Истерика у ребенка грипп

Обновлено: 19.04.2024

В холодное время года дети и взрослые больше подвержены простудным заболеваниям. Замечая первые признаки ухудшения: кашель, насморк, температуру родители нередко теряются, не зная, как помочь малышу и опасаясь возможных осложнений. Что же делать, если ребенок заболел гриппом: как распознать болезнь, куда обратиться за помощью, какие средства можно применять для облегчения состояния.

Почему дети часто болеют гриппом?

Причина болезни – мелкий оболочечный вирус. Он попадает в окружающую среду при кашле, чихании, осаждается на поверхностях. Возбудитель проникает в организм через дыхательные пути. Это происходит 2 способами:

  • воздушно-капельный – вдыхание воздуха, содержащего вирионы;
  • контактный – во время прикосновения к носу, лицу грязными руками.

Вирус гриппа распространяется с воздухом на расстояние 1-2 метра и может сохраняться в комнате до нескольких дней. Еще до появления первых симптомов заразившийся человек становится источником инфекции. Это происходит вне зависимости от того, заболеет он впоследствии или нет. Это объясняет, почему вспышки заболевания нередко происходят в детских учреждениях.

  • торгово-развлекательные центры;
  • секции и кружки;
  • кино, театры, выставки;
  • общественный транспорт;
  • медицинские учреждения.

Симптомы гриппа у детей

Первые проявления гриппа нередко путают с дебютом других респираторных инфекций. Симптомы, выраженность проявлений зависят от степени тяжести болезни, возраста и состояния иммунитета ребенка.

Первые признаки болезни

Инкубационный период составляет от нескольких часов до 3 суток. В отличие от большинства вирусных заболеваний, грипп дебютирует остро: родители или сам ребенок четко называют тот момент, когда произошло ухудшение. На передний план выходит лихорадка и клиника интоксикации.

Педиатры перечисляют первые симптомы гриппа:

  • резкое повышение температуры;
  • ребенок мерзнет, жалуется на озноб;
  • пациент отказывается от пищи.

Кроме того, быстро меняется психическое состояние ребенка: родители могут заметить вялость, апатию или наоборот – раздражение, повышенную возбудимость.

Течение болезни

При детском гриппе ситуация с высокой температурой чаще развивается так же, как у взрослых пациентов: уже в течение нескольких часов столбик термометра уже подходит к отметке 39-40 ℃. Предупреждая о такой особенности болезни, педиатры замечают, что чаще все-таки встречаются легкая и среднетяжелая формы, при которых лихорадка достигает 37,5-39,5 ℃.

Грипп вызывает сильную интоксикацию, которая тяжело переносится маленькими пациентами. Она связана с циркуляцией в крови фрагментов вируса и разрушенных клеток хозяина. К характерным симптомам гриппа относятся:

При тяжелой форме гриппа температура тела превышает 400С. Ребенок тяжело переносит это состояние, возможны эпизоды помрачения сознания, галлюцинации, фебрильные судороги.

Перенесенный грипп гарантирует формирование иммунитета от определенного штамма вируса. Если ребенок заболел повторно, скорее всего, причиной будет другой возбудитель – парагрипп, РС-вирус, аденовирус.

Грипп у детей раннего возраста

Говоря о малышах до 3 лет, педиатры отмечают, что возрастные особенности иммунитета накладывают отпечаток на развитие болезни. Неяркая, нетипичная клиника может стать причиной того, что родители оценят заболевание как банальное ОРВИ и пропустят развитие осложнений. Для гриппа у детей младшего возраста характерно:

Осложнения гриппа у детей

На втором месте по частоте находятся другие инфекционно-воспалительные заболевания:

  • гнойный ринит;
  • гнойный синусит;
  • ангина;
  • гнойный менингит;
  • пиелонефрит.

Эти осложнения развиваются с течением времени, но существуют и состояния, которые могут угрожать ребенку в первые дни болезни. Они связаны с действием вирусных токсинов на нервную и сердечно-сосудистую систему. В учебниках по педиатрии перечислены следующие варианты осложнений:

  • отек мозга;
  • отек легких;
  • синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (или ДВС);
  • интерстициальная пневмония (воспаление соединительной ткани легких);
  • отит;
  • энцефалит;
  • синдром Рея (острая печеночная недостаточность с поражением головного мозга);
  • синдром Уотерхауза–Фридериксена (недостаточность надпочечников).

Антигены вируса в организме ребенка могут привести к аллергизации и аутоиммунному воспалению. Среди наиболее распространенных состояний – миокардит, менингоэнцефалит, синдром острой коронарной недостаточности, гемолитико-уремический синдром.

Лечение гриппа у детей

Помощь при заболевании оказывается в амбулаторных или стационарных условиях. В первом случае ребенка посещает и осматривает участковый педиатр, назначения выполняют родители. Амбулаторная помощь рекомендована при легком и среднетяжелом течении болезни.

Если состояние ребенка ухудшается или лечение в домашних условиях невозможно, требуется госпитализация в стационар. Критерии направления в больницу таковы:

  • выраженная интоксикация (судороги, возбуждение, нарушение сознания на фоне лихорадки);
  • геморрагический синдром (склонность к кровотечениям) с ДВС-синдромом, поражением почек;
  • нарушения кровообращения – нестабильное давление, коллаптоидные состояния, кома, цианоз и мраморность кожи на фоне высокой температуры;
  • тяжелые нарушения дыхания с общей бледностью, кашель с мокротой, подозрение на развитие пневмонии, плеврита, со снижением артериального давления.

Кроме того, лечение гриппа у детей до 1 года даже при среднетяжелом течении требует госпитализации. Для таких маленьких пациентов показания к направлению в стационар гораздо шире. Не стоит отказываться от госпитализации, если врач подозревает развитие осложнений или видит, что амбулаторное лечение не дает результата.

Как помочь ребенку в домашних условиях

При подозрении на респираторную инфекцию не следует заниматься самолечением. Если у ребенка нет лихорадки, он посещает поликлинику и осматривается дежурным врачом в специальном боксе. Когда температура пересекает отметку в 37 ℃, можно вызвать педиатра на дом. Рекомендации: чем лечить, до каких значений сбивать температуру, на что обращать внимание находятся в компетенции врача. Ниже приведены общие назначения и предостережения.

Советы доктора Комаровского

Е. О. Комаровский рассказывает, что можно сделать в домашних условиях, чтобы облегчить состояние ребенка:

Борьба с температурой при гриппе

Исключение составляют дети с поражениями головного мозга, наклонностью к эписиндрому, фебрильными судорогами в анамнезе, плохой переносимостью лихорадки. Они получают препарат, не дожидаясь, пока температура тела повысится до 38,5 ℃. Если парацетамол не облегчает состояние пациента, к терапии добавляют второе жаропонижающее средство (анальгин).

Когда следует немедленно обратиться к врачу

При наблюдении и лечении ребенка в домашних условиях следует в первую очередь обратить внимание на симптомы осложнений, перечисленные в клинических рекомендациях по ведению пациентов:

  • цианоз (синеватый оттенок) кожных покровов, одышка в покое или при движении;
  • кашель с прожилками крови, ощущение боли, тяжести в груди;
  • нарушения сознания, ребенок заторможен или возбужден;
  • судороги;
  • неоднократная рвота;
  • снижение давления и прекращение мочеиспускания;
  • у детей до года – частое дыхание, низкая активность, сложности с пробуждением.

При возникновении у ребенка симптомов респираторной вирусной инфекции необходимо обратиться к педиатру. Особое внимание следует уделять самочувствию детей раннего возраста или страдающих хроническими заболеваниями.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Детские истерики приводят родителей в ужас. Однако это неотъемлемая часть детства, и родители ничего не могут с этим поделать.

Сталкиваясь с детскими истериками, вы можете потерять самообладание. Это ваш тест на терпение, и вы должны пройти его до конца.

Что такое истерика

Психологи утверждают, что истерика – это реакция ребенка в ситуациях, когда он не может контролировать свои эмоциональные импульсы. Ребенок теряет самоконтроль и игнорирует правила поведения, которых раньше придерживался.

Истерики чаще всего случаются с детьми от полутора лет и обычно проходят к четырем годам. Однако у некоторых детей истерики продолжаются и позже.

Почему у детей случается истерика?

Рассмотрим основные причины детских истерик.

1. Недостаточно сформированная префронтальная кора головного мозга

  • префронтальная кора – это часть мозга, регулирующая исполнительные функции, в том числе социальные навыки, общение и следование моральным нормам;
  • иногда у маленьких детей префронтальная кора еще не полностью развита. Из-за этого они не могут адекватно реагировать в случаях, когда чего-то не понимают. Это приводит к истерикам;
  • префронтальная кора головного мозга обычно созревает к возрасту четырех лет и старше.

2. Недостаточно развитая лимбическая система

  • лимбическая система головного мозга тесно связана с префронтальной корой и отвечает за контроль над эмоциями, такими как страх, разочарование, гнев или радость;
  • недостаточное развитие лимбической системы часто приводит детей в замешательство. Из-за этого дети неспособны точно выразить свои эмоции. Это приводит к истерикам. И до тех пор, пока у ребенка не разовьется кора головного мозга, истерика – единственный способ, с помощью которого ребенок выражает свои чувства и удовлетворяет свои потребности;
  • как и префронтальная кора, лимбическая система может оставаться неразвитой до четырех лет.

3. Особенности характера

Одной из причин истерик у детей является сложный характер. Жесткие и нетерпимые к изменениям дети более склонны к истерикам, чем остальные. Кроме того, их истерики более интенсивны, чем у остальных.

4. Особенности общения

Часто истерика для ребенка – единственный способ сообщить о своих чувствах, если его речь еще недостаточно развита. Таким образом, ребенок может пытаться сообщить, что он голоден, расстроен, устал, его тошнит, у него что-то болит и т.д.

5. Ребенок привлекает к себе внимание или сообщает о своих потребностях

Ребенок может использовать различные сигналы, чтобы привлечь к себе внимание. Но если вы не обращаете на него внимания или не понимаете, что он хочет, ребенок может впасть в истерику.

6. Излишняя строгость родителей

Если вы слишком строги с ребенком и не позволяете ему пробовать что-то новое, учиться и совершать ошибки, домашняя атмосфера давит на него. Он расстраивается и проявляет это в виде истерики.

7. Фрустрация

8. Внешние причины

Родители ожидают, что дети старше трех лет будут вести себя хорошо дома, в гостях и детском саду. Ребенку трудно вести себя хорошо в течение долгого времени, поэтому, приходя домой, он может впадать в истерику.

9. Дом и семья

Любые домашние ситуации, в которых родители испытывают беспокойство (например, семейные конфликты, развод, болезнь кого-то из родителей), также могут повлиять на ребенка.

Истерика у ребенка может быть вызвана одним или несколькими вышеперечисленными факторами. Однако чаще всего ее появление связано с определенными ситуациями.

Ситуации, приводящие ребенка к истерике

1. Дискомфорт. Дети могут впадать в истерику, попадая в неудобные или сбивающие с толку ситуации – например, находясь в переполненном людьми месте или шумной компании.

2. Реакция родителей. Дети впадают в истерику, когда родители проявляют по отношению к ним агрессию, кричат или смеются над ними. Если родители проявляют разные реакции на поведение ребенка, это еще больше сбивает его с толку и провоцирует истерику.

3. Неспособность объяснить свои потребности. Когда ребенок не может объяснить, чего хочет, он чувствует себя беспомощным. Чтобы выразить свое разочарование, он впадает в истерику.

Со временем вы научитесь успокаивать ребенка и контролировать его настроение. Но даже если вы пока этого не умеете, советуем воспользоваться такими рекомендациями.

1. Не обращайте внимания на истерику. Постарайтесь отвлечься на что-то, чтобы не отреагировать на ситуацию грубо. Но это не сработает в ситуациях, когда ребенок причиняет себе физический вред или впадает в истерику именно из-за того, что вы не обращаете на него внимания.

2. Сохраняйте спокойствие. Если детская истерика происходит дома, стоит сохранять спокойствие. Это потребует от вас больших усилий и терпения. Если же ребенок впадает в истерику в общественном месте, уведите его оттуда. Предложите ему несколько вариантов, куда вы можете пойти. Наличие выбора рано или поздно успокоит ребенка.

3. Не допускайте насилия со стороны ребенка. Если ребенок кричит, бьется или разбрасывает вещи, немедленно остановите его. Дайте ему понять, что насилие недопустимо. Но, прежде всего, убедитесь, что и вы не проявляете агрессии. Если ребенок плохо себя ведет, вы можете лишить его определенных привилегий. Таким образом, ребенок будет понимать, что его любят, но его поведение недопустимо.

4. Постарайтесь понять реакцию ребенка. Когда он общается с вами, постарайтесь понять, что он хочет сказать. Задайте ему несколько уточняющих вопросов, чтобы ему было легче выразить свои мысли. Это его успокоит.

5. Не удерживайте ребенка от слез. Родителям, разумеется, трудно видеть ребенка плачущим. Но не стоит удерживать ребенка от слез. Плач высвобождает гормон стресса кортизол. Когда ребенок поплачет, у него опять появится хорошее настроение.

6. Не переусердствуйте. Не заставляйте ребенка постоянно сдерживаться, будь то дома или на улице. Даже если ребенок впадает в истерику, это не значит, что он будет так же вести себя и на улице. Ребенок должен знать, что дом – это место, где он может выражать свои чувства безо всякого стеснения. Поддерживайте ребенка в этом.

9. Устанавливайте связь с ребенком. Истерика ребенка еще не означает, что он пытается манипулировать вами. На самом деле ребенок может принять ваш отказ, и его истерика – это реакция на такую ситуацию. Поэтому не судите ребенка и не отдаляйтесь от него из-за его поведения. Устанавливайте с ним связь – это ослабит его напряжение.

10. Дайте ребенку выбор. Предложите ему несколько вариантов и предложите выбрать тот, который нравится ему больше. Предлагайте варианты блюд, игр, в которые вы с ним будете играть, и занятий, которыми он может заниматься. Так ребенок будет уверен, что с ним считаются, а не игнорируют.

11. Хвалите хорошее поведение ребенка. Увидев, что вы поддерживаете определенные действия, ребенок поймет, чего вы от него ожидаете. Вероятно, он будет повторять это поведение снова.

12. Используйте язык жестов. Если ребенок еще не разговаривает, попробуйте общаться с ним с помощью знаков. Вместо того чтобы впадать в истерику, он может сообщить вам о своих потребностях с помощью языка жестов. Это поможет предотвратить истерики.

О чем свидетельствуют сильные истерики?

Если истерики у ребенка становятся слишком интенсивными, они могут указывать на проблемы со здоровьем. Например, психологи указывают на возможные психические расстройства:

1. Эксперты утверждают, что истерики у здоровых детей короче и менее агрессивны, чем у детей с депрессией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вызывающим оппозиционным расстройством и т.д.

Исследования показали, что истерика у здорового ребенка может длиться 10–11 минут, в то время как у детей с различными расстройствами она составляет в среднем 25 минут.

2. Согласно исследованиям, детские истерики являются ранним симптомом вызывающего оппозиционного расстройства.

3. Другие исследования показали, что дети, часто впадающие в истерику, в будущем имеют более высокий уровень тревожности, чем их сверстники.

Когда нужно обращаться к врачу

Стоит обратиться к специалисту, если у ребенка проявляются следующие симптомы:

  • во время приступа истерики ребенок проявляет жестокость по отношению к родителям или окружающим его предметам;
  • ребенок специально причиняет себе боль: царапает, кусает себя, бьется головой о стену и т.д.;
  • истерика ребенка длится дольше 25-ти минут или происходит более пяти раз за день;
  • даже когда приступ истерики проходит, ребенок все еще не может успокоиться;
  • чтобы успокоить ребенка, вам нужно каждый раз чем-то подкупать его.

Если вы увидите, что у ребенка проявляется какой-либо из перечисленных симптомов, обратитесь к врачу. Помните, что истерики, как и другие расстройства поведения ребенка, – вполне нормальное явление. Однако вам следует уделить ребенку больше внимания. Если же малыш использует истерики, чтобы выражать свои эмоции, вам следует запастись терпением: этот период скоро пройдет.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.

Кризис трёх лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:

  • первичная самостоятельность;
  • новый уровень самосознания;
  • установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
  • волевая регуляция деятельности.

Разобраться в том, что происходит в данный период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она позволяет понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт рекомендации, как вести себя родителям, чтобы не допустить негативных последствий.

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Это интересно. В психологии ребёнка, переживающего кризисный период 3 лет, сравнивают с водителем-новичком. В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый шофер осторожен, соблюдает все правила, не превышает скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет чувство страха: начинает лихачить, испытывает возможности своего автомобиля, старается максимально смело проявить себя за рулём. Точно так же ведёт себя малыш. До 3 лет присматривается и привыкает. А затем пытается самореализоваться и самоутвердиться посредством протестов и нарушения всех требований и правил.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.

Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.

Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.

В-третьих, короткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими появлениями, а затяжной — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежегодно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.

Что делать

Самая главная рекомендация — уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.

  1. Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
  2. В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
  3. Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
  4. Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
  5. Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
  6. Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
  7. Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
  8. Проводите как можно больше времени вместе.

О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.

3 совета от доктора Комаровского

Минимум запретов

Единый стиль воспитания

Постоянство запретов

Список запретов должен быть постоянным и не меняться. Если сегодня ребёнку разрешили гулять допоздна, бесполезно требовать от него завтра идти домой своевременно, по режиму.

Коррекционные ролевые игры

Профессиональная помощь

  • страх самостоятельности и отказ от неё;
  • отстранённость от родителей;
  • склонность к садизму;
  • слишком частые и длительные истерики;
  • эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.

При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.

Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:

  1. Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
  2. Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
  3. Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.

Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Последствия

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:

  • первичную самостоятельность;
  • адекватную самооценку;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.

Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.

Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.

Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Для этого придётся набраться терпения и разобраться в детской психологии.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте. Связано собственно с вирусной инфекцией, это такой период восстановления идет, капризность повышенна может быть, проходит через 1-2 недели обычно. Можно в такие периоды начинать давать БЭБИ ФОРМУЛА Мишки Спокойствие по 1 пастилке 1 раз в день во время еды 1 месяца.

фотография пользователя

нет не опасно. детки по разному реагируют на ОРВИ, кто-то в восстановительный период наоборот вялый и апатичный, кто-то не реагирует, а к то-то наоборот становится легко возбудимым и капризными.

Яна, это пройдет или всегда человек и его организм будут так реагировать, а то получается я как мама переживаю за ОРВИ , а потом ещё приходится перетерпеть крики, капризы и тп)

фотография пользователя

Обычно это возрастзависимая реакция, постепенно детки перерастают, к тому же все еще и зависит от тяжести орви, чем тяжелее , чем выше температура и чем длительнее тем больше выражены такие проявления как нервозность.

фотография пользователя

Здравствуйте, каждый ребёнок по разному реагирует на заболевания ,так это всё равно стресс для организма . Для ребёнка это не опасно . Делайте успокаивающие ванночки с ромашкой , чередой , магниевой солью -2 раза в неделю . Соблюдайте режим дня, ограничьте зрительные нагрузки , в период без орви часто гуляйте

Асият, добрый день, спасибо большое за ответ. Это с возрастом пройдет ил ребенок так всегда будет реагировать на высокую температуру?

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте.
Перенесенная инфекция является стрессом для организма и может провоцировать развитие астеноневротического синдрома. Некоторые дети реагируют таким образом.
Это не опасно, обычно с возрастом проходит или становится менее выраженным.
Соблюдайте режим дня. Больше гуляйте на свежем воздухе. Ограничить телевизор и гаджеты в присутствии ребенка (мерцающие экраны оказывают возбуждающее действие на нервную систему).
Можно подавать магний В6 жидкий 1 ампула 2 раза в день 2 недели.

Посетите детского психолога ,затем с заключением от психолога посетите невролога ,в терапии обычно начинают с фенибута или ноофена и магне В 6 ,можно ещё препараты на травах ,с учётом отсутствия противопоказаний согласовать терапию с врачом очно

фотография пользователя

Здравствуйте!
Конечно вначале всё-таки желательно полностью исключить органическую причину данного состояния (сделав ЭЭГ) и посмотреть на пиковую активность!

Истерики - это манипуляция, и если сейчас не взять весь процесс в свои руки, то с возрастом будет гораздо хуже (учитывая что с психологической точки зрения 3-6 лет, являются одним из главным в развитии определённых установок в жизни, что может нарушать нормальную адаптацию к окружающей среде в будущем);

Сейчас можно начать попробовать с магний б6 для успокоения нервной системы (это легкий препарат, но учитывая, вашу обеспокоенность, попробовать не помешает для начала)

Лучшим вариантом будет тут это фенибут 250 мг по 1/2 таблетки 2-3 раза в день (это препарат, улучшающий кровоснабжение головного мозга) с противотревожным действием, он переносится легко, так как это аминокислота по идее!

И конечно работа с психологом или показаться детскому врачу-психотерапевту!

фотография пользователя

Здравствуйте.Элькар+ баю-бай на 1 мес.Занятия с нейропсихологом. Дойти до остеопата.Возможно где-то имеются защемления.Ребенок не просто так бьется в истерике.

фотография пользователя

Здравствуйте. Здесь нужно абслютно точно найти хорошего детского психолога или психиатра. Увлечения в таком возрасте крайне необычны для большинства детей, но характерны для детей с определенными состояниями психики. Следует исключить синдром Аспергера в первую очередь. Психолог подскажет как вам работать с нежелательным поведением. Воздействие должно быть комплексным, только медикаментозных препаратов не будет достаточно.

фотография пользователя

Не реагировать на истерики совсем - неверная тактика. Реагировать нужно, но нужно делать это правильно. Отсутствием реакции вы взращиваете в ребенке неуверенность в своей связи с вами, чувство отчужденности, отсутствие знания о том, что мама рядом и ей не все равно. Выстраиваете границы.
Но реагировать неправильно и давать то, что он просит, чтобы не кричал - тоже неверная тактика. Этим подкрепляете нежелательное поведение.
Нужно дать понять, что вы услышали его, что вы рядом, что вы понимаете, что он чувствует. Нужно проговаривать его эмоции. Даже если это выглядит глупо со стороны. Вот он плачет, он расстроен. Вы садитесь на его уровень и проговариваете "ты плачешь, ты расстроен, я вижу". И объясняете причину, почему не можете выполнить его просьбу или почему он должен что-то сделать. Продолжать проговаривать его эмоции. Да, со стороны выглядит странно, но это хороший способ, не травмирующий, реагировать на такое. Подробнее что делать вам объяснит детский психолог.

Читайте также: