Француз экзистенциалист автор чумы

Обновлено: 28.03.2024

У Камю чума — главный герой, всемогущий и безжалостный, не оставивший людям никакого выбора, даже на соображения бич ли она Божий, наказание за грехи или просто трагическое стечение обстоятельств. В чуме человек существует, в ней погибает, но в ней и борется с нею и даже побеждает, несмотря на то, что зараза приходит и уходит независимо от его усилий.

Удивительно, что в этом ясном и прозрачном изложении (автор недаром назвал его хроникой) критики увидели прежде всего не ужасающую картину человеческого бедствия, а экзистенциальные идеи по поводу жизни и смерти и стали спорить — верил Камю в Бога или не верил, был апологетом суицида или его противником, почерпнул ли он свои идеи у Достоевского или, наоборот, противопоставил им нечто свое — одно это уже отвращает от подобных толкований, поскольку они нечеловечны, вторичны и не имеют никакого смысла на фоне людского горя, описанного с медицинской точностью и бесстрастием.

Автор, правда, потешил себя философскими играми на романном поле, но вот что привлекло на это поле других игроков, явно уступающих ему в стиле игры?

Хроника, записанная доктором Риэ, повествует о событиях, произошедших в 194… г. в Оране (Алжир), современном городе, 200 тысяч жителей которого занимались главным образом коммерцией.

Доктор Риэ, давно решивший, что дает уверенность только повседневный труд, добился от префектуры согласия на признание факта эпидемии, а затем и на созыв санитарной комиссии. Поскольку форма чумы была необычной, коллега Риэ доктор Кастель взялся за изготовление сыворотки.

Город закрыли, запретили морские купания, выезд из города, переписки и междугородные разговоры. Разрешался только обмен телеграммами. Коммерция тоже скончалась от чумы. В Оран наземным транспортом и с воздуха поступали лишь предметы первой необходимости, за которыми выстраивались длинные очереди. Стала процветать спекуляция, на которой Коттар сколотил себе состояние. Люди, невзирая на опасность, заполняли кинотеатры и кафе, благо алкоголя хватало.

Вскоре к Риэ пришел Тарру с предложением об организации добровольных дружин для оказания превентивной помощи в перенаселенных кварталах, а затем в созданные дружины влились Гран, Рамбер и отец Панлю.

Когда с окраин чума вступила в центр города, пораженные эпидемией кварталы стали оцеплять. Тогда же началась серия пожаров — люди, вернувшись из карантина, поджигали свои собственные дома, вообразив, будто в огне чума умрет.

Ночью на городские ворота совершались вооруженные налеты. Перестало хватать гробов, и трупы просто закапывали во рвах, а затем начали сжигать.

Только благодаря неимоверным усилиям доктора Риэ и его коллег античумной механизм не давал сбоев. Но у борцов с чумой угасли уже не только всякие чувства, но и память.

Чума лишила всех способности любви и даже дружбы. Доктор Риэ считал, что привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

В сентябре—октябре дружинники уже не в силах были справляться со своей усталостью, ими все больше овладевало странное безразличие и элементарное пренебрежение правилами гигиены.

А тем временем бубонная форма чумы переросла в легочную.

После этого Рамбер передумал бежать из города и сказал друзьям, что если он уедет, ему будет стыдно, и это помешает ему любить ту, которую он оставил, и что вообще стыдно быть счастливым одному.

Вскоре заразился Гран, но на другой день болезнь отступила от него. Выздоровела и девушка, заразившаяся легочной чумой. Помогла, скорее всего, сыворотка Кастеля. Сводки подтвердили, что болезнь стала отступать.

В город вернулся оптимизм, а в конце января префектура объявила, что эпидемию можно считать пресеченной. Начались празднества, танцы на площадях. Тарру стал одной из последних жертв чумы.

В день, когда Риэ потерял друга, доктор получил телеграмму, извещавшую о кончине его жены. Эту весть Риэ принял спокойно. К Рамберу приехала из Парижа его любимая.

Коттар, сойдя с ума от разочарования, что с чумой покончено и ему придется отвечать перед законом за спекуляцию, открыл пальбу с балкона своего дома по прохожим и был арестован полицией.

По мотивам романа режиссером Л. Пуэнсо в 1992 г. был снят одноименный фильм (производство Великобритании, Аргентины и Франции). Действие в нем происходит в южноамериканском городе.

У Камю чума — главный герой, всемогущий и безжалостный, не оставивший людям никакого выбора, даже на соображения бич ли она Божий, наказание за грехи или просто трагическое стечение обстоятельств. В чуме человек существует, в ней погибает, но в ней и борется с нею и даже побеждает, несмотря на то, что зараза приходит и уходит независимо от его усилий.

Удивительно, что в этом ясном и прозрачном изложении (автор недаром назвал его хроникой) критики увидели прежде всего не ужасающую картину человеческого бедствия, а экзистенциальные идеи по поводу жизни и смерти и стали спорить — верил Камю в Бога или не верил, был апологетом суицида или его противником, почерпнул ли он свои идеи у Достоевского или, наоборот, противопоставил им нечто свое — одно это уже отвращает от подобных толкований, поскольку они нечеловечны, вторичны и не имеют никакого смысла на фоне людского горя, описанного с медицинской точностью и бесстрастием.

Автор, правда, потешил себя философскими играми на романном поле, но вот что привлекло на это поле других игроков, явно уступающих ему в стиле игры?

Хроника, записанная доктором Риэ, повествует о событиях, произошедших в 194… г. в Оране (Алжир), современном городе, 200 тысяч жителей которого занимались главным образом коммерцией.

Доктор Риэ, давно решивший, что дает уверенность только повседневный труд, добился от префектуры согласия на признание факта эпидемии, а затем и на созыв санитарной комиссии. Поскольку форма чумы была необычной, коллега Риэ доктор Кастель взялся за изготовление сыворотки.

Город закрыли, запретили морские купания, выезд из города, переписки и междугородные разговоры. Разрешался только обмен телеграммами. Коммерция тоже скончалась от чумы. В Оран наземным транспортом и с воздуха поступали лишь предметы первой необходимости, за которыми выстраивались длинные очереди. Стала процветать спекуляция, на которой Коттар сколотил себе состояние. Люди, невзирая на опасность, заполняли кинотеатры и кафе, благо алкоголя хватало.

Вскоре к Риэ пришел Тарру с предложением об организации добровольных дружин для оказания превентивной помощи в перенаселенных кварталах, а затем в созданные дружины влились Гран, Рамбер и отец Панлю.

Когда с окраин чума вступила в центр города, пораженные эпидемией кварталы стали оцеплять. Тогда же началась серия пожаров — люди, вернувшись из карантина, поджигали свои собственные дома, вообразив, будто в огне чума умрет.

Ночью на городские ворота совершались вооруженные налеты. Перестало хватать гробов, и трупы просто закапывали во рвах, а затем начали сжигать.

Только благодаря неимоверным усилиям доктора Риэ и его коллег античумной механизм не давал сбоев. Но у борцов с чумой угасли уже не только всякие чувства, но и память.

Чума лишила всех способности любви и даже дружбы. Доктор Риэ считал, что привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

В сентябре—октябре дружинники уже не в силах были справляться со своей усталостью, ими все больше овладевало странное безразличие и элементарное пренебрежение правилами гигиены.

А тем временем бубонная форма чумы переросла в легочную.

После этого Рамбер передумал бежать из города и сказал друзьям, что если он уедет, ему будет стыдно, и это помешает ему любить ту, которую он оставил, и что вообще стыдно быть счастливым одному.

Вскоре заразился Гран, но на другой день болезнь отступила от него. Выздоровела и девушка, заразившаяся легочной чумой. Помогла, скорее всего, сыворотка Кастеля. Сводки подтвердили, что болезнь стала отступать.

В город вернулся оптимизм, а в конце января префектура объявила, что эпидемию можно считать пресеченной. Начались празднества, танцы на площадях. Тарру стал одной из последних жертв чумы.

В день, когда Риэ потерял друга, доктор получил телеграмму, извещавшую о кончине его жены. Эту весть Риэ принял спокойно. К Рамберу приехала из Парижа его любимая.

Коттар, сойдя с ума от разочарования, что с чумой покончено и ему придется отвечать перед законом за спекуляцию, открыл пальбу с балкона своего дома по прохожим и был арестован полицией.

По мотивам романа режиссером Л. Пуэнсо в 1992 г. был снят одноименный фильм (производство Великобритании, Аргентины и Франции). Действие в нем происходит в южноамериканском городе.


Альбер Камю представитель редкого типа писателей-моралистов. Но его мораль какая-то особая, смысл его произведений понять невозможно, если не знать, в чем заключается суть философской системы, взятой им за основу. Такую философию принято называть экзистенциализмом, или философией существования. Ее представители считали, что человек испытывает одиночество, окруженный чужим и враждебным миром, ограничивающим его свободу, и не позволяющим ему проявиться, как самостоятельная личность. Именно это приводит к пессимизму, мыслям о трагичности земного существования, неизбежно приводящего к смерти. Однако экзистенциалисты давали право самому решать, или принять законы общества, и прожить жизнь, как все, или проявить индивидуализм, противопоставить себя остальным представителям рода человеческого. Камю выбрал второй вариант, хотя прекрасно понимал, что против общественных порядков бунтовать бессмысленно.

Детство

Родился Альбер Камю в Мондови (Алжир) 7 ноября 1913 года. В то время эта территория относилась к Франции. Отец мальчика Люсьен Камю, был французом, мама Кутрин Сантэ – испанкой. Отец трудился в компании по производству вина, а также нес службу во французских зуавах в Марокко. Альбер совсем не знал отца, его в числе первых призвали на службу, он погиб в Первую мировую войну, когда сыну едва исполнился год. Мама осталась одна с двумя детьми на руках. Кроме Альбера у нее подрастал сын Люсьен, 1910 года рождения. Женщина занималась неквалифицированным трудом, приносившим сущие копейки. Жили трудно, в самом бедном районе городка, вместе с бабушкой по материнской линии.

Альбер Камю

Камю пошел в школу в 1918 году, где и состоялось его первое знакомство с книгой. В его классе учились в основном европейцы, с которыми мальчик почти не общался. Зато много времени проводил с одним из педагогов – Луи Жерменом, сыгравшим важную роль в биографии Альбера. Именно учитель поддерживал мальчика в учебе, бесплатно готовил его к поступлению в лицей. В те времена достаточно было получить начальное образование, а если есть желание, то поступать дальше, в лицей. Камю удалось поступить в 1924 году. Учитель пришел к ним домой, начал уговаривать бабушку, чтобы она подала заявку на получение стипендии, но она не согласилась. Старушка не понимала, как можно получать деньги, не работая. Старшему брату Люсьену на тот момент исполнилось 14, он уже пошел на работу, а Альбер находил себе только подработку на лето. Во время учебы молодой человек получал неполную лицейскую стипендию.

Альбер Камю

В 1930 году у Альбера диагностировали туберкулез. По этой причине он временно прервал обучение, переселился к дяде с тетей, чтобы не заражать свою семью. Так, как его отец погиб на войне, Альбера бесплатно лечили в государственной лечебнице. Именно из-за болезни парень оказался непригоден к военной службе, что и подтвердила медицинская комиссия в 1934 году.

После окончания лицея в 1933 году парень поступил в Алжирский университет. Он изучает философию и историю философии, социологию и этику, психологию и классическую литературу. После получения диплома Камю успел потрудиться в разных местах, занимал различные должности, и только в 1938 году начал карьеру журналиста.

Альбер Камю

Альбер Камю

Книги

Альбер Камю

Альбер Камю

Роль главной героини в первой постановке досталась актрисе Марии Казарес. Вначале актрису и драматурга связывали исключительно рабочие отношения. Потом они переросли в более личные, и длились на протяжении трех лет. Мария и Альбер дружили до самой смерти писателя. Главная тема этих пьес, впрочем, как и многих произведений Камю – бессмысленность земного существования, и торжество смерти. Альберу очень нравилось заниматься драматургией, он считал это занятие наиболее успешным в своей творческой карьере.

Альбер Камю

Повествование ведется от имени доктора Риэ, который описывает свои представления о честности, а именно человека, который прикладывает массу сил, чтобы побороть вспышку заболевания, хотя не видит в этом никаких перспектив.

Альбер Камю

Но счастья в личной жизни Камю эта женитьба не принесла, спустя два года, в июле 1936-го, они расстались, а окончательно развелись осенью 1940 года.

Альбер Камю

В 1937 году философ встретил Франсину Фору, пианистку, преподавателя математики, на которой и женился в декабре 1940-го, вскоре после развода с первой супругой. Камю любил супругу, но не верил, что проживет с ней всю оставшуюся жизнь. 5 сентября 1945 года жена родила ему дочерей-близнецов Кэтрин и Жан.

Смерть

Выдающийся вклад Альбера Камю в развитие литературы высоко оценили в 1957-м, писатель стал лауреатом Нобелевской премии. Тогда же он приступил к работе над очередным своим романом, и собирался занять должность директора в одном из крупных парижских театров.

Альбер Камю

Завершить работу над четвертым романом помешала смерть. Писатель погиб в аварии 4 января 1960 года недалеко от городка Вильблёвен. Он находился в автомобиле вместе с Мишелем Галлимаром и его семьей, женой и дочерью. Попутчики направлялись из Прованса в Париж, когда машина вылетела с дороги и врезалась в дерево на обочине. Машину вел Галлимар, он скончался в больнице спустя два дня, супруга и дочь остались в живых. Камю погиб на месте. На тот момент ему исполнилось 46 лет. Тогда многим показалось, что автокатастрофа была специально подстроена, однако доказательств этим умозаключениям не нашлось.

Альбер Камю

После преждевременной смерти писателя, режиссеры принялись за экранизацию его произведений. Уже снято шесть картин, сценарии которых написаны по книгам Камю, а также автобиографическая лента с оригинальными цитатами Альбера и его фотографиями.

Могила Альбера Камю находится на кладбище в Лурмарене, это юг Франции. Осенью 2009-го французский президент Николя Саркози предложил перезахоронить прах Камю в Пантеоне, но родственники писателя отказались.

Избранные произведения

  • Посторонний
  • Чума
  • Падение
  • Первый человек
  • Изгнание и царство
  • Восстание в Астурии
  • Недоразумение
  • Калигула
  • Осадное положение
  • Праведники
  • Реквием по монахине
  • Бесы
  • Миф о Сизифе
  • Бунтующий человек

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Файлы: 1 файл

Zhizn_v_Alzhire.doc

Влияние лицейского преподавателя Жана Гренье, который познакомил Камю с трудами выдающихся философов Запада XIX века – Фридриха Ницше, Льва Шестова, Николая Бердяева, Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра

Факторы, сформировавшие мировоззренческо-эстетические позиции Альбера Камю

Сближение с прокоммунистическими кругами французской интеллигенции

Французская литература: Монтень, Руссо, Вольтер, Ларошфуко

Открытие близости смерти (в 17 лет заболел туберкулезом)

Утвердился на позициях сопротивления любому политическому насилию

Сторонник бунта человека против абсурда, который должен быть направлен на утверждение и сохранение моральных ценностей

Альбер Камю – человек и художник (1913 – 1960). Важные факты биографии

Родился 07.11.1913 года в Алжире (в городке Мондови) в бедной французской семье. Отец умер от ран, полученных в боях на Марне, когда Альберу был всего один год. Мать была служанкой в зажиточных семьях.

Обучение – коммунальная школа, Алжирский лицей, Алжирский университет. Увлечение литературой и философией.

В 17 лет заболел туберкулезом.

1936 год – вступление в коммунистическую партию.

1937 года – исключён из неё.

С 1936 года началась литературная деятельность Камю.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х годов – период творческого расцвета таланта Камю.

1957 год – стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.

04.01.1960 года – погиб в автомобильной катастрофе.

Экзистенциальный (от лат. ехіstеntia – существование) – тот, который касается главных, внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности.

Художественный мир Альбера Камю

Этапы творчества, определённые самим писателем

Особенности творческой манеры А. Камю

Тесная связь с экзистенциалистскими идеями и концепциями.

Анатомический анализ абсурдных взаимоотношений между личностью и миром.

Изображение мужественного человека как своеобразного морального эталона современности.

Целостность, единство, взаимодополняемость его философских и литературных произведений.

Воплощение в творчестве идеи активного гуманизма.

Метафоричность, иносказательность, символичность художественного письма.

Философский смысл реализовался в форме романа-притчи.

1. реалистическое описание борьбы оранцев со страшной болезнью (хотя исторически такой эпидемии в Оране не было, здесь автор выходит в сферу вневременного обобщения);

Смысловая многоплановость делает это произведение близким к мифу, к притче, и одновременно – это роман-предостережение, что делает его вневременным, общечеловеческим явлением.

Использовав стилизацию под жанр хроники, Альбер Камю подчеркнуто акцентирует внимание читателя на объективности изображаемого, подбирая для этого специальные языковые средства – каждое слово отличается удивительной точностью лексического значения, даже если оно употреблено в переносном смысле; рассказ почти не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски, изложение событий и комментариев очень сдержанны, даже несколько отстранены, как в эпических поэмах. Почти протокольно фиксируется история борьбы с чумой. Камю вводит кроме точки зрения основного рассказчика ещё и видение чумы и её влияния на Оран и оранцев и других персонажей произведения (дневник Тарру, проповеди отца Панлю, диалоги героев, описание их мыслей и стремлений), за счёт чего образуется многогранная и правдивая картина трагедии.

Читайте также: