перерывах – другие поветрия. Иной раз летописи рисуют страшную картину: поля наполнены урожаем, а собирать его некому – сами люди стали обильным урожаем смерти.

В XV веке – оспа.

В XVI-м – зверствовал сыпной тиф.

Маленьким язычком пламени чума вновь обнаружила себя на одном из московских дворов и возгорелась могучим пожаром в августе 1654 года. Спасти столицу от поветрия не способны были ни врачи, ни государственная власть. Царь с войсками находился в Смоленске: шла война с Польшей. А патриарх Никон едва успел вывезти из Москвы царицу и детей царя.

Князь Пронский, исполнявший в Москве должность царского наместника, сообщал царю в челобитной:

Царь послал для охраны ворот 600 стрельцов, но они все умерли, посылал еще дважды по столько же, и опять-таки все умирали.

И вот здесь возникает очень важный вопрос о мерах борьбы с пандемией. Как бы мы того не хотели, но на протяжении многих печальных опытов человечество пришло к одной более-менее устойчивой мере – карантин.

Карантины

Моровые поветрия предполагали серьезные ограничения. Во время эпидемии чумы в 1666 году во Франкфурте было издано постановление, в котором среди прочего значилось:

Так было в Европе, а что же у нас?

Храм начинали строить еще затемно всем миром, но до заката его уже завершали и в нем молились Богу о прекращении мора

Так объединялись люди в покаянии и молитве, в едином деле, прося у Бога особой помощи.

Но принимались и меры естественного характера. К XIV веку на Руси прекрасно знали, что многие поветрия, в частности чума, заразны. И что вылечить их нельзя, тоже знали. Поэтому город, в котором развивалась эпидемия, полностью изолировался. Всюду выставлялись заставы, кордоны, возвращавшие бегущих из города обратно. В 1387 году случился мор в Смоленске. Из города успели выйти пять человек, и город затворили. Изоляция неизбежно влекла неудобства. Здоровые жители вынуждены были оставаться с зараженными. А продовольствие в блокированных селениях истощалось.

Встречающиеся в летописях указы бывали крайне строги. Новгородская II летопись сообщает о чуме, охватившей Новгород в 1572 году:

На заставах велено было без всякой пощады гнать всех обратно, а пытающихся обойти заставы тайными тропами ловить и казнить. Но народ старался бежать из Москвы всеми возможными способами. Чума попала в другие города.

Предполагается, что в одной только Москве от эпидемии умерло более половины жителей (к примеру, в Чудовом монастыре из 208 монахов в живых осталось лишь 26). Оставшиеся очаги дали новую вспышку эпидемии в 1656 году. Патриарх Никон обратился с особым указом: всем наложить на себя пост, исповедоваться, раскаявшись во грехах своих, причаститься Святых Таин и так умолять Бога о прекращении поветрия. Москву эпидемия уже не затронула.

Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия

Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия. Священники молятся, врачи лечат, а люди слушаются тех и других – вот идеал, который бы соблюсти при любой эпидемии.

Молитва и пост понятны православному человеку. Понятны крестные ходы и возведение всем миром в течение дня обыденных храмов во избежание мора. Но не всегда были понятны меры естественной предосторожности. Карантины, заставы, запреты – это всегда неудобство. А где неудобство, там и недовольство людей. Независимо от вида и меры запрета. Всякий запрет сопровождается недовольством. Недовольство выражается в слухах и сплетнях. Последние же способны привести к самым неожиданным последствиям.

Бунты ради… благочестия

К иконе самочинно приставили лестницу. Вокруг царило страшное столпотворение. Во избежание распространения заразы Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) пытался убрать лестницу и запретить массовые скопления людей, а короб для приношений перед иконой запечатать. Всё это было истолковано как богоборчество. Толпа взяла приступом Донской монастырь, выволокла архиерея за ворота и растерзала.

Мятежники громили монастыри, где обустраивались карантины; избивали врачей

Стихийно возникший бунт обернулся погромами. Мятежники громили монастыри, где обустраивались карантины. Избивали врачей. Чудом остался жив известный ученый, основатель эпидемиологии в России Даниил Самойлович. Он добровольно приехал в Москву бороться с чумой, заведовал чумными госпиталями. Жестоко избитый бунтовщиками, он спасся только лишь потому, что заверил толпу: он не доктор, а подлекарь (то есть помощник лекаря).

К слову, убиенный архиепископ Амвросий предписывал священникам увещать прихожан поститься, по двухдневном приготовлении исповедоваться и приобщиться Святых Таин. Но он же предложил и некоторые новые меры: исповедовать зараженных людей без личного соприкосновения с ними, по возможности через дверь или окошко, стоя поодаль. Умерших он предписал хоронить в тот же день, не завозя в церковь, а в храме совершать заочное отпевание. Массовых скоплений для молений он не одобрял. Всех этих новшеств ему не простили.

Где присутствовали элементарные меры предосторожности, там мерещился какой-то заговор вышестоящих, мерещилось нечто богоборческое и антицерковное.

С 1817 года начались пандемии холеры. России они достигли в 1830 году. Соответственно, вспыхнули холерные бунты. Распространялись слухи, что в карантинах специально отравляют людей, что доктора и начальство рассыпают по дорогам яд, отравляют хлеб и воду. Кажется невероятным, но в Петербурге для спасения от разгрома центральной холерной больницы понадобилось не только вводить войска, но и императору Николаю I лично обращаться с речью к бунтующей толпе.

Инъекции и вакцины

К сожалению, в наши дни приходится слышать подчас самые чудовищные версии. В том числе и такие, что врачи специально заражают священников и монахов, когда берут у них тесты. Утверждается, что таким образом Минздрав пытается вывести из строя служителей Церкви. И так объясняется повальное заболевание священнослужителей и монахов.

Когда-то святитель Иннокентий Московский проповедовал народам, жившим на Аляске и прилегающих островах. Веру во Христа усердно принимали алеуты. А вот жившие рядом с ними колоши (тлинкиты) оказались воинственны и подозрительны. Проповедовать им было практически невозможно. Но на острове началась эпидемия оспы, колоши гибли один за другим, а русские и алеуты, которым оспа была привита, оказались невредимыми. Тогда колоши согласились принять помощь от русских, им привили оспу, и смерть отступила. После этого они перестали смотреть на русских как на врагов и постепенно начали принимать православную веру. Святитель Иннокентий затем научил их самих прививать себе оспу.

Святитель Иннокентий научил алеутов и колошей прививаться от оспы

Мы живем в уникальное время, когда можно вакцинироваться, а можно и нет. Потому что основные мучившие человечество пандемии отступили. Родители добровольно выбирают, ставить ли детям прививки или не ставить. Но ситуация бывает иной.

Мы не оставлены Богом

Споры, смущения, страхи – это всё естественно для всякого нестабильного времени. Понятны недоумения и вопросы, попытки выяснить, откуда пошла вся эта напасть. Понятны и всевозможные опасения. Но над всем нашим испорченным, погрязшим во грехах миром есть Божий Промысл. Разве же Господь попускает пандемии для того, чтобы погубить человечество?

Мы задаемся вопросом: где же путь спасения от скорбей? Тогда как, может быть, скорби – это и есть путь спасения.

Мы задаемся вопросом: где же путь спасения от скорбей? А ведь скорби – это и есть путь спасения

В целом же на момент текущего XXI века Господь открывает нам ненадежность и обманчивость мира земного. Мы не можем создать рай на земле. Побеждаем одни болезни – появляются новые. Потому что научно-технический прогресс не всесилен. Он, собственно, представляет собой попытку создать иллюзию бессмертия при тирании смерти. Смертные разве создадут здесь что-то бессмертное? Цивилизация – конструкция комфорта, выстроенная из обломков порушенного райского мира. Попуская пандемии, Господь дает нам увидеть правду: райского счастья здесь нет, здесь – борьба.

Но испытания приходят и уходят, а Церковь останется. Она пройдет сквозь века, ведомая Духом Святым, до самой встречи с Господом, Который явится с Небес, чтобы забрать Своих с Собою.

Разве пандемии запомнились нам от XIV века? Широкие взмахи косы черной смерти опустошали селения, но в то же самое время в тихой, безвестной на тот момент обители преподобного Сергия Радонежского затеплялась лампада духовного возрождения Руси. Пред нами – святители Петр и Алексий и собирание земель вокруг Москвы. Пред нами благоверный князь Димитрий Донской и победа на поле Куликовом.

Разве холерные эпидемии хранятся в нашей памяти от XIX века? Пред нами преподобный Серафим Саровский, который стяжал дух мирен, и тысячи вокруг него спаслись. Пред нами святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Филарет Московский и целый сонм Оптинских старцев.

Кстати, Пушкин, запертый в то же самое время карантинами в Болдино, творил свои литературные шедевры. Пандемии – всего лишь фон главных событий в истории, так же как и в жизни каждого из нас есть болезни, но есть то главное, чему мы посвящаем себя.

В каждую эпоху есть свои святые, свои гении и герои. Но есть и испытания, которые предстоит пройти. И кто-то впадает в отчаяние, потому что не имеет упования на Бога. А кто-то впадает в беспечность, потому что слишком уверен в себе.

Из историй общения паломников с преподобным Паисием Святогорцем мне запомнился один случай. Как-то к нему пришел человек, который из-за многолюдства не успел задать свой вопрос. Отпуская всех вечером, старец сказал паломнику, чтобы он шел ночевать в обитель, а назавтра он будет принят первым. Но человек решил остаться ночевать рядом с каливой преподобного Паисия. Здесь же он увидел змею, но посчитал, что Бог сохранит его невредимым ради молитв старца. Действительно, змея даже не прикоснулась к нему. А утром вышел преподобный Паисий и упрекнул паломника. Старец сказал, что Бог нас несомненно хранит, но упованием на Бога мы не должны оправдывать свою беспечность.

Бог даровал нам руки и ноги, а еще и голову на плечах, чтобы мы принимали естественные меры предосторожности.

Конечно, стоит прямо сказать, что в жизни самого преподобного Паисия Святогорца благодать преобладала над естеством. Старец сторонился цивилизации со всеми ее изобретениями и жил, ведомый Духом Святым. Но также прямо стоит признать, что сами мы очень и очень далеки от уровня жизни преподобного Паисия. А потому естественные средства предосторожности нам игнорировать никак нельзя.

Дай Боже всем нам рассудительности, а еще дух терпения, любви и прощения друг друга! Коронавирус уйдет, но останется ли у нас после этого взаимное единение? Не будем ли мы делить друг друга на друзей и врагов, на стойких и трусов, на верных и предателей? Сохранить любовь, единение и прощать друг друга – вот куда более значимая духовная задача для нашего времени.

Читайте также: