Чума в севилье в 16 веке

Обновлено: 24.04.2024

Первые карантины


Фото: Hulton Archive / Getty Images

Бегство и самоизоляция



Перекрытие границ

Итальянские правители первыми ввели практику изоляции целых населенных пунктов: в центральной части полуострова города или села, где были замечены больные, объявляли чумными и под страхом смерти запрещали контакты с их населением, вводя фактическую блокаду. В результате те, кто смог пережить эпидемию, зачастую умирал от голода, некому было подвозить им элементарные продукты.


Фото: Culture Club / Getty Images

Еврейские погромы

Первый погром случился в Тулоне, портовом городе, где традиционно селилось много евреев. За ним последовали Барселона, Цюрих, Базель, Зальцбург, Мюнхен и еще десятки европейских городов. Всего погибли несколько десятков тысяч человек, причем большинство сожгли заживо. Остановить кровавую вакханалию удалось только через пару лет — папа римский Климент VI издал буллу, в которой потребовал не предавать евреев бессудным расправам, аргументируя это тем, что они тоже умирают от чумы. Кроме того, есть немало городов, где иудеев никогда не было, а чума все равно пришла. Современные же ученые считают, что причина меньшего уровня заболеваемости выходцев с востока объясняется не только их изолированностью, но и генетическими факторами.


Фото: icon-art.info / Wikimedia

Русский опыт

Эпидемия, косившая Орду, с юга на Русь не проникла, а окольным путем пошла через Малую Азию в Византию, затем в Италию, оттуда в Испанию, Францию, Германию, Скандинавию и Прибалтику. И только оттуда, спустя пару лет после начала проникла в Псков и дальше, на среднерусскую равнину. Под ударом эпидемии пал Новгород. По свидетельствам современников, Смоленск вымер практически полностью. Считается, что в Москве чума унесла жизни князя Симеона Гордого и большей части его семьи. Но были на Руси земли, которые чума обошла — благодаря обширным расстояниям и политической раздробленности. В итоге русские земли стали для той эпидемии тупиком — чума на этот раз с севера остановилась в Диком поле.




А пока Матео ведет расследование, трупы множатся — убивают сплошь протестантов. Чума тем временем пробирается из трущоб в самое сердце Севильи, но власти ждут корабли с золотом из Мексики и боятся, что, объяви они карантин, этим воспользуется Кадис, конкурирующий с Севильей в желании стать столицей. Торговое лобби голосует за то, чтобы порт оставался открытым, и готово спонсировать противочумные меры. Бедняки мрут как мухи на пороге больницы, богачи внутри нее, а торговцы считают прибыль. Из Америки уже завезли шоколад, но пока его едят жидким. А в эпизоде с контрабандистами, которые переправляют умника Матео в Севилью, происходит беседа испанцев с итальянцами о том, какой город считать католической столицей мира. Севилья стала краше Рима — ведь Рим стар, Рим вял и немощен, а Севилья, куда стекаются богатства Нового Света,— средоточие энергии и место силы. И собор там больше — это тоже правда, а с мексиканским золотом корона и церковь обретут небывалое доселе величие. Это вам не склока придуманных персонажей из-за Железного трона, тут все по-настоящему. Удивительно, как испанцам при вялотекущей детективной интриге и почти полном отсутствии любовной линии удается увлекательно рассказать историю, а при отсутствии сказочных допущений населить сериал странными, почти сюрреальными образами: тут есть, например, гигантский чернокожий дьявол или погоня в катакомбах за всадником на белом коне. И, не в упрек телесказкам о придуманных королях и заповедных землях, смотришь на это и думаешь: а ведь жизнь за века совсем не изменилась — разве что шоколад теперь твердый, а вместо чумы новые смертельные угрозы.

Как 250 лет назад власти пытались защитить от чумы Москву и Петербург

Эпидемия, бунт и власть в императорской Москве 250 лет назад

Чума: путь в Москву

Считается, что в Москву эту заразу (строго говоря, чума — не вирусная, а бактериальная инфекция) занесли с театра русско-турецкой войны, из Молдавии и Валахии. В августе 1770 года зараза достигла Киева, затем Брянска.

Увертюра в военном госпитале. Без паники!

Как развитие цивилизации связано с вирусными эпидемиями

Как развитие цивилизации связано с вирусными эпидемиями

Карантин: монастыри и генералы

Рядом с Большим Каменным мостом располагалась крупнейшая московская мануфактура того времени — Большой суконный двор. С 1 января по 9 марта 1771 года на фабрике умерли 130 человек. Фабричная администрация то ли не поняла поначалу, от чего, то ли слишком хорошо поняла: объяви, что на Суконном чума, и о сбыте продукции придется забыть .

В момент врачебной проверки в марте на Суконном дворе обнаружилось 16 больных с сыпью и чумными бубонами, а сколько разбрелось по городу, уже никто не узнал.

Фабрику закрыли, здоровых рабочих перевели на другие предприятия, а больных увезли в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, ставший первым чумным госпиталем. При этом Суконный двор так и не был окружен караулами, и многие рабочие сбежали после оглашения диагноза.

Генерал-поручику Еропкину придется вскоре воевать в Кремле и на Красной площади, и отнюдь не с чумой.

От весны до осени: Москва зачумленная

Варварские ворота Китай-города, где была Боголюбская-Московская икона Богоматери — последняя надежда на спасение брошенных в 1771-м на произвол судьбы москвичей

Варварские ворота Китай-города, где была Боголюбская-Московская икона Богоматери — последняя надежда на спасение брошенных в 1771-м на произвол судьбы москвичей

Варварские ворота Китай-города, где была Боголюбская-Московская икона Богоматери — последняя надежда на спасение брошенных в 1771-м на произвол судьбы москвичей

Императрица одной из первых поняла и другую вещь: настала пора заботиться о том, чтобы зараза не дошла до Петербурга. Интересны детали.

Велено было также не пропускать проезжающих из Москвы не только к Санкт-Петербургу, но и в местности между столицами. Карантины были устроены в Твери, Вышнем Волочке, Бронницах.

Все эти меры помогли предотвратить превращение московского бедствия в общероссийское. Есть данные, что чума попала из Москвы в Воронежскую, Архангельскую, Казанскую и Тульскую губернии, но общенациональной пандемии не случилось.

Однако стоило в июле установиться теплой погоде, иллюзии рухнули. Смертность стала превышать 100 человек за сутки, вымирали целые улицы в Преображенской, Семеновской и Покровской слободах.

Простонародью тоже было не до веселья. Принудительные карантины и изоляторы, дезинфекция жилищ огнем и дымом, закрытие рынков и бань, остановка работ на фабриках, повсеместное сжигание платья и вещей умерших — вот повседневная жизнь зачумленной Москвы.

На улицах круглосуточно горели костры из навоза или можжевельника.

Бывало, что трупы выбрасывали на улицу или тайно зарывали в огородах, садах и подвалах, несмотря на указ императрицы с угрозой вечной каторги за сокрытие информации о заболевших и умерших.

Чума 1771 года вынудила Екатерину II выступить в роли главного санитарного врача России

Чума 1771 года вынудила Екатерину II выступить в роли главного санитарного врача России


Фотография эпидемии чумы, показывающая толпу перед Госпиталем де ла Сангре . Работа находится в больнице дель Посо Санто, Севилья.

Эпидемия чумы 1649 года, также называемая Великой чумой в Севилье , была величайшим эпидемическим кризисом, который пережила Севилья , что означало большой коллапс ее населения, в результате которого погибло не менее 60 000 человек, что составляло 46% населения страны. город.

Чума 1649 года в Севилье является частью эпидемии бубонной чумы, которая, придя из Африки , могла начаться в некоторых портах Андалусии , сильно атаковать Валенсию в июне 1647 года и позднее распространилась на остальную часть Андалусии, Арагона и Мурсию .

Той весной в Севилье было очень дождливо, что вызвало наводнения во всех районах города, в частности в реке Аламеда-де-Геркулес , по которой плавали лодки. Большие проспекты Гвадалквивира затрудняли снабжение города ; Этот дефицит вызвал резкий рост цен на продовольствие, и многие люди страдали от голода.

Эпидемия

Это самый большой эпидемический кризис, который город Севилья пережил за всю свою современную историю. Многочисленные летописцы рассказывают об этом событии: Диего Ортис де Суньига , Кальдера Эредиа или анонимный автор Memorias de Sevilla , опубликованных Моралесом Падроном.

Тысячи людей гибли каждый день, и хотя инфекция поразила весь город, она достигла максимальной вирулентности в самых бедных и многолюдных районах, таких как Триана . Рассказывают, что на эспланаде, которая открывалась между стеной и Больницей де ла Сангре (в настоящее время резиденция парламента Андалусии ), собралась толпа, ожидающая койки в больнице.

Чтобы похоронить большое количество трупов, по всему городу стали открывать бараны (в таких местах, как окраина Пуэрта-Реаль, Эль-Баратильо, монастырь Сан-Хасинто, Макарена, Осарио и Прадо-де-Сан-Себастьян, где для более не прошло и года, как прошла апрельская ярмарка ), чтобы быстрее похоронить трупы .

Смертность

Достоверных данных о количестве погибших нет; были учтены данные, поднявшие смертность до 200 000 человек. В настоящее время принято считать, что наиболее вероятное число жертв должно составлять около 60 000 человек, то есть около половины всего населения. [ 1 ] Согласно Ортису де Суньиге,

В Госпиталь де ла Сангре поступило двадцать шесть тысяч семьсот больных, из которых двадцать две тысячи девятьсот умерли, а число выздоравливающих не достигло четырех тысяч. Из служивших министров более восьмисот пропали без вести. Из врачей, пришедших вылечить в речи заразу, из шести остался только один. Из Хирургов, из девятнадцати вошедших, в живых остались трое. Из пятидесяти шести Бладлеттеров осталось двадцать два.

Эпидемия стала очень тяжелым ударом для города. Ни его население , ни его экономика не достигнут доэпидемических значений лишь спустя десятилетия или даже столетия. Известной жертвой эпидемии является скульптор Хуан Мартинес Монтаньес , умерший 18 июня 1649 года.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Черная смерть" и чумные столбы

Не так давно с одним моим френдом по ЖЖ немного поспорили насчет чумных столбов, которые можно увидеть во многих европейских городах. Ему они кажутся нелепыми и неуместными.
Я же так не считаю. Кроме того, что они привлекательны эстетически (особенно в городах Центральной Европы), они соответствуют исторической традиции устанавливать некий знак в качестве благодарности за избавление от страшных эпидемий, уносивших миллионы жизней как в средневековый период, так и в более поздние времена.

Чумной столб в Вене:


Для того, чтобы понять, что в не таком уж давнем прошлом для человечества означала чума, получившая название "черной смерти", достаточно привести лишь несколько фактов с опорой на демографические даные.

Но я предлагаю пойти несколько дальше и попытаться разобраться, почему именно в середине XIV века смертность от чумы (и других эпидемий) в Европе достигла совершенно потрясающих воображение современников и потомков масштабов.

Для периода с XI по XIII в., называемого западными историками "центральным Средневековьем", был характерен процесс роста населения и производства, благодаря которому по демографическим оценкам к концу XIII века в Европе насчитывалось 70 - 80 миллионов населения.
Этот процесс прерывается в XIV веке. К середине этого столетия население Европы сокращается до 50 миллионов, а к началу XV века - до 35 миллионов человек. То есть, за столетие численность европейского населения сократилась примерно в два раза. Для возвращения к прежним показателям понадобилось (в зависимости от местности) от 100 до 400 лет.

"Пляска смерти" из "Нюрнбергских хроник" (1493 г.):


В основе этого демографического коллапса лежат частые периоды голода, которых Европа не знала на протяжении предыдущих как минимум 500 лет.

Рост населения в Средние века держался на экстенсивном недиверсифицированном сельскохозяйственном производстве, в котором при постоянном недостатке удобрений не сущестовало взаимодополнительных отношений между земледелием и животноводством. Потребность в землях для выращивания сельхозкультур не позволяла высвободить под пастбища обширные пространства (а это ограничивало возможность получать удобрения) и вовлекало неплодородные земли в неэффективное землепользование. Как только естественное плодородие земли истощалось, при отсутствии удобрений она давала все более скудные урожаи, что вызвало продовольственный кризис.

Кроме того, важным фактором стало ухудшение климата, начавшееся именно в конце XIII - начале XIV в. Несколько плохих лет подряд тяжело отразились на урожаях; за счет этого сельское население поредело, что в свою очередь сказалось и на городах, столкнувшихся с трудностями со снабжением продуктами питания.

Еще более усугубил ситуацию массовый исход селян в города, где они надеялись найти себе протитание. А это привело к еще большей продовольственной проблеме в городах и к ухудшению и без того неблагополучного их гигиенического состояния. Население, стадавшее хроническим недоеданием, сосредоточенное на небольших пространствах с нездоровыми условиями жизни, становится легкой жертвой эпидемий, которые быстро распространяются и часто повторяются.

"Триумф смерти"
(Питер Брейгель Старший, 1562 г.):


Самой страшной такой эпидемией в XIV веке была пандемия бубонной чумы, охватившей Европу и Азию в 1346 - 1353 годах.

Причиной этой эпидемии стала бацилла Yersinia pestis, которую переносят крысиные блохи 55 видов. Она поражает человека только после того, как от заболевания погибает слишком много крыс. А то, что в европейских городах в условиях царившей в них антисанитарии, обитали полчища грызунов, очевидно. Инкубационный период бубонной (и легочной) чумы всего лишь 2 - 3 дня, а смертность в Средние века достигала 95 - 99% инфицированных.

"Четвертый всадник Апокалипсиса", олицетворявший Смерть
(французская миниатюра XV века):


Впрочем, и остальные три всадника: Завоеватель, Война и Голод (на белом, рыжем и вороном конях),
являлись не менее актуальными для XIV века, чем Смерть на бледном коне.

Первоначальная вспышка пандемии была зафиксированная в районе Гималаев, отсюда чума начала распространяться, когда монгольская империя усилила контакты с обширными азиатскими регионами и с Европой. В 1347 году ордынцы, осаждавшие генуэзскую колонию в Крыму - Кафу, с помощью катапульт забросили внутрь крепости несколько трупов погибших от чумы; те, кто остался в живых после осады, вывезли на себе бациллу в Константинополь, а затем по всему Западу, начиная с прибрежных морских городов.

Похороны жертв чумы
(европейская миниатюра XIV века):


За время этой эпидемии чумы погибло около 60 миллионов человек (в некоторых регионах от половины до 2/3 населения). В 1361 и 1369 годах и еще несколько раз эпидемия повторялась, унося все новые и новые человеческие жизни. В последующие века чума также постоянно посещала европейские города вплоть до конца XVIII века (имененно в XVII - XVIII веках в городах Центральной Европы устанавливаются по-преимуществу барочные чумные столбы, сохранившиеся до наших дней).

Чумной столб в чешском Оломоуце, признанный шедевром барочного искусства
(сооружен в 1716 - 1754 гг., внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО):


В азиатских странах эпидемии чумы продолжались намного дольше. Так, в Индии в период с 1898 по 1963 год от чумы умерло более 12 миллионов человек.

Весной следующего 1353 года чума достигла Москвы. Жертвами эпидемии стали митрополит Феогност, умерший 11 марта 1353 года, великий князь Московский и Владимирский Симеон Иванович Гордый (ум. 27 апреля), его малолетние сыновья Иван и Семен, а также его младший брат - удельный князь Серпуховской Андрей Иванович (ум. 6 июня).
В результате само существование московской княжеской династии, так упорно боровшейся за великокняжеский ярлык на протяжении предыдущих 50 лет, оказалось под большим вопросом. Из всех её представителей в живых остались - слабый и явно не способный к самостоятельному правлению Иван Иванович Красный, унаследовавший престол после смерти своих братьев, его сын Дмитрий, родившийся в 1350 году и каким-то чудом выживший во время мора 1353 года (если кто-то не понял, это будущий Дмитрий Донской), а также родившийся на сороковой день после смерти отца Владимир Андреевич, которому предстоит сыграть главную роль в Куликовской битве и войти в историю под именем Храброго (кстати, первоначально именно князя Владимира Андреевича называли Донским, а вовсе не его старшего двоюродного брата Дмитрия. Но об этом я обязательно напишу отдельный пост).

Как и в Западной Европе, эпидемия чумы неоднократно возвращалась на Русь. Так, в 1387 году от чумы практически полностью вымер один из крупнейших городов Восточной Европы Смоленск. Летописцы сообщают, что из всего населения города, насчитывавшего несколько тысяч, в живых осталось не более 5 - 10 человек!

Страшные эпидемии чумы в России были и позже. Наиболее известны из них моры 1603, 1654, 1738 - 1740, 1769 - 1772 годов. И, конечно же, всем известна московская чума 1771 - 1772 годов, вызвавшая знаменитый "Чумной бунт", усмиренный Григорием Орловым, в ходе которой число жертв достигло 57 тысяч человек.

Однако, в русских городах не появилась традиция установки чумных столбов. Но это не удивительно, поскольку такая практика была сочтена чуждой православию, противопоставляющему себя католицизму (заметьте, что чумные столбы в Европе являются характерной особенностью именно католических стран). Вместо таких столбов в России, как и по случаю значимых военных побед, строили часовни и церкви.

Кстати, не только РПЦ являлась противником чумных столбов. Не так давно (в августе этого года) мне пришлось побывать в красивейшем венгерском городке Сентэндре, расположенном неподалеку от Будапешта. С конца XVI века его населяли преимущественно православные сербы, бежавшие в пусть и католическую, но все-таки христианскую Венгрию от турок. Этот сербский городок в самом центре Венгрии в XVIII веке также пережил чуму, и его православное население в знак благодарности от эпидемии решило установить на одной из главных площадей чумной столб по примеру своих католических соседей. Но этому воспротивились местные православные священники. В результате, вместо чумного столба в центре Сентэндре стоит вот этот монумент, больше похожий на памятник на могиле, чем на пямятный знак:


Возможно, это и правильно. Хотя бы потому, что первые в Европе чумные столбы ставились как раз на месте массовых захоронений жертв чумных эпидемий. Но все-таки, согласитесь, что этот православный "чумной столб" по своей красоте значительно уступает католическим. Не так ли?
На мой взгляд, это как раз тот самый случай, когда компромисс между православием и католицизмом приводит к не самому лучшему результату.

Поэтому, как я считаю, лучше придерживаться собственных национальных традиций: чумные столбы в католических странах Центральной Европы и православные часовни и храмы в России - одно из подтверждений моей точки зрения.

Читайте также: