Интегрированный урок биологии и икт вирусы

Обновлено: 23.04.2024

Загрузить презентацию (817 кБ)

Загрузить презентацию (795 кБ)

Загрузить презентацию (589 кБ)

Цель урока: Продолжить формирование научной картины мира, его многообразия, рассмотрев особенности вирусов, как неотъемлемой части живой природы.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями жизнедеятельности;
  • Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений;
  • Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций.
  • Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность;
  • Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью;
  • Совершенствовать навыки общения.
  • Совершенствовать умения работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
  • Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения;
  • Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни.

Оборудование: Учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.

Тип урока: Урок – дебаты. Изучение нового материала; первичное закрепление знаний.

Технологии: ИКТ, игровая, групповая, дифференцированный подход, здоровьесберегающая.

Функциональная компетентность современного учащегося характеризуется свободой ориентации в информационном поле, знанием множества точек зрения, умением выбирать и обосновывать свой выбор, искусством самостоятельного решения познавательных проблем средствами информации и коммуникации.

Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры “Дебаты”.

Урок-дебаты дает учащимся возможность поиска, анализа, обобщения, самостоятельной работы и самооценки.

Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:

  • Обучающие (закрепление, актуализация полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками)
  • Развивающие (развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, логики, критического мышления, что позволят сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения)
  • Воспитательные (формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы)
  • Коммуникативные (учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

Наряду с внешними и внутренними факторами дебатов их нельзя рассматривать вне способностей и умений человека. В число таких умений входит способность действовать рационально, т.е. строить свою деятельность, следуя некоторой оптимальной методике или тактике. Очень важным является умение не столько хорошо говорить и доказывать, сколько хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастным, коммуникабельным и иметь смелость признаваться в своей неправоте.

Преимущества технологии “Дебаты”:

  • формирование критического мышления учащихся
  • дифференциация содержания учебного материала
  • обеспечение индивидуализации учебной деятельности
  • разнообразие форм и методов обучения
  • формирование функциональной компетентности учащихся

Дебаты – это эффективное средство обучения, новая педагогическая технология, что предопределяет применение методики дебатов на уроках естественнонаучного цикла (биология, география, естествознание и т.д.)

Ход урока

I. Мотивация.

Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?

На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ – науки изучающей вирусы.

Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими .Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.

История открытия вирусов.

В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает “жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ).

Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.

С момента его открытия возникло немало вопросов: Вирусы!

– Это существа или вещества?

– Они живые или неживые?

–Они Кто или Что?

Я предлагаю и вам ребята ответить на эти вопросы, но для этого мы должны поставить перед собой ЦЕЛЬ: Изучить строение, классификацию и значение вирусов. /см. приложение 1/

Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся.)

Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”! давайте, для того чтобы узнать, как устроены вирусы, отправимся с вами в виртуальную вирусную лабораторию.

Строение вирусов.

Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов!

Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.

В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги).

Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.

Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом. Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса. Вирусы – это внутриклеточные паразиты!

Строение вируса

Вирусная частица состоит из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.

Химический состав

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими .

Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа

Функция.

Нуклеиновых кислот - Хранилище наследственной информации.

Белковой оболочки - Защитная. Ферментативная.

Предлагаю Вам для закрепления материала ПРОВЕСТИ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ, используя подручные средства, предложенный план строения, смоделировать строение вируса используя технику ОРИГАМИ!

Это ВИРУС, поражающий бактерии – БАКТЕРИОФАГ, он имеет такое же строение как остальные вирусы, имеет особую форму и его тело разделено на голову и хвост.

Так просто не устроен ни один живой организм. Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных и бактерий?

Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в информационных листах Задание №4 Сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу информационного листа.

Проверяем результаты и делаем вывод!

Вывод: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.

Вывод: вирусы – это неклеточная форма жизни.

Рассмотрим путь проникновение вируса в клетку -ЭНДОЦИТОЗ. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:

Посмотрим, как это происходит.

  • Этап 1. Прикрепление вируса к клетке.
  • Этап 2. Проникновение вируса в клетку.

Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. Происходит репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение).

Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Происходит сборка вирионов.

Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

(Демонстрация интерактивной модели )

Вирусы, поступившие в живую клетку:

  • управляют клеточным механизмом клетки-хозяина
  • вносят в клетку только свою генетическую информацию.

Мы теперь можем с вами сказать , что происходит с самой клеткой? Она гибнет, оболочка ее лопается и вирионы выходят из клетки-хозяина . вызывая тем самым многие опасные заболевания! Вирус гепатита размножается в клетках печени, вирус гриппа в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита в клетках нервной ткани и т.д.

– Где размножается Вирус иммунодефицита человека?

Ответ на этот вопрос нам подготовил Анненков Александр

Учитель: Вакцины против ВИЧ нет!

В течение последних 100 лет ученые не раз меняли свое представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней.

Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?

Вспомним, что и мы в начале урока поставили перед собой вопрос : Вирусы! – Это существа или вещества? – Они живые или неживые?

Вирусы – это Что или Кто?

ДЕБАТЫ

В начале дебатов распределяются обязанности между членами команды :

  • Спикер команды,
  • Ответственный за информацию из энциклопедии,
  • Ответственный за информацию из Интернет-ресурсов.
  • Ответственные за выполнение практической части.

В ходе дебатов спикеры команд поочередно выступают с речью, чтобы продемонстрировать судье - эксперту большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов.

Для подготовки к ДЕБАТАМ команды могут использовать данные энциклопедий, учебника и пользоваться Интернет-ресурсами. Так же в течение всей игры проводится мониторинг информационных листов. Для подтверждения своих позиций команда должна сделать: электронный коллаж на заданную тему.

Каждой команде на протяжении дебатов дается время – таймаут на подготовку к выступлению не более 5-ти мин.

Решение о победе какой-либо из сторон в дебатах выносит третья, независимая, сторона – эксперт, который вносит свои оценки в протокол.

Эксперту - судье в конце дебатов предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались наиболее доказательными и значимыми.

Подведение итогов игры.

Учитель: Вопрос о том, где находится грань между "живым" и "неживым" до сих пор не определён официальной наукой. С появлением микроскопа, когда учёным удалось увидеть клетку, они посчитали её элементарным живым объектом. Все тела, которые состоят из клеток, стали считаться живыми, а все остальные тела, не имеющие клеточной структуры - неживыми. Но вскоре были открыты вирусы, и это открытие внесло разлад в ряды учёных.

Я предоставляю слово нашему СУДЬЕ –ЭКСПЕРТУ.

Эксперт: Безусловно, эти частицы обладают некоторыми свойствами живых объектов: они способны к паразитизму, репликации, содержат генетический материал и подвержены мутациям (случайным генетическим изменениям). Но в то же время ряд признаков живых организмов у них отсутствует: вирусы не имеют клеточного строения, лишены процессов метаболизма (под метаболизмом понимают совокупность биохимических процессов в клетке), а размножаются только внутри определенных клеток-хозяев.

Учитель: Спор о том, считать вирусы живыми или неживыми, продолжается без малого сорок лет — с тех пор, когда были раскрыты закономерности их развития. Все сущее на Земле довольно легко удается классифицировать как живое или неживое, однако к вирусам подобный подход неприменим.

– Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

– Вывод: Вирус- Отдельная Биосистема Организменного уровня.

(Запишите вывод в конце информационного листа!)

Итак мы получили ответы на наши вопросы , которые мы поставили перед собой в начале нашего урока !

Но я считаю, что нельзя закончить урок не поговорив о вирусе гриппа и его разновидностях – Свинной горпп, Птичий грипп.

Сейчас наступил очень тревожный период когда по стране господствует вирус ГРИППА. До сих пор нет надежной вакцины от гриппа.

Этот вопрос осветит ________________________________.

Учитель: Нельзя не сказать о роли вирусов!

Роль вирусов:

Вирусы широко распространены в природе и могут вызывать различные заболевания растений, животных и человека.

Более десяти основных групп вирусов опасны для человека.

Поэтому, чтобы победить врага, превратить его в помощника нужно знать его природу и сущность.

Головокружительные успехи, сделанные при изучении вирусов, не только раскрывают характер вирусных болезней, но и помогают глубже понять природу самой жизни. Сегодня без вирусов невозможно было бы представить бурное развитие науки БИОЛОГИИ. В настоящее время вирусами интересуются биологи разных специальностей — вирусологи, цитологии, бактериологи, эпидемиологи, инфекционисты, биохимики, генетики, иммунологи, зоологи, научные работники медицинских и научно-исследовательских институтов и лабораторий.

Вирусы являются объектом нано – биотехнологий, генной инженерии, а также регулируют численность живых организмов в биосфере.

И в заключение мой СОВЕТ.

  • Ведите правильный образ жизни!
  • Соблюдайте правила личной гигиены!
  • Занимайтесь спортом!
  • Остерегайтесь больных людей !
  • Следите за своим здоровьем!

И вирусы вас будут нипочем!

С 13.10 в кинотеатрах Москвы и Московской обл. началась премьера фильма БИОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА ЗАРАЖЕНИЕ – этот фильм предупреждение всем нам:

ВИРУС МОЖЕТ БЫТЬ СМЕРТЕЛЕН!

ВРАЧИ МОГУТ БЫТЬ БЕССИЛЬНЫ!

НО ПРОЙДЕТ ВРЕМЯ, И ЛЕКАРСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДУТ!

Подробно о фильме вы можете познакомиться на сайте , который найдете в рекламных брошюрках! /РАЗДАТЬ/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки биологии позволяют моделировать различные жизненные ситуации, задания, которые школьники выполняют на основе текста учебника, научно-популярных статей, художественных, авторских, энциклопедических и публицистических текстов. Текст, при этом может быть словесным, в виде схемы, таблицы, графика, диаграммы.

Данная разработка урока содержит задания, которые учащийся выполняет по тексту учебника и раскрывает материал урока, а затем выполняет ряд разнообразных заданий на основе энциклопедического и авторского текста с использованием инфографиков научной и социальной направленности. Учащиеся, выполняя задания, выходят за пределы учебных ситуаций и применяют свои биологические умения и навыки, при решении нестандартных жизненных задач сталкиваясь либо с противоречиями, либо с научными фактами, а так же умением выбирать главное для сохранения своего и других людей здоровья.

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности и значении в жизни человека.

1. Изучить особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, особенности строения вирусов; описать механизм проникновения вируса в клетку; рассмотреть особенности размножения вирусов; познакомиться с вирусными заболеваниями.

2. Рассмотреть и ознакомиться с мерами предупреждения инфекционных заболеваний.

3.Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;

Метапредметные результаты:

Познавательные: знать определения, осуществлять решение проблемных задач по изучаемым процессам и объектам, применять на практике полученные теоретические знания, работать с материалом разного уровня сложности, объяснять результаты работы по заданиям, формулировать выводы.

Регулятивные: самостоятельно определять цели и задачи урока, выполнять задания по плану и представлять результаты деятельности, прогнозировать результат деятельности

Коммуникативные: строить продуктивные взаимодействия со сверстниками, вести диалог, работать в группе

Предметные результаты:

Выпускник на базовом уровне научится:

сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных инфекций.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и различными источниками информации, частично поисковый, работа в группах.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Технологии: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная, элементы технологии критического мышления и технологии деятельностного метода, групповая.

Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточный материал, рабочие листы для учащихся, учебник Биология Общая биология 10-11 классы: учебник /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. -М. :Дрофа, 2017.

Ход урока
I. Оргмомент

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке!
Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.

II. Актуализация знаний и умений

- Внимание на экран. Слайд 1

- Ребята, что объединяет иллюстрации на слайде? /ответы детей/

- Все верно ребята. Здесь изображены различные виды клеток - единица строения всех живых организмов.

- В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако на рубеже XIX и XX вв. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых имеют неклеточную природу: они слишком малы и проникают даже в самую мелкую клетку.

- Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? /правильно, о вирусах/ Слайд 2

- Тема нашего урока: Вирусы – неклеточные формы жизни.

/записываем тему урока/ Слайд 3

- Согласно теме урока давайте выведем цель. Слайд 4

- Чему мы научимся? Слайд 5

Находить отличительные признаки вирусов от живых организмов

Различать многообразие вирусов

Объяснять механизм проникновения вирусов в клетку

Соблюдать меры профилактики вирусных инфекций

III. Изучение нового материала

- Ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

Вирусы – это вещества или существа?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить? Слайд 6

- Когда впервые стало о них известно?

ФИО ученого

Вклад ученого в открытие вирусов

Дмитрий Иосифович Ивановский

1982г. Открыл вирус табачной мозаики

1917г. открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.

Вирус прикрепляется к клетке.

Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).

Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.

Синтез вирусных белков, самосборка капсида.

Выход вирусов из клетки.

Проверка: 14253

Заболевания, вызываемые вирусами

Заболевания

Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев картофеля.

Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей и др.

Оспа, корь, грипп, краснуха, бешенство, энцефалит, СПИД и др.

- Посмотрите на Слайд 10, мы уже много узнали о вирусах, давайте заполним, недостающую информацию в приведенную таблицу слайда /есть у ребят в рабочих листах/

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

Коронавирус вызывающий заболевания человека

COVID-19 (аббревиатура от англ. COronaVIrus Disease 2019), ранее коронавирусная инфекция 2019-nCoV — потенциально тяжёлая острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV).

SARS-CoV-2 не является новым вирусом, а принадлежит к новому штамму (разновидности) уже известного семейства коронавирусов.

2400–3300 годы до н.э. — возникли первые известные нам коронавирусы (дата установлена в результате филогенетического анализа).

1931 год — впервые описана коронавирусная инфекция у кур.

1965 год — описан первый выявленный коронавирус у человека.

2002 год — обнаружен первый опасный коронавирус SARS-CoV.

2012 год — обнаружен опасный коронавирус MERS-CoV.

2019 год — обнаружен опасный коронавирус SARS-СoV-2 вызывающий инфекционную болезнь COVID-19.


Инфографика1: 7 штаммов коронавирусов, которые могут заражать человека.

На данный момент установлено более 40 штаммов коронавирусов. Человека могут заражать 7 штаммов. Среди них 4 относительно неопасных: HCoV-229E, HCoV-NL63, HCoV-OC43, HCoV-HKU1 и 3 опасных: SARS-CoV, MERS-CoV и SARS-CoV-2.

Постепенно изменяясь, вирус перешёл от животных к человеку и приспособился к жизни в человеческом организме.

Штамм SARS-CoV-2 постоянно изменяется, поэтому у него есть различные мутации. Но он мутирует медленно по сравнению с другими РНК-содержащими вирусами: в 2 раза медленнее вируса гриппа и в 4 раза медленнее ВИЧ.

Передача от животных обуславливает повышенную опасность вируса для человека, так как наша иммунная система не привыкла с ним сталкиваться. Похожая история передачи от животных к человеку произошла с коронавирусами SARS-CoV в 2002 году (перешёл от цивет) и MERS-CoV в 2012 году (перешёл от одногорбых верблюдов). Совсем недавно было обнаружено, что кошки, хорьки и тигры также могут заражаться SARS-CoV-2. Также неясно, как SARS-CoV-2 мог перейти с летучих мышей на ящеров (панголины) или других животных. Вероятно, сперва SARS-CoV-2 передавался только от животных к человеку, а затем мутировал и хорошо приспособился для передачи от человека к человеку.

Некоторые домашние животные (кошки, собаки, хомяковые) могут заражаться коронавирусом примерно с такой же частотой, как и люди, но не заражают человека. Кошки не только заражаются, но и могут болеть (обычно в легкой форме) и заражать вирусом других кошек. Симптомы COVID-19 у домашних животных обычно незначительны или отсутствуют. Единственные животные, которые смогли заразить человека коронавирусом — это норки. Известны случаи, когда рабочие на ферме заразили норок, а те заразили вирусом людей.


Инфографика 2: Упрощённая модель SARS-CoV-2.


Инфографика 3: что коронавирус делает с организмом?

Вирус передаётся воздушно-капельным путём через вдыхание мелких капель, распылённых в воздухе при кашле, чихании или разговоре. Капли с вирусом могут попадать на поверхности и предметы, а затем инфицировать прикоснувшегося к ним человека через последующие прикосновения к глазам, носу или рту. Вирус может оставаться жизнеспособным в течение нескольких часов, попадая на поверхности предметов. На стальных поверхностях и на пластике он может сохраняться до 2—3 дней

Все меры можно поделить на несколько категорий.

Тщательно и часто мойте руки: после улицы и многолюдных мест, после кашля и чихания, после посещения общественных туалетов, перед едой и т.д. Достаточно обычного мыла, чтобы разрушить защитную оболочку вируса и тем самым уничтожить сам вирус.

Дезинфицируйте личные вещи: смартфоны, часы, очки, браслеты, наушники и всё то, что вы носите и периодически снимаете с рук и лица.

Избегайте прикосновений к лицу, особенно ко рту, носу и глазам..

Соблюдайте дистанцию с людьми 1–2 метра, особенно с теми, которые кашляют, чихают или имеют повышенную температуру тела. Даже при разговоре люди выделяют в окружающее пространство довольно много частичек слюны. Этот аэрозоль может оставаться в закрытом помещении без циркуляции воздуха в среднем 8–14 минут. Воздержитесь от рукопожатий и других прикосновений к людям на улице.

Избегайте многолюдных мест, особенно мероприятий, скоплений людей в помещениях, общественного транспорта и др.

Хорошо проветривайте помещения, в которых вы находитесь. Аэрозоль с частичками вируса особенно сильно накапливается в помещениях с плохой вентиляцией воздуха. По этой же причине социальные контакты безопаснее на открытом воздухе, чем в закрытых помещениях.


Инфографика 4: коронавирус симптомы и защита.


Инфографика 5: что может защитить от передачи и заражения COVID-19?


Инфографика 6: типы анализов на коронавирус.

Задание №1. Определите, истинно или ложно данное соответствие:

1) Вирус – клеточная форма жизни

2) Вирус – небольшие размеры

3) 1965г – описан первый коронавирус человека

4) Штамм - SARS-CoV-2

5) COVID-19 - РНК содержащий вирус

6) COVID-19 - вызывается коронавирусом SARS-CoV-2

Ответ: 1-нет, 2-да, 3-да, 4-да, 5-да, 6 –да.

(3 балла – по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

Ответ: №3 Приведен верный ответ – 1 балл.

Задание 3. Вирусные заболевания: грипп, COVID-19 – распространенные заболевания среди людей. Несмотря на систематические заболевания, в человеческом организме не формируется прочный иммунитет. Объясните, почему так происходит.

Ответ: Вирусы сильно мутируют, поэтому иммунитет к одной форме вируса не защищает от другой его формы.

Приведен верный ответ – 2 балла.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.

Ответ: Через слизистую носа, рта и глаз.

Приведен верный ответ – 1 балл.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.


Ответ: Верно.

Приведен верный ответ – 1 балл.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.

Ответ: Поражает легочные альвеолы.

Приведен верный ответ – 1 балл.

Другие ответы ИЛИ Ответ отсутствует – 0 баллов.

Ответ на утверждение

Симптомы, способы защиты и передачи COVID-19

1. Вирус передается воздушно-капельным путем и контактным путем

2. Симптомами заболевания может служить: боль в горле, сухой кашель, одышка

3.Рекомендуемая дистанция менее 1м

4. Ношение маски в местах скопления людей не обязательно

5. Проветриваемое помещение и мытье рук увеличивает вероятность защиты от вируса

6. Симптомом заболевания является только повышенная температура

Ответ: А – 1, 2,5 Б – 3,4,6

(3 балла – по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

Задание 8. Граждане любого государства интересуются эпидемиологическими новостями в мире, стране, населенном пункте, где они проживают. Какие анализы можно сдать, и удостоверится, что я не болею и не болел этим вирусом? Для каждого типа анализов запишите как получают образцы анализов, что дает результат анализа и ограничения. Внесите нужную информацию в таблицу.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о влиянии биологических и компьютерных вирусов на человека и человечество и выяснить, какие из них наиболее опасны.

Задачи урока:

  • Усилить познавательный интерес, развить интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.
  • Преподать опыт ведения диспута.
  • Сформировать ответственное отношение к своему здоровью, как к ценности.
  • Сформировать культуру здоровья для профилактики вирусных заболеваний, а также культуру работы с информацией на компьютере и в компьютерных сетях;
  • Сформировать навыки работы с дополнительной информацией.
  • Сформировать навыки публичного выступления и ведения диспута.

Форма урока: урок-занятие в форме диспута.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация к уроку, карточки экспертов, памятки выступления.

Подготовка урока:

1. Работа учащихся с учебниками по биологии и информатики.

2. Работа учащихся с научно-исследовательскими сайтами в сети Интернет.

3. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает индивидуальное задание и разрабатывает выступление, отражающее значимость выделенной проблемы. Одна из групп берет на себя функцию экспертов и получает индивидуальное задание: оценить выступление других команд.

4. Группы учащихся получают памятки по ведению дискуссии, группа экспертов – оценочные бланки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: приветствие, подготовка обучающихся к работе

Олег Валерьевич: позвольте с Вами не согласиться компьютерные вирусы, намного опасней для человечества. Исследователи компании Fortinet предсказывают, что в будущем компьютерные и биологические вирусы будут все больше сближаться, а границы между биологическим и цифровым миром размываются уже сейчас.

Светлана Владимировна: Олег Валерьевич, мне кажется, что нам с Вами вдвоем не решить самим этот спор, давайте призовем к помощи учеников и наших гостей, может быть они помогут нам в решении столь серьезного вопроса.

Олег Валерьевич: С Вашим предложением я полностью согласен. Но перед тем как мы начнем наш диспут, давайте озвучим основные принципы его ведения.

На экране появляется СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ:

  • Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  • Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  • Говори просто и ясно, логично и последовательно
  • Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
  • Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
  • Не повторяйся и не повторяй слов других.
  • Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
  • Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

План ответа выступающего:

  • Приветствие. Озвучивание проблемы.
  • Краткая информация о проблеме.
  • Доказательная база.
  • Выводы. Призыв к общественности и экспертам. (Таким образом…)
  • Временные рамки выступления 2-3 минуты

Знакомство экспертов с оценкой выступлений.

Критерии оценки выступления экспертами

Ученик 1

Ученик 3

Ученик 5

Ученик 7

Итого

Аргументированность
(от 1 до 5 баллов)

Актуальность информации
(от 1 до 5 баллов)

Логика изложение материала
(от 1 до 5 баллов)

Оригинальность подачи материала (от 1 до 5 баллов)

Итого:

Светлана Владимировна: перед началом диспута хотелось бы узнать путем голосования, какой вирус, по вашему мнению, более опасен. Гости также могут присоединиться к голосованию.

Ученик первый (биология) – Здравствуйте. Вирус — это неклеточный инфекционный организм, который может размножаться только внутри живых клеток. Кстати, с латинского это слово переводится дословно как "яд".

Начало исследованиям было положено в 1892 году. Тогда Дмитрий Ивановский опубликовал свою статью, в которой описывал патоген растений табака. В 1898 году Мартином Бейеринком был открыт вирус табачной мозаики. С того момента учёные описали уже около 6000 различных вирусов, хотя они полагают, что существует их более 100 миллионов. Хочется отметить, что эти образования - самая многочисленная биологическая форма, которая присутствует в любой экосистеме на Земле. Изучением их занимается вирусология, а именно - раздел микробиологии. Таким образом, вирус – это понятие чисто биологическое, поэтому его использование как понятия в информатике является грубым нарушением.

Ученик второй (информатика): Все дело в том, что эти программы очень схожи по способу своего распространения с биологическими вирусами. Как одни, так и другие постоянно репродуцируют себя, постепенно захватывая все новые и новые участки организма. Более того, и компьютерные, и биологические вирусы не ограничиваются одним носителем, а постоянно заражают все большее количество жертв.

Олег Валерьевич: механизмы проникновения компьютерных вирусов разнообразны. А разве биологические вирусы могут обладать таким же свойством?

Ученик четвертый (биология): Мы можем согласиться, что биологические и компьютерные вирусы могут объединять некие общие свойства, но разве можно открыто заявлять о том, что механизмы заражения биологическими вирусами, точно такие же, как и у компьютерных. Биологический вирус проникает через защитную оболочку клетки, которая, по идее, не должна пропускать вредоносные вещества, и захватывает контроль над клеточным синтезом. Вирус подменяет собой функции клеточного ядра, содержащего молекулы ДНК, кодирующие создание необходимых веществ, за которые отвечает данный тип клеток. Он подставляет свою ДНК вместо ДНК клетки, заставляя клетку синтезировать свои копии. Вирусы могут поражать не только отдельную клетку или человека, как отдельную биологическую единицу, но и целые биологические системы, за счет переноса вирусов от одного человека к другому. Несмотря на территориальную принадлежность заражения биологическим вирусом, велика вероятность, что переносчики заболевания могут расширить территорию заражения за счет постоянной миграции.

Олег Валерьевич: Мы внимательно выслушали участников двух команд. Хотелось бы узнать у всех присутствующих, изменилось ли ваше мнение относительно опасности вирусов. И сделаем мы это снова путем голосования.

Светлана Владимировна: Известно, что многие биологические вирусы опасны тем, что обладают свойством изменчивости в результате мутации, что приводит к сложности борьбы с ними. Есть ли у компьютерных вирусов такие свойства?

Ученик пятый (биология): Однозначно биологические вирусы отличаются от остальных представителей живого мира не только своими малыми размерами, избирательной способностью размножаться в живых клетках, особенностями строения наследственного вещества, но и значительной изменчивостью. Изменения могут касаться формы, патогенности и антигенной структуры. Науке известны факты, когда вирусы изменяют свои свойства как в естественных условиях, так и в эксперименте. В основе таких изменений свойств вирусов лежат два процесса.

Мутация - изменение последовательности нуклеотидов в определенном участке генома вируса, ведущее к изменению фенотипических свойства.

Рекомбинация - обмен генетическим материалом между двумя близкими, но отличающимися по наследственным свойствам вирусами.

Мутациям чаще всего подвергаются РНК-вирусы, так как молекула РНК менее стабильна. Вирусы мутируют и начинают представлять особую опасность для человека. Самыми распространенными являются вирусы гриппа и иммунодефицита человека (вызывающего СПИД).

Ученик шестой (информатика): В случае компьютерного вируса говорить следует не о мутации, а о процессе полиморфизма. Полиморфизм компьютерного вируса - специальный механизм, позволяющий вредоносному коду меняться от заражения к заражению. Полиморфный вирус - вирус, предпринимающий специальные меры для затруднения своего обнаружения и анализа. Не содержит ни одного постоянного участка кода. В большинстве случаев два образца одного и того же вируса-полиморфика не будут иметь ни одного совпадения. Достигается это за счет шифрования основного тела вируса и существенной модификации от копии к копии модуля-расшифровщика.

Кроме этого свойства существуют следующие особенности, которые сближают компьютерные вирусы и биологические:

  • период основной активности – большинству биологических вирусов необходимо время чтобы достичь критической массы для максимальной эффективности заражения. Существуют некоторые компьютерные вирусы, запрограммированные на активизацию в определенное время и определенный день;
  • повторное заражение – некоторые компьютерные вирусы постоянно обновляются, поэтому инфицированная машина всегда остается под контролем злоумышленников.

Но при этом, в отличие от биологических вирусов вирусы компьютерные способны к самоупаковыванию, шифрованию, что очень сильно затрудняет механизмы профилактики и борьбы с ними.

Олег Валерьевич: ежегодно компьютерные вирусы наносят непоправимый ущерб экономике многих стран, который может исчисляться десятками миллиардов долларов. А какой ущерб могут нанести биологические вирусы?

Ученик седьмой (информатика): Компьютерный вирус Chernobyl фактически полностью вывел из строя около 500 тысяч персональных компьютеров, а убытки оцениваются в 1 млрд долл.

Компьютерный вирус MyDoom все еще удерживает звание самого разрушительного за всю историю. Ущерб от него оценивается в более чем 38 млрд долл. Кроме того, последствия от MyDoom были серьезными и продолжительными.

Кампания Fortinet пошли дальше в своих исследованиях, предположив, что компьютерные вирусы в скором времени начнут поражать человека. В качестве примера приводится создание электронных протезов. Как только эти устройства начинают взаимодействовать с внешней машиной, что необходимо на определенном этапе, теоретически они становятся уязвимыми для компьютерных вирусов.

Ученик восьмой (биология): Ежегодно во время эпидемий гриппа и подобных ему заболеваний в мире болеют до 5 миллионов человек и до 500 тысяч умирают. Эпидемии вирусных заболеваний также наносит огромный экономический ущерб. Расчеты экспертов США показали, что за последние годы только эпидемии гриппа обходятся ежегодно в сумму до 167 миллиардов долларов.

Светлана Владимировна: Чтобы подвести итог нашего диспута и ответить на главный его вопрос необходимо подытожить, насколько схожи друг с другом компьютерные и биологические вирусы, заполнив таблицу на доске.

Олег Валерьевич: Пока участники команд заполняют на доске сравнительную таблицу, мы предлагаем нашим экспертам подвести итоговые результаты выступления участников команд.

Выступление членов экспертной группы.

Два представителя от каждой команды заполняет таблицу на интерактивной доске. После заполнения таблицы на экране появляется культурный образец сравнения правильности выполнения.

Светлана Владимировна: Глядя на таблицу можно с большой уверенностью сказать, что между компьютерными и биологическими вирусами много общего. Поэтому велика вероятность того, что ученые правы и в скором времени компьютерные и биологические вирусы смогут наносить ущерб здоровью человека.

Олег Валерьевич: Вы можете не согласиться с данным выводом и высказать свое окончательное мнение по данному вопросу, проголосовав какой же из вирусов является наиболее опасным для человека или же их воздействие равнозначно?

Подведение итогов диспута – рефлексия.

  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;
  • могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
  • насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
  • смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
  • какие я приобрел новые знания;
  • смог ли я понять точку зрения другого;
  • интересен ли мне живой обмен мнениями.

Таким образом, цели диспута были достигнуты и поставленные задачи решены.

Домашнее задание. Опишите способы профилактики борьбы с биологическими и компьютерными вирусами.

Цель: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах борьбы с вирусами возбудителями болезней растений, животных и человека.

1. Организационный момент

2. Изучение новой темы

1) Слово учителя:

– Сегодня на уроке мы заглянем в мир одних из самых загадочных и удивительных живых организмов на Земле – вирусов. Но для начала давайте выясним, что вам о них уже известно. Давайте запишем на доске все то, что вы уже о них знаете. ( идет запись на доске высказываний учащихся).

Вирусы – неклеточная форма жизни.
Вирусы – паразиты
Вирусы – невидимы
Вызывают заболевания:
Вирусы – живые

2) История открытия вирусов. Слайды 3-8

Строение вирусов. В 1887 г. в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно краска, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.
Сельское хозяйство несло большие убытки
На место происшествия был направлен выпускник Санкт-Петербургского университета Д.И. Ивановский. Молодой ученый решил выяснить, какая бактерия вызывает болезнь табака. Надо отметить, что расцвет микробиологии пришелся на конец XIХ столетия. Микроскоп есть, методы приготовления и окраски препаратов известны. Стало быть, доказать микробную природу поражения будет нетрудно. Однако задача оказалась весьма не простой.

Просмотр огромного количества препаратов, приготовленных из экстрактов больных листьев, не принес удачи. Не удалось получить ответ на вопрос: есть ли микробы в экстрактах из пораженных листьев? В то же время при заражении здоровых листьев соком из больных (инъекции в толщу здоровых листьев) результат был всегда одинаковым: здоровые листья заболевали через 10–15 дней. Это напоминало инкубационный период, свойственный любой инфекции, в течение которого микробы, размножаясь, проникают внутрь организма и вызывают заболевание. Но прямого доказательства не было.

Однако вирусы по-прежнему оставались неуловимыми и загадочными, ведь они крайне малы, их невозможно увидеть в световом микроскопе. Вот и получилось, что вирусы стали одними из первых биологических объектов, исследованных с помощью электронного микроскопа после его изобретения в 30-х гг. ушедшего столетия.

3) Строение вирусов. Слайды 10-14

Вирусы устроены довольно просто. Самые простые состоят из нуклеиновых кислот и белков. Генетический аппарат вирусов представлен различными формами нуклеиновых кислот, такого разнообразия нет у других форм жизни. Как известно, у растений и животных генетический аппарат состоит из двухнитчатой ДНК, а РНК, выполняющая роль переносчика информации, всегда однонитчатая. У вирусов же природа будто бы опробовала все возможные варианты нуклеиновых кислот: одно- и двухнитчатая РНК, одно- и двухнитчатая ДНК. При этом ДНК может быть либо линейной, либо замкнутой в кольцо.
ДНК или РНК составляют сердцевину вируса, окруженную защитной белковой оболочкой – капсидом. Полностью сформированная вирусная частица называется вирионом. Некоторые вирусы (герпеса или гриппа) имеют также липопротеидную оболочку, образующуюся из плазматической мембраны клетки-хозяина. Вирусы, в отличие от всех остальных организмов, не имеют клеточного строения.
Оболочка вируса часто может быть построена из повторяющихся идентичных субъединиц – капсомеров. Из них образуются структуры с высокой степенью симметрии. Эти структуры и способны кристаллизоваться, что и обнаружил Д.И. Ивановский. Это свойство вирусов использовали для изучения их строения методами кристаллографии, основанными на применении рентгеновских лучей, и электронной микроскопии.

4) Жизнедеятельность вирусов. Слайды 16-17

  1. Вирусная нуклеиновая кислота размножается путем репликации
  2. Синтезируются белки капсида
  3. Происходит сборка вириона ( формирование вирусной частицы)

В результате в одной клетке образуется большое количество вирусных частиц, а клетки хозяина погибают. Возникает инфекционный процесс.

5) История болезни (рассказ об инфекционном заболевании – гриппе)

3. Викторина (проводится с учащимися класса)

А) Грипп – это воздушно-капельная инфекция?
Б) Во время болезни можно посещать школу?
В) Можно ли применять антибиотики для лечения гриппа?
Г) Нужно ли носить ватно-марлевую повязку во время эпидемии гриппа?
Д) Нужно ли укреплять иммунную систему?
Е) Что такое иммунитет?
Ж) Назовите примеры закаливания человека?
З) Нужно ли делать предупредительные прививки во время гриппа?
И) В каких продуктах питания содержится много витамина С?
К) Почему в эпидемию гриппа нужно есть много чеснока и лука?

На каждую парту (на двоих учеников) дается марля, вата, ножницы. Первые три пары по изготовлению повязки будут являться победителями конкурса.

5. Закрепление

6. Подведение итогов урока (выводы)

  1. Единство химического состава
  2. Обмен веществ и энергии
  3. Способность к самовоспроизведению
  4. Наследственность
  5. Изменчивость
  6. Способность к росту и развитию
  7. Раздражимость
  8. Авторегуляция
  1. Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют
  2. Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищи
  3. Вирусы не растут и не имеют обмена веществ
  1. Воспроизводить себе подобных
  2. Обладают наследственностью и изменчивостью

– Какой вывод можно сделать, вирусы – живые или неживые организмы?

  1. Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не могут размножаться вне клеток тех организмов, в которых паразитируют
  2. Содержат лишь один из типов нуклеиновых кислот – либо ДНК, либо РНК
  3. Для размножения нужна только нуклеиновая кислота
  4. Не имеют собственных систем метаболизма

Посмотрим на доску и проверим, все ли наши предварительные высказывания о вирусах были верными?

Проверяем высказывания, дополняем их и записываем в тетрадь.

7. Домашнее задание:

Читайте также: