Чума как источник зла
Обновлено: 12.05.2024
1. Если достойные доверия и уважения люди сообщили вам, что на местность, где вы проживаете, надвигается чума, что во многих сопредельных областях уже умерли многие люди, следует принять меры, дабы обеспечить собственную безопасность и безопасность ваших близких.
2. Самое лучшее и надежное средство уберечься от чумы — это оставить городской дом и, забрав семейство, бежать как можно дальше: в загородное поместье, в другой город, где, возможно, проживают ваши родственники, или просто в деревню, где нет большого скопления людей и, таким образом, существует вероятность уберечься от заражения. Если позволяют средства, купите дом, стоящий на отшибе, либо снимите комнату в местной таверне или у зажиточного крестьянина. Чем меньше вы будете контактировать с окружающими, тем лучше.
3. Если судьба распорядилась иначе и покинуть родной город не удалось, помните: люди — ваши главные враги! Чума коварна, она развивается стремительно и проявляется по-разному. Вы можете не заметить чумные бубоны Бубоны — опухоли, появляющиеся, как правило, в паху или подмышками. и потому даже не догадываться о том, что человек, с которым вы разговариваете, уже болен и через несколько дней умрет. Избегайте любых внешних контактов, закройте двери своего дома для соседей, друзей, знакомых и даже родственников — и сами не навещайте их. Тем более не пускайте в свой дом незнакомых людей, особенно если они прибыли издалека, из стран Ближнего Востока, откуда, как известно, и явилась чума.
4. Ни под каким видом не посещайте городской порт и торговые ряды, где с большой долей вероятности вы можете встретить путешественников из стран Ближнего Востока. Если же таких визитов никак нельзя избежать, постарайтесь держаться от этих людей на расстоянии (лучше всего в этом случае стоять с наветренной стороны), не прикасайтесь к ним, не принимайте от них никаких подарков, не берите в руки их личные вещи — все они могут оказаться зараженными.
5. Не принимайте участия ни в каких общих собраниях. Избегайте посещения церквей, совместных молебнов, крестных ходов и прочих религиозных процессий, несмотря на то что многие полагают их верным средством избавления от эпидемии.
Эпизод из истории чумы в Риме. Фрагмент гравюры. 1656 год © Wellcome Images
8. Вы знаете, что причины возникновения чумы до сих пор точно не определены, а потому следует предусмотреть все возможные пути появления ее в вашем доме. Учитывая, что многие знающие люди утверждают, что распространению болезни способствует дурной воздух в городах, постарайтесь максимально обезопасить свое жилище. Лучшими средствами здесь станут разведение и поддержание огня, окуривание дома смолами, а также вдыхание членами вашей семьи паров селитры. Не брезгуйте ни одним из этих способов. Что, если они помогут?
9. Точно так же опасайтесь и общественных колодцев. Вы ведь знаете: ходят слухи, что чума появилась из-за их отравления евреями. Используйте для своих нужд лишь ту воду, которая не вызывает никаких подозрений (лучше всего — из своего собственного источника). Все подозрительные вещи, попадающие в дом, следует незамедлительно выстирать или вымыть (если уж вы никак не можете их сжечь).
10. Наконец, оставаясь в городе, в который пришла чума, остерегайтесь грабителей, для которых с распространением эпидемии наступает золотое время. Держите двери своего дома на запоре, не носите с собой никаких ценных вещей, дабы не стать случайной жертвой разбойников.
11. Если же все эти способы не помогли и вы почувствовали недомогание (пусть даже у вас просто разболелась голова или поднялась температура), незамедлительно обратитесь к врачу. Однако будьте осмотрительны, ведь многие из лекарей на деле являются самыми настоящими шарлатанами. Выбирайте того, за кем закрепилась слава искусного целителя, кто явится на вызов, предварительно надев специальную чумную маску и костюм из кожи или из пропитанного воском холста, кто не будет применять кровопускания (ведь еще Гален указывал на их бесполезность), а обратится сразу к вырезанию и прижиганию бубонов.
Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира и смыслом бытия человека в нем. Человека художник ставит превыше всего. Этот создание, мыслящее, полное ответственности за все существо.
Он должен вмешиваться в поле зла и бессмыслицы; жизнь, бунтовать против имеющегося в жизни абсурда, бороться с отчаянием, выполнять свою обязанность. Роман-притча “Чума” был опубликован 1947 г. По свидетельству самого Камю “явное содержание “Чумы”
– это борьба европейского Сопротивления против нацизма”. “С помощью чумы я хочу передать атмосферу духоты, в которой мы прозябали, атмосферу угрозы и изгнания, в которой мы жили. Вместе с тем я распространил значение этого образа на бытие вообще”.
В этом романе А. Камю с чрезвычайной остротой поставил философскими проблемы добра и зла, морального выбора человека: покориться неотвратимой или, даже не имея надежды на победу, бунтовать против непреодолимого зла. Действие произведения происходит в алжирском городе Оран, который охватила эпидемия чумы. И болезнь начинается внезапно, ее никто не ждал.
И когда ленты, носители чумы массово умирают в городе, никто в нее не верит. “Как они должны были поверить в чуму, которая сразу перечеркивает будущее? Они были свободны, но никто не будет свободным, пока существуют бедствия”.
Доктор Риэ одним из первых осознал критичность ситуации и понял, что в таком положении полагаться можно только на повседневную работу, которая “гласит – это хорошо делать свое дело”. Он призывает к борьбе: “…Когда видишь сколько беды и горя приносит чума, надо быть сумасшедшим слепцом или просто негодяем, лишь бы примириться с чумой”. И хотя для врача чума – это “неминуемое поражение”, он не опускает руки. “…Вокруг меня тьма, а я пробую пусть хоть что-нибудь в ней увидеть. …Я не знаю, ни что меня ждет, ни что будет. Сейчас есть больные и надо их лечить.
Я спасаю их, как умею, да и все”. Для него важнейшее в жизни – оставаться человеком при любых обстоятельствах. Другой герой, который также достойно выполняет свой общественный долг человека – Жан Тарру. Он понимает, что бедствие, а это, и жертвы – безграничные.
Тем не менее, Тарру старается встать по другую сторону бедствия. Парижский журналист Рамбер, который от начала карантина старался всеми правдами и неправдами оставить зачумленный город, чтобы поехать к любимой женщине, со временем ощутил, что ему “стыдно быть счастливым одному” во время тяжелого периода, и поэтому он остается в Оране. Он самоотверженно работает в санитарной службе. Риэ и его единомышленники – мыслитель Тарру, служащий Гран, журналист Рамбер и другие – организовывают дружины, чтобы по мере своих сил противостоять чуме, не остаться в стороне.
Они знают, что “надо бороться тем или иным способом, ни за что не опускать руки”. Эти добровольные дружины выезжают на вызовы, изолируют зачумленных, вывозят трупы, помогают жителям Орана “войти в чуму”, понять, что она является делом всех, и сделать свой выбор.
И вот за год чума начала отступать, начала терять свои силы; она будто истощилась, сама себя исчерпала. “Уже с одного того, как выпускала она со своих, когтей явным образом обреченных насмерть жертв, …из того, как она запыхалась и суетилась, можно было с уверенностью сказать, что она истрепана, утомлена, в чем-то разладилась, будто, теряя власть над собой, чума вместе с тем утратила свою мощь, действенность, бывший источник своей силы”.
Замечательным февральским утром на рассвете в конце концов отворились городские ворота, и отпраздновали этот день как самый большой праздник. Тем не менее доктор Риэ, идя радостными улицами счастливого города, думает о том, что “бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то в закоулку мебели или в поленнице белизны, она терпеливо выжидает своего часа…” Зло нельзя уничтожить полностью. Время от времени оно появляется из тома или другому виде.
Человек должен быть готов снова и снова делать свой выбор – покориться злу или бунтовать против него.
Французский писатель, родившийся в Алжире (колонии Франции), лауреат Нобелевской премии (1957). В своем творчестве представил экзистенционально – модернистский образец литературы. Он философски вглядывается в мир, где властвует абсурд, где “нет Бога”, его волнуют темы свободы, морального выбора человека и смысла его существования. Философские и эстетические взгляды представлены в драмах, эссе, публицистических выступлениях, литературно-критических статьях.
Общемировой славы приобрели такие произведения: эссе “Миф о Сизифе”
Роман Альбера Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в годы суровых испытаний. “Чума” – хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря. Автор дает детальное описание возникновения и распространения эпидемии чумы в городе. Но ненароком появляется такая фраза: “В мире было что чума, что война”.
Фраза настораживает и заставляет возвратить к годам, когда слово “чума” было у всех на устах. Правда, не в прямом, а в переносном смысле – “коричневая чума”, фашизм. По клиническим признакам зловеще обрисовывается исторически определенная личина “чумы” (фашизм) – нашествие, которое превратило Францию и всю Европу в концлагерь.
По свидетельству самого Камю, “явное содержание “Чумы” – это борьба европейского Сопротивления против фашизма”.
В устах Тарру, друга доктора Риэ, слово “чума” приобретает много значений, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению (и по мнению автора), чума – не только болезнь, не только война, а также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических партий, гибель невиновного ребенка в больнице, плохо организованное общество. Она обычная, естественная, как дыхание, так как “все мы немного зачумлены”.
Чума – мировое зло, которое во всякое время бродит в истории и всей нашей жизни. Поэтому ключом ко всей притче звучит ворчание бранного астматика, постоянного пациента доктора Риэ: “А что такое, собственно, чума? Тоже жизнь, только и того”.
В конце счастливые жители города празднуют освобождение от эпидемии. А доктор, размышляя над словами старика, приходит к выводу, что каждый день радость людей под угрозой, так как “бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то… и, возможно, настанет день, когда на бедствие и в науку людям чума разбудит крыс и пошлет на улицы счастливого города”.
Зло, по Камю, в отличие от своего исторического прообраза, не подвергается исследованию. Оно убивает, – это все, что дано знать о нем его жертвам. Здесь и возникает бинарная позиция: человек – зло. По философии Камю, человек должен сделать “свободный выбор”, чтобы стать Человеком.
Люди должны смириться или бунтовать, третьего не дано.
Герои Камю – бунтари. Они смело протестуют против мирового зла, пусть даже это “сизифов труд” (так как вылечить так никого и не удалось, все ограничивалось лишь облегчением страданий, не удалось и найти сыворотку – чума отползла сама, равно как и пришла). Как видим, все та же абсурдность бытия и так же человек свободен сделать выбор, и этот выбор делает его, в самом деле, Человеком.
Чума – суровый экзамен, который ставит два вопроса: что такое жизнь и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии и зла. Писатель-философ Камю верит, что зло вечное, но вечна и борьба с ним. И сила людей – в их единстве.
Роман “Чума” с его философско-интелектуальным содержанием можно рассматривать как своеобразный авторский монолог, разбитый на отдельные партии, врученные разным персонажам, которые выступают носителями разных сторон авторского мировоззрения, разных его аспектов и тенденций. В этом понимании роман – это разговор с самим собой, что, впрочем, не лишает персонажей индивидуальных черт характера, а также глубокой мотивации их поступков.
Роман “Чума” составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач – Доктор Рие,
живущий в городе Оран. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний.
Вообще-то борьба с чумой – дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии. Доктор Рие неоднократно, в силу своей профессии, сталкивался лицом к лицу со смертью.
Смерть ребенка, пробудившая к подлинному бытию отца Панлю, явилась серьезным испытанием и для доктора Рие. Казалось бы, глобальные мировоззренческие вопросы давно решены доктором: он не признает Бога не потому, что его нет, а потому, что он не нужен: “Так вот, раз порядок вещей определяется смертью, может быть, для господа бога вообще лучше, чтобы в него не верили…”.
Чума изменила и отношение пациентов к доктору “никогда еще профессия врача не казалась Рие столь тяжелой. До сих пор получалось так, что сами больные облегчали ему задачу, полностью ему вверялись. А сейчас, доктор наталкивался на непонятную замкнутость пациентов.
Начиналась борьба, к которой доктор еще не привык”.
Следующий образ – это Отец Панлю. Первоначально он предстает перед читателем в довольно отталкивающем виде проповедника, который чуть ли не ликует по поводу эпидемии. В ней он усматривает божью кару за грехи оранцев. Этот достаточно трафаретный для христианства ход мыслей свидетельствует о том, что священник продолжает существовать по инерции, – “быть” он еще не начал.
Панлю хочет использовать страх своих прихожан для укрепления их ослабевшей и тусклой веры. Большим испытанием для отца-иезуита становится собственная болезнь: принимать помощь врачей – значит признать слабость и непоследовательность собственных убеждений. Священник, кроме того, прекрасно понимает, что помощь эта не поможет ему спастись.
Судя по первоначальному варианту романа, Камю приводил Панлю, заболевшего чумой к религиозной катастрофе. Но в окончательном варианте романа Панлю остается верен собственному выбору.
Рассмотрим еще один не менее значимый образ. В числе тех, кто пытается покинуть захваченный чумой город – единственный персонаж, имеющий имя, Рамбер. Камю дает ему имя по одной только одной причине: он не бежит. Не бежит, несмотря на то, что он посторонний в городе, несмотря на то, что где-то ждет его любимая женщина и Рамбер искренне верит в то, что он должен быть рядом с ней.
Моментом пробуждения человеческой сущности становится для Рамбера приступ мнительности, когда ему “вдруг померещилось, будто железы у него в паху распухли и что-то под мышками мешает свободно двигать руками. Он решил, что это чума”.
Можно сказать, что чума заставила оранцев перепроверить свое отношение к привычным моральным нормам и ценностям. Варианты имморального поведения (мародерство, пьянство, жажда сатурналий и т. д.) перед лицом смертельной опасности не отрицаются Камю, но роман построен так, что читатель понимает: люди, выбирающие их, – не соль земли.
Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет в своих касланиях они используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в специфических условиях арктического кочевья.
Положите очажный лист в центре будущего жилища
Поставьте печь, уложите доски пола и циновки. Занесите столики
Зимой сбор чума занимает час или полтора, а летом — не больше 40 минут. Такой скорости удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последовательности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.
Установите два опорных шеста
В верхней части двух опорных шестов есть отверстия. В них продевается веревочная петля, и в нее вставляются верхушки других шестов. Те шесты, которые в петлю не влезают, кладут сверху. Нижние части шестов втыкают в землю или в снег. Подгнившие от времени части удаляют, так что по высоте торчащих из верхней части чума шестов можно определить его возраст: чем шест ниже, тем дольше он стоит.
Установите каркас, приставив к опорным шестам все остальные в определенном порядке. Поставьте печную трубу, а после этого священный шест — симзы
В каркасе — от 25 до 50 шестов: чем их больше, тем вместительнее чум. В среднем диаметр чума составляет около шести метров — это позволяет не только свободно умещаться одной-двум семьям, но и принимать до десяти гостей. Шесты устанавливаются таким образом, что порывы ветра прогибают их равномерно, и чум не валится набок, а прижимается к земле. Шест симзы Симзы — священный шест в чуме; в прошлом рядом с ним проводили камлания шаманов, гадания и другие ритуалы. стоит особняком от других шестов посередине чума и отделяет сакрально чистое место: помимо культовых предметов и инструментов для мужского ремесла, там хранят компьютеры, зарядки и иногда ставят экраны домашних кинотеатров. Нижняя часть шеста симзы ставится за очагом: вдоль него уходит дым через верхнее отверстие чума (зимой дым уходит по трубе буржуйки).
Подвесьте два горизонтальных шеста над очагом
К шесту симзы над очагом крепятся два горизонтальных шеста, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла. Высота котла или чайника над огнем легко регулируется с помощью отверстий на верхнем конце крюка.
Занесите в чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости
Чум приходится ставить при самой разной погоде (например, в пургу). Но если нет снега или дождя, после установки горизонтальных шестов над очагом кочевники заносят в еще не покрытый чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости, чтобы потом не протискиваться с ними через входное отверстие.
Наденьте на каркас внутренние нюки (мехом внутрь), закрепите веревками
Растяните по каркасу внешние нюки (мехом наружу), закрепите веревками
Сзади чума, в месте, где сходятся края нюков, прислоните к чуму шест, а на него вертикально поставьте нарту
Нарту нужно прислонить к чуму для того, чтобы не разлетались края нюков. Для этого используют не любую нарту, а нуто: на ней перевозят шесты. Строгая специализация нарт (одни для нюков, другие для шестов и т. д.) и их строгий порядок в аргише (караване) — один из многочисленных приемов, которые позволяют чуму быть мобильным жилищем.
Присыпьте снегом подол чума по всей окружности
Одно из немногих дел при установке чума, которым всегда занимается не женщина, а мужчина. Подол чума присыпают снегом (летом — дерном), чтобы защитить его от сквозняков и дополнительно укрепить.
Читайте также: