Господи что за вирус

Обновлено: 24.04.2024

Размышления о пандемиях, карантинах, страхах и Божием Промысле. Часть 1

Больные испанским гриппом, США

Больные испанским гриппом, США

Эпидемии, а в более крупном масштабе – пандемии, подобны разыгравшемуся стихийному бедствию. Все одинаково немощны перед стихией. Царь и нищий, богатый и убогий – все одинаково бегут от пожара, боятся природного катаклизма, все трепещут прилипчивости какой-нибудь смертоносной болезни.

У Шекспира единственный сын Хемнет умер в одиннадцать лет от чумы. А младший брат императора Александра I Константин умер от холеры. От эпидемий умирали великие и знатные, цари и иерархи. Во все века клыкастая пасть эпидемий оставалась разинутой, всепожирающей и ненасытной.

Болезней, вылившихся в пандемии, насчитывается десять:

  1. проказа,
  2. чума,
  3. холера,
  4. черная оспа,
  5. тиф,
  6. малярия,
  7. туберкулез,
  8. грипп (со всеми его разновидностями),
  9. ВИЧ-инфекция
  10. и недавно добавившаяся коронавирусная инфекция COVID-19.

Подобно десяти египетским казням, они лишают покоя, несут тревогу и боль. Одна казнь сменяется следующей – впрочем, ни одна не является полностью преодоленной. Словно волны бушующего моря, злые поветрия накрывают, сносят стоящих на пути, а потом отходят, чтобы через какое-то время вернуться опять. Они бушуют все века нашей несчастной истории, только сила волн от века к веку неодинакова.

Откуда пандемии?

Страхи и неизвестность рождают в умах людей множество теорий: от заговора мирового правительства до вышедшего из-под контроля биологического оружия. Но в изначальном, исходном варианте у всех пандемий один горький исток.

Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир. Такова горькая и неприглядная правда.

Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир

Человек был поставлен Богом, чтобы возделывать Рай и хранить (см.: Быт. 2: 15). Посредством человека одухотворялось мироздание, тварное соединялось с нетварным, земля срастворялась с Небом, весь мир озарялся Светом Животворящего. Но парадокс: призванный быть царем повел себя как раб, скоморох и предатель. Вместо того чтобы возделывать Рай, возделал в себе гордыню. Вместо того чтобы хранить единение с Богом, а через это беречь гармонию мироздания, человек блудливо вступил в общение с падшим духом. Впустил яд змея в чистое мироздание, и жизнь отравилась грехом.

Бедный, бедный человек. Не сохранил ты, расколол дар райской жизни, как по беспечности роняют и раскалывают драгоценный сосуд, данный на сохранение. Так и райское мироздание, вверенное в руки венца творения, дало трещину; едва созданный отвернулся от Создавшего. Жизнь и гармония царили в мире, покуда венец творения – человек – оставался причастным Жизни. Разрыв с Жизнью повлек болезни и смерть.

Грех внес поломку, дисбаланс и сбой в мир, живший райской гармонией. Хищничество и отчаянная борьба за выживание, взаимное пожирание и вражда – вот что есть мир после утраты Рая. За отвержение Бога человек подчинился смехотворно мелким, жалким частицам падшего мира, призванный к обожению поработился микробам. Из страха смерти ты вынужден изучать микроскопических паразитов, бацилл, штаммы вирусов и кишечную палочку, исследовать собственные мочу и кал – потому что отвернулся от созерцания Бога, постижения небесной чистоты и приобщения Ангелам.

Таков закон жизни вне Рая.

За вирус смертных грехов – вирус смертоносных болезней.

За инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть.

За заразу самодовольства – зараза недугов, лишающих покоя и неги.

Таков закон жизни вне Рая: за инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть

Пандемии – аналог мировых войн, только на уровне борьбы с человеком бунтующей природы. Ты повел себя как хищник – вот тебе хищничество со стороны падшего мира. Природа вышла из-под твоего контроля, как и сам ты перестал подчиняться Творцу. Мир как бы мстит человеку всякой пандемией за то, что человек повредил мироздание своим грехом, за то, что увлекся блудливой связью с разрушителем-диаволом.

Колоссальная катастрофа грехопадения отразилась как в зеркале во всякой пандемии. Бессилие людей перед каждым смертоносным поветрием – образ зияющей бездны греха – отчуждения человека от Бога и, как следствие, страданий и смерти.

О человек! Твое сердце жаждет жизни и счастья, но ты уязвляешься тернием бед и страданий. Твой дух парит к небесам, но жало болезни, вонзенное в твою плоть, ставит тебя на заслуженное тобой место.

Так низлагается гордыня человека, ибо так низвергается всякий ложный кумир. Жизнь призванного к бессмертию стала жалкой по подобию того же микроба. Пандемии показали, насколько немощен, слаб человек. Но пандемии же и открыли: жить только ради земли бессмысленно.

Болезни как мудрое попущение Божие

Но человек ценит хлеб, когда нет хлеба. Воду – когда сгорает от жажды. Воздух – когда задыхается. Так грешный человек начинает ценить всё Божие через отнятие, то есть через страдание.

Всякое отнятие есть страдание. Отнятие здоровья – мука. Ибо здоровье неразрывно от жизни. Никто не умирает потому, что кончилась жизнь, все умирают от порушенного здоровья, по причине его истощенных или уничтоженных ресурсов. Поэтому все так пекутся о здоровье – в этом неукротимая тяга человека к жизни. И даже если кто-то игнорирует свое здоровье, уничтожает его своим неразумным поведением, то это лишь потому, что он наивно полагал, будто ресурсы его здоровья бесконечны.

Что для Господа взять и одним мановением прекратить моровые поветрия? Что для Господа исцелить болезни людей? Но нам оставлены естественные средства борьбы с болезнями, чтобы мы научились ценить всё Божие.

Мы подобны ученикам Христовым в лодке, вокруг которых разыгрывается буря, а Сам Спаситель как будто оставил их одних, спит и не слышит. Не лучше ли наоборот – ученики мирно спят, а Спаситель бодрствует и охраняет их сон от малейшего колыхания ветра? Нет, людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души, погруженность в негу, комфорт, беззаботность.

Людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души

Представьте, что какому-то человеку вместо работы дают только деньги, что станет с душой его? Потребительски-беспечное отношение к жизни губит жизнь. Когда тебе всё дано, но сам ты не трудишься, то ты рядом с погибелью. Премудрость Промысла Божия, непонятного нам и неизъяснимого, выразилась в том, что при всём обилии благодатных даров исцелений наш удел – преодолевать бедствия посредством тяжкой борьбы, а не беспечно получать от Бога чудесные блага.

Христианство не есть комфорт

Еще выскажу мысль, которая заведомо не может быть принята всеми. Христианство не есть комфорт. Христианство не может быть комфортабельным. Христианство – это мученическое исповедание, ибо оно есть следование за Христом, а путь Христов – крестный.

Всякий шторм выводит из привычных, комфортных для нас условий жизни. Вновь затворяется Райский Чертог – Божий храм, чтобы мы обновленным взором взглянули на Церковь, на Таинства, на радостную встречу с Господом в Евхаристии. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Так в отношении храмов, так и в отношении здоровья, так и в отношении всего, что созидается на земле.

Мы боремся с болезнями как с исполинами. В поте лица мы возделываем хлеб, а здоровье дается нам потом кровавым. Исполины сильнее нас. Но смиренный Давид побеждает гордого Голиафа. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Вот почему победа над мировыми пандемиями во все века давалась крайне тяжко, со многими жертвами. Чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие.

Нужно, чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие

Смирившись многовековыми беспощадными пандемиями, человечество получает возможность побеждать их. Господь несомненно откроет средства лечения и от нового вируса. И всякий раз найденные человечеством средства победы над пандемиями – это образ благословения Божия, открывающего спасение всякому кропотливому, смиренному труженику.

Так воспитывается смирение. Так мы начинаем ценить Божий дар жизни, но тоскуем по дару бессмертия, который утратили из-за греха. Так мы понимаем, что подлинное жительство не на арене борьбы, не в окопах и санитарных палатках – таков мир земной. А есть обители, по которым тоскует душа, к которым и проложил путь наш Спаситель, победивший смерть Своим воскресением.

Но посмотрим, как на Руси уже встречали пандемии, что предпринималось. Какой мы можем извлечь из этого урок?


Новый штамм отличается чрезвычайно высокой контагиозностью (заразностью). Считается, что один заболевший человек представляет опасность для 12 окружающих. У предыдущих мутаций эта цифра не превышала 5-6. Еще одним неприятным сюрпризом стала высокая вероятность инфицирования при наличии антител к SARS-CoV-2, причем как у переболевших, так и у привитых людей. Невероятная скорость распространения вызывает тревогу и массу вопросов. Симптомы и признаки Омикрона, методы терапии и профилактики обсудим в статье.


Особенности инкубационного периода

Симптомы Омикрона


Первые признаки заражения схожи с проявлениями типичной респираторной инфекции. Прежде всего, это выраженные катаральные явления. 80% больных жалуются на боль в горле, чихание, ринорею (течение из носа). В течение 1-2 дней к ним присоединяются:

Гипертермия. В сравнении с симптомами SARS-CoV-2, показатели держаться в пределах 38℃. Высокая температура характерна для не вакцинированных пациентов. После приема жаропонижающих препаратов температура спадает. Это отличает Омикрон от штамма Дельта, который проявляет устойчивую резистентность к антипиретикам.
Постоянное першение в горле, сопряженное с покраснением слизистой.
Покашливание, переходящее в непродуктивный приступообразный кашель.
Слабость, вялость, упадок сил. Симптомы связаны с интоксикацией организма продуктами распада иммунных клеток крови, погибших в борьбе с вирусом. Головокружения, часто наблюдавшиеся при коронавирусе первой волны, как правило, отсутствуют.
Умеренная цефалгия (головная боль). Беспокоит в основном взрослых больных. При этом цефалгический синдром легко купируется анальгетиками и спазмолитиками.
Тяжесть в груди, одышка, незначительное снижение сатурации. Признаки характерны для пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной системы. У людей с благополучным преморбидным фоном (состоянием здоровья до инфицирования) нарушение дыхательных функций и отклонение показателей кислорода в крови наблюдаются редко.


У детей могут появляться кожные высыпания, расстройства стула. К симптомам, свидетельствующим о нарушении работы ЖКТ, врачи советуют относиться серьезно. Если на фоне диареи отсутствуют респираторные признаки болезни, скорее всего, это не связано с ковидной инфекцией.

Что касается патогномических симптомов коронавируса, для Омикрона они не показательны. На аносмию, агезию (потерю обоняния, вкуса) жалуются не более 25% заболевших.

Тестирование


Обнаружить коронавирус позволяет тест ПЦР. Метод полимеразной цепной реакции определяет наличие и вид возбудителя с точностью до 99%. Создатели вакцины от Ковид-19 — НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи — разработали специфическое тестирование на Омикрон, но в свободном доступе его пока мало.

Тесты, которые сегодня предлагают лаборатории, чувствительны к Омикрону, поэтому в достоверности диагноза можно не сомневаться.


Самостоятельно выявить коронавирусную инфекцию помогают аптечные экспресс-тесты. Однако они определяют не сам вирус, а наличие или отсутствие антител lgM и lgG.

Иммуноглобулины М обнаруживаются в крови на 5-7 день с момента заражения. Максимальных значений антитела достигают в острый период заболевания. В среднем IgМ сохраняются в крови до 10 дней. IgG вырабатываются чуть позже, их максимальное количество в крови обнаруживается на 10-14 день. Таким образом, если в анализе много IgМ, значит, заражение произошло недавно, если lgG — пациент находится в фазе выздоровления. По аналогичному принципу работают лабораторные тесты на определение антител к коронавирусу.

Диагностика


Для выявления Ковид-19 в лабораториях применяют:

Тест ПЦР. Диагностика коронавируса с определением Омикрона и Дельты (или без уточнения штамма) в мазке, взятом у пациента из носа и ротоглотки.
Тест на антиген-возбудителя методом ИХЛА. Обнаружение антигена коронавирусного нуклеокапсидного белка в мазке.
Скрининговый иммуноанализ (ECLIA) крови. Суммарное присутствие антител к коронавирусу IgM + IgG + нуклеокапсидного белка.
Качественный и количественный анализ на антитела к SARS‑CoV‑2 в крови методом ИФА.
При обращении в поликлинику, как правило, назначают тест ПЦР, клинический анализ крови для оценки степени воспалительного процесса.

Лечение


Большинство пациентов с Омикроном проходят амбулаторное лечение. Широко применяется удаленный вариант открытия-закрытия листка нетрудоспособности, телефонные консультации. Методы и средства лечения нового штамма немного отличаются от терапии других мутаций коронавируса.

При легком клиническом течении инфекции назначают:

Систематическое промывание носовых пазух соляными растворами, орошение увлажняющими спреями, закапывание назальных капель.
Симптоматическую терапию антипиретиками, анальгетиками (при повышении температуры, головных болях).
Обильное теплое питье — зеленый чай, морс, компот.
Средства от боли в горле — спреи, леденцы для снятия воспаления слизистой.
Постельный режим.
Препараты от кашля — таблетки, сиропы, пастилки для сублингвального приема.
Витаминно-минеральные комплексы, витамины для иммунитета.
Помещение, где находится больной, нужно часто проветривать.

В большинстве случаев достаточно простого лечения. На усмотрение лечащего врача терапию усиливают противовирусными средствами. Госпитализация требуется при нарастании симптомов — усилении катаральных проявлений, устойчивых показателях температуры выше 38℃. Тактику лечения в стационаре определяют по состоянию пациента.

Вакцинация


Профилактика


Превентивные меры против COVID-19 не изменились со времен первой волны пандемии. Для профилактики заражения рекомендуется:

соблюдать дистанцию;
по возможности минимизировать поездки на метро и наземном транспорте;
чихать и кашлять в заранее подготовленные салфетки или в локтевой сгиб;
носить маску или респиратор;
чаще мыть руки с мылом, пользоваться антисептическими средствами.
Единственной защитой, позволяющей перенести Ковид-19 в легкой форме, остается вакцинация.


Пандемия и Литургия

Попробуем посмотреть на проблему на уровне литургического предания (как части всего Предания Церкви). Что могут подсказать нам богослужебные и иные церковные тексты, какой ракурс высветит для понимания этой проблемы сама литургическая традиция?

Но реализуется это всей жизнью христианина:

И Евхаристия как главное Таинство Церкви – Тела Христова – тоже есть преображающее нас соучастие в Христовой Жертве:

Слова, приведенные в Первом послании к Коринфянам (см.: 1 Кор. 11: 26), вошли в евхаристические молитвы Литургии святителя Василия Великого как речения Самого Христа:

А в чине Литургии апостола Иакова, брата Господня, весь народ отвечал на эти слова:

Но, как видно из приведенных выше слов апостола, подлинное участие христианина в Жертве Христовой не может замыкаться в пределах храма, не может ограничиваться священнодействием – оно должно продолжаться и в нравственной плоскости, в нашем отношении к ближнему.

Со-участие христианина в Жертве Христовой продолжается и вне храма – его отношением к ближнему

На практическом уровне для воцерковленного христианина здесь вроде бы проблем нет: все эти вопросы решаются на уровне духовника (если вопрос частный) или священноначалия (если вопрос общецерковный). Ведь, как и другие важные вопросы духовной жизни, этот вопрос не может решаться без благословения и послушания. Но в такой ситуации наш разум ищет ответа не только на практическом уровне, но и на уровне понимания, на уровне богословском. И искать его стоит у того же апостола Павла.

Апостол Павел формулирует четкий принцип: нельзя подавать пример, который может быть неправильно понят

Как же быть? Апостол отвечает прямо:

В более общем варианте эта мысль повторяется куда более часто:

Чему же нас, православных христиан, может научить опыт празднования Светлого Христова Воскресения в период пандемии?

Хорошо чувствовали это великие миссионеры прошлого, которые не отделяли себя от тех, кто еще вне Церкви, молясь такими словами:

В целом сегодня это вопрос риторический, поскольку на него давно дан ответ в Священном Писании:

Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам:

На самом деле, это отнюдь не вопрос ближайших месяцев, не вопрос на период пандемии. Это вопрос, актуальный для нас всегда, но вставший ребром именно сегодня. Еще десять лет назад в одном из выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

Тогда, десять лет назад, эти слова касались совершенно других проблем – проблем нашего общего, силами всех прихожан, участия во внебогослужебной деятельности Церкви: в деятельности, направленной в мир и к миру, в деятельном свидетельстве миру о Любви Христовой (и главной проблемой было именно наше слишком малое в этом участие). Сегодня – парадоксальным и трагическим образом – это свидетельство миру о жертвенной Божией Любви может касаться и самого нашего участия в богослужении – точнее, форм, времени и места нашего участия в богослужении.

17 апреля 2020 г.

[2] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы.

[4] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.


– Эпидемия – это заразная болезнь, которая распространяется. О ней можно сказать всё то, что справедливо в отношении болезни, кроме её массового характера, проявляющегося в охвате ею региона, страны или всего мира, как это произошло в нынешнем случае, что и вызывает дополнительные вопросы.

Неудивительно видеть, что в религиозных выступлениях воскресает тема Апокалипсиса (конца света), или идея Божественного наказания за грехи людей с аллюзиями на потоп (Быт. 6-7), участь Содома и Гоморры (Быт. 19), на язву, которая опустошила лагерь Давида после переписи населения (2 Цар. 24, 15-16) или на семь казней египетских (Исх 7-11). Поэтому необходимы пояснения.

Согласно православной богословской концепции, развитой Отцами на основании Священного Писания, прародительский грех (который в западной традиции называется первородным грехом) имел, в физическом плане, три последствия: страстность (высшей формой которой является страдание), поврежденность (главной формой которой является болезнь) и смерть, которая выступает результатом последней. Грех Адама и Евы состоял в их отпадении от Бога, что имело следствием утрату благодати, сообщавшей им бесстрастность, неповреждённость и бессмертие. Будучи прародителями человечества, Адам и Ева, соответственно, передали своим потомкам человеческую природу, искажённую последствиями их греха; беспорядок, поразивший человеческую природу, поразил в равной мере и всю природу вообще, ибо человек, отпав от Бога, утратил положение царя творения, и лишил тварей благодати, которую им до этого передавал в качестве посредника. В то время как творение изначально было всецело благим – таким, каким Бог его сотворил (согласно 1-й главе книги Бытия), в него, как и в человека, зло вошло извне, причём не только моральное, но и физическое, выражающееся в расстройстве, поразившем первозданный порядок творения, а также в процессах разрушения того, что установил Бог.

Промысел Божий, по замечанию Владимира Лосского, воспрепятствовал полному разрушению творения, однако природа превратилась в поле битвы, где постоянно пребывают в противостоянии добро и зло. Живые организмы постоянно сражаются, чтобы одолеть микробов, бактерии или вирусы, или генетические изменения (обязанные своим появлением либо старению, либо факторам внешней среды), стремящиеся их разрушать – до самого момента, когда, ослабленные старостью, подрывающей их иммунитет, они будут окончательно побеждены и умрут. Бактерии или вирусы могут тысячелетиями поражать одних только животных, или сохраняться в них, не поражая их самих, а затем внезапно перейти на человека. Именно так и случилось с различными видами вирусов, которые вызывали эпидемии на протяжении последних десятилетий.

– Вы отмечаете вину прародителей в упомянутом процессе, но играют ли в нём роль грехи их потомков, то есть наши собственные грехи? В молитвах на случай эпидемии, которые встречаются в Большом евхологии (официальном сборнике церковных молитвословий), ответственность за эпидемию возлагается на грехи всех людей; этой же точки зрения придерживаются в своих выступлениях также некоторые епископы, священники и монахи, которые усматривают причину происходящего в людских грехах и призывают к покаянию…

– Согласно православной концепции (которая в этом моменте отличается от католической концепции первородного греха) ошибка собственно самих Адама и Евы носит личный характер и не распространяется на их потомков, которым передаются лишь её последствия. Между тем, их потомки, начиная с самых первых и вплоть до живущих в наши дни, как говорит святой Павел в 5-й главе послания к Римлянам, имеют на себе грех по образу греха Адама, сделавшись его подражателями и через свои собственные грехи подтвердив прародительский грех с его последствиями.

Таким образом, коллективная ответственность за зло всё же имеет место, что оправдывает и взгляд на наши грехи как причину происходящего, и призыв к покаянию. В то же время, это применимо лишь на уровне самом общем – для объяснения происхождения и основы существования болезней и других зол, но отнюдь не на уровне личности – для объяснения, почему болезнь постигла того или иного человека или группу лиц.

Если одни болезни связаны с личными ошибками или личными страстями (например, болезни, обусловленные избыточным питанием или чрезмерным употреблением алкогольных напитков, или болезни, передаваемые половым путём), то появление других никак не связано с духовным состоянием лиц, которых они поражают. Больные дети не виновны ни в каких ошибках; святые также не избегают болезней и зачастую подвержены им в большей степени, чем те, кто ведёт морально распущенный образ жизни.

Христиане, явившиеся свидетелями крупных эпидемий чумы прошлого, были вынуждены констатировать, что болезнь поражала людей в случайном порядке, вне связи с их моральными или духовными качествами.

Для каждого человека болезнь – это возможность на личном опыте испытать свою онтологическую хрупкость и зависимость, повод обратиться к Богу как Тому, Кто способен помочь в преодолении болезни, если не физически (потому что, в ответ на молитву, случаются и чудесные исцеления), то, по меньшей мере, духовно, и позволяет человеку постичь смысл самосозидания, без которого он обречён лишь двигаться по пути к разрушению.

– Тем не менее, нередко в самих молитвах Большого Евхология или в других текстах (например, в канонах и акафистах), а также в выступлениях духовенства, которые за последнее время заполнили интернет, встречается идея, что эта эпидемия послана в мир, совершенно забывший о Боге и ставший полностью материалистическим, Самим Богом (или Его архангелами или ангелами), дабы пробудить людей, привести их к покаянию и обращению.

– Как мною только что было сказано, я согласен с тем, что данное испытание (как и всякое испытание в жизни) является шансом, чтобы многое пересмотреть и осознать, чтобы вернуться к Богу и к более духовному образу жизни.

Я об этом говорил в отношении отдельных людей. Но очевидно – и в прессе имеется много статей на эту тему, – что эта эпидемия также ставит под угрозу основания, организацию и сам образ материалистической и потребительской жизни современного общества, ставит под угрозу фальшивое чувство безопасности, которое оно культивирует в надежде на прогресс науки и техники; она развенчивает и иллюзии трансгуманизма, поскольку, как сейчас говорят специалисты, новые вирусы не перестанут появляться, а эпидемии не только продолжатся, но будут возникать ещё чаще, оставляя человека зачастую бессильным (задумайтесь над тем фактом, что ещё не смогли найти ни вакцину, ни лекарство против обычной простуды, поражающей ежегодно значительную часть населения и которую вызывает вирус из семейства коронавирусов).

Некоторые богословы приписывают Богу причины болезни, страдания и смерти из опасения, что, если их Богу не приписывать, то тогда якобы следовало бы, подобно манихеям, признать наличие, наряду с Богом – благим началом – также и некоего злого начала, которое пребывает в соперничестве с Богом и таким образом ограничивает Его Всемогущество, являющееся одним из Его существенных свойств. Если всё происходит от Бога, то надо допустить и то, что Он якобы является причиной не только эпидемий, но также войн, геноцида, концентрационных лагерей; что это якобы Он привёл к власти Гитлера, Сталина или Пол Пота, чтобы сделать их инструментами Своего предполагаемого правосудия и воспитать народы…

В том, что сейчас происходит, следует отметить действие именно диавола, а не Бога, а во вторую очередь – ошибку того, кто в Китае, употребил в пищу животное-носителя вируса или прикоснулся к нему (как бывало и в случае всех предыдущих эпидемий), распространив последствия своей ошибки на всё человечество, подобно тому как Адам передал всему человечеству последствия своего греха.

– Действительно, эту идею можно найти у некоторых современных католических богословов (например, у Тейяра де Шардена и его ученика Гюстава Мартеле); она была воспринята некоторыми православными богословами (например, Иоанном Зизиуласом, митрополитом Пергамским, и др.). Они придерживаются натуралистической концепции, которая, отчасти, копирует такую же концепцию в современной науке. Наша православная вера учит иначе: Отцы единогласны в утверждении, что Бог не творил смерть и что она является последствием греха, так же, как болезнь и страдание, которые не относились к числу условий первозданного рая, но впрочем, будут упразднены в условиях райской жизни будущего века, в Царствии Небесном.

Вопрос, являются ли злом болезнь, страдания и смерть, требует двоякого ответа.

Прежде всего, на уровне физическом они являются неоспоримым злом, ибо, как я уже предварительно отметил, это беспорядок и расстройство, вносимое в благой порядок функционирования живых организмов, сотворенных Богом. Даже с натуралистической точки зрения, для живого существа именно здоровье и жизнь соответствуют нормальному состоянию, а болезни, немощи и смерть – ненормальному. Болезнь, как я уже сказал выше, – это форма повреждения, это процесс порчи, разрушения, аннигиляции, а страдание – это элемент, который данный процесс сопровождает, свидетельствуя, что в нашем теле происходит что-то неладное.

Подлинно сатанинский характер болезней весьма отчётливо проявляется при некоторых из них: например, при аутоиммунных заболеваниях, когда органы используют ресурсы организма, чтобы разрушать себя (своего рода самоубийство); при раке, который, начинаясь с генетического искажения, производит нелепые, не несущие в организме никакого смысла, опухоли, не имеющие никакой иной цели, кроме собственного роста за счёт других органов, на которых они паразитируют и которые понемногу разрушают, а против применяемой к ним терапии используют все ресурсы, которые живое существо накопило за миллионы лет, чтобы развиваться и защищать себя; нынешний вирус, который, как другие представители того же семейства, инфильтрируется в клетки лёгких, а затем и в другие жизненно важные органы, завоёвывая их, как неприятель завоёвывает страну, колонизируя их и препятствуя их работе или внося в неё тяжёлые нарушения, вплоть до смерти.

На духовном уровне болезнь, страдание и смерть остаются разновидностями зла по своему изначальному происхождению (грех), но к ним можно относиться и переживать их с духовной пользой, конструктивно –и в этом они станут благами, но благами лишь духовными. В связи с болезнью, страданием или приближением смерти, человек, как я уже сказал, может обратиться к Богу, приблизиться к Нему и обрести различные добродетели (то есть постоянную настроенность или, иными словами говоря, такие состояния, которые его уподобляют Богу и с Ним его соединяют). Именно это имеет в виду святой Григорий Назианзин, отмечая, что через болезнь многие люди стали святыми.

– Ваши предыдущие слова вызывают другой вопрос. Почему Бог, если Он Всемогущ, не упраздняет болезнь и страдание в этом мире, и почему они существуют, в то время как Христос их победил для всего человечества, которое Он воспринял на Себя в Своей Личности?

– Это возражение активно используется атеистами, часто вызывая сомнения среди верующих.

Ответ Отцов таков, что Бог сотворил человека свободным и уважает свободную волю человека даже в её последствиях. Потому что грех продолжается в мире, его последствия продолжают поражать человеческую природу и весь космос. Христос уничтожил необходимость греха, положил конец тирании диавола и обезвредил смерть, но Он не уничтожил ни греха, ни действия демонов, ни физической смерти, ни последствий греха в целом – чтобы не принуждать людей и не упразднять их свободную волю, которая является причиной упомянутых зол.

На физическом уровне падший мир остаётся подчинённым своей собственной логике. Именно поэтому болезнь каждого поражает по-своему, и это особенно впечатляет во время эпидемии: в соответствии с индивидуальной физическим устроением каждого, она касается одних и обходит стороной других; одних поражает легко, а других – тяжко; одних заставляет умирать, а других оставляет живыми; убивает подростков и щадит глубоких стариков.

– В ожидании этого, христианство выказывает стремление облегчать страдание людей и исцелять болезни, и оно всегда одобряло употребляемые для этого средства…

– Любовь к ближнему вкупе с любовью к Богу – это главные добродетели, проповедуемые христианством. Любовь к ближнему всключает в себя сострадание, желание во всем помогать ближнему, утешать его и поддерживать, облегчать его страдания и лечить его болезни, хранить его в добром здравии. Чудеса, совершенные Христом и апостолами, показали в этом пример.

– В связи с Вашими словами о том, что падшая природа до некоторой степени следует своей собственной логике, возникает вопрос: могут ли наши молитвы оказать воздействие на эту эпидемию, чтобы её задержать или положить ей конец?

– Наш долг – молиться Богу, чтобы Он заставил эту эпидемию прекратиться. Но для этого необходимо, чтобы все люди обратились к Нему и Его об этом попросили. В противном случае, по Своему уважению к свободному выбору тех, кто не желает признавать Его бытие и просить Его о помощи, Он не станет навязывать им Своё Всемогущество. Именно в этом причина, по которой Божественное действие не явило себя, чтобы прекратить великие эпидемии прошлого. Вместо этого Бог отвечал на моления небольших объединённых групп и чудесным образом останавливал эпидемии локального масштаба. Точно таким же образом вмешательство Бога, Матери Божией или святых искони пробивало брешь в логике падшего мира – ради конкретных людей. Но по своему определению чудеса – это, скорее, исключение из общего и привычного порядка. И Сам Христос не совершал исцелений коллективных, но всегда только индивидуальные, и всегда, подчеркну, в соотношении с духовной целью и сопутствующим духовным действием (прощение грехов), связанным с жизнью и предназначением человека. Это дает повод напомнить, что как болезнь может быть – на духовном уровне – обращена к нашей пользе, так и сохранённое или восстановленное здоровье окажется бесполезным, если не будет поставлено на добрую службу нашей духовной жизни. И вот один из вопросов, которые перед нами ставит эта эпидемия: на что мы до сегодняшнего дня употребляли наше здоровье и как мы им будем намерены пользоваться дальше, если выживем?

Что касается чудесных исцелений, совершенных Христом, то можно видеть, что некоторые из них Он совершил по просьбе самих исцелённых, а иногда – по просьбе их ближних. Это напоминает нам, что нам важно молиться как о нас самих, чтобы нам обрести защиту и исцеление, так и о наших ближних, а также, ещё шире, – обо всех людях, как это делают все святые, которые молятся за весь мир, ибо в своей собственной личности ощущают единство со всеми.

– За последние недели православные сайты украсились самыми разнообразными молитвами. Какую молитву, или молитвы Вы бы особенно порекомендовали?

– Всякая молитва хороша, ибо приближает нас к Богу и нашему ближнему. Можно обращаться ко Христу, к Богородице и ко всем святым, потому что, как мне сказал по время одной из наших с ним встреч преподобный Паисий Афонский, каждый святой может исцелить ото всех болезней, и святые не испытывают ревности друг ко другу.

Со своей стороны, я очень полюбил и читаю несколько раз в день молитву, написанную Патриархом Румынским Даниилом – ей одновременно присущи и краткость, и простота, и полнота. Её текст был мною немного изменён:

«Господи Боже наш, щедрый милостию, с попечительной мудростью управляющий нашу жизнь, услыши молитву нашу, приими наше покаяние во грехах и положи сему поветрию предел.

Ты, Врачу душ и телес, даруй здравие тем, кого постиг недуг, восстави их вскоре от одра страдания, да возмогут славить Тебя, о милостивый Спасе.
Сохрани от всякой болезни тех, кто пребывает в добром здравии.

Сохрани и нас самих, Твоих недостойных служителей, а также наших родителей и наших близких.

Благослови, укрепи и сохрани, Господи, Твоею благодатию всех, кто с любовью к людям и в духе жертвования собой служит больным в их домах или в лечебницах.

Удали всякую болезнь и страдание от Твоего народа и научи нас ценить жизнь и здравие как дары, ниспосланные Тобою.

Даруй нам, Господи, мир Твой и исполни сердца наши несокрушимой верой в Твою защиту, упования на Твою помощь, любви к Тебе и к нашему ближнему.

Омикрон - новый штамм COVID-19

Омикрон – название нового штамма вируса SARS-CoV-2, который вызывает коронавирусную инфекцию. К его появлению привела мутация в геноме возбудителя заболевания. Благодаря этому он приобрел новые свойства, отличающие его от других разновидностей коронавируса. В их числе: малая продолжительность инкубационного периода, высокая заразность омикрона, способность ускользать от иммунного ответа организма и вызывать нетипичное течение болезни. В большинстве случаев оно легкое или бессимптомное, поэтому многие пациенты болеют дома, под наблюдением участкового терапевта.

Однако данный возбудитель, как и его предшественники, также может спровоцировать развитие постковидного синдрома, в ряде случаев возникают осложнения, влияющие на нормальную работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Основное отличие вирусной частицы штамма омикрон в строении спайк-белка. Он представляет собой структуру, отвечающую за проникновение возбудителя инфекции в клетки организма. Непосредственно к этому белку вырабатываются антитела после перенесенного заболевания или вакцинации, поэтому изменение в его строении делает SARS-CoV-2 более заразным и устойчивым к приобретенному ранее иммунитету.

Причины

  1. Заражение человека от животных. Предполагается, что изменения в геноме возбудителя могли произойти в организме больных грызунов или иных животных. Затем вирусные частицы возобновили циркуляцию в человеческой популяции.
  2. Мутации вируса при длительном протекании COVID-19 у ВИЧ-инфицированных и страдающих прочими разновидностями иммунодефицита людей.
  3. Запущенная ситуация по коронавирусу в ряде стран. В случае недостаточного оснащения лабораторий оборудованием для выделения и секвенирования возбудителя возможно появление новых штаммов и генных мутаций, ускользающих от внимания ученых.
  4. Низкие показатели коллективного иммунитета. В организме лиц, не прошедших вакцинацию, условия для продолжительной циркуляции и мутаций в частицах вируса более благоприятные. Слабая организация вакцинации в некоторых странах, включая ЮАР, могла способствовать появлению нового штамма SARS-CoV-2.

Благодаря мутациям в геноме коронавируса штамм омикрон? в отличие от альфа-, дельта- и гамма-, более заразен, может вызывать заболевание даже при наличии антител у переболевших и привитых людей, тяжелее протекает у детей, имеет склонность к поражению верхних дыхательных путей, нежели легких.

Симптомы

Проявления заболевания новым штаммом коронавируса омикрон схожи с симптомами простуды. Болезнь протекает чаще в легкой, а нередко и вовсе бессимптомной форме.

  • нарушение носового дыхания, чихание;
  • чувство першения и болезненные ощущения в горле;
  • общая слабость, утомляемость, снижение работоспособности;
  • умеренная головная боль,
  • диарея;
  • боль в мышцах;
  • сухой кашель;
  • тошнота, рвота;
  • познабливание, лихорадка;
  • воспаление слизистой оболочки глаз;
  • высыпания на теле;
  • потеря вкуса и способности улавливать запахи.

Длительность заболевания и проявления зависят от состояния иммунитета, проводимого лечения, сопутствующих патологий. В большинстве случаев симптомы омикрона сохраняются по 5-10-й дни, если не развивается осложнений.

Осложнения

Заболевание, вызванное штаммом омикрон, как и в случаях заражения другими вариантами SARS-CoV-2, может сопровождаться повышенным тромбообразованием с последующим тромбозом вен нижних конечностей, тромбоэмболией легочной артерии, инфарктом и инсультом.

Постковидный синдром может развиться в течение трех месяцев после выздоровления, даже если заболевание протекало в легкой или бессимптомной форме, и сохраняться до восьми месяцев. Он связан с устойчивым воспалением, избыточной активацией иммунной системы, неврологическими нарушениями. Ярче проявляется у женщин, перенесших заражение омикрон или другими штаммами коронавируса.

  • слабость и быстрая утомляемость;
  • одышка;
  • повышение температуры тела до 37-37,5 °С;
  • нарушение в работе органов пищеварения;
  • расстройство сна;
  • тревожность;
  • депрессия;
  • снижение концентрации внимания.

Диагностика

Специфических признаков, характерных исключительно для заражения омикрон штаммом, нет. В условиях пандемии при первых симптомах ОРЗ с целью уточнения диагноза специалисты советуют выполнить ПЦР-тестирование на COVID-19 либо ИХА — экспресс-тестирование на антиген COVID-19. Для получения достоверных результатов, так как коронавирус штамма омикрон обладает непродолжительным инкубационным периодом и протекает чаще в легкой форме, исследование нужно проводить уже на 3-4-е сутки после появления начальных признаков заболевания.

По показаниям также проводится исследование иммуноглобулинов класса А, M, G SARS-CoV-2.

    ; (АЛТ, АСТ, креатинин), определение прокальцитонина и маркеров воспаления (С-реактивного белка, ферритина);
  • оценку свертываемости крови по данным коагулограммы, Д-димера; .

Лечение

Обследованием и ведением пациентов занимаются врачи терапевтического профиля, педиатры, а при необходимости инфекционисты, доктора отделения интенсивной терапии.

При легком течении COVID-19, вызванного возбудителем штамма омикрон, лечение направлено на повышение защитных сил организма, скорейшее выведение инфекции, облегчение симптомов и предупреждение развития осложнений. С этой целью рекомендованы обильное питье, постельный режим, регулярное проветривание помещения и увлажнение воздуха. Жаропонижающие препараты применяются при температуре свыше 38,0 °С, спреи, леденцы и полоскание – для облегчения боли в горле, при сухом кашле – травяные настои и откашливающие средства. Возможно применение препаратов альфа-интерферона.

В ряде случаев по рекомендации врача назначаются специфическая противовирусная терапия (фавипиравир, молнупиравир), антикоагулянты, глюкокортикостероиды, ингибиторы интерлейкинов и антагонисты рецепторов к ним, плазма и человеческие антитела от переболевших или вакцинированных людей. Тяжелым больным могут потребоваться поддержка кислорода или интубация трахеи для ИВЛ, парентеральное введение солевых и коллоидных растворов.

Прогноз и профилактика

То, сколько длится COVID-19, вызванный омикроном, зависит от сопутствующих заболеваний, состояния иммунитета, своевременности и правильности проводимого лечения. Так как болезнь, как правило, протекает в легкой форме, а осложнения встречаются реже, то прогноз чаще всего благоприятный. Однако высокая заразность возбудителя и, соответственно, большое количество пациентов, обращающихся за амбулаторной помощью, могут вызвать перегрузку в системе здравоохранения.

Читайте также: