Исследовательская работа вирусы передающие животными к человеку

Обновлено: 19.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Нагайбакский муниципальный район

муниципальное общеобразовательное учреждение

Областной экологический конкурс

Кадыкеева Александра Юрьевна

ученица 5 класса

Батраева Полина Александровна

учитель химии и биологии

Беседа со школьным фельдшером.……………………………………………..4

Консультация у ветеринарного врача………………………………………… 5

Полезные советы сверстникам …………………………………………………8

Введение

Я очень люблю кошек и собак. Общаясь со сверстниками, я заметила, что почти в каждой семье есть любимый домашний питомец – кошка, собака, хомячок, волнистый попугайчик. А некоторые люди любят держать у себя дома экзотические виды животных – лягушек, хамелеонов, и даже змей. Из книг я узнала: ещё в далекой древности человек начал приручать животных, художники рисовали картины хозяев и их питомцев. С тех пор нахождение их рядом с человеком является бесспорным, необходимым. Любимые домашние животные есть как у знаменитых людей, так и у простых мальчишек и девчонок.

В Египте в IV в. до н.э. кошкам писали гимны. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они приносят в дом счастье, удачу и богатство, что их место рядом с человеком и что человек от этого соседства становится добрее, терпеливее, нежнее.

Волнистые попугайчики – самые популярные декоративные комнатные птицы, наблюдение за этими грациозными и ловкими птицами доставляет большое удовольствие.

Яркое оперение, жизнерадостность, простота ухода и разведения, привязанность к человеку – все это делает волнистого попугайчика бесценным даром для детей и взрослых, приносят радость. А какое животное может быть вернее собаки? Они преданно служат своим хозяевам, охраняют жилище, охотятся вместе с человеком, смотрят умными глазами и всегда рады нам.

Я живу в сельской местности, поэтому у нас есть подсобное хозяйство. (Приложение 1).

Как любительница домашних животных я задумалась: действительно ли животные приносят радость и пользу, так ли это безопасно для здоровья человека нахождение рядом любимой кошки, собаки, попугайчика или другого питомца, что если они являются главным источником заражения? Ответы на эти вопросы и являются целью моей исследовательской работы.

Были поставлены следующие задачи :

побеседовать со школьным фельдшером;

получить необходимую консультацию у ветеринарного врача,

найти и изучить нужную информацию в различных источниках;

провести социологический опрос по теме среди учеников своей школы;

дать полезные советы детям, которые имеют домашних любимцев.

Беседа со школьным фельдшером

Если своевременно не обследовать домашнего питомца у ветеринара, то он может стать источником глистных заболеваний (аскаридоза, энтеробиоза). При этих ужасных заболеваниях глисты поселяются в кишечнике человека. Мы их совершенно не видим, но наше здоровье начинает очень страдать: пропадает аппетит, возникает сонливость, недомогание, головные боли, а в крови понижается гемоглобин. Полученные в ходе беседы с врачом сведения о самых часто встречающихся заболеваниях мы занесли в следующую таблицу.

Таблица 1. Сравнение источников заболеваний.

Заболевание

Поражаются органы человека

Кошки, собаки, домашние грызуны (хомячки, морские свинки и др.)

все органы и системы в течение нескольких лет

Кошки, собаки, больной человек

гладкая кожа, волосистая часть головы

Значит , наши домашние любимцы: кошки, собаки, волнистые попугайчики на самом деле являются источником опасных заболеваний окружающих людей.

Домашнее животное, вовремя не обследованное у ветеринара, может выглядеть совершенно здоровым и доставлять нам радость, мы забавляемся, играя со своим любимцем не подозревая, что они могут стать источником заражения.

Консультация у ветеринарного врача

Я обратилась за консультацией к ветеринарному врачу и выяснила следующее.

Домашних животных нужно обязательно обследовать в ветлечебнице с периодичностью раз в год. Молодым животным - в первый месяц после рождения, и повторная через 21 день. Шестимесячным животным – прививка против бешенства. Раз в год проводятся плановые вакцинации против вирусных заболеваний, лишая. Раз в квартал - капли и таблетки против глистных заболеваний, лямблий. Оказывается, после прививок животное, как и человек, чувствует вялость, сонливость.

Вывод: ветеринарный врач как и фельдшер ФАПа рекомендует детям и взрослым мыть руки после контакта с животными, своевременно обследовать их и делать прививки, внимательно относиться к здоровью своих питомцев, а следовательно и к своему.

Социологический опрос.

Я провела социологический опрос среди учеников нашей школы.

Было опрошено 30 детей. Из опроса стало ясно, что во всех семьях опрошенных детей есть домашние любимцы, и даже несколько. Все 30 детей ответили, что они любят своих питомцев, рады общению с ними, у них улучшается настроение.

Итак , делаю вывод: домашние любимцы приносят радость и пользу своим хозяевам!

Опрос показал, что у учащихся встречаются следующие животные: кошка (у 30 чел.), собака (у 28 чел.), попугай (8 чел.), кролик ( у 3 чел.)

Были заданы учащимся следующие вопросы:

- Как ты общаешься со своими домашними животными?

- Допускаешь ли ты нахождение домашнего животного в твоей постели во время сна?

- Моешь ли ты руки после контакта с твоими домашними питомцами?

Оказалось , что 11 из 30 детей, имеющих домашних питомцев, подвержены заразным заболеваниям по простой причине - из-за не соблюдения правил личной гигиены!

Если представить здоровье обследуемых детей в виде большой и крепкой башни и учесть количество подверженных заразным заболеваниям школьников, то наша башня оказывается не такая же уж и крепкая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: В период пандемии врачи призывают соблюдать защитные меры: носить маски, перчатки в общественных местах, соблюдать дистанцию, тщательно мыть руки. Кто –то соблюдает эти меры, а кто-то говорит, что все это бесполезно, а носить маски даже вредно. Так помогают ли защитные меры снизить риск заражения опасным вирусом или нет?

Сейчас наша жизнь резко изменилась. Появились различные ограничения: самоизоляция, масочный режим, соблюдение дистанции. Всему виной – коронавирус. Взрослые постоянно обсуждают эту тему, и я захотела узнать:

что это за вирус?

можно ли защититься от него?

Так появилась тема моего исследования.

Узнать, что такое коронавирус.

Провести опрос в группе.

Изготовить антисептик в домашних условиях.

Объект исследования – меры предосторожности

Предмет исследования –маска, перчатки, соблюдение дистанции, мыло

Гипотеза исследования:

Могут ли меры предосторожности снизить риск заражения опасным вирусом?

Методы исследования:

Чтение познавательной литературы

Изучение ресурсов интернета

2. Основная часть.

3. Практическая часть

Я продемонстрировала ребятам ряд экспериментов.

Защищает ли нас маска? Сначала, я подышала на зеркало и увидела, что оно запотело. Потом надела маску, подышала на зеркало, оно не запотело.

Вывод: можно сделать вывод, что маска снижает количество мелких капелек с вирусами, которые выделяют больные.

Защищает ли нас соблюдение дистанции? Я брызнула водой из пульверизатора на ребят с близкого расстояния, они почувствовали на себе капельки воды, потом брызнула с расстояния 2 метра, капельки воды не долетели до ребят.

Вывод: соблюдении дистанции помогает защититься от вирусов.

Защищает ли нас мыло? Я испачкала руки в муке, как будто это вирусы. Потом тщательно помыла руки с мылом. Вся мука смылась.

Вывод: мытье рук с мылом защищает нас от вирусов и бактерий.

Вывод: Перчатки хорошо справляются с защитой от бактерий и вирусов.

Итак, моя гипотеза подтвердилась.

Провела с ребятами повторный опрос. (Приложение 2).

Результат: повторный опрос показал, что почти все ребята стали пользоваться защитными мерами.

Чтобы не заболеть, необходимо соблюдать меры предосторожности:

Носить маску и перчатки, меняя их по мере необходимости;

Часто и тщательно мыть руки с мылом;

Если нет возможности помыть руки, то обрабатывать руки антисептиком.

Антисептик можно изготовить своими руками. Для этого нам понадобятся три ингредиента: спирт, глицерин и перекись водорода. Спирта нальем 100 мл. К нему добавим 2 чайных ложки глицерина. Перемешаем. Добавим 2 чайных ложки перекиси водорода. Для приятного аромата можно добавить 4-5 капель эфирного масла. Все перемешиваем. Наш антисептик готов! Перельем в удобную баночку. Теперь можно пользоваться!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студентка представила учебный проект по теме: "Вирусные заболевания человека, животных, растений" (Биология).

Соблюдены все требования к проектной работе. Прослеживаются все разделы: Введение, Основная часть, Заключение, Список используемых источников, Приложение. (В приложении описан продукт. Допустимо: фотография автора проекта с продуктом).

Проектная работа оценена была комиссией на "отлично".

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

Учебный проект на тему:

Вирусные заболевания

человека, животных, растений

группа: 1-2 специальность: Сестринское дело

Руководитель:

Преподаватель биологии: Яценко А.В.

Оценка при защите:

Председатель комиссии (подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1. Открытие вирусов 4

2. Строение вирусов 5

3. Вирусы как возбудители заболеваний 6

3.1. Заболевания человека 6

3.2. Заболевания животных 7

3.3. Заболевания растений 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

Вирусные заболевания –болезни, вызываемые вирусами, неклеточными формами жизни, представляющими собой автономные генетические структуры. Вирусы способны заражать не только практически всех представителей флоры и фауны, но и микроорганизмы. Эффективность борьбы со многими вирусами не имеет положительных результатов, так как вирусы не только имеют природный резервуар в окружающей среде, но и постоянно мутируют, в связи с чем снижается эффективность проведения вакцинопрофилактики. Одним из наиболее ярких примеров является неэффективная многолетняя борьба с вирусом иммунодефицита человека.

Мы постоянно сталкиваемся с различными вирусными заболеваниями. Они снижают качество жизни и проявляют себя в опасной роли для живых организмов. Указанный фактор обуславливает актуальность темы, выбранной для проекта.

Цель работы: состоит в ознакомлении с различными вирусными заболеваниями, затрагивающих представителей царства животных, в том числе человека, и растений.

Исследовать специальную литературу о вирусах и инфекционных заболеваниях человека, животных и растений.

Дать характеристику некоторым вирусным заболеваниям.

Создать проектный продукт.

Положения, выносимые на защиту:

Вирусы – особая неклеточная форма жизни.

Вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных и растений

Ивановский установил, что болезнь табака, распространенная в Крыму, вызывается вирусом, который обладает высокой заразительностью и строго выраженной специфичностью действия. Это открытие показало, что наряду с клеточными формами существуют живые системы, невидимые в обычные световые микроскопы, проходящие через мелкопористые фильтры и лишенные клеточной структуры.

Спустя 6 лет в 1898 г. после открытия Д.И. Ивановского гол­ландский ученый М. Бейеринк подтвердил данные, полученные русским ученым, придя, однако, к выводу, что возбудитель табачной мозаики — жидкий живой контагий. Ивановский с этим выводом не согласился. Благо­даря исследованиям Ф. Леффлер и П. Фрош в 1897 г. установили вирусную этиоло­гию ящура, показали, что возбудитель ящура также проходит через бактериальные фильтры. Ивановский, анализируя эти данные, пришел к выводу, что агенты ящура и табачной мозаики принци­пиально сходны. В споре с М. В. Бейеринком прав ока­зался Ивановский.

Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур:

Сердцевины – генетическое материала, представленного либо ДНК, либо РНК; ДНК или РНК могут быть одноцепочной или двухцепочной;

Капсида– защитной белковой оболочки, окружающей сердцевину;

Нуклеокапсида – сложной структуры, образованной сердцевиной и капсидом;

Оболочки – у некоторых вирусов, таких как ВИЧ и вирусы гриппа, имеется дополнительный липопротеиновый слой, происходящий из плазматической мембраны клетки-хозяина;

Капсомеров– идентичных повторяющихся субъединиц, из которых часто бывают построены капсиды.

Общая формакапсида отличается высокой степенью симметрии, обусловливая способность вирусов к кристаллизации. Это дает возможность исследовать их как методом рентгеновской кристаллографии, так и с помощью электронной микроскопии. Как только в клетке-хозяине образуются субъединицы вируса, они сразу же могут путем самосборки объединиться в полную вирусную частицу.

Для структурыкапсида характерны определенные типы симметрии, особенно полиэдрическая и спиральная. Наиболее распространенная полиэдрическая форма у вирусов - икосаэдр, у которого имеется 20 треугольных граней, 12 углов и 30 ребер.

Вирусы, атакующие бактерий, образуют группу, называемую бактериофагами или просто фагами. У некоторых бактериофагов имеются четко выраженная икосаэдрическая головка и хвост, обладающий спиральной симметрией.

Множество различных инфекционных заболеваний человека, животных и растений вызываются вирусами. Остановимся на некоторых из них.

Грипп– вирусная инфекция, склонная к широкому распространению. Отличается резким токсикозом, катаральными явлениями в виде ринита, заложенности носа и кашля с поражением бронхов.

Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. Также возможен и бытовой путь передачи, например через предметы обихода.

Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают в среднем 20-35% населения.Грипп и ОРВИ составляют 95% всех инфекционных заболеваний в мире.В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом и другими ОРВИ.

Полиомиелит— вирусное заболевание, при котором поражается серое вещество центральной нервной системы, так же поражается глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга, при этом наступает паралич. Вирус полиомиелита поражает конечности, то есть изменяет формы костей. Характерные изменения костей были найдены при раскопках в Гренландии на скелетах, относящихся к 500-600 годам до нашей эры.

Эффективным методом борьбы с данным заболеванием является живая полиомиелитная вакцина. Однако, вакцинация живой вакциной – это не полная ликвидация вируса – убийцы, а только замена его искусственно лабораторным штаммом, безопасным для человека. Поэтому прививание новорожденных детей является обязательным делом. Через несколько лет прививку необходимо повторить.

СПИД(Синдром приобретенного иммунного дефицита)– это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, не черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как СПИД решительно не похож ни на одну из этих и других известных болезней человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не охватывала всю планету разом. Кроме того, некоторые люди, переболев, выживали, приобретая иммунитет, и брали на себя труд по уходу за больными и восстановлению пострадавшего хозяйства. СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно могут пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как "глобальный кризис здоровья", как первую действительно всеземную и беспрецедентную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор не контролируется медициной и от которого умирает каждый заразившейся человек.

Бешенство— инфекционная болезнь, вызываемая вирусом, передающимся со слюной при укусах больными животными. Особенно часто болеют собаки и кошки, а также дикие животные (лисицы и др.). Заражение возможно также путем попадания зараженной слюны на кожу и слизистые оболочки, имеющие ранки, царапины и др.

Панлейкопения кошачьих (чума кошек) —высококонтагиозная вирусная остропротекающая болезнь. Поражает млекопитающих семейства кошачьих, куньих, енотовых и виверровых. Характеризуется поражением желудочно-кишечного тракта животных и значительным снижением общего количества лейкоцитов в крови.

Болезнь Карре(чума плотоядных)-высококонтагиозная вирусная болезнь плотоядных животных характеризуется лихорадкой, острымкатаральным воспалением слизистых оболочек, кожной экзантемой, пневмонией и тяжелым поражением нервной системы.

Мозаичность листьев - это заболевание можно распознать по разнообразным по форме пятнам и полосам, белым или желтоватым на листьях, светлым или темным на цветках. Эти пятна напоминают мозаику, которая имеет некий рисунок. Все эти круги, полосы и пятна расположены в каком-либо порядке или узоре. Помимо этого мозаичная болезнь зачастую сопровождается деформацией листа. Чаще всего такими вирусными заболеваниями болеют такие растения, как каллы, бегонии, пеларгонии, примулы, гидрангеи.

Курчавость листьев - это вирусное заболевание, которое сопровождается появлением многочисленных пятен (1-2мм) на листьях, со временем они высыхают. При заболевании листья морщинятся, становятся курчавыми, а цветки деформируются. Это вирусное заболевание так же может сопровождаться появлением светло-желтых или серо-белых пятен и полос. В основном от этого заболевания страдают такие растения, как примулы, пуансеттии, пеларгонии, гидрангеи.

Пожелтение листьев - это вирусное заболевание носит еще одно название - желтуха. Листья становятся желто-зелеными либо просто желтыми. Всё растение или отдельные побеги замедляют рост. В клетках растения накапливается много крахмала, из-за чего стебли становятся ломкими. На листьях можно увидеть мозаичный узор.

Подведя итог вышесказанному можно сказать что: вирусы - особая неклеточная форма жизни. Они имеют особое строение, постоянно мутируют, что усложняет борьбу с ними. Вирусы обладают способностью легко передаваться от больных к здоровым, а так же быстро распространяться. Вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных, растений. Среди них я назвала самые распространенные. Однако, я уверена, что ученым удастся "приручить" и заставить их работать на благо человечества. В заключение хочу сказать, что я реализовала поставленную цель своей проектной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Электронные ресурсы

В качестве проектного продукта я выбрала модель вируса СПИДа, поскольку на модели четко выражено строение и форменные элементы неклеточной формы жизни. Макет выглядит как увеличенный во множество раз вирус в разрезе.

В заключении можно прийти к выводу, что в моем проектном продукте состоит практическая значимость. Этот прототип вируса может быть использован, как учебный образец на уроках биологии и микробиологии в колледже, а так же других учебных заведениях.


Одной из актуальных тем в настоящее время является тема вируса и его лечения.

"Что такое вирус?", "Как не подцепить вирус?", "Какие меры применять, если ты заболел вирусом?"-актуальные вопросы современного общества.

Мой интерес появился к этой теме после вспышки нового вируса в Китае. В этой проектной работе мне хотелось бы найти ответы на эти вопросы.

Перед собой я поставил следующую цель: изучить влияние вируса на организм человека.

Цель я попытаюсь достичь, решив следующие задачи:

1 познакомиться с историей возникновения науки вирусологии

2 углубить свои знания о строении вируса

3 изучить научную классификацию вирусов

4 познакомиться со способами передачи вирусных инфекций

5 проверить эффективность защитных свойств медицинских масок

Объектом моего проекта является вирус.

Предмет исследования влияние на организм.

Гипотезу я выдвинул следующую: если правильно использовать средства индивидуальной защиты, то можно избежать заражения вирусными заболеваниями.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть.

По мере накопления данных об инфекционных заболеваниях различных организмов стало очевидно, что далеко не все из них вызываются патогенами, известными на тот момент — бактериями, протистами или микроскопическими грибками. В частности, Луи Пастер не смог найти агент, вызывающий бешенство, и предполагал, что этот патоген слишком мал, чтобы увидеть его в микроскоп. В 1884 году французский микробиолог Шарль Шамберлан изобрёл фильтр (сейчас известный как фильтр Шамберлана или фильтр Шамберлана—Пастера), поры которого меньше бактерий. С помощью этого фильтра можно полностью удалить бактерии из раствора. В 1892 году русский биолог Дмитрий Ивановский использовал его для изучения вида, сейчас известного как вирус табачной мозаики. Его эксперименты показали, что экстракт перетёртых листьев заражённых растений табака сохраняет инфекционные свойства и после фильтрации. Ивановский предположил, что инфекция может вызываться токсином, выделяемым бактериями, однако он не развил эту идею. В то время считалось, что любой инфекционный агент можно выделить на фильтре и выращивать в питательной среде — таков один из постулатов микробной теории болезней. Кроме того, Ивановский в оптическом микроскопе наблюдал в заражённых клетках растений кристаллоподобные тела, которые в современном понимании являлись скоплениями вирусов, впоследствии они были названы «кристаллами Ивановского.

У разных вирусов форма капсида является характерной особенностью (признаком) вириона.

Вирионы со спиральным типом симметрии, как у вируса табачной мозаики, имеют форму удлиненного цилиндра; внутри белкового чехла, состоящего из отдельных субъединиц – капсомеров, находится свернутая спираль нуклеиновой кислоты (РНК). Вирионы с икосаэдрическим типом симметрии (от греч. eikosi – двадцать, hedra – поверхность), как у полиовируса, имеют сферическую, а точнее, многогранную форму; их капсиды построены из 20 правильных треугольных фасеток (поверхностей) и похожи на геодезический купол. (Приложение1,2)

Классификация вирусных инфекций в соответствии с системой пораженных органов (например, легкие, желудочно-кишечый тракт, кожа, печень, ЦНС, слизистые мембраны) может быть клинически приемлема, хотя определенные вирусные заболевания (например, свинка) классифицировать трудно.

Инфекция верхних дыхательных путей – это, вероятно, наиболее распространенные вирусные инфекции. Респираторные инфекции с большей вероятностью могут вызвать тяжелые симптомы у детей грудного возраста, у пожилых и у пациентов с заболеваниями легких или сердца.
Респираторные вирусы включают в себя вирусы эпидемического гриппа (A и В), вирусы птичьего гриппа типа А (H5N1 и H7N9), вирусы парагриппа 1-4, аденовирусы, респираторно-синцитиальные вирусы А и В и метапневмовирус человека и риновирусы ( Некоторые респираторные вирусы).

Инфекции желудочно-кишечного тракта

Гастроэнтерит обычно вызывается вирусами и передается от человека к человеку фекально-оральным путем. Прежде всего поражаемая возрастная группа зависит от вируса:

Норовирус: дети старшего возраста и взрослые

Астровирус: обычно младенцы и маленькие дети

Аденовирус 40 и 41: младенцы

Возбудители, похожие на коронавирус: младенцы

Локальные эпидемии могут наблюдаться у детей, особенно в течение более холодного времени года.Главные симптомы – рвота и диарея.

Некоторые вирусы вызывают только поражения кожи (как при контагиозном моллюске и бородавках); другие могут вызывать системные проявления или поражения кожи на различных участках поверхности тела ( Некоторые экзантематозные вирусы).Передача, как правило, происходит от человека к человеку; переносчик альфавирусов – москит.

По крайней мере 5 специфических вирусов (вирусы гепатита А, B, C, D и E) могут вызвать гепатит; каждый вызывает определенный тип гепатита. Вирус гепатита D может заражать только в том случае, если есть гепатит B. Передача от человека к человеку происходит при контакте с зараженной кровью или выделениями и фекально-оральным путем при гепатите А и E (генотипы 1 и 2).
Другие вирусы также могут поражать печень, как часть их патологического процесса. Распространенные примеры – цитомегаловирус, вирус Эпштейна – Барр и вирус желтой лихорадки. Менее распространенные примеры – экховирус, коксавирус и вирусы простого герпеса, кори, краснухи и ветряной оспы.

Большинство случаев энцефалита вызываются вирусами ( Некоторые вирусы, поражающие нервную систему). Заражение людей многими из этих вирусов происходит при укусах кровососущих членистоногих, главным образом комаров и клещей; эти вирусы называются арбовирусами (вирусы, которые передаются членистоногими). Для таких инфекций предотвращение включает избегание укусов москитов (комаров) и клещей.

Определенные вирусы вызывают лихорадку и склонность к кровотечениям и кровоизлияниям ( Некоторые вирусы, которые, вызывают геморрагическую лихорадку и Арбовирусы, аренавирусы и филовирусы). Распространяется москитами, клещами или контактом с зараженными животными (например, грызуны, обезьяны, летучие мыши) и людьми. Профилактика включает в себя избегание контактов с переносчиками.

Инфекции кожи или слизистых оболочек

Некоторые вирусы вызывают поражения кожи или слизистой оболочки, которые рецидивируют и могут стать хроническими ( Некоторые вирусы, которые вызывают рецидивирующие или хронические поражения кожи или слизистых оболочек). Инфекции, поражающие кожу и слизистые оболочки – наиболее распространенный тип вирусной инфекции простого герпеса. Вирус папилломы человека вызывает бородавки; некоторые подтипы вызывают рак шейки матки, другие - аногенитальный рак и орофарингеальный рак.

4.1. Способы передачи вирусных инфекций

Передача при контакте от человека к человеку.

Заболевание с множественным поражением различных систем и органов

Энтеровирусы, которые включают коксакивирусы и экховирусы, могут вызывать различные мультисистемные синдромы, как и цитомегаловирусы ( Некоторые вирусы, которые вызывают заболевания множественными поражениями различных систем и органов).

Заражение происходит фекально-оральным путем.

Неспецифическое фебрильное заболевание

Некоторые вирусы вызывают неспецифические симптомы, включающие лихорадку, недомогание, головные боли и миалгию ( Некоторые вирусы, которые вызывают неспецифическое острое фебрильное заболевание и Заболевания, вызываемые арбовирусом, аренавирусом и филовирусом). Передача обычно происходит через насекомых или членистоногих.

Лихорадка долины Рифт редко прогрессирует до поражений глаз, менингоэнцефалита или геморрагической формы (у которой 50% смертность).

Быкова Алёна Сергеевна

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV.

Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease 2019").

Практически в каждой стране тысячи зараженных этим вирусом. Количество заболевших расло с каждым днем. СМИ ежедневно публикуют информацию о вирусе, но не всегда она является достоверной. Эта проблема затронула многие семьи нашей страны и нашего села в том числе. По статистике Нижегородская область долгое время находилась на 4 месте по ежедневному приросту заболевших COVID-19, после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Количество заболевших растёт с каждым днем.

Цель работы:

Расширить знания о коронавирусной инфекции и распространить подробную информацию среди школьников и учителей.

ВложениеРазмер
proekt_koronavirus.docx 425.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газопроводская средняя школа

Фадеев Егор Алексеевич

учитель биологии 1 кв. категории

Быкова Алена Сергеевна

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Теоретическая часть:
  1. Понятие коронавирус…………………………………………………5
  2. Виды семейства коронавирусов………………………………………5
  3. COVID-19………………………………………………………………7
  4. Симптомы, протекание и распространение………………………….8
  5. Понятие ОРВИ, симптомы и протекание……………………………10
  6. Отличие коронавируса и ОРВИ……………………………………. 13
  1. Практическая часть………………………………………………………13
  2. Заключение……………………………………………………………….14
  3. Источники информации…………………………………………………15
  4. Приложение………………………………………………………………16

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV.

Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease 2019").

Практически в каждой стране тысячи зараженных этим вирусом. Количество заболевших расло с каждым днем. СМИ ежедневно публикуют информацию о вирусе, но не всегда она является достоверной. По данным Роспотребнадзора, в мире по состоянию на 29 января 2021 года выявлено 101 441 144 заболевших коронавирусом, прирост за сутки составил 585 568 случаев. В России всего выявлено 3 813 048 заболевших в 85 регионах.

Практически каждый человек слышал про мировую эпидемию нового коронавируса COVID-19. Эта проблема затронула многие семьи нашей страны и нашего села в том числе. По статистике Нижегородская область долгое время находится на 4 месте по ежедневному приросту заболевших COVID-19, после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Количество заболевших растет с каждым днем.

Расширить знания о коронавирусной инфекции и распространить подробную информацию среди школьников и учителей.

  1. Изучить подробную информацию о коронавирусной инфекции и самом COVID-19, имеющуюся в сети интернет.
  2. Познакомиться с разновидностями коронавируса.
  3. Сформировать знания о путях передачи, симптоматике и протекании
  1. Выделить отличия коронавирусной инфекции от ОРВИ.
  2. Провести анонимный социологический опрос среди школьников для выявления количества переболевших COVID-19.
  3. Провести тематические классные часы и раздать информационные буклеты.

Методы решения поставленных задач: поиск информации, наблюдение, опрос, анализ, обобщение, информирование.

Коронавирусная инфекция — это группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых различными серотипами коронавирусов. Характеризуется синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения респираторного тракта, в основном верхних и средних его отделов — носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов.

Она имеет достаточно изощрённый метод проникновения в клетки организма . Поверхностные белковые "шипики" на границе вирусной частицы имитируют полезные для клетки вещества. Их ошибочно распознают трансмембранные рецепторы клетки и дают "разрешение" на вход. Иммунная система при этом не реагирует на проникновение вируса, так как она не видит оснований атаковать неопасный для организма материал. После прикрепления к клетке вирус "продавливает" клеточную оболочку и вводит в её цитоплазму свой РНК. Далее запускается сборка белков и готовых вирусных образований. После формирования вирусного нуклеокапсида готовые вирусы покидают клетку, сливаясь с внешней мембраной, а сама клетка погибает.

Коронавирусы (лат. Coronaviridae) — семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону.

Всего известно около 40 видов коронавирусов (как патогенных, так и непатогенных для человека).

Впервые коронавирусы были обнаружены в 1965 году учёными Д. Тиреллом и М. Бино у пациента с ОРВИ. До 2002 года считалось, что коронавирусы могут вызвать у людей только нетяжёлые респираторные инфекции. Однако с этого времени в мире накопился опыт изучения тяжёлых острых респираторных синдромов, причиной которых стали коронавирусы.

Штаммы, патогенные для человека, относятся к роду Betacoronavirus. Их можно разделить на две группы:

  1. Штаммы, круглогодично приводящие к заболеваниям по типу нетяжёлого ОРВИ : HCoV-229E, HCoV-OC43, HCoV-NL63, HCoV-HKU1. Они различаются на генетическом уровне по размеру генома и свойствам антигенов. Такие разновидности коронавируса вызывают недомогание, насморк, першение в горле, небольшое повышение температуры и редкий кашель.
  2. Штаммы, приводящие к тяжёлым поражениям нижних дыхательных путей :
  3. MERS-CoV (природный источник вируса — одногорбые верблюды);
  4. SARS-CoV (природный источник вируса — летучие мыши; промежуточный носитель вируса — верблюды, циветы гималайские);
  5. SARS-CoV-2 — новый вид коронавируса, вызвавший пандемию в 2019-2020 гг. (природный источник неизвестен).

Во внешней среде стандартные штаммы коронавирусов не отличаются устойчивостью: их большая часть погибает в течение нескольких часов. При благоприятных условиях эти вирусы могут прожить до 2 суток. Они высоко чувствительны к бытовым дезинфектантам (гибнут за 2 минуты), высушиванию, солнечной радиации, нагреванию свыше 56°С (инактивируются за 10-15 минут).

Более патогенными и жизнестойкими вирусами являются MERS-CoV, SARS-CoV, SARS-CoV-2 :

  • При комнатной температуре они могут сохраняться до 7 дней в жидкой мокроте, до 3 суток на пластике и нержавеющей стали, до суток на картоне, до 4 часов на меди;
  • При оптимальных условиях они могут сохраняться до 3 часов в форме аэрозоля, до 4 суток в моче и фекалиях;
  • При замораживании вирусы сохраняются до 3 недель;
  • Небольшое нагревание (свыше 56°С) уничтожает их не более чем за полчаса, 70 % спирт и 0,5 % раствор перекиси — за минуту;
  • Солнечное ультрафиолетовое излучение сокращает жизненный цикл таких вирусов, но не приводит к их быстрой инактивации. Кварцевание уничтожат вирусы эффективнее естественного ультрафиолета, но его можно использовать при отсутствии людей в помещении, так как они рискуют получить ожоги. Кварцевые лампы применяются только в медицинских учреждениях, операционных, лабораториях. В домашних условиях для профилактики коронавируса и других вирусных респираторных болезней они малоэффективны, а при большой мощности могут быть опасны. Для профилактики рекомендована обработка поверхности антисептиком с содержанием спирта от 70 % и дезинфицирующими средствами.
  • в лабораторных условиях при заморозке до -70°С и лиофилизации при 4°С (мягком высушивании, замораживании и помещении в вакуум) вирусы сохраняются довольно долго.
  1. COVID-19

Изучением природы вируса SARS-CoV-2 занимаются ученые всего мира, но до сих пор нет единого мнения, как он появился. Анализ генома SARS-CoV-2 показал, что, скорее всего, он является некой мутацией, образовавшейся из двух коронавирусов животных.

2.4. Симптомы, протекание, профилактика.

Источником инфекции являются больные люди (с конца инкубационного периода, включая лёгкие и бессимптомные формы болезни) и собаки, однако риск передачи вируса от животных человеку очень низкий. Штамм SARS-CoV-2 потенциально может передаваться от человека домашним животным, после чего, мутировав, возвращаться к обратно к человеку. Сейчас подтверждена лишь возможность передачи вируса от человека к кошкам и хорькам.

  1. Аэрозольный.
  2. Воздушно-капельный путь — при разговоре, чихании и кашле на расстоянии менее 2 м;
  3. Воздушно-пылевой путь — при попадании пылевых частиц с частицами вируса;
  4. Контактный — при переносе частиц вируса с заражённых участков тела или предметов в глаза, рот или нос после рукопожатий, прикосновений к дверным ручкам и пр.
  5. Фекально-оральный — при анально-оральных контактах, приготовлении пищи, несоблюдении правил гигиены после уборных.

Факторы передачи — воздух, пыль, предметы быта, пищевые продукты, загрязнённые вирусом. Чем ближе и теснее контакт здорового и больного, тем выше вероятность передачи инфекции. Повышенный риск заражения имеют медицинские работники, люди, связанные с тесным прямым общением с людьми, а также организованные коллективы.

Основные группы риска – это пожилые лица, страдающие хроническими заболеваниями.

Пока у людей нет врождённого или приобретенного иммунитета к новому типу коронавируса SARS-CoV-2, поэтому восприимчивы к заболеванию все люди на планете. После перенесённого заболевания формируется стойкий гуморальный иммунитет, но только к тому серотипу, которым переболел человек. Поэтому возможны повторные заболевания, вызванные другими типами коронавирусов.

Симптомы коронавирусной инфекции

При стандартных типах вируса инкубационный период длится 1-10 дней, при инфекции COVID-19 — до 14 дней (в среднем 5-7 дней).

Чаще всего типичная коронавирусная инфекция протекает бессимптомно или приводит к развитию малозаметных симптомов по типу ОРЗ с поражением носовой полости и глотки. Наблюдается слезотечение, щекотание в носу, насморк с необильным слизистым отделяемым, нарушение обоняния, першение или лёгкие боли в горле, сухой кашель (спустя время — с небольшим количеством мокроты). Больной чувствует недомогание, слабость, познабливание, возможны умеренные головные боли, повышение температура тела не более чем на 38°С. У детей ко всем перечисленным симптомам могут присоединиться признаки поражения пищеварительного тракта в виде дискомфорта в животе, неустойчивого стула и тошноты. В течение недели выраженность симптоматики снижается и наступает выздоровление. Иногда заболевание проявляется лишь небольшой слабостью даже при поражении около 25 % лёгких, которое визуализируется только на КТ органов грудной клетки.

У части больных могут отмечаться боли в мышцах и суставах, насморк, заложенность носа, снижение или исчезновение обоняния, першение в горле, умеренная диарея. Обычно эти симптомы развиваются постепенно и выражены неярко.

Коронавирусная инфекция у детей

Дети, как правило, переносят заболевание легче, чем взрослые. В некоторых случаях возможно развитие пневмонии. Обычно она возникает у детей с отягощённым фоном по простудным заболеваниям или лёгочной патологии.

Неспецифические меры предосторожности при коронавирусах:

  1. Регулярная дезинфекция рук (спирт убивает вирус на всех поверхностях).
  2. Соблюдение дистанции с инфицированными или потенциально инфицированными.
  3. Не прикасаться к носу, рту или глазам.
  4. Не посещать регионы, где зафиксированы вспышки вируса.

Кроме того, чтобы предотвратить распространение коронавируса важно не только уберечься от заражения, но и постараться самому не стать распространителем болезнетворного агента. А для этого следует соблюдать правила так называемой респираторной гигиены. В частности, ВОЗ рекомендует во время чихания и кашля пользоваться либо салфеткой, либо при ее отсутствии прикрывать нос и рот сгибом локтя. Эти же правила эффективны для профилактики распространения любых вирусных заболеваний, в том числе ОРВИ и гриппа. При повышении температуры, наличии кашля или проблем с дыханием важно немедленно обратиться за медицинской помощью и минимизоровать контакт с другими людьми.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – это самая обширная группа инфекций, передающихся воздушно-капельным путем и вызывающих респираторные проявления разной степени выраженности: от легкого насморка до бронхита или пневмонии . ОРВИ хотя бы несколько раз в жизни болеет каждый человек.

ОРВИ широко распространены среди детей и взрослых, в среднем дети болеют ими от трех до 10-12 раз в год, взрослые от одного до четырех раз в год. ОРВИ имеют высокую актуальность в связи с тем, что не имеют специфического лечения и способов специфической профилактики (не существует вакцины от всех известных ОРВИ).

ОРВИ вызывается вирусами, которых на сегодня известно около 250 видов. Все они относятся к определенным группам: риновирусы, аденовирусы, коронавирусы, энтеровирусы, парвавирусы, парамиксовирусы, вирусы гриппа, вирусы парагриппа, респираторно-сентициальные вирусы, вирусы коксаки, другие респираторные вирусы.

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Частицы вируса передаются при кашле, разговоре, чихании. Для детей также актуален контактный путь заражения – при поцелуях от взрослых, пользовании общей посудой и через грязные руки.

ОРВИ протекают обычно стадийно, период инкубации от момента заражения до проявления первых признаков различный, колеблется от нескольких часов до 3-7 суток. В период клинических проявлений все ОРВИ имеют сходные проявления той или иной степени выраженности:

  • заложенность носа, насморк, выделения из носа от скудных до обильных и водянистых, чихание и зуд в носу,
  • першение в горле, дискомфорт, болезненность при глотании, краснота в горле,
  • кашель (сухой или влажный),
  • лихорадка от умеренной (37.5-38 градусов) до выраженной (38.5-40 градусов),
  • общее недомогание, отказ от еды, головные боли, сонливость,
  • покраснение глаз, жжение, слезотечение,
  • нарушения пищеварения с послаблением стула,
  • редко бывает реакция лимфоузлов в области челюсти и шеи, в виде увеличения со слабой болезненностью.

Проявления зависят от конкретного вида вируса, и могут варьироваться от незначительного насморка и покашливания до выраженных лихорадочных и токсических проявлений. В среднем проявления длятся от 2-3 до семи и более дней, лихорадочный период длится до 2-3 дней.

Основным признаком ОРВИ является высокая заразность для окружающих, сроки которой зависят от вида вируса. В среднем заразным пациент является последние дни инкубационного периода и первые 2-3 суток клинических проявлений, постепенно количество вирусов снижается и больной становится не опасным в плане распространения инфекции.

Обычно к вирусным инфекциям относятся очень поверхностно, не обращаясь к врачу , и занимаясь самолечением. Это может приводить к формированию таких осложнений как:

  • острые синуситы (воспаление пазух носа с присоединением гнойной инфекции),
  • опускание инфекции вниз по респираторному тракту с формированием бронхитов и пневмоний,
  • распространение инфекции на слуховую трубу с формированием отитов ,
  • присоединение вторичной бактериальной инфекции (например, развитие ангины ),
  • обострение очагов хронической инфекции как в бронхо-легочной системе, так и в других органах.
  1. Как отличить коронавирус от ОРВИ?

Заболевания имеют следующие отличия по симптомам:

  • Высокая температура при простуде бывает редко, при коронавирусе часто;
  • Сухой кашель при простуде — иногда, при Ковид — часто;
  • Затрудненной дыхание не бывает, при Ковид — часто, это основной симптом;
  • Мышечные боли при ОРВИ — часто, при вирусе — иногда;
  • Головные боли — редко, при ковид — иногда;
  • Боль и воспаление горла при простуде — часто, при коронавирусе — иногда;
  • Диарея при орви не возникает, при вирусе — в редких случаях;
  • Насморк — часто, при Ковид — редко;
  • Чихание — часто, при вирусе — не возникает;
  • Побледнение кожных покровов при простуде бывает редко, при коронавирусной инфекции — практически всегда;
  • Инкубационный период орви составляет 1−5 дней, вируса 1−15 дней.

Специалисты обращают внимание, что главным отличием двух патологий считается присутствие регулярного чихания, ринита, повышенного газообразования, расстройств пищеварения при ОРВИ. При коронавирусной инфекции у пациентов наблюдается побледнение кожных покровов, неприятные ощущения в грудной клетке, болезненность горла.

В ходе данного проекта в нашей школе было проведено выявление и приблизительный подсчёт количества семей, переболевших коронавирусом. Таких семей мы насчитали 25, а количество переболевших учеников – 15 (данные приблизительные). В нашем классе выявленных случаев оказалось больше. Мы это связываем с тем, что многие родители моих одноклассников работают в больнице и на КС-25. Там было зафиксировано много случаев заболевания COVID-19, а дети стали переносчиками заболевания.

Так же мной были изготовлены буклеты с информацией о коронавирусе, его симптомах и профилактике. Их я раздал ученикам и учителям нашей школы, а в 9 классах провел беседу по данной теме ( фото в приложении ).

Что будет дальше? Этот вопрос волнует многих людей. Скорее всего, мир никогда не будет прежним. Никто не знает, к чему это приведет. Российские учёные разработали несколько видов вакцины, которые успешно апробировались. На сегодняшний день проводится активная вакцинация населения.

Эпидемия коронавируса в мире все еще набирает обороты. К такому выводу можно прийти, учитывая данные о количестве зараженных людей.

При соблюдении правил профилактики коронавируса риск заражения существенно снижается.

Читайте также: