Хорда во время чумы

Обновлено: 05.05.2024

Несмотря на протесты москвичей столичные власти начали строительство трассы Юго-Восточной хорды, часть которой должна пройти через могильник радиоактивных отходов Московского завода полиметаллов. Неделю назад сюда вошла техника УДМС Депстроя столицы.

Людмила Бутузова

- Сейчас мы с активистами изучаем статью .292 УК РФ "Служебный подлог" и судебную практику по ней, но уже однозначно ясно: теперь никакого доверия документам этой организации, особенно по радиационной безопасности строительства хорды, нет.

Будем судиться. Нам важно доказать введение в заблуждение и преуменьшение опасности. И мы это сможем доказать, потому что замеры проводились в присутствии многих свидетелей и местных жителей. Там стоит моя подпись, подписи экспертов Андрея Ожаровского, Натальи Синдяевой, сотрудников МЧС. Документ подписывали также и сотрудники «Радона.". Обследование проводилось 30 апреля 2019 года. ФГУП "Радон" вместе с МЧС проверяли информацию о наших замерах в рамках общественной инспекции свалки радиоактивных отходов. В результате был выдан акт, где МЭД ГИ для самого большого очага загрязнения указана как 61,4 мкЗв/ч.

Можно, конечно, сказать, что даже десятикратное занижение мощности дозы гамма-излучения на склоне, где пройдет Юго-восточная хорда, не делает ситуацию безопасной – что 6000 микрорентген в час, что 600 - это одинаково катастрофические значения для Москвы.

- На радиоактивной свалке строительством занимается УДМС Депстроя. Вчера Депстрой выложил комплект документов по этой стройке - но возникло ещё море вопросов, на которые представители департамента испуганно отказались отвечать. Повторим наши вопросы ещё раз:

1) Почему под названием "Ордер" на самом деле прячется совсем другой документ - уведомление о проведении работ без ордера?

2) почему работы ведутся по уведомлению, хотя п. 1.2. 283-пп допускает это только для случая, когда госзаказчик является органом исполнительной власти, к коим УДМС абсолютно точно не относится?

3) почему в обоих разрешениях на строительство не указано ни одного номера земельных участков?

4) как ухитрились договора на землю подписать в декабре 2018 и январе 2019, ещё до утверждения планировки территории?

7) как удалось изъять ЗУ федеральной собственности у МЗП решением не Росимущества, а всего лишь ДГИ? И почему файл с этим решением называется "Сервитут"? .И т.д., и т.п., вплоть до вопроса, когда будет привлечён к ответственности руководитель Экополя за подложные сведения об отсутствии радиации, а сама организация лишена лицензии?

Будем информировать обо всём происходящем, анонсировать мероприятия, освещать действия по итогам силового разгона активистов, деятельность общественной экспертной группы, ФГУП "РАДОН" и ряд смежных вопросов. Подключайтесь, действуйте, требуйте от правительства Москвы остановить работы на склоне Москвы-реки и провести комплексное исследование участка.

Иначе обеспечивать радиационную безопасность москвичей власти будут привычным для себя способом – враньем и полицейскими дубинками.

Давиться в пробках или "наслаждаться" 10-полосной магистралью впритык к подъезду - таков выбор сотен тысяч москвичей, чьи территории попали под застройку новых хордовых дорог. Других вариантов городские власти им не оставили и не предлагают.

Людмила Бутузова

Московская Кольцевая Автомобильная Дорога строилась для вывода автомобильного трафика с городских улиц на магистраль в обход жилых зон. Однако МКАД застроили торговыми центрами и даже жилыми микрорайонами. Новые объекты появились, в основном, со стороны Московской области (застроили бы и с внутренней, но там места уже почти не было). Самое ужасное, что их продолжают возводить стахановскими темпами. Магазины, рынки, автосалоны, техцентры и т.д. – все это стало объектом дополнительного притяжения автомобильного трафика. В итоге объездная магистраль превратилась в обычную городскую улицу (только без светофоров) с перманентными пробками. Теперь, чтобы разгрузить МКАД, центр города и третье транспортное кольцо (ТТК) от автомобилей, а также связать районы столицы, через Москву будут проложены четыре магистральные хорды.

Задача оказалась не просто сложной, а фактически безальтернативной: все хорды проходят и будут проходить по уже сложившимся улицам с плотной жилой застройкой. Дело даже не в том, что станет невозможно жить в домах, стоящих на этой магистрали. Невозможно будет просто пройти по тротуару, идущему параллельно с дорогой. Если на МКАДе сделать тротуар, вы же не будете по нему гулять. Шум, грязь, выхлопы и просто проносящиеся мимо машины - это печальное зрелище. Помнится, строители Северо-Западной хорды пообещали жителям домов, находящихся рядом с новой магистралью, замену окон и шумозащитные экраны. Обещание оказалось из той же оперы, что и намерение раздавать беруши пешеходам, идущим по этой улице. Люди уже не знают, что хуже – давиться в пробках или любоваться 10-полосной магистралью впритык к подъезду.

За последние годы в связи с увеличением количества дорожных строек на густозаселеённых территориях Москвы и области протесты жителей усилились. Напомним: в конце 2018 года москвичи, протестующие против строительства дублера Кутузовского проспекта, дошли до Верховного суда. Заявители требовали отменить проект планировки трассы, настаивая, что публичные слушания прошли с нарушениями, и выступали против вырубки зеленых насаждений. В начале 2018 года подмосковные жители пытались в суде добиться отмены решения о строительстве новой платной автодороги Виноградово—Болтино—Тарасовка. В 2015 году жители Новой Москвы протестовали против дорожного строительства, в 2012 году жители районов Крылатское, Щукино, Хорошево-Мнёвники, Кунцево и Коптево пытались остановить строительство Северо-Западной хорды.

Не меньше испугались хорды и жители Царицыно. Горожане боятся увеличения шума и пробок, а также настаивают на противоречиях с Генпланом Москвы: магистраль должна пройти вдали от жилых домов, а не рядом с ними. В столичной мэрии жителей успокаивают, утверждая, что новые дороги призваны перераспределить транспортные потоки.

Напомним, до 2010 года столичные власти собирались строить четвёртое транспортное кольцо (ЧТК), но позже от проекта отказались для экономии, хотя некоторые его участки на востоке Москвы в итоге были достроены.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин утверждает: чтобы понять, есть ли риск обрушения домов в результате нового строительства в Текстильщиках, необходимо провести геологическую экспертизу грунтов — и в Москве есть множество организаций, которые могут это сделать. Ситуация с грунтами в городе не очень хорошая, отмечает эксперт. Однако, по его мнению, при реализации такого масштабного проекта власти города не допустят, чтобы пострадали люди.

Это, конечно, утешает, но вопрос остается: а была ли госэкспертиза проекта Юго-восточной хорды – по участкам, по районам? Почему ее результаты не представлены публично? И не получится ли так, что после утверждения проекта результат экспертизы окажется средним по больнице – лишь бы москвичи не волновались?

Во всех районах ожидают протоколов проведения публичных слушаний, где должны быть изложены претензии жителей к проекту. Окружная комиссия по градостроительству может рекомендовать отклонить проект либо принять его, хотя по законодательству результаты слушаний носят рекомендательный характер. Всюду инициативные группы прорабатывают альтернативные предложения для пересмотра трассы на своих участках.

- Мы все равно узнали о слушаниях и большой группой поехали в Бутово, - рассказывает Матчина. – Нас не пустили в зал. Бутово – это Москва, совсем другой субъект федерации, а мы – подмосковная деревня, с какой стати доверять нам обсуждение столичных проектов? По масштабам Москвы Битца – такая мелкая административная единица, что её, возможно, даже не учли в предпроекте, прокладывая трассу по домам и могилам. А ведь мы совсем не против дороги, она нужна, мы просто просим перенести её на безопасное от посёлка место. Дорогу можно проложить и левее, и правее жилых домов - там есть свободные земли: пустыри, заброшенные, заросшие борщевиком поля, промзоны. Нас не сочли нужным выслушать.

- Мы шокированы ответом! – откликнулся в соцсетях один из активистов. – Либо наша местная власть курит что-то не то, либо Конституция Российской Федерации в нашей местности не работает, если не только людей, но и руководство Ленинского район не уведомили о данном проекте, и Москва может просто так снести два-три десятка домов, не обсудив это с их владельцами, наехать на храм, бульдозером выкорчевать мертвецов с кладбища? Кто ответит на эти вопросы?

Битца властям – про Фому, они ей – про Ерему.

Между тем, альтернативный проект жителей, помимо, вполне разумных предложений отодвинуть трассу за окраину поселка, содержит существенные замечания по санитарной и экологической безопасности, игнорировать которые никак нельзя. По краю посёлка проходит высоконапорный канализационный коллектор диаметром 6 метров, проложенный в самом конце советской эпохи. Перенос коллектора, запланированный в предпроекте дороги, по финансовым затратам значительно превысит стоимость строительства самой дороги, причём его отключение даже на время может привести к необратимым последствиям! Вывод: в целях многократной экономии государственных средств, соблюдения строительных норм и правил, а так же положений Конституции РФ в части обеспечения прав граждан, необходимо изменить трассу юго-восточной хорды с проектируемого проезда по живому населенному пункту на пустующие земли.

- Все это мы хотели вынести на публичных слушаниях. Нас публично не услышали, - говорит Метчина. - На наших землях еще и курганы древних вятичей, и неразработанные культурные слои – это же все пропадет безвозвратно… -перечисляет она.. – А церковь… Т о, что ее обходят, на карте видно, но: отступ от железной дороги минимальный - 25 метров. Я сама рулеткой мерила! Как можно в этом промежутке проложить шестиполосную высокоскоростную магистраль? Переживаем: не жить нашей церкви.

Тоже самое и по домам. Пишут, что не тронут, а в процессе строительная всё снесут!

Битца намерена бороться. Люди не оставляют надежды, что будут услышаны. Публично.

Как 250 лет назад власти пытались защитить от чумы Москву и Петербург

Эпидемия, бунт и власть в императорской Москве 250 лет назад

Чума: путь в Москву

Считается, что в Москву эту заразу (строго говоря, чума — не вирусная, а бактериальная инфекция) занесли с театра русско-турецкой войны, из Молдавии и Валахии. В августе 1770 года зараза достигла Киева, затем Брянска.

Увертюра в военном госпитале. Без паники!

Как развитие цивилизации связано с вирусными эпидемиями

Как развитие цивилизации связано с вирусными эпидемиями

Карантин: монастыри и генералы

Рядом с Большим Каменным мостом располагалась крупнейшая московская мануфактура того времени — Большой суконный двор. С 1 января по 9 марта 1771 года на фабрике умерли 130 человек. Фабричная администрация то ли не поняла поначалу, от чего, то ли слишком хорошо поняла: объяви, что на Суконном чума, и о сбыте продукции придется забыть .

В момент врачебной проверки в марте на Суконном дворе обнаружилось 16 больных с сыпью и чумными бубонами, а сколько разбрелось по городу, уже никто не узнал.

Фабрику закрыли, здоровых рабочих перевели на другие предприятия, а больных увезли в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, ставший первым чумным госпиталем. При этом Суконный двор так и не был окружен караулами, и многие рабочие сбежали после оглашения диагноза.

Генерал-поручику Еропкину придется вскоре воевать в Кремле и на Красной площади, и отнюдь не с чумой.

От весны до осени: Москва зачумленная

Варварские ворота Китай-города, где была Боголюбская-Московская икона Богоматери — последняя надежда на спасение брошенных в 1771-м на произвол судьбы москвичей

Варварские ворота Китай-города, где была Боголюбская-Московская икона Богоматери — последняя надежда на спасение брошенных в 1771-м на произвол судьбы москвичей

Варварские ворота Китай-города, где была Боголюбская-Московская икона Богоматери — последняя надежда на спасение брошенных в 1771-м на произвол судьбы москвичей

Императрица одной из первых поняла и другую вещь: настала пора заботиться о том, чтобы зараза не дошла до Петербурга. Интересны детали.

Велено было также не пропускать проезжающих из Москвы не только к Санкт-Петербургу, но и в местности между столицами. Карантины были устроены в Твери, Вышнем Волочке, Бронницах.

Все эти меры помогли предотвратить превращение московского бедствия в общероссийское. Есть данные, что чума попала из Москвы в Воронежскую, Архангельскую, Казанскую и Тульскую губернии, но общенациональной пандемии не случилось.

Однако стоило в июле установиться теплой погоде, иллюзии рухнули. Смертность стала превышать 100 человек за сутки, вымирали целые улицы в Преображенской, Семеновской и Покровской слободах.

Простонародью тоже было не до веселья. Принудительные карантины и изоляторы, дезинфекция жилищ огнем и дымом, закрытие рынков и бань, остановка работ на фабриках, повсеместное сжигание платья и вещей умерших — вот повседневная жизнь зачумленной Москвы.

На улицах круглосуточно горели костры из навоза или можжевельника.

Бывало, что трупы выбрасывали на улицу или тайно зарывали в огородах, садах и подвалах, несмотря на указ императрицы с угрозой вечной каторги за сокрытие информации о заболевших и умерших.

Чума 1771 года вынудила Екатерину II выступить в роли главного санитарного врача России

Чума 1771 года вынудила Екатерину II выступить в роли главного санитарного врача России

Власти Москвы признали скачок радиации на месте Юго-Восточной хорды. Но делать с этим ничего не собираются

Борьба жителей района Москворечье-Сабурово со столичными властями идет уже второй год — люди протестуют против строительства новой дорожной развязки через Москву-реку. Юго-Восточная хорда в народе сменила название и стала Радиоактивной. И неслучайно: ее хотят провести через свалку радиоактивных отходов рядом с Московским заводом полиметаллов (МЗП).

Технические неполадки

Причина скачков — тяжелые аэрозоли или утечка газа

Там синхронно происходят всплески меньшей амплитуды, но в любом случае надфоновое значение существенное, это не может быть объяснено исключительно фактором помех

Активисты, среди которых есть физики-ядерщики, экологи и даже инженер-испытатель оборудования радиационного контроля, считают, что на склоне должен присутствовать какой-то внешний источник возбуждения радиационного свойства — это единственное здравое объяснение происходящего.

Так из-за чего произошел скачок радиации?

Причем даже небольшие скачки радиации, которые ежедневно засекают приборы, могут свидетельствовать о том, что в глубине склона находятся большие объемы загрязнения. Тогда работы по строительству хорды проводить категорически нельзя.

Это важно, потому что официальная позиция мэрии такова, что большие массивы загрязнения есть только на северо-восточном склоне, который вдоль реки, а на юго-восточном склоне, который примыкает к Замоскворечью, там якобы массивных залежей на глубине нет

На кону человеческие жизни

Основной объем радиоактивных отходов Московского завода полиметаллов находится между МЗП и Москвой-рекой, по части этой территории будет проходить хорда. Столичные власти отказываются переносить строительство, чтобы провести исследования и рекультивировать зараженный грунт. Из этого вытекает главная проблема: на территории будут работать люди.

Там, где планируется хорда, они не хотят сначала провести исследование, очистить склон, а потом проводить хорду. Они хотят сразу — во время строительных работ постепенно это очищать

Но такие работы опасны для рабочих. По словам Тарасова, часть из них хорошо понимает риски и не собирается продолжать работать после того, как их направят на другой берег реки, загрязненный радиоактивными отходами.

Читайте также: