Где находится почетное место в чуме

Обновлено: 25.04.2024

Накануне Дня Оленевода на главной площади бетонного Надыма выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:

Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты, и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.

Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:

По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:

И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:

Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:

Третий элемент - верёвки:

И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем.

Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асимметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса.

И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но. Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".

Этнопарк

Основное жилище ненцев — чум — сооружался из 30-50 шестов, покрывался двумя слоями оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренний слой шкур клали шерстью внутрь, а верхний – наружу. Летом покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

Ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю. Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный, наоборот, у ненцев с хорошим достатком. Чум сооружают из жердей. Для этого необходимо 40 шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находится до 20 человек.

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещают 7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с место на место. Поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь. До появление передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в котором погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для потряхивание снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.

Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.

Чум - ДЮ

комп. графика Коваль А.П.

Строение дю (чума)

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями]. Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и количества людей, проживающих в этой семье.

Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием (летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая его.
На концах покрытия имеются тесемки для привязок. После этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.

Внутри чума расположение следующее:
слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.

По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.)

Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.

[За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу], а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее.
Рядом с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты.

Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме.

Наверное, многие поняли, что речь идет о традиционных жилищах малочисленных народов российского Севера. Как же они устроены и чем отличаются?

Чум

Это переносное жилище кочевников оленеводов – коренных жителей Северо-Западной Сибири и полуострова Ямал (ненцев и хантов). Он представляет собой конусообразную конструкцию из связанных пирамидкой длинных шестов. Этот каркас покрывают в два слоя: зимой шкурами, летом брезентом.

Пол в чуме покрыт досками. В центре очаг. В холодное время года это печка-буржуйка. В теплое, просто костерок на железном листе, который разводят для приготовления пищи и дыма, отгоняющего мошку. Даже зимой в чуме достаточно тепло, не меньше +16 градусов,

Его площадь разделена на две половины. В одной хронятся личные вещи хозяев и спальные принадлежности. В другой – бензопилы, генераторы, ружье и другая техника.

Летом чумы разбирают и перевозят на другое стойбище. Транспортное средство те же нарты, которые олени тащат прямо по земле. Лишнего груза не берут. По дороге оставляют в тундре шкуры, печки, генераторы, теплую одежду. По первому снегу забрать будет легче.

Яранга

Это передвижное жилище чукчей. У него куполообразный каркас из шестов, накрытый оленьими шкурами. Крышу яранги подпирают Т-образные жерди. По сравнению с чумом это приземистое прочное сооружение, способное устоять во время сильной пурги.

В тундре, где не растут деревья, топливо для очага дефицит. Поэтому яранга не отапливается, просто защищает чукчей от снега и ветра. Зимой верхнюю меховую одежду они там не снимают.

Из-за перепада температур на ее шкурах образуется конденсат. Хозяйке яранги часто приходится их снимать и выносить наружу для вымораживания. Потом образовавшиеся льдинки выбивают колотушками, как у нас половики и ковры.

Балок

Это жилище имеет прочный деревянный пол и пару застекленных окон. У двери ставят печку-буржуйку для обогрева и приготовления пищи. В другом конце топчаны, застеленные шкурами. Балок перевозят с места на место с помощью оленей или снегохода. Он удобен именно этим. Однако жилого пространства в балке значительно меньше, чем в чуме или яранге.

Уютная квартира-студия с прекрасным видом, свежим воздухом, приспособленная для проживания большой семьи с домашними животными. Тут вам будет тепло и уютно даже в самый лютый мороз. А ещё вы всегда сможете собрать свой домик и взять его с собой.

Чум строят из 40 жердей, на которые наброшено около 180 оленьих шкур в два слоя. Понятно, что в зависимости от количества шкур и необходимости чум можно поставить разного размера, но в среднем получается площадь в 26 квадратных метров.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

И в таком жилище мне предстояло прожить несколько дней. А сами оленеводы проводят тут почти всё зимнее время. Ну, не считая работы со стадом оленей. Но это прерогатива мужчин, а вот женщина даже отлучаться далеко от чума не может.

Но давайте начнем по порядку. Это вход. Просто полог из оленьих шкур, который надо поднять и быстро зайти внутрь (а на самом деле - залезть), так, чтобы запустить минимум холодного воздуха.

По центру чума - печка. Это и обогреватель, и плита, и микроволновка. Весь день женщина поддерживает в печке огонь, там постоянно стоит чайник с горячей водой. Чтобы получить воду, топят снег в чане, который находится рядом.

Слева от печки - жилая часть (если смотреть от входа), тут спят и принимают пищу, а справа - хозяйственная. Там находятся собаки (и иногда олени), умывальник, сложены дрова и там же размещают гостей, если они не помещаются на хозяйской половине.

В качестве спального места - шкуры оленей и куски поролона. Импровизированная подушка сделана из одежды, которая сейчас не в ходу. Дыры на полу вдоль основания чума, из которых поддувает, также затыкают одеждой, вещами и шкурами.

За печкой - стол с телевизором. Летом, когда кочуют далеко от поселков, используют спутниковое телевидение, а зимой добивает эфирное. Антенна закреплена на ближайшей лиственнице. Тут же к одной из жердей примотан спутниковый телефон - на экстренный случай.

Сотовые телефоны тоже в постоянном доступе. Во-первых, на них смотрят скачанные заранее фильмы и мультики. А во-вторых, если встать на табуретку и просунуть телефон за одну из жердей, то ловится одно деление сотовой связи. Так что можно позвонить родным и друзьям.

Тут же возникает резонный вопрос. А откуда электричество? От генератора. Его запускают на пару часов в день, чтобы зарядить мобильные телефоны, посмотреть телевизор. Ну и чтобы ночью не совсем в темноте сидеть.

Но с генератором тоже есть беда: иногда слишком сильно скачет напряжение. Так, в соседнем чуме прямо при нас перегорел телевизор от скачка, а наши хозяева тоже каждый раз при просадках переживали и бросались выдергивать все немногочисленные приборы из розеток.

Тут же, под столом с телевизором - импровизированный холодильник. По полу отлично дует, а по краям чума не тает снег. Так что там отлично хранятся и замораживаются продукты.

Рядом - низкий стол, который во время обеда хозяйка вытаскивает к спальному месту.

Стульев в привычном нам понимании нет: сидят либо на шкурах оленей (там же, где и спят), либо на двух низеньких табуреточках.

Ещё немаловажный момент: часть чума, где стоит телевизор (за печкой и дальняя от входа) - запретная для женщины. Там нельзя ходить. Считается, что это место, где живут боги, охраняющие жилище.

Удивительно, но при наличии кучи современного походного оборудования и гаджетов тут в ходу те же вещи, что и 100 лет назад. Но именно они проверены временем и поколениями ненцев.

Читайте также: