Чума в лев толстой

Обновлено: 11.05.2024

Молодость Толстого была бурной и не слишком высокоморальной. У писателя было противоречивое отношение к женщинам.

Однажды он подарил мужскому персонажу умную мысль своей дочери Татьяны, а в ответ на недоумение девушки объяснил, что вообще не может относится к женским рассуждениям серьезно. Умные рассуждения заведомо принадлежали мужчинам.

Единственная женщина, которую Лев Николаевич боготворил, была его мать, которую, он впрочем почти не помнил — она умерла, когда он был совсем маленьким. Но в его воспоминаниях она стала недостижимым идеалом.

С другой стороны, он был одержим женщинами, о чем добросовестно писал в своих юношеских дневниках. Там можно найти такие строчки:

При этом своих желаний он стыдился, что впоследствии приведет к отрицанию любви между мужчиной и женщиной как таковой. Толстой вспоминал, как впервые посетил публичный дом:

Уже ухаживая за будущей женой, писатель поддерживал связь с крестьянкой Аксиньей. Позже их общий сын останется жить в усадьбе.

Вспоминал он и том, как в юности обольстил горничную своей сестры Гашу. Позже девушку выгнали из дома.

Толстой женился в 34 года, его невесте, умной, невинной и впечатлительной Софье Берс было всего 18 лет. Получив ее согласие, буквально накануне свадьбы он обязал ее прочитать его личные дневники с похождениями юности. Софья была потрясена признаниями будущего мужа, тем более, что Аксинья продолжала жить в имении. Забыть прочитанное она так и не смогла, как и понять, зачем он вообще заставил ее пройти через унижение. Но писатель решил, что он просто поступил честно.

Слишком хорошо осведомленная о тайных страстях мужа, она ревновала его даже к своей младшей сестре Татьяне. Тем более, что Толстой сначала вообще ухаживал за ее старшей сестрой Елизаветой и лишь позже переключился на Софью.\

Хотя Софья Андреевна подчинила всю жизнь интересам мужа, сам Толстой считал идеалом жены писателя Анну Сниткину, супругу Достоевского, о чем открыто говорил.

Ссора с Тургеневым

Тургенев возмутился, потребовал извинений и вызвал Толстого на дуэль. Писатели собрались стреляться, но Фет смог погасить конфликт. Однако былая дружба так и не восстановилась.

Интерес к смерти

Толстой панически боялся смерти, но сам процесс умирания его завораживал и дарил умиротворение. Писатель часами вглядывался в лицо умирающей дочери Марии или сына Ивана, чувствуя просветление. Из дневников Толстого:

Чтобы удовлетворить свой интерес, он начал ежедневно приходить к умирающей жене художника Сурикова, донимая вопросами о ее ощущениях. Узнав об этом, художник выгнал Толстого из дома и запретил принимать.

Крестьянский барин

Несмотря на то, что на портрете Репина писатель изображен босым, сам Толстой никогда не забывал о том, что он аристократ и даже занимаясь трудом, без обуви не ходил. Наоборот он предпочитал ичиги — восточные сапоги из тонкой кожи. И вообще писатель любил качественную одежду, а вовсе не щеголял в косоворотке целыми днями. Даже крестьянские рубахи ему шили из шелка.


Данная статья — мое личное мнение и личное расследование по следам беседы с Ольгой Павловной Бирюковой в возрасте 83 лет в доме престарелых в г. Женева, Швейцария в 1986 году. Во время беседы я вела аудиозаписи.

13 Июля 2016 года

За свою славу сегодня, писатель Лев Толстой заплатил вчера. Огромные деньги. Вот откуда у него были такие огромные деньги? это вопрос.

Эти откровения Льва Толстого наши современники пропускают мимо своего сознания, наши современники не понимают или делают вид, что не понимают, о чем писал Толстой. Для них, людей послереволюционного воспитания в СССР, а затем в России, он, граф Толстой, великий развратник и убийца-насильник, всегда оставался великим идеальным писателем.

Он, мерзкий развратник и затворник по неволе, не был известен западному читателю. Лев Толстой решил потратить все свое состояние, чтобы остаться в памяти народной идеалом, вопреки мнению его современников и мнению Синода русской церкви,предавшей его Анафеме.

Толстой разработал большой план внедрения в память людей в ином образе, нежели он представлял из себя на самом деле. Двух своих друзей, Бирюкова и Черткова, он снабдил большими деньгами, достаточными, чтобы содержать их семьи в самых важных точках мира — Лондоне и Женеве. В задачу обоих друзей входили обязанности продвигать книги Л.Толстого, создавать о нем мнение, как о сверхписателе, как о великом философе. Бирюков и Чертков переводили произведения писателя на разные языки, продавая книжки почти бесплатно. Библиотеки институтов всех стран получали книжки Толстого бесплатно. По заказу Бирюкова и Черткова известные люди писали рецензии на произведения Толстого за хорошую. оплату.

Когда Лев Толстой был изгнан из общества и выслан по высочайшему указу в свое имение Ясная Поляна, до конца 19 века оставалось более 20 лет. Ему не разрешено было покидать Ясную Поляну. Толстой находился под домашним арестом. Преступления его были настолько велики, что он достоин был четвертования. Но он был графом. Это как сегодня быть депутатом. Титул спасал его. Титул давал ему неприкосновенность. Никто, кроме государя не мог решить его участь. Приписываемые Николаю 2 слова о том, что он не хочет Анафемой приумножать славу Толстого, -это ложь. У Толстого в это время была слава насильника и убийцы. Причем жестокого. Он любил наслаждаться болью и видом крови.

Итак. В семье Толстого было 13 детей. Сколько из них дожили до взрослого возраста? Я знаю двух сестер Татьяну и Александру, о которых говорила мне Ольга Бирюкова. Больше никого не знаю.
Бедные дети деспота, маньяка. Некоторые из них умерли в младенчестве, другие в подростковом возрасте. Это вам ни о чем не говорит? Просто чуть задумайтесь. У педофила дети умирают не дожив до взрослого состояния. Почему? В чем причина их ранней смерти? После смерти последнего сына Ванечки, прожившего всего 6 лет, жена Толстого почти сошла с ума. Двинулась умом. Вы могли бы выдержать такое?

«Конечно, ссоры случались, но не такие серьезные, как до рождения Ванички… И не такие, как начались после того, как в феврале 1895 года мальчик скончался от скарлатины, не дожив до семи лет.
Горе Софьи Андреевны не поддавалось описанию. Близкие думали, что она помешалась. Она не желала верить в смерть Ванички, рвала на себе волосы, билась головой об стену, кричала: «Зачем?! Зачем его отняли у меня? Неправда! Он жив! Дайте его

Толстой насиловал своих детей от солдаток, от работниц, от деревенских девок. Своих собственных, — зная, что это его дети. Матери просили, орали, умоляли. А он насиловал. Дети умирали. [ Слаб на передок, силен на задок ]

Думаете своих детей в официальном браке он жалел больше других…?Здесь я ничего не утверждаю. Предполагаю. Ненависть дочери Александры к отцу. Угрозы жены Софьи Андреевны – Ты дождёшься, что тебя на верёвке поведут в тюрьму! – были не беспочвенны.

Знаю, что дочери просто ненавидели своего отца. Особенно Александра. Она постаралась разорвать навсегда отношения с семьей и удалиться подальше. Хотя, в свое время Ольга Бирюкова говорила мне, что Александра приезжала в Париж, гостила у сестры Татьяны.

Толстой и Ольга бирюкова
1910 год Ясная Поляна. На фото : Лев Толстой, Павел Бирюков, Ольга Бирюкова, Лев Бирюков

фото Толстой Бюрьков и Ольга 1900
Ольга Бирюкова в возрасте около года, Женева, Швейцария. Я общалась с ней в ее возрасте 83 года в Женеве, — она жила одна в доме престарелых.


Вот как Лев Толстой описывал свою поездку по нескольким десяткам деревень разных уездов в самом конце 19 века :
«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.

Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", -- говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи".

Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он - и это знает всякий мужик - он
1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.

2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
5) от чиновников, угнетающих народ.
6) от податей.
7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.



Толпы голодающих из деревни добрались до Петербурга. Около ночлежки.



Казаки не дают крестьянам покинуть деревню чтобы пойти с сумой.



Урядник с казаками въезжают в деревню в поисках спрятанного зерна.



Голод в России. В голодающую деревню введены войска. Крестьянка-татарка на коленях умоляет урядника.


Раздача кукурузы голодающим, д. Молвино, неподалёку от Казани



Изба голодающиего крестьянина



Голод в России. Крыши разобраны чтобы соломой кормить скотину



Подпись под фотографиями: Голод в Сибири. Фотогр. снимки с натуры, сделанные в Омске 21 июля 1911 года членом Гос. Думы Дзюбинским.



Подпись под фотографией: Аксютка, утоляя голод, жует белую огнеупорную глину, имеющую сладковатый вкус. (с. Патровка, Бузулук. у.)

В начале ХХ века социальная ситуация на селе кардинально изменилась. Если до этого даже во времена жестокого голода 1891-92 гг практически не было никакого протеста - тёмные, забитые, повально неграмотные, оболванненые церковниками крестьяне покорно выбирали суму и принимали голодную смерть, а число крестьянских выступлений было просто ничтожным - 57 единичных выступлений в 90-е годы 19 века, то уже к 1902 начались массовые крестьянские выступления. Их характерной особенностью было то, что стоило выступить с протестом крестьянам одной деревни, как тут же вспыхивали несколько ближайших деревень.

Лев Толстой – потомок крестоносца-тамплиера

Род матери Льва Толстого, М.Н.Волконской, восходил к князю Ярославу Мудрому. А основателем отцовского рода был рыцарь-тамплиер по имени Анри де Монс, также именуемый Индрис, в 1352-м году убежавший на Русь от террора, развязанного в адрес его соратников. После разгрома Ордена и казни его Магистра часть рыцарей скрылась в неизвестном направлении, увезя с собой часть орденских сокровищ и важнейшие документы, где рассказывалось об истоках христианства. Основная версия – что беглецы скрылись в Шотландии, осталась неподтверждённой.

Другим известным потомком Индриса является маршал Тухачевский.

Начальное образование Толстой получил дома. Сначала его гувернёром был немец Ресельман, затем – француз Сен-Тома. В 1844 году Лев Толстой поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет на разряд арабско-турецкой словесности. Несмотря на первоначально отличные результаты, студент попросту ничего не делал, и был оставлен первокурсником на второй год. Тогда он перевёлся на юридический факультет, но и там проучился всего два года. Молодому дворянину претила любая информация, навязываемая извне, и учиться по общей программе он не мог, хотя при самостоятельном обучении всегда добивался высоких результатов. В 1847 году Толстой покинул университет, так и не сдав экзаменов на степень. Зато молодой студент начал вести дневник, увлёкся этим занятием, и впоследствии именно из него черпал многие сюжеты для своих произведений.

Будущий писатель – герой Севастопольской войны

Молодой писатель критично воспринимал существующие порядки общественной жизни. Его интеллект находился выше этих установок. Толстой видел несправедливое распределение благ и старался его компенсировать.

Уже в 1849 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных, преподавал там Фока Демидович – крепостной крестьянин. Нередко и сам Толстой проводил там занятия.

Существует версия, что Толстой не только требовал религиозных реформ: он ещё и замахивался на создание собственной религии. Он хорошо знал сущность масонства и всевозможных сект, а также Талмуд и Коран. Эта информированность также была поводом для обвинений в богохульстве.

При всех своих моральных качествах, Николай II был слишком безволен и зависим от своего окружения, и не последовал советам писателя, который впоследствии оказался провидцем.

Могила без креста

Этот случай опять-таки был расценен как мистически-злобный отзвук души писателя. Однако гадюки нередко селятся на могилах: их там меньше трогают, и, естественно, защищают своё потомство от возможных посягательств.

К числу потомков писателя принадлежит несколько талантливых и выдающихся современников. В России проживает Владимир Ильич Толстой – советник президента России по вопросам культуры. Именно он является организатором сохранения наследия своего предка.

Фёкла Толстая – известная российская журналистка. Окончила МГУ, владеет пятью языками.

Пётр Толстой – также журналист, его отец с семьёй вернулся в Россию из эмиграции в 1944-м году.

Дмитрий Толстой живёт в Париже и владеет фотостудией. Он является автором серии фоторабот усадьбы Ясная Поляна.

Шведскую ветвь Толстых основал сын Льва Николаевича — Лев Львович: он был вынужден по состоянию здоровья обратиться к шведскому врачу Вестерлунду. А потом влюбился в его дочь Дору и женился на ней.

Илария Штилер-Тимон живёт в Израиле и преподаёт итальянский язык. Она является правнучкой старшей дочери Льва Толстого — Татьяны Сухотиной-Толстой.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Черная смерть" и чумные столбы

Не так давно с одним моим френдом по ЖЖ немного поспорили насчет чумных столбов, которые можно увидеть во многих европейских городах. Ему они кажутся нелепыми и неуместными.
Я же так не считаю. Кроме того, что они привлекательны эстетически (особенно в городах Центральной Европы), они соответствуют исторической традиции устанавливать некий знак в качестве благодарности за избавление от страшных эпидемий, уносивших миллионы жизней как в средневековый период, так и в более поздние времена.

Чумной столб в Вене:


Для того, чтобы понять, что в не таком уж давнем прошлом для человечества означала чума, получившая название "черной смерти", достаточно привести лишь несколько фактов с опорой на демографические даные.

Но я предлагаю пойти несколько дальше и попытаться разобраться, почему именно в середине XIV века смертность от чумы (и других эпидемий) в Европе достигла совершенно потрясающих воображение современников и потомков масштабов.

Для периода с XI по XIII в., называемого западными историками "центральным Средневековьем", был характерен процесс роста населения и производства, благодаря которому по демографическим оценкам к концу XIII века в Европе насчитывалось 70 - 80 миллионов населения.
Этот процесс прерывается в XIV веке. К середине этого столетия население Европы сокращается до 50 миллионов, а к началу XV века - до 35 миллионов человек. То есть, за столетие численность европейского населения сократилась примерно в два раза. Для возвращения к прежним показателям понадобилось (в зависимости от местности) от 100 до 400 лет.

"Пляска смерти" из "Нюрнбергских хроник" (1493 г.):


В основе этого демографического коллапса лежат частые периоды голода, которых Европа не знала на протяжении предыдущих как минимум 500 лет.

Рост населения в Средние века держался на экстенсивном недиверсифицированном сельскохозяйственном производстве, в котором при постоянном недостатке удобрений не сущестовало взаимодополнительных отношений между земледелием и животноводством. Потребность в землях для выращивания сельхозкультур не позволяла высвободить под пастбища обширные пространства (а это ограничивало возможность получать удобрения) и вовлекало неплодородные земли в неэффективное землепользование. Как только естественное плодородие земли истощалось, при отсутствии удобрений она давала все более скудные урожаи, что вызвало продовольственный кризис.

Кроме того, важным фактором стало ухудшение климата, начавшееся именно в конце XIII - начале XIV в. Несколько плохих лет подряд тяжело отразились на урожаях; за счет этого сельское население поредело, что в свою очередь сказалось и на городах, столкнувшихся с трудностями со снабжением продуктами питания.

Еще более усугубил ситуацию массовый исход селян в города, где они надеялись найти себе протитание. А это привело к еще большей продовольственной проблеме в городах и к ухудшению и без того неблагополучного их гигиенического состояния. Население, стадавшее хроническим недоеданием, сосредоточенное на небольших пространствах с нездоровыми условиями жизни, становится легкой жертвой эпидемий, которые быстро распространяются и часто повторяются.

"Триумф смерти"
(Питер Брейгель Старший, 1562 г.):


Самой страшной такой эпидемией в XIV веке была пандемия бубонной чумы, охватившей Европу и Азию в 1346 - 1353 годах.

Причиной этой эпидемии стала бацилла Yersinia pestis, которую переносят крысиные блохи 55 видов. Она поражает человека только после того, как от заболевания погибает слишком много крыс. А то, что в европейских городах в условиях царившей в них антисанитарии, обитали полчища грызунов, очевидно. Инкубационный период бубонной (и легочной) чумы всего лишь 2 - 3 дня, а смертность в Средние века достигала 95 - 99% инфицированных.

"Четвертый всадник Апокалипсиса", олицетворявший Смерть
(французская миниатюра XV века):


Впрочем, и остальные три всадника: Завоеватель, Война и Голод (на белом, рыжем и вороном конях),
являлись не менее актуальными для XIV века, чем Смерть на бледном коне.

Первоначальная вспышка пандемии была зафиксированная в районе Гималаев, отсюда чума начала распространяться, когда монгольская империя усилила контакты с обширными азиатскими регионами и с Европой. В 1347 году ордынцы, осаждавшие генуэзскую колонию в Крыму - Кафу, с помощью катапульт забросили внутрь крепости несколько трупов погибших от чумы; те, кто остался в живых после осады, вывезли на себе бациллу в Константинополь, а затем по всему Западу, начиная с прибрежных морских городов.

Похороны жертв чумы
(европейская миниатюра XIV века):


За время этой эпидемии чумы погибло около 60 миллионов человек (в некоторых регионах от половины до 2/3 населения). В 1361 и 1369 годах и еще несколько раз эпидемия повторялась, унося все новые и новые человеческие жизни. В последующие века чума также постоянно посещала европейские города вплоть до конца XVIII века (имененно в XVII - XVIII веках в городах Центральной Европы устанавливаются по-преимуществу барочные чумные столбы, сохранившиеся до наших дней).

Чумной столб в чешском Оломоуце, признанный шедевром барочного искусства
(сооружен в 1716 - 1754 гг., внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО):


В азиатских странах эпидемии чумы продолжались намного дольше. Так, в Индии в период с 1898 по 1963 год от чумы умерло более 12 миллионов человек.

Весной следующего 1353 года чума достигла Москвы. Жертвами эпидемии стали митрополит Феогност, умерший 11 марта 1353 года, великий князь Московский и Владимирский Симеон Иванович Гордый (ум. 27 апреля), его малолетние сыновья Иван и Семен, а также его младший брат - удельный князь Серпуховской Андрей Иванович (ум. 6 июня).
В результате само существование московской княжеской династии, так упорно боровшейся за великокняжеский ярлык на протяжении предыдущих 50 лет, оказалось под большим вопросом. Из всех её представителей в живых остались - слабый и явно не способный к самостоятельному правлению Иван Иванович Красный, унаследовавший престол после смерти своих братьев, его сын Дмитрий, родившийся в 1350 году и каким-то чудом выживший во время мора 1353 года (если кто-то не понял, это будущий Дмитрий Донской), а также родившийся на сороковой день после смерти отца Владимир Андреевич, которому предстоит сыграть главную роль в Куликовской битве и войти в историю под именем Храброго (кстати, первоначально именно князя Владимира Андреевича называли Донским, а вовсе не его старшего двоюродного брата Дмитрия. Но об этом я обязательно напишу отдельный пост).

Как и в Западной Европе, эпидемия чумы неоднократно возвращалась на Русь. Так, в 1387 году от чумы практически полностью вымер один из крупнейших городов Восточной Европы Смоленск. Летописцы сообщают, что из всего населения города, насчитывавшего несколько тысяч, в живых осталось не более 5 - 10 человек!

Страшные эпидемии чумы в России были и позже. Наиболее известны из них моры 1603, 1654, 1738 - 1740, 1769 - 1772 годов. И, конечно же, всем известна московская чума 1771 - 1772 годов, вызвавшая знаменитый "Чумной бунт", усмиренный Григорием Орловым, в ходе которой число жертв достигло 57 тысяч человек.

Однако, в русских городах не появилась традиция установки чумных столбов. Но это не удивительно, поскольку такая практика была сочтена чуждой православию, противопоставляющему себя католицизму (заметьте, что чумные столбы в Европе являются характерной особенностью именно католических стран). Вместо таких столбов в России, как и по случаю значимых военных побед, строили часовни и церкви.

Кстати, не только РПЦ являлась противником чумных столбов. Не так давно (в августе этого года) мне пришлось побывать в красивейшем венгерском городке Сентэндре, расположенном неподалеку от Будапешта. С конца XVI века его населяли преимущественно православные сербы, бежавшие в пусть и католическую, но все-таки христианскую Венгрию от турок. Этот сербский городок в самом центре Венгрии в XVIII веке также пережил чуму, и его православное население в знак благодарности от эпидемии решило установить на одной из главных площадей чумной столб по примеру своих католических соседей. Но этому воспротивились местные православные священники. В результате, вместо чумного столба в центре Сентэндре стоит вот этот монумент, больше похожий на памятник на могиле, чем на пямятный знак:


Возможно, это и правильно. Хотя бы потому, что первые в Европе чумные столбы ставились как раз на месте массовых захоронений жертв чумных эпидемий. Но все-таки, согласитесь, что этот православный "чумной столб" по своей красоте значительно уступает католическим. Не так ли?
На мой взгляд, это как раз тот самый случай, когда компромисс между православием и католицизмом приводит к не самому лучшему результату.

Поэтому, как я считаю, лучше придерживаться собственных национальных традиций: чумные столбы в католических странах Центральной Европы и православные часовни и храмы в России - одно из подтверждений моей точки зрения.

Читайте также: