Для кого ум гений а для кого чума

Обновлено: 25.04.2024

Дождусь ее, и вынужу признанье:
Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде был так глуп.
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел. А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!
Судьба любви — играть ей в жмурки,
А мне.

Вы здесь? я очень рад,
Я этого желал.

И очень невпопад.

Конечно не меня искали?

Я не искала вас.

Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, ну́жды нет,
Кого вы любите?

Ах! Боже мой! весь свет.

Кто более вам мил?

Есть многие, родные.

И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.

Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Весёлость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота́ готова,
А сами вы.

Я сам? не правда ли, смешон?

Да! грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.

Я странен; а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин например.

Примеры мне не новы;
Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.

Раз в жизни притворюсь.

Оставимте мы эти пренья.
Перед Молчалиным не прав я, виноват;
Быть может, он не то, что три года назад:
Есть на земле такие превращенья
Правлений, климатов, и нравов, и умов;
Есть люди важные, слыли за дураков:
Иной по армии, иной плохим поэтом,
Иной. Боюсь назвать, но признано всем светом,
Особенно в последние года,
Что стали умны хоть куда.
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый;
Но есть ли в нем та страсть? то чувство?
пылкость та?
Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем и всем его делам
Душою — вы, вам угожденье.
Сам это чувствую, сказать я не могу,
Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
Не пожелал бы я и личному врагу,
А он. смолчит и голову повесит.
Конечно смирен, все такие не резвы́;
Бог знает, в нем какая тайна скрыта;
Бог знает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
Быть может качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему;
Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.
Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее;
Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос;
Чтоб равнодушнее мне понести утрату,
Как человеку вы, который с вами взрос,
Как другу вашему, как брату
Мне дайте убедиться в том;
Потом
От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подалее простыть, охолодеть,
Не думать о любви, но буду я уметь
Теряться по́ свету, забыться и развлечься.

Вот нехотя с ума свела!

Что притворяться?
Молчалин давиче мог без руки остаться,
Я живо в нем участье приняла;
А вы, случась на эту пору,
Не позаботились расчесть,
Что можно доброй быть ко всем и без разбору;
Но, может, истина в догадках ваших есть,
И горячо его беру я под защиту:
Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык?
В презреньи к людям так нескрыту?
Что и смирнейшему пощады нет. чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет! —

Ах! Боже мой! неужли я из тех,
Которым цель всей жизни — смех?
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.

Напрасно: это все относится к другим,
Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним.

Зачем же вы его так коротко узнали?

Я не старалась, бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто бе́з толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит;
И между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы ре́звимся, хохочем;
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет.

Целый день играет!
Молчит, когда его бранят!

Она его не уважает.

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Сатира и мораль — смысл этого всего?

Она не ставит в грош его.

Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких;
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Шалит, она его не любит.

Докончить я вам пособлю
Молчалина изображенье.
Но Скалозуб? вот загляденье:
За армию стоит горой,
И прямизною стана,
Лицом и голосом герой.

Счастливые часов не наблюдают.
Шел в комнату, попал в другую.
Подумаешь, как счастье своенравно!
Судьба нас будто берегла,
А горе ждет из-за угла…
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне всё равно, что за него, что в воду!
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
Да хоть кого смутят
Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно.
Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума.
Герой… Не моего романа.
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! Как острый нож оне.

Вот то-то невзначай, за вами примечай.
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
На весь квартал симфонию гремишь!
Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А пуще дочери да сами добряки.
Дались нам эти языки!
Ах! Матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара!
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой!
Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов
И грянул вдруг как с облаков!
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь.

1) Счастливые часов не наблюдают;
2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь;
3) Чтоб иметь детей, кому ума не доставало? ;
4) Чины людьми даются, а люди могут обмануться;
5) Подписано, так с плеч долой;
6) И дым Отечества нам сладок и приятен;
7) Блажен, кто верует, тепло ему на свете;
8) Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом;
9) Дома новы, а предрассудки стары;
10) Ах, злые языки страшнее пистолета;

только к сожалению далеко не все из них сейчас используются.. .
11) Все врут календари;
12) Служить бы рад, прислуживаться тошно;
13) Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца;
14) А судьи кто?
15) К военным людям так и льнут, а потому, что патриотки;
16) Шел в комнату, попал в другую;
17) Ученье – вот чума, ученость – вот причина;
18) Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.

Одна из центральных проблем комедии – проблема ума.
На страницах произведения сталкиваются два понимания ума:
ум как средство познания мира и ум как способ устроиться в жизни.
Именно представление об уме становится средством разграничения
"века нынешнего" и "века минувшего".

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение,
наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором
заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему-
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку,
а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг,
чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов
так говорит о свободе мысли:
Ученье-вот чума, ученость-вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений .
И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-"забрать
все книги бы, да сжечь".

Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык. Чацкий с иронией говорит, что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал,
на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-
"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для
званыхи незваных, особенно для иностраных".

Только Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск,
осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою
подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Ум нужен лишь тем, кто умеет им пользоваться.
И чем больше знаешь, тем меньше, , да и хуже спишь.
Иногда приходят в голову такие бредовые, кажущиеся гениальными, идеи..) ) Как у Раскольникова наверное

для Чацкого. и то и то относится к нему.
Ум - для Чацкого очень важен, но при этом он от него старадет, как от чумы, так как никто н ехочет принимать ни его ум. ни его удеи

София Павловна Фамусова, дочь чиновника Фамусова Павла Афанасьевича.

София Фамусова. Художник Н. Кузьмин

София Фамусова

Ах! если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далёко?

Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о Чацком. Чацкий и Софья любили друг друга в юношестве, но Чацкий надолго уехал и Софья высказывает своё отношение к такому отъезду (действие 1, явление 5).

Герой не моего романа

Слова Софии (дочь Фамусова), действие 3, явление 1. Чацкий старается выяснить, любит ли кого-либо София. Когда он заговорил о Полковнике Скалозубе, София ответила этими словами, намекая на то, что не любит полковника.

Горе ждет из-за угла

Слова Софии в разговоре со служанкой Лизой (действие 1, явление 5). София обсуждает со своей служанкой Лизой, как ее отец (Павел Афанасьевич Фамусов), встретил Софью с ее возлюбленным Молчалиным и остался недоволен этим. София любит молодого человека, но Молчалин не богат и отец против их сближения.

Да! грозный взгляд, и резкий тон

Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре с Чацким. Софья высказывает свое мнение о Чацком (действие 3, явление 1).

Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд

Слова Софии (дочь Фамусова). Александр Андреевич Чацкий вернулся из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но София встретила молодого человека холодно, так как полюбила секретаря своего отца Молчалина. Чацкий, заметив холодность Софии, спрашивает, влюблена ли она в кого-либо? На что та отвечает этой фразой (действ. 1, явл. 7).

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре с Чацким о секретаре отца — Алексее Молчалине. Этими словами Софья намекает на Чацкого (действие 3, явление 1).

Делить со всяким можно смех

Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о Чацком (действие 1, явление 5).

Мне все равно, что за него, что в воду

Слова Софии в разговоре с Лизой (служанка в доме Фамусова) о том, что возможным женихом Софии может стать полковник Скалозуб (действие 1 явление 5).

Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив.

Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о Чацком (действие 1, явление 5).

Подумаешь, как счастье своенравно!

Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре со служанкой Лизой о том, что отец может уволить как Лизу, так и Молчалина, если узнает о любовных отношениях Софьи с Молчалиным (действие 1, явление 5).

Счастливые часов не наблюдают

Слова Софьи (действие 1, явление 3). Софья (дочь Фамусова) долгое время находилась вместе со своим возлюбленным Молчалиным. Лиза (служанка в доме Фамусова) сказала Софье, что они слишком долго были вместе. На это Софья и ответила этой фразой.

Что гений для иных, а для иных чума

Слова Софьи (дочь Фамусова) в разговоре с Чацким о секретаре отца — Алексее Молчалине (действие 3, явление 1).

Что мне молва? Кто хочет, так и судит

Слова Софьи, обращенные к служанке отца Лизе (действие 1, явление 5). Отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, застал ее с Молчалиным в своем доме. Фамусов недоволен сближением своей дочери с безродным Молчалиным. Фраза из разговора Софии с Лизой, после ухода Фамусова.

Читайте также: