Гран чума что это такое

Обновлено: 25.04.2024

У Камю чума — главный герой, всемогущий и безжалостный, не оставивший людям никакого выбора, даже на соображения бич ли она Божий, наказание за грехи или просто трагическое стечение обстоятельств. В чуме человек существует, в ней погибает, но в ней и борется с нею и даже побеждает, несмотря на то, что зараза приходит и уходит независимо от его усилий.

Удивительно, что в этом ясном и прозрачном изложении (автор недаром назвал его хроникой) критики увидели прежде всего не ужасающую картину человеческого бедствия, а экзистенциальные идеи по поводу жизни и смерти и стали спорить — верил Камю в Бога или не верил, был апологетом суицида или его противником, почерпнул ли он свои идеи у Достоевского или, наоборот, противопоставил им нечто свое — одно это уже отвращает от подобных толкований, поскольку они нечеловечны, вторичны и не имеют никакого смысла на фоне людского горя, описанного с медицинской точностью и бесстрастием.

Автор, правда, потешил себя философскими играми на романном поле, но вот что привлекло на это поле других игроков, явно уступающих ему в стиле игры?

Хроника, записанная доктором Риэ, повествует о событиях, произошедших в 194… г. в Оране (Алжир), современном городе, 200 тысяч жителей которого занимались главным образом коммерцией.

Доктор Риэ, давно решивший, что дает уверенность только повседневный труд, добился от префектуры согласия на признание факта эпидемии, а затем и на созыв санитарной комиссии. Поскольку форма чумы была необычной, коллега Риэ доктор Кастель взялся за изготовление сыворотки.

Город закрыли, запретили морские купания, выезд из города, переписки и междугородные разговоры. Разрешался только обмен телеграммами. Коммерция тоже скончалась от чумы. В Оран наземным транспортом и с воздуха поступали лишь предметы первой необходимости, за которыми выстраивались длинные очереди. Стала процветать спекуляция, на которой Коттар сколотил себе состояние. Люди, невзирая на опасность, заполняли кинотеатры и кафе, благо алкоголя хватало.

Вскоре к Риэ пришел Тарру с предложением об организации добровольных дружин для оказания превентивной помощи в перенаселенных кварталах, а затем в созданные дружины влились Гран, Рамбер и отец Панлю.

Когда с окраин чума вступила в центр города, пораженные эпидемией кварталы стали оцеплять. Тогда же началась серия пожаров — люди, вернувшись из карантина, поджигали свои собственные дома, вообразив, будто в огне чума умрет.

Ночью на городские ворота совершались вооруженные налеты. Перестало хватать гробов, и трупы просто закапывали во рвах, а затем начали сжигать.

Только благодаря неимоверным усилиям доктора Риэ и его коллег античумной механизм не давал сбоев. Но у борцов с чумой угасли уже не только всякие чувства, но и память.

Чума лишила всех способности любви и даже дружбы. Доктор Риэ считал, что привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

В сентябре—октябре дружинники уже не в силах были справляться со своей усталостью, ими все больше овладевало странное безразличие и элементарное пренебрежение правилами гигиены.

А тем временем бубонная форма чумы переросла в легочную.

После этого Рамбер передумал бежать из города и сказал друзьям, что если он уедет, ему будет стыдно, и это помешает ему любить ту, которую он оставил, и что вообще стыдно быть счастливым одному.

Вскоре заразился Гран, но на другой день болезнь отступила от него. Выздоровела и девушка, заразившаяся легочной чумой. Помогла, скорее всего, сыворотка Кастеля. Сводки подтвердили, что болезнь стала отступать.

В город вернулся оптимизм, а в конце января префектура объявила, что эпидемию можно считать пресеченной. Начались празднества, танцы на площадях. Тарру стал одной из последних жертв чумы.

В день, когда Риэ потерял друга, доктор получил телеграмму, извещавшую о кончине его жены. Эту весть Риэ принял спокойно. К Рамберу приехала из Парижа его любимая.

Коттар, сойдя с ума от разочарования, что с чумой покончено и ему придется отвечать перед законом за спекуляцию, открыл пальбу с балкона своего дома по прохожим и был арестован полицией.

По мотивам романа режиссером Л. Пуэнсо в 1992 г. был снят одноименный фильм (производство Великобритании, Аргентины и Франции). Действие в нем происходит в южноамериканском городе.

Абсурд — это что-то нелепое, алогичное, противоречащее здравому смыслу.

Характеристика доктора Риэ и отца Панлю

  • доктор Бернар Риэ,
  • Жан Тарру,
  • репортер Раймон Рамбер,
  • священик отец Панлю,
  • Гран,
  • Коттар,
  • мадам Риэ (мать доктора).

Главным героем произведения А. Камю является Бернар Риэ, местный доктор и рассказчик происходящих в романе событий. Бернар Риэ самоотверженно борется с эпидемией чумы, в образе которой писатель показал любое стихийное действие. Чума в романе Камю – это проявление всеобщего Зла. Доктор Риэ трезво понимает, что борьба с чумой – это практически безнадежное дело, но несмотря на это ни на минуту не прекращает своей работы. Благодаря серьезности и логике доктора читатель видит реальную картину эпидемии. Он неоднократно в силу своей профессии сталкивался со смертью лицом к лицу. Смерть ребенка стала для доктора серьезным испытанием. Доктор Риэ не признает бога, но не потому, что не верит в его существование, а потому, что он считает его ненужным.

Отец Панлю первоначально перед читателем предстает в отталкивающем виде проповедника, чуть ли не ликующего по поводу эпидемии. В чуме он видит божью кару за грехи горожан. Такой ход мыслей, достаточно трафаретный для христианства, говорит о том, что священник все еще продолжает существовать по инерции. Он хочет воспользоваться страхом оранцев для укрепления их тусклой, ослабевшей веры. Собственная болезнь становится для отца Панлю настоящим испытанием. По его мнению, принимать помощь врачей означает проявить слабость, непоследовательность в собственных убеждениях. Кроме того, священник отлично понимает, что эта помощь не сможет его спасти.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем временем в зараженном городе формируются добровольческие отряды для борьбы с чумой. Инициатором этого движения является Тарру, который неожиданно решил стать на борьбу с чумой. Доктор Риэ, Гран, а затем и Рамбер вступают в этот отряд. Дальнейшее развитие вопроса о гуманизме происходит в одной из сцен, где Тарру и Рамбер работают в зараженном квартале. Тарру высказывает мнение, что осуществляя подобные действия, люди иногда сами способствуют распространению заразы. Так человечность и добро могут приносить зло.

Но тогда если добро в привычном понимании способно привести к страшным последствиям, к смерти, трагедии, злу, что тогда является настоящим добром? И существует ли вообще добро? Что будет альтернативой традиционному гуманизму?

Гипотеза Тарру об истинной гуманности

У доктора Риэ есть пациент, старик-астматик. Однажды Тарру просит врача взять его с собой к этому старику. После осмотра Риэ и Тарру выходят на террасу, с которой открывается вид на море. Тарру рассказывает Бернарду Риэ историю своей жизни. он рассказывает о том, как однажды его отец, прокурор, взял Тарру на процесс в надежде, что сын захочет продолжить его дело. Тарру действительно восхищается отцом, который произносит отличную речь и требует для обвиняемого смертного приговора. Но у юноши остается лишь одно впечатление – обвиняемый кажется таким живым, что мысль о смертной казни для этого человека кажется неприемлемой. Ему противна эта мысль настолько. Что Тарру не может спать и сеть, он постоянно об этом думает. В итоге юноша заявляет отцу о своем решении уйти из дома. Тарру решает раз и навсегда покончить с таким ужасным явлением, создав общество, где нет смертоубийств и смертной казни. Тарру становится профессиональным революционером, борется со старым бесчеловечным строем. Но ради этой борьбы ему приходится поступится своими же принципами, допуская отдельные смерти ради будущего всеобщего блага. В скором времени Тарру понимает абсурдность такой борьбы.

Зло невозможно искоренить методами самого зла.

Тогда Тарру решает оставить революционную борьбу. Его тоже волнует вопрос о настоящем добре и гуманности.

И ему кажется, что чума помогла найти ответ на этот вопрос. Он излагает доктору Бернарду Риэ свою гипотезу, согласно которой люди делятся на категории тех, кто убивает. Угнетает, и тех, кто терпит эти лишения. По мнению Тарру, настоящий гуманизм заключается в том, чтобы встать на сторону тех. Кто терпит лишения. Лишь такое решение будет единственно правильным, и именно в этом заключается смысл жизни.

Идея гуманности Тарру находит отражение и в сюжетной линии Рамбера. Журналист, пытаясь вырваться из города, параллельно наблюдает за действиями доктора Риэ. Когда у Рамбера появляется возможность нелегально выйти из зоны карантина, он за несколько часов до отъезда приходит к Риэ. Доктор искренне говорит, что не держит зла на Рамбера, ведь он имеет справедливое право на личное счастье. Рамбер, всегда считавший себя чужаком в этом городе, вдруг заявляет, что болезнь сблизила всех, и борьба с чумой – его борьба тоже. Он отказывается уезжать из зачумленного города и ставит на карту личное счастье ради того, чтобы занять сторону тех, кто терпит лишения и бороться с болезнью.

Таким образом, по Камю, истинный гуманизм – это не счастье каждой отдельно взятой личности, а борьба на стороне терпящих лишение, борьба против зла и смерти.

Традиционное понимание гуманизма в 20 веке рушится. Возникает осознание, что идеи гуманизма, главной целью которых является счастье для всех и для каждого, могут привести к большому социальному злу, масштабы которого будут разрушительны. Со всей наглядностью это продемонстрировали фашистские проекты по созданию нового человека.

Ответ на вопрос о том, чем вызван сегодняшний книжный бум вокруг произведения, опубликованного в далеком 1947 году, на первый взгляд, очевиден. Буквальный смысл этого философского романа Альбера Камю — изображение эпидемии чумы в алжирском городе Оране — вызывает прозрачные ассоциации с сегодняшним днем. Однако тут необходима оговорка.

Типология стихийного бедствия

Для привлечения читательского интереса Камю выбирает неправдоподобную, выходящую за рамки здравого смысла, историю — рассказ об эпидемии чумы, разразившейся в середине XX столетия. Это нарушает историческую достоверность — к тому времени болезнь давно была истреблена.


Но и жители, и городская администрация стараются не замечать грозных знаков надвигающейся катастрофы. Стремление населения спрятаться от очевидности обобщается писателем до универсальных стереотипов поведения. В подробном воспроизведении событий отмечаются первые случаи смертельных исходов. Но администрация по-прежнему не предпринимает никаких мер, чтобы, не дай бог, не посеять паники.

Определяя движение от конкретного к вневременному, писатель создал мир замкнутого, герметичного пространства.

Эпидемия приобретала массовый размах, была введена ускоренная процессия похорон, о которой свидетельствовал круглосуточный дымок над печами крематория. Мифологизируя историю, Камю расширяет семантическое поле эпидемии, создавая прозрачные ассоциации с конкретно-историческим событием — Второй мировой войной.

Человек бунтующий

Люди на фоне чумы


Иллюстрация: Edy-Legrand

Победа над чумой вызвала в Коттаре непреодолимое стремление вновь вернуть атмосферу всеобщего страха, отчаяния, уныния. В своем ожесточении и ненависти он пытается уничтожить, стереть с лица земли это всеобщее ликование, беспорядочно стреляя по толпе, веселящейся под окнами его квартиры.

В истории человечества особое место занимают крупные массовые эпидемии. Они оказывали большое влияние на страны, в которых происходили. В науке эпидемии обычно характеризуются как независящий от человека фактор, с которым приходится считаться и последствия и влияние которого людям трудно предугадать. В мировой истории одной из крупнейших была эпидемия чумы.

Три волны черной смерти

Опыт показывает, что в жизни народов существует угроза массовых сильных заболеваний. Люди знают об этом и обычно стараются принимать меры предосторожности. Считается, что в современном мире медицина развита в большей степени, нежели в более древние времена. Тогда происходили разные эпидемии. Среди них можно назвать холеру, корь, грипп и другие. В исторических источниках встречаются сведения о болезнях, которые считаются оставшимися неразгаданными в полной мере.

Однако особое место среди массовых заболеваний занимает именно чума. Это связано с несколькими причинами. Одной из них является скорость ее распространения. Чума, появившись в определенном населенном пункте, как правило, очень быстро охватывала большое количество его населения. Другой причиной является масштаб жертв чумы. От нее умерло значительное количество людей, в некоторых местах вымирали почти полностью жители городов или поселков. Массовость заболевших производила впечатление на людей.

Еще одной причиной особого отношения к чуме является отсутствие в течение долгого времени эффективного медицинского способа ее лечения. На протяжении эпидемий чумы придумывались разные медицинские методы ее лечения, однако вплоть до конца XIX века они, как правило, не приносили заметных результатов.

В науке считается, что массовые эпидемии обычно возникают в условиях большой скученности населения на небольшой по площади территории. Это обычно характеризуется как одно из условий быстрого распространения заболеваний. Такая ситуация возникает и больше свойственна обществу, которое имеет много городов. Именно городской образ жизни, когда много людей живет рядом на относительно небольшой площади земли, приводит к частым контактам между жителями, что, особенно в сочетании с отсутствием хороших гигиенических условий, считается благоприятным условием для распространения эпидемий.

эпидемия чумы в европе

В Европе с XII века особенно заметно стало увеличиваться количество городов и городских жителей. Это обычно в науке характеризуется как условие, из-за которого в последующие века в европейских странах сильно бушевала эпидемия чумы. Другим условием ее проникновения в Европу считается постепенное все большее развитие торговых и иных связей между разными материками, частями света и государствами. Волны чумы приходили в Европу из Азии. Уже в эпоху истории древнего мира в римском государстве были установлены связи с Китаем через так называемый великий шелковый путь. Можно предполагать, что уже тогда некоторые заболевания попадали в Европу из азиатских стран.

Что касается самой масштабной и долгой по времени чумной эпидемии в европейских странах в XIV веке, считается, что она началась именно вследствие привоза этой болезни на итальянских торговых судах. Италия в то время была одним из самых активных в торговом отношении регионов Европы.

Первая волна

Первая крупная волна чумной эпидемии была в средиземноморских странах. Она началась в VI веке и продолжалась до VIII века. По некоторым подсчетам, от нее умерло от тридцати до пятидесяти миллионов человек. Она началась в центральных азиатских регионах.

С этими местами поддерживались торговые связи Византийской империей. В VI веке это была одна из крупнейших стран. Она территориально располагалась в Европе, в Азии и в Африке. Византийская империя в прошлом была в Римской империи. После распада последней и падения Западной Римской империи, Византия в VI веке вернула в состав государства многие территории на западе, в том числе Италию, северную Африку.

В Византийской империи было много крупных городов. Одним из самых крупнейших городов была столица государства Константинополь. Население городов было достаточно многочисленным. В науке считается, что все эти условия способствовали быстрому распространению чумной эпидемии.

в каком году была эпидемия чумы

Вторая волна

Самой крупной и наиболее известной уже по школьным учебникам является вторая волна чумы в Европе. По распространенному подсчету от нее умерла треть населения европейских стран. С 1348 по 1352 год эпидемия чумы бушевала с наибольшей силой. Однако нередко эта волну датируют с XIV до XVIII, а иногда и до XIX века. Это связано с ее постоянным возобновлением с заметной силой на протяжении этого времени.

Отсюда обычно в науке начинается прослеживание ее дальнейшего распространения по Европе. Она попала в центральные континентальные страны, на британские острова, на скандинавский полуостров, в Восточную Европу. Например, по подсчетам в Англии от нее умерла половина населения и на восстановление численности жителей страны до эпидемии понадобилось около двухсот пятидесяти лет.

По разным подсчетам в целом во вторую волну чумной эпидемии в Европе от нее умерло от пятидесяти до двухсот миллионов человек. Заметные ее вспышки зафиксированы в разных городах Европы и в Османской империи в XVIII и в XIX веках.

Третья волна

Третья крупная волна чумной эпидемии началась в середине XIX века и, как обычно считается, распространение получила из Китая. Регионами и странами, в наибольшей степени охваченными в эту эпидемию болезнью, была Индия, юго-восточная Азия, восточная и западная Африка, Северная и Южная Америка.

По подсчетам в эту волну от чумы умерло около двенадцати миллионов человек. Эпидемия длилась до 20-х годов XX века. Страны, которые были ею охвачены в наибольшей степени, обычно характеризуются в науке как развивающиеся. В них, как иногда считается, в крупных городах санитарные и гигиенические условия не всегда соответствуют высокому уровню.

Достаточно высокая интенсивность и масштаб торговых связей между разными странами в XIX и XX веках тоже обычно характеризуется как способствующее условие для быстрого распространения болезни. В эту волну ученые обнаружили палочку возбудителя болезни.

сколько длилась эпидемия чумы

Что происходило с зачумленным городом?

Для ответа на вопрос, в каком году была эпидемия чумы, можно познакомиться с письменными историческими источниками. В них содержатся сведения о мерах и поведении в связи с распространением болезни.

При первых признаках появления чумы в городах могла быть разная реакция. Обычно принимались меры для сдерживания темпов распространения болезни. Основным средством считалась изоляция зараженных от остальных жителей. Нередко дома с больными чумой запирали, забивали досками, приставляли к ним наблюдателей, чтобы зараженные не выходили гулять по городу. Здоровые люди, со своей стороны, тоже обычно старались уменьшить количество контактов с другими людьми и жить более изолированно.

Если в город, где не было чумы, приезжали люди из местностей, где эта болезнь была, обычно их заставляли выдерживать в определенных помещениях специальный карантин для выяснения, больны ли они. Жители еще не зараженных местностей с целью помешать проникновению чумы устраивали заставы на дорогах и стремились не пропускать жителей других местностей, особенно если в них была чума.

Внутри городов во время чумных эпидемий формировались отдельные изолированные районы, и многие дома ограждались от других. Люди стремились меньше общаться, обычные социальные контакты переставали поддерживаться. Города, в которых эта болезнь уже была обнаружена, сами тоже устраивали заставы, чтобы помешать уходу из них жителей и приходу новых людей.

Однако не всегда во всех городах сразу принимались такие меры. Иногда с целью отсрочить введение таких мер при первых признаках чумы не всегда они сразу вводились, хотелось думать, что это не чума, а другая болезнь. При обнаружении чумы нередко из городов многие люди уезжали, чтобы не заболеть.

Поведение людей и реакция на чуму тоже были разными. Многие достойно встречали болезнь, помогали своим близким. Однако в науке отмечаются и случаи паники, оставления своих домов. Характерным явлением была резкая смена печального настроения на намеренно веселое и шумное. Иногда проводилась идея, в том числе врачами, что в условиях чумы лучше веселиться. Врачи иногда говорили, что плохое настроение способствует заболеванию. Иногда люди веселились с целью не замечать чумной эпидемии. Такое поведение обычно подвергалось критике.

Нередко на улицах жглись разные вещества с целью наполнить город приятными запахами. Это делалось, поскольку было мнение, согласно которому чумой заболевают из-за наличия в воздухе болезненных веществ.

Во времена чумных эпидемий пробовались разные средства для попыток вылечиться или не заболеть, продавались разные снадобья. Привычный порядок жизни в городе, где жители заболевали чумой, нарушался на время, сколько длилась эпидемия чумы. После эпидемии, чтобы поскорее забыть о ней, нередко заключалось много браков. Люди хотели вернуться к привычной прежней жизни.

Как менялись теории о том, кто виноват

Эпидемии чумы, которые периодически повторялись и от которых умирало много людей, заставляли задумываться о причинах их появления и возвращения. Эта болезнь поражала людей разного возраста, пола, социального и имущественного положения. От нее на протяжении веков не находили эффективного медицинского лекарства.

Кара Господня

Согласно христианскому учению такие крупные общественные бедствия обычно объясняются попущением от Бога за грехи людей. Болезни, эпидемии напоминают человеку о его смертности, помогают задуматься о своей жизни, о своем поведении. В Европе духовенство призывало во время эпидемии чумы к усиленному покаянию, к исправлению своей жизни, к молитвам с просьбой о прощении грехов и прекращении болезни.

Зараженный воздух

Одной из распространенных медицинских теорий о причинах чумы в период XIV – XVIII веков была идея о наличии в воздухе веществ, вызывающих эту болезнь. Иногда высказывалось предположение, что эти болезненные вещества появляются вследствие действия небесных тел, например, комет, иногда выдвигалось предположение, что эти вещества появляются вследствие их выделения из-под земли, например, от гниения, от разложения.

В связи с этой теорией предлагались и средства предохранения от заболевания чумой путем насыщения воздуха разными ароматами и приятными запахами. Поэтому в чумных городах нередко жгли ароматические вещества, люди, гуляя, носили с собой букеты цветов и часто их нюхали. Придуманный в XVII веке костюм для врачей, лечащих чуму, включал в себя маску с длинным клювом, куда помещались разные ароматические вещества.

Отравители

Иногда выдвигалось предположение, что чумную заразу специально распространяют люди. Обычно под подозрение подпадали пришедшие из других земель и представители некоторых социальных слоев общества, например, имущественно не очень богатые. Иногда подозревалось наличие специальных заговоров людей, например, медиков, чиновников городов.

чума годы эпидемии

Бактерия, изменившая мир

Уже в древние времена и во время эпидемии чумы в Европе некоторые врачи предполагали, что причиной болезни являются небольшие микроорганизмы (называли их по-разному). Однако обнаружен возбудитель болезни учеными был в конце XIX века во время чумной эпидемии в Гонконге.

Это произошло в 1894 году. Бактерию, вызывающую чуму по научным медицинским данным, открыли французский и швейцарский ученый Александр Йерсен и японский ученый Китасато Сибасабуро. Согласно научным данным, чуму вызывает бацилла, бактерия в виде палочки.

Она чаще всего переносится животными грызунами и живет в них. От них она и передается иногда человеку, вызывая чумные эпидемии. Считается, что в Европе сильные эпидемии были вызваны крысами. Чумная бацилла нередко живет в них, как и в других грызунах.

Наиболее распространенным механизмом передачи чумы от грызунов человеку считаются укусы блох. Если блоха при укусе грызуна получает от него чумную палочку, она становится ее передатчицей. Если такая блоха укусит человека, то вместе с укусом она может передать ему чумную бактерию.

чума в европе

В научной медицине выделяется два основных вида чумы: бубонная и легочная. При первой форме чумная палочка попадает в лимфатические узлы, увеличивается в количестве там, и в результате возникает уплотнение, получившее название бубон. Он выделяет в организм отравляющие вещества. При легочной чуме бактерии попадают в легкие. По научным подсчетам эта форма болезни в периоды эпидемий в Европе почти всегда вела к смерти, от бубонной чумы умирало от шестидесяти до семидесяти процентов зараженных ею.

Считается, что до конца XIX века чума почти не лечилась, поскольку врачи не знали ее бактерию возбудителя. Поэтому могли применяться разные средства и снадобья, которые обычно характеризуются как причудливые. Обычно у больных бубонной чумой больное место прижигали. К причудливому способу можно отнести, например, рекомендацию спать по очереди на разных боках.

После открытия чумной палочки начались медицинские исследования и поиски средств лечения этой болезни и ее профилактики. Стали разрабатываться вакцины и антибиотики. Первую вакцину придумал в конце XIX века врач Владимир Аронович Хавкин. Она была основана на убитой чумной палочке. Более эффективными в медицинской науке считаются вакцины, основанные на живом микроорганизме. Такую вакцину против чумы впервые разработала в 1934 году Магдалина Петровна Покровская.

В 1947 году при лечении советскими докторами больных чумой в Маньчжурии эффективность показал антибиотик стрептомицин. Считается, что во времена эпидемии чумы в Европе сдерживать темпы ее распространения способствовали карантины. В современной научной медицине этот способ продолжает сохраняться при борьбе с чумой. В степях, где много грызунов, строятся специальные противочумные учреждения. Ведется выявление и борьба с эпидемиями чумы среди грызунов.

Читайте также: