Для кого ум гений а для кого чума
Обновлено: 25.04.2024
Дождусь ее, и вынужу признанье:
Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде был так глуп.
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел. А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!
Судьба любви — играть ей в жмурки,
А мне.
Вы здесь? я очень рад,
Я этого желал.
И очень невпопад.
Конечно не меня искали?
Я не искала вас.
Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, ну́жды нет,
Кого вы любите?
Ах! Боже мой! весь свет.
Кто более вам мил?
Есть многие, родные.
И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Весёлость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота́ готова,
А сами вы.
Я сам? не правда ли, смешон?
Да! грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.
Я странен; а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин например.
Примеры мне не новы;
Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.
Раз в жизни притворюсь.
Оставимте мы эти пренья.
Перед Молчалиным не прав я, виноват;
Быть может, он не то, что три года назад:
Есть на земле такие превращенья
Правлений, климатов, и нравов, и умов;
Есть люди важные, слыли за дураков:
Иной по армии, иной плохим поэтом,
Иной. Боюсь назвать, но признано всем светом,
Особенно в последние года,
Что стали умны хоть куда.
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый;
Но есть ли в нем та страсть? то чувство?
пылкость та?
Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем и всем его делам
Душою — вы, вам угожденье.
Сам это чувствую, сказать я не могу,
Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
Не пожелал бы я и личному врагу,
А он. смолчит и голову повесит.
Конечно смирен, все такие не резвы́;
Бог знает, в нем какая тайна скрыта;
Бог знает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
Быть может качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему;
Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.
Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее;
Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос;
Чтоб равнодушнее мне понести утрату,
Как человеку вы, который с вами взрос,
Как другу вашему, как брату
Мне дайте убедиться в том;
Потом
От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подалее простыть, охолодеть,
Не думать о любви, но буду я уметь
Теряться по́ свету, забыться и развлечься.
Вот нехотя с ума свела!
Что притворяться?
Молчалин давиче мог без руки остаться,
Я живо в нем участье приняла;
А вы, случась на эту пору,
Не позаботились расчесть,
Что можно доброй быть ко всем и без разбору;
Но, может, истина в догадках ваших есть,
И горячо его беру я под защиту:
Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык?
В презреньи к людям так нескрыту?
Что и смирнейшему пощады нет. чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет! —
Ах! Боже мой! неужли я из тех,
Которым цель всей жизни — смех?
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.
Напрасно: это все относится к другим,
Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним.
Зачем же вы его так коротко узнали?
Я не старалась, бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто бе́з толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит;
И между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы ре́звимся, хохочем;
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет.
Целый день играет!
Молчит, когда его бранят!
Она его не уважает.
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
Сатира и мораль — смысл этого всего?
Она не ставит в грош его.
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких;
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
Шалит, она его не любит.
Докончить я вам пособлю
Молчалина изображенье.
Но Скалозуб? вот загляденье:
За армию стоит горой,
И прямизною стана,
Лицом и голосом герой.
Счастливые часов не наблюдают.
Шел в комнату, попал в другую.
Подумаешь, как счастье своенравно!
Судьба нас будто берегла,
А горе ждет из-за угла…
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне всё равно, что за него, что в воду!
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
Да хоть кого смутят
Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно.
Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума.
Герой… Не моего романа.
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! Как острый нож оне.
Вот то-то невзначай, за вами примечай.
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
На весь квартал симфонию гремишь!
Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А пуще дочери да сами добряки.
Дались нам эти языки!
Ах! Матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара!
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой!
Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов
И грянул вдруг как с облаков!
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь.
1) Счастливые часов не наблюдают;
2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь;
3) Чтоб иметь детей, кому ума не доставало? ;
4) Чины людьми даются, а люди могут обмануться;
5) Подписано, так с плеч долой;
6) И дым Отечества нам сладок и приятен;
7) Блажен, кто верует, тепло ему на свете;
8) Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом;
9) Дома новы, а предрассудки стары;
10) Ах, злые языки страшнее пистолета;
только к сожалению далеко не все из них сейчас используются.. .
11) Все врут календари;
12) Служить бы рад, прислуживаться тошно;
13) Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца;
14) А судьи кто?
15) К военным людям так и льнут, а потому, что патриотки;
16) Шел в комнату, попал в другую;
17) Ученье – вот чума, ученость – вот причина;
18) Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.
Одна из центральных проблем комедии – проблема ума.
На страницах произведения сталкиваются два понимания ума:
ум как средство познания мира и ум как способ устроиться в жизни.
Именно представление об уме становится средством разграничения
"века нынешнего" и "века минувшего".
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение,
наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором
заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему-
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку,
а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг,
чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов
так говорит о свободе мысли:
Ученье-вот чума, ученость-вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений .
И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-"забрать
все книги бы, да сжечь".
Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык. Чацкий с иронией говорит, что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал,
на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-
"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для
званыхи незваных, особенно для иностраных".
Только Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск,
осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою
подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Ум нужен лишь тем, кто умеет им пользоваться.
И чем больше знаешь, тем меньше, , да и хуже спишь.
Иногда приходят в голову такие бредовые, кажущиеся гениальными, идеи..) ) Как у Раскольникова наверное
для Чацкого. и то и то относится к нему.
Ум - для Чацкого очень важен, но при этом он от него старадет, как от чумы, так как никто н ехочет принимать ни его ум. ни его удеи
София Павловна Фамусова, дочь чиновника Фамусова Павла Афанасьевича.
София Фамусова
Ах! если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далёко?
Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о Чацком. Чацкий и Софья любили друг друга в юношестве, но Чацкий надолго уехал и Софья высказывает своё отношение к такому отъезду (действие 1, явление 5).
Герой не моего романа
Слова Софии (дочь Фамусова), действие 3, явление 1. Чацкий старается выяснить, любит ли кого-либо София. Когда он заговорил о Полковнике Скалозубе, София ответила этими словами, намекая на то, что не любит полковника.
Горе ждет из-за угла
Слова Софии в разговоре со служанкой Лизой (действие 1, явление 5). София обсуждает со своей служанкой Лизой, как ее отец (Павел Афанасьевич Фамусов), встретил Софью с ее возлюбленным Молчалиным и остался недоволен этим. София любит молодого человека, но Молчалин не богат и отец против их сближения.
Да! грозный взгляд, и резкий тон
Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре с Чацким. Софья высказывает свое мнение о Чацком (действие 3, явление 1).
Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд
Слова Софии (дочь Фамусова). Александр Андреевич Чацкий вернулся из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но София встретила молодого человека холодно, так как полюбила секретаря своего отца Молчалина. Чацкий, заметив холодность Софии, спрашивает, влюблена ли она в кого-либо? На что та отвечает этой фразой (действ. 1, явл. 7).
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре с Чацким о секретаре отца — Алексее Молчалине. Этими словами Софья намекает на Чацкого (действие 3, явление 1).
Делить со всяким можно смех
Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о Чацком (действие 1, явление 5).
Мне все равно, что за него, что в воду
Слова Софии в разговоре с Лизой (служанка в доме Фамусова) о том, что возможным женихом Софии может стать полковник Скалозуб (действие 1 явление 5).
Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив.
Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о Чацком (действие 1, явление 5).
Подумаешь, как счастье своенравно!
Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о том, что отец может уволить как Лизу, так и Молчалина, если узнает о любовных отношениях Софьи с Молчалиным (действие 1, явление 5).
Счастливые часов не наблюдают
Слова Софьи (действие 1, явление 3). Софья (дочь Фамусова) долгое время находилась вместе со своим возлюбленным Молчалиным. Лиза (служанка в доме Фамусова) сказала Софье, что они слишком долго были вместе. На это Софья и ответила этой фразой.
Что гений для иных, а для иных чума
Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре с Чацким о секретаре отца — Алексее Молчалине (действие 3, явление 1).
Что мне молва? Кто хочет, так и судит
Слова Софьи, обращенные к служанке отца Лизе (действие 1, явление 5). Отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, застал ее с Молчалиным в своем доме. Фамусов недоволен сближением своей дочери с безродным Молчалиным. Фраза из разговора Софии с Лизой, после ухода Фамусова.
Читайте также: