Чума характеристика раймона рамбера

Обновлено: 24.04.2024

Буквальный смысл произведения – хроника эпидемии бубонной чумы в Оране. Аллегорический – метафора природы фашизма как конкретного социально-исторического явления.

Если рассматривать роман как метафорическое воспроизведение событий Второй мировой войны, то в тексте сохраняется очевидная связь с конкретными социальными реалиями. Образы героев романа можно истолковать как образы людей, которые или подчиняются войне, или убегают, или сражаются с ней.

Однако такая трактовка не является полной, она не учитывает, не исчерпывает всего того, о чем говорится в произведении Камю. Это не просто художественное произведение, а роман философа – экзистенциалиста, и проблемы, затронутые в романе – философские.

Готовые работы на аналогичную тему

Чума в романе Камю является символическим образом войны, фашизма, а также метафорой абсурдности бытия и зла во всей его непобедимости и многоликости.

Антифашистская тема – это лишь первый план романа. Образ чумы А. Камю расширяет на все бытие в целом. То есть образ чумы – это в целом зло, против которого идет борьба и которое люди пытаются победить. Болезнь словно появляется неизвестно откуда и с катастрофической скоростью распространяется по городу, являясь смертельной угрозой. В скором времени чума приобретает по-настоящему устрашающий масштаб и уносит жизни тысяч людей.

Против болезни наконец находят сыворотку. Сначала она не помогает, но позже дает желанный результат, чума постепенно идет на спад, затем отступает. Чума побеждена, люди могут радоваться победе.

Чума продолжалась восемь месяцев. Фашизм же процветал на протяжении нескольких десятилетий, в антисемитизм – столетиями. Так же, как и смертельное заболевание, развитие фашизма происходило быстрыми темпами. Последствия и чумы, и фашизма ужасающие – тысячи людей погибали ни за что. Его боялись признать, против него боролись, но результата не было. Силе фашизма некоторое время ничто не могло противостоять. Его масштабы становились катастрофическими. Он имел возможность миловать и карать. Все люди находились под угрозой. Первые попытки противостоять фашизму не имели успеха. Эта борьбы была разобщенная, не всеобщая. И лишь тогда, когда люди объединились и взялись за дело вместе, болезнь удалось придушить, преодолеть. Однако она не уничтожена. Фашизм, как и чума, исчез только на время, он лишь затаился. Всегда сохраняется угроза его появления, и всегда в людях будет жить страх, который почти невозможно преодолеть.

Рядом со злом всегда идет добро. В романе А. Камю олицетворением добра является доктор Бернар Рие. Также герой произведения олицетворяет собой Движение Сопротивления, борьбы и деятельности. он, вопреки своему неверию во всемогущество, твердо знает, что необходимо делать хоть что-то, хоть как-то попытаться помочь.

Рие преданно делает свое дело, самоотверженно жертвуя собой. Стремление этого человека – помочь людям справится со злом, но главное – сохранять надежду. Наперекор безысходности он не становится непричастным и бездеятельным. Врач, несмотря на свою профессии, не может смириться с горем, со смертью, хоть для него в этом и нет ничего удивительного.

Доктор Рие является олицетворением мятежных людей, нашедших в себе силы сказать фашизму нет. Эти люди протестуют против зла, борются с ним. Это народ, на голову которого свались преследования, гонения и ненависть. Однако это народ никогда не расставался с надеждой, невзирая на всю опасность. Не смирился он с жестокостью, со смертью, смело и отважно смотрел им в глаза и отчаянно боролся. Также это просто те люди, которые не могут, не хотят стоять в стороне и просто наблюдать, это люди, поднявшие своей голос в борьбе против всеобщего зла.

Символика в романах Камю:

  • Чума – символ тьмы, которая окутала маленький островок света, где живет человек;
  • Солнце – символ света. Это определенные истины, понятия, представления, которые для человека – аксиома, и которых он придерживается;
  • Море – как весь мир: непостижимо, абсурдно.

Абсурд — это что-то нелепое, алогичное, противоречащее здравому смыслу.

Характеристика доктора Риэ и отца Панлю

  • доктор Бернар Риэ,
  • Жан Тарру,
  • репортер Раймон Рамбер,
  • священик отец Панлю,
  • Гран,
  • Коттар,
  • мадам Риэ (мать доктора).

Главным героем произведения А. Камю является Бернар Риэ, местный доктор и рассказчик происходящих в романе событий. Бернар Риэ самоотверженно борется с эпидемией чумы, в образе которой писатель показал любое стихийное действие. Чума в романе Камю – это проявление всеобщего Зла. Доктор Риэ трезво понимает, что борьба с чумой – это практически безнадежное дело, но несмотря на это ни на минуту не прекращает своей работы. Благодаря серьезности и логике доктора читатель видит реальную картину эпидемии. Он неоднократно в силу своей профессии сталкивался со смертью лицом к лицу. Смерть ребенка стала для доктора серьезным испытанием. Доктор Риэ не признает бога, но не потому, что не верит в его существование, а потому, что он считает его ненужным.

Отец Панлю первоначально перед читателем предстает в отталкивающем виде проповедника, чуть ли не ликующего по поводу эпидемии. В чуме он видит божью кару за грехи горожан. Такой ход мыслей, достаточно трафаретный для христианства, говорит о том, что священник все еще продолжает существовать по инерции. Он хочет воспользоваться страхом оранцев для укрепления их тусклой, ослабевшей веры. Собственная болезнь становится для отца Панлю настоящим испытанием. По его мнению, принимать помощь врачей означает проявить слабость, непоследовательность в собственных убеждениях. Кроме того, священник отлично понимает, что эта помощь не сможет его спасти.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем временем в зараженном городе формируются добровольческие отряды для борьбы с чумой. Инициатором этого движения является Тарру, который неожиданно решил стать на борьбу с чумой. Доктор Риэ, Гран, а затем и Рамбер вступают в этот отряд. Дальнейшее развитие вопроса о гуманизме происходит в одной из сцен, где Тарру и Рамбер работают в зараженном квартале. Тарру высказывает мнение, что осуществляя подобные действия, люди иногда сами способствуют распространению заразы. Так человечность и добро могут приносить зло.

Но тогда если добро в привычном понимании способно привести к страшным последствиям, к смерти, трагедии, злу, что тогда является настоящим добром? И существует ли вообще добро? Что будет альтернативой традиционному гуманизму?

Гипотеза Тарру об истинной гуманности

У доктора Риэ есть пациент, старик-астматик. Однажды Тарру просит врача взять его с собой к этому старику. После осмотра Риэ и Тарру выходят на террасу, с которой открывается вид на море. Тарру рассказывает Бернарду Риэ историю своей жизни. он рассказывает о том, как однажды его отец, прокурор, взял Тарру на процесс в надежде, что сын захочет продолжить его дело. Тарру действительно восхищается отцом, который произносит отличную речь и требует для обвиняемого смертного приговора. Но у юноши остается лишь одно впечатление – обвиняемый кажется таким живым, что мысль о смертной казни для этого человека кажется неприемлемой. Ему противна эта мысль настолько. Что Тарру не может спать и сеть, он постоянно об этом думает. В итоге юноша заявляет отцу о своем решении уйти из дома. Тарру решает раз и навсегда покончить с таким ужасным явлением, создав общество, где нет смертоубийств и смертной казни. Тарру становится профессиональным революционером, борется со старым бесчеловечным строем. Но ради этой борьбы ему приходится поступится своими же принципами, допуская отдельные смерти ради будущего всеобщего блага. В скором времени Тарру понимает абсурдность такой борьбы.

Зло невозможно искоренить методами самого зла.

Тогда Тарру решает оставить революционную борьбу. Его тоже волнует вопрос о настоящем добре и гуманности.

И ему кажется, что чума помогла найти ответ на этот вопрос. Он излагает доктору Бернарду Риэ свою гипотезу, согласно которой люди делятся на категории тех, кто убивает. Угнетает, и тех, кто терпит эти лишения. По мнению Тарру, настоящий гуманизм заключается в том, чтобы встать на сторону тех. Кто терпит лишения. Лишь такое решение будет единственно правильным, и именно в этом заключается смысл жизни.

Идея гуманности Тарру находит отражение и в сюжетной линии Рамбера. Журналист, пытаясь вырваться из города, параллельно наблюдает за действиями доктора Риэ. Когда у Рамбера появляется возможность нелегально выйти из зоны карантина, он за несколько часов до отъезда приходит к Риэ. Доктор искренне говорит, что не держит зла на Рамбера, ведь он имеет справедливое право на личное счастье. Рамбер, всегда считавший себя чужаком в этом городе, вдруг заявляет, что болезнь сблизила всех, и борьба с чумой – его борьба тоже. Он отказывается уезжать из зачумленного города и ставит на карту личное счастье ради того, чтобы занять сторону тех, кто терпит лишения и бороться с болезнью.

Таким образом, по Камю, истинный гуманизм – это не счастье каждой отдельно взятой личности, а борьба на стороне терпящих лишение, борьба против зла и смерти.

Традиционное понимание гуманизма в 20 веке рушится. Возникает осознание, что идеи гуманизма, главной целью которых является счастье для всех и для каждого, могут привести к большому социальному злу, масштабы которого будут разрушительны. Со всей наглядностью это продемонстрировали фашистские проекты по созданию нового человека.

Родился писатель осенью 1913 года в Алжире. С началом Первой мировой войны отец мальчика погиб, и забота о семье легла на материнские плечи.

альбер камю чума краткое содержание романа

Когда Альбер подрос, он получил стипендию в местном лицее, а после его окончания продолжил учебу в Оранском университете.

В начале 40-х писатель переезжает во Францию, где сотрудничает с Движением Сопротивления. Примечательно, что в отличие от СССР, в котором борьба с фашизмом была единственным способом для людей выжить, во Франции гитлеровцы вели себя более толерантно, и многие французы поддерживали их. Участие в Сопротивлении приравнивалось к подписанию смертного приговора исамому себе, и не многие французы рисковали своим благополучием и присоединялись к нему.

Жизнь этого человека оборвалась в январе 1960 года, когда он попал в автомобильную аварию. Похоронили Альбера Камю на Лурмаренском кладбище на юге Франции.

Предыстория романа

Идея написать роман о фашизме, возникла у Камю еще в начале 40-х, когда он преподавал в Оране. Однако работу над романом начал только в 1943-м Альбер Камю.

краткий пересказ содержания чума камю альбер

Композиция романа по главам

Язык произведения довольно сух и лишен эмоций, ведь это роман-хроника, состоящий из записей доктора Бернара Риэ и приехавшего незадолго до начала эпидемии Жана Тарру.

Всего роман состоит из 5 глав, каждая из которых иллюстрирует определенное эмоционально состояние людей по отношению к чуме:

Главные герои романа

Стоит сначала рассмотреть главных действующих лиц романа, прежде чем начать краткий пересказ содержания.

Чума (Камю Альбер акцентировал на этом внимание) является главной героиней произведения.

камю чума краткое содержание по главам

Противоположностью доктора является молодой журналист из Парижа Раймон Рамбер. Несмотря на многое пережитое (воевал в Испании), репортер остается очень эмоциональным человеком. Случайно оказавшись в зачумленном городе, он пытается выбраться из него ради возвращения к любимой супруге.

камю чума краткое содержание

Поначалу он ведет себя так, как будто все происходящее вокруг не касается его. Но вскоре меняет свое отношение и, получив шанс спастись, остается в городе и самоотверженно борется с чумой. В первоначальных набросках к роману этого персонажа не было.

Еще один яркий персонаж - Жан Тарру. Он с детства рос в достатке, но, осознав, что другие живут хуже, решил посвятить свою жизнь помощи им. Спустя время Тарру обнаруживает, что своими попытками помочь он часто делал еще хуже. Несмотря на горькое разочарование, с приходом чумы Тарру оставляет свои философствования и организовывает первый добровольческий медицинский отряд, помогающий бороться с заразой. В конечном итоге этот герой гибнет от чумы в преддверии победы над ней.

Отец Панлю. Этот образ воплощает в себе все нюансы христианского мировоззрения. Поначалу он трактует эпидемию как Господнее наказание за грехи жителей города. Однако со временем оказывается, что от заразы гибнут и невинные дети, и старые грешники. Несмотря на это, священник не теряет своей веры и принимает происходящее со смирением. Он становится помощником атеиста Риэ и заботится о больных, не жалея сил. Заболев, священник отказывается от лечения и принимает смерть с распятием в руках.

Второстепенные герои

Мелкий внештатный работник мэрии, 50-летний Жозеф Гран совсем не похож на героя. В обычной обстановке он - классический неудачник, не способный приспособится к жизни. Из-за этого он беден и брошен супругой. Роман всей его жизни так и остается на уровне первой фразы об амазонке. Однако в момент общей беды в этом маленьком человеке просыпается мужество. Он - герой, но не из тех, кто бросается грудью на амбразуру. Грану во время хаоса эпидемии удается сохранить спокойствие и продолжать день за днем регулировать работу дружин. Заболев чумой, он чудом выздоравливает, и это происшествие становится началом победы над заболеванием.

альбер камю чума краткое содержание по главам

Контрабандист Коттар – яркий пример тех людей, которым несчастья только на руку. Пока все гибнут от эпидемии, он радуется наступившему хаосу, из-за которого избегает тюрьмы. Ему удается сколотить состояние во время страшного несчастья, однако внутренняя пустота и одиночество приводят его к сумасшествию. В начале романа он пытается повеситься, но эта суицидальная попытка более похожа на крик о помощи. За его показным равнодушием скрывается одиночество, с которым герой так и не справляется.

Есть в романе и несколько женских образов. В первую очередь это супруга доктора - самоотверженная женщина, до последнего старающаяся не волновать мужа и скрывающая ухудшение своего здоровья.

Такой же достойной выглядит и мать Риэ. Она проявляет доброту и заботу к сыну и его друзьям. Недаром Тарру восхищается ею в своих записях.

Еще в романе упоминается верная супруга Рамбера, дожидавшаяся мужа все время, пока он был заперт на карантине.

Итак, I глава. В ней рассказывается об алжирском приморском городе Оране.

В начале апреля доктор находит на ступеньках своего дома мертвую крысу, а позже еще одну. Проводив супругу на поезд (она уезжает лечиться в санаторий), Риэ обсуждает с местным следователем увеличение количества крыс в городе. Во второй половине дня доктор дает интервью корреспонденту из Парижа Рамберу.

Через несколько дней крысы в городе стали выползать из своих нор целыми стаями и гибнуть. Их количество столь возросло, что только за один день был сожжен 6 231 крысиный трупик.

Вскоре сторож из дома доктора заболел странным недугом и умер. К тому времени крысы исчезли, а люди стали болеть неизвестной лихорадкой с летальным исходом. Риэ собирает коллег, чтобы выяснить, что это за болезнь. Результат анализов показывают, что это необычного вида чума.

Власти города не спешили реагировать на эпидемию, и только стараниями Риэ удалось заставить их провести профилактические меры. А тем временем количество смертей достигает 30 за день, и лишь тогда город закрывают на карантин.

II глава. Даже после начала карантина горожане не могли никак осознать реальности происходящего. Однако когда количество умерших превысило несколько сотен, они начали бояться. Многих жителей отправили в отпуск за свой счет, бензин и продукты первой необходимости продавались лимитировано. Многие магазины закрывались, и только кафе процветали.

В конце первого месяца карантина к доктору пришел журналист Рамбер и попросил помочь ему выехать из города. Риэ не смог посодействовать парню, и тот стал искать другие пути через контрабандиста Коттара.

Тем временем от заразы в день умирало более 100 человек. Чтобы навести порядок, Тарру уговаривает Риэ организовать санитарные группы. Рамбер, ожидая возможности сбежать из города, тоже начинает работать в санитарных дружинах.

III глава. В городе участились случаи мародерства. Бедняки больше страдали, нежели богачи, однако чума не щадила никого. Гробов не хватало, и тела умерших начали сжигать. Люди были в отчаяньи.

IV глава. Чума продолжает свирепствовать. Рамбер, получив возможность сбежать из города, но, воодушевленный примером доктора, остается работать в санитарных дружинах, переписываясь с супругой. В городе разработана новая противочумная вакцина, однако она не помогает. Вскоре умирает священник Панлю. Гран заболевает, но внезапно выздоравливает, а за ним еще несколько больных, и становится ясно, что эпидемия идет на спад.

V глава. Вопреки постепенному отступлению чумы, жители города не могли поверить в это. Однако в преддвериие победы над чумой заболел и умер Тарру, что подкосило доктора даже более, нежели последующее известие о смерти жены в санатории.

В феврале с города был снят карантин, и люди радовались, встретившись с родными после долгой разлуки. Доктор же продолжал работать и размышлял о том, что вирус чумы не убит и способен вернуться в любой момент.

Символы в романе

Самым главным символом в романе-притче является сама чума. Ее распространение происходит вопреки всем законам логики и справедливости. Она не щадит никого: умирают и благородный мечтатель Тарру, и честный священник Панлю. В то же время старик Гран выздоравливает, а контрабандист Коттар не заболел вовсе. В узком понимании чума – это фашизм, едва не погубивший Европу. Однако Камю предлагал понимать ее как символ глобального неистребимого зла, которое всегда рядом, готовое напасть, и с которым нужно бороться постоянно.

Еще символичны предвестники чумы – крысы.

изложение альбер камю чума

Экранизация

Несмотря на популярность романа, экранизировали его только в 1992 году.

альбер камю чума краткое содержание

Одноименный фильм лишен многих сюжетных элементов романа, при этом в нем есть интересные находки. Так, чтобы передать атмосферу книги, в фильме напрочь отсутствует музыкальное сопровождение. Кроме того, атмосфера фильма осовременена, и из-за этого выглядит еще более пугающей.

Персонажи романа

Главным героем книги является доктор Риэ. Он признает только научный взгляд на мир и не верит в мистику или высшие силы. Также в действии участвует мнительный Рамбер (единственный персонаж в романе, имеющий имя) – журналист, который пытается выбраться из прокаженного города и вернуться к жене, и Жан Тарру – богач, который нашел себя в помощи более бедным горожанам.

В произведении описывается хроника города Оран, который находится на алжирском берегу, но при этом принадлежит к французской юрисдикции. Действие происходит в 1940-ых годах, но конкретные даты не указываются. Таким образом автор ярко ассоциирует чуму с распространяющимся по Европе в тот же временной период нацизмом и фашизмом.

Чума Камю краткое содержание

Доктор Риэ видит, что в городе стали массово появляться крысы. На улице было все больше их маленьких трупов, а это могло значить только одно – не за горами губительная эпидемия чумы. Доктор отправляет свою жену в санаторий, чтобы снизить для нее риски, а тем временем заболеваемость начинает расти. Одной из первых жертв чумы становится привратник доктора Риэ, и после него начинается целая эпидемиологическая волна. Вскоре префектура закрывает город на карантин, и покинуть его более уже никто не может.

Доктор тем временем пытается помочь своему знакомому из мэрии, а также знакомится с журналистом Раймоном Рамблером. Молодой человек прошел через войну, но все равно остался очень эмоциональным, и он очень тоскует по своей супруге, но вот приехать к ней не может до конца карантина. Поэтому Рамблер решает заняться полезным делом: вместе с доктором Риэ и активным горожанином Жаном Тарру они организуют санитарную бригаду.

Когда город закрыли, жители поддались панике. Дело в том, что границы Орана стали охранять вооруженные военные, а поставки продовольствия и других необходимых вещей прекратились. Ресурсов не хватало, и пропасть между богатыми и бедными сильно усилилась. И бедняков не оставалось шансов выжить, но губила их даже не чума, а голод и антисанитария. Богатые контрабандисты же радовались чуме, так как сколачивали себе на этом состояние.

Раймон Рамблер всеми силами пытался покинуть Оран. Но у него ничего не получалось – ни легальным, ни нелегальным путем. В итоге он решил оставить свои попытки и приложить все силы на борьбу с эпидемией.

В тяжелых эпидемиологических условиях люди остаются уже полгода. На дворе октябрь, а чума началась весной. Все это время доктор Риэ пытался разработать лекарство, и у него наконец получается. Сыворотка действительно работает, и люди начинают выздоравливать, хотя первые эксперименты провалились.

Неожиданно для всех чумой заболевает Жан Тарру. Доктор Риэ осматривает его и обнаруживает, что Жан поражен сразу двумя видами заболевания. Сыворотка помочь не в силах, и Тарру умирает. Тем временем один из контрабандистов, понимая, что его золотое время кончилось, сходит с ума и начинает стрелять по жителям. С трудом доктор успокаивает его. Вскоре с города снимают карантинные ограничения.

Через некоторое время главный герой узнает, что в санатории умерла его жена. В отчаянии он думает, что чума еще не закончилась. Пусть она и отступила сейчас, но болезнь проросла в само общество и может пробудиться в любой момент.

Главная мысль

Главная мысль романа состоит в том, что главный враг людей – это они сами, а не внешние беды или болезни. Автор намеренно говорит о таких вещах, как голод, контрабанда, разделение между богатыми и бедными. Жители города Оран гибли не столько от чумы, сколько от собственного отношения к эпидемии: кто-то походил к ней безответственно, кто-то – стремился нажиться, а кто-то всеми силами старался помочь окружающим и все равно погибал, потому что жизнь зачастую несправедлива.

На месте чумы можно представить любое явление, которое затрагивает широкую общественность (даже сам автор говорил, что под чумой он имел ввиду не только фашизм). Если перед лицом реальной опасности люди не объединяются, а наоборот – пытаются насолить другому ради собственного блага, то выжить не удастся никому, и погибать будут даже невинные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Учитель.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

Образ врача Бернара Рие.

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

Автор подводит нас к выводу, что человек ответственный за все, что происходит вокруг, даже если непосредственно его это не касается.

Образ Тарру.

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю премудрость отца Панлю.

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

Образ врача Бернара Рие.

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а и воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю премудрость отца Панлю.

Читайте также: