Чукчи в чуме как оно есть

Обновлено: 19.04.2024

Стойбище на небольшом пригорке, чум. Нарты. Лежащие на земле хореи. Лай собак. Тишина, белизна. Вокруг лес. Приехали, слезли с саней и сразу начали фотографировать.

Хозяева неспешны. Даже медлительны - в нашем восприятии. В чуме темень. Потом глаз привыкает, предметы хорошо видны через отверстие наверху.

Видимо, мы рановато приехали. К нашему приезду в чуме оперативно (но очень не спеша) делают уборочку. Невестка протирает влажной тряпкой пол из широких крашеных досок. Стелют ковер по обе стороны от печки. Выдвигают стол. Хозяйка готовит чай. Красивый чайный сервиз, конфеты.
Страшно сделать что-то не то: начиталась Головнева, туда женщине нельзя ходить, это нельзя перешагивать. Хозяева не скажут, конечно, слишком сдержанны. Но все равно неловко.

Пьем чай. Чувствую себя совершенно зажатой, боюсь повернуться лишний раз.
- Сколько у вас оленей? - спрашиваю.
- На нашу семью хватает, - отвечает хозяйка. Нелепый и не вполне тактичный вопрос, как поинтересоваться, какую зарплату вы получаете.

Хозяйка Татьяна Семеновна очень общительная, что для тундровички не очень характерно. А вот сейчас мы принесем нашу одежду, наденете, поедете в стадо. Какое хотите надеть - ненецкое платье или зырянский сарафан? Выбираю платье, но примеряю и сарафан. Потом влезаю в малицу

Затем еще смотрю, как выгляжу в ягушке. Ягушка тяжелая, на ней тонна бисера, да и мех - не норка. Такая одежда не располагает к суете


Гостю из столицы Алексею тоже выдают малицу. Так мы будем ходить целый день. Теплее, уютнее и органичнее, чем в куртках

Так чум устроен внутри. Изысков и разнообразия, неожиданных дизайнерских находок нет, все чумы во всей тундре совершенно одинаковы. Деревянный пол. Посредине - печь. Труба выводится наружу. Перед печью - умывальник и тазик. За печью - небольшое пространство, которое нельзя перешагивать (хозяйка его всегда обойдет, если ей нужно на другую половину чума). На стене напротив входа - занавеска, над ней - полочка с иконами. За занавеской - всякая домашняя утварь.
Пространство чума постоянно трансформируется. Для еды выдвигают стол, потом его ставят обратно. На ночь опускают полог, днем он скручен в жгут.

(без названия)

Снаружи очень солнечно и бело, глаза с трудом привыкают к свету

IMG_1034.JPG

IMG_1011.JPG

Заметили, из чего сварены сани? Из полосок от взлетной полосы старого аэропорта! Много где их встречала - на заборах и разных обшивках. Теперь тут

IMG_1021.JPG

Сушатся летние кисы

IMG_0938.JPG

Продукты хранятся на небольшом навесе над землей

IMG_0861.JPG

А знаете, откуда в чуме вода? Дети приносят снег и топят в баке около печки

IMG_0810.JPG

IMG_0780.JPG

Старший, Игорь, рубит мясо на жаркое

IMG_0761.JPG

IMG_0757.JPG

Собакам тоже перепадает

IMG_0776.JPG

Дети играют в перетягивание палки

IMG_0850.JPG

IMG_0841.JPG

Маленький Стас иногда прячет лицо в малицу. Такой тундровый дементор

IMG_0851.JPG

В чуме живет кошка. Кормится мышами, леммингами. Гоняет собак. Драная, колтунявая, подвижная, пластичная, маленькая кошкадерка

(без названия)

IMG_0928.JPG

(без названия)

(без названия)

Показали настоящую куклу, которая передается от одного поколения другому. Это какая-то невероятная удача: семейная кукла - реликвия, которую так запросто первому встречному не покажут.
Каждая новая хозяйка шьет для нее ягушку. Внутри - камень, обвязанный платочком, одна ягушка, другая, третья. Татьяна Семеновна сшила уже четвертую. Ее муж - четвертое поколение, обладающее мяд пухуця (кукла по-ненецки).

IMG_0980.JPG

Едем в стадо. К снегоходу привязаны сани и двое нарт

IMG_0743.JPG

IMG_0606.JPG

Довольно быстро мы начинаем различать оленей в лицо. Теперь я охотно верю, что хозяин стада знает каждого из нескольких тысяч. Они очень разные.

IMG_0730.JPG

IMG_0726.JPG

IMG_0616.JPG

IMG_0601.JPG

IMG_0570.JPG

IMG_0536.JPG

Дети кормят оленей хлебом. Мы тоже. И гладим их. И фотографируемся

IMG_0588.JPG

IMG_0584.JPG

IMG_0594.JPG

Взрослые тем временем ловят оленей - запрячь в упряжку

IMG_0621.JPG

IMG_0741.JPG

IMG_0737.JPG

IMG_0555.JPG

IMG_0561.JPG

IMG_0562.JPG

IMG_0661.JPG

Одежда лежит на снегу - жарко!

IMG_0611.JPG

IMG_0692.JPG

IMG_0675.JPG

IMG_0669.JPG

Время тут идет иначе. Мы долго гуляем по снегоходным следам. В одну сторону. В другую. Торопиться некуда. Вот и луна. Темнеет быстро. Далеко ушли, пора возвращаться.

На шкуре спать так тепло! Утром просыпаюсь от возни в чуме. Девять утра. Кто-то уже встал. Дети ходят, переговариваются, выскакивают на улицу, снова заходят.

Неспешно бродим по стойбищу. Тишина, белизна, дзен, заданный одеждой и прочувствованный в образе жизни тундровиков. Пора уезжать.
Появляется трэкол, он привез новых туристов. Они выскакивают из вездехода и сразу начинают фотографировать собак и нарты.
- А сколько голов у вас стадо? - спрашивают гости хозяев.
Переглядываемся. Они будто с другой планеты с их тонкой зимней одеждой, чемоданами и смешными вопросами.

Поездка в чум - лучшее, что есть в арсенале Ямалтура вблизи Салехарда. Потрясает своих, запоминается приезжим.
Сложить в копилочку своего опыта путешествий и перебирать в памяти на следующий день, и через день, и после-после-после.

Наверное, многие поняли, что речь идет о традиционных жилищах малочисленных народов российского Севера. Как же они устроены и чем отличаются?

Чум

Это переносное жилище кочевников оленеводов – коренных жителей Северо-Западной Сибири и полуострова Ямал (ненцев и хантов). Он представляет собой конусообразную конструкцию из связанных пирамидкой длинных шестов. Этот каркас покрывают в два слоя: зимой шкурами, летом брезентом.

Пол в чуме покрыт досками. В центре очаг. В холодное время года это печка-буржуйка. В теплое, просто костерок на железном листе, который разводят для приготовления пищи и дыма, отгоняющего мошку. Даже зимой в чуме достаточно тепло, не меньше +16 градусов,

Его площадь разделена на две половины. В одной хронятся личные вещи хозяев и спальные принадлежности. В другой – бензопилы, генераторы, ружье и другая техника.

Летом чумы разбирают и перевозят на другое стойбище. Транспортное средство те же нарты, которые олени тащат прямо по земле. Лишнего груза не берут. По дороге оставляют в тундре шкуры, печки, генераторы, теплую одежду. По первому снегу забрать будет легче.

Яранга

Это передвижное жилище чукчей. У него куполообразный каркас из шестов, накрытый оленьими шкурами. Крышу яранги подпирают Т-образные жерди. По сравнению с чумом это приземистое прочное сооружение, способное устоять во время сильной пурги.

В тундре, где не растут деревья, топливо для очага дефицит. Поэтому яранга не отапливается, просто защищает чукчей от снега и ветра. Зимой верхнюю меховую одежду они там не снимают.

Из-за перепада температур на ее шкурах образуется конденсат. Хозяйке яранги часто приходится их снимать и выносить наружу для вымораживания. Потом образовавшиеся льдинки выбивают колотушками, как у нас половики и ковры.

Балок

Это жилище имеет прочный деревянный пол и пару застекленных окон. У двери ставят печку-буржуйку для обогрева и приготовления пищи. В другом конце топчаны, застеленные шкурами. Балок перевозят с места на место с помощью оленей или снегохода. Он удобен именно этим. Однако жилого пространства в балке значительно меньше, чем в чуме или яранге.


Z

Z

Z

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.



Z

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z


После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Z

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.


Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга



Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.



В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.


2Q= text-align:center;
Z

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Z

Z

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

9k text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

9k text-align:center;
Z

Z

Освещаются иглу сквозь ледяные стены.

Z

Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

9k text-align:center;
Z

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Z

Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…

Z

Z

Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Дом народов севера на

В конце апреля наши корреспонденты посетили интересную, необычную выставку "Чувство времени". Мультимедийный междисциплинарный выставочный проект, приуроченный ко Дню Победы и 80-летию .

Чум – жилище северных оленеводов

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Яранга на

Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений, перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводится меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно Крайнего Севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.


. Но как бы там ни было, спустя несколько дней, выгрузка в бухте Лаврентия была закончена и мы подошли к следующему месту выгрузки посёлку Конергино. Здесь мы столкнулись с совершенно неожиданные неудобствами. Не смотря на то, что само место выгрузки было более благоприятное, а именно приглубый, но пологий берег, можно сказать, пляж из мелкой гальки, идеальное место десантирования для наших барж. Но само неудобство состояло в том, что неподалеку лежала полуразделанная туша кита, и от неё исходил сильнейший запах гниющего мяса. Как оказалось впоследствии, это была не пропавшая туша кита, этот кит был добыт местными чукчами около месяца назад, и специально лежал на берегу, доходя до кондиции, согласно весьма специфических гастрономических вкусов местного населения.

А потом вскорости, метров в двухстах от места парковки, так сказать, наших барж, на берег выволокли тушу моржа, и весь посёлок сбежался на делёж добычи. Мы конечно тоже на время оставив работу пошли поглазеть на эту экзотику. Честное слово, как в какие-то средние века. Один из мужиков, не знаю, кто он был, по рангу, острым тесаком отрезал от моржа огромный кусок мяса с салом и давал очередному чукче или чукчанке, которые с довольным видом тащили этот кусок к себе домой. Самые нетерпеливые отрезали прямо от туши мелкие куски сала и тут же съедали их, и предлагали угощаться и нам. Но мы, конечно, отказывались, даже не потому, что это сало было совершенно сырое, хотя выглядело вполне аппетитно, а из-за сильнейшей неописуемой вони исходившей от этой туши моржа. Как оказалось, для чукчей это был возбуждающий аппетит вкусный запах, с их точки зрения. .

1.Дохлый кит, который становится вкуснее - это чукчи прикалывались, наверное просто ждали, когда трактор оттащит кита к звероферме или обратно в море спихнёт.
2. Морж на которого сбежался весь посёлок, это, конечно - кит, (одного моржа просто поделит сама бригада, мяса на весь посёлок не хватит)
3. Сало - это тоже кожа кита, именно она - лакомство "мантак", а шкуру моржа не особенно и отрежешь, даже медведь когтями разодрать не может.
4. Про конструкцию "чума" - без комментариев. Называть ярангу чумом могут те, кто и юрту вигвамом назовут - какая разница, всё круглые переносные жилища кочевников.
5. Трогательный обмен "водка - сувениры", а потом "вымирающая нация".
6. "Переспать с его женой и дочкой" - любимая легенда. Опоздал, правда наш моряк лет на сто.

Зря, я конечно, спорил. Оказалось, что это воспоминания тридцатипятилетней давности человека, которому тогда было двадцать пять.
Мореман даже оторопел от моей наглости и начал рвать тельняшку: "Сколько тебе лет? Это всё объяснит" (то есть, наверное, я вообще не в силах представить дремучие 73-74, а куда-то лезу)
В общем, я стал страшно молодым.

Вот такая дискуссия:"
Я:
Насчёт рассказа "про чум". Когда это Вы в Уэлене их видели? (На всякий случай замечу, что чумов на Чукотке никогда не было) А яранги, наверное, ещё в 60-х действительно иногда стояли. Хотелось бы увидеть фото изделий из кости и вообще, Чукотки, Уэлена, Лорино, Лаврентия (единственное фото слишком общее). А то, как-то сомнения берут.

Капитан:
А фотки первые попавшиеся из интернета, на фотках Чукотка, что и надо было. Узнал бы тебя неделю назад наверное бы разместил другие, твои, у тебя есть подходящие для моего рассказа.
Может и яранга, кстати, а в чём разница, я тебе скажу я слышал и так и так называют, может чем и отличается, а может и нет, вот и поясни. А было это или в 1973 или в 1974 году, я уже и не помню точно, война шла во Вьетинаме, это я знаю. А что было то и описал, вкратце, потому, что вообще-то я обошёл тогда всю Чукотку по побережью от Анадыря и почти до Ванкарема. Это только по Северному Завозу.
Всё что написано испытано мной лично и написано почти дневник, всё что я испытал 35 лет назад. Тебе сколько лет?

Я:
Чум и яранга имеют разные конструкции. Чум - прямые палки, яранга же - полусфера более сложной конструкции. Ваши воспоминания в отношении чукчей ("чум", зловонная пища, предложение жён и т.п.), увы тиражируют самые убогие и, не побоюсь сказать, глупые предрассудки имеющие мало общего с действительностью, извините. Для того, что бы написать такое, не обязательно было бывать на Чукотке, это расскажет каждый второй, после анекдотов "про чукчей".
Возраст мой указан в журнале, на Чукотке я был, наверное, пораньше Вас. Но, видно, молодой или малоперспективный, потому не удостоился предложения жён на ночь, (для потомства). Ну и кожей кита не брезговал.
Если серьёзно, то Вы тогда смотрели на чукчей, как "цивилизованный" человек, брезгливо и свысока (что не помешало Вам им дать водку). А я там, среди них родился и у меня отношение другое и видел я другое. То есть я смотрю на них другими глазами.

Капитан:
Не ври молодой человек, твой возраст в профайле скромно не указан. Ты если и был где-то в это время, то ходил под стол пешком, в лучшем случае и писялся в штанишки, а собираешся со мною спорить. Не темни, скажи сколько тебе лет. И ещё дорогой мой водку давать или продавать чукчам тогда строго не рекомендовалось им её даже не продавали в магазине по причине того, что нация была вымирающая,сифилитики и алкоголики, кстати, в случа если русский брал в жёны Чукчанку, ему давалось трёхгодовое пособие и прюльготы, с целью предотвратить вымирание.
Я не смотрел на чукцей свысока, но мне было их жаль. И если тебе так уж хочется знать одна из цивилизованных (из чистых)чукчанок в Беренговоморском 3 дня жила у нас на барже, со всеми вытекающими отсюда последствиями, тогда её было едва 18 лет, сечас возможно уже и не жива, а если жива, то года 53 выходит. Вот так-то, но обэтом я не написал по известным причинам

Кстати, чукчей, всегда считал очень хорошими и порядочными людьми, у меня ни где не написано, что я к ним относился свысока или пренебрежительно. Вот якуты полная противоположность детей природы чукчей."

Да, 12 лет разницы, конечно делает его во всём правым. Вот только мне не трудно показать эти "воспоминания" моему отцу, который старше рассказчика на 14 лет, в Уэлене был многократно с 61 по 91 годы и его тошнит от словосочетания "чукча в чуме".
Ну, или могу сам через две недели показать в Уэлене это "старикам" ранее 49 года рождения. Посмеёмся вместе. Хотя они и не такое читали.

Читайте также: