Чума характеристика образу коттара

Обновлено: 22.04.2024

Роман пред­став­ляет собой свиде­тель­ство очевидца, пере­жив­шего эпидемию чумы, разра­зив­шейся в 194. году в городе Оране, типичной фран­цуз­ской префек­туре на алжир­ском берегу. Повест­во­вание ведется от лица доктора Бернара Риэ, руко­во­див­шего проти­во­чум­ными меро­при­я­тиями в зара­женном городе.

Чума приходит в этот город, лишенный расти­тель­ности и не знающий пения птиц, неожи­данно. Все начи­на­ется с того, что на улицах и в домах появ­ля­ются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их соби­рают по всему городу тыся­чами, В первый же день наше­ствия этих мрачных пред­вест­ников беды, ещё не дога­ды­ваясь о грозящей городу ката­строфе, доктор Риэ отправ­ляет свою давно стра­да­ющую каким-то недугом жену в горный сана­торий. Помо­гать по хозяй­ству к нему пере­ез­жает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подо­зре­вает, что обру­шив­шаяся на город болезнь — это чума. Коли­че­ство заболевших с каждым днем увели­чи­ва­ется. Доктор Риэ зака­зы­вает в Париже сыво­ротку, которая помо­гает больным, но незна­чи­тельно, а вскоре и она закан­чи­ва­ется. Префек­туре города стано­вится очевидна необ­хо­ди­мость объяв­ления каран­тина. Оран стано­вится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызы­вает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, кото­рого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покон­чить жизнь само­убий­ством. Причина, толк­нувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обра­щает внимание доктора на странное пове­дение соседа. После этого инци­дента Коттар начи­нает прояв­лять в общении с людьми необык­но­венную любез­ность, хотя прежде был нелю­димым. У доктора возни­кает подо­зрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пыта­ется заслу­жить распо­ло­жение и любовь окру­жа­ющих.

Сам Гран — человек пожилой, худо­ща­вого тело­сло­жения, робкий, с трудом подби­ра­ющий слова для выра­жения своих мыслей. Однако, как потом стано­вится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочи­нить поис­тине шедевр. Все эти годы он отшли­фо­вы­вает одну-един­ственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знако­мится с прие­хавшим из Франции журна­ли­стом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атле­ти­че­ского сложения чело­веком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разво­ра­чи­ва­ю­щихся событий ведет записную книжку, куда подроб­нейшим образом вносит свои наблю­дения за жите­лями Орана, а затем и за разви­тием эпидемии. Впослед­ствии он стано­вится близким другом и сорат­ником доктора и орга­ни­зует из добро­вольцев сани­тарные бригады для борьбы с эпиде­мией.

С момента объяв­ления каран­тина жители города начи­нают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запре­щено отправ­лять письма, купаться в море, выхо­дить за пределы города, охра­ня­е­мого воору­жен­ными стра­жами. В городе посте­пенно закан­чи­ва­ется продо­воль­ствие, чем поль­зу­ются контра­бан­дисты, люди вроде Коттара; возрас­тает разрыв между бедными, вынуж­ден­ными влачить нищен­ское суще­ство­вание, и состо­я­тель­ными жите­лями Орана, позво­ля­ю­щими себе поку­пать на черном рынке втри­до­рога продукты питания, роско­ше­ство­вать в кафе и ресто­ранах, посе­щать увесе­ли­тельные заве­дения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала офици­аль­ными путями, а затем при помощи Коттара и контра­бан­ди­стов он пыта­ется вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за боль­ными в лаза­ретах. Видя само­от­вер­жен­ность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появ­ля­ется реальная возмож­ность поки­нуть город, отка­зы­ва­ется от этого наме­рения и примы­кает к сани­тарным дружинам Тарру.

Роман пред­став­ляет собой свиде­тель­ство очевидца, пере­жив­шего эпидемию чумы, разра­зив­шейся в 194. году в городе Оране, типичной фран­цуз­ской префек­туре на алжир­ском берегу. Повест­во­вание ведется от лица доктора Бернара Риэ, руко­во­див­шего проти­во­чум­ными меро­при­я­тиями в зара­женном городе.

Чума приходит в этот город, лишенный расти­тель­ности и не знающий пения птиц, неожи­данно. Все начи­на­ется с того, что на улицах и в домах появ­ля­ются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их соби­рают по всему городу тыся­чами, В первый же день наше­ствия этих мрачных пред­вест­ников беды, ещё не дога­ды­ваясь о грозящей городу ката­строфе, доктор Риэ отправ­ляет свою давно стра­да­ющую каким-то недугом жену в горный сана­торий. Помо­гать по хозяй­ству к нему пере­ез­жает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подо­зре­вает, что обру­шив­шаяся на город болезнь — это чума. Коли­че­ство заболевших с каждым днем увели­чи­ва­ется. Доктор Риэ зака­зы­вает в Париже сыво­ротку, которая помо­гает больным, но незна­чи­тельно, а вскоре и она закан­чи­ва­ется. Префек­туре города стано­вится очевидна необ­хо­ди­мость объяв­ления каран­тина. Оран стано­вится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызы­вает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, кото­рого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покон­чить жизнь само­убий­ством. Причина, толк­нувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обра­щает внимание доктора на странное пове­дение соседа. После этого инци­дента Коттар начи­нает прояв­лять в общении с людьми необык­но­венную любез­ность, хотя прежде был нелю­димым. У доктора возни­кает подо­зрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пыта­ется заслу­жить распо­ло­жение и любовь окру­жа­ющих.

Сам Гран — человек пожилой, худо­ща­вого тело­сло­жения, робкий, с трудом подби­ра­ющий слова для выра­жения своих мыслей. Однако, как потом стано­вится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочи­нить поис­тине шедевр. Все эти годы он отшли­фо­вы­вает одну-един­ственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знако­мится с прие­хавшим из Франции журна­ли­стом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атле­ти­че­ского сложения чело­веком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разво­ра­чи­ва­ю­щихся событий ведет записную книжку, куда подроб­нейшим образом вносит свои наблю­дения за жите­лями Орана, а затем и за разви­тием эпидемии. Впослед­ствии он стано­вится близким другом и сорат­ником доктора и орга­ни­зует из добро­вольцев сани­тарные бригады для борьбы с эпиде­мией.

С момента объяв­ления каран­тина жители города начи­нают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запре­щено отправ­лять письма, купаться в море, выхо­дить за пределы города, охра­ня­е­мого воору­жен­ными стра­жами. В городе посте­пенно закан­чи­ва­ется продо­воль­ствие, чем поль­зу­ются контра­бан­дисты, люди вроде Коттара; возрас­тает разрыв между бедными, вынуж­ден­ными влачить нищен­ское суще­ство­вание, и состо­я­тель­ными жите­лями Орана, позво­ля­ю­щими себе поку­пать на черном рынке втри­до­рога продукты питания, роско­ше­ство­вать в кафе и ресто­ранах, посе­щать увесе­ли­тельные заве­дения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала офици­аль­ными путями, а затем при помощи Коттара и контра­бан­ди­стов он пыта­ется вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за боль­ными в лаза­ретах. Видя само­от­вер­жен­ность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появ­ля­ется реальная возмож­ность поки­нуть город, отка­зы­ва­ется от этого наме­рения и примы­кает к сани­тарным дружинам Тарру.

Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в зараженном городе.

Чума приходит в этот город, лишенный растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днем увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведет записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остается Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о

ДА!
Оранская вспышка бубонной чумы (затем осложнившей вторичной легочной) в 1942 году хорошо известна медикам.

Родился писатель осенью 1913 года в Алжире. С началом Первой мировой войны отец мальчика погиб, и забота о семье легла на материнские плечи.

альбер камю чума краткое содержание романа

Когда Альбер подрос, он получил стипендию в местном лицее, а после его окончания продолжил учебу в Оранском университете.

В начале 40-х писатель переезжает во Францию, где сотрудничает с Движением Сопротивления. Примечательно, что в отличие от СССР, в котором борьба с фашизмом была единственным способом для людей выжить, во Франции гитлеровцы вели себя более толерантно, и многие французы поддерживали их. Участие в Сопротивлении приравнивалось к подписанию смертного приговора исамому себе, и не многие французы рисковали своим благополучием и присоединялись к нему.

Жизнь этого человека оборвалась в январе 1960 года, когда он попал в автомобильную аварию. Похоронили Альбера Камю на Лурмаренском кладбище на юге Франции.

Предыстория романа

Идея написать роман о фашизме, возникла у Камю еще в начале 40-х, когда он преподавал в Оране. Однако работу над романом начал только в 1943-м Альбер Камю.

краткий пересказ содержания чума камю альбер

Композиция романа по главам

Язык произведения довольно сух и лишен эмоций, ведь это роман-хроника, состоящий из записей доктора Бернара Риэ и приехавшего незадолго до начала эпидемии Жана Тарру.

Всего роман состоит из 5 глав, каждая из которых иллюстрирует определенное эмоционально состояние людей по отношению к чуме:

Главные герои романа

Стоит сначала рассмотреть главных действующих лиц романа, прежде чем начать краткий пересказ содержания.

Чума (Камю Альбер акцентировал на этом внимание) является главной героиней произведения.

камю чума краткое содержание по главам

Противоположностью доктора является молодой журналист из Парижа Раймон Рамбер. Несмотря на многое пережитое (воевал в Испании), репортер остается очень эмоциональным человеком. Случайно оказавшись в зачумленном городе, он пытается выбраться из него ради возвращения к любимой супруге.

камю чума краткое содержание

Поначалу он ведет себя так, как будто все происходящее вокруг не касается его. Но вскоре меняет свое отношение и, получив шанс спастись, остается в городе и самоотверженно борется с чумой. В первоначальных набросках к роману этого персонажа не было.

Еще один яркий персонаж - Жан Тарру. Он с детства рос в достатке, но, осознав, что другие живут хуже, решил посвятить свою жизнь помощи им. Спустя время Тарру обнаруживает, что своими попытками помочь он часто делал еще хуже. Несмотря на горькое разочарование, с приходом чумы Тарру оставляет свои философствования и организовывает первый добровольческий медицинский отряд, помогающий бороться с заразой. В конечном итоге этот герой гибнет от чумы в преддверии победы над ней.

Отец Панлю. Этот образ воплощает в себе все нюансы христианского мировоззрения. Поначалу он трактует эпидемию как Господнее наказание за грехи жителей города. Однако со временем оказывается, что от заразы гибнут и невинные дети, и старые грешники. Несмотря на это, священник не теряет своей веры и принимает происходящее со смирением. Он становится помощником атеиста Риэ и заботится о больных, не жалея сил. Заболев, священник отказывается от лечения и принимает смерть с распятием в руках.

Второстепенные герои

Мелкий внештатный работник мэрии, 50-летний Жозеф Гран совсем не похож на героя. В обычной обстановке он - классический неудачник, не способный приспособится к жизни. Из-за этого он беден и брошен супругой. Роман всей его жизни так и остается на уровне первой фразы об амазонке. Однако в момент общей беды в этом маленьком человеке просыпается мужество. Он - герой, но не из тех, кто бросается грудью на амбразуру. Грану во время хаоса эпидемии удается сохранить спокойствие и продолжать день за днем регулировать работу дружин. Заболев чумой, он чудом выздоравливает, и это происшествие становится началом победы над заболеванием.

альбер камю чума краткое содержание по главам

Контрабандист Коттар – яркий пример тех людей, которым несчастья только на руку. Пока все гибнут от эпидемии, он радуется наступившему хаосу, из-за которого избегает тюрьмы. Ему удается сколотить состояние во время страшного несчастья, однако внутренняя пустота и одиночество приводят его к сумасшествию. В начале романа он пытается повеситься, но эта суицидальная попытка более похожа на крик о помощи. За его показным равнодушием скрывается одиночество, с которым герой так и не справляется.

Есть в романе и несколько женских образов. В первую очередь это супруга доктора - самоотверженная женщина, до последнего старающаяся не волновать мужа и скрывающая ухудшение своего здоровья.

Такой же достойной выглядит и мать Риэ. Она проявляет доброту и заботу к сыну и его друзьям. Недаром Тарру восхищается ею в своих записях.

Еще в романе упоминается верная супруга Рамбера, дожидавшаяся мужа все время, пока он был заперт на карантине.

Итак, I глава. В ней рассказывается об алжирском приморском городе Оране.

В начале апреля доктор находит на ступеньках своего дома мертвую крысу, а позже еще одну. Проводив супругу на поезд (она уезжает лечиться в санаторий), Риэ обсуждает с местным следователем увеличение количества крыс в городе. Во второй половине дня доктор дает интервью корреспонденту из Парижа Рамберу.

Через несколько дней крысы в городе стали выползать из своих нор целыми стаями и гибнуть. Их количество столь возросло, что только за один день был сожжен 6 231 крысиный трупик.

Вскоре сторож из дома доктора заболел странным недугом и умер. К тому времени крысы исчезли, а люди стали болеть неизвестной лихорадкой с летальным исходом. Риэ собирает коллег, чтобы выяснить, что это за болезнь. Результат анализов показывают, что это необычного вида чума.

Власти города не спешили реагировать на эпидемию, и только стараниями Риэ удалось заставить их провести профилактические меры. А тем временем количество смертей достигает 30 за день, и лишь тогда город закрывают на карантин.

II глава. Даже после начала карантина горожане не могли никак осознать реальности происходящего. Однако когда количество умерших превысило несколько сотен, они начали бояться. Многих жителей отправили в отпуск за свой счет, бензин и продукты первой необходимости продавались лимитировано. Многие магазины закрывались, и только кафе процветали.

В конце первого месяца карантина к доктору пришел журналист Рамбер и попросил помочь ему выехать из города. Риэ не смог посодействовать парню, и тот стал искать другие пути через контрабандиста Коттара.

Тем временем от заразы в день умирало более 100 человек. Чтобы навести порядок, Тарру уговаривает Риэ организовать санитарные группы. Рамбер, ожидая возможности сбежать из города, тоже начинает работать в санитарных дружинах.

III глава. В городе участились случаи мародерства. Бедняки больше страдали, нежели богачи, однако чума не щадила никого. Гробов не хватало, и тела умерших начали сжигать. Люди были в отчаяньи.

IV глава. Чума продолжает свирепствовать. Рамбер, получив возможность сбежать из города, но, воодушевленный примером доктора, остается работать в санитарных дружинах, переписываясь с супругой. В городе разработана новая противочумная вакцина, однако она не помогает. Вскоре умирает священник Панлю. Гран заболевает, но внезапно выздоравливает, а за ним еще несколько больных, и становится ясно, что эпидемия идет на спад.

V глава. Вопреки постепенному отступлению чумы, жители города не могли поверить в это. Однако в преддвериие победы над чумой заболел и умер Тарру, что подкосило доктора даже более, нежели последующее известие о смерти жены в санатории.

В феврале с города был снят карантин, и люди радовались, встретившись с родными после долгой разлуки. Доктор же продолжал работать и размышлял о том, что вирус чумы не убит и способен вернуться в любой момент.

Символы в романе

Самым главным символом в романе-притче является сама чума. Ее распространение происходит вопреки всем законам логики и справедливости. Она не щадит никого: умирают и благородный мечтатель Тарру, и честный священник Панлю. В то же время старик Гран выздоравливает, а контрабандист Коттар не заболел вовсе. В узком понимании чума – это фашизм, едва не погубивший Европу. Однако Камю предлагал понимать ее как символ глобального неистребимого зла, которое всегда рядом, готовое напасть, и с которым нужно бороться постоянно.

Еще символичны предвестники чумы – крысы.

изложение альбер камю чума

Экранизация

Несмотря на популярность романа, экранизировали его только в 1992 году.

альбер камю чума краткое содержание

Одноименный фильм лишен многих сюжетных элементов романа, при этом в нем есть интересные находки. Так, чтобы передать атмосферу книги, в фильме напрочь отсутствует музыкальное сопровождение. Кроме того, атмосфера фильма осовременена, и из-за этого выглядит еще более пугающей.

Ответ на вопрос о том, чем вызван сегодняшний книжный бум вокруг произведения, опубликованного в далеком 1947 году, на первый взгляд, очевиден. Буквальный смысл этого философского романа Альбера Камю — изображение эпидемии чумы в алжирском городе Оране — вызывает прозрачные ассоциации с сегодняшним днем. Однако тут необходима оговорка.

Типология стихийного бедствия

Для привлечения читательского интереса Камю выбирает неправдоподобную, выходящую за рамки здравого смысла, историю — рассказ об эпидемии чумы, разразившейся в середине XX столетия. Это нарушает историческую достоверность — к тому времени болезнь давно была истреблена.


Но и жители, и городская администрация стараются не замечать грозных знаков надвигающейся катастрофы. Стремление населения спрятаться от очевидности обобщается писателем до универсальных стереотипов поведения. В подробном воспроизведении событий отмечаются первые случаи смертельных исходов. Но администрация по-прежнему не предпринимает никаких мер, чтобы, не дай бог, не посеять паники.

Определяя движение от конкретного к вневременному, писатель создал мир замкнутого, герметичного пространства.

Эпидемия приобретала массовый размах, была введена ускоренная процессия похорон, о которой свидетельствовал круглосуточный дымок над печами крематория. Мифологизируя историю, Камю расширяет семантическое поле эпидемии, создавая прозрачные ассоциации с конкретно-историческим событием — Второй мировой войной.

Человек бунтующий

Люди на фоне чумы


Иллюстрация: Edy-Legrand

Победа над чумой вызвала в Коттаре непреодолимое стремление вновь вернуть атмосферу всеобщего страха, отчаяния, уныния. В своем ожесточении и ненависти он пытается уничтожить, стереть с лица земли это всеобщее ликование, беспорядочно стреляя по толпе, веселящейся под окнами его квартиры.

Читайте также: