Чума характеристика ріє з роману чума

Обновлено: 23.04.2024

Авторская заинтересованность в романе заключается не столько в отображенных событиях и раскрытых характерах, сколько в вопросах философской проблематики. Своеобразно используется в произведении форма высказывания мысли. Во-первых, она не высказывается прямо и открыто через авторские декларации или так называемые лирические отступления. Во-вторых, реализуется не в форме мировоззрения одного из героев, который противопоставляет себя окружающим, а поднимается в виде своеобразного конфликта, борьбы, сопоставления и взаимодополнения разнообразных

В романе Камю действует большое количество действующих лиц, значительная часть которых выполняет функции своеобразных героев-идеологов, так или иначе высказывающих и интерпретирующих авторскую мысль. По утверждению многих критиков, все эти персонажи являются своего рода “вторым я” писателя и вобрали у себя черты интеллектуального характера самого Камю и общими усилиями высказывают его философские взгляды.

Одни герои полностью разделяют авторское мнение о необходимости борьбы с бедой, которой охвачен весь город, другие являются их идейными антагонистами, у которых есть своя, особая уверенность в том, чем является для человека чума.

Хотя в романе конкретно называется город, в котором происходят события, которые описаны, почти точно указывается время, все равно прослеживается условность всего изображенного. Обобщение описанных в произведении Камю событий, их отдаленность от конкретных исторических и социальных реалий одновременно помогает языком символических намеков говорить не о каком-то конкретно взятом городе или человеческом обществе, а изображает универсальную модель человеческой жизни и человеческого поведения, которые в равной степени могут касаться как смысла жизни одного человека, так и всего человечества, так как указывают не на временные переменные величины, а на наиболее целостные, ключевые основы человеческой жизни. Камю приходит к идее морального долга одного человека перед другим, что не снимает тезиса об абсурдности мира, но и вносит смысл в концепцию человеческого существования.

Носителями именно такой концепции, утверждая ее или отбрасывая, являются все герои романа.

В начале романа жителей волновало только собственное обогащение. Они отдыхали в субботу и воскресенье, в другие дни зарабатывали деньги. В процессе борьбы с болезнью они стали дружнее, старались помочь друг другу.

Они чувствовали себя узниками, осужденными на смерть. Если раньше они жилы “серой” и однообразной жизнью, то, когда городом “правила” чума, они объединились и открыли для себя ценности каждого мгновения жизни.

Кроме упомянутых пороков жителей до эпидемии, особенно поражает их равнодушное отношение друг к другу, к красоте и любви. Во время чумы они начали ощущать чужую боль, организовывали санитарные дружины, не заботились о собственном благополучии.

Столкнувшись с бедой, жители Орана поняли основные жизненные истины, необходимые для любого человеческого общества.

Действительно, чума может прятаться везде. Это болезнь, которая, возможно, будет существовать всегда. От нее никто не может быть застрахован. Если человек будет бояться заболеть, так может и произойти.

Не нужно впадать в отчаяние! Жестокость и равнодушие к окружающим – тоже разновидность “чумы”. Если человечество впустит их в свои души, она возродится и победит.

В произведении несколько форм чумы – болезнь тела и болезнь души. Если помнить об этом, эпидемиям болезней, как и войн, можно противостоять. Чума – зло, которое можно победить только добром.

Мы все рискуем заболеть, если не будем помнить о том, что вокруг нас – живые люди. Любую беду могут одолеть только те, кто борется совместно с другими. Соглашаетесь ли вы с мнением, которым начинает свою проповедь священник Панлю: “Братья мои, у вас беда, и вы ее заслужили”. Почему нельзя согласиться с этим высказыванием, так как никто из живых не заслуживает подобных испытаний.

Хотя, возможно, священник Панлю считает чуму наказанием за равнодушие жителей и их грехи? Особенно нельзя согласиться с тем, что эти слова прозвучали из уст священника. Кому, как не ему, должна быть понятной мораль человеколюбия и великодушия?

Разве можно спокойно воспринять смерть многих невиновных, особенно маленького мальчика – сына Оттона? С бедой нужно бороться, а не покоряться ей. Чума – не наказание, а испытание, которое выпало на судьбу жителей Орана.

Во время беды мы должны действовать совместно, помнить друг о друге, помогать друг другу. Нравственность человеческой жизни проявляется в трудных ситуациях, поэтому нельзя забывать о своей душе. Легко жить с мнением, что чужие проблемы тебя не касаются, беспокоиться только о собственном благополучии.

Но, только отдавая, ты становишься действительно Человеком. Если человек счастлив в одиночестве, то рано или поздно и в его жизни начнется “черная полоса”. Если он никому никогда не помог, найдется ли кто-то, кто захочет помочь ему?

Счастье может быть полным, если вокруг все счастливы. Беспокоясь об окружающих, ты можешь надеяться, что и о тебе кто-то будет беспокоиться.

Родился писатель осенью 1913 года в Алжире. С началом Первой мировой войны отец мальчика погиб, и забота о семье легла на материнские плечи.

альбер камю чума краткое содержание романа

Когда Альбер подрос, он получил стипендию в местном лицее, а после его окончания продолжил учебу в Оранском университете.

В начале 40-х писатель переезжает во Францию, где сотрудничает с Движением Сопротивления. Примечательно, что в отличие от СССР, в котором борьба с фашизмом была единственным способом для людей выжить, во Франции гитлеровцы вели себя более толерантно, и многие французы поддерживали их. Участие в Сопротивлении приравнивалось к подписанию смертного приговора исамому себе, и не многие французы рисковали своим благополучием и присоединялись к нему.

Жизнь этого человека оборвалась в январе 1960 года, когда он попал в автомобильную аварию. Похоронили Альбера Камю на Лурмаренском кладбище на юге Франции.

Предыстория романа

Идея написать роман о фашизме, возникла у Камю еще в начале 40-х, когда он преподавал в Оране. Однако работу над романом начал только в 1943-м Альбер Камю.

краткий пересказ содержания чума камю альбер

Композиция романа по главам

Язык произведения довольно сух и лишен эмоций, ведь это роман-хроника, состоящий из записей доктора Бернара Риэ и приехавшего незадолго до начала эпидемии Жана Тарру.

Всего роман состоит из 5 глав, каждая из которых иллюстрирует определенное эмоционально состояние людей по отношению к чуме:

Главные герои романа

Стоит сначала рассмотреть главных действующих лиц романа, прежде чем начать краткий пересказ содержания.

Чума (Камю Альбер акцентировал на этом внимание) является главной героиней произведения.

камю чума краткое содержание по главам

Противоположностью доктора является молодой журналист из Парижа Раймон Рамбер. Несмотря на многое пережитое (воевал в Испании), репортер остается очень эмоциональным человеком. Случайно оказавшись в зачумленном городе, он пытается выбраться из него ради возвращения к любимой супруге.

камю чума краткое содержание

Поначалу он ведет себя так, как будто все происходящее вокруг не касается его. Но вскоре меняет свое отношение и, получив шанс спастись, остается в городе и самоотверженно борется с чумой. В первоначальных набросках к роману этого персонажа не было.

Еще один яркий персонаж - Жан Тарру. Он с детства рос в достатке, но, осознав, что другие живут хуже, решил посвятить свою жизнь помощи им. Спустя время Тарру обнаруживает, что своими попытками помочь он часто делал еще хуже. Несмотря на горькое разочарование, с приходом чумы Тарру оставляет свои философствования и организовывает первый добровольческий медицинский отряд, помогающий бороться с заразой. В конечном итоге этот герой гибнет от чумы в преддверии победы над ней.

Отец Панлю. Этот образ воплощает в себе все нюансы христианского мировоззрения. Поначалу он трактует эпидемию как Господнее наказание за грехи жителей города. Однако со временем оказывается, что от заразы гибнут и невинные дети, и старые грешники. Несмотря на это, священник не теряет своей веры и принимает происходящее со смирением. Он становится помощником атеиста Риэ и заботится о больных, не жалея сил. Заболев, священник отказывается от лечения и принимает смерть с распятием в руках.

Второстепенные герои

Мелкий внештатный работник мэрии, 50-летний Жозеф Гран совсем не похож на героя. В обычной обстановке он - классический неудачник, не способный приспособится к жизни. Из-за этого он беден и брошен супругой. Роман всей его жизни так и остается на уровне первой фразы об амазонке. Однако в момент общей беды в этом маленьком человеке просыпается мужество. Он - герой, но не из тех, кто бросается грудью на амбразуру. Грану во время хаоса эпидемии удается сохранить спокойствие и продолжать день за днем регулировать работу дружин. Заболев чумой, он чудом выздоравливает, и это происшествие становится началом победы над заболеванием.

альбер камю чума краткое содержание по главам

Контрабандист Коттар – яркий пример тех людей, которым несчастья только на руку. Пока все гибнут от эпидемии, он радуется наступившему хаосу, из-за которого избегает тюрьмы. Ему удается сколотить состояние во время страшного несчастья, однако внутренняя пустота и одиночество приводят его к сумасшествию. В начале романа он пытается повеситься, но эта суицидальная попытка более похожа на крик о помощи. За его показным равнодушием скрывается одиночество, с которым герой так и не справляется.

Есть в романе и несколько женских образов. В первую очередь это супруга доктора - самоотверженная женщина, до последнего старающаяся не волновать мужа и скрывающая ухудшение своего здоровья.

Такой же достойной выглядит и мать Риэ. Она проявляет доброту и заботу к сыну и его друзьям. Недаром Тарру восхищается ею в своих записях.

Еще в романе упоминается верная супруга Рамбера, дожидавшаяся мужа все время, пока он был заперт на карантине.

Итак, I глава. В ней рассказывается об алжирском приморском городе Оране.

В начале апреля доктор находит на ступеньках своего дома мертвую крысу, а позже еще одну. Проводив супругу на поезд (она уезжает лечиться в санаторий), Риэ обсуждает с местным следователем увеличение количества крыс в городе. Во второй половине дня доктор дает интервью корреспонденту из Парижа Рамберу.

Через несколько дней крысы в городе стали выползать из своих нор целыми стаями и гибнуть. Их количество столь возросло, что только за один день был сожжен 6 231 крысиный трупик.

Вскоре сторож из дома доктора заболел странным недугом и умер. К тому времени крысы исчезли, а люди стали болеть неизвестной лихорадкой с летальным исходом. Риэ собирает коллег, чтобы выяснить, что это за болезнь. Результат анализов показывают, что это необычного вида чума.

Власти города не спешили реагировать на эпидемию, и только стараниями Риэ удалось заставить их провести профилактические меры. А тем временем количество смертей достигает 30 за день, и лишь тогда город закрывают на карантин.

II глава. Даже после начала карантина горожане не могли никак осознать реальности происходящего. Однако когда количество умерших превысило несколько сотен, они начали бояться. Многих жителей отправили в отпуск за свой счет, бензин и продукты первой необходимости продавались лимитировано. Многие магазины закрывались, и только кафе процветали.

В конце первого месяца карантина к доктору пришел журналист Рамбер и попросил помочь ему выехать из города. Риэ не смог посодействовать парню, и тот стал искать другие пути через контрабандиста Коттара.

Тем временем от заразы в день умирало более 100 человек. Чтобы навести порядок, Тарру уговаривает Риэ организовать санитарные группы. Рамбер, ожидая возможности сбежать из города, тоже начинает работать в санитарных дружинах.

III глава. В городе участились случаи мародерства. Бедняки больше страдали, нежели богачи, однако чума не щадила никого. Гробов не хватало, и тела умерших начали сжигать. Люди были в отчаяньи.

IV глава. Чума продолжает свирепствовать. Рамбер, получив возможность сбежать из города, но, воодушевленный примером доктора, остается работать в санитарных дружинах, переписываясь с супругой. В городе разработана новая противочумная вакцина, однако она не помогает. Вскоре умирает священник Панлю. Гран заболевает, но внезапно выздоравливает, а за ним еще несколько больных, и становится ясно, что эпидемия идет на спад.

V глава. Вопреки постепенному отступлению чумы, жители города не могли поверить в это. Однако в преддвериие победы над чумой заболел и умер Тарру, что подкосило доктора даже более, нежели последующее известие о смерти жены в санатории.

В феврале с города был снят карантин, и люди радовались, встретившись с родными после долгой разлуки. Доктор же продолжал работать и размышлял о том, что вирус чумы не убит и способен вернуться в любой момент.

Символы в романе

Самым главным символом в романе-притче является сама чума. Ее распространение происходит вопреки всем законам логики и справедливости. Она не щадит никого: умирают и благородный мечтатель Тарру, и честный священник Панлю. В то же время старик Гран выздоравливает, а контрабандист Коттар не заболел вовсе. В узком понимании чума – это фашизм, едва не погубивший Европу. Однако Камю предлагал понимать ее как символ глобального неистребимого зла, которое всегда рядом, готовое напасть, и с которым нужно бороться постоянно.

Еще символичны предвестники чумы – крысы.

изложение альбер камю чума

Экранизация

Несмотря на популярность романа, экранизировали его только в 1992 году.

альбер камю чума краткое содержание

Одноименный фильм лишен многих сюжетных элементов романа, при этом в нем есть интересные находки. Так, чтобы передать атмосферу книги, в фильме напрочь отсутствует музыкальное сопровождение. Кроме того, атмосфера фильма осовременена, и из-за этого выглядит еще более пугающей.

Роман “Чума” с его философско-интелектуальным содержанием можно рассматривать как своеобразный авторский монолог, разбитый на отдельные партии, врученные разным персонажам, которые выступают носителями разных сторон авторского мировоззрения, разных его аспектов и тенденций. В этом понимании роман – это разговор с самим собой, что, впрочем, не лишает персонажей индивидуальных черт характера, а также глубокой мотивации их поступков.

Роман “Чума” составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач – Доктор Рие,

живущий в городе Оран. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний.

Вообще-то борьба с чумой – дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии. Доктор Рие неоднократно, в силу своей профессии, сталкивался лицом к лицу со смертью.

Смерть ребенка, пробудившая к подлинному бытию отца Панлю, явилась серьезным испытанием и для доктора Рие. Казалось бы, глобальные мировоззренческие вопросы давно решены доктором: он не признает Бога не потому, что его нет, а потому, что он не нужен: “Так вот, раз порядок вещей определяется смертью, может быть, для господа бога вообще лучше, чтобы в него не верили…”.

Чума изменила и отношение пациентов к доктору “никогда еще профессия врача не казалась Рие столь тяжелой. До сих пор получалось так, что сами больные облегчали ему задачу, полностью ему вверялись. А сейчас, доктор наталкивался на непонятную замкнутость пациентов.

Начиналась борьба, к которой доктор еще не привык”.

Следующий образ – это Отец Панлю. Первоначально он предстает перед читателем в довольно отталкивающем виде проповедника, который чуть ли не ликует по поводу эпидемии. В ней он усматривает божью кару за грехи оранцев. Этот достаточно трафаретный для христианства ход мыслей свидетельствует о том, что священник продолжает существовать по инерции, – “быть” он еще не начал.

Панлю хочет использовать страх своих прихожан для укрепления их ослабевшей и тусклой веры. Большим испытанием для отца-иезуита становится собственная болезнь: принимать помощь врачей – значит признать слабость и непоследовательность собственных убеждений. Священник, кроме того, прекрасно понимает, что помощь эта не поможет ему спастись.

Судя по первоначальному варианту романа, Камю приводил Панлю, заболевшего чумой к религиозной катастрофе. Но в окончательном варианте романа Панлю остается верен собственному выбору.

Рассмотрим еще один не менее значимый образ. В числе тех, кто пытается покинуть захваченный чумой город – единственный персонаж, имеющий имя, Рамбер. Камю дает ему имя по одной только одной причине: он не бежит. Не бежит, несмотря на то, что он посторонний в городе, несмотря на то, что где-то ждет его любимая женщина и Рамбер искренне верит в то, что он должен быть рядом с ней.

Моментом пробуждения человеческой сущности становится для Рамбера приступ мнительности, когда ему “вдруг померещилось, будто железы у него в паху распухли и что-то под мышками мешает свободно двигать руками. Он решил, что это чума”.

Можно сказать, что чума заставила оранцев перепроверить свое отношение к привычным моральным нормам и ценностям. Варианты имморального поведения (мародерство, пьянство, жажда сатурналий и т. д.) перед лицом смертельной опасности не отрицаются Камю, но роман построен так, что читатель понимает: люди, выбирающие их, – не соль земли.

Бернар Рие – главный герой произведения, местный врач, он же рассказчик событий, происходящих в ро­мане. Рие стоически борется с эпидемией чумы, в обра­зе которой Камю показал любое стихийное бедствие, т. е. проявление всеобщего Зла. Также в “Чуме” на­шли отражение взгляды писателя на необходимость борьбы с фашизмом (как чума уносит человеческие жизни, так и коричневая чума – фашизм – превра­щает уничтожение людей в систему), потрясение, вызванное взрывами атомных бомб над Японией, и послевоенные события во Франции

и в Европе. Явное содержание “Чумы”, по словам самого Камю, – “это борьба европейского Сопротивления против нациз­ма”.

Роман “Чума” – это “хроника”. В реальности появилось нечто такое, что должно быть сообщено точным языком летописца; значит, реальность стала поучительной, она отодвинула привычные теорети­ческие выкладки, совсем недавно заслонявшие те уроки, которые преподносила жизнь. В романе ге­рой думает об окружающих, он предпочитает гово­рить “мы”, а не “я”, ощущая свою приобщенность к судьбам других людей.

Вдобавок Рие уже не “по­сторонний”, а “свой”, “местный”. Никто, кроме не­го, врача, не расскажет достоверно об эпидемии чу­мы. Врач социален по роду своих занятий: невозможно представить себе врача, который “устранил­ся” от людей. Рие поспешно предупреждает читателя, что постарается быть точным.

Именно поэтому он ссылается на “документы”, на “свидетельства”. Рие – практик, “лечащий врач”. В этом его сила, в этом и его слабость. Он и другие, ему подобные, – не ге­рои, а “санитары”.

У них нет идей, нет ни малейшего желания совершать что-либо героическое. Более то­го, героизм, идеи, идеалы, претензии на перестройку мира – все это кажется “санитарам” Альбера Камю чем-то опасным. От идей в произведении Камю от­крещивается, как от чумы. Истинной сутью бытия остается для автора неизлечимость зла.

Ведь чу­ма – это не только символический образ войны и фашизма, но и еще одно олицетворение абсурдности окружающего мира. Рие похож на Сизифа, которому Камю посвятил философское эссе “Миф о Сизифе”. Рие проявляет терпеливость и твердость в борьбе с чумой – величайшим злом.

Он в конце концов при­ходит к идее неистребимости чумы, т. е. Зла, но ле­чит людей. Лечит, хотя его не ожидает легкая побе­да. Возможно – этой победы никогда и не будет.

И его нелегкая ноша, то бремя, которое он несет каж­дый день, покатится вниз, как только Рие достигнет вершины.

Персонажи романа

Главным героем книги является доктор Риэ. Он признает только научный взгляд на мир и не верит в мистику или высшие силы. Также в действии участвует мнительный Рамбер (единственный персонаж в романе, имеющий имя) – журналист, который пытается выбраться из прокаженного города и вернуться к жене, и Жан Тарру – богач, который нашел себя в помощи более бедным горожанам.

В произведении описывается хроника города Оран, который находится на алжирском берегу, но при этом принадлежит к французской юрисдикции. Действие происходит в 1940-ых годах, но конкретные даты не указываются. Таким образом автор ярко ассоциирует чуму с распространяющимся по Европе в тот же временной период нацизмом и фашизмом.

Чума Камю краткое содержание

Доктор Риэ видит, что в городе стали массово появляться крысы. На улице было все больше их маленьких трупов, а это могло значить только одно – не за горами губительная эпидемия чумы. Доктор отправляет свою жену в санаторий, чтобы снизить для нее риски, а тем временем заболеваемость начинает расти. Одной из первых жертв чумы становится привратник доктора Риэ, и после него начинается целая эпидемиологическая волна. Вскоре префектура закрывает город на карантин, и покинуть его более уже никто не может.

Доктор тем временем пытается помочь своему знакомому из мэрии, а также знакомится с журналистом Раймоном Рамблером. Молодой человек прошел через войну, но все равно остался очень эмоциональным, и он очень тоскует по своей супруге, но вот приехать к ней не может до конца карантина. Поэтому Рамблер решает заняться полезным делом: вместе с доктором Риэ и активным горожанином Жаном Тарру они организуют санитарную бригаду.

Когда город закрыли, жители поддались панике. Дело в том, что границы Орана стали охранять вооруженные военные, а поставки продовольствия и других необходимых вещей прекратились. Ресурсов не хватало, и пропасть между богатыми и бедными сильно усилилась. И бедняков не оставалось шансов выжить, но губила их даже не чума, а голод и антисанитария. Богатые контрабандисты же радовались чуме, так как сколачивали себе на этом состояние.

Раймон Рамблер всеми силами пытался покинуть Оран. Но у него ничего не получалось – ни легальным, ни нелегальным путем. В итоге он решил оставить свои попытки и приложить все силы на борьбу с эпидемией.

В тяжелых эпидемиологических условиях люди остаются уже полгода. На дворе октябрь, а чума началась весной. Все это время доктор Риэ пытался разработать лекарство, и у него наконец получается. Сыворотка действительно работает, и люди начинают выздоравливать, хотя первые эксперименты провалились.

Неожиданно для всех чумой заболевает Жан Тарру. Доктор Риэ осматривает его и обнаруживает, что Жан поражен сразу двумя видами заболевания. Сыворотка помочь не в силах, и Тарру умирает. Тем временем один из контрабандистов, понимая, что его золотое время кончилось, сходит с ума и начинает стрелять по жителям. С трудом доктор успокаивает его. Вскоре с города снимают карантинные ограничения.

Через некоторое время главный герой узнает, что в санатории умерла его жена. В отчаянии он думает, что чума еще не закончилась. Пусть она и отступила сейчас, но болезнь проросла в само общество и может пробудиться в любой момент.

Главная мысль

Главная мысль романа состоит в том, что главный враг людей – это они сами, а не внешние беды или болезни. Автор намеренно говорит о таких вещах, как голод, контрабанда, разделение между богатыми и бедными. Жители города Оран гибли не столько от чумы, сколько от собственного отношения к эпидемии: кто-то походил к ней безответственно, кто-то – стремился нажиться, а кто-то всеми силами старался помочь окружающим и все равно погибал, потому что жизнь зачастую несправедлива.

На месте чумы можно представить любое явление, которое затрагивает широкую общественность (даже сам автор говорил, что под чумой он имел ввиду не только фашизм). Если перед лицом реальной опасности люди не объединяются, а наоборот – пытаются насолить другому ради собственного блага, то выжить не удастся никому, и погибать будут даже невинные.

Читайте также: