Детский рисунок внутри чума

Обновлено: 28.03.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Методическая разработка урока по окружающему миру

Учитель нач. классов: Борисова С.Г.

Библиотекарь школы-интернат: Пустошкина Н.Г.

Тема урока: Как устроен чум? Как выглядит чум внутри? Игрушки ненецких детей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: показать последовательность установки чума, рассказать о его составных частях; о первых игрушках ненецких детей.

Образовательные:

расширить знания учащихся о традиционном распределении мест внутри чума;

пробуждать интерес и желание знать основы традиционного уклада жизни в чуме;

Развивающие:

продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:

познакомить с традициями воспитания детей в ненецкой семье;

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю;

способствовать воспитанию бережного отношения к вещам, окружающим человека.

Используемые материалы: фотографии и вырезки из журналов с изображением чума; иллюстрации «Составные части чума ; выставка детских игрушек; детские работы

Актуализация знаний

Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена что-то вязала, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:

— Я хочу выполнить любое твое желание.

Мужчина, немного подумав, ответил:

— Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.

Тогда Счастье обратилось к женщине:

— А ты бы что пожелала?

Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорогого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:

— Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.

А у детей Счастье ничего не спросило — и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило: — А можно я останусь у вас навсегда?

Учитель:

- Ребята, как вы представляете, что такое счастье в семье? (ответы детей)

- Многие семьи живут в любви и уважении друг к другу. Для того чтобы семья была счастливой, важно соблюдать правила совместной жизни.

- Назовите эти правила (ответы детей)

- Эти правила пришли в жизнь и быт людей издавна.

В каждой семье самым уважаемым был глава семьи – отец.

- У каждой семьи был свой дом.

- Кто из вас в каком доме живёт?

- Какие жилища можно отнести и к прошлому, и к настоящему? (юрта, чум, иглу).

- Что общего между всеми домами? (Все они предназначены для жилья).

- А чем отличаются они? (У них разные формы, разные названия, сделаны из разного материала, строят в разных местностях).

- Отгадаете мою загадку, значит, отгадаете тему нашего занятия: Одного старика с криком одевают.

- Это чум (мя").

- Сегодня мы будем говорить о традиционном жилье северных народов.

- На нашем уроке мы должны познакомиться с устройством чума и традиционном распределении мест внутри чума.

Работа над темой урока.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири.

hello_html_m40dac939.jpg

- Как называется жилище, где мы находимся? (Чум. Чум – это жизнь.)

- Из чего делают чум северных народов? (Чум сооружают из жердей)

hello_html_m70cea1f9.jpg
hello_html_m1e23be2b.jpg

Всего для этого нужно 36-40 шестов.

- Кто знает, из какого дерева делают шесты?

- Шесты делают из ошкуренных стволов елей . Они круглые, заостренные снизу и сверху. Готовят шесты долго, сушат несколько месяцев, иногда несколько лет. Надо, чтобы из них испарилась вся влага и они стали легкими.

- Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища.

hello_html_5f3dfa6d.jpg

— Бывает летний чум и зимний.

— Чем отличается зимний чум от летнего?

— У зимнего чума двухслойное покрытие: нюк— таритей ея и поднючье— мюйко.

— Из чего шьют зимнее покрытие? (Дети отвечают.)

— Как вы думаете, сколько надо оленьих шкур на один зимний чум? Надо приблизительно 55—70 шкур оленей. Поэтому оленеводы очень бережно относятся к покрытию чума.

— Почему чум имеет форму конуса? Потому что такая форма чума придает ему устойчивость при ветрах, буранах. Кроме того, с крутой поверхности легко скатывается снег, вода.

— Бывает ли тепло в чуме зимой? Почему? (Дети отвечают.)

— Когда разжигают огонь, дым заполняет весь чум, затем он поднимается, уплотняется в верхушке и не дает уходить теплу. Причем дым поднимается вдоль стенок чума.

— Давайте заглянем внутрь чума. Какие необходимые вещи есть в чуме? ( стол, тумба для хранения продуктов, постель.)

- Каждый предмет в чуме и каждое место внутри чума с древности имеет своё значение.

hello_html_m7c6aeace.jpg

За симзы размещается священное пространство Си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это запретное место. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи- покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же хранятся все семейные сбережения и реликвии, а так же оружие и ларь с инструментами. Напротив Си у входа находится Нё. Это место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь. Здесь она го- т овит пищу, накрывает стол.

hello_html_m45c29f7c.jpg

- Посередине между Си и нё, находится спальное место.

- Из чего состоит постель? ( циновки из ивовых прутьев, циновки из соломы, оленьих шкур, подушек.)

- В чуме укрываются женской ягушкой. Но сейчас наверно в наше время укрываются одеялами.

— Как называются другие места в чуме? ( места по обе стороны от входа, нежилая часть чума.)

Итак, мы с вами узнали, что такое чум.

4. Ответы на вопросы учителя.

— В чуме у каждого члена семьи свое место.

— Расскажите, как нужно вести себя в чуме детям.

Нельзя баловаться, прыгать, бегать, кричать.

Нельзя заходить за священный шест.

Нельзя играть с огнем, плевать в огонь.

Нельзя смотреть в дымовое отверстие чума вечером и ночью.

5. Игрушки ненецких детей.

hello_html_7a6d9348.jpg


В тундре нет магазинов, где любой ребёнок мог бы выбрать себе игрушку. Как же ненецкие дети обходились без игрушек в бесконечном движении за оленьими стадами?

hello_html_78d8c419.jpg


Кроме того, через обращения и игру с куклой закладываются основы духовной культуры. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.

6. Закрепление пройденного материала.

— Чум — это самое удобное жилище в тундре. У многих народов Севера домом является такой же чум, как и у долган, энцев, нганасан, кетов, селькупов, хантов и др. Но у некоторых из них, например, у лесных ненцев, селькупов и хантов, летом чум имеет берестяное покрытие. Почему? Потому что они живут в лесу и у них есть возможность собирать березовую кору. А вот жилище чукчей и некоторых других народов Севера называется ярангой.

hello_html_m49c59ef7.jpg

А у алтайцев — юрта .

hello_html_m7d32fd25.jpg

7. Чтение стихотворения о чуме.

Что такое чум?
Связали шест
С другим шестом,
Потом
Еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов долганский дом.
Мы чумом этот дом зовем,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Вверху отверстие: сюда
глядится белая звезда.
Сегодня вы у нас в гостях.
Пылает весело очаг.
В стаканах плещется чаек,
Горячий, крепкий, вязкий.
Тесней усядемся в кружок
И будем слушать сказки.
Их нам, уютно бормоча,
Расскажет бабушка Кыча.
Но вот уже и спать зовут,
А спать нам неохота.
- Мы посидим немного тут,
Пока мужчины не придут усталые с охоты!
- Скажите, что является основным элементом любого жилища? (Это очаг, дающий тепло).

hello_html_m5260b63e.jpg

hello_html_6fe4c11.jpg

Мой чум! НЕ счесть твоих столетий, Ты на веку узнал немало- Сплетением арканных петель Твой путь петляет по Ямалу.

Как мёрз ты, вспоминаю ныне,

Чтоб мог от стужи я укрыться,

Спасал меня, как мать – гусыня, Хранил меня, как мать – орлица.

Твой огонёк всё так же ярок, Я о тебе грущу всё чаще, Ты был мне с детства - как подарок, Любовь и счастье приносящий.

8. Рефлексия.

Дом — начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир.

- Теперь вы сможете сделать вывод, от чего зависит, какое жилище строит человек?

Ребята отмечают, что вид постройки зависит:

 от места расположения;

 особенностей той местности, где располагается;

 материала, из которого здание построено;

 благоустроенности или её отсутствия.

Вывод: В зависимости от природных условий меняется образ жизни и род деятельности любого народа.

- А в классе мы попробуем сделать аппликацию куклы.

hello_html_m1cee50fe.jpg

Литература и интернет-источники:

Борко Т.И., Галкин В.Т. и др. Учебник 5-7 кл. Культура народов Ямала.Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002

Чум — это жилище, которое можно легко перенести на другое место, что очень удобно для живущих в таких домиках кочевых народов, занимающихся оленеводством. Чумы строят народы Сибири, а там очень холодно. Чум, конечно не жаркое жилище, но его плюс именно в мобильности. Внутри можно развести костер и за счет него уже согреваться. Такие виды жилья не менялись уже очень давно — а зачем, ведь это так удобно. В этой подборке представлены чум — жилище северных народов.


Чум

Осенний день Северные олени Сани

Жилище Тяжелое небо Музейный экспонат Снежные деревья

Поселение Дым из трубы Покрытие крыши Припорошило снегом

Строительство чума Под снегом Завернулись в шкуры В лесу

Чум в поселке Лучи солнца Розовое облако Сани

Белый снег Закат Жилище Дом покрытый шкурами Звездное небо

Дверь открыта Чум в лесу Лесное жительство Ребенок гуляет

Строительство чума Прогулка у дома Сани у дома Ремонтные работы Сани сушатся на солнце

Антена-тарелка Кожаное покрытие Люди и животные Лестница на крыше Северное сияние Чум в горах Столб для освещения Маленький ребенок Зеленое сияние Жилая поляна

Красивая природа Строительство жилья Открытая дверь Красный дым Несколько домов










Красивая зима Меховое покрытие








Большой чум



Северные олени



Шалаш в лесу

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 4 )

Ирина Адриановна

Ирина Адриановна 23.03.2016 в 19:55 +1

Маргарите. Дорогая Рита! Это прекрасно, что тебе нравится рисовать. Хорошо, что рядом с тобой люди, поддерживающие твои интересы. Постарайся рисовать полностью самостоятельно, без опоры на образец. У тебя получатся свои, авторские рисунки. Ты живёшь в очень красивом месте, рядом интересные люди. Рисуй их! Желаю тебе успеха.
Руководителю. Уважаемая Ирина Ивановна! На конкурс творческих работ принято представлять полностью авторские работы ребят. Извините, но изображение фигуры человека на рисунке не соответствует возрастным возможностям Вашей воспитанницы. Пожалуйста, предоставляя детям возможность рисовать, будьте руководителем процесса, т.е. руками водите, а карандаш/фломастер/кисть и пр. в руки не берите. Желаю всего доброго Вам и Вашим воспитанникам.

Смольникова Наталья Николаевна 26.03.2016 в 21:52 +1

Риточка, у тебя получился очень красивый и яркий рисунок! Хорошо, что у тебя есть желание создавать интересные рисунки, со временем у тебя появится и опыт их создания самостоятельно. Желаю творческого вдохновения для создания твоих будущих работ.

27.03.2016 в 09:51 +1

Спасибо большое за комментарии к рисунку! Мы будем стремиться к самостоятельности, умению создавать шедевры без опоры на образец. Спасибо еще раз за внимание и комментарии!

Любовь Николаевна

Любовь Николаевна 27.03.2016 в 18:20 +1

Уважаемая Ирина Ивановна! Работа, конечно, заслуживает похвалы, даже , в том случае, если Рита просто срисовывала с образца. Предполагаю, что Рита сама могла бы сотворить отличную работу, пусть не совсем с прорисованными тонкими чертами рисунка. Самое важное, что девочка обладает "чутьем" художника, судя по фону рисунка! Желаю Риточке самосовершенствования, успехов, радости от самого процесса рисования и получившегося результата!


Z

Z

Z

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.



Z

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z


После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Z

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.


Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга



Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.



В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.


2Q= text-align:center;
Z

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Z

Z

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

9k text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

9k text-align:center;
Z

Z

Освещаются иглу сквозь ледяные стены.

Z

Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

9k text-align:center;
Z

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Z

Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…

Z

Z

Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.



Автор: Кокорина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования по рисованию.
Место работы: МБДОУ №202 Детский сад общеразвивающего вида "Сказка".
Описание: данный мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, а также учителям начальных классов. Опираясь на мастер-класс, дети могут и самостоятельно выполнить этот рисунок.
Назначение: данный рисунок можетбыть учебной,выставочной или конкурсной работой.
Необходимые инструменты и материалы:
- акварель;
- фломастеры;
- кисть № 3;
- альбомный лист;
- прямоугольник 8x16.
Цель: расширение знаний детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию человека без предварительного карандашного наброска.
Задачи:
- познакомить с жизнью народов Крайнего Севера;
- продолжать учить изображать сюжетные картинки;
- продолжать учить рисовать человека в движении;
- продолжать учить правильно работать акварелью: брать больше воды, закрашивать в одно касание, промывать кисть после каждого цвета;
- продолжать учить наносить симметричный узор, украшая чум и одежду;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, при выполнении мелких узоров;
- воспитывать интерес к рисованию, через нетрадиционные техники: рисование акварелью с фломастерами и внесение элементов аппликации.
Предварительная работа:знакомство с жизнью Народов Крайнего Севера, рассказ, беседа, рассмотрение иллюстраций.
Краткая информация:Наша Земля разнообразна своей природой. Леса, степи, пустыни, жаркие страны, северные побережья. Везде своя природа: растения, животные и люди, проживающие в этих местах. Давайте познакомимся поближе с холодными, северными побережьями.
Бескрайние просторы тундры – Родина, дом для сильных и выносливых народов Севера. Живут там ненцы, нанайцы, эскимосы и чукчи. Они приспособились жить в суровых условиях. Их дома отличаются от наших. Народы часто переезжают с места на место, поэтому им нужен теплый дом, который легко собрать и разобрать. Их дом называется чум. Для строительства чума используют длинные еловые шесты и шкуры оленей. Шесты устанавливают в форме конуса, а потом сверху покрывают шкурами. Чум сохраняет тепло даже в самые лютые морозы, а коническая форма придаёт ему устойчивость при ветрах и буранах. Одежду народы Севера также шьют из оленьих шкур, в ней очень тепло. Свою одежду они украшают вышивкой, бисером, меховой мозаикой. Из контрастного по цвету меха вырезают кусочки разных геометрических форм: квадраты, полоски, круги, треугольники, потом аккуратно сшивают и получается красивая одежда.
Конечно же использование геометрических узоров при выполнении мозаики или вышивки не случайно, каждая форма несёт свой смысл:
Круг – солнце, земля;
Крест – огонь, очаг.
На колыбели девочки изображали крест внутри круга – девочка всегда будет дома у очага, на колыбели мальчика крест, выходящий за круг – будущий мужчина, добытчик, уйдёт из родного дома.
Волна – река;
Ряд треугольников – образ чума.
Конечно же, у народов Крайнего севера есть помощники животные – это олени и собаки, которые верно служат им. Природа Севера своеобразна, сурова и, по своему красива. Северное сияние озаряет небо необыкновенным свечением.
Давайте мы с вами передадим в рисунке своеобразие жизни народов Крайнего Севера.
1.Набираем на кисть синюю краску и проводим линию горизонта, чуть выше середины листа.







6.Разворачиваем и каждую сторону сгибаем к получившейся линии сгиба на угол – получается треугольник – чум.




7.Украшаем наш чум. Узор будем рисовать симметрично, одинаково с двух сторон. Посередине рисуем солнце.






10.Теперь нарисуем северных жителей. Рисуем круг – голову, глаза-щёлочки, маленький носик и улыбку ротик. А вокруг делаем ещё один круг волнистой линией или зигзагом, передавая так мех от шапки вокруг лица.



11.Под мехом скрывается шея, поэтому сразу рисуем шубку. Шубка по форме похожа на трапецию. Потом добавляем рукава. По краю рукава рисуем мех. Теперь наносим узор по краю рукава, используем красный и черный цвета. И наносим геометрический узор по середине и краю шубки теми же цветами. Закрашиваем шубку коричневым цветом.





12.Рисуем рядом по тому же принципу ещё одного человечка, но уже с поднятой рукой, как будто они играют в снежки.






Вот теперь рисунок действительно готов. Он полностью передаёт особенности жизни народов крайнего севера.

Читайте также: