Если ребенок вич инфицирован может ли он учиться в школе

Обновлено: 18.04.2024

Подростки - это наиболее уязвимая в отношении ВИЧ-инфекции группа с клинической, психологической и социальной точки зрения (свыше 40% детей с ВИЧ-инфекцией - старше 10 лет).

Раскрытие ВИЧ-положительного статуса является определенной проблемой для всех лиц, живущих с ВИЧ, а у подростков это представляет особые сложности и может обострять проблемы, связанные с подростковым возрастом и проблемы ВИЧ-инфекции. Сложности психологической и социальной адаптации у подростков с ВИЧ усугубляются тем, что более 30% ВИЧ-инфицированных подростков не имеют родной семьи, находятся в учреждениях социальной защиты или под опекой. Низкая информированность подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, низкая приверженность к тестированию на ВИЧ-инфекцию, обусловленная недооценкой риска инфицирования и доступом к результатам исследования родителей;

Среди проблем ВИЧ-инфицированных подростков особое место занимают трудности в формировании приверженности к лечению, которое в настоящее время является пожизненным. Существующий набор антиретровирусных препаратов для подростков ограничен и не всегда позволяет сформировать эффективные и удобные для приема подростками схемы терапии, в то время как существует жизненная необходимость ежедневного их приема.

В то время, когда в стране стремительно внедряются и используются инновационные технологии, которыми широко пользуются подростки, продолжается использование старых, малоэффективных методов профилактики ВИЧ. Мало используются современные электронные ресурсы для обмена информацией, отсутствуют молодежный портал по вопросам ВИЧ-инфекции, отсутствует единый подход в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ, выражающийся в стигматизации лиц живущих с ВИЧ-инфекцией, в т.ч. подростков, недостаточно развернуто волонтерское движение.

Вопросы, которые чаще всего интересуют молодежь в профилактике ВИЧ

ЧТО ТАКОЕ ВИЧ?

ВИЧ – это Вирус Иммунодефицита Человека. Он передается только от человека к человеку. Как и все другие вирусы, ВИЧ не может существовать самостоятельно. Для своего размножения ему необходима человеческая клетка – хозяин. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Он очень нестоек во внешней среде. Быстро разрушается при нагревании до температуры свыше 57 градусов и почти мгновенно при кипячении.

ЧТО ТАКОЕ ВИЧ – ИНФЕКЦИЯ?

ВИЧ - инфекция – это заболевание, вызываемое вирусом после того, как он попадает в организм человека. Вирус ослабляет иммунную систему, выполняющую защитную функцию. На протяжении определенного времени (обычно нескольких лет) организму удается удерживать ВИЧ под контролем. В этот период инфицированный человек чувствует себя (и выглядит) вполне здоровым, и часто даже не догадывается о своей проблеме.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ВИЧ ПОПАДАЕТ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА?

ВИЧ может проникать в различные клетки организма человека: клетки нервной системы, мышечной ткани, желудочно-кишечного тракта. В этих клетках вирус может находиться в неактивной форме долгое время – месяцы и даже годы. Фактически вирус использует эти клетки как убежище. В это время вирус не может быть уничтожен, потому что недоступен ни для антител, ни для лекарственных препаратов.
Периодически вирус выходит в кровеносное русло и сразу отправляется на поиск белых кровяных клеток, так называемых Т-лимфоцитов-помощников или CD-4 клеток. Эти клетки вирус использует для своего размножения.
Т-лимфоциты – это важная часть иммунной системы, которая защищает наш организм от проникновения различных чужеродных агентов: бактерий, вирусов, грибков. Т-лимфоциты отвечают за своевременную замену состарившихся клеток в различных органах нашего тела, способствуют заживлению ранок на коже и слизистых оболочках, помогают справляться с простудами.
Но ВИЧ, размножаясь внутри Т-лимфоцитов, разрушает их. Постепенно иммунная система ослабевает настолько, что она уже больше не может защищать организм. В результате развивается состояние иммунодефицита, при котором человек начинает болеть различными инфекциями.

КАК НЕ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ?

ВИЧ может проникнуть в организм тремя путями.
Половой путь: при любых незащищенных (без использования презерватива) сексуальных контактах. Даже один-единственный контакт может привести к заражению. Риск инфицирования половым путем зависит от многих факторов:
– вида сексуальных контактов. Наиболее опасны анальные сексуальные контакты как наиболее травматичные. Очень велик риск инфицирования при изнасиловании. Менее опасны оральные сексуальные контакты, но риск заражения есть и в этом случае.
– наличие других инфекций, передающихся половым путем (ИППП), а также воспалительных процессов, приводящих к нарушению целостности слизистых оболочек половых органов и более легкому проникновению ВИЧ в кровоток. Кроме того, при ИППП увеличивается концентрация вируса в сперме и вагинальном секрете.
– пола: женщины более подвержены риску инфицирования – риск в 2 раза выше, чем у мужчины, так как в сперме количества вируса больше, чем в вагинальном секрете женщины.
– количество вируса, попавшего в организм (риск выше при множественных незащищенных контактах).
– вирусная нагрузка у ВИЧ-инфицированного партнера (она выше в начальный период заболевания, в стадии СПИДа и снижается при приеме антиретровирусной терапии).

Вертикальный путь: от ВИЧ-положительной матери ребенку ВИЧ может передаваться:
– во время беременности (при дефектах плаценты, очень высокой вирусной нагрузке у матери и сниженном иммунном статусе);
– в родах – при контакте с кровью матери вовремя прохождения родовых путей риск для ребенка возрастает при длительном безводном периоде, высокой вирусной нагрузке у матери. Риск инифицирования новорожденного снижается, если во время беременности мать принимала антиретровирусные препараты;
– при грудном вскармливании.

Если ВИЧ-положительная женщина во время беременности наблюдалась у врача-инфекциониста и получала профилактическое лечение, в 99% случаев у нее рождается здоровый ребенок .

Парентеральный путь (через кровь). При прямом попадании инфицированной крови в организм здорового человека через поврежденные кожные покровы, слизистые оболочки и в кровь при следующих манипуляциях:
– при использовании потребителями инъекционных наркотиков нестерильного оборудования (шприцев, игл, посуды, фильтров и др);
– при использовании нестерильного медицинского инструментария;
– при переливании зараженной донорской крови, пересадке донорских органов и тканей;
– при нанесении татуировок, пирсинге, прокалывании ушей нестерильным инструментом.
Профилактика передачи ВИЧ парентеральным путем очень строго отслеживается и контролируется при донорстве и в медицинских учреждениях.
Чаще всего парентеральным путем ВИЧ передается при использовании потребителями внутривенных наркотиков нестерильного инъекционного оборудования.

КАК НЕЛЬЗЯ ИНФИЦИРОВАТЬСЯ ВИЧ?

– при пользовании общим туалетом, душем, посудой, постельным бельем;
– при плавании в бассейне, любом водоеме; при посещении бани, сауны;
– при занятиях спортом, в т.ч. при занятии контактными видами спорта (борьба, бокс), совместном пользовании тренажерами;
– при совместном проезде в общественном транспорте, разговоре, рукопожатии, кашле, чихании;
– через еду, приготовленную ВИЧ-положительным человеком;
– через укусы насекомых, животных;
– при поцелуях;
– при совместном обучении в школе, ВУЗе, при посещении детского сада.

Люди боятся инфицироваться ВИЧ при обычном бытовом контакте. На самом деле эти страхи сильно преувеличены и общение с ВИЧ-положительными людьми безопасно. ВИЧ не приспособлен к выживанию в окружающей среде и вне организма быстро погибает.

ВИЧ не передается бытовым путем!

МОЖНО ЛИ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ В САЛОНАХ КРАСОТЫ ПРИ МАНИКЮРЕ, ПЕДИКЮРЕ, ПИРСИНГЕ, НАНЕСЕНИИ ТАТУРОВКИ?

Инфицирование возможно в случае, если инструментарий в салоне не дезинфицируется. Необходимо убедиться, что все инструменты обрабатываются дезинфицирующими средствами и проходят через сухожаровой шкаф. Не стоит делать маникюр, педикюр, татуировки и т.д. на дому, т.к. трудно убедиться в том, что инструменты стерильны.

МОЖНО ЛИ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ ВО ВРЕМЯ ДРАКИ?

Если кровь попала на неповрежденную кожу, то нет риска инфицирования ВИЧ, так как кожа является надежным барьером, в отличие от слизистых оболочек. Если кожа повреждена, инфицирование возможно.
Необходимо как можно быстрее убрать кровь! Для этого следует обработать кожу спиртом (70%), затем промыть загрязненный участок кожи проточной водой с мылом и вновь обработать спиртом. Ни в коем случае нельзя тереть щеткой. Если кожа повреждена, нужно обработать повреждение 5% спиртовой настойкой йода.

РАСПРОСТРАНЯЮТ ЛИ ВИЧ-ИНФЕКЦИЮ КРОВОСОСУЩИЕ НАСЕКОМЫЕ?

Когда комар кусает человека, он впрыскивает не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну. Такие заболевания, как желтая лихорадка и малярия, передаются через слюну некоторых видов комаров, поскольку возбудители этих болезней способны жить и размножаться в слюне комара. Но ВИЧ не способен размножаться в организме комара или любого другого кровососущего насекомого, поэтому, даже попадая в организм насекомого, не выживает и не может никому передаться.

КАК МОЖНО УЗНАТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИНФИЦИРОВАН?

Всемирная организация здравоохранения утверждает и многочисленные исследования свидетельствуют, что на сегодняшний день срок в 6 недель от ситуации риска достаточен для получения достоверного результата ИФА.

Диагностика и лечение ВИЧ бесплатны, проводятся за счет средств государства.

(c) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае", 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 683004,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22-б, Камчатский край

Чем пугает такой ребенок? Каковы его особенные потребности? Как сделать обучение и общение безопасными для всех участников учебного процесса?

Когда в школу приходит приемный ребенок, нередки сложности. А если у этого ребенка – ВИЧ-инфекция, все сложнее во сто крат. Чем пугает такой ребенок? Каковы его особенные потребности? Как сделать обучение и общение безопасными для всех участников учебного процесса? В Крыму всех ВИЧ-положительных детей из детских домов раздали в семьи – и теперь делятся опытом, как учить их в школе.

Масштаб проблемы

– У нас в Крыму семейное устройство ВИЧ-положительных детей началось с отказа. Ребенка вернули – выяснилось несоответствие ожиданий с двух сторон. Но потом и другие дети, и тот, возвращавшийся в детдом, нашли свои семьи, – говорит Елена Березина.

Почему ВИЧ-инфицированного ребенка боятся

ВИЧ – диагноз, окруженный мифами и ужастиками.

– Исторически сложилось, что тема ВИЧ-инфекции очень эмоционально заряжена, хотя есть и более заразные заболевания с теми же путями передачи – например, гепатиты. Но именно с ВИЧ связан страх сказать о своем статусе или жить рядом с носителем. ВИЧ-инфицированный ребенок в школе вызывает страх, даже ужас, возникающий из желания защитить себя. Отсюда отвержение ребенка. Также многие испытывают эмоцию жалости (по крайней мере к ребенку – взрослые не всегда удостаиваются и этого).

– Мы мотивируем родителей, чтобы они говорили с медработниками в школе о диагнозе ребенка, так как контакт нужен, а любая тайна порождает напряжение. Говорить следует с пометкой, что информация конфиденциальная и за раскрытие тайны диагноза есть уголовная ответственность, – рассказывает Елена Березина. – Так было и в этом случае. Мама сообщила медработнику информацию о диагнозе, а уже на следующий день была приглашена к директору, которая сразу сказала: забирайте документы, мы не примем такого ребенка.

У фонда уже налажены хорошие связи с прокуратурой и местным управлением образования – и ребенок продолжил учиться в школе. Это не было просто: за неделю информация разлетелась по учреждению, в столовой девочку загоняли с отдельной тарелкой и вилкой в дальний угол.

Еще одного мальчика забрали в семью в 17 лет. По документам он был здоров, но почти ничего не слышал и не видел, читать и писать не умел. Первые семь лет он также провел в больнице, как устроен мир – совершенно не знал. С первоклашками взрослого юношу не посадишь, нужна была спецшкола с индивидуальным обучением. Такую нашли. О том, скрывать ли диагноз, речи не шло: в интернате, откуда мальчика забрали, и в школе, куда устраивали, был один и тот же медработник-совместитель, который давно все знал. Очень помогала поддержка директора школы. И все же один педагог заявил, что боится заниматься с ребенком. Опытная приемная мама, прошедшая к тому времени немало судов по делам других своих ВИЧ-положительных детей, ответила: у ребенка есть конституционные права, если не хотите их реализовать – можете уволиться.

Что делать?

Из-за предполагаемых проблем приемная семья, которая приводит ребенка в школу, хочет заранее защитить его. Возникает страх раскрытия диагноза, возможно агрессивное поведение приемных родителей. Они избегают обсуждать состояние здоровья ребенка. Отсюда уже на входе в школу – конфликт.

– Когда семья боится, что не справится, – это уже кризис, при котором необходимо вмешательство специалистов и поддержка, – уверена Елена Березина. – Каждый раз, когда приемный ребенок с ВИЧ идет в школу, мы сопровождаем семью, можем поговорить с директором или медработником, можем поддерживать дистанционно – на выбор родителей.

Чтобы изменить ситуацию в целом, нужно широко информировать людей по вопросам ВИЧ и СПИД. Пока люди очень плохо представляют себе, насколько трудно заразиться ВИЧ в бытовых условиях от ребенка или взрослого, принимающего антиретровирусную терапию. При этом уровень вирусной нагрузки в крови инфицированного человека снижается до неопределяемого. Ни одного случая передачи вируса от ребенка к ребенку в мире не известно. Даже если дети будут драться и кусаться, больной не заразит здорового: во-первых, вирус должен попасть не куда-нибудь, а в кровоток (не просто на запекшуюся царапину), на воздухе вирус не живет. Во-вторых, при терапии вируса скорее всего не будет ни одного не то что в капле, а в целом литре крови ВИЧ-положительного ребенка.

Чтобы победить эпидемию, нужно формировать толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ, причем не только к детям, но и к взрослым. Если человек может быть инфицирован и не идет на обследование, он может заразить до 50 человек, – это маленькая ядерная бомба. А если он не боится стигматизации, сдаст анализы, встанет на учет и будет лечиться – он больше никого не заразит, а это и для налогоплательщиков легче – ведь лечение полностью оплачивается государством.

В школах и других учреждениях проходит много просветительских программ по проблеме ВИЧ, но если копнуть глубже – знания поверхностные даже у тренеров. В ход идут схематические картинки, показывающие работу иммунной системы, выступления подростков с ВИЧ и затронутых эпидемией детей (чьи родственники или друзья инфицированы).

О чем рассказывают подростки с ВИЧ

Подростки также выделили как особенность своей жизни ограничения по выбору профессии: ВИЧ-положительному человеку нельзя стать хирургом или военным. Впрочем, по российскому законодательству носители вируса не могут быть только донорами и служить в армии.

Как вывести девочку-изгоя из дальнего угла столовой?

Есть в Крыму и опыт, когда ребенка интегрировали в массовую школу, не скрывая диагноз. Всем заранее пояснили, что рисков нет и бояться нечего.

Смотрите также:

ВИЧ передается: при незащищенном (то есть, без презерватива, или если он порвался, сполз) сексуальном контакте; при совместном использовании зараженных игл, шприцев или других загрязненных инфицированной кровью острых инструментов; при переливании зараженной крови и от матери ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Распространение ВИЧ-инфекции от больных детей связано прежде всего с инфицированием через кровь или другие биологические жидкости, загрязненные кровью. С целью предупреждения заражения персонала, а также при совместном пребывании ВИЧ-инфицированных и не инфицированных ВИЧ детей следует выполнять обычные требования к работе с биологическими жидкостями.

ВИЧ не передается: воздушно-капельным путем, через слюну или через грязные руки (как, например, кишечные инфекции). Полностью реабилитированы и комары – заразиться ВИЧ через укусы насекомых невозможно.

Во всем мире дети с ВИЧ ходят в садики и школы, потому что это не опасно для окружающих. Более того, посещение детского сада более опасно для самого ребенка с ВИЧ, т.к. он сталкивается с большим количеством различных микробов, а это может создать серьезную нагрузку на его иммунитет. Поэтому практически все дети с ВИЧ, посещающие детские учреждения, принимают специальную терапию, которая подавляет ВИЧ и способствует сохранению иммунитета. Риски заразиться от ребенка, успешно получающего терапию, при каких-то травмах и случайных ранениях ничтожно малы.

Тем не менее, давайте разберем ситуации, которые больше всего беспокоят родителей.

Не опасно. Слюна – агрессивная для вируса иммунодефицита среда, в ней он быстро погибает. ВИЧ через слюну не передается.

Риска нет. Через слюну ВИЧ не передается. А крови, чтобы ребенку заразиться, в данном случае нужен очень большой объем. При укусе столько не будет.

Это не так. Один вирус, как говорится, в поле не воин – нужно чтоб их было много.

В таком случае нужно промыть ранки водой, обработать антисептиком. Вирус в кровоток не попадает.

Среди детей неустановленного пути заражения нет. Сегодня в России проживает свыше 7500 детей с ВИЧ, и мы знаем путь инфицирования каждого из них. Маленькие дети заразились от матерей, а подростки в основном теми же путями, что и взрослые – незащищенные половые контакты и наркотики.

Понятно желание родителей оградить ребенка даже от гипотетических рисков, бед, болезней. Но сегодня мы живем в такой реальности, когда уже почти 1% населения нашей страны инфицированы ВИЧ. Поэтому, на мой взгляд, перспективней учить своих подрастающих детей правильно и всегда пользоваться презервативом (вопреки расхожим мифам, он защищает), говорить с ними о вреде наркотиков, то есть, учить, как не заразиться ВИЧ в ситуациях, когда это действительно возможно.

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.
Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИД-центр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.
Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.

Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.
Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец.

В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.
Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным последствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение. Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденная правительством РФ 20 октября 2016 года направлена на повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

Если у вас возник такой вопрос, постарайтесь не паниковать и спокойно выяснить, от кого именно и каким образом пришла информация. Возможно, это просто слухи. Но предположим, что информация о диагнозе подтвердилась: что из этого следует?

Многие до сих пор не знают, что благодаря современной терапии уровень вируса в крови можно держать под контролем. Опасности для окружающих люди, живущие с ВИЧ и получающие лечение, не представляют.

Поэтому настойчиво требовать от своих детей прервать контакты с ребенком, который живет с ВИЧ, будет совершенно лишним с медицинской точки зрения. Тем более несправедливо и необоснованно требовать от школьной администрации удалить такого ребенка из класса или больше того — из школы. Такой шаг может негативно отразиться не только на вас и на других взрослых, которые так или иначе будут вовлечены в скандал, но и травмировать детей, ваших в том числе.

Подобная позиция нарушает Конституцию России и определенные законы, в которых сказано: дискриминация, то есть унижение достоинства, и какие-то особые запреты для людей, живущих с ВИЧ, недопустимы. Не существует никаких медицинских показаний к изоляции детей с ВИЧ ради безопасности окружающих.

Что такое ВИЧ и как он передается

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека — поражает иммунную систему человека и приводит к возникновению хронического инфекционного заболевания. Если его не лечить, со временем это приведет к СПИДу — синдрому приобретенного иммунодефицита. Тогда организм теряет способность сопротивляться ВИЧ, другим инфекциям и заболеваниям.

ВИЧ может передаваться от человека к человеку только в нескольких случаях:

  1. через кровь (при использовании инфицированных игл, шприцев, растворов для инъекций, донорской крови);
  2. при незащищенных половых контактах;
  3. от матери с ВИЧ ребенку во время беременности, при родах и через грудное молоко.

При этом активность вируса хорошо подавляется в организме человека с помощью препаратов антиретровирусной терапии (АРВТ), которые в России каждому ВИЧ-инфицированному человеку выдаются бесплатно.


Лечение назначает врач, и его нужно проводить всю жизнь. Если человек принимает препараты АРВТ постоянно, то концентрация вируса снижается до неопределяемого уровня. А это значит, что риск передачи ВИЧ другим людям падает до нулевых значений.

Ученые не оставляют попыток найти лекарство от ВИЧ, которое полностью могло бы избавить организм человека от вируса.

Почему ребенок с ВИЧ не опасен для ваших детей

При бытовом общении, совместной учебе или работе люди, живущие с ВИЧ, не опасны для других. Исследователи и медики давно изучают вирус иммунодефицита человека и доказали это. Инфекция не передается:

  1. при рукопожатиях, объятиях и даже поцелуях;
  2. через пот или слезы;
  3. при кашле и чихании, то есть воздушно-капельным путем;
  4. при использовании общей посуды;
  5. через одежду или постельное белье;
  6. при совместном пользовании ванной, туалетом, бассейном;
  7. через укусы животных и насекомых.

Вне человеческого организма вирус погибает через несколько минут на воздухе или в воде. Его концентрация в слюне, поту человека ничтожно мала и неопасна.

Если ваши дети пока еще учатся в младших классах, стоит рассказать им о вирусе в общем, простыми словами. Если вы говорите с подростком, стоит заострить его внимание на способах передачи вируса и объяснить, в каких ситуациях есть риск заражения:

  1. прием инъекционных наркотиков;
  2. сексуальные контакты без презерватива;
  3. маникюр, пирсинг или татуировки у неквалифицированных специалистов, которые работают без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм;
  4. использование чужих предметов личной гигиены (бритвы, зубной щетки).

Вирус не передается через животных и укусы насекомых. Он может размножаться только в организме человека. Когда комар кусает человека, он впрыскивает под кожу не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну, в которой ВИЧ не сохраняется.

А если человек с ВИЧ порежется или у него пойдет кровь из носа?

Этот вопрос часто волнует родителей. Тут важно не забывать несколько простых вещей.

Здоровая кожа — наша естественная защита от любых вирусов, в том числе от ВИЧ. На ней могут быть порезы и ранки, однако при соблюдении универсальных правил гигиены и безопасности риск заражения сводится к нулю.

Например, если кровь ВИЧ-инфицированного человека (и вообще любого!) попала на кожу вашего ребенка, нужно научить его промыть это место большим количеством воды с мылом. Тереть это место не надо. Если кровь попала в глаза, нос или рот, действия те же — только не нужно использовать мыло.

Вирус иммунодефицита человека разрушается при высыхании, нагревании, при обработке антисептическими и дезинфицирующими средствами (в том числе спиртом и йодом).

Если на коже, куда попала чужая кровь, есть царапины или порезы, их нужно обработать антисептиком, дезинфицирующим средством (в том числе йодом или спиртом), наложить лейкопластырь. Ваш ребенок останется под защитой — меры безопасности в школе соблюдают учителя, медработники. Учите его действовать по такому алгоритму в любых подобных ситуациях.

Как и в большинстве стран мира, в России люди, живущие с ВИЧ, вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, коллег по работе, друзей, в том числе и от самых близких людей. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад, сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, что, безусловно, негативно отражается на его развитии и социализации.



Чтобы не допустить ограничения прав детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, на получение образования, во многих странах в 1990-х годах были разработаны и приняты специальные законодательные акты, а также положения, регламентирующие порядок приема и обучения ВИЧ-положительных детей в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах.

Положение об обучении ВИЧ-инфицированных детей основывается:

  • на праве родителей не разглашать свой диагноз и диагноз ребенка при зачислении его в образовательное учреждение;
  • на правиле соблюдения персоналом учебного заведения конфиденциальности, то есть неразглашения сведений о состоянии здоровья ребенка, полученных от родителей или ставших известными другим путем;
  • на требовании соблюдать основные гигиенические правила и универсальные меры профилактики.

Принятие таких положений и проведение масштабной просветительской работы среди руководителей, воспитателей и преподавателей образовательных учреждений дало многим тысячам ВИЧ-положительных детей возможность ходить в детский сад, учиться в школе вместе со сверстниками, получать достойное образование. Возникшие в некоторых странах, в частности, в Швеции, в начале 1980-х годов (когда ВИЧ был только что открыт и ученые еще многого о нем не знали) специальные группы дневного пребывания детей и детские клубы-кружки для ВИЧ-положительных дошкольников были в скором времени расформированы за полной ненадобностью.

Сегодня в большин стве стран мира дети, живущие с ВИЧ, ходят в обычные детские сады, учатся в обычных школах, отдыхают вместе с остальными детьми на обычных курортах и в летних лагерях.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ-положительных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках дей ствующего законодательства, согласно которому ВИЧ-положительный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или начальную школу, равно как и исключения из них.


СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения.

Если по состоянию здоровья ВИЧ-положительному ребенку трудно посещать школу, то родители ребенка вместе с лечащим врачом и специалистами органа управления образованием решают вопрос о его временном или постоянном надомном обучении. В таких случаях также возможен перевод ребенка в учебное заведение санаторного типа.

ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ ТАЙНЫ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА

При поступлении в дошкольные образовательные заведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке.
Родители могут сообщить персоналу образовательного учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда ребенку назначены АРВ-препараты и их прием приходится на время пребывания ребенка в детском саду или школе.

Естественно, это произойдет, только если родители будут доверять воспитателю, медсестре или учителю, находить у них понимание и сочув ствие и, самое главное, будут уверены, что объявление диагноза не повлечет за собой негативного отношения к ребенку или к ним самим, а информация о ВИЧ-положительном статусе ребенка сохранится в тайне от остальных сотрудников, детей и их родителей.

ПРАВИЛО СОБЛЮДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответ ственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.

ТРЕБОВАНИЕ СОБЛЮДАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ



Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсут ствия у них каких-либо признаков заболевания. Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые меры профилактики.

Соблюдать эти меры нужно всегда, везде (в учебном и медицинском учреждении, на работе и на отдыхе) и в отношении всех без исключения людей, поэтому они называются универсальными.

Требование соблюдать универсальные меры профилактики в дошкольных и общеобразовательных учреждениях связано с профилактикой не только ВИЧ-инфекции, но и любых инфекционных заболеваний, передающихся через кровь.

Универсальные меры профилактики должны соблюдаться в любом дошкольном учреждении и школе независимо от того, обнаружена ли у кого-то из учеников или сотрудников ВИЧ-инфекция или другое инфекционное заболевание.

Руководители образовательных учреждений должны обеспечить не только знание персоналом универсальных мер профилактики, но и их ежедневное соблюдение, для чего в учреждении должен быть постоянно пополняемый запас дезинфицирующих сред ств, медицинских перчаток, одноразовых медицинских инструментов, сред ств для оказания первой помощи.

С универсальными мерами профилактики при оказании первой помощи, в том числе самим себе, должны быть ознакомлены также воспитанники и ученики образовательного учреждения в объеме и форме, которые доступны пониманию в их возрасте. Воспитатели и учителя должны научить детей правилам оказания первой помощи при травмах и соблюдению универсальных мер профилактики.

ЕСЛИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У РЕБЕНКА СТАЛО ИЗВЕСТНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИДцентр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх обще ственного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большин ство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.

Если о диагнозе ребенка сообщили родители

Медсестре, воспитателю, классному руководителю, заведующей детсадом или завучу школы, которым родители сообщили о диагнозе ребенка, важно помнить, что без согласия родителей они не имеют права говорить об этом другим сотрудникам образовательного учреждения, а также родителям других детей и что они несут ответ ственность за разглашение этих сведений третьим лицам.

Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впослед ствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекар ства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочув ствием.

Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекар ства, что больна его мама или отец.

В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.

Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным послед ствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

Если стало известно о ВИЧ-положительном статусе конкретного ребенка или сотрудника образовательного учреждения

Чаще всего, особенно в небольших городах, работники образования будут сталкиваться с ситуацией, когда о том, что у ребенка, его родителей или какого-либо сотрудника образовательного учреждения есть ВИЧ-инфекция, сообщат не родители или сам ребенок, а посторонние – соседи, знакомые, медицинские работники.

Если велика вероятность того, что эти слухи будут распространяться и дальше, целесообразно побеседовать с родителями ребенка, объяснить им ситуацию и, не задавая прямого вопроса о том, дей ствительно ли ребенок или сами родители ВИЧ-положительные, предложить помощь и совместно выработать тактику дальнейшего поведения.

Как и в предыдущих случаях, рекомендуется провести в образовательном учреждении занятия по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов и организовать уроки толерантности.

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение

Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присут ствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что:

Родителям можно дать почитать буклеты информационных кампаний по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ, а также буклеты с общими сведениями о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

Если родителей много, то целесообразно провести с ними общую беседу, к которой надо тщательно подготовиться: разработать план беседы, продумать ответы на возможные вопросы, обязательно пригласить для участия в беседе руководителя и медицинского работника образовательного учреждения, а при возможности – специалиста из местного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом или врача-инфекциониста. Исследования показывают, что в подобных случаях люди больше доверяют информации, полученной от медицинского работника.

Если ребенка переводят в другое учебное заведение По разным причинам, в том числе из-за раскрытия диагноза, родители ВИЧ-положительного ребенка могут принять решение перевести его в другой детский сад или школу. При передаче личного дела ребенка в другое учреждение администрации и персоналу образовательного учреждения следует помнить об ответ ственности за разглашение диагноза ребенка без согласия родителей.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра,
г.Лангепас, ул.Ленина, 48
карта проезда

РЕЖИМ РАБОТЫ:
ПН - ПТ: с 07.30 до 18.00 (с 18.00 до 21.00 по запросу)
СБ, ВС - с 9.00 до 12.00 (по запросу)

Нас можно найти в социальных сетях:

Депсоцразвитие Югры можно найти в социальных сетях:

БУ "Ресурсный центр развития социального обслуживания"










Читайте также: