Грипп в переводе с французского означает

Обновлено: 18.04.2024

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

папка - передвижка в родительский уголок "Инклюзивное образование"

В ближайшей перспективе, в соответствии с законодательными документами, практически все образовательные учреждения станут инклюзивными.

Презентация "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

Взрослые почти никогда не обозначают свои чувства словом, не рассказывают ребенку причины, например, недовольства его поведением, т. к. считаете, что дети еще малы и не поймут, у них в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Таким образом, эмоциональное взаимодействие и самочувствие родителей составляют педагогическую проблему.

Как одевать детей весной

Буклет для родителей

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Консультация для родителей

Характер формируется в детстве

Консультация для родителей "Характер формируется в детстве".

Ребенок и его игрушки.

Консультация для родителей "Ребенок и его игрушки"

Дорога не терпит ошибок

Консультация для родителей "Дорога не терпит ошибок".

Экологическое воспитание

Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться.

Роль педагога в формировании личности ребенка

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Праздник Пасхи к нам приходит
Дарит нам любовь.
Ведь Иисус воскрес сегодня
Говорим мы вновь.

Консультация для родителей "Одежда ребенка весной"

Несколько рекомендаций, как одеть ребёнка вес ной

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестрой

Консультация для родителей: "Мир природы удивителен и прекрасен".

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Консультация для родителей "Светлый праздник""

Консультация для родителей

Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла!

Чтение, обсуждение и игры с русскими народными сказками позволяют детям познакомиться с фольклором, научиться сопереживать героям, обогатить словарь давно забытыми словами и помогают развить воображение и фантазию.

Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают. В наших силах рассказать детям эту историю настолько красочно и доступно, чтобы они прониклись атмосферой святого праздника.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1-ой младшей группы (2-3 лет)

С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек.

Консультация для родителей "Пасхальные яйца и чудо-кулич"

Варианты оформления праздничного стола

EM of influenza virus.jpg

Для профилактики гриппа Центры по контролю и профилактике заболеваний США рекомендуют вакцинировать всех лиц старше 6 месяцев (особенно входящих в группы риска), применять средства индивидуальной защиты, сократить контакты с заболевшими, применять противовирусные препараты по назначению врача. [4]

Содержание

Вирус гриппа

Впервые вирус был выделен в 30-е года XX века. Вирусы гриппа относятся к семейству Ortomyxoviridae, которое включает роды Influenza A, B, С. Антигенные свойства внутренних белков вириона (M1 и NP) определяют принадлежность вируса гриппа к роду А, В или С (Букринская, 1986; Mackie, 2004). Дальнейшее деление проводится согласно подтипам (серотипам) поверхностных белков гемагглютинина (HA) и нейраминидазы (NA). В соответствии с антигенной специфичностью поверхностных гликопротеидов HA и NA в настоящее время известно 16 подтипов HA и 9 подтипов нейраминидазы (NA) (Webster, Bean et al.,1992; Lvov,1993; Rohm et al., 1996).

Эпидемическое значение для людей имеют вирусы, содержащие три подтипа HA (H1,H2,H3) и два подтипа NA (N1, N2). Вирусы гриппа А и В содержат NA и НА в качестве основных структурных и антигенных компонентов вирусной частицы, обладающих гемагглютинирующей и нейраминидазной активностями. У вируса гриппа С нет нейраминидазы, он обладает вместо этого гемагглютинин-эстеразным (проникающим) белком (HEF). Нить РНК окружена белком и упакована в липопротеидную мембрану. Вирионы способны агглютинировать эритроциты и элюироваться в них с помощью вирусспецифических ферментов (Гайдамович и др., 1982).

Для вирусов сероварианта А (реже В) характерно частое изменение антигенной структуры при пребывании их в естественных условиях. Эти изменения обуславливают множество названий подтипов, которые включают место первичного появления, номер и год выделения, характеристика HN — например A/Moscow/10/99 (H3N2), A/New Caledonia/120/99 (H1N1), B/Hong Kong/330/2001.

Распространение

К гриппу восприимчивы все возрастные категории людей. Источником инфекции является больной человек с явной или стёртой формой болезни, выделяющий вирус с кашлем, чиханьем и т. д. Больной заразен с первых часов заболевания и до 5–7-го дня болезни. [5] Характеризуется аэрозольным (вдыхание мельчайших капель слюны, слизи, которые содержат вирус гриппа) механизмом передачи и чрезвычайно быстрым распространением в виде эпидемий и пандемий. Эпидемии гриппа, вызванные серотипом А, возникают примерно каждые 2—3 года, а вызванные серотипом В — каждые 4—6 лет. Серотип С не вызывает эпидемий, только единичные вспышки у детей и ослабленных людей. В виде эпидемий встречается чаще в осенне-зимний период. Периодичность эпидемий связана с частым изменением антигенной структуры вируса при пребывании его в естественных условиях. Группами высокого риска считаются дети, люди преклонного возраста, беременные женщины, люди с хроническими болезнями сердца, лёгких.

История эпидемий, серотип A

Грипп известен с конца XVI века.

Год Подтип Распространение
1889—1890 H2N8 Тяжёлая эпидемия
1900—1903 H3N8 Умеренная эпидемия
1918—1919 H1N1 Тяжёлая пандемия (Испанский грипп)
1933—1935 H1N1 Средняя эпидемия
1946—1947 H1N1 Средняя эпидемия
1957—1958 H2N2 Тяжёлая пандемия (Азиатский грипп)
1968—1969 H3N2 Умеренная пандемия (Гонконгский грипп)
1977—1978 H1N1 Средняя пандемия
1995—1996 H1N1 и H3N2 Тяжёлая [источник не указан 365 дней] пандемия (Птичий грипп)
2009—2010 H1N1 Умеренная пандемия [6] (Свиной грипп)

Развитие болезни — патогенез

Патологическая анатомия

На протяжении всего трахео-бронхиального дерева наблюдается отслоение эпителия, образование аркадообразных структур эпителия трахеи и бронхов вследствие неравномерного отёка и вакуолизации цитоплазмы и признаки экссудативного воспаления. Частый характерный признак — это геморрагический трахеобронхит различной степени выраженности. В очагах гриппозной пневмонии альвеолы содержат серозный экссудат, эритроциты, лейкоциты, альвеолоциты. В очагах воспаления нередки тромбозы сосудов и некрозы.

Клиническая картина

Инкубационный период может колебаться от нескольких часов до 3-х дней, обычно 1-2 дня. Тяжесть заболевания варьирует от лёгких до тяжёлых гипертоксических форм. Некоторые авторы [кто?] указывают, что Типичная гриппозная инфекция начинается обычно с резкого подъёма температуры тела (до 38 °C — 40 °C), которая сопровождается обычными симптомами интоксикации: ознобом, болями в мышцах, головной болью и чувством усталости. Выделений из носа, как правило, нет, напротив, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке. Обычно появляется сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной. При гладком течении эти симптомы сохраняются 3-5 дней, и больной выздоравливает, но несколько дней сохраняется чувство выраженной усталости, особенно у пожилых больных. При тяжёлых формах гриппа развивается сосудистый коллапс, отёк мозга, геморрагический синдром, присоединяются вторичные бактериальные осложнения. Клинические находки при объективном исследовании не выражены — только гиперемия и отёк слизистой зева, бледность кожи, инъецированные склеры. Следует сказать, что грипп представляет большую опасность из-за развития серьёзных осложнений, особенно у детей, пожилых и ослабленных больных.

Осложнения гриппа

Частота возникновения осложнений заболевания относительно невелика, но в случае их развития они могут представлять значительную опасность для здоровья больного. Средне-тяжёлые, тяжёлые и гипертоксические формы гриппа, могут являться причиной серьёзных осложнений. Причинами возникновения осложнений при гриппе могут быть следующие особенности инфекционного процесса: вирус гриппа оказывает выраженное капилляротоксическое действие, способен подавлять иммунитет, разрушает тканевые барьеры, облегчая тем самым агрессию тканей резидентной флорой.

Различают несколько основных видов осложнений при гриппе:

Лёгочные: бактериальная пневмония, геморрагическая пневмония, формирование абсцесса лёгкого, образование эмпиемы, респираторный дистресс-синдром. Внелёгочные: бактериальные риниты, синуситы, отиты, трахеиты, вирусный энцефалит, менингит, неврит, радикулоневрит, поражение печени синдром Рея, миокардит, токсико-аллергический шок.

Чаще всего летальные исходы при гриппе наблюдаются среди детей младше 2 лет и пожилых людей старше 65 лет [7] .

Лечение

Впервые вакцинация против вируса была разработана в начале сороковых и испытана на солдатах, воевавших во Второй мировой войне. До последнего времени лечение было обычно симптоматическое, в виде жаропонижающих, отхаркивающих, и противокашлевых средств, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. ЦКЗ рекомендует пациентам покой, достаточное количество жидкости, избегать курения и спиртных напитков. Неосложнённый грипп не лечат антибиотиками [8] , поскольку антибиотиками лечат только бактериальные инфекции (к которым грипп не относится).

Иммуно-стимулирующие препараты

Предупреждение и раннее лечение простудных заболеваний высокими дозами витамина С (аскорбиновой кислоты) пропагандировалось Лайнусом Полингом, двукратным лауреатом Нобелевской премии. Благодаря его авторитету этот способ получил широкое распространение. Обычно рекомендуется принимать не больше 1 г аскорбиновой кислоты в день. Недавнее подробное исследование показало, что приём 1—4 г аскорбиновой кислоты в сутки не приводит к уменьшению количества простудных заболеваний, хотя и несколько облегчает их течение [9] .

Противовирусные препараты

В связи с распространённостью вируса в зимнее время, наблюдения за ним проводятся ВОЗ с мая по август в южном, а с ноября по март в северном полушарии и строят по ним прогноз распространения вируса в следующем полугодии.

Предполагается, что противовирусные препараты, действующие на ту или иную фазу развития вирусной инфекции in vitro, способны показать эффективность и in vivo, особенно — как профилактическое средство. В целом, начало лечения противовирусными препаратами должно быть начато ещё до возникновения клинических проявлений гриппа, более позднее начало их приёма практически неэффективно.

Существуют два класса препаратов: ингибиторы нейраминидазы и ингибиторы M2 (производные адамантана) [10] .Отдельную группу представляют препараты интерферона, обладающего противовирусным, противовоспалительным и иммуномодулирующим действием.

Ингибиторы нейраминидазы

Одним из препаратов, имеющих доказанную эффективность при лечении гриппа, является озельтамивир (тамифлю) и занамивир (Relenza). [11] Эти ингибиторы нейраминидазы эффективны против многих штаммов гриппа, включая птичий [12] . Эти препараты подавляют распространение вируса в организме, снижают тяжесть симптомов, сокращают продолжительность заболевания и уменьшают частоту вторичных осложнений. Однако имеются данные о том, что названные лекарственные средства вызывают ряд побочных действий, таких как тошнота, рвота, диарея, а также психические расстройства [13] : нарушение сознания, галлюцинации, психозы. Так, из Японии, где активно используется препарат Тамифлю, регулярно поступают сведения о самоубийствах подростков, возможно связанных с приемом данного препарата. [14] Кроме того, имеются данные о появлении устойчивости многих штаммов вируса гриппа к Тамифлю. [15]
Следует отличать противовирусный препарат Тамифлю от лекарственного средства Терафлю, которое лишь снимает симптомы болезни.

Ингибиторы M2 (амантадины)

Препараты амантадин и римантадин блокируют протонные насосы и предотвращают проникновение вируса в клетки. [16]

Иммуноглобулины

Специальные строго контролируемые исследования показали, что отчетливое противовирусное и терапевтическое действие при гриппе оказывают лишь донорская сыворотка и противогриппозный гамма-глобулин, содержащие высокие титры антител. Гамма-глобулин необходимо назначать по возможности в более ранние сроки внутримышечно: детям по 0,15—0,2 мл/кг, взрослым по 6 мл. В тех же дозах можно использовать нормальный (плацентарный) гамма-глобулин и сывороточный полиглобулин. [17]

Препараты интерферона

Для лечения и профилактики гриппа назначают препараты интерферона, а также индукторов интерферона. К ним относят такие препараты как Ингарон, Гриппферон, Амиксин, Реаферон-ЕС липосомальный. [18] . Эти вещества обладают противовирусным и иммуностимулирующим действием. Некоторые специалисты боятся побочного действия интерферонов. Однако нежелательные эффекты связаны с использованием очень высоких доз интерферона, которые принимаются в течение длительного времени, вводятся путем инъекции и применяются для лечения таких серьезных патологий, как вирусные гепатиты [19] , гепатит [20] , генитальный герпес. [21] Высокие дозы интерферона нередко вызывают недопустимые побочные реакции и поэтому их использование для лечения и тем более профилактики ОРВИ неоправданно. [22] Для лечения и профилактики гриппа в России применяют интраназально небольшие дозы интерферона, [23] (во врачебной практике используются человеческий лейкоцитарный интерферон в ампулах, в виде сухого порошка или капли в нос гриппферон, содержащие рекомбинантный интерферон) [24] [25] , однако эффективность такой профилактики находится под сомнением [26] (см. раздел Профилактика).

Симптоматическое лечение

Неконвенциональное лечение

Лечение, основанное на использовании экстрактов из растений или животных организмов в принципе может быть эффективным, но, к сожалению, не имеет достаточного объёма данных по эффективности и безопасности. В некоторых странах гомеопатические препараты и БАД регулируются отдельно от лекарственных средств, выпускаемых фармацевтической промышленностью, и не должны содержать в своём описании утверждений об эффективности, если эти утверждения не имеют клинического подтверждения.

Профилактика осложнений

Важным моментом, позволяющим снизить риск осложнений, является соблюдение режима при заболевании, и снижение нагрузок.

Профилактика

В соответствии с систематическим обзором, опубликованным специалистами Cochrane Collaboration 7 июля 2010 года, вакцина от гриппа может незначительно облегчить симптоматику заболевания. Данных о снижении распространяемости вируса или о снижении частоты осложнений при применении вакцины нет. [32]

Она осуществляется соответствующей ведущему штамму противогриппозной вакциной и содержит, как правило, антигены трех штаммов вируса гриппа, которые отбираются на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Предложена вакцина для профилактики гриппа в форме живой, убитой (инактивированной), субъединичной вакцины. Вакцинация особенно показана в группах риска — дети, пожилые люди, больные с хроническими заболеваниями сердца и лёгких, а также врачи. Обычно осуществляется, когда эпидемиологический прогноз свидетельствует о целесообразности массовых мероприятий (обычно в середине осени). Возможна и вторая прививка в середине зимы.

Эффективность вакцинации зависит от того, насколько создателям удается предсказать циркулирующие в данном эпидемиологическом сезоне штаммы. Помимо вакцинации для экстренной профилактики гриппа и острой респираторной вирусной инфекции применяется интраназальное введение интерферона. [33] Данный метод используется при опасении заболеть после контакта с больными респираторной инфекцией, в период эпидемического подъема заболеваемости. При этом интерферон блокирует репликацию вирусов в месте их внедрения в полости носа. Однако, для того, чтобы интерферон вызвал клеточный ответ, требуется экспозиция интерферона клетке около 4 часов, поэтому эффективность данного метода профилактики невелика. [26]

В качестве неспецифической профилактики в помещении, где находится больной гриппом, проводится влажная уборка с применением любого дезинфицирующего средства, обладающего вирулицидным действием. Для дезинфекции воздуха используется ультрафиолетовое облучение, аэрозольные дезинфекторы и каталитические очистители воздуха. Чихающие и кашляющие больные опасны для окружающих. Профилактика гриппа обязательно должна включать удаление их из общественных мест (путём призывов быть сознательными).

Также согласно исследованиям ФГУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России эффективным средством профилактики гриппа и ОРВИ является глубокое промывание носа специальным физиологическим раствором. [34]

Прогноз

При неосложнённом гриппе прогноз благоприятный. При тяжёлой форме гриппа и осложнениях возможны случаи летального исхода.

Грипп в переводе с французского означает "схватывать". В начале века это опасное недомогание называли "испанской", а еще раньше - "русской болезнью". Каждую зиму мы со страхом ждем очередной эпидемии. Возможно ли избежать этого опасного заболевания?Грипп в переводе с французского означает "схватывать". В начале века это опасное недомогание называли "испанской", а еще раньше - "русской болезнью". Каждую зиму мы со страхом ждем очередной эпидемии. Возможно ли избежать этого опасного заболевания?

ВложениеРазмер
gripp.docx 27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Грипп в переводе с французского означает "схватывать". В начале века это опасное недомогание называли "испанской", а еще раньше - "русской болезнью". Каждую зиму мы со страхом ждем очередной эпидемии. Возможно ли избежать этого опасного заболевания?

Как уберечься от гриппа

То, что грипп - одна болезнь, хоть и приходит из разных мест планеты, ученым стало ясно из однотипности его проявлений. Первый возбудитель гриппа был открыт в 1933 году и впоследствии был назван вирусом А. В 1940 году ученые открыли еще один вирус гриппа - В. Позже выяснили, что грипп группы А является причиной больших эпидемий как среди людей, так и среди животных, а грипп В - менее обширных вспышек болезни у людей. В 1949 году был открыт третий вирус - С, вызывающий локальные проявления нетяжелого гриппа.

Вирусологические методы исследования доказали, что и вирусы А, и вирусы В неоднородны, и ежегодно по всему миру проявляются разные их модификации. Это связано со способностью вирусов гриппа видоизменяться, так что иммунитет, полученный человеком после заражения, может оказаться бессильным против следующей его модификации.

Вирусы гриппа, как и многие другие, способны к мутациям, то есть к изменению в своем генетическом аппарате, поэтому они легко и быстро распространяются по свету.

Эпидемии гриппа в прошлом и будущем.

Перенесенный грипп оставляет очень стойкий иммунитет, так что повторного заболевания при заражении тем же самым вирусом даже через много лет не происходит. Однако, поскольку существует много разновидностей вируса гриппа, мы болеем им вновь и вновь. Постоянные видоизменения вирусов приводят к тому, что выработанные нашим организмом антитела не в состоянии полностью защитить нас от заболевания, хотя многие болеют настолько легко, что не прекращают обычных занятий, тем самым распространяя инфекцию.

Для маленьких детей, еще не встречавшихся с гриппом и имеющих к нему никаких антител, любой гриппозный вирус - новый, так что они болеют особенно тяжело. Это же относится и к пожилым людям - с возрастом иммунитет к гриппу ослабевает.

Увеличение числа лиц, особо восприимчивых к вирусам - прежде всего детей и стариков, провоцирует вспышки или эпидемии гриппа, которые возникают каждые 2 года (для вирусов А), и каждые 3-5 лет (для вирусов В), обычно в конце зимы - начале весны.

Пандемия - поголовное заболевание чуть ли не всего человечества - распространяется лишь тогда, когда появляется штамм вируса с резко отличными свойствами. Современные методы лечения позволяют избежать серьезных последствий массовых заболеваний гриппом. Но оснований ожидать прекращения гриппозных эпидемий в зимний период нет.

Грипп - острая респираторная инфекция, при которой вирус поражает клетки слизистой оболочки дыхательных путей - от носа до мельчайших бронхов. Воспалительный процесс сопровождается насморком (ринит), воспалением придаточных пазух носа (синусит), гортани (ларингит), нарушением дыхания (круп), кашлем (бронхит).

Но эти проявления - полбеды. Главная опасность заключается в том, что гриппозный вирус циркулирует в крови и отравляет организм, нарушая ряд жизненных функций. Это проявляется высокой температурой, головными и мышечными болями, рвотой, галлюцинациями. В наиболее тяжелых случаях грипп вызывает токсикоз с поражением мелких сосудов и множественными кровоизлияниями в разные органы, пневмонию, поражение сердечной мышцы.

Во время заболевания резко нарушаются механизмы защиты от микробов, постоянно находящихся в верхних дыхательных путях. Пораженные клетки трахеи и бронхов отмирают, открывая путь инфекции в более глубокие ткани и затрудняя очищение бронхов. Одновременно вирусов подавляет функции иммунной системы. И хотя "период беззащитности" длится всего несколько часов, этого бывает достаточно для того, чтобы находящиеся в дыхательных путях бактерии (пневмококк, гемофильная палочка, стафилококки) вызвали пневмонию или "пробудили к жизни " другие респираторные вирусы.

Тяжесть гриппа зависит от наличия у заразившегося антител: чем их больше к данному варианту вируса, тем легче протекает болезнь. Как уже говорилось, в группе риска находятся дети и пожилые люди.

У ребенка, впервые заболевшего гриппом, вне зависимости от вида вируса, он протекает с высокой, быстро поднимающейся температурой, нередко с судорогами, у старших детей - с головной болью, головокружением, болями в костях и мышцах. Больной гриппом обычно находится в полузабытьи. Характерные симптомы - покраснение лица, красные сосудики на наружной оболочке глаз, сухое красное горло, сухой лающий кашель, при поражении гортани - сиплый голос, затруднение вдоха, носовые кровотечения. Многие жалуются на потерю вкуса.

Тревожные сигналы
(требуют срочного вызова врача или скорой помощи):

  1. потеря сознания;
  2. отказ от приема воды или другой жидкости;
  3. судороги;
  4. повторная рвота;
  5. быстрое появление на коже яркой сыпи.

Такой тяжелый грипп опасен для каждого, но особую угрозу он представляет для лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, почек. Для этих больных опасна даже легкая форма гриппа - она может существенно ухудшить течение болезни. Особенно тяжело переносят заболевание дети с неврологической патологией - у них резко нарушается дыхание.

Очень опасно осложнение гриппа пневмонией. Родители обязательно должны знать признаки, позволяющие заподозрить ее у ребенка, заболевшего гриппом (или другой вирусной инфекцией):

  1. температура выше 38,0 более 3-х дней;
  2. кряхтящее дыхание;
  3. частота дыхания более: дети 0-2 мес.:60, дети 2-12 мес.:50, дети 1-3 лет: 40;
  4. втяжение грудной клетки;
  5. цианоз (посинение губ, кожи);
  6. полный отказ от еды;
  7. беспокойство или сонливость.

При наличии одного или нескольких вышеуказанных признаков диагноз "пневмония" весьма вероятен.

Лечить грипп намного труднее, чем его предупредить. И дело не только в том, что мы не располагаем такими эффективными противовирусными средствами, как, например, антибиотики при бактериальной инфекции. Грипп развивается стремительно, вирус интенсивно размножается уже в инкубационном периоде - до начала проявлений болезни, поражая жизненно важные органы. Поэтому больной с самого начала плохо себя чувствует.

Многие считают эффективным средством от гриппа витамин С, но контрольные опыты не подтвердили это мнение. Помните, что прием больших доз витаминов способствует их более энергичному выведению из организма, так что после восстановления витаминов, содержащихся в пищевых продуктах, может не хватать. Детям, которые получают разнообразное питание, давать витаминные препараты незачем, но при длительном заболевании их использование необходимо.

На вирус гриппа организм реагирует выработкой интерферонов - белковых веществ, препятствующих размножению вирусов и стимулирующих выработку к ним иммунитета.

В современной медицине существуют средства, которые способны повысить количество интерферона в организме - интерфероногены. Так, арбидол применяют (с первого дня) в дозе 2,5 мг на 1 кг веса тела, вводя по 4 раза ежедневно в течение 5 дней. К сожалению, он не уничтожает вирус гриппа, но смягчает течение болезни.

Для лечения тяжелых форм гриппа А у детей старше 3-х лет создан препарат ремантадин, сокращающий длительность лихорадочного периода. Его вводят 3 раза ежедневно по 1,5 мг на 1 кг веса тела в течение 3-х дней, по возможности с первого дня (и даже часа болезни). На катаральные явления он не влияет.

В тяжелых случаях используют также специфический противогриппозный иммуноглобулин, получаемый из крови доноров, но этот препарат, конечно, не для домашнего лечения.

Хорошо снижает тяжесть инфекции лейкоцитарный интерферон, если закапывать его в нос в первые часы заболевания. Более высокой активностью обладает отечественный препарат виферон (генно-инженерный интерферон) в свечах и в виде капель в нос (гриппферон).

Родители часто стремятся сбить высокую температуру с помощью жаропонижающих средств, хотя сама по себе температура для ребенка большой опасности не представляет.

Если грипп сопровождается головными и мышечными болями, обычно парацетамола достаточно. К нему можно добавить кофеин (или лучше чашку крепкого чая или кофе). Комбинированные средства с кофеином, например, цитрамон, обычно содержат ацетилсалициловую кислоту и для детей неприемлемы.

Детям ни в коем случае нельзя давать ацетилсалициловую кислоту - аспирин. Это может привести к развитию тяжелейшего осложнения.

Как уберечься от заражения.

Заражение гриппом происходит при вдыхании капелек мокроты, выделяемых больным при кашле или чихании. В Азии взрослые во время эпидемии гриппа носят маски. Это очень эффективный метод защиты от заражения самого себя и окружающих. Но гриппозная инфекция легко передается и через загрязненные руки. А ведь наши пальцы постоянно (как показали специальные наблюдения не менее 300 раз в день) контактируют с отделяемым из носа и глаз, со слюной. При рукопожатии, через дверные ручки и другие предметы вирусы переходят на руки здоровых людей, а оттуда попадают к ним в нос, глаза, рот. Может быть, на период эпидемии стоит отказаться от рукопожатий? В любом случае, чаще мойте руки, особенно во время болезни или ухода за больным.

Постарайтесь уменьшить число контактов ребенка с источниками инфекции. Особенно это важно для грудных детей. Дети, которых не "знакомят" с каждым посетителем или гостем, не возят городским транспортом, болеют реже. И пусть ребенок как можно больше гуляет - на свежем воздухе заразиться гриппом практически невозможно.

В России любят говорить об общеукрепляющих мерах - защите от инфекции путем "укрепления организма ребенка". Сюда относятся полноценное питание, витамины, поездки к морю и многое другое. Возражать против таких жизненных принципов глупо: "крепким и здоровым" быть во всех случаях лучше, чем слабым и больным. Но ведь и хорошо питающиеся, крепкие дети болеют гриппом. Причем нередко очень тяжело - если нет иммунитета к вирусу, ни загар, ни витамины антител не прибавят.

Не оправдываются и надежды на так называемые стимулирующие, общеукрепляющие и тому подобные средства. Предотвратить грипп они не могут. Иммуномодуляторы (Т-активин, тималин и др.) тоже не спасают от болезни, да и давать лекарства, влияющие на иммунную систему, здоровым детям не следует. Много сказано о целебных свойствах чеснока - увлекающиеся им говорят, что болеют простудой меньше, но серьезных исследований никто не проводил.

Важнейший метод профилактики респираторных инфекций - закаливание. Оно позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, а это снижает "дозу" вируса, попадающего в организм при заражении. Поэтому закаливание помогает если и не полностью избежать гриппа, то хотя бы снизить чувствительность к нему ребенка.

Для профилактики гриппа используют лейкоцитарный интерферон: его применение в виде капель в нос во время эпидемии гриппа поможет защититься от заражения. К сожалению, выработка этого препарата ограничена (его получают из лейкоцитов человека), к тому же он нередко вызывает аллергические реакции. Вместо него целесообразнее использовать препарат гриппферон, о котором говорилось выше.

Вакцинация против гриппа.

Врачам удалось создать несколько убитых и живых вакцин против гриппа, но их недостатком были довольно сильные побочные реакции. Другое препятствие - изменчивость вирусов гриппа: вакцина, которая защищала от вирусов в один сезон, в следующем становилась бесполезной.

Но выход из положения был найден: 30 лет назад созданы расщепленные вакцины (сплит-вакцины), а 15 лет назад - вакцины нового поколения - субъединичные. Для преодоления изменчивости вируса их ежегодно готовят из штаммов, циркуляция которых в следующем сезоне наиболее вероятна.

В первую очередь вакцинировать следует детей и взрослых из группы риска, указанных выше.

Конечно, весьма желательно вакцинировать и здоровых детей. И хотя вакцинация против гриппа до сих пор не включена в календарь прививок, настоятельно рекомендуем самим заботиться о проведении этой необходимой прививки.

По материалам статьи Владимира Таточенко,
Профессора, доктора медицинских наук
НИИ педиатрии МЦ ЗД РАМН
Журнал "Материнство", ноябрь 1999

Детский врач объясняет ребятам, что такое грипп, рассказывает о симптомах заболевания и профилактических мерах. Проводится викторина и практическое занятие. Дети изготавливают оберег Здоровья.

ВложениеРазмер
beseda-viktorina_kak_uberechsya_ot_grippa.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ГРИППА

Цели: сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихода врача; изготовление оберега.

- дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания;

- учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания;

- повышение познавательной активности;

О б о р у д о в а н и е: ноутбук, презентация, проектор, раздаточный материал

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте крепкого здоровья.

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:

Древние Греки, например, мало болели, но долго жили!

- От чего же им так везло?

- Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, много двигались.

- Но главное закалялись.

В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой. И были здоровы.

- Про здоровье люди думали и в древности и в современное время, а ведь пословицы - это народная мудрость.

В здоровом теле, (здоровый дух)

Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Здоров будешь — все добудешь.

Любящий чистоту – (будет здоровым)

Здоровье дороже богатства.

Если хочешь быть здоров — закаляйся.

Где здоровье, там и красота.

Дети высказываются на тему:

Когда я здоровый… (какой и что делаю)

Когда я больной… (какой и что делаю)

Зима, за окном холодно, то и дело идет снег, а иногда и дождь. Обязательно нужно одеваться в теплую одежду, кушать витамины и заботиться о своем здоровье, иначе как результат - переохлаждение, понижение сопротивляемости нашего организма различным вирусам и бактериям.

Организм, особенно детский, не всегда может вовремя дать отпор болезни, потому, что год от года вирусы видоизменяются. Каждый раз иммунитет должен выработать новые защитные свойства. Чтобы не заболеть и помочь иммунитету бороться с вирусными инфекциями, достаточно соблюдать простые правила.

По прогнозам медиков, возможно пик эпидемии гриппа наступит через некоторое время. Это означает, что у нас еще есть время подготовиться к удару инфекции. Грамотная профилактика гриппа - уже половина победы.

Так о чем сегодня пойдет речь? о гриппе

Грипп в переводе с французского означает "схватывать". В начале века это опасное недомогание называли "испанской", а еще раньше - "русской болезнью".

Каждую зиму мы со страхом ждем очередной эпидемии.

Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач)

Слово врача (познавательные сведения):

Что такое грипп?

Острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа;

входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ);

известен с конца XVI века;

в настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа.

ЧЕМ ОПАСЕН ГРИПП ДЛЯ ШКОЛЬНИКА? (ПАМЯТКА)

  • Главная опасность гриппа в том, что он может приводить к серьезным осложнениям:

1. Заболевания органов дыхания

2. Болезни сосудов и сердца

3. Заболевания центральной нервной системы

Ежегодно в мире заболевают гриппом 1,2 млрд. человек, то есть 20% населения земного шара. Более 500 тыс. из них умирают. В самых крупных эпидемиях последних ста лет

погибло: в 1955 году — 2 млн. человек, в 1968−м — 1 млн., в 1918−1920 годах, при известном испанском гриппе, — более 40 млн.

1. Находясь рядом с больным человеком, особенно если он кашляет и чихает.

2. Обмениваясь тетрадями и письменными принадлежностями с больными учениками, сидя с ними за одной партой без защитной повязки или пользуясь одной посудой.

3. Не соблюдая правил личной гигиены, таких как мытье рук перед едой, содержание в чистоте одежды и т.п.

В самом начале заболевания ты можешь почувствовать озноб, слабость и вялость, сильную головную боль. У тебя высокая температура. На 2-3-й день болезни начинается боль в горле, насморк, сухой кашель. У некоторых детей во время гриппа болит живот и их тошнит.

7. Профилактика гриппа

Одним из самых эффективных методов профилактики гриппа является ежегодная вакцинация. Она, к сожалению, не гарантирует 100-процентную защиту от болезни. Ведь грипп опасен тем, что его вирусы могут изменяться каждый год. Поэтому вакцина, созданная на основе прошлогодней формы вируса гриппа, не всегда оказывается в состоянии победить его новый вид.

Тем не менее врачи настоятельно рекомендуют всем делать прививку. Привитые люди реже болеют гриппом и в случае заболевания легче его переносят. Идеальное время вакцинации – октябрь-ноябрь, так как необходимо, чтобы после прививки выработался иммунитет.

Если вы по каким-либо причинам не смогли сделать в этом году прививку, не расстраивайтесь: существуют профилактические меры, предпринять которые никогда не поздно. Например, включить в свой ежедневный рацион лук и чеснок – природные антибиотики, активно уничтожающие микробы и бактерии.

В преддверии эпидемии рекомендуется в свой рацион включать фрукты и овощи, содержащие большое количество витамина С: апельсины, лимоны, киви, капусту и т. д. Можно начать принимать аптечные препараты витаминов.

Вирус гриппа передается воздушно-капельным путем и прежде всего попадает на слизистые оболочки носа и горла. Поэтому перед выходом на улицу желательно смазывать ноздри оксолиновой мазью или испытанным народным средством – раствором мыла. Вернувшись домой, не забывайте тщательно вымыть руки с мылом, а еще хорошо бы прополоскать горло.

Во время эпидемии старайтесь поменьше посещать людные места. Лучше отказаться от походов в кино или другие общественные места. Также в целях безопасности, передвигаясь на общественном транспорте, закрывайте шарфом рот и нос.

Десять шагов против гриппа:

1 шаг: Тщательно мой руки перед едой. На твоих руках находится большое количество микробов и бактерий. Если ты не будешь мыть руки, микробы вместе с пищей попадут в твой организм и вызовут различные заболевания.

2 шаг: Закаляйся. Закаливание – это специальная тренировка, которая помогает быть здоровым. Для того чтобы не бояться холода, нужно чаще бывать на свежем воздухе, обливаться прохладной водой, купаться. Закаливанием нужно заниматься только с родителями.

3 шаг: Делай зарядку каждое утро. Для того чтобы тело было гибким, здоровым, сильным и красивым, надо регулярно делать зарядку, она поможет еще и защитить организм от болезней.

4 шаг: Ешь много овощей и фруктов. Они также помогают защититься от болезней, а еще укрепляют организм, потому что содержать витамины и полезные вещества.

5 шаг: Проветривай свою комнату. На вещах и предметах в твоей комнате оседает пыль, различные микробы и бактерии. Для того чтобы все это не попадало в твой организм, очень важно проветривать помещение, где ты спишь, играешь, учишь уроки.

6 шаг: Береги свое здоровье. Если рядом с тобой кто-то болеет, надень специальную маску, она тебя защитит от заболевания.

8 шаг: Не переохлаждайся, одевайся по погоде.

9 шаг: Во время эпидемии гриппа откладывай посещение мест с большим скоплением людей.

10 шаг: В случае угрозы эпидемий, следуй советам врачей и не бойся делать прививки

• Что делать, если ты уже заболел?

При первых же признаках заболевания немедленно обратись к школьному врачу или медсестре. Они измерят температуру и при необходимости отправят домой.

1. Не посещать школу.

2. Лечь в постель.

3. Измерить температуру.

4. Вызвать врача на дом - только он сможет назначить правильное лечение!

5. Пить сладкий горячий травяной или ягодный чай, можно с медом.

6. До прихода врача стараться не принимать лекарства.

7. Снижать температуру с помощью обтирания холодной водой с добавлением уксуса.

8. Ходить всем членам семьи в масках. Ёе проглаживать через два часа.

9. Посуду больного мыть отдельно с пищевой содой.

У . Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись (прыгают).
  2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей (прыгают).
  3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом (хлопают).
  4. Надо лечь в постель (хлопают).
  5. Если заболел, ешь мороженое (прыгают).
  6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке (прыгают).
  7. Принимай лекарства, назначенные врачом (хлопают).
  8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру (хлопают).
  9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот шире, чтобы летели брызги во все стороны (прыгают).
  10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу - ты так давно у него не был (прыгают).

1) Как передается вирус гриппа?

а) через воду; в) воздушно-капельным путем;

б) через пищу; г) через рукопожатие.

2) Для профилактики заболевания гриппом необходимо:

а) сделать прививку; в) есть овощи и фрукты;

б) пить минеральную воду; г) принимать витамины.

3) Для того чтобы больной гриппом не заразил окружающих, ему необходимо:

а) носить марлевую повязку; в) пить витамины;

б) иметь отдельную посуду; г) есть лук и чеснок.

4) Во время болезни врачи рекомендуют пить чай:

а) с лимоном; в) с сахаром; д) с вишней;

б) с малиной; г) с бутербродом; е) с черной смородиной.

5) При первых признаках заболевания необходимо:

а) вызвать врача; в) идти в школу;

6) лечь в постель; г) принять лекарство.

9. Практическая работа (изготовление амулета Здоровья)

Сейчас мы с вами сделаем амулеты Здоровья. Они защитят вас от вируса.

(Показ и объяснение как сделать кулончик из пластиковой упаковки от Киндер-сюрприза, ленточки и зубчика чеснока).

Ученики выполняют практическую работу. На парты раздают одноразовые тарелочки, нарезанные зубчики чеснока, подготовленные емкости от киндер-сюрпризов и ленточки.

Задача учащихся - наполнить емкости чесноком и вставить ленточки. Готовые амулеты здоровья учащиеся надевают на шею.

Носите эти амулеты, и они защитят вас от вируса гриппа.

Что полезного узнали? Пригодятся ли в жизни полученные знания? Расскажете ли вы дома о том, что узнали сегодня на уроке?

Теперь мы поняли, друзья:

С гриппом нам шутить нельзя!

Не простужайтесь, закаляйтесь,

Гриппа все остерегайтесь!

2-й чтец. Защита от гриппа надежная есть:

Прививку сделать, овощи, фрукты есть,

Помазать мазью оксолиновой в носу,

Не забыть про марлевую полосу.

Не болейте гриппом, дети,

Здоровье – важней всего на свете.

Чтоб болезней избежать,

Организм свой надо закалять!

Желаю здоровья вам от души,

Берегите себя, вы уж не малыши.

О профилактике гриппа знакомым своим расскажите,

Как уберечься и как лечиться, подскажите.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Родительское собрание в 4 классе на тему "Как уберечь ребёнка от насилия""

Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.


Как уберечь детей от наркотиков.
Тематическая беседа - викторина "Как уберечься от гриппа"

Материал беседы - викторины позволяют сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихо.

Как уберечь свой дом от пожара

Классный час по пожарной безопасности" Как уберечь свой дом от пожара. Огонь-друг, огонь-враг".

классный час "Как уберечься от гриппа?"

как уберечься от гриппа(Тематическая беседа-викторина)Цели: сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях пр.

Тематическая беседа-викторина "Как уберечься от гриппа"

Цели: сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихода врача; учить технологии изгот.

Презентация к беседе-викторине "Как уберечься от гриппа" (практикум)

Презентация подготовлена к беседе-викторине "Как уберечься от гриппа" (практикум).

Читайте также: