Дал господь чуму даст и кутерьму

Обновлено: 25.04.2024

1–11. Болезнь Езекии, молитва его и чудесное исцеление при чудесном же возвращении тени на солнечных часах. 12–21. Посольство вавилонского царя, тщеславие Езекии; грозное предсказание пророка Исаии о плене вавилонском и смирении Езекии.

4Цар.20:1 . В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь.

Болезнь Езекии относят обычно ко времени нашествия Сеннахирима, именно до поражения его и удаления, так как, согласно стиху 6, Езекии, еще болящему, лишь обещается удаление ассирийского царя от Иерусалима. Однако нет необходимости предполагать, чтобы библейский рассказ в его тройной рецензии ( 4Цар.20 ; Ис.39 и 2Пар.32:24 и др.) отступал от исторической последовательности событий, помещая событие позднейшее (удаление Сеннахирима) прежде предшествовавшего ему по времени (болезни Езекии). Иосиф Флавий (Иуд.Древн. 10:2, 1) прямо говорит, что болезнь постигла Езекию немного спустя после ( μετ᾿ οὐ Πολύ ) нашествия Сеннахирима; после этого события имело место и посольство вавилонского царя (ст. 12–13) к Езекии с целью (между прочим) поздравить его с выздоровлением и осведомиться о небесном знамении, сопровождавшем это выздоровление ( Ис.39 ; 2Пар.32:31 ). Обещание же стиха 6 о спасении Езекии и его царства и Иерусалима из руки ассирийского царя (ср. 4Цар.19:34 ) имело весь смысл и полную силу и после похода Сеннахирима, о котором рассказывают главы ( 4Цар.18 ) и ( 4Цар.19 ), так как могущество Ассирии продолжало оставаться угрожающей целости Иудеи силой, и царь ассирийский всегда мог предпринять новый поход против Иудеи (как, по ассиро-вавилонским данным, Сеннахирим около этого времени предпринимал поход против отложившегося было от него Вавилона).

4Цар.20:2 . И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря:

4Цар.20:4 . Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне:

4Цар.20:5 . возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;

4Цар.20:6 . и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего.

4Цар.20:7 . И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел.

4Цар.20:8 . И сказал Езекия Исаии: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень?

Еще не освободившись от чувства страха смерти, больной Езекия просит какого-либо внешнего знамения для укрепления веры своей в истину пророческого слова об исцелении его; ввиду трудности обещанного чуда такое желание вполне естественно ( Ис.7:11,14 ; 4Цар.19:29 ), почему пророк Исаия некогда сам предложил Ахазу просить какого-либо чуда в удостоверение истины пророческого слова.

4Цар.20:9 . И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней?

4Цар.20:10 . И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней.

4Цар.20:11 . И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней.

Что касается второго вопроса, т.е. устройства солнечных часов Ахаза, движение тени по ступеням (Vulg. lineae) которых давало определять время дня, то мы уже заметили в прим. к ( 4Цар.16:10 ) и далее, что данный механизм, несомненно, мог быть заимствован Ахазом из Ассиро-Вавилонии, родины астрономии и счисления времени. И греки, у которых механизм солнечных часов появился впервые при Анаксимандре, путешествовавшем по Халдее, приписывали изобретение примитивных солнечных часов ( σκάφη ) вавилонянам. Хотя устройство часов Ахаза и не может быть определено с точностью, и мы неизбежно должны вращаться здесь в круге различных предположений, но из последних наиболее вероятным представляется следующее. Механизм, может быть, представлял собой колонну или обелиск на известном постаменте, поставленный на совсем открытом месте, чтобы тень от него была видима на всех окружавших его ступенях: последние являлись в виде делений по теневой стороне обелиска, и по количеству захватываемых тенью ступеней могли определять время дня, и довольно точно, так как положение эклиптики у ассиро-вавилонян издавна было известно 18 . Различные формы солнечных часов в древности изображены у Philippsоn'a, D. Israelitische Bibel II, s. 679). Чудесное возвращение солнечной тени до солнечного зенита было самым выразительным символом того, что неблизок еще для Езекии вечер жизни с его тенью ( Пс.101:12 ; Еккл.12:2 ; Иер.6:4 ). О делении дня на часы здесь не могло быть речи, так как оно явилось у евреев лишь после.

4Цар.20:12 . В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен.

4Цар.20:13 . Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем.

4Цар.20:14 . И пришел Исаия пророк к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди, и откуда они приходили к тебе? И сказал Езекия: из земли далекой они приходили, из Вавилона.

4Цар.20:15 . И сказал Исаия: что они видели в доме твоем? И сказал Езекия: все, что в доме моем, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих.

4Цар.20:16 . И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне:

4Цар.20:17 . вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.

4Цар.20:18 . Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского.

Пророк Исаия, ясно прозревавший настоящее и будущее положения дел в Иудее и окрестных странах и потому отрицательно относившийся ко всем попыткам Иудейского царства вступить в союз с Египтом, Аcсирией и Вавилоном ( Ис.30–31 ), не замедлил раскрыть глаза обольщенному Езекии и произнес ему совершенно ясное грозное предсказание о том, что настоящий союз иудейского царя с вавилонским служит предвестием пленения Иудейского царства и народа в Вавилон, когда все сокровища царские и государственные из Иудеи будут отнесены в Вавилон, а царственные потомки Езекии будут служить евнухами при дворе царя вавилонского.

4Цар.20:19 . И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек. И продолжал: да будет мир и благосостояние во дни мои!

4Цар.20:20 . Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских.

4Цар.20:21 . И почил Езекия с отцами своими, и воцарился Манассия, сын его, вместо него.

Cp. Kamphauscn Riehm. Handworterbuch d. bibl. Alterthums, Bd. ll. s. 1724. Число ступеней на часах Ахаза, судя по ( 4Цар.20:9–11 ), не могло быть менее 20-ти, но, вероятно, их было гораздо более

Клерик замечает к ст. 19: bonum vocatur id, in quo acquiescere par est, quippe ab eo profectum, qui ninil facit, quod non tantum justissimum, sed quod summa bonitate non sit lemperatum, etiam cum poenas sumit

Приметы и ритуалы на Пасху, которые сулят счастливую жизнь: как правильно отметить праздник

24 апреля - идеальная дата для того, чтобы заключать контракты или подписывать какие-либо юридические документы. Постарайтесь не откладывать важные дела на потом и не расслабляйтесь, кроме того не стоит тратить время на развлечения и отдых, даже если наступил выходной.

  • Если воды не потекли, то весна поздняя и лето будет плохим.
  • Если из небольших тучек образуются крупные облака и соединяются вместе – ожидай сильного ливня.
  • Зацвела верба – ожидай потепления.
  • Если идет дождь – то грибов уродится много.
  • Если вдарят заморозки, то будет прекрасный урожай груздей.
  • Утром небо румяное или красноватое – к ветру или дождю.
  • Маленькие тучи начинают разрастаться вширь – к дождю с юга, а между собой соединяться – к сильному ливню.
  • Антип без воды – закрома без зерна.
  • Солнечный день, морозное утро – яровые начнут быстро расти.
  • Если вода во второй раз разольется обильнее первого, то поздний посев уродится.
  • Если ива распушилась – зима точно не воротится.
  • Если чибисов не видно при начале полой воды – значит, это не настоящее половодье.
  • Снег, выпавший после половодья – озимые не уродятся.
  • На Антипа день хорошо лечить зубную боль.

Наши предки верили в примету, которая говорила: главное, что нельзя делать 24 апреля в день Антипа Водогона, – это рвать зубы.

По народным поверьям, если не прислушаться к совету и нарушить запрет, то после можно потерять и все остальные зубы, даже если они до этого были здоровы.

— 24 апреля нельзя колоть дрова, иначе Леший медведей, лис и волков подговорит, и те все хозяйство разорят.

— Нельзя в день Антипа Водогона вязать, шить и вышивать – все сегодняшнее рукоделие будет недолговечным: порвется, распустится или же будет испорчено каким-либо другим способом.

— Не рекомендуется 24 апреля мыть окна – нечистая сила будет заглядывать и вредить. Зато можно убирать, мыть полы и подметать. Эта работа принесет в дом благополучие и счастье.

— Не стоит в день Антипа Водогона заниматься огородными работами – по приметам, все посеянное и посаженное не приживется.

— 24 апреля нельзя стирать детские вещи, иначе вода, использованная для стирки, унесет здоровье и счастье ребенка. Но никто не запрещает в день Антипа Водогона замачивать и застирывать вещички. Это действие вреда не принесет.

— Беременным нельзя 24 апреля считать деньги, иначе очень скоро финансов не станет: их украдут, появятся непредвиденные траты, или же все деньги будут потеряны.

— Не нужно в день Антипа Водогона пить воду из-под крана, иначе можно серьезно заболеть.

— 24 апреля запрещено ругать детей, даже если они и провинились, иначе их Ангел-Хранитель разозлится и накажет родителей так, что им придется сильно переживать за подрастающее поколение: те домой вернутся не вовремя, не ответят на телефонный звонок, или будут другие причины для волнений.

— В итоге с детками все будет хорошо, но взрослые все же будут серьезно напуганы.

Традиции для каждого верующего

В этот период каждый верующий человек может посетить церковь, чтобы соблюсти несколько важных традиций: принять участие в службе, прочитать молитву, почтить память Иисуса Христа и поблагодарить его за совершенный поступок. Кроме этого, каждый прихожанин Русской православной церкви может попросить у Сына Божьего о помощи, если она вам необходима.

Помимо этого, существует традиция, связанная с разбиванием пасхальных яиц, кушаньем куличей, а также поздравлением:

Произнося это, верующие люди традиционно трижды целуют друг друга в щеки. Это является проявлением чистой любви, смирения и терпимости, что считается праведным поведением среди христиан.

Запреты и приметы на Светлую Пасху

В этот светлый праздник ни в коем случае нельзя лгать другим людям, желать им зла и ругаться с окружающими. Помимо этого, не стоит забывать о молитве и участии в церковной службе. Все это является крайне важной частью любого праздника Русской православной церкви. Особенно самого главного праздника.

Также стоит отказаться от уборки, посещения кладбища и распития алкогольных напитков 24 апреля 2022 года.

Кроме этого, в этот день существует ряд примет:

  • Дождь на Пасху — к дождливой весне.
  • Хмурое небо — к холодному лету.
  • Гром на Пасху — к теплой осени.
  • Снег 24 апреля — к хорошему урожаю.
  • Ясная ночь — к скорым заморозкам.

Пять молитв на Пасху

Перед прочтением молитв на Светлую Пасху следует помнить о том, что каждая молитва — это сакральный смысл и обращение к Небесам. В этом вопросе необходимо учитывать несколько важных правил, без соблюдения которых ваша молитва вряд ли будет услышана:

  • К каждой молитве необходимо подходить очень осторожно. Ни в коем случае не относитесь к молитве несерьезно и формально.
  • Не пытайтесь соврать и попросить чего-то большего. Небеса изначально знают то, чего вы хотите.
  • При прочтении молитвы перед иконой вы должны понимать, что вы молитесь не иконе, а святому, стоящему за ней. Икона является исключительно проводников между землей и Небом.
  • Во время чтения молитвы ни в коем случае не отвлекайтесь на телефон и другие внешние раздражители.
  • Не желайте никому зла. Это не подарит вам счастья.

Пять обрядов, которые могут провести все желающие

Несмотря на то, что Русская православная церковь относится к обрядам не положительно, существует обряды, которые близки людям и тесно связаны с верой. Речь идет, конечно же, не о заговорах, пришедших к людям из язычества. С помощью них каждый прихожанин Русской православной церкви может попросить для себя и своей семьи кое-что хорошее.

1. Например, с помощью глубокой тарелки, свечи и горсти семян подсолнуха, пшена и крошек хлеба можно провести обряд на привлечение богатства в свою жизнь. Для этого крайне важно остаться дома одному, дождаться заката и зажечь свечу. После этого можно прочитать любую молитву, которую вы уже когда-либо читали. Необходимо установить свечу напротив тарелки, а в саму емкость насыпать пшено, попросив золота, а после семена подсолнуха и хлебные крошки, попросив о плодах земли и богатства сытного.

2. Также каждый верующий может погадать при помощи пасхального кулича. Необходимо запечь его, а после посмотреть на то, каким вышел кулич. Если он вышел правильным, то год будет удачным. Если сгоревшим — стоит подготовиться к неудачам. Если кулич развалился, то вас ждет большая беда.

3. Можно провести несложный обряд при помощи церковной свечи и наступившего полнолуния. Необходимо поставить молитву на подоконник, прямо в лунный свет, а после помолиться Господу Богу, попросив его о том, что может сделать вас счастливее.

4. Считается, что каждая девушка сможет выйти замуж после того, как поцелует на пасху девять пасхальных яиц. При этом нужно благодарить наступивший праздник.

5. Наконец, считается, что каждая женщина может съесть накануне Пасхи яблоко и попросить у Небес о рождении долгожданного малыша.

24 апреля (11 апреля по старому стилю) – Антип-Водогон, Антип-Половод, день Антипа.

Согласно церковному календарю, в эту дату вспоминают святого Антипия Пергамского.

В народе отмечают день Антипа-Половода или Водогон, поскольку по приметам, с этого дня реки вскрываются ото льда.

В старину люди приметили, что если 24 апреля половодье не начнется, то летняя погода будет сырая, что означает неурожай.

Хотя старики утверждали, что Антипу Водогону помогает пробить воду медведь, который как раз от зимней спячки просыпается и идет не поиски еды. Однако, если и он замешкается, то и половодью не быть. Поэтому смельчаки ходили в день Антипа медведя будить, – кричали, пели песни, били палками, шумели в лесу, как можно громче.

24 апреля было запрещено сеять, так как согласно поверью, если это сделать, то рассада и семена погибнут.

В народе считалось, что Антип обладает целительской силой – может избавить от зубной боли и некоторых других недугов. Поэтому, если начинал беспокоить зуб, нужно было 24 апреля приложить к нему серебряную монету, а затем в ней проделать дырочку.

После взять красную шерстяную нитку и трижды обмотать ею запястье так, чтобы один конец остался длинным. Его отрезать и протянуть через отверстие в монетке. Подвесить получившийся амулет к иконе святого Антипа. После такого обряда очень скоро боль начинала уходить.

В Антипов день приступали к приготовлению старинного пива, состоящего из компонентов самого высокого качества – святой воды, хмеля и солода. Делали его только мужчины.

До этого они должны были обязательно попариться в бане, чтобы смыть с тела и души грязь. Тогда пиво получалось вкусное и долго хранилось.

У покинутых девушек и вдов была традиция 24 апреля в день Антипа прощаться со своей тоской, которую они отдавали половодным рекам.

Заговор от тоски С самого утра 24 апреля тоскующие шли к водоему, к самой кромке, и черпали оттуда левой рукой воду. Брызгали себе на лицо и просили, произнося слова заговора:

Лопухин А.П.

Ст. 24-26 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию

Ориген

Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его

Следует также отыскать то, о чем сказано в Книге Исход, что Он хотел умертвить Моисея за то, что тот отправился в Египет. Но и после: кто есть тот, кто называется ангелом-губителем и в Книге Левит назван apopompeus, то есть совершитель, как говорит Писание: Один жребий Господу и один жребий apopompeus (то есть совершителю).

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 24-27 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию. И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его

Бысть же Моисей на пути на стану, срете его Господь, и искаше его убити за пренебрежение к обрезанию; потому что одного из сыновей, рожденных в мадиамской земле, оставил необрезанным. Ибо с того дня, как Бог говорил к Моисею в Хориве, не видел он жены своей. Сепфора беспокоилась мыслью, что, поелику она не вполне верила истине слов мужа своего, то сим сделала себя виновною. И сам Моисей находил себя виновным, потому что не совершил над сыном обрезания. Но когда предавались они сим мыслям, является им обоим Ангел, и возвещает, что приходит требовать обрезания, чтобы Моисей, пришедши к Евреям, не подпал осмеянию, за то, что находясь вне всякой опасности, пренебрег обрезание, тогда как не пренебрегают они обрезания и при всей скорби о смерти сыновей своих. Ангел же является Моисею гневным, вразумляя его тем, кого должен он бояться, Бога ли, установившего обрезание, или ребра, удерживающего от обрезания. Сепфора, видя, что Моисею угрожает смерть за то что пренебрегла она обрезание, о чем и вечером препиралась с Моисеем, и устрашенная видением Ангела, вземши камень, обреза сына своего. И оставив его, обагренного своею кровью, объемлет ноги Ангела, и говорит: жених крови у меня, не причинишь ты скорби в день брака обрезания, потому что велика была радость у Авраама в тот день, когда он обрезал Исаака. Жених крови у меня. Не причинишь ты скорби и ради меня, обрезавшей сына своими руками, и ради Моисея, и ради Давшего заповедь обрезания, которая теперь исполнена. Когда оставил их Ангел, Моисею представился случай сказать Сепфоре: если ты исполнилась страхом в единый час, когда явился Ангел; то сколько благоговеть и в какой святости соблюдать душу должен я пред Богом, Который непрестанно открывает Себя мне, рукою моею творит знамения, напутствовал меня жезлом сим, и послал для избавления шестисот тысяч людей? Сказав сие, Моисей возвратил Сепфору к отцу, во-первых для обрезанного сына, чтобы в пути не увеличилась его болезнь, а во-вторых и потому, что неблаговременно было бы Сепфоре и сыновьям его прийти в Египет, когда должен был выйти из Египта весь Израиль. Между тем Господь явился Аарону, и послал его во стретение Моисею, чтобы по действительном совершении сказанного ему, уверовал он в исполнение и того, что должно совершиться в последствии.

Прп. Исидор Пелусиот

Бысть же на пути на стану, срете его Ангел Господень и искаше его убити

Стыжусь, что письмо проделало столь дальний путь, но я не подвергаюсь кичливым помыслам, когда вопрос предлагаешь ты. Впрочем, поскольку и родители восхищаются, глядя на телесные упражнения детей, хотя это - одни игры, то выражусь кратко.

Ангел, встретивший возвращающегося в Египет Моисея и хотевший умертвить его, простер на него меч не с намерением наказать за убийство, давно совершенное им по Божественной ревности, но обличая его в нарушении закона, который Моисей шел исполнить. Ибо, поставленный от Бога быть законодателем и обязанный в точности хранить закон, Моисей в самом начале преступил оный, ведя сыновей своих в Египет необрезанными и не исполнив ту заповедь, которая одна отличала Евреев от иноплеменников.

Прп. Максим Исповедник

Ст. 24-25 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня

Вопрос: Если Бог послал в Египет Моисея, то по какой причине Ангел Божий искал убить посланного Богом, и убил бы, если бы жена не поспешила обрезать сына, и [только] благодаря ей было остановлено стремление Ангела? И если необходимо было обрезание сына, то почему Бог, прежде чем послать Моисея, не повелел ему с кротостью обрезать сына? Почему, наконец, если и был допущен им проступок, добрый Ангел не наставил того, кто был послан Богом на такое служение?

Ответ: Кто со страхом Божиим исследует смысл загадочных мест Священного Писания и ради одной только божественной славы снимает, как покрывало, с Духа букву, тот, по слову Премудрости, обрящет все права ( Притч. 8:9 ) , потому что не встретит никакого препятствия в безупречном движении мысли к божественному. Итак, историю, уже исполнившуюся во времена Моисея, мы опустим; духовный же смысл истории рассмотрим умными очами, ибо он постоянно повторяется в действительности и в силу этого выступает с еще большей силой.

Стало быть пустыня, из которой посылается Моисей в Египет, чтобы вывести сынов Израиля, есть либо человеческое естество, либо мир сей, либо состояние, лишенное страсти. В таком состоянии и в этом мире ум, обучившись ведению через созерцание сущих, получает от Бога в глубинах сердца сокровенное и таинственное полномочие - вывести из Египта, то есть из плоти и чувства, как израильтян, божественное умозрение о сущих, бессмысленно трудящееся над глиной, то есть над страстями плоти. Ум, облеченный доверием на такое божественное служение, вместе с мудростью, соединенной с ним по ведению наподобие супруги, и с рожденным от нее благородным нравом и помыслом благочестивого образа жизни, непременно следует путем добродетелей. Этот путь не допускает никакого стояния на месте у шествующих по нему, но [требует] постоянного и стремительного движения тех, кто имеет целью души почесть вышнего звания ( Фил. 3:14 ) , поскольку остановка в добродетели есть начало порока. Ибо ум со страстью увлекшись каким-либо из материальных предметов, лежавших по обоим сторонам пути, делает [в подобном случае] даже и всецело обрезанный нрав и помысел благочестивого образа жизни необрезанным и гнусным.

Вот почему он вскоре и усматривает, как Ангела, обличающий его внутренний голос совести, угрожающий ему смертью и свидетельствующий, что причиной угрозы является остановка на [пути] добродетели, доставляющая помыслу необрезание. Его приводит в смущение сожительница ума - мудрость, обрезая, подобно Сепфоре, камнем, то есть словом веры, появившееся у сына, то есть помысла, материальное мечтание и иссушая всякую мысль о чувственной жизни. Ибо [Священное Писание] гласит: Ста кровь обрезания сына, то есть прекратилась страстная жизнь, мечтание и движение, после того как оскверненный помысел был очищен по вере мудростью. После этого очищения успокаивается внутренний голос, словно некий Ангел, через совесть бичующий согрешающий ум и порицающий всякое его помышление, движущееся вопреки надлежащему. Ведь поистине путь добродетелей наполнен многими святыми Ангелами, то есть логосами и способами, производящими всякий вид добродетели, а также Ангелами, невидимо содействующими нам к добру и возбуждающими в нас подобные внутренние голоса.

Итак, прекрасно и величественно слово Священного Писания, всегда предлагающее вместо повествуемого умопостигаемое тем, кто стяжал здравые очи души, и при этом это слово не содержит никакого наговора ни на Бога, ни на святых Ангелов Его. Ибо Моисей, посланный Богом, не имел, согласно умопостигаемому смыслу Писания, необрезанного сына, или помысла, поскольку в противном случае [Бог] сначала приказал бы совершить обрезание, [а потом бы послал]. И божественный Ангел не был жестоким, сообщая Моисею об угрожающей ему смерти за ошибочно совершенную им остановку на пути добродетели, ибо эту смерть обусловила [приключившаяся с ним] вялость на таковом пути.

Конечно, и вы, рассмотрев более внимательно повествование, бесспорно обнаружите, что не в начале, не в середине и не в конце пути встретил Ангел [Моисея], угрожая [ему] смертью за тайно вкравшуюся в мысль страсть, так что если бы он не остановился в пути и не прервал путешествия, то не подвергся бы обличению и не принял бы через Ангела грозное негодование за необрезание сына.

Так будем же умолять Бога, если только мы действительно находимся на пути заповедей, чтобы при всяком нашем преступлении Он не переставал посылать, как некоего Ангела, внутренний голос совести, возвещающий смерть за это преступление, дабы мы, овладев чувствами, научились при помощи врожденной рассудительности отсекать, словно необрезание, подкравшуюся к нам тайно на жизненном пути нечистоту страстей.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 24-26 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию

Идет Моисей в Египет, ведет с собой супругу-иноплеменницу и рожденных ею детей, и, когда, как повествуется, срете его некий Ангел, приводящий в страх угрозой смерти, жена умилостивляет его сыновней кровию обрезания.

…И нравственное естественное любомудрие и высокому по жизни может иногда служить сожительницей, подругой и сообщницей, если только ее порождения нимало не принесут иноплеменной скверны. Ибо, пока не обрезана и не отъята эта скверна, чтобы истреблено было все как вредное и нечистое, угрожает страхом смерти встречающий Ангел, но его умилостивляет сожительница отъятием отличительного свойства, по которому познается иноплеменное, доказывая, что порождение ее чисто.

Свт. Кирилл Александрийский

Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его

Итак, по всем известным источником на месте казни находились кроме римских воинов только Мать и Иоанн. Поодаль за казнью наблюдала небольшая группа жителей Иерусалима. Скорее всего, никого из первосвященников и фарисеев при распятии не было. Все были заняты подготовкой к празднику. Но, возможно, у Креста были представители римской власти и Синедриона.
Римское право предполагало передачу тел казненных их семьям, если они об этом просили. Однако в случае антиримских выступлений и общественных беспорядков наместники отказывали казненным в погребении. В правление Тиберия отказ в погребении распятого преступника был нормальной практикой, особенно в тех случаях, когда с просьбой о захоронении выступали не члены семьи.
Это обычная имперская практика дополнительного наказания.


Итак, тело Христа должно было бы похоронено в общей могиле, но тут выступает на первый план одна из самых загадочных и интересных фигур того времени в окружении Иисуса. Некий Иосиф Аримафейский. Аримафея - это территория недалеко от нынешнего Иерусалима. Нынешняя Рантис.
Очень богатый и влиятельный человек. Возможно даже член Синедриона. Какие его узы связывали с Христом - это большой вопрос. Кто-то говорит о том, что он был тайным учеником. Кто-то, что вообще родственник. Но как бы там не было, он делает очень много вещей, которые могли сказаться не только на его репутации, но и свободе. Иосиф присутствует при казни, хотя должен был готовиться дома к Пасхе или быть в Храме и приносить пасхальную жертву.

Иосиф из Аримафеи


Согласно иудейской погребальной традиции, тело укладывалось на полотно, умащалось благовониями и закрывалось другой частью полотна. Затем обвязывалось повязками.
Тогда существовал обычай закрывать тканью лицо умершего, чтобы смягчить скорбь взирающих на него родных и близких. Очевидно, так же поступили и с Иисусом. Четырехугольный платок (сударь из Овьедо), который закрывал Его лицо после снятия с креста, хранится сегодня в Испании. И также как с платом Вероники его тоже часто путают с Туринской Плащаницей

Сударь из Овьедо

То есть по идее рабы обернули тело Христа в льняное полотно сразу после того, как Иисус был снят с креста. После обернутое тело перенесли на каменную плиту помазания. На этой плите Христа укладывают на другую часть полотна, которую собственно говоря мы сейчас и знаем как Туринскую Плащаницу. Пока одни держат края ткани, другие оборачивают и обвязывают тело Иисуса полосами, а слуги Никодима поливают благовониями, которые проникают в Плащаницу и в обвязки. В конце концов все тело Иисуса завернуто в широкие повязки, которые охватывают и удерживают полотно. На глаза Христа кладут 2 монеты. Платком из Овьедо закрывают Его лицо.
После переностят в гроб и "закрывают печать" (закатывают круглый камень).
Ну а дальше - вы все знаете.
Воскресенье Христово.

Вот как то так.
Надеюсь, вам было интересно.
И с наступающим праздником для тех, кто празднует.

Читайте также: