Дипломные на тему вирусы

Обновлено: 18.04.2024

Проблема вирусов в наше время очень актуальна. Она привлекает внимание всё большего числа учёных. С каждым днём появляется всё больше вирусов. Когда вирусы впервые были открыты, никто и не подозревал, что они будут так опасны и им посвятят целую науку.

Развитие естествознания необычайно расширило представления человека об окружающем его мире. Мир невидимых живых существ – микроорганизмов, хранит ещё много тайн, познать которые очень важно для человечества.

Вирусология – быстро развивающаяся отрасль современной биологии. Её теоретическое и практическое значение для медицины, ветеринарии, сельского хозяйства – огромно. На вирусах изучаются вопросы генетики микробов и актуальные проблемы биохимии.

Учёные всё более глубоко и успешно познают тончайшую структуру, биохимический состав и физиологические свойства этих ультрамикроскопических живых существ, их роль в природе, жизни человека, животного и растений. Развитие вирусологии связано с блестящими успехами молекулярной генетики.

Изучение вирусов привело к пониманию тонкой структуры генов, расшифровки генетического кода, выявлению механизмов мутации. Вирусы широко применяются в работах генной инженерии. Способность вирусов приспосабливаться, вести себя непредсказуемо – не знает предела.

При написании данной работы использовались научные труды отечественных и зарубежных авторов по медицине и вирусологии.

Предмет исследования – вирус. Объект исследования – сущность понятия и история вируса.

Цель данной работы – изучить вирусы. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Определить историю изучения вирусов

2.Охарактеризовать сущность понятия вирус

3.Выделить основные формы и виды вирусов

4. Привести статистику вирусных заболеваний по РФ за последние три года

5.Проанализировать современные механизмы и тенденции борьбы с вирусами

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретический аспект вирусов

История изучения вирусов

История вирусологии довольно необычна. Первая вакцина для предупреждения вирусной инфекции - оспы была предложена английским врачом Э. Дженнером в 1796 г., почти за сто лет до открытия вирусов, вторая вакцина - антирабическая, была предложена основателем микробиологии Л. Пастером в 1885 г. - за семь лет до открытия вирусов. [1]

Одним из первых, кто принял бактериофаги в качестве модели исследования, был Эмори Эллис, в Кальтех. Его работа привлекла внимание Макса Дельбрюка, который изначально прибыл для изучения плодовой мухи с Морганом, и вместе они провели серию классических экспериментов, которые убедили других, что изучение размножения бактериофагов имеет решающее значение для понимания механизмы, лежащие в основе размножения генов.

Развитие компьютерных вирусов. Опасные и неопасные вирусы. Особые виды и методы маскировки вирусов. Как уберечься от вируса. Самые распространенные антивирусные программы. Защита от вирусов, распространяющихся по почте. Антивирусы для почтовых серверов.

Подобные документы

Особенности развития компьютерных вирусов. Классификация и методы маскировки вирусов. Антивирусная проверка электронной почты. Защита от вирусов, распространяющихся по почте. Использование "Антивируса Касперского" для проверки электронной почты.

реферат, добавлен 28.04.2015

Компьютерные вирусы, история развития и классификация. Заражаемые объекты и методы маскировки вирусов. Антивирусные программы (защита от вирусов) их классификация и применение. Антивирусная проверка электронной почты. Программы для обработки видео.

курсовая работа, добавлен 13.11.2012

Понятие компьютерных вирусов, история появления и их классификация. Пути проникновения вирусов и условия активизации, признаки заражения компьютера. Антивирусные программы, их виды и критерии выбора. Брандмауэры или файрволы, антишпионы, их функции.

презентация, добавлен 17.01.2014

Компьютерные вирусы, их свойства и классификация. Основные антивирусные программы: Microsoft Antivirus, Aidstest, Doctor Web и Adinf. Пути проникновения вирусов в компьютер и механизм распределения вирусных программ. Методы защиты от компьютерных вирусов.

реферат, добавлен 19.05.2009

Испорченные и зараженные файлы. Приемы маскировки вирусов. Основные методы защиты от компьютерных вирусов. Структура многоуровневой "эшелонированной" обороны - наилучшей стратегии защиты. Программы-фильтры, -ревизоры. Действия при заражении вирусом.

статья, добавлен 21.04.2022

Понятие и типы компьютерных вирусов. Особенности алгоритма вируса. Пути проникновения вирусов в компьютер, признаки заражения. Вирус "Чернобыль" - один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета. Антивирусные программы и принцип их работы.

презентация, добавлен 12.09.2016

Меры информационной безопасности. Аппаратные средства защиты компьютера. Защита от сбоев процессоров. Сущность, классификация, особенности различных типов компьютерных вирусов. Антивирусные программы и их виды. Криптографические методы защиты информации.

курсовая работа, добавлен 25.12.2010

Общее понятие о компьютерных вирусах. Основные причины активизации вируса. Принцип действия файловых и сетевых вирусов. Почтовые сетевые вирусы, сущность лавинообразной цепной реакции их распространения. Антивирусные программы, их главные преимущества.

презентация, добавлен 10.10.2012

Зарождение компьютерных вирусов и их полиморфизм. Автоматизация производства и пути проникновения вирусов в компьютер, механизм распределения вирусных программ, их классификация. Основные методы обезвреживания и защиты от вирусов: антивирусные программы.

реферат, добавлен 27.02.2014

Понятие о компьютерной безопасности и вирусах. Классификации вирусов и особенности их создания и вредоносных действий, среды обитания и способа заражения системы. Признаки наличия вирусов в компьютере. Особенности методов защиты от компьютерных вирусов.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Автор проекта: Эндриш Юлиана, обучающаяся 8 класса

Наставник проекта: Илюшкина Мария Анатольевна,

п. Комсомольский, 2020 г.

1.1. Что такое вирусы, их строение….……………………………………..….6

1.2. История открытия вирусов………………………………………………..8

1.3. Происхождение и размножение вирусов……….….…..…………..…. 9

Кусает больно и обидно,

Хоть самого подчас не видно…

К концу прошлого века никто уже не сомневался, что каждую заразную болезнь вызывает свой микроб, с которым можно успешно бороться.

Тема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я постаралась передать основные понятия о вирусах, которые необходимы каждому, в том числе и мне. Выполняя эту работу, я узнала не только о строении и размножении вирусов, но и о том, какие есть вирусные заболевания. В современном мире такие знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.

Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Подсчитано, что человек при средней жизни в 70 лет примерно 7 лет болеет различными вирусными инфекциями. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, что борьба с вирусами - одна из первоочередных задач науки.

Общее представление о проекте: проект представляет собой информацию о вирусах и вирусных заболеваниях.

Объектом изучения являются вирусы – неклеточная форма жизни.

Я поставила перед собой цель:

- собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни, их строении, происхождении, истории открытия вирусов; о вирусных заболеваниях.

Для достижения цели я поставила задачи:

- собрать материал о вирусах, их строении, многообразии, о вирусных заболеваниях, и мерах защиты от них;

- провести анализ собранного материала, систематизировать его; представить собранный материал в виде проекта;

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое вирусы, их строение

Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены клеточными формами: одноклеточные организмы – одной клеткой, а многоклеточные построены из большого их числа. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения. Являются внутриклеточными паразитами, не способными к жизнедеятельности вне живых клеток.

Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой – капсидом. Внутри капсида могут находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, как правило, имеет спиральную или многогранную форму.

Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Их наружная оболочка - это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду.

Учёные считают, что вирусы как структуры находятся на самой границе между живыми и неживыми организмами. Доказательством того, что вирусы живые, является способность их воспроизводить себя. У них есть генетический материал в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. Для них характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. В то же время вирусы не имеют клеточного строения и не могут воспроизводить себя вне клетки – хозяина. Они не используют пищу, не могут вырабатывать энергию, не растут, не имеют обмена веществ. По образу жизни вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они проникают внутрь клетки хозяина, нейтрализуют ДНК хозяина, с помощью своей ДНК или РНК способствуют синтезу новых копий вируса.

1.2. История открытия вирусов

Вирусы в микробиологии стали чем-то новым, но данные о них накапливались постепенно. Исследователь Луи Пастер так и не смог найти агент, который вызывает бешенство. Из-за этого он предположил, что тот настолько мал, что рассмотреть его под микроскопом невозможно. В 1884 году Шарль Шамберлан - известный микробиолог из Франции - изобрел фильтр, поры которого гораздо меньше бактерий. При помощи этого инструмента можно полностью удалить бактерии из жидкости. В 1892 году российский микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский использовал этот аппарат для исследования вида, который позже получил название вируса табачной мозаики. Эксперименты ученого показали, что даже после фильтрации сохраняются инфекционные свойства. Он предположил, что инфекция может быть спровоцирована токсином, который выделяют бактерии.

1.3. Происхождение и размножение вирусов

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхождение вирусов.

Существует 3 основных концепции происхождения вирусов:

1) Вирусы — потомки бактерий и других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную (регрессивную) эволюцию.

2) Вирусы — потомки древних доклеточных форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования.

3) Вирусы — производные клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранивших зависимость от клеток.

Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает целиком (путем эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.

233859

1.4. Вирусные заболевания.

Вирусы поражают человека, домашних и диких животных, сельскохозяйственные и дикие растения, простейших, бактерии, грибы. Всех живущих подстерегают многочисленные болезни и в первую очередь различные инфекции, среди которых более 75% вызываются вирусами. Цифры заболеваемости по нашей стране показывают, что уже много лет первые четыре места среди всех инфекций уверенно держат четыре, уже знакомые вам вирусные болезни. Это, прежде всего, различные ОРЗ, затем грипп, далее следует гепатит и, наконец, корь. Осложнения после, например, гриппа могут стать ужасными. Хронический насморк или хуже . от гриппа можно умереть. Почти каждый день мы встречаемся с разными видами вирусов, даже не подозревая этого. Вирусы являются возбудителями ряда опасных заболеваний: герпеса, полиомиелита, кори, краснухи, оспы, гепатита, энцефалита, бешенства, гриппа и др.

Полиомиелит : когда-то это заболевание убивало и калечило детей. Виноваты могут быть в болезни не один, а целых три вируса. Когда вирус попадает в организм, он проходит по нервам и крови в спинной мозг и головной мозг, там он поселяется в клетках серого вещества мозга.

Корь и краснуха : это детские вирусные заболевания. Правда, ими болеют и взрослые, но редко. Взрослые обычно болеют тяжелее, и у них чаще бывают осложнения. Характеризуется высоким уровнем восприимчивости (индекс контагиозности приближается к 100 %), высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.
Ветряная оспа (ветрянка) : это не самое тяжелое заболевание, большая часть населения переносит его в детстве. Эта оспа очень быстро и стремительно распространяется, как ветром разносится. Осложнения очень опасны, поэтому заболевшему необходим щадящий режим. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.

Бешенство : вирусное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. В организме укушенного человека болезнь возникает не сразу, чаще всего через 2 - 6 недель. Один из основных признаков развивающегося бешенства - водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, руки вытягиваются вперёд и дрожат, голова и туловище отклоняются назад, шея напрягается, лицо искажается и выражает сильное страдание и страх, цвет лица делается синюшным, широко раскрытые глаза устремляются в одну точку, глазное яблоко выпучено, зрачки расширены, на лице заметны судорожные сокращения мышц.

Желтая лихорадка: Жертвы этого заболевания - многие тысячи людей. Высокая температура, сильная головная боль и боли в спине, пожелтение кожи, рвота с кровью, бред и не редко смертельный исход - симптомы жёлтой лихорадки.

ü Чувство усталости

ü Затрудненное дыхание

ü Высокая температура

ü Кашель и/ или боль в горле

Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.

Передача коронавируса: Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязненной поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязненными руками рта, носа или глаз. Изначально, вспышка произошла от животных, предположительно, источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и такими животными, как сурки, змеи и летучие мыши. Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные. Вирусы гриппа размножаются очень быстро – симптомы проявляются через два-три дня после заражения, а коронавирусу требуется для этого до 14 дней.

Как защитить себя от заражения коронавирусом? Самое важное, что можно сделать чтобы защитить себя, - это поддерживать чистоту рук ( мыть с мылом или использовать дезинфицирующее средство) и поверхностей.

Можно ли вылечить новый коронавирус? На сегодняшний день большинство заболевших людей выздоравливают. Необходимо обращаться за медицинской помощью. Врач госпитализирует по показаниям и назначит лечение. Не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса- так же, как нет специфического лечения от многих других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания. В настоящее время вакцины от данного вируса нет, но во многих странах уже начаты ее разработки. Но есть схемы лечения и препараты, которые помогают выздороветь. Самым опасным осложнением является вирусная пневмония. Чтобы вовремя начать лечение нужно своевременно обратиться за медицинской помощью.

Кто в группе риска? Люди всех возрастов рискуют заразиться вирусом. В заявлении комиссии по здравоохранению Ухани говориться, что в основном заболели люди старше 50-ти лет. Однако, как и в случае большинства других вирусных респираторных заболеваний, люди с ослабленной иммунной системой, имеющие сопутствующие болезни – в зоне риска.

Испанка, или испанский грипп, вызванный вирусом Н1 N 1 – остается самой разрушительной пандемией гриппа в современной истории. Заболевания охватило весь земной шар в 1918 году и, по оценкам, привело к гибели от 50 до 100 миллионов человек.

Вспышка свинного гриппа 2009 года унесла жизни 575 400 человек.

Азиатский грипп в 1957 году, привел к гибели примерно дву миллионов человек, а гонконгский грипп 11 лет спустя (1968 г) унес один миллион человек.

Существуют три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями – вакцинация, применение интерферона и химиотерапия. Каждый из них действует по – своему: вакцины включают систему иммунитета, интерферон подавляет распространение вирусов, проникших внутрь клеток, а химиопрепараты вступают в единоборство и приостанавливают начинающуюся болезнь. Исторически самым старым и надёжным является метод вакцинации. С помощью вакцин резко снижена заболеваемость полиомиелитом, бешенством, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, жёлтой лихорадкой, энцефалитами и другими вирусными инфекциями. Другим способом защиты человека от вирусов является использование сывороток и гаммаглобулинов, полученных из крови людей, переболевших той или иной вирусной болезнью. Такие сыворотки содержат антитела, способные нейтрализовать соответствующие вирусы и создавать пассивный иммунитет уже через несколько часов после их введения. Этот способ используется для предупреждения кори, лечения энцефалитов и других вирусных заболеваний.

В отличие от вакцин и химиопрепаратов, интерферон обладает универсально широким спектром действия и активен практически против всех вирусов, он подавляет размножение вирусов, уже проникнувших внутрь клеток. Клинические испытания интерферона показали, что он активен при острых респираторных заболеваниях, в тех случаях, когда вакцинация малоперспективна.

Чтобы оказаться зараженным, не обязательно вступать в прямой контакт с больным человеком. Способы передачи:

- прямой контакт - непосредственный контакт с источником инфекции;

- непрямой контакт - соприкосновение с предметом, которым пользовался больной человек;

- через переносчика - инфицирование через другой источник;

- воздушно-капельный путь - вдыхание мельчайших капель мокроты инфицированного человека.

Основным средством профилактики вирусных заболеваний у человека является ношение марлевых повязок при контакте с больными заболеваниями дыхательных путей, мытье рук, овощей и фруктов, протравливание мест обитания переносчиков вирусных заболеваний, вакцинация от клещевого энцефалита, стерилизация медицинских инструментов в лечебных учреждениях и др.

Быкова Алёна Сергеевна

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV.

Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease 2019").

Практически в каждой стране тысячи зараженных этим вирусом. Количество заболевших расло с каждым днем. СМИ ежедневно публикуют информацию о вирусе, но не всегда она является достоверной. Эта проблема затронула многие семьи нашей страны и нашего села в том числе. По статистике Нижегородская область долгое время находилась на 4 месте по ежедневному приросту заболевших COVID-19, после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Количество заболевших растёт с каждым днем.

Цель работы:

Расширить знания о коронавирусной инфекции и распространить подробную информацию среди школьников и учителей.

ВложениеРазмер
proekt_koronavirus.docx 425.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газопроводская средняя школа

Фадеев Егор Алексеевич

учитель биологии 1 кв. категории

Быкова Алена Сергеевна

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Теоретическая часть:
  1. Понятие коронавирус…………………………………………………5
  2. Виды семейства коронавирусов………………………………………5
  3. COVID-19………………………………………………………………7
  4. Симптомы, протекание и распространение………………………….8
  5. Понятие ОРВИ, симптомы и протекание……………………………10
  6. Отличие коронавируса и ОРВИ……………………………………. 13
  1. Практическая часть………………………………………………………13
  2. Заключение……………………………………………………………….14
  3. Источники информации…………………………………………………15
  4. Приложение………………………………………………………………16

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV.

Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease 2019").

Практически в каждой стране тысячи зараженных этим вирусом. Количество заболевших расло с каждым днем. СМИ ежедневно публикуют информацию о вирусе, но не всегда она является достоверной. По данным Роспотребнадзора, в мире по состоянию на 29 января 2021 года выявлено 101 441 144 заболевших коронавирусом, прирост за сутки составил 585 568 случаев. В России всего выявлено 3 813 048 заболевших в 85 регионах.

Практически каждый человек слышал про мировую эпидемию нового коронавируса COVID-19. Эта проблема затронула многие семьи нашей страны и нашего села в том числе. По статистике Нижегородская область долгое время находится на 4 месте по ежедневному приросту заболевших COVID-19, после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Количество заболевших растет с каждым днем.

Расширить знания о коронавирусной инфекции и распространить подробную информацию среди школьников и учителей.

  1. Изучить подробную информацию о коронавирусной инфекции и самом COVID-19, имеющуюся в сети интернет.
  2. Познакомиться с разновидностями коронавируса.
  3. Сформировать знания о путях передачи, симптоматике и протекании
  1. Выделить отличия коронавирусной инфекции от ОРВИ.
  2. Провести анонимный социологический опрос среди школьников для выявления количества переболевших COVID-19.
  3. Провести тематические классные часы и раздать информационные буклеты.

Методы решения поставленных задач: поиск информации, наблюдение, опрос, анализ, обобщение, информирование.

Коронавирусная инфекция — это группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых различными серотипами коронавирусов. Характеризуется синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения респираторного тракта, в основном верхних и средних его отделов — носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов.

Она имеет достаточно изощрённый метод проникновения в клетки организма . Поверхностные белковые "шипики" на границе вирусной частицы имитируют полезные для клетки вещества. Их ошибочно распознают трансмембранные рецепторы клетки и дают "разрешение" на вход. Иммунная система при этом не реагирует на проникновение вируса, так как она не видит оснований атаковать неопасный для организма материал. После прикрепления к клетке вирус "продавливает" клеточную оболочку и вводит в её цитоплазму свой РНК. Далее запускается сборка белков и готовых вирусных образований. После формирования вирусного нуклеокапсида готовые вирусы покидают клетку, сливаясь с внешней мембраной, а сама клетка погибает.

Коронавирусы (лат. Coronaviridae) — семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону.

Всего известно около 40 видов коронавирусов (как патогенных, так и непатогенных для человека).

Впервые коронавирусы были обнаружены в 1965 году учёными Д. Тиреллом и М. Бино у пациента с ОРВИ. До 2002 года считалось, что коронавирусы могут вызвать у людей только нетяжёлые респираторные инфекции. Однако с этого времени в мире накопился опыт изучения тяжёлых острых респираторных синдромов, причиной которых стали коронавирусы.

Штаммы, патогенные для человека, относятся к роду Betacoronavirus. Их можно разделить на две группы:

  1. Штаммы, круглогодично приводящие к заболеваниям по типу нетяжёлого ОРВИ : HCoV-229E, HCoV-OC43, HCoV-NL63, HCoV-HKU1. Они различаются на генетическом уровне по размеру генома и свойствам антигенов. Такие разновидности коронавируса вызывают недомогание, насморк, першение в горле, небольшое повышение температуры и редкий кашель.
  2. Штаммы, приводящие к тяжёлым поражениям нижних дыхательных путей :
  3. MERS-CoV (природный источник вируса — одногорбые верблюды);
  4. SARS-CoV (природный источник вируса — летучие мыши; промежуточный носитель вируса — верблюды, циветы гималайские);
  5. SARS-CoV-2 — новый вид коронавируса, вызвавший пандемию в 2019-2020 гг. (природный источник неизвестен).

Во внешней среде стандартные штаммы коронавирусов не отличаются устойчивостью: их большая часть погибает в течение нескольких часов. При благоприятных условиях эти вирусы могут прожить до 2 суток. Они высоко чувствительны к бытовым дезинфектантам (гибнут за 2 минуты), высушиванию, солнечной радиации, нагреванию свыше 56°С (инактивируются за 10-15 минут).

Более патогенными и жизнестойкими вирусами являются MERS-CoV, SARS-CoV, SARS-CoV-2 :

  • При комнатной температуре они могут сохраняться до 7 дней в жидкой мокроте, до 3 суток на пластике и нержавеющей стали, до суток на картоне, до 4 часов на меди;
  • При оптимальных условиях они могут сохраняться до 3 часов в форме аэрозоля, до 4 суток в моче и фекалиях;
  • При замораживании вирусы сохраняются до 3 недель;
  • Небольшое нагревание (свыше 56°С) уничтожает их не более чем за полчаса, 70 % спирт и 0,5 % раствор перекиси — за минуту;
  • Солнечное ультрафиолетовое излучение сокращает жизненный цикл таких вирусов, но не приводит к их быстрой инактивации. Кварцевание уничтожат вирусы эффективнее естественного ультрафиолета, но его можно использовать при отсутствии людей в помещении, так как они рискуют получить ожоги. Кварцевые лампы применяются только в медицинских учреждениях, операционных, лабораториях. В домашних условиях для профилактики коронавируса и других вирусных респираторных болезней они малоэффективны, а при большой мощности могут быть опасны. Для профилактики рекомендована обработка поверхности антисептиком с содержанием спирта от 70 % и дезинфицирующими средствами.
  • в лабораторных условиях при заморозке до -70°С и лиофилизации при 4°С (мягком высушивании, замораживании и помещении в вакуум) вирусы сохраняются довольно долго.
  1. COVID-19

Изучением природы вируса SARS-CoV-2 занимаются ученые всего мира, но до сих пор нет единого мнения, как он появился. Анализ генома SARS-CoV-2 показал, что, скорее всего, он является некой мутацией, образовавшейся из двух коронавирусов животных.

2.4. Симптомы, протекание, профилактика.

Источником инфекции являются больные люди (с конца инкубационного периода, включая лёгкие и бессимптомные формы болезни) и собаки, однако риск передачи вируса от животных человеку очень низкий. Штамм SARS-CoV-2 потенциально может передаваться от человека домашним животным, после чего, мутировав, возвращаться к обратно к человеку. Сейчас подтверждена лишь возможность передачи вируса от человека к кошкам и хорькам.

  1. Аэрозольный.
  2. Воздушно-капельный путь — при разговоре, чихании и кашле на расстоянии менее 2 м;
  3. Воздушно-пылевой путь — при попадании пылевых частиц с частицами вируса;
  4. Контактный — при переносе частиц вируса с заражённых участков тела или предметов в глаза, рот или нос после рукопожатий, прикосновений к дверным ручкам и пр.
  5. Фекально-оральный — при анально-оральных контактах, приготовлении пищи, несоблюдении правил гигиены после уборных.

Факторы передачи — воздух, пыль, предметы быта, пищевые продукты, загрязнённые вирусом. Чем ближе и теснее контакт здорового и больного, тем выше вероятность передачи инфекции. Повышенный риск заражения имеют медицинские работники, люди, связанные с тесным прямым общением с людьми, а также организованные коллективы.

Основные группы риска – это пожилые лица, страдающие хроническими заболеваниями.

Пока у людей нет врождённого или приобретенного иммунитета к новому типу коронавируса SARS-CoV-2, поэтому восприимчивы к заболеванию все люди на планете. После перенесённого заболевания формируется стойкий гуморальный иммунитет, но только к тому серотипу, которым переболел человек. Поэтому возможны повторные заболевания, вызванные другими типами коронавирусов.

Симптомы коронавирусной инфекции

При стандартных типах вируса инкубационный период длится 1-10 дней, при инфекции COVID-19 — до 14 дней (в среднем 5-7 дней).

Чаще всего типичная коронавирусная инфекция протекает бессимптомно или приводит к развитию малозаметных симптомов по типу ОРЗ с поражением носовой полости и глотки. Наблюдается слезотечение, щекотание в носу, насморк с необильным слизистым отделяемым, нарушение обоняния, першение или лёгкие боли в горле, сухой кашель (спустя время — с небольшим количеством мокроты). Больной чувствует недомогание, слабость, познабливание, возможны умеренные головные боли, повышение температура тела не более чем на 38°С. У детей ко всем перечисленным симптомам могут присоединиться признаки поражения пищеварительного тракта в виде дискомфорта в животе, неустойчивого стула и тошноты. В течение недели выраженность симптоматики снижается и наступает выздоровление. Иногда заболевание проявляется лишь небольшой слабостью даже при поражении около 25 % лёгких, которое визуализируется только на КТ органов грудной клетки.

У части больных могут отмечаться боли в мышцах и суставах, насморк, заложенность носа, снижение или исчезновение обоняния, першение в горле, умеренная диарея. Обычно эти симптомы развиваются постепенно и выражены неярко.

Коронавирусная инфекция у детей

Дети, как правило, переносят заболевание легче, чем взрослые. В некоторых случаях возможно развитие пневмонии. Обычно она возникает у детей с отягощённым фоном по простудным заболеваниям или лёгочной патологии.

Неспецифические меры предосторожности при коронавирусах:

  1. Регулярная дезинфекция рук (спирт убивает вирус на всех поверхностях).
  2. Соблюдение дистанции с инфицированными или потенциально инфицированными.
  3. Не прикасаться к носу, рту или глазам.
  4. Не посещать регионы, где зафиксированы вспышки вируса.

Кроме того, чтобы предотвратить распространение коронавируса важно не только уберечься от заражения, но и постараться самому не стать распространителем болезнетворного агента. А для этого следует соблюдать правила так называемой респираторной гигиены. В частности, ВОЗ рекомендует во время чихания и кашля пользоваться либо салфеткой, либо при ее отсутствии прикрывать нос и рот сгибом локтя. Эти же правила эффективны для профилактики распространения любых вирусных заболеваний, в том числе ОРВИ и гриппа. При повышении температуры, наличии кашля или проблем с дыханием важно немедленно обратиться за медицинской помощью и минимизоровать контакт с другими людьми.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – это самая обширная группа инфекций, передающихся воздушно-капельным путем и вызывающих респираторные проявления разной степени выраженности: от легкого насморка до бронхита или пневмонии . ОРВИ хотя бы несколько раз в жизни болеет каждый человек.

ОРВИ широко распространены среди детей и взрослых, в среднем дети болеют ими от трех до 10-12 раз в год, взрослые от одного до четырех раз в год. ОРВИ имеют высокую актуальность в связи с тем, что не имеют специфического лечения и способов специфической профилактики (не существует вакцины от всех известных ОРВИ).

ОРВИ вызывается вирусами, которых на сегодня известно около 250 видов. Все они относятся к определенным группам: риновирусы, аденовирусы, коронавирусы, энтеровирусы, парвавирусы, парамиксовирусы, вирусы гриппа, вирусы парагриппа, респираторно-сентициальные вирусы, вирусы коксаки, другие респираторные вирусы.

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Частицы вируса передаются при кашле, разговоре, чихании. Для детей также актуален контактный путь заражения – при поцелуях от взрослых, пользовании общей посудой и через грязные руки.

ОРВИ протекают обычно стадийно, период инкубации от момента заражения до проявления первых признаков различный, колеблется от нескольких часов до 3-7 суток. В период клинических проявлений все ОРВИ имеют сходные проявления той или иной степени выраженности:

  • заложенность носа, насморк, выделения из носа от скудных до обильных и водянистых, чихание и зуд в носу,
  • першение в горле, дискомфорт, болезненность при глотании, краснота в горле,
  • кашель (сухой или влажный),
  • лихорадка от умеренной (37.5-38 градусов) до выраженной (38.5-40 градусов),
  • общее недомогание, отказ от еды, головные боли, сонливость,
  • покраснение глаз, жжение, слезотечение,
  • нарушения пищеварения с послаблением стула,
  • редко бывает реакция лимфоузлов в области челюсти и шеи, в виде увеличения со слабой болезненностью.

Проявления зависят от конкретного вида вируса, и могут варьироваться от незначительного насморка и покашливания до выраженных лихорадочных и токсических проявлений. В среднем проявления длятся от 2-3 до семи и более дней, лихорадочный период длится до 2-3 дней.

Основным признаком ОРВИ является высокая заразность для окружающих, сроки которой зависят от вида вируса. В среднем заразным пациент является последние дни инкубационного периода и первые 2-3 суток клинических проявлений, постепенно количество вирусов снижается и больной становится не опасным в плане распространения инфекции.

Обычно к вирусным инфекциям относятся очень поверхностно, не обращаясь к врачу , и занимаясь самолечением. Это может приводить к формированию таких осложнений как:

  • острые синуситы (воспаление пазух носа с присоединением гнойной инфекции),
  • опускание инфекции вниз по респираторному тракту с формированием бронхитов и пневмоний,
  • распространение инфекции на слуховую трубу с формированием отитов ,
  • присоединение вторичной бактериальной инфекции (например, развитие ангины ),
  • обострение очагов хронической инфекции как в бронхо-легочной системе, так и в других органах.
  1. Как отличить коронавирус от ОРВИ?

Заболевания имеют следующие отличия по симптомам:

  • Высокая температура при простуде бывает редко, при коронавирусе часто;
  • Сухой кашель при простуде — иногда, при Ковид — часто;
  • Затрудненной дыхание не бывает, при Ковид — часто, это основной симптом;
  • Мышечные боли при ОРВИ — часто, при вирусе — иногда;
  • Головные боли — редко, при ковид — иногда;
  • Боль и воспаление горла при простуде — часто, при коронавирусе — иногда;
  • Диарея при орви не возникает, при вирусе — в редких случаях;
  • Насморк — часто, при Ковид — редко;
  • Чихание — часто, при вирусе — не возникает;
  • Побледнение кожных покровов при простуде бывает редко, при коронавирусной инфекции — практически всегда;
  • Инкубационный период орви составляет 1−5 дней, вируса 1−15 дней.

Специалисты обращают внимание, что главным отличием двух патологий считается присутствие регулярного чихания, ринита, повышенного газообразования, расстройств пищеварения при ОРВИ. При коронавирусной инфекции у пациентов наблюдается побледнение кожных покровов, неприятные ощущения в грудной клетке, болезненность горла.

В ходе данного проекта в нашей школе было проведено выявление и приблизительный подсчёт количества семей, переболевших коронавирусом. Таких семей мы насчитали 25, а количество переболевших учеников – 15 (данные приблизительные). В нашем классе выявленных случаев оказалось больше. Мы это связываем с тем, что многие родители моих одноклассников работают в больнице и на КС-25. Там было зафиксировано много случаев заболевания COVID-19, а дети стали переносчиками заболевания.

Так же мной были изготовлены буклеты с информацией о коронавирусе, его симптомах и профилактике. Их я раздал ученикам и учителям нашей школы, а в 9 классах провел беседу по данной теме ( фото в приложении ).

Что будет дальше? Этот вопрос волнует многих людей. Скорее всего, мир никогда не будет прежним. Никто не знает, к чему это приведет. Российские учёные разработали несколько видов вакцины, которые успешно апробировались. На сегодняшний день проводится активная вакцинация населения.

Эпидемия коронавируса в мире все еще набирает обороты. К такому выводу можно прийти, учитывая данные о количестве зараженных людей.

При соблюдении правил профилактики коронавируса риск заражения существенно снижается.

Читайте также: