Чума в европейском искусстве

Обновлено: 17.04.2024

Galyshenka все записи автора Трудно представить себе, каких масштабов могли достигать средневековые эпидемии.
"Чёрноя смерть" - чума была принесена в западную Европу в конце 1347 года, как смогли установить историки, болезнь зародилась где-то в Китае и достигла Европы по Великому Шелковому пути.
В январе 1348 года, эпидемия появилась почти во всех портах Европы: Венеции, Генуе и в других. А в средиземном море дрейфовали корабли, полные мертвецов. К весне-чумой была охвачена уже вся Италия. К лету-болезнь добралась до Испании и Франции. А осенью-достигла Англии. В следующем году чума пришла в Германию, а еще через год в Польшу. В 1352 году "чёрная смерть" достигла России. Ситуация была тем более ужасающей, что никаких действенных средств лечения не существовало. Единственным более-менее эффективным способом борьбы с этой болезнью был карантин(начали применять в Италии) - когда в каком-нибудь доме появлялась чума, его двери заколачивали. Внутри запирались и живые и мертвые. Тела умерших сгребали длинными крюками и хоронили в общих могилах.
От "чёрной смерти" не спасало ни знатность и богатства, ни молодость и здоровье. Список жертв чумы был бесконечен, включая королей, монархов и их наследников.
Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения.

list-jusitinan-Plaguet03.jpg


Josse Lieferinxe: Saint Sebastian Interceding for the Plague Stricken

2020-03-17_23-30-05.jpg


Nicolas Poussin - The Plague of Ashdod c.1630

CHuma-1-1024x717.jpg


Иордан Фёдор Иванович - русский художник-график, гравёр - Чума.

The_plague_of_the_Philistines_at_Ashdod._Oil_painting_by_Pie_Wellcome_V0017189.jpg


Никола Пуссен The Plague of the Philistines at Ashdod 1661. (Чума филистимлян в Ашдоде 1661 года)

07.jpg


Похороны жертв чумы в Турне из Хроник Гилля Майзета, XIV век

20150310pestis-london-1665.jpg


Great Plague in London, 1665

Marseille-peste-Serre.jpg


Great Plague of Marseille, 1720-1722 (Великая чума Марселя, 1720-1722 гг.)

1200px-Michel_Serre-Peste-Hotel_de_ville.jpg

file-20171024-30571-1tnttpo.jpg


Michel Serre/Musée des Beaux Arts Marseille

Auxilio_a_unos_apestados_-_Federico_Madrazo.jpg


Federico de Madrazo - Auxilio a unos apestados 1840

peste-marseille-1720-f.jpg


Nicolas-André Monsiaul, Devotion of Mgr de Belsunce during the Marseille Plague of 1720 A romanticised image, painted in 1819 See

2020-03-18_00-29-28.jpg

shest-samyh-smertonosnyh-epidemii-chumy-v-istorii-acprcb.jpg


by Matthew Mead (1630-1699)

plague__camels_and_lice_01_2000.jpg


Begrafenis van pestslachtoffers in de Sint-Jacobs-parochie in Leuven in 1578.
(Похороны жертв чумы в приходе Святого Якобса в Левене в 1578 году.)

Chuma-2.jpg


Чума в Марселе в 1720 году (деталь) автора French School.

97a534e378c3a5a43588ef2181dd92d8.jpg


Питер Брейгель Старший * зло и тьма *

field_image_5b095f6d36c1b01f3442d280259.jpg


Питер Брейгель старший Триумф смерти

pieter-bruegel-painting-the.jpg

2020-03-17_23-35-38.jpg


Фрагмент картины Брейгеля-старшего "Триумф смерти"

de5ac8d9c747f1970fc4219515e43047.jpg


Питер Ван лар Флагелланты 1635
Флагелланты — странствуют по Империи, неся перед собой изображения смерти и проповедуя, что конец мира близок. Достигнув деревни или городка, они взывают к их жителям, чтобы продемонстрировать следы жестокого умерщвления плоти, чтобы добиться милости Создателя и прекратить или предотвратить голод или эпидемию, но, так или иначе, достоверно установлено, что в годы Чёрной смерти это движение достигло небывалого размаха

0c7e1b540feee039fbb81d1fb5486960.jpg


Гойя Процессия флагеллантов

FR-Marr-L75-Mil-01-The-Flagellants-2.jpg


Изгнание "The Flagellants" Карл фон Марр

Giovanni_Paolo_Pannini_-_The_Piazza_and_Church_of_Santa_Maria_Maggiore.jpg


Джованни Паоло Панини The Piazza and Church of Santa Maria Maggiore (Рим)

Чумной столб (Марианский столб) — распространённый в странах Центральной Европы тип религиозного памятника: стоящая посередине городской площади колонна, на которую водружена статуя Девы Марии. Подобные колонны воздвигались, как правило, в знак благодарности за прекращение мора

Сегодня мир переживает не самые лучшие времена - пандемия COVID-19 полностью изменила жизнь на планете, унеся при этом жизнь более 28 тысяч людей на момент написания этой статьи.

Читая о масштабах чумы или "испанки" в прошлом, нам казалось, что эпидемии такого масштаба уже часть далекого прошлого. Однако нынешняя ситуация подтверждает, что человек все еще слаб перед силами природы.

Пандемии прошлого наложили глубокий отпечаток на общества, которые их переживало, сформировав таким образом "дух времени", который был отражен во многих видах искусства. Предлагаем вам небольшую подборку изобразительного искусства, сделанный под впечатлением от медицинских "бичей" прошлого.

Черная смерть

Самая крупная и известная пандемия чумы случилась в 14 веке. Тогда болезнь унесла примерно треть населения Европы - 25 миллионов людей. Из-за того, что чумные трупы быстро чернели и выглядели "обугленными", эта чума получила название "черная смерть".

Чума повлияла на возникновение таких понятий, как "лазарет" и теперь повсеместный "карантин". Корабли, прибывавшие в гавань Венеции, должны были оставаться на рейде в течение 40 дней - или "куаранта" по-итальянски - чтобы убедиться в том, что путешественники и купцы не были заражены чумой.

"Черная смерть" также привнесла в культуру такие мрачные аллегорические сюжеты, как "Пляска смерти" (Danse macabre) и "Триумф смерти".

Картина нидердландца Питера Брейгеля Старшего "Триумф Смерти" является самым известным примером этого мрачного сюжета. В этой работе развернулись сцены апокалиптического характера: армия скелетов терроризирует обычных людей, подвергают их пыткам; люди - и крестьяне, и король, обезумевшие от страха бегут от вездесущей смерти.

Другой очень узнаваемый образ, который подарила пандемия чумы, это образ чумного доктора. Средневековая медицина не располагала к эффективным методам лечения, однако костюм чумного доктора весьма эффектен.

При сочетании "чума" и "искусство" на ум зачастую приходит книга "Декамерон" Джованни Боккачо. Рассказчики этого произведения собрались как раз в разгар эпидемии чумы, от которой у самого Боккаччо скончались отец и дочь.

Искусство не в первый раз сталкивается с мором, но во власти смерти художники всегда находили место любви.

Кажется зловещим и невероятным, что мы до сих пор находим общее с людьми, которые жили 500 лет назад. Они также сталкивались с болезнями без какого-либо понимания и даже отдаленных надежд на адекватное лечение. На прошлой неделе Папа Римский Франциск шел по безлюдным улицам Рима, которые опустели из-за коронавируса. Он посещал церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, чтобы почтить крест. Предположительно тот же самый, который защищал Рим от чумы в 1522 году.

Смерть и трое ее приспешников едут по миру, сокрушая под копытами своих лошадей, как правителей, так и простых крестьян. Эта гравюра на дереве наглядно иллюстрирует 6 главу Откровения Иоанна Богослова и определяет трех самых страшных убийц человечества: войну, голод и эпидемию. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем. Всадник с весами воплощает собой голод. С мечом — войну. А самый дальний лучник представляет собой мор. Потому что стрелы чумы поражают незримо, как будто на расстоянии, без предупреждения. В мире Дюрера этого всадника боялись больше всего.

Каждый город в ранней Европе страдал от повторяющихся эпидемий, которые могли убить 10-50% населения. Считается, что по крайней мере половина жителей Неаполя — более 200 000 человек — умерли от чумы в 1656 году. Картина Розы — репортаж с линии смерти. Она может показаться чрезмерной в жутком преувеличении: новорожденный ребенок подписывает соглашение со Смертью, признавая, что человеческое существование несчастно и кратко. Смерть — это ужасающий скелет с крыльями, которые проступают сквозь мрачную тьму картины.

Роза пережил чуму 1656 года, но потерял своего маленького сына, а также брата, сестру, ее мужа и пятерых детей. Младенец на картине — тот самый молодой сын живописца, Розальдо, принимающий власть смерти.

Эта картина — трогательное признание отчаяния. Старик молится за своего сына и самого себя, в надежде пережить эпидемию. Тициан нарисовал этот сумрачный образ, когда Венеция была разорена чумой. Он изображает себя полуголым, распластанным перед Девой Марией, обнимающей тело мертвого Христа.

Скуола Сан-Рокко свидетельствует о страданиях Венеции, несмотря на все ее усилия. Туристы ежедневно слетались в Венецию, чтобы увидеть картины Тинторетто. Но когда текущий карантин будет закончен, стоит остановиться на той самой лестнице, которую Дзанки погрузил в атмосферу разрушительной чумы 1630 года.

Бубонная чума отразилась на многих величайших произведениях мира. Хендрикье Стоффельс стала одной из ее жертв. Она чувственна и жива на портрете, сделанном ее возлюбленным, Рембрандтом. Мягкие темные глаза создают ощущение близости и откровенности. Стоффельс была домработницей овдовевшего Рембрандта прежде, чем стала его партнером в жизни и бизнесе. От Рембрандта у нее была дочь, и она приняла на воспитание его сына Тита. После того, как живописец обанкротился, она стала его деловым представителем и держала его на плаву. Эта картина является свидетельством их любви.

А затем, в 1663 году, корабль из Алжира принес чуму в Амстердам, и Стоффельс стала одной из ее жертв. Именно ее потеря способствовала трагедии и мукам, которые мы видим в последних автопортретах Рембрандта.

Римский солдат Себастьян, приговоренный к расстрелу из стрел с близкого расстояния за свои христианские убеждения, был защитником от чумы, а также гомоэротической иконой. Живопись Хонтхорста сумела объединить оба элемента. Его родной Утрехт, в Нидерландах, был поражен чумой в 1620-х годах. Эта картина страстно изображает святого как вдохновляющего героя чудесного выживания. Стрелы, глубоко вонзившиеся в его плоть, выглядят так же фатально, как бубоны (увеличения в лимфоузлах), — но Себастьян был вылечен от этого тяжелого испытания. Бледная кожа, темная обстановка и интенсивное насилие этого образа вдохновлены Караваджо, чье искусство взволновало Хонтхорста, когда он отправился в Рим.

На разных этапах истории человечества случались масштабные эпидемии, на каждую из которых живо реагировало изобразительное искусство. В подборке BURO. — самые яркие работы, написанные в тревожные времена.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 1)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 2)

Последняя работа венецианского художника, которую он писал, ухаживая за больным чумой сыном. В правой нижней части произведения изображена незаметная рука, взывающая о помощи. Заразившись, художник вскоре умер в своей мастерской.

В первой половине XIX века холера унесла жизни миллионов. Болезнь пришла из Индии, затем проникла в Европу, Россию и Америку. К своей работе художник Федотов написал сатирическое стихотворение, объясняющее, что на его картине изображен сильно выпивший мужчина, а вовсе не сраженный повсеместной тогда холерой.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 3)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 4)

На последней картине художника изображена его будущая семья — на тот момент его жена Эдит Хармс была беременна, но Шиле изобразил их уже с ребенком. На шестом месяце беременности Эдит заразилась испанским гриппом и скоропостижно скончалась. Через три дня, 31 октября 1918 года, в 28 лет умер и сам Эгон.

Художник и до испанки был ипохондриком. Он часто болел в детстве и рано потерял близких: мать Мунка умерла от туберкулеза, когда ему было 5 лет, а в 15 лет он потерял сестру Софи. Однако, переболев испанским гриппом, Мунк стал еще больше бояться болезней и смерти.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 5)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 6)

Эту работу художник написал в 20 лет под впечатлением от увиденных язв на телах двух мужчин во время посещения больницы в Вест-Виллидж. Это произведение считается первым посвящением СПИДу.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 7)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 8)

Нан Голдин. Серия снимков с Жиль и Готчо (1993)

Художница снимала своих друзей и случайных знакомых: художников, писателей, танцоров Нью-Йорка, многие из которых умерли от СПИДа. Жиль, владелец парижской галереи, где выставлялась Голдин, одним из первых поддержал ее работу. Он умер от СПИДа в 1992 году. Нан сделала несколько снимков Жиля с его партнером Готчо до и после заражения ВИЧ.

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 9)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 10)

Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени (фото 11)

Московский художник запустил телеграм-канал, в котором каждый день публикует портреты жителей города. Помимо своих работ, Русак также выставляет рисунки художников из Китая, Италии, Германии, США.

Чума (Plague) - смертельное заболевание, за несколько массовых эпидемий убившее от десятков до сотен миллионов человек. Точное количество погибших ныне сложно точно рассчитать в виду давности лет, прошедших с момента чумных эпидемий.
При чуме у больного начинается лихорадка, развивается сепсис, сильно страдают лёгкие и лимфоузлы. Всё это вместе приводит к быстрой и мучительной смерти человека, заразившегося чумой.
Пугающей "изюминкой", довершающий образ чумы, является то, что это заболевание крайне заразно в любой своей вариации. Основными источниками чумы являются блохи, паразитирующие на некоторых видах грызунов (крысы, мыши, суслики и тому подобные) и одомашненных животных (кошки, собаки, верблюды. )
Существует несколько известных видов чумы, каждый из которых обладает уникальными особенностями. Самыми известными являются Бубонная чума, Лёгочная чума и Септическая чума.
Знаменитая эпидемия "Чёрная смерть", выкосившая более половины населения Европы, была эпидемией именно бубонной чумы. Характерной особенностью этого вида являются так называемые "бубоны" - воспалённые и распухшие лимфатические узлы, выступающие у больных в паху, на шее или в подмышке.
Не менее любопытна лёгочная чума - возможно, что она наиболее заразная из всех видов чумы, поскольку может легко передаваться воздушно-капельным путём. Современные случаи чумы обычно относятся именно к её лёгочному виду.
Наименее распространённая септическая чума. Самая редкая чума, но при этом и самая страшная. Особенность этой септической чумы заключается в том, что она поражает в первую очередь не лёгкие или лимфатические узлы, а кровь больного - она сворачивается прямо в венах, что приводит к некрозам и быстрой смерти.
Часть людей умирала от септической чумы очень быстро - меньше чем за сутки с момента заражения, и при этом у них даже не успевали проявляться внешние симптомы чумы. То есть они выглядели как полностью здоровые люди, а потом резко умирали, что обычно подстёгивало панические и упаднические настроения в обществе.
В современной культуре наиболее узнаваемым образом чумы является европейский "чумной доктор" - врач в чёрном одеянии, носящий плотную кожаную маску с длинным птичьим клювом.
Очевидно, что эти врачи на самом деле мало что могли сделать для реального излечения больных, а потому в основном они занимались тем, что срезали с тел больных чумные бубоны, а в получившиеся раны иногда помещали лягушек или пиявок - считалось, что это может помочь.

Человеческая история помнит три массовые пандемии чумы.
"Юстинианова чума" (541-750) - унесла жизни от 25 до 100 миллионов человек;
"Чёрная смерть" (1346-1353) - от 75 до 200 миллионов умерших.
"Третья пандемия чумы" (с 1855 года по 20 век) - более 12 миллионов погибших в Китае, Индии и других странах. Последствия этой чумы продолжали "аукаться" в Азии аж до конца 1950-х годов.

Чума является довольно редкой темой в изобразительном искусстве. Всё-таки это была страшная вещь, с которой было связано много суеверий и предубеждений, а потому многие художники банально боялись приниматься за "чумные" картины, вероятно думая, что это может навлечь чуму на них самих.
Редкие старинные живописные полотна на тему чумы и её последствий обычно имеют ярко выраженный символический или даже религиозный характер, а датируются они обычно периодом с 15 по 19 век. Как раз в это время европейское сообщество уже более-менее начало забывать ужасы "Чёрной смерти", а художники осмелели достаточно, чтобы в некоторой мере погрузиться в эту болезненную для человечества тему.

Читайте также: