Формы жизни понятие о прокариотах эукариотах и вирусах

Обновлено: 23.04.2024

архебактерий). Гены организованы в опероны. Митоз отсутствует.

Ядро, содержащее обычно более одной хромосомы. Есть белки гистоны. Гены имеют экзонно-интронную организацию. Опероны отсутствуют. Деление ядра путем митоза.

Локализация

В нуклеоиде и плазмидах

В ядре и некоторых органеллах

Цитоплазматические органеллы

Отсутствуют (кроме рибосом)

в цитоплазме

Состоят из одной фибриллы, построенной из субъединиц белка флагеллина

Состоят из микротрубочек, собранных в группы

Компартментали-зация клеток

Клетка разделена мембранами на отдельные отсеки

Клеточная стенка (там, где она име-

Содержит пептидогликан муреин (за исключением архебактерий)

3. Вирусы, общая характеристика

Первый вирус – вирус мозаичной болезни табака - был открыт русским ученым Д. И. Ивановским в 1892 г.

Вирусы − особое царство ультрамикроскопических размеров организмов, обладающих только одним типом нуклеиновых кислот, лишенных собственных систем синтеза белка и мобилизации энергии, и являющихся поэтому абсолютными внутриклеточными паразитами.

Вирусы – мельчайшие объекты жизни, имеющие неклеточное строение и не способные к проявлению каких-либо признаков живого вне живых клеток.


Рис. 1. - Схематичное строение вирионов, основные типы симметрии:

Таблица 2 - Отличия вирусов от клеточных организмов

Клеточная организация

Тип нуклеиновой кислоты

Автономный метаболизм

+ (кроме некоторых риккетсий)

Рост на питательных средах

Рост на питательных средах

4. Бактериофаги

Для некоторых бактерий число бактериофагов довольно велико: имеются многочисленные серии бактериофагов (например, у E. сoli целая серия колифагов Т1, Т2, Т3, Т4, ….Т7, М1…..М13 и т.д.).

Большинство бактериофагов содержит двухцепочечную ДНК, но охарактеризованы и бактериофаги с одноцепочечной ДНК (колифаг М13) и с одноцепочечной РНК (колифаги fr, Qβ, R17).


Рис. 2 - Строение сложных бактериофагов на примере колифага Т4


Рис. 3 - Адсорбция фага Т4 и инъекция ДНК в E.coli - Этапы взаимодействия вирулентных фагов с клеткой-хозяином: 1 - адсорбция, 2 - прикрепление фагов к бактериям, 3 - сокращение чехла бактериофага, 4 - разрушение клеточной стенки и проникновение полого стержня в клетку, 5 - инъекция ДНК.


Рис. 4 - Взаимодействие умеренных (подробно охарактеризовано для колифага λ) и вирулентных (на примере колифага Т4) бактериофагов с чувствительной клеткой:

А – адсорбция фага на клетке;

Б – интеграция фаговой ДНК в хромосому бактерий;

В – репликация фаговой ДНК вместе с бактериальной;

Г – деление клетки;

Д – репликация фаговой ДНК и синтез фаговых белков;

Е – образование капсидов;

Ж – упаковка ДНК в капсиды;

З – созревание фаговых частиц;

И – лизис клетки и выход фаговых частиц

Таблица 3 - Отличительные свойства состояний умеренных бактериофагов

Вегетативный фаг

Наличие специфической нуклеиновой кислоты

Репликация нуклеиновой кислоты

Вместе с бактериальной хромосомой

Синтез фаговых белков

Способность к заражению

Способность вызывать лизис клетки

Профаг — геном фага, интегрированный в хромосомную ДНК бактериальных клеток. Умеренные фаги интегрируются в геном клетки-хозяина или существуют в виде плазмид. Это латентная форма взаимодействия фага и бактериальной клетки, при которой не происходит лизис бактерий.

Фаголизис – гибель бактериальных клеток, который вызван наличием в клетке бактериофагов.

Лизогенная конверсия, фаговая конверсия - приобретение новых свойств бактериальной клеткой вследствие заражения её умеренным бактериофагом (обусловлена профагом). Лизогенная конверсия может затрагивать такие важнейшие свойства бактерий как морфология их колоний, биохимические признаки, способность синтезировать токсины или антибиотики, устойчивость к лекарственным препаратам и др. Это явление хорошо изучено у некоторых болезнетворных бактерий.

Формы жизни Выделяют две основные формы жизни: клеточные и неклеточные. Подавляющее большинство организмов относится к клеточным формам жизни, к неклеточным – только вирусы. Клеточные формы делятся на прокариот (доядерные) и эукариот (собственно ядерные). Прокариоты не имеют оформленного ядра, у эукариот ядро четко выражено. К прокариотам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли, к эукариотам — растения, животные и грибы.

Вирусы Вирусы (от лат. virus — яд) не проявляют признаков жизни вне других организмов и являются внутриклеточными облигатными паразитами. Они поражают любые организмы. Вирусы — это самые мелкие организмы Земли: их молекулы видны только под электронным микроскопом. Вирусы бактерий имеют специальное название: бактериофаги или просто фаги. Изучением вирусов занимается вирусология. Вирусы были открыты в XIX в. Д. И. Ивановским: он обнаружил и описал вирус табачной мозаики. Этот вирус поражает табак, вызывая разрушение хлорофилла, из-за чего некоторые участки органов становятся более светлыми по сравнению со здоровыми. Внешне такой орган (чаще всего лист) действительно напоминает мозаику: темные участки чередуются со светлыми. Вирус — это генетический элемент, покрытый защитной белковой оболочкой. Отдельные вирусные частицы (вирионы) представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов . В центре вируса находится генетический материал — ДНК (ДНК-содержащие вирусы) или РНК (РНК-содержащие вирусы). ДНК может быть двухцепочечной или одноцепочечной, кольцевой или линейной; РНК — одно- или двухцепочечной. Генетический материал вируса окружен капсидом — белковой оболочкой, выполняющей защитную функцию. Эта оболочка состоит из многократно повторяющихся полипептидных цепочек одного или нескольких белков. Снаружи от белковой оболочки может образовываться еще одна оболочка — внешняя.

Цикл вирусов. Сначала вирус прикрепляется к клетке хозяина, затем его генетический материал проникает внутрь клетки хозяина. Если вирус содержит ДНК, то она встраивается в ДНК клетки хозяина. Далее происходит образование и-РНК вируса, синтез его белков и образование новых вирусных частиц, т. е. клетка хозяина начинает работать на вирус. РНК-содержащие вирусы ведут себя немного по-другому. Если РНК вируса состоит из двух цепей, то на одной из них синтезируется и-РНК, затем происходит синтез белков вируса и т.д. У ретровирусов, также относящихся к РНК-содержащим (например, вирус иммунодефицита человека – ВИЧ), с помощью фермента обратной транскриптазы на РНК синтезируется сначала одна цепь ДНК, а затем и вторая. После этого ДНК вируса встраивается в ДНК клетки хозяина. Весь цикл может занимать несколько минут.

Вирусы вызывают различные заболевания человека: грипп, СПИД, гепатит, полиомиелит, оспу, корь, бешенство (водобоязнь), герпес, геморрагическую лихорадку.

Прокариоты К прокариотам относятся бактерии и цианобактерии, которые объединяются в царство Дробянки. У них отсутствует оформленное ядро и мембранные органоиды, генетический материал представлен нуклеоидом (молекулой хромосомной ДНК, замкнутой в кольцо) и плазмидами (небольшими внехромосомными ДНК). Характерны мелкие рибосомы (70S), расположенные в цитоплазме, и мезосомы (впячивание мембраны внутрь клетки), выполняющие функции митохондрий.

У бактерий – из муреина, у цианобактерий — из целлюлозы

У животных нет, у грибов из хитина, у растений из целлюлозы

Ядро и генетический материал

Ядра нет; кольцевая ДНК в цитоплазме, хромосом нет. Гистонов нет

Ядро есть; двуцепочечная ДНК находится в ядре, соединена с белками-гистонами и образует хромосомы

Среди всего многообразия ныне существующих на Земле организмов выделяют группу, не имеющую клеточного строения – вирусы. Все остальные организмы по типу клеточной организации делят на прокариотов и эукариотов.

1. Эукариоты – сложноустроенные клетки, имеющие оформленное ядро, из которых состоит большинство организмов от одноклеточных водорослей до человека.

2. Прокариоты – доядерные клетки, т.е не имеющие оформленного ядра. Единственная молекула ДНК, замкнутая в кольцо, свободно располагается в области цитоплазмы, называется нуклеоидом. У прокариотов нет хлоропластов, митохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи; их функции выполняют впячивания цитоплазматической мембраны – мезосомы. В связи с отсутствием центриолей, митоза и мейоза также нет, деление осуществляется перетяжкой, снаружи формируется клеточная стенка из муреина.

Прокариоты делятся на две группы: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианеи).

В цитоплазме бактерий находятся рибосомы и включения (крахмал, гликоген, жиры), а у бактерий, способных к фотосинтезу, есть мембранные структуры с пигментами, подобные хлоропластам. Многие виды бактерий образуют слизистую капсулу, которая предохраняет их от высыхания.

Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. Наибольшее их число находится в почве, обнаружены в воздухе, воде, продуктах питания, внутри организма.

Среди бактерий встречаются неподвижные и подвижные формы. Передвигаются в основном с помощью одного или нескольких жгутиков. Различаются по форме:

- шарообразные (кокки, диплококки, стрептококки);

-в виде запятой (вибрионы);

-извитые (спирохеты, спириллы).

По способу питания бактерии подразделяются на автотрофные и гетеротрофные.

Автотрофные организмы (в данном случае бактерии) – способны к самостоятельному синтезу органических веществ. Фотосинтезирующие бактерии используют для этого энергию солнца. Их зеленый пигмент называется бактериохлорофиллом. Фотосинтез у них протекает в анаэробных условиях без выделения О2. Хемосинтезирующие бактерии используют энергию химических реакции: нитрифицирующие бактерии переводят аммиак в нитриты, а затем в нитраты; железобактерии – Fe 2+ в Fe 3+ и др. Хемосинтез был открыт в 1889-1890 гг. русским микробиологом С.Н. Виноградским.

Гетеротрофные организмы (в данном случае бактерии) используют для питания готовые органические вещества. Сапрофиты – бактерии гниения, используют органические вещества отмерших организмов или выделения других организмов (почвенные – разлагают перегной; клубеньковые – связывают свободный азот; молочнокислые – превращают сахар в молочную кислоту; маслянокислые – сбраживают углеводы, спирты до масляной кислоты). Паразитические бактерии – поселяются в живых организмах и питаются за их счет.

По типу энергетического обмена бактерии могут быть аэробными и анаэробными.

Аэробные бактерии – живут в кислородсодержащей среде и получают энергию в процессе окисления органических соединений до углекислого газа и воды.

Анаэробные бактерии – обитают в бескислородных условиях и существуют за счет энергии, выделяемой при брожении.

Обычно бактерии делятся бесполым путем, но характерен и половой процесс – конъюгация, при котором между двумя клетками происходит обмен участками ДНК.

При наступлении неблагоприятных условий бактерии образую споры. В таком виде они устойчивы к различным воздействиям и сохраняют жизнеспособность в течение длительного времени.

Положительное значение бактерий заключается в следующем:

- гнилостные бактерии разрушают трупы животных и растительные остатки;

- нитрифицирующие и клубеньковые бактерии повышают плодородие почвы;

- бактерии используются в пищевой промышленности для получения кисломолочных продуктов, сыра, сливочного масла, квашения овощей, виноделии;

- используются для получения различных спиртов, антибиотиков, витаминов, гормонов;

- бактерии, находящиеся в рубце жвачных животных, перерабатывают целлюлозу; лактобактерии, бифидобактерии, находящиеся в кишечнике человека являются нормальной микрофлорой, способствуют синтезу витаминов.

Отрицательное значение бактерий заключается в следующем:

- некоторые виды бактерий повреждают рыболовные сети, книги, сено, портят продукты питания;

- болезнетворные бактерии поселяются на покровах тела или в организме человека и вызывают следующие болезни: тиф, холера, дифтерия, столбняк, туберкулез, ангина, сибирская язва, бруцеллез, чума.

Борьба с бактериями включает следующий рад мероприятий: проветривание жилых помещений, дезинфекция, очистка воды и контроль продуктов питания, пастеризация (20-30 мин при температуре 60-70 0 С), термическая обработка пищи, инструментов, прививки.

Цианеи (цианобактерии)илисинезеленые водоросли – наиболее древние водные или почвенные автотрофные организмы. Имеют многослойные стенки из полисахаридов, пектиновых веществ и целлюлозы, сверху покрыты слизью.

3. Вирусы – неклеточная форма жизни. Способны жить и размножаться только в клетках других организмов, т.е. внутриклеточными паразитами. Вирусы открыл русский ученый Д.И. Ивановский в 1892 году.

Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества ДНК или РНК (у остальных организмов всегда имеются обе эти нуклеиновые кислоты), т.е. генетического материала, заключенного в белковую оболочку (капсид), играющую защитную роль. В связи с тем, что в состав вирусов входит только одна разновидность нуклеиновых кислот, они не могут самостоятельно синтезировать белки. Различают РНК-содержащие вирусы и ДНК-содержащие вирусы. Вирусы не растут, у них отсутствует обмен веществ. Все активные процессы вирусов протекают в клетках-хозяевах.

Особую группу представляют вирусы бактерий – бактериофаги (фаги). Эти организмы, поселяясь внутри бактерий, заставляют их синтезировать белок с собственной ДНК, что приводит к гибели бактериальной клетки. В связи с этим фаги используют для лечения таких заболеваний, как дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.

БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ

Клетка любого организма представляет собой целостную жи­вую систему. Она состоит из трех неразрывно связанных между собой частей: оболочки, цитоплазмы и органоидов. Оболочка клетки осуществляет непосредственное взаимодействие с внешней средой и взаимодействие с соседними клетками (в многоклеточных организмах).

Оболочка клеток

Оболочка клеток имеет сложное строение. Она состоит из наружного слоя и расположенной под ним плазматической мембраны. Клетки животных и растений различаются по строению их наружного слоя. У растений, а также у бактерий, сине-зеленых водорослей и грибов на поверхности клеток расположена плотная оболочка, или клеточная стенка. У большинства растений она состоит из клетчатки.

Клеточная стенка играет исключительно важную роль: она представляет собой внешний каркас, защитную оболочку, обеспечивает тургор растительных клеток; через клеточную стенку проходит вода, соли, молекулы многих органических веществ.

Наружный слой поверхности клеток животных в отличие от клеточных стенок растений очень тонкий, эластичный. Он не виден в световой микроскоп и состоит из разнообразных полисахаридов и белков. Поверхностный слой животных клеток получил название гликокаликс.

Гликокаликс выполняет, прежде всего, функцию непосредст­венной связи клеток животных с внешней средой, со всеми окру­жающими ее веществами. Имея незначительную толщину (мень­ше 1 мкм), наружный слой клетки животных не выполняет опор­ной роли, какая свойственна клеточным стенкам растений. Обра­зование гликокаликса, так же как и клеточных стенок растений, происходит благодаря жизнедеятельности самих клеток.

Плазматическая мембрана.Под гликокаликсом и клеточной стенкой растений расположена плазматическая мембрана, граничащая непосредственно с цитоплазмой. Изучение ее строения и функций возможно только с помощью электронного микроскопа.

В состав плазматической мембраны входят белки и липиды в разных соотношениях. Они упорядоченно расположены и соединены друг с другом хи­мическими взаимодействиями. По современным представлениям молекулы липидов в плазматической мембране расположены в два ряда и образуют сплошной слой. Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они располагаются в слое липидов, погружаясь в него на разную глубину. Молекулы белка и липидов подвижны, что обеспечивает дина­мичность плазматической мембраны.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема урока: Сравнительная характеристика прокариот и эукариот. Вирусы.

Описание урока

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок освоения новых знаний.

Метод обучения: Беседа с элементами дискуссии.

Образовательные: выявить черты различия прокариот и эукариот, закрепить полученные знания по данной теме, познакомить с открытием вирусов, их строением, ролью в жизни человека.

Развивающие: развить умение сравнивать строение различных уровней клеточной организации, активизировать учебно — познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию информационной культуры, правильно и грамотно строить ответы, задавать вопросы, развитие мыслительной деятельности.

Воспитательные: развитие творческой активности, самостоятельности, коммуникативной культуры, толерантности, здорового образа жизни.

Междисциплинарные связи: химия,география.

Методы обучения:

- Словесный: беседа; фронтальный опрос

- Наглядный: демонстрационный материал;

- Практические: работа с таблицей, рисунками, метод взаимоконтроля

Оснащение урока: раздаточный материал (таблицы, рисунки), презентация, компьютер, проектор.

Литература : Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология ( базовый уровень).10-11 классы. Издательство просвещение.2019

Структура урока.

4.Проверка знаний учащихся о прокариотах и эукариотах

Блиц-опрос, интересные факты, исправление ошибок в рисунке на доске, заполнение таблицы №1.

5. Актуализация темы урока ( раздел 2- Вирусы)

Вопросы учителя для мотивации к изучению темы. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока.

6.Изучение нового материала

7.Закрепление изученного материала.

Выделение главного учителем. Выставление оценок с комментарием учителя

Метод незаконченных предложений.

Организационный момент.

Контроль( проверка) домашнего задания.

- Мы с вами выяснили, что в настоящее время выделяют два уровня клеточной организации и соответственно два типа клеток, какие?

(прокариотический и эукариотический.)

- Подумайте: человек не в состоянии воспринять их ни одним из пяти органов чувств: их нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Они живут во всех трёх стихиях — в воде, земле, воздухе. Для них не опасен вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни смертельная для других существ доза радиации. Они умеют защищаться от истребительного ультрафиолетового облучения. О ком идёт речь?

- Верно. А какой тип клетки для них характерен?

- Вам было дано задание найти интересную информацию связанную с эукариотами.

3.Актуализация темы урока ( 1 раздел – Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.

Мы теперь знаем так много интересного о бактериях, грибах, растениях и животных. Как вы думаете , что будет темой нашего урока и какие цели мы поставим перед собой.

Целью нашего урока является сравнение двух уровней клеточной организации, используя полученные знания на предыдущих уроках.

4.Проверка знаний учащихся о прокариотах и эукариотах.

Для начала мы проведем биологический блиц-опрос:

1. Что называется органоидами? (постоянно присутствующие в клетке структуры, которые выполняют строго определенные функции)

2. А что такое включения? (временные компоненты клетки)

3. Перечислите мембранные органоиды клетки (ядро, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии)

4. Какие из них относятся к двумембранным структурам?

5. Назовите немембранные органоиды клетки (рибосомы, цитоскелет, клеточный центр)

6. А какова роль ядра в клетке? (ответ: хранение наследственной информации (в ДНК), деление клетки, регуляция процессов биосинтеза, регуляция обмена веществ и энергии.)

7. Какова роль и значение ДНК? (несет важнейшую наследственную информацию, которая передается из поколение в поколение)

Интересный факт — в крови фюрера (Гитлера) текла кровь евреев — истребление которых являлось его навязчивой идеей (были найдены его 39 родственников у которых были взяты анализы ДНК)

Все представители человеческого рода на 99,9% идентичны по ДНК, что начисто отменяет всякий расизм и национализм

Если вытянуть в одну непрерывную линию все молекулы ДНК всех клеток одного человека, то общая их длина превысит расстояние от Земли до Солнца — 150 млн.км.

6. Один студент сдавал зачёт и нарисовал прокариотическую клетку. На рисунке он допустил грубые ошибки. Подумайте и найдите их. (рисунок на доске)

7. Как без ядра может существовать прокариотическая клетка и что же вместо ядра выполняет его функции? (кольцевая ДНК)

8. Способы дыхания характерные для прокариот (аэробное — кислородом — бактерии гниения и анаэробное бескислородное)

- Давайте рассмотрим и сравним прокариоты и эукариоты.

Заполните таблицы ,пользуясь раздаточным материалом( Приложение).(работа в тетради.(три первых признака — 1 группа, следующие 3 признака — 2 группа, и последние 3 признака — 3 группа)

Проверить (спросить из каждой группы 3 человека)

5. Актуализация темы урока ( раздел 2- Вирусы).

- Задумывались ли вы над тем, что человеку с самого начала его существования угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, без оружия. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, СПИДА и др. болезней. О чём же идёт речь, как вы думаете?

6. Изучение нового материала.

- И так мы подошли к следующему разделу нашей темы.

Давайте выясним, что же собой представляют вирусы, как были открыты, их строение, состав, и значение в жизни людей.

3. способы передачи.

(по ходу рассказа заполняется таблица)

1. непосредственный контакт

2. воздушно капельным путем

Заболевания вызванные вирусами

Трахома, бородавки, герпес, респираторные заболевания

- Лекарства должны влиять на сам вирус, но не влиять на жизнедеятельность клетки.

Вывод — Вирусы — неклеточные формы жизни.

(У пораженных вирусом тюльпанов нарушается процесс образования пигментного вещества, определяющего окраску лепестков(луковицы мельчают и с каждым поколением происходить деградация, так как вирус передается из поколения в поколение, болезнь полностью ликвидирует сортовые признаки)

7. Закрепление и проверка знаний.

- А теперь проверим как вы усвоили пройденный на уроке материал.

Тест. (проверка знаний по теме урока)

1. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.

2. Органоиды — временные структуры клетки.

3. Наследственную информацию хранит молекула ДНК.

4. Вирусы —неклеточные формы жизни.

5. Клеточная стенка прокариот состоит из хитина и целлюлозы.

6. У эукариот ядерная ДНК представляет собой линейную структуру и находится в хромосомах.

7. У прокариот есть пищеварительная система.

8. У эукариот есть различные мембранные структуру и цитоскелет.

9. У прокариот , есть жгутики.

10 . Вирусы могут жить и размножаться только в клетках других организмов.

8. Подведение итогов.

Выделение главного учителем. Выставление оценок с комментарием учителя.

10. Рефлексия : Преподаватель произносит незавершенную фразу и указывает на учащегося, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.( пример : Во время занятия я научился (почувствовал, приобрел и т.д.)….

Занятие заставило меня задуматься…

На занятии мне особенно понравилось…

Сегодня я узнал…

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Занятие дало мне для жизни…

Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток.

Тест. (проверка знаний по теме урока)

1. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.

2. Органоиды — временные структуры клетки.

3. Наследственную информацию хранит молекула ДНК.

4. Вирусы —неклеточные формы жизни.

5. Клеточная стенка прокариот состоит из хитина и целлюлозы.

6. У эукариот ядерная ДНК представляет собой линейную структуру и находится в хромосомах.

7. У прокариот есть пищеварительная система.

8. У эукариот есть различные мембранные структуру и цитоскелет.

9. У прокариот , есть жгутики.

10 . Вирусы могут жить и размножаться только в клетках других организмов.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. Поскольку в составе вирусов присутствует всегда один тип нуклеиновой кислоты — ДНК или РНК, вирусы делят на ДНК-содержащие и РНК-содержащие. ДНК могут иметь линейную и кольцевую структуры, а РНК, как правило, линейную. Подавляющее большинство вирусов относится к РНК-типу.

Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Вне клеток организмов они не проявляют никаких признаков жизни. Размножение вирусов принципиально отличается от размножения остальных организмов. Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков. Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется.

Значение вирусов огромно как в живой природе, так и в жизни человека, поскольку вирусы являются паразитами и поражают все известные организмы. Многие из них (грипп, полиомиелит, ВИЧ и др.) вызывают у людей тяжелые заболевания, нередко с летальным исходом.

Однако вирусы могут быть полезными. Прежде всего вирусы, как и любые другие паразиты, стимулируют деятельность защитных сил организмов, направляя, в известной степени, эволюционный процесс.

2. Клеточные формы жизни: прокариоты, эукариоты. Сходство и отличие их организации. Многообразие представителей.

Клетка — элементарная биосистема, способная к саморегуляции, самообновлению и самовоспроизведению. По особенностям организации различают два типа клеток: прокариоты и эукариоты. Прокариоты — наиболее просто устроенные клетки, характерной особенностью которых является отсутствие внутриклеточных мембран, в т. ч. и ядерных. Они имеют плазмалемму, цитоплазму и генетический материал в виде кольцевой молекулы ДНК (генофор), лежащей в гиалоплазме. К прокариотам относятся бактерии, разнообразные по морфологии и экологическому значению (авто- и гетеротрофы, сапрофиты и паразиты, болезнетворные бактерии человека). Эукариотические клетки имеют ядро, они разнообразны по форме и размерам, по степени дифференцировки, особенностям строения и функций. В эукариотических клетках можно выделить три части: поверхностный аппарат, цитоплазму и ядро. К эукариотам относятся клетки растений и животных.


3. Ультрамикроскопическое строение эукариотической клетки. Цитоплазма; ее структурные компоненты, их значение.

В эукариотических клетках можно выделить три части: поверхностный аппарат, цитоплазму и ядро. Цитоплазма состоит из гиалоплазмы, органоидов и включений.

Гиалоплазма (цитоплазматический матрикс, цитозоль) - это внутренняя среда клетки, занимающая около 50% ее объема. Органоиды - это постоянные структуры клетки. По строению можно выделить немембранные органоиды (рибосомы, центриоли, микротрубочки, филаменты. ) и мембранные (эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, пероксисомы, митохондрии, пластиды).

Включения, в отличие от органоидов, непостоянные структуры; их наличие зависит от метаболического состояния клетки.

Читайте также: