Диалог на тему вирусы

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект классного часа на тему:

1. Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Актуальность выбранной темы: одним из направлений воспитательной работы в современной школе является спортивно- оздоровительное. Я считаю, что очень важно формировать у детей с ОВЗ потребности в сохранении и укреплении своего здоровья. Объяснять понятным языком о непонятном явлении. Микробы- это то что ребенок не может увидеть своими глазами, а значит ему трудно понять в чем их опасность. Этим был обусловлен выбор темы данного воспитательного мероприятия.

2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 6 класс, 12-13 лет

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данный классный час входит в календарный план воспитательный работы с учащимися 6 класса и проводится в рамках направления физического воспитания и формирования культуры здоровья.

4. Цель: формирование знаний у учащихся о вреде вирусов для здоровья человека.

Образовательные: формирование верных представлений о способах профилактики вирусных заболеваний, привитие навыков здорового образа жизни;

Коррекционно- развивающие: развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к собственному здоровью, и здоровью окружающих людей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать – начальные сведения об опасных вирусах.

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.

Регулятивные УУД:

- способность к организации деятельности (самоконтроль);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей по плану;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить речевые высказывания;

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Познавательные УУД:

- умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

5. Форма проведения воспитательного мероприятия: классный час.

6. Педагогические технологии:

личностно- ориентированная технология;

технология- проблемного обучения;

информационно- коммуникативная технология.

Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке! Повернитесь к окну, посмотрите как ярко светит солнце, поют птицы. С наступлением весны природа словно оживает и наше настроение становится более радостным и веселым. Так давайте улыбнемся этому дню, подарим улыбки друг другу и пожелаем удачи.

Учащиеся: приветствуют учителя и друг друга, улыбаются.

Создание мотивации к учению

Учитель: Закройте глаза, представьте что вы идете по тропинке в лесу, сквозь кроны деревьев побиваются лучи солнца и согревают вас своим теплом. Вы никуда не спешите у вас прекрасное настроение и вдруг впереди вы видите клад. Подойдите к нему, осмотрите его внимательно и постарайтесь запомнить, что вы там видите. Медленно откройте глаза.

Опишите какой клад вы видели? Из чего он состоял?

Учащиеся: золото, украшения, драгоценности, деньги.

(На слайде в презентации показано 4 предметные картинки- на 3 из них изображены здоровые, веселые ребята, а на одной ребенок с признаками простуды)

Учитель: Выберите какое изображение лишнее и объясните почему.

Учащиеся: Лишнее изображение с ребенком с признаками простуды, потому что остальные ребята здоровы.

Учитель: Правильно! Давайте вспомним, что же такое здоровье?

Учащиеся: Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Учитель: Проверьте себя (показ слайда с определением.)

Учитель. Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня поговорим о том, что такое вирусные заболевания, а тименно ГРИПП, как им заболевают люди и что нам делать, чтобы не заболеть этой коварной болезнью.

К нам на урок придет один гость. (Слайд - мальчик Митя) Вы узнали этого героя? Кто же это?

(Дети узнают Митю, рассказывают, что в мультике, когда он не мыл руки и фрукты, то заболел кишечной инфекцией. Ещё в мультике видели микробов, которые проникли в Митин организм и вызвали болезнь)

Учитель размещает плакат с изображением Мити на доске.

Изучение новой темы.

Учитель. А знаете ли вы, ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб - вирус? Своё название он получил от французского слова gripper- схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм. (Слайд- изображение вируса в увеличенном виде)

Учитель. Как можно заразиться этим вирусом? (ответы детей) Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным. (Слайд – чихающий человек, выделяющий в воздух капли слюны)

Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия. (Слайд 4- театральный зал - большое скопление детей)

Физкультминутка.

Дети встают.

Учитель. Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись (прыгают).

Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей (прыгают).

Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом (хлопают).

Надо лечь в постель (хлопают).

Если заболел, ешь мороженое (прыгают).

Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке (прыгают).

Принимай лекарства, назначенные врачом (хлопают).

Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру (хлопают).

Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны (прыгают).

10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу - ты так давно у него не был (прыгают).

Продолжение занятия.

Учитель. А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека?

Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает. Так микробы пытаются заразить и Митю.

Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Ответы детей.

Учитель. Правильно, а я еще добавлю слабость, вялость, боли в мышцах. Это все призаки гриппа. Молодцы, ребята! Хорошо отвечаете! Не удивлюсь, если вы знаете, какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим.

Учитель. Теперь вы все знаете об этом разбойнике - Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой. Кто может объяснить значение этого слова?

Закрепление

Как же мы можем помочь себе?

- Питание - богатое овощами, фруктами (рисует овощи и фрукты),

-Приём витаминов( рисует витаминки),

-Употребление в пищу лука и чеснока, богатых фитонцидами (рисует лук и чеснок),

-Точечный массаж (рисует лицо человека с активными точками у носа, на лбу),

-Смазывание носа оксолиновой мазью,

-Прививка от гриппа,

-Влажная уборка помещения,

-Частое мытьё рук,

-Не подходить близко к больному,

-Больше пить жидкости - морсов, соков, травяных чаёв,

-Есть мёд, имбирь,

-Гулять на свежем воздухе,

-Посещать занятия физкультурой, бассейн,

-Быть весёлым, чаще смеяться,

-В период эпидемии носить маску,

-Чихать и кашлять в одноразовый платок или сгиб локтя.

hello_html_ma8409f2.jpg

Учитель . Молодцы, ребята, мы защитили Митю от вирусов! Посмотрите - злодей Гриппус сильно напуган. Теперь Митя не заболеет этой страшной болезнью. Вы хорошо поработали.

На белых листах (формата ½ А 4) ребята отвечают на вопросы. Если ответ положительный – рисуют цветочек, если ответ отрицательный- рисуют маленький вирус.

-Сделал ли ты прививку от гриппа?

-Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?

-Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь?

-Занимаешься ли ты спортом?

-Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов?

-Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс?

-Моешь ли ты лицо, руки с мылом?

-Закаляешься ли ты?

-Ты весёлый, жизнерадостный человек?

Обработка результатов - если на рисунке менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и предостеречься от болезни.

Мои юные друзья! Чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку .

Материал: микроскоп, плакат строения зубов, картина с изображением грязных рук.

– Загадка эта волшебная. Давайте заглянем в волшебную коробочку, может быть, она нам поможет. Что вы там увидели?

– Правильно, себя. Так что же всего дороже? Каждый из вас, ваше здоровье дороже всего на свете.

– Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году?

– Как вы себя чувствовали?

– А чем вы болели?

– А знаете, почему это произошло?

– К вам в организм попали микробы, потому что вы не соблюдали правила гигиены. Какие правила гигиены вы знаете?

  1. Мыть руки с мылом перед едой.
  2. Мыть овощи и фрукты под краном.
  3. Чистить зубы 2 раза в день.
  4. Пользоваться только своим носовым платком, расчёской, зубной щёткой, полотенцем.

Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Полотенце, кисточка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, карандаши, носовой платок, книга, игрушки.

– А как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок? (Ответы детей).

– При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать сложенный вчетверо носовой платок. Прикрой при кашле или чихании платком рот или нос. А как ещё микробы могут попасть в наш организм? (Ответы детей).

– От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов. (Ответы детей).

– Правильно, мыть руки перед едой. Но случается, что микробы попадают в организм, и человек заболевает. Как лечит вас мама, когда болит горло или вы заболели гриппом? (Ответы детей).

– Надо как можно больше пить жидкость, чай с малиной. Но когда становится совсем плохо, приходиться принимать ещё одно средство, которое придумали врачи – лекарство.

– А ещё бороться с микробами нам помогают звуки. Хотите знать как?

  1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песенку. (Руку приложить к горлу, з-з-з-з-з-з-з).
  2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками. (Ладонь приложить к грудной клетке, ж-ж-ж-ж-ж).
  3. А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн. (С-с-с-с).

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечиками чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора.

– Ребята, а у кого-нибудь болели зубки? А как вы думаете, почему они у вас заболели? (Ответы детей). За зубами тоже надо ухаживать. Зуб – это тоже живой и сложный орган. Главный враг зубов – кариес. У него есть помощники – налёт и чёрный камень. Посмотрите внимательно на рисунок. Это эмаль – это белая и очень твёрдая часть зуба. Это нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам, зуб чувствует тепло и холод. А что это за чёрная точка? как вы думаете?

– Это кариес, и если вовремя не начать лечение, то кариес разрушит весь зуб, и зуб придётся удалить.

– А как вы думаете, хорошо быть беззубым? Почему? (Ответы детей).

– Трудно пережёвывать пищу, трудно разговаривать и вообще это не очень красиво. Поэтому, чтобы зубы не болели, нужно чистить зубы 2 раза в день: утром и вечером. Ребята, скажите, а что полезно и вредно для зубов?

– Полезны овощи, фрукты, молочные продукты.

– Почему они полезны?

– Потому что они чистят и укрепляют зубы.

– А что вредно для зубов?

– Конфеты, печенье, булочки и т.д.

– Потому что сахар вреден для зубов.

– Сейчас Лера расскажет нам стихотворение о кариесе.

Не дремлет кариес – не спит!

Он на зубах твоих сидит.

Решил себе устроить дом.

Ты чистил зубы перед сном?

А также утром или днём?

Зачем тебе жилец во рту,

Который принесёт беду?

– Ребята, а кроме грязных рук, как ещё могут микробы попасть к нам в организм?

– Конечно, с немытыми фруктами.

– А что же нам делать, не кушать фрукты?

– Надо их тщательно мыть водой из-под крана.

– Посмотрите на ваши руки, ребята, вы видите на них микробы?

– Потому что микробы очень маленькие. Чтобы увидеть микробов, учёные изобрели один знаменитый прибор. Называется он – микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть то, чего мы не увидим невооружённым глазом. Лена и Маша, расскажите, какими бывают микробы.

Микробы бывают разные:

Страшные и грязные,

Ну что, тебе понятно?

Ну что, тебе приятно?

Пришли к тебе на руки?

Ну что ж дружочек мой

Бери скорее мыло

И вымой их с водой.

Кто умеет с мылом мыться

И мочалки не боится?

Кто из вас знает, что мыло душистое

Делает белую пену пушистую?

Каждый день зубною щёткой

Зубкам делает щекотку?

Волосы кто чешет ловко,

Знает, где лежит расчёска?

Кто из малышей, бывает,

Вымыть уши забывает?

Перестанет, кто лениться,

Станет чаще с мылом мыться?

Кто старается стричь ногти,

Чтоб не превратились в когти?

Кто подружиться с водицей,

Будет чисто-чисто мыться?

Кто не хочет быть неряшкой,

Грязным, грязным замарашкой?

– Ребята, скажите, что вы знали, а что нового узнали на нашем занятии. (Ответы детей).

–Хорошо, правила личной гигиены вы знаете. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Познавательное занятие на тему "Вирусы и микробы"

Занятие для детей подготовительной группы.


Конспект занятия познавательная беседа на тему " Дикие животные зимой"

Познавательная беседа для детей в подготовительной группе.


Познавательная беседа на тему "Русская печь"

Познавательная беседа с детьми 6-7 лет на тему "Русская печь" (интегрированное занятие).

Совершенствовать знания детей о болезни человека, о том, что вызывает болезнь. Уточнить представления, о том, как избежать попадания вирусов в организм человека.

Задачи:

- Воспитать у детей желание вести здоровый образ жизни. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Углублять знания о правилах личной гигиены

- Развивать разговорную речь, память детей, расширять словарный запас.

Словарная работа: Вирус, микроб,

ВложениеРазмер
orvi.docx 21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствовать знания детей о болезни человека, о том, что вызывает болезнь. Уточнить представления, о том, как избежать попадания вирусов в организм человека.

- Воспитать у детей желание вести здоровый образ жизни. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Углублять знания о правилах личной гигиены

- Развивать разговорную речь, память детей, расширять словарный запас.

Словарная работа: Вирус, микроб,

Предварительная работа: Словарная работа; беседа о здоровье, о витамина; сюжетно-ролевые игры; хозяйственно-бытовой труд, рассматривание картины, мультфильмов о вирусах, чтение художественной литературы, рисование о профилактике гриппа, коронавирусной инфекции

Ход беседы

Коль мороз вам ломит кости,

значит, грипп шагает в гости.

Чтоб недруг свернул с тропинки,

Принимайте – ( Витаминки, аскорбинки.)

Если горло разболелось, голос ваш утих под ноль,

Чтобы вам, как прежде, пелось,

Силу даст. (Аэрозоль.)

Если насморк домогает, стало влажною салфетка,

Врач подскажет, что помогут Вам тут капли и. (Пипетка)

Чтоб болезнь не сбила с ног, ешь и лук, и злой чеснок,

И лимоны, апельсины – Все съестные витамины.

Чтоб сказать болезням "Нет!", Повышай (Иммунитет)

Если вирус ходит всюду, Как злодей из древней сказки,

Я стесняться тут не буду, А надену вмиг. (Повязку)

Воспитатель : Думаю, вы догадались, что сегодня тема нашей беседы: Вирусы и микробы.

Ваше здоровье дороже всего на свете, а вирусы стараются его испортить!

Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году? (Ответы детей)

Воспитатель: Расскажите, по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Примерные ответы детей: (усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость).

Все ребята дружно встали и на месте зашагали.

На носочках потянулись, а теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели и тихонько разом сели.

Воспитатель : А почему болеют люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому что в организм попадает вирус.

А кто-нибудь знает - что такое вирус?

Воспитатель: Вирус – это нечто между живой и неживой природой. Он такой крошечный, что мы не можем его увидеть, и не может существовать самостоятельно. И чтобы выжить он проникает в клетки организма. Дальше он размножается и проникает в другие клетки. По мере увеличения, это приводит к развитию заболевания.

Что же нужно делать, чтобы как можно меньше болеть? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие правила гигиены вы знаете?

(Примерные ответы детей: Мыть руки с мылом. Мыть овощи и фрукты. Чистить зубы 2 раза в день. Пользоваться только своим носовым платком, расчёской, зубной щёткой, полотенцем).

Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Воспитатель : Мы с вами сказали, что нужно делать, чтобы не заболеть. А если мы уже заболели? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, Нужно лечиться, А как правильно лечиться? Что для этого нужно делать? (ответ детей)

Молодцы ребята, думаю, простуда нам теперь не страшна.

Давайте повторим правила, которые помогут нам не болеть:

  • Не пить сырую воду.
  • Не есть немытые фрукты и овощи.
  • Не забывать почаще мыть руки с мылом.
  • Закаляться.
  • Проветривать помещение.
  • Гулять на свежем воздухе.
  • Не кутаться в тёплые одежды.
  • Одеваться по погоде

Можно самостоятельно пить лекарства (ответ детей)

А теперь вы готовы поиграть со мной в игру?

Кто умеет с мылом мыться

И мочалки не боится?

Кто из вас знает, что мыло душистое

Делает белую пену пушистую?

Каждый день зубною щёткой

Зубкам делает щекотку?

Волосы кто чешет ловко,

Знает, где лежит расчёска?

Кто из малышей, бывает,

Вымыть уши забывает?

Перестанет, кто лениться,

Станет чаще с мылом мыться?

Кто старается стричь ногти,

Чтоб не превратились в когти?

Кто подружиться с водицей,

Будет чисто-чисто мыться?

Кто не хочет быть неряшкой,

Грязным, грязным замарашкой?

Воспитатель: – Так что мы узнали сегодня?

Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно при кашле и чихании закрывать нос и рот носовым платком или рукой. Нельзя есть грязными руками. Нельзя кушать и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из крана. Все это ведет к угрозе заражения какой - либо инфекцией.

Быкова Алёна Сергеевна

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV.

Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease 2019").

Практически в каждой стране тысячи зараженных этим вирусом. Количество заболевших расло с каждым днем. СМИ ежедневно публикуют информацию о вирусе, но не всегда она является достоверной. Эта проблема затронула многие семьи нашей страны и нашего села в том числе. По статистике Нижегородская область долгое время находилась на 4 месте по ежедневному приросту заболевших COVID-19, после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Количество заболевших растёт с каждым днем.

Цель работы:

Расширить знания о коронавирусной инфекции и распространить подробную информацию среди школьников и учителей.

ВложениеРазмер
proekt_koronavirus.docx 425.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газопроводская средняя школа

Фадеев Егор Алексеевич

учитель биологии 1 кв. категории

Быкова Алена Сергеевна

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Теоретическая часть:
  1. Понятие коронавирус…………………………………………………5
  2. Виды семейства коронавирусов………………………………………5
  3. COVID-19………………………………………………………………7
  4. Симптомы, протекание и распространение………………………….8
  5. Понятие ОРВИ, симптомы и протекание……………………………10
  6. Отличие коронавируса и ОРВИ……………………………………. 13
  1. Практическая часть………………………………………………………13
  2. Заключение……………………………………………………………….14
  3. Источники информации…………………………………………………15
  4. Приложение………………………………………………………………16

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV.

Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease 2019").

Практически в каждой стране тысячи зараженных этим вирусом. Количество заболевших расло с каждым днем. СМИ ежедневно публикуют информацию о вирусе, но не всегда она является достоверной. По данным Роспотребнадзора, в мире по состоянию на 29 января 2021 года выявлено 101 441 144 заболевших коронавирусом, прирост за сутки составил 585 568 случаев. В России всего выявлено 3 813 048 заболевших в 85 регионах.

Практически каждый человек слышал про мировую эпидемию нового коронавируса COVID-19. Эта проблема затронула многие семьи нашей страны и нашего села в том числе. По статистике Нижегородская область долгое время находится на 4 месте по ежедневному приросту заболевших COVID-19, после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Количество заболевших растет с каждым днем.

Расширить знания о коронавирусной инфекции и распространить подробную информацию среди школьников и учителей.

  1. Изучить подробную информацию о коронавирусной инфекции и самом COVID-19, имеющуюся в сети интернет.
  2. Познакомиться с разновидностями коронавируса.
  3. Сформировать знания о путях передачи, симптоматике и протекании
  1. Выделить отличия коронавирусной инфекции от ОРВИ.
  2. Провести анонимный социологический опрос среди школьников для выявления количества переболевших COVID-19.
  3. Провести тематические классные часы и раздать информационные буклеты.

Методы решения поставленных задач: поиск информации, наблюдение, опрос, анализ, обобщение, информирование.

Коронавирусная инфекция — это группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых различными серотипами коронавирусов. Характеризуется синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения респираторного тракта, в основном верхних и средних его отделов — носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов.

Она имеет достаточно изощрённый метод проникновения в клетки организма . Поверхностные белковые "шипики" на границе вирусной частицы имитируют полезные для клетки вещества. Их ошибочно распознают трансмембранные рецепторы клетки и дают "разрешение" на вход. Иммунная система при этом не реагирует на проникновение вируса, так как она не видит оснований атаковать неопасный для организма материал. После прикрепления к клетке вирус "продавливает" клеточную оболочку и вводит в её цитоплазму свой РНК. Далее запускается сборка белков и готовых вирусных образований. После формирования вирусного нуклеокапсида готовые вирусы покидают клетку, сливаясь с внешней мембраной, а сама клетка погибает.

Коронавирусы (лат. Coronaviridae) — семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону.

Всего известно около 40 видов коронавирусов (как патогенных, так и непатогенных для человека).

Впервые коронавирусы были обнаружены в 1965 году учёными Д. Тиреллом и М. Бино у пациента с ОРВИ. До 2002 года считалось, что коронавирусы могут вызвать у людей только нетяжёлые респираторные инфекции. Однако с этого времени в мире накопился опыт изучения тяжёлых острых респираторных синдромов, причиной которых стали коронавирусы.

Штаммы, патогенные для человека, относятся к роду Betacoronavirus. Их можно разделить на две группы:

  1. Штаммы, круглогодично приводящие к заболеваниям по типу нетяжёлого ОРВИ : HCoV-229E, HCoV-OC43, HCoV-NL63, HCoV-HKU1. Они различаются на генетическом уровне по размеру генома и свойствам антигенов. Такие разновидности коронавируса вызывают недомогание, насморк, першение в горле, небольшое повышение температуры и редкий кашель.
  2. Штаммы, приводящие к тяжёлым поражениям нижних дыхательных путей :
  3. MERS-CoV (природный источник вируса — одногорбые верблюды);
  4. SARS-CoV (природный источник вируса — летучие мыши; промежуточный носитель вируса — верблюды, циветы гималайские);
  5. SARS-CoV-2 — новый вид коронавируса, вызвавший пандемию в 2019-2020 гг. (природный источник неизвестен).

Во внешней среде стандартные штаммы коронавирусов не отличаются устойчивостью: их большая часть погибает в течение нескольких часов. При благоприятных условиях эти вирусы могут прожить до 2 суток. Они высоко чувствительны к бытовым дезинфектантам (гибнут за 2 минуты), высушиванию, солнечной радиации, нагреванию свыше 56°С (инактивируются за 10-15 минут).

Более патогенными и жизнестойкими вирусами являются MERS-CoV, SARS-CoV, SARS-CoV-2 :

  • При комнатной температуре они могут сохраняться до 7 дней в жидкой мокроте, до 3 суток на пластике и нержавеющей стали, до суток на картоне, до 4 часов на меди;
  • При оптимальных условиях они могут сохраняться до 3 часов в форме аэрозоля, до 4 суток в моче и фекалиях;
  • При замораживании вирусы сохраняются до 3 недель;
  • Небольшое нагревание (свыше 56°С) уничтожает их не более чем за полчаса, 70 % спирт и 0,5 % раствор перекиси — за минуту;
  • Солнечное ультрафиолетовое излучение сокращает жизненный цикл таких вирусов, но не приводит к их быстрой инактивации. Кварцевание уничтожат вирусы эффективнее естественного ультрафиолета, но его можно использовать при отсутствии людей в помещении, так как они рискуют получить ожоги. Кварцевые лампы применяются только в медицинских учреждениях, операционных, лабораториях. В домашних условиях для профилактики коронавируса и других вирусных респираторных болезней они малоэффективны, а при большой мощности могут быть опасны. Для профилактики рекомендована обработка поверхности антисептиком с содержанием спирта от 70 % и дезинфицирующими средствами.
  • в лабораторных условиях при заморозке до -70°С и лиофилизации при 4°С (мягком высушивании, замораживании и помещении в вакуум) вирусы сохраняются довольно долго.
  1. COVID-19

Изучением природы вируса SARS-CoV-2 занимаются ученые всего мира, но до сих пор нет единого мнения, как он появился. Анализ генома SARS-CoV-2 показал, что, скорее всего, он является некой мутацией, образовавшейся из двух коронавирусов животных.

2.4. Симптомы, протекание, профилактика.

Источником инфекции являются больные люди (с конца инкубационного периода, включая лёгкие и бессимптомные формы болезни) и собаки, однако риск передачи вируса от животных человеку очень низкий. Штамм SARS-CoV-2 потенциально может передаваться от человека домашним животным, после чего, мутировав, возвращаться к обратно к человеку. Сейчас подтверждена лишь возможность передачи вируса от человека к кошкам и хорькам.

  1. Аэрозольный.
  2. Воздушно-капельный путь — при разговоре, чихании и кашле на расстоянии менее 2 м;
  3. Воздушно-пылевой путь — при попадании пылевых частиц с частицами вируса;
  4. Контактный — при переносе частиц вируса с заражённых участков тела или предметов в глаза, рот или нос после рукопожатий, прикосновений к дверным ручкам и пр.
  5. Фекально-оральный — при анально-оральных контактах, приготовлении пищи, несоблюдении правил гигиены после уборных.

Факторы передачи — воздух, пыль, предметы быта, пищевые продукты, загрязнённые вирусом. Чем ближе и теснее контакт здорового и больного, тем выше вероятность передачи инфекции. Повышенный риск заражения имеют медицинские работники, люди, связанные с тесным прямым общением с людьми, а также организованные коллективы.

Основные группы риска – это пожилые лица, страдающие хроническими заболеваниями.

Пока у людей нет врождённого или приобретенного иммунитета к новому типу коронавируса SARS-CoV-2, поэтому восприимчивы к заболеванию все люди на планете. После перенесённого заболевания формируется стойкий гуморальный иммунитет, но только к тому серотипу, которым переболел человек. Поэтому возможны повторные заболевания, вызванные другими типами коронавирусов.

Симптомы коронавирусной инфекции

При стандартных типах вируса инкубационный период длится 1-10 дней, при инфекции COVID-19 — до 14 дней (в среднем 5-7 дней).

Чаще всего типичная коронавирусная инфекция протекает бессимптомно или приводит к развитию малозаметных симптомов по типу ОРЗ с поражением носовой полости и глотки. Наблюдается слезотечение, щекотание в носу, насморк с необильным слизистым отделяемым, нарушение обоняния, першение или лёгкие боли в горле, сухой кашель (спустя время — с небольшим количеством мокроты). Больной чувствует недомогание, слабость, познабливание, возможны умеренные головные боли, повышение температура тела не более чем на 38°С. У детей ко всем перечисленным симптомам могут присоединиться признаки поражения пищеварительного тракта в виде дискомфорта в животе, неустойчивого стула и тошноты. В течение недели выраженность симптоматики снижается и наступает выздоровление. Иногда заболевание проявляется лишь небольшой слабостью даже при поражении около 25 % лёгких, которое визуализируется только на КТ органов грудной клетки.

У части больных могут отмечаться боли в мышцах и суставах, насморк, заложенность носа, снижение или исчезновение обоняния, першение в горле, умеренная диарея. Обычно эти симптомы развиваются постепенно и выражены неярко.

Коронавирусная инфекция у детей

Дети, как правило, переносят заболевание легче, чем взрослые. В некоторых случаях возможно развитие пневмонии. Обычно она возникает у детей с отягощённым фоном по простудным заболеваниям или лёгочной патологии.

Неспецифические меры предосторожности при коронавирусах:

  1. Регулярная дезинфекция рук (спирт убивает вирус на всех поверхностях).
  2. Соблюдение дистанции с инфицированными или потенциально инфицированными.
  3. Не прикасаться к носу, рту или глазам.
  4. Не посещать регионы, где зафиксированы вспышки вируса.

Кроме того, чтобы предотвратить распространение коронавируса важно не только уберечься от заражения, но и постараться самому не стать распространителем болезнетворного агента. А для этого следует соблюдать правила так называемой респираторной гигиены. В частности, ВОЗ рекомендует во время чихания и кашля пользоваться либо салфеткой, либо при ее отсутствии прикрывать нос и рот сгибом локтя. Эти же правила эффективны для профилактики распространения любых вирусных заболеваний, в том числе ОРВИ и гриппа. При повышении температуры, наличии кашля или проблем с дыханием важно немедленно обратиться за медицинской помощью и минимизоровать контакт с другими людьми.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – это самая обширная группа инфекций, передающихся воздушно-капельным путем и вызывающих респираторные проявления разной степени выраженности: от легкого насморка до бронхита или пневмонии . ОРВИ хотя бы несколько раз в жизни болеет каждый человек.

ОРВИ широко распространены среди детей и взрослых, в среднем дети болеют ими от трех до 10-12 раз в год, взрослые от одного до четырех раз в год. ОРВИ имеют высокую актуальность в связи с тем, что не имеют специфического лечения и способов специфической профилактики (не существует вакцины от всех известных ОРВИ).

ОРВИ вызывается вирусами, которых на сегодня известно около 250 видов. Все они относятся к определенным группам: риновирусы, аденовирусы, коронавирусы, энтеровирусы, парвавирусы, парамиксовирусы, вирусы гриппа, вирусы парагриппа, респираторно-сентициальные вирусы, вирусы коксаки, другие респираторные вирусы.

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Частицы вируса передаются при кашле, разговоре, чихании. Для детей также актуален контактный путь заражения – при поцелуях от взрослых, пользовании общей посудой и через грязные руки.

ОРВИ протекают обычно стадийно, период инкубации от момента заражения до проявления первых признаков различный, колеблется от нескольких часов до 3-7 суток. В период клинических проявлений все ОРВИ имеют сходные проявления той или иной степени выраженности:

  • заложенность носа, насморк, выделения из носа от скудных до обильных и водянистых, чихание и зуд в носу,
  • першение в горле, дискомфорт, болезненность при глотании, краснота в горле,
  • кашель (сухой или влажный),
  • лихорадка от умеренной (37.5-38 градусов) до выраженной (38.5-40 градусов),
  • общее недомогание, отказ от еды, головные боли, сонливость,
  • покраснение глаз, жжение, слезотечение,
  • нарушения пищеварения с послаблением стула,
  • редко бывает реакция лимфоузлов в области челюсти и шеи, в виде увеличения со слабой болезненностью.

Проявления зависят от конкретного вида вируса, и могут варьироваться от незначительного насморка и покашливания до выраженных лихорадочных и токсических проявлений. В среднем проявления длятся от 2-3 до семи и более дней, лихорадочный период длится до 2-3 дней.

Основным признаком ОРВИ является высокая заразность для окружающих, сроки которой зависят от вида вируса. В среднем заразным пациент является последние дни инкубационного периода и первые 2-3 суток клинических проявлений, постепенно количество вирусов снижается и больной становится не опасным в плане распространения инфекции.

Обычно к вирусным инфекциям относятся очень поверхностно, не обращаясь к врачу , и занимаясь самолечением. Это может приводить к формированию таких осложнений как:

  • острые синуситы (воспаление пазух носа с присоединением гнойной инфекции),
  • опускание инфекции вниз по респираторному тракту с формированием бронхитов и пневмоний,
  • распространение инфекции на слуховую трубу с формированием отитов ,
  • присоединение вторичной бактериальной инфекции (например, развитие ангины ),
  • обострение очагов хронической инфекции как в бронхо-легочной системе, так и в других органах.
  1. Как отличить коронавирус от ОРВИ?

Заболевания имеют следующие отличия по симптомам:

  • Высокая температура при простуде бывает редко, при коронавирусе часто;
  • Сухой кашель при простуде — иногда, при Ковид — часто;
  • Затрудненной дыхание не бывает, при Ковид — часто, это основной симптом;
  • Мышечные боли при ОРВИ — часто, при вирусе — иногда;
  • Головные боли — редко, при ковид — иногда;
  • Боль и воспаление горла при простуде — часто, при коронавирусе — иногда;
  • Диарея при орви не возникает, при вирусе — в редких случаях;
  • Насморк — часто, при Ковид — редко;
  • Чихание — часто, при вирусе — не возникает;
  • Побледнение кожных покровов при простуде бывает редко, при коронавирусной инфекции — практически всегда;
  • Инкубационный период орви составляет 1−5 дней, вируса 1−15 дней.

Специалисты обращают внимание, что главным отличием двух патологий считается присутствие регулярного чихания, ринита, повышенного газообразования, расстройств пищеварения при ОРВИ. При коронавирусной инфекции у пациентов наблюдается побледнение кожных покровов, неприятные ощущения в грудной клетке, болезненность горла.

В ходе данного проекта в нашей школе было проведено выявление и приблизительный подсчёт количества семей, переболевших коронавирусом. Таких семей мы насчитали 25, а количество переболевших учеников – 15 (данные приблизительные). В нашем классе выявленных случаев оказалось больше. Мы это связываем с тем, что многие родители моих одноклассников работают в больнице и на КС-25. Там было зафиксировано много случаев заболевания COVID-19, а дети стали переносчиками заболевания.

Так же мной были изготовлены буклеты с информацией о коронавирусе, его симптомах и профилактике. Их я раздал ученикам и учителям нашей школы, а в 9 классах провел беседу по данной теме ( фото в приложении ).

Что будет дальше? Этот вопрос волнует многих людей. Скорее всего, мир никогда не будет прежним. Никто не знает, к чему это приведет. Российские учёные разработали несколько видов вакцины, которые успешно апробировались. На сегодняшний день проводится активная вакцинация населения.

Эпидемия коронавируса в мире все еще набирает обороты. К такому выводу можно прийти, учитывая данные о количестве зараженных людей.

При соблюдении правил профилактики коронавируса риск заражения существенно снижается.

Читайте также: