Чума во флоренции медичи

Обновлено: 18.04.2024

Семья Медичи… могущественные и влиятельные. Правители Тосканы и Флоренции, предводители Ренессанса, законодатели моды, лидеры культурной революции.

К середине 15 века семейству Медичи удалось добиться полной власти во Флоренции. Новый правитель города, Лоренцо Медичи, держал под контролем политическую и финансовую империю, созданную своими предками. Его прадед, Джованни ди Биччи, заложил основу банковской системы, благодаря которой разбогател. А его знаменитый сын, Козимо, смог заметно приумножить наследство. В его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но даже такое могущественное государство, как Венеция. Их банки были одними из крупнейших в Европе. Но вместе с богатством и влиянием Медичи росло недовольство аристократии.

История династии Медичи

Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их, не на шутку, беспокоил. Сначала они обвинили Козимо в подстрекательстве народа к мятежу и бросили его в тюрьму. Но благодаря содействию союзников, удалось подкупить нужных людей и избежать смертной казни. Позже та же участь настигла его внуков.

Лоренцо Медичи.

В 1478 году заговорщики решили убить двух братьев Медичи — Джулиано и Лоренцо. Они напали на них в священный день Пасхи, прямо во время мессы. Джулиано было нанесено девятнадцать ран, он умер на месте. Однако Лоренцо остался в живых, что означало проигрыш заговорщиков. Стоит отметить, что у Лоренцо было много союзников. И первое, что он сделал, когда власть оказалась у него в руках — обеспечил себе безопасность. Он знал, что успешная система управления должна быть основана на личной преданности и личном взаимодействии. Поэтому он начал предлагать свою помощь всем простым людям Тосканы, рассчитывая на возможную поддержку с их стороны. Ведь влиятельные люди города были куда ближе, чем правительство. Благодаря оказываемым услугам и огромному кругу друзей, Лоренцо получил во Флоренции почти безграничную власть. Поэтому, после инцидента с нападением, сторонники популярной семьи впали в такую ярость, что готовы были растерзать злоумышленников. Что собственно и произошло. Во Флоренции пронеслась волна насилия.

Фото2.jpg

Лоренцо Медичи Великолепный — покровитель искусства

После этого случая, Лоренцо Великолепный стал работать над обеспечением будущего династии Медичи. Он усыновил незаконного сына покойного брата и полностью взял под свой контроль управление городом.

Династия Медичи были не только искусными политиками, они славилась и своим покровительством искусству. Семейство чудесным образом находило таланты и было готово вкладывать в них все свои средства. Они давали полную свободу художникам. Лоренцо не стал исключением и продолжил традицию своих дедов. Его дом был открыт для творческих личностей. Лоренцо Медичи проводил постоянные вечера со множеством интересных и талантливых людей того времени. Он принес дух светской свободы, был жизнью и душой Флоренции.

Судьба любой творческой карьеры в городе зависела от одного его слова. Он создал первую художественную школу, где вскоре обнаружил неподражаемого Микеланджело. Известному художнику и скульптору на тот момент было всего тринадцать лет. Лоренцо Великолепный ввел его в свою семью, где мальчик рос вместе с его детьми. Искусство переживало небывалый подъем, но политическая и финансовая ситуация были на грани краха.

Костры тщеславия

Несомненно, что Флоренция достигла новых высот в культуре. Но поглощенный своими увлечениями, правитель ослабил свои позиции в семейном деле. Многие его вложения принесли огромные убытки. И нескольким отделениям банков Медичи в Европе пришлось закрыться. Лоренцо потерял огромное состояние, а круг его сторонников постепенно стал сокращаться. К тому же, в непримиримый конфликт с домом Медичи, вступил странствующий монах — Савонарола. Можно сказать, что этот конфликт был войной Ренессанса со Средневековьем.

В 1492 году Лоренцо Медичи тяжело заболел. Страх за будущее династии не давал ему спокойно покинуть этот мир. Он придумал новую основу власти для своих наследников. Это была церковь. Лоренцо потратил практически целое состояние, чтобы его сын Джованни Медичи в шестнадцать лет стал кардиналом. В будущем, он станет известным как Папа Римский — Лев Х.

Безраздельная власть и богатство могущественной семьи со временем вызвали ожесточенную неприязнь жителей Флоренции. Вспыхнула гражданская война. С улиц исчезли все гербы Медичи, а наследники были отправлены в изгнание. Двоюродным братьям Джованни и Джулио Медичи пришлось искать поддержку по всей Италии. И несмотря на то, что Джованни был кардиналом, а Джулио настоятелем монастыря, их церковные связи не имели особого веса. Флоренция была теперь не в их руках.

После девяти лет изгнания братья прибыли в Рим. Изложив свое дело высшему духовенству, они получили одобрение действующего Папы Римского. Он помог им собрать армию, которая в 1512 году приблизилась к Флоренции. Однако по пути армия Медичи остановилась в городе Прато, где учинила жестокую бойню. Узнав об этом кровавом происшествии, власти флорентийской республики сдались без боя. Таким образом, Медичи снова были у власти. Но этого им было мало.

После смерти своего покровителя, Юлия II, кардиналам предстояло выбрать нового главу церкви. Ввиду международной известности и репутации рода Джованни Медичи больше других подходил на эту роль. Но глупо исключать, что взятки и интриги в ходе этого выбора имели куда больший вес. Вскоре Джованни стал именоваться Папой Львом X.

Союзники Джованни Медичи

Теперь родной город с распростертыми объятиями приветствовал бывшего врага. Впервые в истории глава католической церкви был родом из Флоренции. К тому же жители города глубоко уважали церковь, чтобы питать к Папе Римскому негативные чувства. Вместе с тем, Джованни Медичи очень скоро стал использовать свое положение для укрепления рода. Через месяц его брат Джулио уже был назначен архиепископом Флоренции, а осенью того же года получил должность кардинала. Теперь в семье Медичи был и Папа, и кардинал.

Лев X.

Между тем, в 1516 году кардиналы замыслили убийство Папы Римского. К счастью самого Льва Х, он был предупрежден о заговоре. Злоумышленников ждала неизбежная смерть. После этого Медичи стали проникать во все сферы власти, обеспечивая себя союзниками повсюду. Они назначали близких им людей на высокие посты, наделяли властью братьев, кузенов и зятьев.

В 1521 году Лев Х внезапно умер. И спустя два года новым Папой Римским стал Джулио Медичи. Он унаследовал охваченную конфликтами Европу. Зашедшая далеко реформация привела к стенам священного Рима целые армии. Для них в католичестве больше не было ничего святого, а Рим они считали сплошным грехом. Город был безжалостно разграблен, а погибших в первый же день оказалось восемь тысяч человек. Новоявленный же Папа, Климент VII, в это время прятался в замке Святого Ангела. Немного позднее, при помощи подкупа, он сбежал в свой родной город.

Екатерина Медичи.

Вдохновленные примером взятия Рима, противники Медичи устроили мятеж и во Флоренции. Разгневанная толпа крушила все, что олицетворяло правление известной семьи. Собрав войско, Климент VII хотел остановить этот разгром. Но в руках мятежников оказалась единственная законная наследница династии — Екатерина Медичи. Ей было одиннадцать лет, и заговорщики бросили бы Екатерину в солдатский бордель, однако Папа Римский отозвал армию и заключил мир.

Свою племянницу через три года он выдал замуж за сына короля Франции. И кто бы мог подумать, что неизвестная на тот момент Екатерина Медичи оставит такой противоречивый и яркий след в истории Европы.

Знаменитая династия Медичи чаще всего ассоциируется с итальянской эпохой Возрождения. Выходцы из этой богатой семьи долгое время правили Флоренцией и сделали из нее культурный и научный центр Европы. Именно этой династии и посвящён сериал "Медичи - повелители Флоренции".

Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди (1459-1461)

Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди (1459-1461)

Наследник Джованни, Козимо Старший, воспользовавшись своими деньгами, стал первым главой Флорентийской республики и получает от флорентийцев титул "Отец отечества". Он занимал эту должность с 1434 по 1464 год. Именно Козимо стал основоположником традиции покровительствовать искусству и другим направлениям Возрождения. В XV веке в Италию бежало множество греков, которые остались без родины после захвата Константинополя турками в 1453 году. Многие из них привезли в Италию (в том числе и Флоренцию) уникальные книги и устраивали лекции, неведомые европейцам. Это подхлестнуло интерес к истории античности. Все эти явления финансировала и стимулировала династия Медичи. озимо Старший

Пиратское прошлое сказалось не только в богатстве этого рода. Вся его дальнейшая история изобилует заговорами, убийствами и зверствами.

Ещё до Козимо I делами рода заправлял Алессандро Медичи. В 1437 г. он был убит своим родственником и приятелем по разгулу Лоренцино Медичи, а последнего с помощью наемного убийцы убрал уже Козимо. Он же в припадке бешенства заколол своего сына Гарциа. Другой сын Козимо - Пьетро - заколол жену Элеонору, а дочь Пьетро Изабелла была задушена мужем Паоло Орсини. Сын Козимо, Франческо I, велел убить мужа своей любовницы Бьянки Капелло. Другой сын Козимо - Лоренцо, прозванный Великолепным, с именем которого связан расцвет флорентийской культуры XV в., собиравший в своем саду знаменитую Платоновскую академию, давшую миру великие имена поэтов, художников, мыслителей; - так вот этот Лоренцо вешал, убивал, жестоко разграбил город Вольтерру и был известен не только как поэт, но и как искусный интриган, умело пользовавшийся ядом и кинжалом. Лоренцо Медичи можно считать самым блистательным из всех Медичи.

Преемником Лоренцо стал его старший сын Пьеро, однако своей надменностью он оттолкнул от себя большую часть флорентийского патрициата. Когда Италии грозило французское вторжение, Пьеро встал на сторону врагов Франции, и поэтому после того, как в 1494 французские войска действительно вошли в Италию, всему семейству Медичи пришлось бежать из Флоренции.

Однако правдоподобнее то, что Алессандро, которому кардинал Джулио отдавал предпочтение, был его незаконным сыном. Став папой Климентом VII, он сделал Ипполита кардиналом против его воли, тем самым лишив надежд на приход к власти. Климент VII посадил Алессандро во Флоренции как наследственного герцога и упразднил прежнюю конституцию. Это сделалось возможным в результате союза папы с императором Карлом V; их союз скрепила женитьба Алессандро на Маргарите, незаконнорожденной дочери Карла V, скрепила их союз. Поддержанный силами империи, Алессандро делал ставку на грубую силу; жестокий и порочный, он вызывал всеобщую ненависть.

После смерти Алессандро герцогом Флоренции стал потомок Лоренцо, под именем Козимо I. При нём была построена знаменитая галерея Уффици. В 1574 преемником Козимо I стал его старший сын Франческо I. Интерес нового великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора. Сын Фердинандо Козимо II прославился больше всего тем, что по его приглашению Галилей обосновался во Флоренции, где смог заниматься наукой. Прочие Медичи, правившие в Тоскане, – Фердинандо II, Козимо III и Джан Гастоне, – ничем себя не проявили.

Наиболее сильной личностью в последнем поколении Медичи оказалась Анна Мария Лудовика, сестра Джан Гастоне. Она вышла замуж за курфюрста Пфальцского, но в 1716, после смерти мужа, вернулась во Флоренцию. Она посвятила себя делу завершения колоссального мавзолея великих герцогов Медичи. По наследству к ней перешли все художественные коллекции, собранные Медичи в течение трех столетий, и она оставила их в полном объеме Тоскане – на том условии, что никакая их часть не может быть вывезена из Флоренции.

Влиятельные правители Флоренции уделяли внимание династическим бракам. Так, две женщины из этого рода становились супругами французских королей. Это была жена Генриха II Екатерина (1547-1559) и жена Генриха IV Мария (1600-1610). Первая из них была даже регентом и вообще имела большое политическое влияние.

Екатерина известна миллионам поклонникам таланта Александра Дюмы, в чьих романах она была главной героиней. Она также вошла в историю после кровавой Варфоломеевской ночи и расправы над множеством гугенотов.

Герб Дома Медичи в исполнении Гуго Штрёля. - Описание: В золотом поле шесть шаров (1, 2, 2, 1), верхний лазуревый шар обременён тремя золотыми лилиями, остальные шары червлёны.

Герб Дома Медичи в исполнении Гуго Штрёля. - Описание: В золотом поле шесть шаров (1, 2, 2, 1), верхний лазуревый шар обременён тремя золотыми лилиями, остальные шары червлёны.

Упадок Тосканского герцогства начался при Козимо II. Он тратил много денег на войны и конфликты с соседями. При его сыне Фердинанде II произошла общеевропейская Тридцатилетняя война между католиками и протестантами. В это время продолжался упадок Флоренции, который уже не зависел от Медичи. Открытие Америки и других перспективных рынков сделало Италию провинциальной страной, а не экономическим центром Европы. Финансовые потоки шли на рынки Испании, Англии и других колониальных держав.

В то же время пресеклась и сама династия Медичи. Ее последний представитель Джованни-Гасто (правил в 1723-1737 гг.) был болезненным и бездетным. После его смерти герцогство Тосканское перешло к императору Священной Римской Империи Францу I Стефану, который во Флоренции стал титуловаться Франческо II. Так город Медичи на долгое время перешел к Габсбургам.

Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ .

В Италии продолжается эпидемия коронавируса. Школы и университеты закрыты, часть офисов переведена на домашний режим работы, а число зараженных растет от часа к часу.


К слову, братство Милосердия, или Misericordia – одно из старейших в Италии. Именно его члены вели учет всех заболевших чумой, записывали работающие или не очень методы лечения, а также с риском для собственной жизни исполняли обязанности врачей.


1. ВИНО И СМОЛА МИРРЫ

Согласно записям в книге братства, самым действенным средством от чумы в XIV веке считались пилюли, изобретенные неким доктором Руффо. Состояли они из алое-вера, дикого шафрана и смолы дерева мирра, получаемой из африканских и аравийских деревьев семейства Бурзеровые. Принимать по одной пилюле полагалось каждый день, а для лучшего эффекта запивать их надлежало 1.5 литрами белого вина.


Смола дерева мирра

Стоит сказать, пилюли стоили очень дорого, ведь шафран в те времена ценился на вес золота, и, продав небольшой коробок ценной специи, можно было запросто приобрести в личную собственность дворец. Мирра тоже была компонентом не для простых смертных. Экзотической смоле предписывались чуть ли магические свойства, впрочем, справедливости ради, она и правда оказывает на организм человека положительное воздействие. Современная медицина считает, что смола мирры улучшает пищеварение, снимает эмоциональное напряжение и оказывает антисептический эффект.


К сожалению, согласно все тем же записям Misericordia, граждане Флоренции, не имевшие доступ к чудесным пилюлям, пытались следовать совету доктора Руффо наполовину: проще говоря, они просто выпивали 1.5 литра белого вина в день, дабы избежать заражения.

2. ЧУДЕСНЫЕ ПОРОШКИ

Летом их принимали в пищу вместе с ароматными травами, а зимой – с вином, приправленным измельченным имбирем или куркумой, которую в богатую Флоренцию привозили из далекой Индии. Целебные порошки, пользовавшиеся во время эпидемий чумы невероятной популярностью, на самом деле из чего только не готовили. В качестве материалов для них использовались растертые до состояния пыли жемчуг, янтарь, застывшая смола и даже ценная слоновая кость.



Болюс использовали не только в качестве лекарственного средства. Его активно применяли для покраски домов, изготовления карандашей и грунтовки холстов живописцев. И, хотя впоследствии выяснилось, что нанесение глины на полотно разрушает краски, армянский болюс очень любили художники школы в Болоньи (кстати, стены домов в старом городе тоже красные неспроста). Еще болюс часто добавляли в еду в качестве пищевого красителя. И, конечно, ценная глина шла на производство амулетов. А вот о том, насколько она помогала от чумы, данных не сохранилось.


Terra sigillata – еще один чудо-порошок, состоящий из измельченных металлов. В его состав входили алюминиевая пыль, диоксид кремния и оксид железа. Сведений об эффективности средства не сохранилось, но источники утверждают, что популярностью оно пользовалось бешеной.

3. БАЛЬЗАМ ИЗ ПЛЕВЕЛА

Плевел опьяняющий сегодня практически не встречается в природе, но, известно, что сорняк, растущий среди пшеничных полей, обладал особым действием. В его зерновках присутствовал гриб Stromatinia temulenta, который вырабатывает алканоид темулин – это вещество вызывает отправление, головокружение, сонливость и судороги.


Между тем, в Средние века и времена Ренессанса плевелу приписывались и магические свойства. Считалось, что употребление бальзама, приготовленного из растения умелым знахарем, укрепляет иммунитет человека и улучшает работу сердца. Кроме того, аристократы думали, что напиток, приготовленный из ядовитого растения, помогает избежать возможности заразиться чумой.


Также многие верили, что бальзам из плевела способен сделать человека нечувствительным к ядам: об этом, в том числе, писал синьор Джованни Франческо Малатеста из Римини. Кстати, он же утверждал, что детей нужно поить бальзамом из плевела с самого раннего возраста, дабы в будущем их никто не сумел отравить. Кстати, у детей синьора вскоре начались серьезные проблемы со здоровьем.

4. РАСТИРКИ И СКОРПИОНЫ В МАСЛЕ


Но встречались варианты и в разы более экзотические. Например, масло со скорпионами. Доктора сообщали следующее: животное должно быть утоплено живым в стеклянном сосуде, наполненном несвежим маслом, который надлежит хранить в темном и сухом месте. Растирать же кожу целебным раствором рекомендовалось на свежем воздухе для наилучшего эффекта.

5. АРОМАТИЗАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ И АМУЛЕТЫ


Особой популярностью тут пользовались подожженные веточки можжевельника, ароматическое масло розмарина, ветви лавра, а также масло виноградных косточек, розы и дикой оливы. Более того, считалось, что зимой для дезинфекции помещения наилучшим образом подходят ароматы сандала, розы и …. свежего лошадиного навоза: видимо, последнее – это эконом-вариант для бедняков.


Согласно генеалогической легенде, происхождение фамилии будущих правителей Флоренции, было связано с профессией одного из далёких предков: говорят, что он работал медиком-аптекарем (medico - врач; medicina - медицина) у самого Карла Великого !

Если первые Медичи, и правда, были аптекарями и фармацевтами, то это во многом объясняет такую любовь к ядам и отравлениям, которой прославилось это семейство позже. :)

Кстати, существует предположение, что знаменитый герб Медичи сохранил память о далёком медицинском прошлом его родоначальников - пять красных шаров, украшающих щит - это ничто иное, как лечебные пилюли. Хотя на этот счёт есть и другие, тоже почти мифологические, версии.

Шестой же шар, синий с золотыми лилиями был добавлен, в 1465 году, по воле французского короля Людовика XI, питавшего благосклонность к этому семейству. (Есть версия, что король был должен немалую сумму банку Медичи, и в качестве компенсации разрешил использовать на гербе символ французской короны).

Кстати сказать, две представительницы рода Медичи - небезызвестные Екатерина и Мария стали французскими королевами, что во многом определило ход истории Франции, да и всей Европы.

А ещё позднее, вершину герба украсила папская тиара, с перекрещенными ключами апостола Петра. Данный элемент должен был напоминать всем, что из этого флорентийского семейства происходили аж четыре главы католической церкви - Лев X, Климент VII, Пий IV и Лев XI.

В XIII-XIV веках представители семейства сумели разбогатеть благодаря ростовщичеству, а также приобрести некий политический вес во Флорентийской республике, поддерживая бедняков и представителей третьего сословия.

Некто Джованни ди Бичче Медичи (1360 - 1429) сумел основать банковскую систему. Его сын Козимо (1389 - 1464) с успехом развил и продолжил дело.

Вскоре банковские филиалы флорентийской семьи стали появляться и в других городах Европы, постепенно опутав её финансовой сетью. В результате, под влияние Медичи попали практически все королевские дома Европы, и, разумеется, папский престол, в том числе.

Медичи, будучи успешными финансистами, к XV веку получили почти неограниченную власть во Флоренции и мощный политический вес. При этом они почитались как ценители и знатоки искусства. Начиная с Джованни Бичче представители рода прослыли увлечёнными собирателями древностей и щедрыми мецена́тами (спонсорами) культуры.

Бенедетто ди Микеле Cквилли. Козимо Медичи, осматривающий макет монастыря Бадия Физолана. Гобелен. 1580 г.

Бенедетто ди Микеле Cквилли. Козимо Медичи, осматривающий макет монастыря Бадия Физолана. Гобелен. 1580 г.

При их дворе создавались первые коллекции античных памятников, обширные библиотеки, художественные галереи и музеи. Здесь собиралось изысканное общество, включавшее философов, учёных, поэтов, художников и музыкантов.

Именно при дворе Медичи выкристаллизовывалось новое представление о мире и человеке, рождался новый взгляд на задачи художника, и формировалось новое искусство. Поэтому период Раннего Возрождения ещё называют веком медици́йской (медичийской) культуры .

Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди

Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди

Особую роль в этом сыграл внук уже упоминавшегося Козимо - Лоренцо Медичи , за свою деятельность прозванный Великолепным (1449 - 1492).

Лоренцо и его младший брат Джулиано (1453 - 1478) были любимцами народа, влиятельными политиками и тонкими ценителями искусства. При их дворе жили и работали выдающиеся деятели ренессансной культуры, которые получали всяческую (в том числе и материальную) поддержку.

Популярность и влиятельность братьев Медичи естественно вызывали недовольство некоторых аристократических флорентийских фамилий.

26 апреля 1478 года, в церкви Санта Мария дель Фьоре прямо во время пасхальной службы (!) произошло покушение, вошедшее в историю как "заговор Пацци". Джулиано был убит на месте. Заговорщики нанесли ему 19 ножевых ранений. Лоренцо же удалось скрыться в ризнице и избежать смерти.

Народ, любивший "своих" Медичи не простил семейству Пацци и их сообщникам этого злодеяния. Заговорщики были пойманы и казнены.

Негласно поддерживающий заговорщиков Папа Римский, выдвинул к Флоренции свои войска, с тем, чтобы лишить Лоренцо власти, а когда город не сдался, то отлучил весь город от Церкви. Для достижения своей цели понтифик заключил сделку с Неаполитанским королём Фердинандом I, в результате чего армию Ватикана поддержала и армия Неаполя.

После двух лет войны Флоренция стала терять силы, и тогда Лоренцо принял судьбоносное, отчаянное, решение - он предпринял весьма рискованную для собственной жизни поездку в Неаполь, где встретился с Фердинандом и провёл успешные переговоры о мире.

После своего триумфального возвращения он получил прозвище Великолепный, а любовь к нему народа Флоренции и уважение влиятельных сограждан выросло буквально до небес. Республика вошла в пору политического спокойствия и долгожданного мира.

Популярность Лоренцо, как политика, поддерживалось и его одержимостью искусством. Флоренцию эпохи Лоренцо можно сопоставить с Афинами времён Перикла. На небывалую высоту вознеслось искусство. Герцог давал неограниченную свободу художникам, поощряя их таланты (довольно близким другом герцога был Сандро Боттиччели). В его дворце собирались мыслители и поэты. Сюда свозились античные скульптуры и редкие художественные произведения. Он заложил основу собрания книг, которые позже станут библиотекой Лаурециано (Медичи). Здесь была открыта первая художественная школа, где Лоренцо заметил талант юного Микела́нджело Буонарро́ти, и, буквально, принял его в свою семью.

Оттавио Ваннини. Микеланджело Буонаротти представляет Лоренцо Великолепному скульптурный бюст фавна своей работы. Фреска. Галлерея Питти. 1635 г.

Оттавио Ваннини. Микеланджело Буонаротти представляет Лоренцо Великолепному скульптурный бюст фавна своей работы. Фреска. Галлерея Питти. 1635 г.

Надо сказать, что и сам правитель Флоренции был отмечен художественной одарённостью - свободно владел несколькими языками, прекрасно разбирался в философии и литературе, неплохо рисовал, музицировал на разных инструментах, а также вполне профессионально сочинял стихи.

Ещё в юности он провозгласил своей музой Лукрецию Донати, которую воспевал в поэзии под именем "Дианы", как образец красоты и непорочности, путеводную звезду и немеркнущее солнце.

Двор Лоренцо Великолепного стал примером подражания для правителей других городов Италии, да и Европы в целом. Здесь царила атмосфера творчества, праздничной светскости и духовной свободы.

Чувствуя свой близкий конец, сорокатрёхлетний Лоренцо, приблизил к себе настоятеля доминиканского монастыря Св. Марка - Джироламо Савонаролу.

Говорят, что во время беседы, проповедник обвинил герцога в том, что его правление было греховным. Согласно биографической легенде Лоренцо был раздосадован на монаха, и отвернулся от него, в ответ, Савонарола ушёл, отказав правителю Флоренции в покаянии.

После смерти Лоренцо, которого оплакивала вся Флоренция, неистовый проповедник начнёт свою активную деятельность в городе, став его фактическим правителем почти на 4 года.

Агитируя против "безбожной" власти Медичи, Савонарола инициирует так называемые "костры тщеславия" в которых будут сожжены множество предметов роскоши, но кроме того светские книги (в том числе "Декамерон" Боккаччо), музыкальные инструменты, ноты и картины.

Есть свидетельства, что постаревший Сандро Боттичелли, попав под влияние Савонаролы, собственноручно уничтожил десяток своих собственных полотен, написанных на сюжеты античной мифологии.

Народ, подстёгиваемый проповедями "чёрного монаха", изгнал новых Медичи - сына и племянника Лоренцо из города. Можно сказать, что символически, это было последнее сражение Средневековья и Ренессанса. Медичи всё же вернулись в родной город, а Савонарола был казнён.

Перед смертью Лоренцо Великолепный, как дальновидный политик, сделал всё для укрепления будущей власти Медичи. Так он потратил не мало сил и, конечно, денег, для того, чтобы сын Джованни, в 16 лет, стал кардиналом. Карьера священника ожидала и племянника Лоренцо - Джулио (он был сыном убитого Джулиано, и родился через месяц после трагической смерти отца).

Оба они в своё время станут правителями Ватикана: Джованни будет известен как Папа Римский Лев X , а Джулио войдёт в историю под именем Клемента VII . И оба они будут продолжать семейную традицию, поддерживая искусство и культуру.

Со смертью Алессандро пресеклась линия Медичи, шедшая от Козимо Старшего. Попытки флорентийцев восстановить республику окончились неудачей. Видные граждане Флоренции сочли, что реставрация республики невозможна, так как это сделало бы Карла V их врагом. Привычка к рабскому ярму требовала отыскать хозяина и господина.

Козимо постоянно держали вдали от государственных дел и от города. Он безвыездно жил на загородной вилле, где мать, обожавшая сына, прилагала все усилия, чтобы заставить герцога забыть о его существовании.

Он был еще юн, когда его призвали на герцогский престол. Поэтому патриции надеялись, что смогут диктовать ему свою волю и проводить через него свою политику. Всем хотелось верить в величие его души, ясность ума и мудрость суждений.

Под влиянием нобилей и духовенства, вступая на престол герцогства Флорентийского, молодой герцог поклялся, а легат кардинал Чибо принял у него следующие обязательства:

— неукоснительно чинить правосудие как над богатыми, так и над бедными;

— никогда не соглашаться на восстановление власти императора;

— быть милостивым к детям Алессандро, Джулио и Джулии;

— отомстить за смерть Алессандро.

Как показало будущее, с особым усердием он предавался исполнению последнего обета.

Но с Козимо произошло то, что обычно бывает со всяким, кого к власти возносит крутой поворот событий. На нижней ступени трона принимают условия, на верхней — их диктуют.

Пока же флорентийские патриции тешили себя надеждами на самостоятельность Совета 48 при номинальном главенстве совсем молодого человека. Видели, что юноша не по годам разумен, но не знали, как крут он в поведении.

Едва получив власть, Козимо наладил тесные связи с императором, заведя дружбу с его послом, быстро упразднил Совет 48 и покончил с влиянием аристократической верхушки. Альянс с Карлом принес ему немалые выгоды. В то время испанцы вытеснили французов из Италии и господствовали на всем полуострове. Он просил Карла отдать ему в жены Маргариту, вдову своего предшественника, но император теперь считал более полезным породниться с новым папой Павлом III — Алессандро Фарнезе.

Увидев Флоренцию в руках Козимо I, оценив со стороны угрюмый и безжалостный нрав нового герцога, сторонники республики сплотили вокруг себя всех оставшихся в Тоскане республиканцев и приняли решение открыто попытать счастья в случайностях войны.

Мятеж против герцога возглавил благородный Строцци. Но инсургентам не было успеха: ветераны, помнившие отца Козимо, Джованни Банде Нере, поддержали сына своего покойного командира. Разбитые наголову, мятежники укрылись в цитадели Монтемурло, где их осадили войска кондотьера Алессандро Вителли.

После двухчасового кровавого побоища осаждающие — итальянские кондотьеры и испанские военачальники — взяли замок приступом, частью перебив, частью захватив в плен находившихся там республиканцев.

Филиппо Строцци отдал шпагу самому Вителли.

Козимо, выкупив пленных у захвативших их солдат, повелел доставить всех во Флоренцию и там отдать под суд трибунала Совета 48. Каждое утро в течение четырех дней на площади Синьории слетала с плеч голова одного из республиканцев. Народ не стерпел подобного зрелища. Он чувствовал, что сейчас под топором палача брызжет самая чистая и благородная флорентийская кровь.

Роптанье народа не устрашило герцога.

Он рассадил оставшихся у него еще пленников — а в числе их находился Никколо Макиавелли, сын историка, — по крепостям Пизы, Ливорно и Вольтерры.

Не прошло и месяца, как почти ни одного из них не осталось в живых. Уже не впервые проявился угрюмый и безжалостный нрав нового герцога. Это был не Козимо Старый, не Лоренцо Великолепный, не Лев X — к власти пришел человек, сделанный совсем из другого материала.

Сохранили только пятерых, самых знаменитых: трех человек из семьи Валори, Антонио Франческо Альбицци, Алессандро Рондинелли — всем пятерым уготовано было послужить примером и назиданием. В назначенный день все пятеро после пыток были отправлены на эшафот. По иронии судьбы этих людей казнили как повинных в измене республике.

Оставался Филиппо Строцци; его жизнь принадлежала тому, кому он сдался, — Алессандро Вителли. Но тот, поместив его в каземате цитадели, где был единовластным хозяином, содержал там узника со всем должным почтением и упорно отказывался передать его Козимо Медичи.

Однако понятно, что это был только вопрос времени и денег. Козимо выкупил пленного, а император Карл V дал Вителли свое соизволение на выдачу его.

Но, к несчастью для мстительности Козимо, в день, когда пришло разрешение забрать пленника, кем-то предупрежденный об этом Филиппо Строцци перерезал себе горло перочинным ножом, предварительно написав первыми каплями своей крови вещий стих Вергилия: Exoriare aliquis nostris ex ossibis ultor (О, приди же, восстань из праха нашего, мститель).

Раздавив республиканский заговор, герцог не предался праздности и удовольствиям.

Ловкий политик, он поставил своей задачей образовать из Тосканы целостное государство и сосредоточить в своих руках абсолютную монархическую власть.

Козимо усмотрел в католической реакции удобное орудие политической борьбы как с политическими, так и личными врагами. При его прямом содействии был сожжен за ересь Пьетро Карнессекки, позволивший себе критиковать герцога.

Известность Пий получил, в основном, как вдохновитель Тридентского собора. Этот собор был первым четким ответом Реформации со стороны Римской церкви. Решения, принятые собором, подтверждали общую верховную власть церкви над христианством, но публично не оспаривали право суверенных государств применять собственные законы как в светских, так и в религиозных делах. Вместе с тем эти решения не ограничивали власть папы, отдавая под его опеку осуществление реформ церкви. Тезисы о верховенстве Собора над папой были на долгое время отодвинуты в тень. Были преданы осуждению идеи Лютера и Кальвина и сформулированы главные принципы католической доктрины о таинствах, о милосердии Божьем и о роли церкви в спасении человечества от греха. Постановления Тридентского собора были с возмущением восприняты в Европе, особенно в протестантских странах.

Учения Реформации продолжали распространяться, и с ними по большей части Европы множились гонения и сожжение на кострах тех, кто католик ли, протестант ли, имел несчастье оказаться в несогласном меньшинстве.

Однако в разразившиеся тогда в Европе религиозные войны Пий не вмешивался.

Из дружбы с императором Козимо извлек немалую пользу: имперцы не дали ему захватить Лукку, но согласились на захват Флоренцией Сиены. Тем самым под властью герцога оказалась вся Тоскана, и в 1569 году он получил от нового папы Антонио Гислиери — Пия V (1504–1566—1572), всегда солидарного с Мадридом, титул Великого герцога Тосканского (ранее он носил лишь титул Великого герцога Флорентийского). Папа Пий V, непримиримый враг еретиков, возвел Козимо в этот высокий ранг, желая вознаградить его за его военные кампании во Франции и успешные действия пизанских галер в Средиземном море против турецких пиратов.

Франция только через год признала этот титул, и то лишь благодаря доброжелательности кузины Козимо, Екатерины Медичи.

В действительности Тоскана была государством с ограниченным суверенитетом, со стороны моря опоясанным испанскими военными укреплениями. Это вынуждало герцога проводить осторожную политику, лавируя между Мадридом и Парижем. Однако в Европе Тоскану не рассматривали как равноправного игрока на политической сцене; о Флоренции с восхищением говорили, в основпом, как о городе-сокровищнице. И в этом не было преувеличения: ее кладовые были не только вновь полны, но и постоянно пополнялись.

Коллекционер антиквариата, блестящий знаток алхимии и астрологии, герцог избрал своим зодиакальным знаком-символом Козерог, который принадлежал его предку Лоренцо Великолепномуо, императору Августу и Карлу V. Поэтому этот знак постоянно появляется в декорациях палаццо Веккио.

От представителей старшей линии рода его отличали жестокость, формализм и бесчувственность. Однако, следуя традициям семьи, он поддерживал литературу и искусства. Тем не менее, верный семейным преданиям, Козимо покровительствовал просвещению и реставрировал Университет в Пизе.

Под его патронатом были возведены палаццо Питги, в котором он жил и которое оставалось резиденцией правящего дома Тосканы до пресечения их рода, и мост Три-нита. Герцог начал осушение заболоченных равнин, в том числе и удаленных от города. По мере появления новых территорий происходило их заселение.

Власть герцога основывалась па мощной и дисциплинированной наемной армии — во времена первых Медичи существовало только городское ополчение. Налоги были как никогда высоки, чиновники поддерживали повсюду жесткий порядок, за любым преступлением тотчас следовало наказание. Воин, а не банкир, Козимо, тем не менее, стремился поднять промышленность и способствовал образованию производства гобеленов, которые славились по всей Европе вплоть до XVIII века.

Заботясь о династических интересах, Козимо старался расширять свою фамилию: покровительствовал Оттавиано Медичи и его сыновьям (один из которых — Алессандро — стал впоследствии папой Львом XI), хотя эта фамилия принадлежала к другому роду.

Его собственный брак тоже был подчинен политическим интересам, но неожиданно оказался браком по любви.

Элеонора Толедская родилась в Неаполе, где ее отец герцог де Толедо занимал пост вице-короля. Она принадлежала к одному из самых знатных и богатейших семейств Испании. 22 марта 1539 года, семнадцати лет она стала женой Козимо II, который был помолвлен с ее старшей сестрой. Но, едва увидев обеих девушек, он без колебаний отказался от менее красивой, Изабеллы, и потребовал руку Элеоноры.

Когда она переступила порог дома Медичи, о ней говорили: прекрасна, юна и свежа, как роза. То же самое писали члены семейства в письмах.

Козимо любил свою нежную, трепетную и такую прекрасную супругу, и она тоже горячо его любила, но не играла никакой роли в политической жизни государства. Элеонора только выказывала кому-либо благосклонность или чаще вымаливала для кого-нибудь милость у герцога. О ней говорили, что она, как луна, светит отраженным светом солнца — Козимо. А он, любя ее, говорил: какая еще женщина может быть столь любящей супругой, как она?

Но флорентийцам Элеонора Толедская сначала не понравилась. Она была для них чужая — испанка по происхождению, всегда высокомерно-отстраненная, одетая в шелка и бархат, осыпанная жемчугом, державшаяся отчужденно, хотя и обходительно. И все же со временем она нашла дорогу к сердцам горожан. Флорентийцы оценили ее очарование, научились гордиться своей красавицей-герцогиней, восхищаться ее блистательной представительностью, роскошью и элегантностью одеяний.

Она обладала не только ангельской внешностью, но и отзывчивым сердцем, и пониманием искусства. Герцогиня была очарована посвященными ей стихами Туллии д’Арагоны, к тому же прекрасно изданными. Интеллектуальный король Флоренции того времени Бенедетто Варки сначала скептически отнесся к творчеству и самой личности Туллии, но скоро сдался под градом восхваляющих его сонетов; за ним последовали остальные. Благородная куртизанка превратила свой дом в философскую академию и воспринималась современниками как серьезный писатель.

Для Элеоноры Толедской Козимо приказал Джорджо Вазари оборудовать палаццо Веккио. Бронзино, придворный живописец, украсил его фресками. На его портретах Элеонора, чье от природы хрупкое здоровье было подорвано бесконечными беременностями и родами — она произвела на свет семерых сыновей и четырех дочерей, — предстает как воплощение величавой цветущей надменной красоты. На множестве портретов мы видим даже по меркам сегодняшнего дня настоящую красавицу. Действительность была не так нарядна. Худое лицо, запавшие глаза, лихорадочный румянец… То и дело упоминалось о том, что герцогиня нездорова.

Бронзино с удовольствием писал портреты детей герцогской четы: восхитительной Марии с белокурыми волосами и нежным личиком, маленького Джованни, держащего в ручонках птичку, красавицы Лукреции в испанском наряде, очаровательного большеглазого Фердинандо, серьезного темноволосого Франческо. Флоренция должна быть благодарна Козимо за живопись, которой он покровительствовал. Его меценатство еще больше прославило фамилию Медичи.

Когда герцогская семья со своими одиннадцатью детьми перебралась в палаццо Питта, были устроены всемирно знаменитые сады Боболи. По-неаполитански прекрасное солнце, которого никогда не было в холодном палаццо Веккио и в каменном, строго гармоничном дворце Синьории, освещало здесь жизнь молодой испанки. Новое здание на берегу Арно — Уффици — еще не было построено, оно возникло позже по предложению Вазари.

Элеонора умерла довольно рано. Ей едва исполнилось 40 лет, когда, путешествуя в Пизу с двумя сыновьями, Джованни и Гарсией, она заболела болотной лихорадкой. Уже больная туберкулезом, ослабевшая женщина не перенесла еще и этого несчастья. Дети умерли незадолго до нее. Смерть Джованни омрачила больной оставшиеся дни жизни. О болезни Гарсии ей не говорили до последней минуты. Она скончалась 17 декабря 1562 года.

Такова официальная версия, которая и была озвучена городу и миру. Однако существует и совсем другое объяснение этой печальной истории. Ходили слухи, что старший брат, любимец матери Гарсия, играя, поранил ножом младшего брата Джованни. Через несколько дней мальчик умер от заражения крови. Козимо в припадке ярости задушил Гарсию. После этого герцогиня помешалась и умерла от горя.

Однако исследование останков членов семьи герцога показало, что братья скончались от естественных причин — малярии, бывшей бичом низменных территорий Италии.

После смерти Элеоноры Козимо предался открытому разврату со многими женщинами. Одна из них, высочайшего рода, благороднейшая Элеонора Альбицци, родила ему двух дочерей, умерших вскоре после рождения, и сына Джованни (1563–1612). Хрупкая патрицианка знатного рода, чьи предки жили в Италии еще со времен римских цезарей, отмеченная нежнейшей, почти прозрачной красотой — наследственной, драгоценной, выдержанной, была бы достойной супругой Козимо. Но брак с гордой и неуступчивой аристократкой претил капризному непостоянному характеру герцога, поэтому он выдал ее замуж за Карло Панчиатичио. Потом он взял в любовницы простую незнатную женщину Камиллу Мартелли, и от нее родилась дочь Вирджиния, в 1589 году помолвленная с Чезаре д’Эсте.

Любострастие Козимо возмущало Флоренцию и вызывало гнев при папском дворе.

В 1570 году папа Пий V приказал ему вступить в брак с Камиллой. 29 марта герцог во Флоренции женился на своей любовнице и возвел ее в сан великой герцогини.

Его целью было сделать Тоскану главным итальянским государством, а затем с помощью испанского короля образовать королевство. С этой целью он женил старшего сына Франческо на Иоганне Габсбургской. Ее родителями были император Фердинанд I и Анна Ягеллонка, братом — император Максимилиан II. Свадьба состоялась в декабре 1565 года. К этому времени Вазари закончил роспись галереи, показав связь фамилии Медичи с крупнейшими европейскими монархиями и двух пап из их дома.

Союз Франческо с Иоганной Австрийской был мучительным и болезненным для обоих, но еще более трагическими были браки его сестры Изабеллы, звезды дома Медичи, как ее называли за красоту и ум, и брата, жестокого и развратного дона Педро.

Мария, которая была прекрасна, как ее мать, и олицетворяла собой дух красоты, была обещана герцогу Феррары

Альфонсу д’Эсте, покровителю Тассо. Девушка мечтала посвятить себя Богу, всецело предавалась духовным исканиям и не стремилась к светской жизни или замужеству. Однако она покорно готовилась исполнить волю отца, что повелевал ей долг. Внезапно ее благие намерения были разрушены нечаянной любовью. Говорили, что страсть настолько поразила девушку, что она позабыла обо всем на свете: о долге, Боге и скромности. Медичи всегда умели скрывать свои тайны, но избранником Марии называли юного Малатесто Малатесту. Молва приписывала Козимо убийство Марии, которая дерзнула полюбить пажа: рассказывали, что он вонзил ей свой кинжал прямо в сердце, застав влюбленных вместе.

После внезапной смерти Марии ее место заняла Лукреция, но едва через три года брака она умерла от туберкулеза, не оставив потомства. И опять ходили слухи, что герцог отравил молодую супругу, заподозрив ее в неверности.

Позднее Альфонс Феррарский женился на Лукреции Борджиа.

Из одиннадцати детей Козимо семь умерли до смерти отца. Его пережили Франческо, Фернандо, Пьетро и Изабелла.

Козимо разделил власть с Франческо, но титул великого герцога носил до самой смерти.

В 48 лет он практически устранился от власти и жил со своей молодой супругой Камиллой, бывшей ему заботливой сиделкой. Он умер в 1574 году в возрасте 54 лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Роберт Фладд (1574–1636)

Роберт Фладд (1574–1636) Роберт Фладд, крупнейший систематизатор эзотерических знаний, духовный вдохновитель британского розенкрейцерства, вполне может считаться одним из претендентов на роль основателя масонства. Будучи отпрыском дворянского рода и состоя в тесных

КОЗИМО СТАРЫЙ (1389–1469)

КОЗИМО СТАРЫЙ (1389–1469) С сыновьями Джованпи произошло разделение дома Медичи на две ветви.Перворожденный сын Козимо стал основателем более крепкой и жизнеспособной лилии Кафаголио, в то время как от Лорснпо произошла так называемая линия Пополано (народная). Позднее обе

АЛЕССАНДРО МЕДИЧИ (1512-1532-1537) ЛОРЕНЦИНО МЕДИЧИ (1511–1547)

АЛЕССАНДРО МЕДИЧИ (1512-1532-1537) ЛОРЕНЦИНО МЕДИЧИ (1511–1547) Осенью 1530 года верхушка патрициата вернулась из изгнания во Флоренцию.В 1532 году в силу вступила новая конституция Флоренции, согласно которой главой государства являлся герцог, обладавший полной и передаваемой по

ФРАНЧЕСКО I (1574–1587)

ФРАНЧЕСКО I (1574–1587) Сын и преемник Козимо I — Франческо — держался направления отца, но значительно уступал ему талантами.От своей матери Элеоноры Толедской он унаследовал утонченные черты лица и прекрасные глаза. Иногда — когда он этого хотел — в нем вспыхивало

КОЗИМО II (1590-1609-1621)

КОЗИМО II (1590-1609-1621) Первые же шаги Козимо II были чередой грубых ошибок. Он прекратил деятельность банков Медичи, которые работали при Козимо II, Франческо и Фердинандо и которые финансировали половину правящих домов Европы.Ошибкой был и брак с Марией Магдаленой

КОЗИМО III (1639-1670-1723)

КОЗИМО III (1639-1670-1723) Сын и преемник Фердинандо, Козимо III, имел строгий и мрачный нрав, можно сказать, был настоящим ипохондриком, подверженным ужасному страху смерти, который с удовольствием культивировала в нем мать и ее клерикальное окружение. Ханжа и педант, он не мог

1574 Гайлит А.А. Хроника одной жизни, почти полностью посвященной комсомолу, партии и алюминиевой промышленности, 1980: РГАЭ. Ф. 332. Оп. 1.Д. 103. Л.

Пьеро ди Козимо

Читайте также: