Делением размножаются только клетки но не органоиды б клетки размножаются делением а вирусы нет

Обновлено: 07.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите правильный ответ.

При бесполом размножении дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;

б) одной специализированной клетки;

в) множества клеток одинакового происхождения;

г) множества клеток различного происхождения.

При вегетативном размножении дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;

б) одной специализированной клетки;

в) множества клеток одинакового происхождения;

г) множества клеток различного происхождения.

При половом размножении дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;

б) двух специализированных клеток;

в) слившихся неспециализированных клеток;

г) слившихся специализированных клеток.

Делением клеток размножаются:

а) только бактерии;

б) только одноклеточные водоросли и бактерии

в) только одноклеточные водоросли, простейшие и бактерии

г) одноклеточные водоросли, простейшие, бактерии и многоклеточные организмы

При помощи спор размножаются:

а) бактерии и низшие растения;

б) все растения, грибы и некоторые простейшие;

в) низшие растения, грибы и многоклеточные животные;

г) бактерии, все растения, грибы и некоторые простейшие.

а) только кишечнополостные и некоторые растения;

б) кишечнополостные, некоторые растения и все грибы;

в) кишечнополостные, некоторые растения и одноклеточные грибы дрожжи;

г) простейшие, кишечнополостные, все растения и грибы.

Фрагментацией (разделением материнской особи на жизнеспособные отдельные части) размножаются:

а) одноклеточные и нитчатые водоросли;

б) нитчатые водоросли и некоторые черви;

в) простейшие и некоторые черви;

г) одноклеточные водоросли и простейшие.

Половой процесс по типу конъюгации (соединения двух особей) характерен для:

а) бактерий, простейших и нитчатых водорослей;

б) простейших, одноклеточных водорослей и грибов;

в) грибов, бактерий и одноклеточных водорослей;

г) простейших, одноклеточных и нитчатых водорослей.

Половое размножение по типу изогамии (слияния одинаковых половых клеток) характерно для:

а) только одноклеточных водорослей;

б) одноклеточных водорослей, грибов и некоторых простейших;

в) грибов и некоторых многоклеточных животных;

г) всех растений и некоторых простейших.

Половое размножение по типу гетерогамии (слияния мужских и женских половых клеток) характерно для:

а) только высших растений;

б) только многоклеточных животных;

в) высших растений и многоклеточных животных;

г) всех растений, грибов и животных.

11. Раздельнополые организмы, у которых разные особи производят мужские и женские половые клетки, встречаются у:

а) только многоклеточных животных;

б) многоклеточных животных и низших растений;

в) высших растений и многоклеточных животных;

г) низших растений, одноклеточных животных и грибов.

Обоеполые организмы (гермафродиты), у которых одна и та же особь производит мужские и женские половые клетки, встречаются у:

а) только высших растений;

б) только высших растений и некоторых грибов;

в) многоклеточных животных и низших растений;

г) высших растений и многоклеточных животных.

Последовательность стадий клеточного цикла следующая:

Интерфаза (I) как стадия клеточного цикла включает:

а) пресинтетический период ( Gj ), синтетический период ( S ) и постсинтетический период ( G 2 );

б) постсинтетический период ( G 2 ), митоз (М) и пресинтетический период ( G ^;

в) синтетический период ( S ), постсинтетический период ( G 2 ) и митоз (М);

г) пресинтетический период ( G 1), митоз (М) и синтетический период ( S ).

В пресинтетическом периоде ( G 1) клеточного цикла происходит:

а) синтез белка и РНК, репликация ДНК;

б) синтез белка и РНК, образование органоидов и рост клетки;

в) синтез белка, деление центриолей и накопление энергии;

г) репликация ДНК, деление центриолей и образование органоидов.

В синтетическом периоде ( S ) клеточного цикла происходит:

а) синтез белка и РНК, репликация ДНК;

б) синтез РНК, образование органоидов;

в) синтез белка и РНК, накопление энергии;

г) репликация ДНК, образование органоидов.

В постсинтетическом периоде ( G 2 ) клеточного цикла происходит:

а) синтез белка и РНК, образование органоидов;

б) репликация ДНК, синтез белка и РНК;

в) синтез белка, деление центриолей и накопление энергии;

г) образование органоидов, репликация ДНК и накопление энергии.

В интерфазе (I) клеточного цикла происходит:

а) спирализация хроматид гомологичных хромосом в материнской клетке;

б) расхождение хроматид и их перераспределение в виде хромосом между дочерними клетками;

в) репликация ДНК и удвоение гомологичных хромосом в материнской клетке;

г) деспирализация хроматид гомологичных хромосом в дочерних клетках.

Последовательность стадий непрямого деления клетки (митоза) следующая:

В профазе митоза происходит:

а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление к центромерам веретена деления;

спирализация хромосом, расхождение центриолей и формирование веретена деления, растворение ядрышек и ядерной оболочки;

в) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки;

г) деспирализация хромосом, восстановление ядерной оболочки и ядрышек, цитокинез.

В метафазе митоза происходит:

а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление к центромерам веретена деления;

б) спирализация хромосом, расхождение центриолей и формирование веретена деления, растворение ядрышек и ядерной оболочки;

в) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки;

г) деспирализация хромосом, восстановление ядерной оболочки и ядрышек, цитокинез.

В анафазе митоза происходит:

а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление к центромерам веретена деления;

б) спирализация хромосом, расхождение центриолей и формирование веретена деления, растворение ядрышек и ядерной оболочки;

в) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки;

г) деспирализация хромосом, восстановление ядерной оболочки и ядрышек, цитокинез.

В телофазе митоза происходит:

а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление к центромерам веретена деления;

б) спирализация хромосом, расхождение центриолей и формирование веретена деления, растворение ядрышек и ядерной оболочки;

в) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки;

г) деспирализация хромосом, восстановление ядерной оболочки и ядрышек, цитокинез.

Самая продолжительная стадия в митозе:

Самая короткая фаза в митозе:

В результате митоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:

В результате митоза дочерние клетки диплоидных организмов содержат количество ДНК:

Непрямое деление клеток характерно главным образом для:

б) прокариот и некоторых эукариот;

в) всех эукариот, за исключением клеток простейших и специализированных клеток животных;

г) всех эукариот, за исключением к леток растений и специализированных клеток животных.

Прямое деление ядер клеток характерно главным образом для:

а) прокариот и простейших;

б) простейших и большинства клеток растений;

в) клеток растений и большинства клеток животных;

г) специализированных клеток животных и растений.

Редукционное деление клеток (мейоз) характерно главным образом для:

а) прокариот и простейших;

б) простейших и клеток растений, образующих споры и гаметы;

в) клеток растений, обеспечивающих их рост, и клеток животных, образующих гаметы;

г) клеток растений и грибов, образующих споры и гаметы, клеток животных, образующих гаметы.

В профазе первого деления мейоза происходит:

а) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки;

б) деление центромер и расхождение хрома- тид к полюсам клетки;

в) выстраивание бивалентов гомологичных хромосом около экватора клетки;

г) спирализация, конъюгация и обмен участками гомологичных хромосом, образование бивалентов и веретена деления.

32 * Последовательность 5 стадий профазы первого деления мейоза следующая:

33.* В стадии лептотены профазы первого деления мейоза происходит:

а) спирализация хромосом;

б) конъюгация гомологичных хромосом и образование из них бивалентов;

в) обмен участками гомологичных хромосом (кроссинговер);

г) взаимное отталкивание гомологичных хромосом в бивалентах и образование хиазм.

34* В стадии зиготены профазы первого деления мейоза происходит:

а) конъюгация гомологичных хромосом и образование из них бивалентов;

б) обмен участками гомологичных хромосом (кроссинговер);

в) взаимное отталкивание гомологичных хромосом в бивалентах и образование хиазм;

г) обособление гомологичных хромосом в бивалентах и уменьшение хиазм.

35* В стадии пахитены профазы первого деления мейоза происходит:

а) обмен участками гомологичных хромосом (кроссинговер);

б) конъюгация гомологичных хромосом и образование из них бивалентов;

в) взаимное отталкивание гомологичных хромосом в бивалентах и образование хиазм;

г) обособление гомологичных хромосом в бивалентах и уменьшение хиазм.

36 * В стадии диплотены профазы первого деления мейоза происходит:

а) взаимное отталкивание гомологичных хромосом в бивалентах и образование хиазм;

б) конъюгация гомологичных хромосом и образование из них бивалентов;

в) обмен участками гомологичных хромосом (кроссинговер);

г) обособление гомологичных хромосом в бивалентах и уменьшение хиазм.

37* В стадии диакинеза профазы первого деления мейоза происходит:

а) обособление гомологичных хромосом в бивалентах и уменьшение хиазм;

б) обмен участками гомологичных хромосом (кроссинговер);

в) взаимное отталкивание гомологичных хромосом в бивалентах и образование хиазм;

г) конъюгация гомологичных хромосом и образование из них бивалентов.

В метафазе первого деления мейоза происходит:

а) спирализация, конъюгация и обмен участками гомологичных хромосом, образование бивалентов и веретена деления;

б) выстраивание бивалентов гомологичных хромосом около экватора клетки;

в) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки;

г) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки.

В анафазе первого деления мейоза происходит:

а) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки;

б) выстраивание бивалентов гомологичных хромосом около экватора клетки;

в) спирализация, конъюгация и обмен участками гомологичных хромосом, образование бивалентов и веретена деления;

г) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки.

В метафазе второго деления мейоза происходит:

а) выстраивание бивалентов гомологичны хромосом около экватора клетки;

б) расхождение гомологичных хромосом полюсам клетки;

в) выстраивание пар хроматид по экватор клетки;

г) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки.

В анафазе второго деления мейоза происходит:

а) расхождение гомологичных хромосом полюсам клетки;

б) выстраивание бивалентов гомологичных хромосом около экватора клетки;

в) выстраивание пар хроматид по экватор клетки;

г) деление центромер и расхождение хромотид к полюсам клетки.

В результате мейоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:

В результате мейоза дочерние клетки диплоидных организмов содержат количеств ДНК:

Развитие пыльцевых зерен у цветковых растений в пыльниках тычинок происходит в результате:

а) микроспорогенеза и мегаспорогенеза;

б) микрогаметогенеза и мегагаметогенеза;

в) мегаспорогенеза и микроспорогенеза;

г) микроспорогенеза и микрогаметогенеза.

Материнская клетка микроспоры при микроспорогенезе делится:

а) митозом на две гаплоидные микроспоры;

б) мейозом на четыре гаплоидные микроспоры;

в) митозом на четыре диплоидные микроспоры;

г) мейозом на две гаплоидные микроспоры.

Зрелое пыльцевое зерно (микрогаметофит) у цветкового растения состоит из оболочки и:

а) одной гаплоидной мужской гаметы — спермия;

б) двух гаплоидных мужских гамет — спермиев;

в) гаплоидного вегетативного и гаплоидного генеративного ядер;

г) диплоидного вегетативного и гаплоидного генеративного ядер.

Развитие зародышевого мешка у цветковых растений в семязачатке завязи происходит в результате:

а) мегаспорогенеза и мегагаметогенеза;

б) мегагаметогенеза и микроспорогенеза;

в) микрогаметогенеза и микроспорогенеза;

г) мегаспорогенеза и микроспорогенеза.

Материнская клетка мегаспоры при мегаспорогенезе делится:

а) митозом на две диплоидные мегаспоры;

б) мейозом на четыре гаплоидные клетки, одна из которых мегаспора;

в) митозом на четыре диплоидные клетки, одна из которых мегаспора;

г) мейозом на четыре гаплоидные мегаспоры.

Зрелый зародышевый мешок (мегагаметофит) у цветковых растений состоит из покровов, цитоплазмы и:

а) семи гаплоидных ядер;

б) шести гаплоидных ядер, одно из которых ядро яйцеклетки;

в) шести гаплоидных ядер, одно из которых ядро яйцеклетки, и одного диплоидного ядра;

г) восьми диплоидных ядер, одно из которых ядро яйцеклетки, и одного гаплоидного ядра.

При оплодотворении у цветковых растений:

а) один из спермиев сливается с яйцеклеткой зародышевого мешка, образуя диплоидную зиготу, а другой спермий исчезает;

б) оба спермия сливаются с яйцеклетками зародышевого мешка, образуя две диплоидные зиготы;

один из спермиев сливается с яйцеклеткой зародышевого мешка, образуя диплоидную зиготу, а другой спермий сливается с гаплоидным ядром и формирует диплоидный эндосперм;

г) один из спермиев сливается с яйцеклеткой зародышевого мешка, образуя диплоидную зиготу, а другой спермий сливается с диплоидным ядром и формирует триплоидный эндосперм.

При сперматогенезе у животных в семенниках в стадии размножения происходит:

а) рост диплоидных сперматогониев и их превращение в сперматоциты первого порядка;

б) деление диплоидных сперматогониев мейозом;

в) деление диплоидных сперматогониев митозом;

г) рост и деление диплоидных сперматоцитов первого и второго порядка мейозом.

При сперматогенезе у животных в семенниках в стадии роста происходит:

а) рост диплоидных сперматогониев и их превращение в сперматоциты первого порядка;

б) деление дийлоидных сперматоцитов первого порядка мейозом и их рост в гаплоидные сперматоциты второго порядка;

в) деление диплоидных сперматоцитов второго порядка мейозом и их рост в гаплоидные сперматиды;

г) рост диплоидных сперматоцитов первого порядка и образование диплоидных сперматоцитов второго порядка.

При сперматогенезе у животных в семенниках в стадии развития (созревания) происходит:

а) деление диплоидных сперматоцитов первого порядка мейозом и образование гаплоидных сперматоцитов второго порядка;

б) деление диплоидных сперматоцитов первого порядка мейозом, образование гаплоидных сперматоцитов второго порядка и их развитие в сперматиды, а затем в сперматозоиды;

в) развитие диплоидных сперматоцитов первого и второго порядка в гаплоидные сперматиды, а затем в сперматозоиды;

г) деление гаплоидных сперматоцитов первого порядка мейозом, образование гаплоидных сперматид и их развитие в сперматозоиды.

При оогенезе у животных в яичниках в стадии размножения происходит:

а) деление диплоидных оогониев митозом;

б) рост диплоидных оогониев и их превращение в ооциты первого порядка;

в) деление диплоидных ооцитов первого порядка мейозом и образование гаплоидных ооцитов второго порядка и редукционных телец;

г) рост и деление диплоидных ооцитов первого порядка митозом и образование диплоидных ооцитов второго порядка и редукционных телец.

При оогенезе у животных в яичниках в стадии роста происходит:

а) рост диплоидных оогониев и их превращение в ооциты первого порядка;

б) деление диплоидных ооцитов первого порядка мейозом и их рост в ооциты второго порядка;

в) рост гаплоидных ооцитов второго порядка и их деление митозом с образованием оотид и редукционных телец;

г) деление гаплоидных ооцитов второго порядка митозом и их рост в оотиды с образованием редукционных телец,

При оогенезе у животных в яичниках в стадии развития (созревания) происходит:

а) деление гаплоидных ооцитов второго порядка митозом и образование оотид, развивающихся затем в яйцеклетки;

б) деление диплоидных ооцитов первого порядка мейозом, образование ооцитов второго порядка и редукционных телец;

в) деление гаплоидных ооцитов второго порядка митозом, образование оотид и редукционных телец, рост оотид в яйцеклетки;

г) деление диплоидных ооцитов первого порядка мейозом, образование ооцитов второго порядка и редукционных телец, развитие ооцитов второго порядка в оотиды, а затем в яйцеклетки.

Последовательность стадий зародышевого развития у хордовых животных следующая:

Из наружного зародышевого листка (эктодермы) в эмбриогенезе у хордовых животных развиваются:

а) кожные покровы, нервная система и органы чувств;

б) органы пищеварения и органы дыхания;

в) скелет и мускулатура, органы кровообращения и выделения;

г) органы дыхания, кровообращения и выделения.

Из внутреннего зародышевого листка (энтодермы) в эмбриогенезе у хордовых животных развиваются:

а) кожные покровы, нервная система и органы чувств;

б) органы пищеварения и органы дыхания;

в) скелет и мускулатура, органы кровообращения и выделения;

г) органы дыхания, кровообращения и выделения.

Из промежуточного зародышевого листка (мезодермы) в эмбриогенезе у хордовых животных развиваются:

Татьяна Нилова

Подскажите, пожалуйста, встречаются ли на ЕГЭ в части С задачи на энергетический обмен. Почему-то встречаю их только в пособиях по подготовке. Возможно, плохо смотрела в КИМах. Если встречаются, то приведите пример или дайте ссылку. Спасибо.

Александр Филатов

Татьяна Нилова

А что-нибудь типа в процессе энергетического обмена синтезировалось 120 АТФ и выделилось 18 СО2? Сколько энергии ушло на тепло? Другими словами, для ЕГЭ дети должны знать другие показатели, кроме 2, 36 или 38 АТФ? Спасибо.

Александр Боровков

Задание 36 № 11587 тип A36

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния:

А. Де­ле­ни­ем раз­мно­жа­ют­ся толь­ко клет­ки, но не ор­га­но­и­ды.
Б. Клет­ки раз­мно­жа­ют­ся де­ле­ни­ем, а ви­ру­сы — нет.
1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.
Ор­га­но­и­ды — ми­то­хон­дрии, пла­сти­ды могут са­мо­вос­про­из­во­дить­ся, по­это­му утвер­жде­ние А не­вер­но.

Разве вирусы в вегетативной форме (активированные в клетке) не размножаются делением?

Наталья Баштанник

Alexander, Размножение вирусов включает в себя три процесса: репликацию вирусной нуклеиновой кислоты, синтез вирусных белков и сборку вирионов. Это не деление.

Наталья Баштанник

Яна Симониан

Задание С5 № 12744
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок цен­тральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГ ГТА АТТ ГЦТ АТЦ. Установите нуклеотидную по­следовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Пояснение.
1) Синтезируемая тРНК — УГЦ-ЦАУ-УАА-ЦГА-УАГ (по принципу комплементарности на основе указанной цепи ДНК)
2) Так как антикодон тРНК — третий триплет — УАА по условию, то кодон на иРНК по принципу комплементарности — АУУ
3) Пользуясь таблицей генетического кода определяем, что кодон на иРНК — АУУ — кодирует аминокислоту иле

вопрос: сначала же с ДНК информация переносится на иРнк? а потом на тРНК? значит последовательность УГЦ-ЦАУ-УАА-ЦГА-УАГ это комплементарная ДНК иРНК, правильно? почему в пояснении с данной цепи ДНК строится комплементарная последовательность сразу на тРНК? сначала же информация должна перейти на иРНК, нет? Объясните, пожалуйста.

Александр Филатов

Яна, самое первое предложение в задании:
"Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице."
То есть с ДНК информация может переносится как на иРНК, так на рРНК и тРНК. Просто в иРНК информация о белке, а в рРНК - о рибосоме и в тРНК - об аминокислоте, которую надо переносить к рибосоме.
В школах учат только задачам про ДНК-иРНК. Ну а в КИМах чуть посложнее )

Задача как раз про перенос информации из ДНК на тРНК. Только эта информация там не о белке.

Вирусы открыты Д.И.Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики).

Вирусы – это внутриклеточные паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. Вирусы паразитируют на клетках организмов всех царств живой природы. Вирусы бактерий называются бактериофаги.

Если вирусы выделить в чистом виде, то они существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). Из-за этого многие ученые считают вирусы промежуточной стадией между живыми и неживыми объектами.

Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки:

  • вирусы гораздо меньше клеток;
  • вирусы гораздо проще клеток по строению – состоят только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, состоящей из множества одинаковых молекул белка.
  • вирусы содержат либо ДНК, либо РНК.

Синтез компонентов вируса:

  • В нуклеиновой кислоте вируса содержится информация о вирусных белках. Клетка делает эти белки сама, на своих рибосомах.
  • Нуклеиновую кислоту вируса клетка размножает сама, с помощью своих ферментов.
  • Затем происходит самосборка вирусных частиц.

Значение вирусов:

  • вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.)
  • некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.

Синдром приобретенного иммунного дефицита вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ паразитирует на белых клетках крови (лейкоцитах лимфоцитах), это приводит к разрушению иммунной системы.

Вирус СПИДа очень нестоек, на воздухе легко разрушается. Заразиться им можно только при половых контактах без презерватива и при переливании зараженной крови.

Ещё можно почитать

Задания части1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология
2) микология
3) бактериология
4) гистология

Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом?
1) лишайников
2) грибов
3) прокариот
4) простейших

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь
1) эритроциты
2) тромбоциты
3) фагоциты
4) лимфоциты

Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает
1) в лимфе
2) в грудном молоке
3) в слюне
4) на воздухе

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность

ВИРУСЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы:
1) не обладают собственным обменом веществ
2) являются внутриклеточными паразитами
3) способны размножаться только внутри животных клеток
4) не содержат нуклеиновых кислот
5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
6) не способны к самостоятельному синтезу белка

Бактериофаг


ВИРУС РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного природного объекта?
1) характерен хемотрофный тип питания
2) образован нуклеиновой кислотой и белками
3) ведет паразитический образ жизни
4) образует споры при неблагоприятных условиях среды
5) отсутствует собственный обмен веществ
6) образует симбиоз с бактериальной клеткой

Бактериофаг


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для биологического объекта, изображённого на рисунке?
1) генетический материал представлен молекулами РНК
2) клеточная стенка из муреина
3) наличие мелких рибосом
4) наличие клеточного центра
5) является возбудителем СПИДа
6) имеет наружную белково-липидную мембрану

ВИРУС - БАКТЕРИЯ
1. Установите соответствие между особенностями организмов и представителями: 1) Вирус иммунодефицита, 2) Кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Нет клеточной стенки
Б) Наследственный материал заключён в кольцевой ДНК
В) Наследственный материал заключён в РНК
Г) Может иметь жгутик
Д) Внутриклеточный паразит
Е) Симбионт человека

2. Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: 1) бактериофаг, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида
Б) клеточная стенка из муреина
В) вне организма находится в виде кристаллов
Г) может находиться в симбиозе с человеком
Д) имеет рибосомы
Е) имеет хвостовой канал

3. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен: 1) прокариоты, 2) вирусы.
А) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
В) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции

4. Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: 1) вирусы, 2) бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) только паразитический образ жизни
Б) способность к синтезу белковых молекул
В) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды
Г) отсутствие собственного обмена веществ
Д) наличие клеточной стенки
Е) деление клетки надвое

Бактериофаг и бактерия


ВИРУС-БАКТЕРИЯ РИС.
1. Установите соответствие между функциями и организмами, для которых они характерны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеет оболочку из муреина
Б) является облигатным клеточным паразитом
В) способен к спорообразованию
Г) размножается бинарным делением
Д) состоит из ДНК или РНК и капсида
Е) способен кристаллизоваться

Вирус и бактерия


2. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) при неблагоприятном воздействии образует споры
Б) является облигатным внутриклеточным паразитом
В) имеет нуклеоид
Г) цитоплазматическая мембрана образует мезосомы
Д) генетический аппарат представлен молекулами ДНК или РНК
Е) имеет белково-липидную мембрану и капсид

Вирус и бактерия


3. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, представленными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) не имеет собственного метаболизма
Б) поддерживает собственный гомеостаз
В) может быть автотрофной и гетеротрофной
Г) содержит ДНК или РНК в качестве носителя наследственной информации
Д) размножается только внутри клеток хозяина
Е) может самостоятельно передвигаться

Вирус и бактерия


4. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, представленными на рисунках 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представляет собой неклеточную форму жизни
Б) имеет нуклеоид и рибосомы
В) размножается только в живых клетках
Г) размножается делением
Д) не имеет собственного обмена веществ
Е) неблагоприятные условия переживает в состоянии споры

Вирус и бактерия


5. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, представленными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) нахождение нуклеиновой кислоты внутри белкового капсида
Б) размножение в клетках бактерий
В) может быть автотрофом или гетеротрофом
Г) не имеет рибосом
Д) размножается делением надвое
Е) не имеет собственного обмена веществ

Вирус и бактерия


Установите соответствие между признаками и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1-3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит линейные хромосомы
Б) имеет белковый капсид
В) клеточная стенка из муреина
Г) содержит хроматофор
Д) способен к обратной транскрипции
Е) мелкие рибосомы 70S типа

ВИРУС В ОТЛ. ОТ БАКТЕРИЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют неоформленное ядро
2) размножаются только в других клетках
3) не имеют мембранных органоидов
4) осуществляют хемосинтез
5) способны кристаллизоваться
6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

СОБИРАЕМ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют неоформленное ядро
2) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой
3) относятся к свободноживущим формам
4) размножаются только в других клетках

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход вируса в окружающую среду
2) синтез белка вируса в клетке
3) внедрение ДНК в клетку
4) синтез ДНК вируса в клетке
5) прикрепление вируса к клетке

2. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосинтез ДНК и белков бактериофага бактериальной клеткой
2) разрыв оболочки бактерии, выход бактериофагов и заражение новых бактериальных клеток
3) проникновение ДНК бактериофага в клетку и встраивание его в кольцевую ДНК бактерии
4) прикрепление бактериофага к оболочке бактериальной клетки
5) сборка новых бактериофагов

3. Установите последовательность этапов проникновения и паразитирования в клетке вирусных частиц. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
2) проникновение ДНК вируса в клетку
3) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
4) синтез вирусной ДНК и белков
5) выход вирусных частиц из клетки-хозяина
6) формирование новых вирионов

4. Установите последовательность процессов, происходящих при заражении человека вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) высвобождение РНК из капсида
2) трансляция вирусных белков
3) проникновение вируса в лейкоциты
4) встраивание ДНК в хромосому лейкоцита
5) обратная транскрипция

5. Установите последовательность этапов развития РНК-содержащего вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) с момента его проникновения в лимфоцит. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) синтез вирусной ДНК на РНК вируса (обратная транскрипция)
2) проникновение вирусной РНК в цитоплазму лимфоцита
3) синтез иРНК и вирусных белков в лимфоците
4) самосборка вирусных частиц
5) встраивание вирусной ДНК в хромосому лимфоцита

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Обмен веществ как свойство живого характерен для
1) вирусов растений
2) простейших
3) почвенных бактерий
4) вирусов животных
5) бактериофагов

БОЛЕЗНИ
1. Установите соответствие между инфекционным заболеванием и его возбудителем: 1) бактерии, 2) вирусы, 3) простейшие. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) лямблиоз
Б) куриная холера
В) мозаичная болезнь табака
Г) коровья оспа
Д) малярия
Е) туберкулез

2. Установите соответствие между заболеванием и его возбудителем: 1) грибы, 2) гельминты, 3) вирусы. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) аскаридоз
Б) головня злаков
В) мучнистая роса
Г) ветряная оспа
Д) грипп

Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость

Все живые организмы на Земле делятся на две группы: прокариот и эукариот.

  • Эукариоты – это растения, животные и грибы.
  • Прокариоты – это бактерии (в том числе цианобактерии, они же "сине-зеленые водоросли").

Главное отличие

У прокариот нет ядра, кольцевая ДНК (кольцевая хромосома) расположена прямо в цитоплазме (этот участок цитоплазмы называется нуклеоид).

У эукариот есть оформленное ядро (наследственная информация [ДНК] отделена от цитоплазмы ядерной оболочкой).

Дополнительные отличия

1) Раз у прокариот нет ядра, то нет и митоза/мейоза. Бактерии размножаются простым делением надвое.

2) У прокариот рибосомы мелкие (70S), а у эукариот – крупные (80S).

3) У прокариот клеточная стенка состоит из муреина (пептидогликана).

4) У прокариот отсутствуют мембранные органоиды (такие как митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы и т.д.), вместо них у прокариот есть мезосомы – выросты плазматической мембраны, похожие на кристы митохондрий.

5) Клетка прокариот гораздо меньше клетки эукариот: по диаметру в 10 раз, по объему – в 1000 раз.

Сходство

Клетки всех живых организмов (всех царств живой природы) содержат плазматическую мембрану, цитоплазму и рибосомы.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. ВЫБЕРИТЕ НЕВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. У бактерий отсутствуют
1) половые клетки
2) мейоз и оплодотворение
3) митохондрии и клеточный центр
4) цитоплазма и ядерное вещество

Выберите один, наиболее правильный вариант. В прокариотических клетках реакции окисления происходят на
1) рибосомах в цитоплазме
2) впячиваниях плазматической мембраны
3) оболочках клеток
4) кольцевой молекуле ДНК

ПРОКАРИОТЫ
1. Выберите три варианта. Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она
1) не имеет ядра, покрытого оболочкой
2) имеет цитоплазму
3) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму
4) имеет наружную плазматическую мембрану
5) не имеет митохондрий
6) имеет рибосомы, где происходит биосинтез белка

2. Выберите три варианта. Почему бактерии относят к прокариотам?
1) содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы
2) состоят из множества дифференцированных клеток
3) имеют одну кольцевую хромосому
4) не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий
5) не имеют обособленного от цитоплазмы ядра
6) имеют цитоплазму и плазматическую мембрану

3. Выберите три варианта. Для прокариотной клетки характерно наличие
1) рибосом
2) митохондрий
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической сети
6) одной кольцевой ДНК

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У прокариотических клеток есть
1) нуклеоид с ДНК
2) настоящее ядро
3) аппарат Гольджи
4) гомологичные хромосомы
5) рибосомы
6) клеточная мембрана


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания клетки бактерий?

1) отсутствие мембранных органоидов

2) отсутствие рибосом в цитоплазме

3) образование двух и более хромосом линейной структуры
4) клеточная стенка состоит из муреина
5) не способна к фагоцитозу
6) имеет центриоль в основании жгутика

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Прокариотическая клетка не имеет в своем составе
1) ядра
2) цитоплазмы
3) эндоплазматической сети
4) плазматической мембраны
5) рибосом
6) пластид

ПРОКАРИОТЫ - ЭУКАРИОТЫ
1. Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки: 1) прокариотический, 2) эукариотический
А) клеточный центр участвует в образовании веретена деления
Б) в цитоплазме находятся лизосомы
В) хромосома образована кольцевой ДНК
Г) отсутствуют мембранные органоиды
Д) клетка делится митозом
Е) мембрана образует мезосомы

2. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая
А) мембранные органоиды отсутствуют
Б) имеется клеточная стенка из муреина
В) наследственный материал представлен нуклеоидом
Г) содержит только мелкие рибосомы
Д) наследственный материал представлен линейными ДНК
Е) клеточное дыхание происходит в митохондриях

3. Установите соответствие между признаком и группой организмов: 1) Прокариоты, 2) Эукариоты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие ядра
Б) наличие митохондрий
В) отсутствие ЭПС
Г) наличие аппарата Гольджи
Д) наличие лизосом
Е) линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка

4. Установите соответствие между органоидами и клетками, которые их имеют: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) аппарат Гольджи
Б) лизосомы
В) мезосомы
Г) митохондрии
Д) нуклеоид
Е) ЭПС

5. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) молекула ДНК кольцевая
Б) поглощение веществ путем фаго- и пиноцитоза
В) образуют гаметы
Г) рибосомы мелкие
Д) есть мембранные органоиды
Е) характерно прямое деление

6. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) наличие обособленного ядра
2) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды

3) расположение наследственного материала только в замкнутой ДНК

4) деление путем мейоза
5) способность к фагоцитозу

6) отсутствуют митохондрии

СОБИРАЕМ 7
1) Неподвижная цитоплазма

Прокариот и эукариот


Установите соответствие между характеристиками и типами клеток, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют мезосомы
Б) осмотрофный способ питания
В) делятся митозом
Г) имеют развитую ЭПС
Д) образуют споры при неблагоприятных условиях
Е) имеют оболочку из муреина

ПРОКАРИОТЫ - ЭУКАРИОТЫ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот
1) наличием нуклеоида в цитоплазме
2) наличием рибосом в цитоплазме
3) синтезом АТФ в митохондриях
4) присутствием эндоплазматической сети
5) отсутствием морфологически обособленного ядра
6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов

2. Выберите три варианта. Прокариотные клетки отличаются от эукариотных
1) наличием рибосом
2) отсутствием митохондрий
3) отсутствием оформленного ядра
4) наличием плазматической мембраны
5) отсутствием органоидов движения
6) наличием одной кольцевой хромосомы

БАКТЕРИИ - РАСТЕНИЯ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком и царством: 1) бактерии, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
A) все представители прокариоты
Б) все представители эукариоты
B) могут делиться пополам
Г) есть ткани и органы
Д) есть фото и хемосинтетики
Е) хемосинтетики не встречаются

2. Установите соответствие между признаками организмов и их царством: 1) бактерии, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу
Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе
В) клетки делятся путем митоза и мейоза
Г) имеют пластиды
Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы
Е) лишены митохондрий

БАКТЕРИИ - РАСТЕНИЯ СХОДСТВО
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство бактерий и растений состоит в том, что они
1) прокариотические организмы
2) образуют споры при неблагоприятных условиях
3) имеют клеточное тело
4) среди них имеются автотрофы
5) обладают раздражимостью
6) способны к вегетативному размножению

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Сходство клеток бактерий и растений состоит в том, что они имеют
1) рибосомы
2) плазматическую мембрану
3) оформленное ядро
4) клеточную стенку
5) вакуоли с клеточным соком
6) митохондрии

БАКТЕРИИ - РАСТЕНИЯ ОТЛИЧИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Бактерии, в отличие от низших растений,
1) по типу питания бывают хемотрофами
2) при размножении образуют зооспоры
3) не имеют мембранных органоидов
4) имеют слоевище (таллом)
5) при неблагоприятных условиях образуют споры
6) синтезируют полипептиды на рибосомах

БАКТЕРИИ - ЖИВОТНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между органоидами и их наличием у клеток: 1) бактерий, 2) животных. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лизосомы
Б) клеточная стенка
В) ядрышко
Г) аппарат Гольджи
Д) кольцевая ДНК
Е) мезосомы

БАКТЕРИИ - ЖИВОТНЫЕ СХОДСТВО
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют
1) рибосомы
2) цитоплазму
3) гликокаликс
4) митохондрии
5) оформленное ядро
6) цитоплазматическую мембрану

БАКТЕРИИ - ГРИБЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен: 1) грибы, 2) бактерии
А) ДНК замкнута в виде кольца
Б) по способу питания - автотрофы или гетеротрофы
В) клетки имеют оформленное ядро
Г) ДНК имеет линейное строение
Д) в клеточной стенке имеется хитин
Е) ядерное вещество расположено в цитоплазме

2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Грибы, 2) Бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образование микоризы с корнями высших растений
Б) образование клеточной стенки из хитина
В) тело в виде мицелия
Г) размножение спорами
Д) способность к хемосинтезу
Е) расположение кольцевой ДНК в нуклеоиде

3. Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) дрожжи, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) геном представлен одной кольцевой молекулой ДНК
Б) клетка покрыта оболочкой из муреина
В) делится митозом
Г) в анаэробных условиях вырабатывает этанол
Д) имеет жгутики
Е) не имеет мембранных органоидов

БАКТЕРИИ - ГРИБЫ СХОДСТВА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Бактерии, как и грибы,
1) составляют особое царство
2) являются только одноклеточными организмами
3) размножаются с помощью спор
4) являются редуцентами в экосистеме
5) могут вступать в симбиоз
6) поглощают вещества из почвы с помощью гифов

БАКТЕРИИ - ГРИБЫ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. Бактерии, в отличие от шляпочных грибов,
1) одноклеточные организмы
2) многоклеточные организмы
3) имеют в клетках рибосомы
4) не имеют митохондрий
5) доядерные организмы
6) не имеют цитоплазмы

БАКТЕРИИ - ГРИБЫ - РАСТЕНИЯ
Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом: 1) бактериальная, 2) грибная, 3) растительная. Напишите цифры 1, 2 и 3 в правильной последовательности.
А) отсутствие мембранных органоидов
Б) запасающее вещество – крахмал
В) способность к хемосинтезу
Г) наличие нуклеоида
Д) наличие хитина в клеточной стенке

БАКТЕРИИ - ЖИВОТНЫЕ - РАСТЕНИЯ
Установите соответствие между признаками клеток и царством: 1) Растения, 2) Животные, 3) Бактерии. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) включает только одноклеточные организмы
Б) клетки безъядерные
В) фотосинтез проходит в хлоропластах
Г) клетки не имеют клеточных стенок
Д) запасным веществом клеток является гликоген
Е) группы клеток образуют механические и проводящие ткани

ГРИБЫ - БАКТЕРИИ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. Чем отличаются грибы от бактерий?
1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)
2) относятся к гетеротрофным организмам
3) размножаются спорами
4) одноклеточные и многоклеточные организмы
5) при дыхании используют кислород воздуха
6) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

ЭУКАРИОТЫ ПРИМЕРЫ
Выберите трёх представителей эукариот
1) обыкновенная амёба
2) дрожжи
3) малярийный паразит
4) холерный вибрион
5) кишечная палочка
6) вирус иммунодефицита человека


ЭУКАРИОТЫ - ПРОКАРИОТЫ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют
1) цитоплазму
2) ядро, покрытое оболочкой
3) молекулы ДНК
4) митохондрии
5) плотную оболочку
6) эндоплазматическую сеть

Таблица


Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке.
1) митоз, мейоз
2) перенесение неблагоприятных условий среды
3) перенос информации о первичной структуре белка
4) двумембранные органоиды
5) шероховатая эндоплазматическая сеть
6) мелкие рибосомы

Бактерия


БАКТЕРИИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки характерны для царства, представитель которого изображен на рисунке.
1) клеточная стенка состоит в основном из муреина
2) хроматин содержится в ядрышке
3) хорошо развита эндоплазматическая сеть
4) отсутствуют митохондрии
5) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК
6) пищеварение происходит в лизосомах

Бактерия


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое значение для человека имеют организмы царства, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) используются для приготовления кефира и сыра
2) вызывают заболевание гриппом
3) используются для изготовления антибиотиков
4) вызывают тиф, холеру и дифтерию
5) используются для получения трансгенного инсулина
6) служат первым звеном в пищевых цепях

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания прокариотической ДНК. Определите два признака, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) содержит аденин, гуанин, урацил и цитозин
2) состоит из двух цепей
3) имеет линейную структуру
4) не связана со структурными белками
5) лежит в цитоплазме

Установите последовательность расположения структур бактериальной клетки от периферии к центру. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) нуклеоид
2) цитоплазма
3) муреиновая клеточная стенка
4) цитоплазматическая мембрана
5) слизистая капсула

1) Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках.
2) Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки: они на порядок меньше клеток и гораздо проще по строению.
3) Вирусы содержат либо ДНК, либо РНК, но не обе молекулы одновременно.

2. Как размножаются вирусы?

1) Для размножения вирусам необходима живая клетка.
2) Проникнув в клетку, вирус предоставляет ей свою нуклеиновую кислоту (наследственную информацию).
3) Клетка сама синтезирует вирусные белки и размножает вирусные нуклеиновые кислоты.
4) Происходит самосборка вирусных частиц и их выход из клетки.

3. На основании чего вирусы относят к живым организмам?

Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Так как вирусы обладают наследственностью и изменчивостью, а также способностью к размножению, их можно отнести к живым организмам. Кроме того, в состав вируса входят нуклеиновые кислоты и белки, свойственные именно живым организмам.

4. Какова роль вирусов в природе?

А) Вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.).
Б) Некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.
В) Вирусы могут переносить ДНК между разными видами.

5. Объясните, почему вирусы неспособны к собственному обмену веществ и размножаются только внутри клетки.

1) у вирусов отсутствуют необходимые ферменты и органоиды (рибосомы), обеспечивающие обмен веществ (синтез собственных белков);
2) отсутствие собственных ферментов делает невозможным процесс репликации, что не позволяет вирусам размножаться вне клетки

2 - Вирусы относят к империи вирусов (к группе неклеточных организмов).
3 - Вирусные частицы могут содержать ДНК или РНК, вирусные частицы не имеют целлюлозной оболочки.
4 - Вирусы обладают наследственностью и обменом веществ только внутри живой клетки. Вирусы не обладают раздражимостью.



7. Назовите объект, изображенный на рисунке. Укажите названия и функции структур, изображенных на рисунке цифрами 1, 2, 3.

1) Изображен бактериофаг (вирус) - неклеточная форма жизни.
2) 1 – головка, покрытая капсидом (белковой капсулой), внутри находится нуклеиновая кислота.
3) 2 – белковый чехол хвоста, через него нуклеиновая кислота впрыскивается в бактерию
4) 3 – хвостовые нити (фибриллы), они удерживают бактериофаг на бактерии



8. Что изображено на картинке? По каким признакам вы можете проклассифицировать данный объект? Как его применяют в медицине?

1) Бактериофаг (вирус бактерий).
2) Не имеет клеточного строения. Состоит только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Может содержать ДНК или РНК, но не может содержать их обеих.
3) Бактериофаги можно использовать для лечения бактериальных заболеваний.

9. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Вирусы - внутриклеточные паразиты. (2) Генетический аппарат всех вирусов представлен молекулой ДНК. (3) Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты и белки из соответствующих мономеров клетки хозяина. (4) Вирусы относят к прокариотам. (5) Оболочка вируса образована комплексом полисахаридов. (6) Вирусы - возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др. (7) Вирусы паразитируют в клетках растений, животных, человека. (8) Особая группа вирусов - бактериофаги - поражает клетки бактерий.

2 - генетический аппарат вируса может быть представлен молекулами РНК или ДНК;
4 - вирусы - это неклеточная форма жизни;
5 - оболочка вируса образована белками (иногда липидами и белками)

Читайте также: