Эпидемии гриппа в литературе

Обновлено: 27.03.2024

Новый вирус вот уже больше года заставляет нас подстраиваться и вести борьбу за возможность жить как раньше. Да и вообще просто жить. Тревожная реальность удивительно похожа на фантастический сюжет об эпидемии. Произведений на эту тему в мировой литературе немало. Писатели знают, что закручивать интригу на фоне грозящей всему человечеству заразы очень выигрышно. Читатель не может оторваться от книги, желая скорее узнать, справятся ли главные герои с этой угрозой и каким образом это произойдет.

А пока мы закрываемся от коронавируса масками, перекрытыми границами, стенами больниц. Пожалуй, именно сейчас самое время отгородиться от паники и уныния книгами. Выбирайте любую из понравившихся в нашей подборке.

События книги происходят в XIV веке, во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из трех благородных юношей и семи дам, встретившаяся в церкви Санта Мария Новелла, уезжают из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу, чтобы спастись от болезни. За городом они проводят свое время, рассказывая друг другу различные занимательные истории.

По сюжету в городе царит эпидемия чумы. Несколько человек накрывают стол на улице и начинают пировать и петь унылые песни. Во время пира подходит священник и упрекает компанию в кощунстве и безбожности. Он заклинает их прекратить пир и разойтись по домам, ему возражают: дома мрачно, а молодость любит радость. Священник пытается вразумить пирующих, говорит о том, что падший дух никогда не достигнет того места, где сейчас покоятся умершие от чумы близкие.

Эпидемия в умах и душах.

Переживи эпидемию с героями книг. Герой фильма

Эпидемия в современной России.

Грипп. Им ежегодно болеют десятки миллионов людей на планете, мы привыкли считать его неизбежным, но не самым страшным злом. Пить таблетки, переносить на ногах, заражая окружающих. А что будет, если однажды вирус окажется сильнее обычного и сначала закроют на карантин столицу, а потом вся страна пропадет во мраке тяжелого, смертельного заболевания?

Сюжет разворачивается в мире, пораженном глобальной эпидемией, в центре истории оказывается группа людей, которые, стремясь от нее спастись, пытаются добраться до уединенного островка посреди безлюдного карельского озера. Не обладая никакими сверхспособностями, они вынуждены бороться за жизнь в наступившем хаосе. И каждую минуту делать выбор в пользу человечности, – чтобы не оскотиниться перед лицом общей беды.

Роберт Невилл – подполковник медицинской службы американской армии — живет в постапокалиптическом Нью-Йорке, занимаясь патрулированием улиц города, пополнением припасов из пустых зданий, охотой на оленей и медицинскими опытами для изготовления сыворотки против вируса. Он, по всей видимости, единственный выживший человек в Нью-Йорке. Попытки найти других выживших с помощью радиосвязи – безуспешны. Однако в городе он не один. Он окружен зараженными людьми, которые стали звероподобными хищниками и ведут ночной образ жизни из-за болезненной чувствительности к солнечному свету – они гибнут при облучении ультрафиолетом. Роберт дисциплинирован, занимается спортом и считает, что обязан выжить и найти лекарство от вируса, уничтожившего человечество. Однако жизнь его очень одинока. Для того, чтобы не сойти с ума, он, то ли в шутку, то ли уже всерьез, разговаривает с манекенами в магазине и со своей собакой. Он также записывает себя на пленку, разъясняя свои опыты, которые сводятся к заражению пойманных чудовищ сывороткой, сделанной из своей крови, однако это не дает результатов. Несмотря на это, он не отчаивается и обнаруживает, что его сыворотка все же оказывает положительное действие на одну из лабораторных крыс.

Жозе Сарамаго – крупнейший писатель современной Португалии, лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 года.

Главные герои романа – не уберегшийся от болезни врач-окулист и его жена, имитирующая слепоту, чтобы остаться с мужем. Они ищут крупицы порядка в мире, который неудержимо скатывается в хаос.

В 2008 году в прокат вышла экранизация этого романа режиссера Фернанду Мейреллешем.

И снова американцы…

Грипп как массовая болезнь был известен еще в древние времена. Первая документально зафиксированная пандемия гриппа, унесшая много жизней, случилась в 1580 году.

За последние 100 лет было зафиксировано около 10 пандемий гриппа.

С тех пор пандемии возникали регулярно и всегда поражали миллионы людей

В 1957-1958гг случилась пандемия, которая получила название "Азиатский грипп", вызванная вирусом H2N2. Пандемия началась в феврале 1957 года на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всему миру. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70000 человек.

До 1933 года, возбудителем болезни считали бактерию, найденную в 1892 году Пфейффером. В 1933 году английские вирусологи Р. Смит, С. Эндрюс и П. Лейдлоу идентифицировали чистую культуру вируса, который в дальнейшем был назван вирус типа А. В России, вирус гриппа А был описан в 1936 году А. А. Смородинцевым и Л. А. Зильбером. В 1940 году Т. Френсис и Т. Мэджил открыли вирус гриппа В, а в 1947 году Р. Тейлор идентифицировал вирус гриппа С.

С 1940-го года появилась возможность активно изучать вирус гриппа и его свойства. С тех пор, в изучении гриппа был сделан большой шаг вперед – была открыта его способность к мутациям, а также выявлены все участки вируса, способные к изменчивости. Важным открытием, безусловно, стало создание вакцины против гриппа.

Сегодня уже доказано, что единственным методом специфической профилактики гриппа является вакцинация. Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путем выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Состав современных вакцин ежегодно изменяется в соответствии с мутациями вируса для максимального совпадения с циркулирующими штаммами и защищает одновременно от трех типов вируса в 90% случаев. Эффективность вакцины от гриппа несравненно выше всех неспецифических медицинских препаратов, которые нужно принимать в течение нескольких месяцев: иммуностимуляторов, витаминов, гомеопатических средств.

Специалисты единодушны в том, что вакцины по-прежнему остаются первой линией обороны в профилактике гриппа.

Всемирная Организация Здравоохранения каждый год координирует составы противогриппозной вакцины для того, чтобы она содержала наиболее вероятные штаммы возбудителя, атакующего человечество в следующем году.

Высокая эффективность мероприятий предсезонной профилактики наглядно подтверждается результатами прошедшего эпидемического сезона 2017-2018 гг.

В ходе предсезонной профилактики в 2017 году против гриппа было вакцинировано 48,1% постоянного населения области (более 606 тыс. жителей).

Указанный объем предсезонных профилактических мероприятий позволил сдержать заболеваемость гриппом на приемлемом уровне, существенно снизить размер нанесенного социально-экономического ущерба, обеспечить профилактику значительного количества летальных исходов от гриппа и неблагоприятных последствий указанного заболевания среди представителей групп риска.

В результате проведенной работы показатели заболеваемости населения Пензенской области гриппом и РВИ ниже ряда сопредельных регионов, период превышения контрольного уровня эпидемического порога был незначительным (три недели), не потребовалось длительного применения ограничительных мероприятий в общеобразовательных школах и дошкольных организациях.

Расчеты указывают на то, что в результате вакцинации предотвращено не менее 184,4 тыс. случаев гриппа, а при отсутствии предсезонной иммунизации населения заболеваемость гриппом превысила бы 1200,8 на 100 тыс. населения (фактическая заболеваемость гриппом составила 40,8 на 100 тыс. населения). Прямой предотвращенный ущерб составил 2,410 млрд. рублей.

Берегите свое здоровье. Пройдите своевременную вакцинацию от гриппа.



Сто новелл (часто эротических), вставленных в оправу из апокалиптического сюжета. Чума уже унесла сто тысяч жизней. Семь девушек и трое юношей из обеспеченных семей, находящихся друг с другом в дружеских, романтических или родственных связях, решают переждать эпидемию за городом. Там они развлекают друг друга музыкой, танцами, пением и рассказыванием историй, в которых жизнеутверждающий Эрос призван противостоять буйству Танатоса в окружающем мире.


Книгу можно назвать одной из первых проб жанра докудрамы в литературе. Описывая чумной Лондон, улицы, дома и их жителей, Дефо изо всех сил пытался добиться эффекта не просто правдоподобия, а скорее присутствия. Роман позиционировался как написанный по горячим следам после пережитой эпидемиологической катастрофы, хотя в действительности он вышел больше полувека спустя. Ведь во время описываемых событий автор был еще ребенком.



Сам Альбер Камю подчеркивал, что его роман следует читать сугубо метафорически. Что его чума — это аллегория зла. И зла фашизма. И более широко — любого зла, достигшего мировых масштабов, абсурдности бытия и нелепой гибели от непредсказуемой трагической случайности.



Мастер допущений Стивен Кинг предположил, что будет, если из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности будет выпущен на свободу исключительно заразный летальный штамм гриппа, разрабатывавшийся как биологическое оружие. И вот вирус на свободе, на Земле пандемия, спустя три недели кто-то умер, кто-то выжил, но старый мир в любом случае рухнул, потому что оставшиеся в живых создали совершенно другую модель общества.



В 1912 году классик американской литературы выпустил роман о том, как в 2013 году человечество почти в полном составе вымерло от неизвестной болезни. Проявлялась она так: на коже появлялась красная сыпь, потом начинались судороги, потом происходило онемение конечностей, и человек умирал. На все про все — час. Тела погибших от вируса разлагались так же быстро, что позволило заразе распространиться с огромной скоростью и убить почти все население земли. Выжили буквально несколько сотен человек, которые стали вести первобытно-общинный образ жизни.


Роман Яны Вагнер — идеальное чтение сегодняшнего дня, если хочется пощекотать нервы. В нем все, как теперь в новостях: зима, Россия, обычный, на первый взгляд, грипп, который оказывается не вполне обычным. Режим карантина. Вопрос: сидеть в городе на попе ровно или двинуться в глубинку и там переждать всплеск пандемии? Герои романа предпочитают второе — они едут на Вонгозеро. Но чем дальше они едут, чем интенсивнее бушует вирус, тем более дикими и антицивилизованными становятся отношения между людьми.


Как писатели видели всемирные эпидемии и что представляет большую угрозу человечеству: смертельный вирус или сам человек? По просьбе Esquire литературный критик и соучредитель премии «Новые горизонты Сергей Шикарев выбрал самые интересные фантастические произведения за последние 130 лет — от новеллы про похищенную бациллу Герберта Уэллса до истории про рукотворный апокалипсис от автора "Рассказа служанки" Маргарет Этвуд.

По вашим заявкам: 12 отличных книг о вирусах, эпидемии и апокалипсисе

Читая новостные сайты и посты в социальных сетях, наблюдая да и участвуя (почему нет) в ажиотажной скупке продуктов и иных припасов, в конце концов просто тревожно оглядываясь на покашливающих прохожих, легко почувствовать себя персонажем крупномасштабного голливудского блокбастера.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

А приметы новых дней: удаленка, самоизоляция, опустевшие улицы мегаполисов и карантин с проверкой на дорогах — еще недавно казались всего лишь атрибутами фантастических романов.

Действительно, прозорливые и наблюдательные писатели-фантасты, обладающие к тому же хорошим воображением, в деталях описали множество самых разнообразных сценариев столкновения человечества с вирусами, эпидемиями и прочими глобальными неприятностями.

Вот некоторые из этих сценариев.

Один из выживших, бывший университетский профессор Джеймс Смит красочно и не скупясь на подробности рассказывает внукам о том, как пришел конец прежнему миру, а на смену цивилизации городов вновь пришли племена дикарей и то, что в учебниках называлось общинно-родовом строем. Старик не слишком огорчен таким развитием событий. Он сравнивает цивилизацию с быстротечным дымом, которому суждено развеяться и исчезнуть, и с той же силой убежден, что пройдет время и цивилизация возродится, вновь будут открыты алфавит и порох. И вновь люди будут плодиться и воевать, повторяя старые истины и старую ложь.

Не только человек способен стать жертвой эпидемии. В романе британского прозаика Джона Кристофера болезнь угрожает не людям, а растениям. Вирус, который согласно книге вырвался из китайской (sic!) лаборатории, сначала атакует посевы риса, а затем мутирует и распространяется на другие злаковые растения. Результат — экологическая катастрофа и глобальный голод, бегство жителей из мегаполисов и прочие ужасы обычного горожанина, привыкшего покупать еду в магазине, а не выращивать на поле или в огороде.

Роман, впоследствии многократно экранизированный, был издан в Советском Союзе в переводе Аркадия Стругацкого. Правда, с небольшими изъятиями — в частности, из текста исчезло упоминание о том, что триффиды были выведены в СССР как источник ценных масел. При этом опытами на экспериментальной станции руководил сам Трофим Лысенко.

Предотвратить эпидемию можно, если доставить лекарство из Лос-Анджелеса в Бостон, преодолеть ту самую Долину проклятий. А единственный, кто на это способен, не благородный герой, а преступник и отъявленный негодяй Таннер по прозвищу Черт. И как показывает путешествие, иногда обстоятельства не оставляют иного выбора, кроме как стать героем поневоле.

6. Майкл Крайтон. «Штамм "Андромеда" (1969)

«Штамм "Андромеда" стал первым романом, который Майкл Крайтон опубликовал под собственным именем. Именно эта книга принесла писателю и внимание читателей, и финансовый успех, и статус отца-основателя жанра технотриллера.

Под знаменем разоблачений ужасов американской военщины книга была необыкновенно быстро переведена и опубликована на русском языке.

Роман Крайтона — тот довольно редкий случай, когда наука отображается не как угроза привычному порядку вещей, а как действенный инструмент разрешения кризисов.

Два небольших рассказа демонстрируют, сколь сильно микроскопические организмы, естественные и рукотворные, могут повлиять на судьбу Homo sapiens.

Вскоре он открывает вирус СПИЧа (синдром приобретенной избыточной человечности), передающийся через кровь. Выясняется, что этот вирус манипулирует своими носителями, побуждая становиться донорами крови. А доноры переносят свою доброту в другие сферы общественной жизни: делают пожертвования на благотворительность, становятся активистами Гринписа. Ученый решает не афишировать свое открытие, чтобы пандемия вируса альтруизма преобразила человечество и сделала его лучше.

Конечно, это притча — что подчеркивается нарочитым отсутствием в романе имен и названий. И усиливается грубой физиологичностью описаний, вызывающей телесностью образов и сцен. Сарамаго напоминает, что не эпидемии или научные эксперименты угрожают цивилизации — а безразличие. Общество, утратившее способность различать предметы материального мира и различать понятия мира нематериального. Общество, в котором стерлись различия — до степени смешения — между добром и злом, обречено деградировать и исчезнуть.

Действие книги происходит в стремительно приближающемся к нам 2021 году. Загадочная болезнь привела к поголовному мужскому бесплодию. Последний ребенок был рожден в 1995 году, и с тех пор ни один человек не появился больше на свет. Мир лишился детей, распалась связь времен. И этот распад явлен читателю в максимально эффектной форме.

Сюжет стартует с желания Коростеля помочь планете Земля, покончить с обществом потребления и вывести новую породу людей, получше прежних. Для реализации таких устремлений всего-то и надо, что устроить небольшой рукотворный апокалипсис и выпустить на свободу вирус, способный уничтожить все прежнее человечество, то есть нас с вами.

Произведение увлекательное, жутковатое и запоминающееся. А для тех, кто знает Этвуд исключительно по сериалу, — еще и крайне неожиданное.

И снова человечество в опасности! Земля должна пройти сквозь облако ядовитого космического эфира, способного погубить все живое. Профессор и его друзья запасаются кислородом и пережидают опасность в надежном месте. А затем отправляются в опустевший Лондон, зрелище которого похоже, должно быть, на виды сегодняшнего мегаполиса. Вскоре Челленджер выясняет, что яд никого не убил, а лишь вызвал у своих жертв временную каталепсию. Пробудившиеся люди вернулись к прерванным занятиям и даже не помнили ничего о произошедшем.

Читайте также: