Доклад медсестры о гриппе в детском саду

Обновлено: 25.04.2024

1. Байбусинова А.Ж., Мусаханова А.К., Шалгумбаева Г.М. Отношение, барьеры и проблемы вакцинопрофилактики в современном мире: обзор литературы. Наука и Здравоохранение 2016; (3): 123-134.

3. Княгина О.Н., Шарабакина М.А., Цветкова Н.А. Европейская неделя иммунизации: итоги и проблемы. Медицинский альманах 2012; (3): 161-165.

4. Озерецковский Н.А., Затолочина К.Э., Алексина С.Г. Национальный календарь профилактических прививок - основа системы иммунопрофилактики инфекционных болезней. Эпидемиология и вакцинопрофилактика 2013; 71 (4): 82-88.

5. Онищенко Г.Г., Ежова Е.Б., Мельникова А.А. Актуальные проблемы вакцинопрофилактики в Российской Федерации. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии 2014; (1): 9-19.

6. Тимченко В.Н., Александрова Е.А., Леванович В.В. Профилактические прививки детям: детские врачи и родители – "ЗА"! Кто "против"? Санкт-Петербург: СпецЛит; 2014. 183 с.

Актуальность:

Так как становления здоровья ребенка закладывается именно в годы его пребывания в дошкольных учреждениях и важно, чтобы в дошкольном учреждении ребенок не только сохранил свое здоровье, но и укрепил его [2,7].

Сейчас в детских садах улучшены условия пребывания ребенка, однако в современный мир не безопасен в инфекционном плане.

Инфекционным заболеваниям наиболее подвержены дети из-за не сформировавшегося иммунитета. Ежегодно в стране фиксируется около 3-3,5 млн случаев инфекционных заболеваний у детей, из которых около 2 млн случаев ОРЗ и гриппа, в настоящее время большой процент занимает и заболеваемость коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV), хотя точное влияние на иммунитет и как протекает данное инфекционное заболевание в действительности до конца не изучено [2,3,4].

В последние годы отмечается рост отказов от прививок, вследствие чего происходит рост инфекционных заболеваемости у детей, поэтому учитывая данную проблему необходимо вести просветительскую работу по противодействию антивакцинальной пропаганде. В свою очередь необходимо, чтобы медицинская сестра проводила санитарно- просветительную работу в ДОУ, потому что отказ от прививок вновь может привести к развитию эпидемий и даже пандемий детских инфекций [1,5,6].

Цель:

Методы исследования:

аналитический - теоретический анализ и обобщение имеющихся научных данных по изучаемому вопросу в общей и специальной литературе

эмпирический - проведение бесед, наблюдений, констатирующего и контрольного анкетирования

Анкетирование проводилось анонимно с использованием анкеты, которая состояла: для родителей – 19 вопросов, для воспитателей – 12 вопросов. На основании вопросов была составлена шкала для оценки эффективности работы медсестры и уровня информированности родителей касательно профилактики инфекционных заболеваний.

Ежемесячно заведующим МБДОУ, врачом-педиатром, медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваний обсуждаются на педагогических часах с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости, зависящих от дошкольного учреждения.

Анализ заболеваемости показал, снижение заболеваемости у детей дошкольного учреждения, за счет простудных заболеваний (вакцинация сыграла большую роль), пневмонии и ангин.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2018 год составила 146,7 на 1000, ангина – 10 на 1000, ветряная оспа – 29,4 на 1000 детей.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2019 год составила 129,3 на 1000, ангина – 113,7 на 1000, ветряная оспа – 26,9 на 1000 детей.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2020 год составила 530,3 на 1000, ангина – 36,3 на 1000.

Заболеваемость воспитанников острыми респираторными вирусными инфекциями увеличилась на 4,3%. Количество детей часто длительно болеющих увеличилось на 4 ребенка – 8,3%. Переведены из II группы здоровья в I – 5 детей.

Следует отметить, что наибольшую тревожность оставляют высокие цифры травматизма. Несмотря на тенденцию к снижению превышение уровня 7% является высоким и требует боле эффективных мероприятий, направленных на профилактику травматизма.

Но в детском саду много режимных моментов, где без систематического контроля не обойтись. Организация закаливающих процедур, сна, проведения прогулок, рационального питания, санитарно-гигиеническое состояние помещений – задачи, решаемые медицинской сестрой в детском саду.

В период вакцинации ведется разъяснительная работа с родителями: подробно рассказывается об инфекции, вакцине, специфике прививки и особенностях течения поствакцинального процесса.

Дети, посещающие детский сад, относятся к группе риска по заболеваниям, передаваемым воздушно-капельным путем, в том числе гриппом. Вакцинация проводится ежегодно в преддверии осенне-зимнего сезона. В первый год иммунизация проводится двукратно с интервалом 30 дней. Последующие годы однократно. Прививка от гриппа помогает не только снизить риск заболевания ребенка, облегчить течение заболевания, но и препятствует распространению инфекции в организованном коллективе.

Оценка полноты охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний в дошкольном учреждении показала, что большинство воспитателей считают, что мероприятия обладают достаточным охватом – 21 человек (70%), 9 (30%) воспитателей ответили, что не достаточно (рисунок 1).


При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенный персонал ответил следующим образом: большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе (20%), так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы, усовершенствовать оборудование (6,6%), организовать профилактику заболеваний у лиц, с которыми дети контактируют вне детского учреждения (30%), больше уделять время закаливанию (10,1%), вести профилактические беседы с родителями на тему своевременной вакцинации детей (33,3%)(рисунок 2).

Рисунок 1 – Полнота охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний


Рисунок 2 –Мероприятия, которые могут усовершенствовать профилактику инфекционных заболеваний у детей

Заключение

Роль медсестры в профилактике инфекционных заболеваний заключается в: информировании родителей по вопросам профилактики (80%), проведение закаливания (71,5%), организация и проведение оздоровительных мероприятий по профилактике ИБ (90%), проведение скрининг-обследования детей (86,6%), организация утреннего фильтра воспитанников (100%), проведение гигиенического воспитания и обучения (93,3%),контроль за своевременным прохождением сотрудниками ДОУ периодических медосмотр и диспансеризации (100%). Анализ уровня информированности показал, что большинство родителей имеют отличный уровень осведомлённости – 51,4%, 28,5% родителей имеют хороший уровень, удовлетворительный уровень у 20,1% родителей. Однако настораживает тот факт, что родители с недоверием относятся к вакцинации детей, в то время как вакцинация является основным способом предотвращения множества инфекционных заболеваний. 47,5% отмечают одним из факторов отказа от прививок – страх осложнений, а 29,3% родителей много прочли недостоверных отзывов о вреде прививок. Анализ эффективности показал хорошую эффективность работы медсестры– 65%, 35% имеют отличный уровень. При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенные персонал ответит следующим образом: большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе (20%), так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы, усовершенствовать оборудование (6,6%), организовать профилактику заболеваний у лиц, с которыми дети контактируют вне детского учреждения (30%), больше уделять время закаливанию (10,1%), вести профилактические беседы с родителями на тему своевременной вакцинации детей (33,3%).

Общие рекомендации

Если Вы здоровы и хотите таковым оставаться, то повязка поможет и Вам. Особенно когда вокруг все больше людей кашляет и чихает. Помните о том, что при кашле и чихании вирусы распространяются на расстояние более 10 метров.

Частое мытье или обработка рук дезинфицирующими растворами имеет большое значение только для профилактики кишечных инфекций, которые заражают нас, попадая в организм через рот. От заражения гриппом и ОРВИ частое мытье рук защищает мало, т.к. большинство вирусов быстро погибает во внешней среде еще до того, как попадет на руки. Кроме того, входные ворота для простудных заболеваний отнюдь не руки, а слизистые оболочки дыхательных путей. Т.е. для того, чтобы заразиться вирусами, которые попали на наши руки, нужно ковыряться ими в носу, тереть глаза, т.е. делать то, что мы обычно не делаем.

Частое проветривание помещений, влажная уборка, безусловно играют определенную роль в профилактике. Но нужно помнить, что источник инфекции – это в первую очередь больной человек, который сильнее всего заражает нас при кашле и чихании. Логично было бы проветривать помещение каждый раз, когда в нем кто-то кашлянет или чихнет. Поэтому даже ежечасные проветривания школьного класса или комнаты в детском саду – это несколько запоздалые мероприятия, если мы говорим не об освежении воздуха, а о защите от заражения гриппом и простудой.

Лучший способ не заразиться гриппом и ОРВИ – это не контактировать с больным человеком, т.е. не находиться с ним в одном помещении, не дышать с ним одним воздухом. Но, к сожалению, для большинства людей этот способ останется только добрым, но нереальным советом, поскольку нужно ходить на работу, ездить в общественном транспорте, детям нужно ходить в школу, детский сад. Именно там и происходит контакт с другими людьми, в том числе больными гриппом и ОРВИ и, соответственно, заражение. Поэтому в период, когда объявлена эпидемия, в школах и детских садах объявляют карантин, чтобы прервать цепочку заражения гриппом и простудой.

Важными компонентами противовирусной защиты в период эпидемии гриппа (и вне ее) является сбалансированное, богатое витаминами питание, употребление достаточного количества воды, полноценный отдых, активный образ жизни, отказ от вредных привычек, снижающих сопротивляемость организма к любым, в том числе инфекционным заболеваниям.

Народные средства

Народная медицина наделяет противовирусными эффектами лук, мед и пряности. Действие лука во многом схоже с эффектом чеснока, то есть защита обеспечивается противовирусным действием фитонцидов. Мед и пряности улучшают кровообращение в носу и ротоглотке, повышая местную тканевую самозащиту.

Поливитамины

Прививки являются специфическим средством профилактики гриппа, так как обеспечивают выработку антител – защитных агентов, целью которых является уничтожение вируса. Однако этот метод профилактики гриппа должен применяться заблаговременно – за несколько месяцев до начала эпидемии, чтобы защитные барьеры и противовирусные реакции организма успели сформироваться. Есть несколько моментов, серьезно ограничивающих эффективность вакцинации. К сожалению в Украине вакцинируется очень малое число людей, поэтому эпидемия не предотвращается.

Противовирусные препараты

Арсенал современных врачей включает немалое количество противовирусных лекарственных препаратов, предназначенных для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ. Профилактическая эффективность противовирусных средств реализуется либо за счет непосредственного воздействия на вирусы гриппа и ОРВИ, приводящего к гибели возбудителей инфекции, либо за счет активизации собственных защитных сил организма (индукция выработки защитного интерферона, иммуномодуляция). Наиболее эффективным является одновременное сочетание и противовирусного, и интерферон индуцирующего, и иммуномодулирующего действия в одном препарате. Но не стоит забывать об опасности самолечения. Лучше, если профилактический прием, схему лечения противовирусными средствами назначит врач.

В заключение

Профилактика простудных заболеваний - многокомпонентный и продолжительный процесс, который гораздо легче и эффективнее осуществляется у людей, заботящихся о своем здоровье постоянно, а не только во время сезонных эпидемий гриппа. Рациональное питание, здоровый образ жизни, закаливание и занятие активными видами спорта повысят сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и предотвратят возникновение многих других проблем со здоровьем.

В период эпидемии гриппа в нашей группе основной сюжетно - ролевой игрой была "На приеме у доктора". Для профилактики ОРЗ применяется кварцевание группы.

Систематическое выполнение всех мер, предупреждающих развитие простудных заболеваний, является мощным стимулом для детей не болеть и более ответственно относиться к своему здоровью.

Грипп — это заболевание инфекционное, заболеть которым может любой человек. Вирус является возбудителем гриппа, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих.

Каждый человек должен проводить профилактику от гриппа, особенно в период эпидемий.

При опасных разновидностях гриппа, таких, как свиной грипп необходимо :

• соблюдать режим дня, не переутомляться, больше гулять на свежем воздухе, полноценно спать и питаться;

• делать утреннюю гимнастику, занимать на дорожке здоровья, заниматься физической культурой,

• тщательно мыть руки перед едой, по возвращении с улицы, а так же после пользования общими предметами;

• часто делать проветривание помещения и проводить влажную уборку,

• ограничить посещение многолюдных мест (магазинов, театров, кино) и массовых мероприятий, где из-за большого скопления народа вирус очень быстро распространяется;

• в период эпидемии полоскать горло и промывать носовые ходы рекомендуется не реже 2-3 раз в сутки.

Вакцинация - наиболее эффективная мера борьбы с гриппом.

Вакцинация стимулирует иммунную систему, вырабатывая защитные антитела для борьбы с инфекцией, введение в организм вакцины не может вызвать заболевание. Ученые доказали, что вакцина является безопасной и обладают высокой эффективностью с точки зрения профилактики гриппа и развития осложнений. Так же учеными было доказано, что заболеваемость гриппом снижается в среднем в 2 раза, у людей сделавших вакцинацию

Прививка от гриппа рекомендуется всем группам населения, но особенно детям, беременным женщинам, работникам сферы обслуживания, врачам, воспитателям, учителям, студентам, работникам транспорта.

ВАЖНО! Делать прививку следует только в медицинском учреждении специально обученным персоналом, но сначала должен быть осмотр доктора. Вакцинация должна проводиться заранее до начала роста заболеваемости.

Прививка, сделанная в прошлом году, не защитит от гриппа, так как приобретенный иммунитет не продолжителен.

Общие принципы лечения гриппа и ОРВИ

1. Очень важно запомнить, что нельзя заниматься самолечением при гриппе, особенно детям и лицам пожилого возраста. Из–за самолечения гриппа могут быть сильные осложнения. Только доктор может правильно поставить диагноз и назначь лечение. При появлении симптомов, нужно вызывать врача. Выбор и назначение лечащего доктора медикаментозных препаратов зависят также от признаков и тяжести заболевания.

2. Режим дня для заболевшего человека должен строго соблюдаться. Если тяжелое состояния, то пастельный., при улучшении состояния полупостельный и обычный - через один-два дня после спада температуры. Комнатная температура должна быть 20-21С, а во время сна – чуть ниже. В отсутствие больного ребенка в комнате рекомемендуется частое проветривание, это облегчает дыхание и уменьшает насморк.

3. Если температура тела не поднимается выше 38°С, то не спешите снижать ее, потому что происходит защитная реакция.

4. В момент болезни рацион питания резко менять нельзя, но следует добавить в меню: легкие супчики, различные бульоны, кушать побольше овощей и фруктов.

5. Также большое значение имеет питьевой режим. Во время болезни человек теряет много жидкости, которая выходит с потом, поэтому он должен много пить, это может быть чай, морсы, травяные отвары, овощные соки

6. Если температура повышается или держится 38°С,то необходимо еще раз вызвать врача.

7. Желательно, что заболевший был изолирован в отдельной комнате.

8. Уборку квартиры следует проводить с дезинфицирующими средствами, обслуживание больного рекомендуется проводить в медицинской повязке.

Профилактика гриппа и ОРВИ в ДОУ

Профилактика гриппа и ОРВИ в ДОУ Острые респираторные вирусные инфекции наиболее частые заболевания у детей и иметь представление о них очень важно для родителей. При этих.

Рекомендации гражданам по профилактике Гриппа и ОРВИ Грипп — это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНС.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНС.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА У ДЕТЕЙ

Кемерово 2021 г

Актуальность исследования С наступлением холодного времени года, становится а.

Цели и задачи исследования Цель исследования – изучить деятельность медицинск.

Цели и задачи исследования
Цель исследования – изучить деятельность медицинской сестры по профилактике гриппа у детей.

Объект и предмет исследования Объект исследования – ребенок амбулаторно-полик.

Предмет исследования – профилактическая деятельность медицинской сестры.

Методы и база исследования Методы исследования: - общетеоретический анализ л.

Методы и база исследования
Методы исследования:
- общетеоретический анализ литературных источников;
- аналитический;
- технологическая методика и техника сбора научных данных и их обработка.

Теоретическая часть исследования В первой главе нами рассмотрены теоретически.

Теоретическая часть исследования
В первой главе нами рассмотрены теоретические основы изучения этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики заболевания гриппа у детей.
Заболевание гриппа протекает в виде пандемий, эпидемий, спорадических заболеваний и локальных вспышек. Восприимчивость к вирусу гриппа – всеобщая. Источником инфекции являются больные люди и крайне редко реконвалесценты. Также возможно инфицирование населения вирусами гриппа животных или птиц.
В первую очередь, при гриппе поражаются гортань, трахея, крупные бронхи. В плевре могут наблюдаться мелкие кровоизлияния, а также нарушения кровообращения происходят и в легочной ткани. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что в легких сформируются очаги серозного воспаления.
Детей, у которых диагностировался грипп, обычно лечат в домашних условиях. Однако, если имеются социальные, эпидемиологические и клинические показания, то ребенка необходимо госпитализировать. К клиническим показаниям относят тяжелые формы гриппа и осложнения болезни.
Госпитализация при гриппе обязательна для новорожденных детей, а также крайне рекомендована для детей грудного возраста.
Особое внимание нужно уделять профилактике гриппа. Для этого, медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании, гигиене, мерах безопасности и осторожности среди больного вирусом гриппа.
Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.

Характеристика базы исследования С целью изучения участия медицинской сестры.

Характеристика базы исследования В состав АПП входят: 1) отделение скорой по.

Характеристика базы исследования
В состав АПП входят:
1) отделение скорой помощи;
2) терапевтическое отделение;
3) стоматологическое отделение;
4) гинекологическое отделение;
5) детское отделение (3 этаж, правое крыло здания);
6) физиотерапевтическое отделение;
7) травматологическое отделение.
Детское отделение поликлиники размещено на 3 этаже правого крыла здания и имеет 2 отдельных входа. По территориальному принципу обслуживается детское население. Также участковыми педиатрами обслуживаются подростки до 18 лет.
Режим работы поликлиники: с 7:30 до 18:00 (пятидневная рабочая неделя с 1 рабочей субботой для каждого сотрудника).
Скользящий график работы участковых педиатров позволяет распределить равномерно в течение недели у каждого врача утренний, дневной и вечерний приемы.
Время работы каждого педиатра:
1. На дому – 3 часа.
2. На приеме – 3 часа.
3. Работа с документацией – 1,5 часа.
8

График работы участковых педиатров и фельдшеров на врачебном приеме 9

График работы участковых педиатров и фельдшеров на врачебном приеме

Характеристика персонала отделения 10

Характеристика персонала отделения

Анализ заболеваемости гриппа среди детского населения по г.Мариинску за перио.

Анализ сестринской деятельности при гриппе у детей на базе амбулаторно-поликл.

Наблюдение из практики №1.
Карасева Ирина Васильевна.
Возраст: 10 лет.
Находится на домашнем лечении.
Медицинская сестра при сестринском обследовании получила следующие данные: ребенок жалуется на головокружение, сильную головную боль, повторную рвоту, общую слабость, нарушение сна. Ребенок считает себя больной в течение 2 дней. Два дня назад поднялась температура тела до 39,7оС, наличие явления разбитости, слабости, бред.
Объективные данные: положение в постели – пассивное. Ребенок находится в сознании, но заторможен. Кожные покровы бледные, сухие. ЧДД – 30 в минуту. АД – 140/60 мм рт ст. Пульс – 160 уд/мин. Температура тела при осмотре – 39,5оС.
При осмотре зева отмечается легкая гиперемия слизистой оболочки.

Сестринский уход за ребенком.
Нарушенные потребности: выделять, двигаться, спать, общаться, учиться, поддержание адаптации, нормальной температуры тела, поддерживать свою безопасность и окружающих.
Проблемы ребенка:
1. Настоящие: слабость, головокружение, рвота, заторможенность, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела; дефицит знаний о своем заболевании, его лечении и профилактике.
2. Потенциальные: риск развития осложнений, риск аспирации рвотными массами, риск заражения окружающих людей.
3. Приоритетная: повышение температуры тела.
Цели сестринского ухода:
1. Краткосрочная – снизить температуру тела ребенка в течение 3 дней.
2. Долгосрочная – устранить симптомы заболевания ребенка через 10-14 дней.

Планирование сестринского ухода 13

Планирование сестринского ухода

Наблюдение из практики №2. Свиридов Е.А. Вызов на дом к ребенку 5 лет.

Наблюдение из практики №2.
Свиридов Е.А.
Вызов на дом к ребенку 5 лет.
Ребенок заболел остро, подъем температуры тела до 39оС. Наличие головной боли и заложенности носа.
При осмотре, медицинская сестра получила следующие сведения: отсутствие аппетита, адинамия, вялость, инъекция сосудов склер, гиперемия лица. При осмотре зева отмечается умеренная гиперемия дужек, энантема на мягком небе. Из носовых ходов выделяется скудное серозное отделяемое. Отмечаются боли при движении глазных яблок. В семье мать болеет гриппом.
Диагноз: грипп.
Участковый педиатр назначил следующее лечение:
1) обильное питье – компоты, сладкий чай, минеральные воды;
2) ибупрофен (ибуклин, нурофен) в дозе 10 мг/кг внутрь, через каждые 6-8 часов, но не более 2 раз в день!
3) парацетамол (панадол, калпол, эфералган, тайленол) – разовая доза 15 мг/кг внутрь, ректально до 30 мг/кг. Можно повторять через каждые 4-6 часов, но не больше 4 раз в сутки!
Сестринский уход за ребенком.
Нарушенные потребности: выделять, есть, двигаться, спать, общаться, поддержание нормальной температуры тела, поддерживать свою безопасность и окружающих.
Проблемы ребенка:
1. Настоящие: вялость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела; отсутствие аппетита, дефицит знаний о своем заболевании, его лечении и профилактике.
2. Потенциальные: риск развития осложнений, риск заражения окружающих людей.
3. Приоритетная: повышение температуры тела.
Цели сестринского ухода:
1. Краткосрочная – снизить температуру тела ребенка в течение 3 дней.
2. Долгосрочная – устранить симптомы заболевания ребенка через 10-14 дней.
14

Планирование сестринского ухода15

Планирование сестринского ухода
15

Заключение Активное использование сестринского персонала в оказании медицинск.

Заключение
Активное использование сестринского персонала в оказании медицинской помощи в отделении стационара и на дому позволяет донести до больного и его родственников поддержку и знания, получить должный экономический и клинический эффект, а также разгрузить врачей-специалистов.
Сестринский уход является важной частью самостоятельной работы медицинской сестры. В задачи медицинской сестры входят: наблюдение за состоянием больного пациента и его динамикой в ходе проводимого лечения, соблюдение им режима и назначенной диеты, а также правильностью приема лекарственных препаратов. Помимо стандартных мероприятий (измерение физиологических показателей, выполнение инъекций и процедур, проведение осмотра) уровень профессиональной подготовки медицинской сестре позволяет поручить ей выполнение таких видов деятельности, как снятие ЭКГ, взятие биологических материалов для исследования, проведение физиотерапевтических процедур.
Огромную роль играет участие медицинской сестры в профилактике гриппа у детей.
Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.
Медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании. Дает рекомендации по ведению здорового образа жизни, предотвращению риску развития заболевания, обучает простым правилам гигиены и ухода.
Для процесса реализации эффективного и результативного качества медицинской помощи, достижения цели медицинской помощи и ее желаемого результата, медицинскому персоналу нужно знать определенные черты характера пациента, его психологические особенности, способы поведения и типы личности.
Цель моей выпускной квалификационной работы была достигнута.
16

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА У ДЕТЕЙ

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИППЕ У ДЕТЕЙ 6

1.1. Определение гриппа 6

1.2. Этиология и патогенез гриппа 6

1.3. Эпидемиология гриппа 7

1.4. Классификация гриппа 7

1.5. Клиническая картина гриппа 8

1.6. Диагностика и лечение гриппа 9

1.7. Роль сестринского персонала в профилактике гриппа у детей 11

Вывод по 1 главе 12

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ 14

2.1. Характеристика базы исследования 14

Вывод по 2 главе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список сокращений 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Глоссарий 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Памятка по профилактике гриппа и ОРВИ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Вакцинопрофилактика 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Памятка по предупреждению заболевания гриппа 34

Актуальность. С наступлением холодного времени года, становится актуальным вопрос о профилактике инфекций дыхательных путей. Самое первое знакомство человека с воздушно-капельными инфекциями происходит в раннем детском возрасте, а затем довольно таки чаще при поступлении в организованный коллектив. Так дети, которые ходят в садик или же школу, болеют воздушно-капельными инфекциями намного чаще, чем неорганизованные.

Среди данных заболеваний наиболее актуальными считаются ОРВИ. Грипп и другие виды ОРВИ занимают первое место в мире по количеству случаев и частоте заболевания. На их долю приходится около 95% всех инфекционных патологий. [2, c .169]

В Российской Федерации ежегодно регистрируются от 27,5 до 41,3 миллиона заболевших гриппом и другими ОРВИ. Высокие показатели по данной патологии обнаруживаются из-за скопления населения в общественных местах (при проведении массовых мероприятий, в организованных детских коллективах, в общественном транспорте), большой мобильности населения, неполноценного питания, а также низкой гигиенической культуры населения. Заражение осуществляется при близком контакте с больным человеком, а также при нахождении с ним в одном помещении, так как при разговоре, кашле и чихании у больного выделяются микрочастицы секрета, содержащие вирусы.

Таким образом, актуальность проблемы определяется:

- увеличением частоты заболеваемости гриппа у детей;

- особенностями клинического течения гриппа у детей;

- совершенствованием методов диагностики и принципов лечения гриппа у детей;

- особенностями профилактической деятельности по заболеваемости гриппа среди детского населения.

Изложенное свидетельствует о высокой актуальности и своевременности темы и определяет необходимость настоящего исследования.

Цель исследования – изучить деятельность медицинской сестры по профилактике гриппа у детей.

Предмет исследования – профилактическая деятельность медицинской сестры.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику заболевания гриппа у детей.

Методы исследования:

- общетеоретический анализ литературных источников;

- технологическая методика и техника сбора научных данных и их обработка.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и источников, приложений.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИППЕ У ДЕТЕЙ

1.1. Определение гриппа

Грипп (от фр. Grippe – охватить, схватить; от лат. Influenze - вторгаться) – острое респираторное вирусное заболевание, которое характеризуется симптомами общей интоксикации и лихорадкой, доминирующие над умеренным катаральным синдромом в верхних отделах респираторного тракта. [10, c .304]

1.2. Этиология и патогенез гриппа

Этиология. Грипп вызывается РНК-содержащими вирусами, которые относятся к семейству Orthomyxoviridae, род Influenzavirus, включающий вирусы гриппа типов A, B и C.

Патогенез гриппа обусловлен комплексом процессов, которые развиваются на всех этапах репродукции возбудителей и их последующего распространения по организму, в том числе, и при взаимоотношении вируса с защитными системами хозяина. [16]

Стадии патогенеза:

1. Адсорбция и эндоцитоз (внедрение) возбудителя в эпителиальные клетки респираторного тракта.

2. Проникновение патогенов, разрушенных эпителиальных клеток и продуктов окислительно-метаболических процессов в русло крови.

3. Процесс формирования воспалительного очага с доминирующего его локализацией в органах верхних или нижних отделов респираторного тракта.

4. Исход заболевания (развитие осложнений, выздоровление, смерть). [17]

1.3. Эпидемиология гриппа

Заболевание гриппа протекает в виде пандемий, эпидемий, спорадических заболеваний и локальных вспышек.

Восприимчивость – всеобщая.

Источник инфекции – больные люди в остром периоде заболевания (в том числе с бессимптомной или легкой формой). Реже – реконвалесценты, которые выделяют вирус в течение 2х недель от момента заболевания.

Возможно инфицирование людей вирусами гриппа птиц или животных.

Путь передачи заболевания – воздушно-капельный.

Сезонность заболевания – наиболее часто зимой и весной. [18]

1.4. Классификация гриппа

Классификация гриппа:

1. По степени тяжести: легкая, среднетяжелая, тяжелая.

2. По типу возбудителя: грипп А, грипп В, грипп С.

3. По характеру симптомов: атипичный, типичный.

4. По характеру течения: осложненное, неосложненное.

5. По топическим признакам (локализация поражения): острый ринит, острый трахеит, острый фарингит, острый бронхит, острый ларингит, сочетанные локализации (ринофарингит).

Кодирование гриппа по МКБ-10:

Грипп, вызванный идентифицированным вирусом гриппа (J10):

J10.0 – Грипп с пневмонией;

J10.1 – Грипп с другими респираторными проявлениями;

J10.8 – Грипп с другими проявлениями.

Грипп, вирус не идентифицирован (J11):

J11.0 – Грипп с пневмонией;

J11.1 – Грипп с другими респираторными проявлениями;

J11.8 – Грипп с другими проявлениями. [17]

1.5. Клиническая картина гриппа

В первую очередь, при гриппе поражаются гортань, трахея, крупные бронхи. В плевре могут наблюдаться мелкие кровоизлияния, а также нарушения кровообращения происходят и в легочной ткани. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что в легких сформируются очаги серозного воспаления. Если к вирусу гриппа присоединяется бактериальная флора, то имеется шанс развития пневмонии. Даже в головном мозге могут наблюдаться микроциркуляторные гемодинамические нарушения, которые образуются из-за повышения проницаемости капилляров. [14]

Грипп А. Инкубационный период до 2 суток.

Грипп В. Инкубационный период – 3-4 дня.

Заболевание начинается остро, у ребенка может повышаться температура тела до 39-40оС. Признаки общей слабости, озноб, отмечаются суставные и мышечные боли. Под конец первого дня заболевания достигается максимум лихорадки (крайне редко в начале вторых суток). В данный период симптоматика наиболее выражена. Ребенок жалуется на головную боль, пропадет сон, снижается аппетит. Может наблюдаться тошнота, а также рвота. Более тяжелые случаи характеризуются галлюцинациями и бредом.

У ребенка заложен нос, покашливание, слизистые выделения скудные. Отмечается боль в горле, которая усиливается при глотании. В тяжелых случаях отмечаются кровотечения из носа, менингеальные симптомы, судороги, кратковременные обмороки. [10, c .304]

При обследовании можно обнаружить легкую отечность дужек и небных миндалин, гиперемию лица. Отмечается бледность кожных покровов, повышенная потливость. Может отмечаться боль в животе. Типичное проявление гриппа – сегментарный отек легких. Он может никак клинически себя не проявлять, но будет виден на рентгеновском снимке. Если же случай несложный, то очаг поражения может рассосаться через 3-5 дней.

Острое течение гриппа. Длительность лихорадочного периода составляет 3-5 дней. После того, как у ребенка уменьшиться температура тела, его общее состояние улучшится. Если же лихорадка повторно проявляется, то это значит, что к данному заболеванию присоединилась бактериальная инфекция, или же развивается другое ОРВИ. Болезнь длится 7-10 дней, если нет никаких осложнений. Однако, на протяжении 2-3 недель может отмечаться общая слабость, бессонница, головные боли, а также другие явления постинфекционной астении. [5, c .591]

1.6. Диагностика и лечение гриппа

Если у больного ребенка типичная форма заболевания, то грипп обнаруживают при клинической диагностике. Также лабораторная диагностика может проводиться экспресс-методом, который основан на реакции иммунофлюоресценции. Как правило, результаты подобного теста становятся доступными на протяжении трех часов.

Серологическая диагностика основана на обнаружении возрастания титра антител больше 4 раз и выше в парных сыворотках, которые были взяты в самом начале заболевания и в период реконвалесценции. На практике часто применяют методы РТГА и РСК. В последние годы стали часты случаи применения ИФА с раздельным определением специфических антител классов IgG и IgM. [1, c .100]

Молекулярно-генетические методы специфичны и наиболее чувствительны. При возникновении вспышки гриппа или новой эпидемии проводят вирусологическое исследование с выделением и идентификацией ви­руса. Для того, чтобы выделить вирус используют куриные эмбрионы, а также культуры клеток эмбриона человека. [10, c .304]

Лечение. Детей, у которых диагностировался грипп, обычно лечат в домашних условиях. Однако, если имеются социальные, эпидемиологические и клинические показания, то ребенка необходимо госпитализировать. К клиническим показаниям относят тяжелые формы гриппа и осложнения болезни.

Госпитализация при гриппе обязательна для новорожденных детей, а также крайне рекомендована для детей грудного возраста. [11]

К эпидемиологическим показаниям относят нахождение ребенка в коллективе, где он непосредственно подвергает опасности заражения других членов семьи (пребывание ребенка в доме ребенка, детском доме, детском лагере).

Социальные показания:

1) отсутствие возможности оказывать лечение в амбулаторных условиях по каким-то причинам;

2) отсутствие лечения в домашних условиях;

3) если ребенок является безнадзорным (беспризорным);

4) асоциальная семья.

Принципы лечения больных гриппом:

1. Лечебно-охранительный режим (в самом начале заболевания – постельный, далее – полупостельный).

2. Молочно-растительная диета, богатая витаминами.

3. Обильное питье (рекомендовано: морсы – клюквенный или брусничный, горячий чай, минеральные щелочные воды).

4. Противовоспалительные и жаропонижающие средства (препараты на основе парацетамола, парацетамол – при температуре свыше 38оС).

7. Патогенетическая терапия (эреспал сироп 2 мл на 1 кг тела ребенка в сутки).

8. Муколитические препараты (бромгексин, амброксол).

9. Местная терапия (сосудосуживающие препараты и раствор NaCl, раствор серебра протеината, пастилки и таблетки для рассасывания, паровые ингаляции на основе трав – если ребенок старше двух лет).

10. Запрещено использовать ацетилсалициловую кислоту.

11. Витамины группы В, поливитамины, аскорбиновая кислота.

12. Антигистаминные препараты.

13. Этиотропная противовирусная терапия. [12, c .287]

При подозрении на бактериальную флору воспаления дыхательных путей проводится антибиотикотерапия.

Показания для антибиотикотерапии: подозрение на бактериальную флору, бактериальные осложнения, клинические признаки иммунодефицита, грипп в тяжелых формах и при его осложнениях, хронические очаги бактериальной инфекции и их обострение. [10, c .304]

1.7. Роль сестринского персонала в профилактике гриппа у детей

Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.

Медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании.

Необходимо избегать контакта с больными людьми, не подходить к больному ближе, чем на 1 метр. При контакте с больными людьми необходимо одевать маску, мыть руки с антибактериальными средствами или мылом для предотвращения распространения инфекции. Во время чихания и кашля необходимо закрывать рот и нос одноразовыми носовыми платками, регулярно проветривать помещение, избегать огромного скопления людей, сбалансировано питаться (пища должна быть богата витаминами), полноценный и здоровый сон. [3, c .592; 6, c .240]

Вывод по 1 главе

Заболевание гриппа протекает в виде пандемий, эпидемий, спорадических заболеваний и локальных вспышек. Восприимчивость к вирусу гриппа – всеобщая. Источником инфекции являются больные люди и крайне редко реконвалесценты. Также возможно инфицирование населения вирусами гриппа животных или птиц.

В первую очередь, при гриппе поражаются гортань, трахея, крупные бронхи. В плевре могут наблюдаться мелкие кровоизлияния, а также нарушения кровообращения происходят и в легочной ткани. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что в легких сформируются очаги серозного воспаления.

Детей, у которых диагностировался грипп, обычно лечат в домашних условиях. Однако, если имеются социальные, эпидемиологические и клинические показания, то ребенка необходимо госпитализировать. К клиническим показаниям относят тяжелые формы гриппа и осложнения болезни.

Госпитализация при гриппе обязательна для новорожденных детей, а также крайне рекомендована для детей грудного возраста.

Особое внимание нужно уделять профилактике гриппа. Для этого, медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании, гигиене, мерах безопасности и осторожности среди больного вирусом гриппа.

Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

2.1. Характеристика базы исследования

1) АПП (амбулаторно-поликлиническое подразделение);

3) городская больница (стационар);

5) 3 амбулатории;

6) 2 участковых больницы.

Основные задачи деятельности учреждения:

1) противоэпидемические мероприятия (повышение уровня здоровья населения, санитарно-просветительская работа среди прикрепленного детского населения);

2) организация и проведение комплекса лечебных, консультативных, профилактических мероприятий в условиях поликлиники, стационара, в организованных образовательных учреждениях, на дому.

АПП расположено по адресу: г. Мариинск, ул. Ленина 1. Здание имеет 3 этажа.

В состав АПП входят:

1) отделение скорой помощи;

2) терапевтическое отделение;

3) стоматологическое отделение;

4) гинекологическое отделение;

5) детское отделение (3 этаж, правое крыло здания);

6) физиотерапевтическое отделение;

7) травматологическое отделение.

Детское отделение поликлиники размещено на 3 этаже правого крыла здания и имеет 2 отдельных входа. По территориальному принципу обслуживается детское население. Также участковыми педиатрами обслуживаются подростки до 18 лет.

Режим работы поликлиники: с 7:30 до 18:00 (пятидневная рабочая неделя с 1 рабочей субботой для каждого сотрудника).

Скользящий график работы участковых педиатров позволяет распределить равномерно в течение недели у каждого врача утренний, дневной и вечерний приемы.

Время работы каждого педиатра:

1. На дому – 3 часа.

2. На приеме – 3 часа.

3. Работа с документацией – 1,5 часа.

Таблица 1 – График работы участковых педиатров и фельдшеров на врачебном приеме

Читайте также: