Как авиценна лечил чуму

Обновлено: 22.04.2024

Он лечил сильных мира сего и простых людей, а также знал тайны Вселенной. Его имя было известно далеко за пределами родины.

Когда мир охватила пандемия коронавируса, в мессенджерах стало распространяться видео из фильма о великом средневековом лекаре Авиценне, жившем в Средней Азии и сделавшем удивительные открытия в области медицины. Sputnik Кыргызстан собрал интересные факты об этом ученом, враче, философе и просветителе.

Полное имя и место рождения

Имя ученого-энциклопедиста, внесшего большой вклад в общемировую медицинскую науку, звучит так: Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина. На Западе он известен под именем Авиценна (производное от Али ибн Сина), а простые люди называли его Великим властителем и духовным наставником целителей.

Он родился в кишлаке Афшана на окраине Бухары (территория современного Узбекистана), считавшейся крупным культурным, научным и торговым центром династии Саманидов. Год рождения — 370-й по хиджре (лунный мусульманский календарь), или 980-й по григорианскому календарю.

© Sputnik / Свердлов / Перейти в фотобанк Репродукция картины художника Зиератшо Давутова "Портрет Авиценны"

Образование

С детства Авиценна был одаренным мальчиком, и его исключительные способности не остались незамеченными. Когда ему было пять лет, Ибн Сина вместе с родителями переехал в Бухару. Там он поступил на учебу в мусульманскую школу и очень быстро выучил Коран наизусть. Ум и знания позволили ему завоевать авторитет — уже к 12-летнему Авиценне приходили советоваться взрослые мужи. Великие мыслители и ученые Абу Абдуллах Натили и Исмаил Захит преподавали ему логику, философию, геометрию, астрономию и другие науки. В этот период жизни он не только овладел знаниями азиатских ученых, но и исследовал труды арабских, персидских, греческих мыслителей.

В 17 лет Ибн Сина стал известным в народе целителем — ему удалось вылечить от тяжелой болезни шаха Бухары Мансура.

Труды в области медицины

Основной энциклопедический труд Ибн Сины — "Каноны врачевания" — вобрал в себя достижения античных и арабских медиков и стал поистине энциклопедическим. Автор очень точно описал анатомию человека и тем самым продолжил учение Гиппократа. Работа использовалась как учебник в европейских медицинских учебных заведениях.

Авиценна подробно описал множество методов врачевания — от определения симптомов болезней до причин их возникновения. Кроме того, он рассказал о типах лекарств, способах их изготовления и ввел множество других понятий, которыми медики пользуются до сих пор.

Ибн Сина первым обратил внимание на способы распространения болезней, предположил, что инфекции могут разноситься невидимыми глазу существами, выдвинул версию о заразности ветряной оспы, нашел разницу между холерой и чумой, описал краснуху, проказу и множество других заболеваний. Его методы спасали целые города от распространения смертельных инфекций. Авиценна составил тысячи подробных рецептов для лечения сотен болезней, в том числе печени, которые тогда считались неизлечимыми. Кроме того, он предложил способы лечения желтухи, сифилиса, воспаления легких, менингита и язвы желудка. Одним из первых ввел понятие лечебного питания и отметил влияние рациона на здоровье.

Ученый-энциклопедист

Ибн Сина оставил крупные труды в области медицины, логики, философии, математики, метафизики, астрономии, музыки, ботаники, зоологии, минералогии и религиозного просвещения. В этих трудах приведена совокупность знаний о Земле, климате, возникновении гор, о видах минералов и об их свойствах, о фауне и флоре, а также о развитии человеческой мысли, диалектике и философии.

В общей сложности Авиценна написал 450 трудов по 29 научным направлениям. Многие рукописи сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. До наших дней дошли только 274 работы, среди которых "Книга исцеления", "Книга наук" и "Книга наставлений и советов".

Великий педагог

Ученый и поэт Ибн Сина был еще и великолепным педагогом, он разработал теорию воспитания нравственного человека. Мудрец писал, что главными качествами личности являются справедливость и честность, причем люди должны быть гармоничными во всем.

Его "Книга учения" содержит философские мысли и рассказывает о жизни и ее сути. Авиценна придавал важное значение причинно-следственным связям в педагогике, анализу, синтезу, обобщению, учебе в коллективе и предлагал новый принцип обучения, который заключался в том, что ребенка не нужно сразу "привязывать" к книге. Задания, предлагаемые детям, должны быть посильными для них и совместимыми с физическими упражнениями. Логическое мышление необходимо развивать частными наблюдениями и подкреплять экспериментом и практикой.

Ибн Сина говорил в своих трудах и о роли учителя, который должен быть примером для учеников, а также иметь в своем арсенале много эффективных методов обучения и воспитания.

Книга "Трактат о быте" стала для многих настольным пособием по воспитанию детей. В ней описываются роли матери и отца, рассматриваются различные ситуации и методы воспитания. В книге есть ключевой тезис: человек вырастет полезным для общества только в том случае, если он будет образованным, честным и развитым во всех отношениях. Авиценне также принадлежит мысль о том, что к ребенку с рождения надо относиться бережно, давать ему значимое имя, ласкать и лелеять.

Поэт-мыслитель

Философские рубаи (вид стихов, состоящих из четырех строк) Ибн Сины ценны тем, что внесли в мировую литературу новую поэтическую форму. Так, книга "Значение врачевания" состоит из 1 322 поэтических строк и стала настольной, а его трактаты о любви переведены на многие языки.

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Его имя Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037), но в Европе зовут его Авиценна.

Авиценна входит в число людей, оставивших яркий след в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки.

Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о её могуществе, и тогда рождаются такие гении как Авиценна.

Он — Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса.

Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI веке. Писал Авиценна, как правило, на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.

Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Совершенно беспочвенный скептицизм! Потому как молва, начиная с XI столетия, бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Из биографии Авиценны:

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Известно, что по этим местам, чуть северней, прошел великий Александр Македонский.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.

Параллельно школьной программе Авицена обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Не известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году.

Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант История медицины, Гений, Ученые, Врачи, Авиценна, Средневековье, Длиннопост, Мусульмане

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн
СИНА.
(Эпичная музыка)

Иллюстрация к комментарию

- На Буншу нашего похож.

Иллюстрация к комментарию

Авиценна - гениальный средневековый ученый, врач, философ, поэт, музыкант, плейбой, миллиардер, филантроп

От праха черного и до небесных тел,

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Один раз в 3ем классе,в коридоре (выгнали=) ) прочитал и намертво впечаталось

А сейчас что там у мусульман? Кто-нибудь может сходу хотя бы пяток современных исламских учёных назвать? Просрали все полимеры

Всем бы врачам такими быть, тот в свое время столько всего делал, а сейчас куча врачей а нехера не могут, хотя все возможности есть.

На книгах логотип Дианы Принс?

Господа историки, если таковые есть в чате, объясните почему на этом развитие науки в арабских регионах закончилось?

Сказка за сказкой. За 1000 лет, сколько придумано новых фактов и историй про Ибн Сину?
Сколько использовано историй и баек приписываемых этому человеку.

… Ииибн Синааа. Туту - туту.

Ибн Сина просто брал труды ученных античности как учебное пособие (римских, греческих, может даже египетских)

исследовал, дополнял, практиковал. Из этого всего и писал свои труды.


Биоинженеры Университета Райса разработали метод, уничтожающий раковые клетки всего за неделю

Биоинженеры Университета Райса разработали лекарственные имплантаты способные уничтожить злокачественные новообразования всего за шесть дней. Новый метода терапии, будет готов к клиническим испытаниям на людях уже в этом году.

Одной из основных проблем в лечении злокачественных новообразований является сложность транспортировки противораковых препаратов в необходимые локализации в нужных количествах. Новый тип имплантата, разработанный в Университете Райса, решает эту проблему, обеспечивая работу клеточного механизма, необходимого для производства и доставки постоянных доз активных компонентов. При этом он действует настолько мощно, что за неделю уничтожает до 100% новообразоваений у мышиных моделей.

Биоинженеры, разработавшие эту новую форму иммунотерапии рака, называют ее "фабрикой лекарств", поскольку после установки имплантата он может самостоятельно продуцировать вещества, необходимые для уничтожения опухолей. Имплантаты состоят из крошечных шариков размером с булавочную головку, которые заполнены специальными клетками заключенными в защитную оболочку.

Клетки внутри этих микроампул сконструированы таким образом, чтобы производить натуральный препатат Интерлейкин-2, (пептид, представитель одной из разновидности цитокинов), который заставляет белые кровяные клетки вступать в борьбу с онкологическими новообразованиями. Впервые эти имплантаты были испытаны в лабораторных экспериментах, в ходе которых они были помещены рядом с опухолями внутри перитонеума - мембраны, образующей выстилку брюшной полости. Оказалось, что "фабрики лекарств" избирательно производят Интерлейкин-2 непосредственно внутри опухолей, в то время как в других локализациях он практически не наблюдался.

Затем были проведены эксперименты на мышиных моделях рака яичников и колоректального рака. Новый метод опять показал отличные результаты, уничтожив новообразования грызунов всего за шесть дней.

"Мы вводим препарат один раз, но "фабрика лекарств" продолжает ежедневно вырабатывать дозу там, где это необходимо, пока рак не будет полностью уничтожен", - говорит Омид Вейсех, доцент кафедры биоинженерии. "Как только мы определили правильную дозу мы смогли уничтожить опухоли у 100 процентов животных с раком яичников и у семи из восьми животных с колоректальным раком".

Внешняя оболочка шарика защищает клетки вырабатывающие цитокины, от иммунных атак. Оболочки сделаны из материалов, которые иммунная система распознает как чужеродные объекты, но не как непосредственную угрозу, и лаборатория Вейсеха использовала это в своей разработке.

"Мы обнаружили, что реакция на инородное тело безопасно и надежно отключает поток цитокинов из капсул примерно через 30 дней", - сказал Вейсех. "Мы также убедились, что можем безопасно проводить второй курс лечения в условиях клиники, если в этом возникнет необходимость".

При разработке новой технологии ученые использовали только безопасные для человеческого организма компоненты. По словам команды, новая методика способна вызывать более сильный иммунный ответ, чем существующие методы лечения, благодаря своей способности доставлять высокие концентрации препарата непосредственно в область опухоли.

"В этом исследовании мы продемонстрировали, что "фабрики лекарств" позволяют регулировать местное введение интерлейкина-2 и уничтожать опухоль на нескольких моделях мышей, что представляет огромную ценность", - сказал соавтор исследования доктор Амир Джазаери. "Это дает веские основания для клинических испытаний".

По словам команды, технология может быть адаптирована для использования против других видов рака путем насыщения микрокапсул различными типами клеток, вызывающими соответствующие иммунные реакции. Учёные утверждают, что лечение может быть готово к клиническим испытаниям уже в этом году.


Становление и развитие врача – случай С.Н. Фёдорова

Становление и развитие врача – случай С.Н. Фёдорова Наука, Ученые, Медицина, Исследования, Познавательно, Офтальмология, Федоров, Врачи, Студенты, Видео, Длиннопост

«- Что же обратило ваше внимание на офтальмологию, что заставило избрать именно эту специальность?

- Я никогда не мечтал быть терапевтом или гинекологом. Думал о рентгенологии, потому что там много техники, думал о хирургии - мне она казалась очень мужественной специальностью. Но когда я пришёл на офтальмологию, то понял: вот специальность, которая мне нравится. Причём когда я чем-то занимаюсь, то всегда стараюсь следовать принципу: от общего к частному. Поэтому, начав заниматься фотографией, я прочитал все учебники и пособия, которые были мне доступны, касающиеся устройства фотоаппаратов, объективов, работы оптической системы и прочее. Оттого офтальмология явилась для меня такой находкой. И я сразу решил, что только ею и буду заниматься.

После распределения в станицу Вешенскую:

Жизнь была однообразна. Единственное удовольствие летом - плавание. Каждое утро я часа полтора плавал. Во время жатвы в поликлинике было пусто, я спускался к реке, садился в лодку и плыл на другой берег Дона на прекрасный пляж. Немного загорал, потом плавал. Если кто-то приходил - какая-нибудь старушка подобрать очки, - то тетя Ксеня, санитарка, выходила на крыльцо и махала косынкой. Это был знак - надо возвращаться. Я снова переплывал Дон, одевался и через десять - пятнадцать минут принимал эту старушку. […]

Становление и развитие врача – случай С.Н. Фёдорова Наука, Ученые, Медицина, Исследования, Познавательно, Офтальмология, Федоров, Врачи, Студенты, Видео, Длиннопост

- Что изменило в вашей жизни и научной работе пребывание в ординатуре? Оправдались ли ваши надежды?

- Я думал, что буду учиться в ординатуре три года, но так совпало, что, когда туда поступил, ординатуру сократили до двух лет. Твёрдо решил, что за эти два года должен защитить диссертацию. Поставил себе целью работать в научном учреждении и заниматься разработкой новых методов лечения глаза. Начал энергично работать и, что, наверное, редко удаётся в ординатуре, за два года набрал материал и защитился.

Работал так: до трёх часов в глазной клинике занимаюсь всеми ординаторскими делами, затем еду через весь город в нейрохирургическую клинику и там исследую больных, изучаю состояние глаза при опухоли мозга или при воспалительном процессе в мозгу, изучаю поле зрения глаза при этих заболеваниях. Какова величина так называемого слепого пятна? Потом фотографирую глазное дно. К десяти часам вечера успеваю посмотреть пять-шесть человек, а потом опять еду в клинику. Проявляю плёнку, печатаю фотографии и возвращаюсь домой в одиннадцать, двенадцать, в час ночи. Так почти каждый день на протяжении полутора лет.

Становление и развитие врача – случай С.Н. Фёдорова Наука, Ученые, Медицина, Исследования, Познавательно, Офтальмология, Федоров, Врачи, Студенты, Видео, Длиннопост

- Что изменилось в вашей жизни после защиты диссертации?

- Я сразу стал искать работу. В Ростове работы не было - глазных врачей больше, чем нужно, многие работают на полставки. Все места заняты, каждый ждет вакансии, а она может появиться, если кто-то уйдет на пенсию. Первое время, месяцев восемь, я работал ординатором в ростовской областной больнице. Наконец случайно встретился с женщиной, вместе с которой учился в ординатуре. Теперь она работала в Чебоксарах. Она мне предложила ехать к ним в филиал института Гельмгольца, где как раз нужен был заведующий клиническим отделением. У них имелись небольшие научные лаборатории и связь с Москвой. Она меня убедила. Я подал туда на конкурс, приехал в Чебоксары и получил в своё распоряжение глазное отделение.


Новость

Автор
Редактор

Обратите внимание!

Спонсоры конкурса: Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions и Студия научной графики, анимации и моделирования Visual Science.

Незнакомка в маске

Лики чумы

Возможно, преобладание какой-либо из форм чумы (преимущественное поражение того или иного органа) во время разных эпидемий связано не только с механизмами передачи бактерий, но и со свойствами конкретного штамма-возбудителя.

Решающей стала третья пандемия, разгоревшаяся в Китае в 1855 году. На разгадку самой страшной тайны были брошены все научные силы, изрядно к тому времени поокрепшие. И наконец в 1894 году исследования французского бактериолога Александра Йерсéна (Alexandre Yersin) и японского врача Сибасабуро Китасато (Shibasaburō Kitasato), проводимые независимо друг от друга в Гонконге, принесли долгожданные результаты. Исследуя человеческий патологический материал и трупы грызунов, Китасато и Йерсен выделили и описали коккобациллы, предположительно вызывающие чуму. И если результаты Йерсена нареканий не вызвали, то японскому бактериологу изрядно подпортили репутацию (и вызвали бесконечные споры относительно приоритета в открытии чумной палочки) противоречия в описании возбудителя, судя по всему, объясняемые загрязнением образцов оппортунистами-пневмококками [4].

Жертва мутации

Однако этого приобретения Y. pestis было недостаточно для того, чтобы научиться вызывать опаснейшую системную инфекцию (септическую форму чумы). Оказалось, что для подобного усовершенствования потребовалась всего одна (!) аминокислотная замена в белке Pla — I259T. Эта замена оптимизировала протеолитическую активность белка и существенно повысила инвазивный потенциал бактерий при развитии бубонной чумы. Таким образом, ученые полагают, что первым делом бактерия приобрела свойства легочного патогена, провокатора вспышек легочной чумы, а позже в результате дополнительной мутации появились еще более опасные штаммы, вызывающие пандемии легочно-септической и бубонно-септической чумы [6].

Тем не менее среди всех минусов Y. pestis ученые находят и плюсы ее контакта с людьми. В 2014 году в журнале PLoS ONE была опубликована статья Шэрон де Витте из Университета Южной Каролины, в которой говорилось, что люди, пережившие пандемию чумы, стали обладателями более крепкого здоровья. Ученые исследовали останки людей, живших до, во время и после чумы, обращая особое внимание на причины смерти и состояние их костей. Результаты показали, что пережившие эпидемию, а также их потомки, доживали в среднем до 75 лет и обладали завидным иммунитетом.

Немного о Pla

Предотвращение апоптоза протеазой Pla

Почему же протеаза Pla относится к факторам вирулентности, то есть как именно она помогла чумной палочке, которая и так может похвастать богатым арсеналом приспособлений для процветания в млекопитающих и трансмиссии блохами? Одна из обязанностей Pla — активация плазминогена: образующийся при этом плазмин разрушает фибриновые сгустки, что важно, например, для распространения бактерии из бубонов по организму.

Недавно была установлена связь развития первичной легочной инфекции с механизмом, связанным с инактивацией апоптотической сигнальной молекулы под названием Fas-лиганд (FasL). Роль FasL в клетке определяется его способностью запускать процесс апоптоза. У этого белка, пронизывающего мембрану активированных цитотоксических Т-лимфоцитов и эпителиальных клеток дыхательных путей, есть внеклеточный домен, который связывается с рецептором FasR на поверхности других клеток (преимущественно лимфоцитов, а также гепатоцитов, раковых и некоторых других), что посредством активации протеаз caspase-8 и caspase-3/7 запускает апоптоз. Так поддерживается гомеостаз иммуноцитов, предотвращаются аутоиммунные процессы и уничтожаются клетки, экспрессирующие чужеродные антигены.

Проводимые на мышах эксперименты показали следующее: бактерии с нормальной протеазой Pla способствовали снижению количества FasL, что приводило к быстрой колонизации легких, в то время как йерсинии с инактивированной Pla размножались медленнее. Описанный механизм подавления иммунного ответа, по мнению ученых, может использоваться и другими патогенами, в особенности вызывающими инфекции дыхательный путей. А это, в свою очередь, открывает новые перспективы в борьбе с такими заболеваниями: можно подумать, например, над разработкой ингибиторов Pla или введением дополнительных молекул FasL [7].

Блоха на крысе

Блохи — прожорливые кровососы. Питание особи может длиться от одной минуты до нескольких часов; некоторые виды умудряются заполнить свои желудки до отказа — так, что даже не успевают переварить свой кровавый обед. Возможно, именно этот факт сыграл для насекомых злую шутку, но пришелся как нельзя более кстати Y. pestis.

Передача возбудителя чумы от грызунов человеку

Крысы Rattus norvegicus

Рисунок 4. Крысы (Rattus norvegicus) являются переносчиками блох, а следовательно, и чумной палочки. Рисунок из [12].


Авиценна входит в число людей, оставивших яркий след в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки.

Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о её могуществе, и тогда рождаются такие гении как Авиценна.

Он — Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса.

Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI веке. Писал Авиценна, как правило, на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.

Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.


Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.

Параллельно школьной программе Авицена обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.


Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?


Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…



Не известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.


Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году.


1.Родной язык Ибн Сины — фарси-дари. Это язык местных жителей Средней Азии. На нем философ и ученый писал газели – восточные четверостишия. Он говорил, что писал их для себя, для души.

3.Окружающие Авиценну люди поражались успехам талантливого подростка. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы. Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук.

5. В четырнадцать лет не по годам развитый юноша увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки.

6.К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени — Абу Сахл Масихи.

7. После того, как Авиценна вылечил эмира, семнадцатилетнего юношу назначили личным врачом правителя.

8.Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики.

11. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

12. Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг: Обширной энциклопедии. Изданий по этике. Медицинского словаря.

13. В возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

14.Уже в возрасте 10 лет Авиценна понял, что в школе делать ему уже нечего. Авиценна полностью овладел арабским языком и фарси, грамматикой, стилистикой, поэтикой.

15. А когда он приступил к изучению математики и медицины, понял, что медицина – это легкая наука и что до 16 лет он освоит ее полностью.

16. Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).

20. Авиценна был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

21.За свою жизнь он написал больше 450 книг. Из них 29 о науке, а вот остальные о философии и медицине. Но до наших дней дошли только 274 его трудов.

22. Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры).

24. Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).


Новость

Автор
Редактор

Обратите внимание!

Спонсоры конкурса: Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions и Студия научной графики, анимации и моделирования Visual Science.

Незнакомка в маске

Лики чумы

Возможно, преобладание какой-либо из форм чумы (преимущественное поражение того или иного органа) во время разных эпидемий связано не только с механизмами передачи бактерий, но и со свойствами конкретного штамма-возбудителя.

Решающей стала третья пандемия, разгоревшаяся в Китае в 1855 году. На разгадку самой страшной тайны были брошены все научные силы, изрядно к тому времени поокрепшие. И наконец в 1894 году исследования французского бактериолога Александра Йерсéна (Alexandre Yersin) и японского врача Сибасабуро Китасато (Shibasaburō Kitasato), проводимые независимо друг от друга в Гонконге, принесли долгожданные результаты. Исследуя человеческий патологический материал и трупы грызунов, Китасато и Йерсен выделили и описали коккобациллы, предположительно вызывающие чуму. И если результаты Йерсена нареканий не вызвали, то японскому бактериологу изрядно подпортили репутацию (и вызвали бесконечные споры относительно приоритета в открытии чумной палочки) противоречия в описании возбудителя, судя по всему, объясняемые загрязнением образцов оппортунистами-пневмококками [4].

Жертва мутации

Однако этого приобретения Y. pestis было недостаточно для того, чтобы научиться вызывать опаснейшую системную инфекцию (септическую форму чумы). Оказалось, что для подобного усовершенствования потребовалась всего одна (!) аминокислотная замена в белке Pla — I259T. Эта замена оптимизировала протеолитическую активность белка и существенно повысила инвазивный потенциал бактерий при развитии бубонной чумы. Таким образом, ученые полагают, что первым делом бактерия приобрела свойства легочного патогена, провокатора вспышек легочной чумы, а позже в результате дополнительной мутации появились еще более опасные штаммы, вызывающие пандемии легочно-септической и бубонно-септической чумы [6].

Тем не менее среди всех минусов Y. pestis ученые находят и плюсы ее контакта с людьми. В 2014 году в журнале PLoS ONE была опубликована статья Шэрон де Витте из Университета Южной Каролины, в которой говорилось, что люди, пережившие пандемию чумы, стали обладателями более крепкого здоровья. Ученые исследовали останки людей, живших до, во время и после чумы, обращая особое внимание на причины смерти и состояние их костей. Результаты показали, что пережившие эпидемию, а также их потомки, доживали в среднем до 75 лет и обладали завидным иммунитетом.

Немного о Pla

Предотвращение апоптоза протеазой Pla

Почему же протеаза Pla относится к факторам вирулентности, то есть как именно она помогла чумной палочке, которая и так может похвастать богатым арсеналом приспособлений для процветания в млекопитающих и трансмиссии блохами? Одна из обязанностей Pla — активация плазминогена: образующийся при этом плазмин разрушает фибриновые сгустки, что важно, например, для распространения бактерии из бубонов по организму.

Недавно была установлена связь развития первичной легочной инфекции с механизмом, связанным с инактивацией апоптотической сигнальной молекулы под названием Fas-лиганд (FasL). Роль FasL в клетке определяется его способностью запускать процесс апоптоза. У этого белка, пронизывающего мембрану активированных цитотоксических Т-лимфоцитов и эпителиальных клеток дыхательных путей, есть внеклеточный домен, который связывается с рецептором FasR на поверхности других клеток (преимущественно лимфоцитов, а также гепатоцитов, раковых и некоторых других), что посредством активации протеаз caspase-8 и caspase-3/7 запускает апоптоз. Так поддерживается гомеостаз иммуноцитов, предотвращаются аутоиммунные процессы и уничтожаются клетки, экспрессирующие чужеродные антигены.

Проводимые на мышах эксперименты показали следующее: бактерии с нормальной протеазой Pla способствовали снижению количества FasL, что приводило к быстрой колонизации легких, в то время как йерсинии с инактивированной Pla размножались медленнее. Описанный механизм подавления иммунного ответа, по мнению ученых, может использоваться и другими патогенами, в особенности вызывающими инфекции дыхательный путей. А это, в свою очередь, открывает новые перспективы в борьбе с такими заболеваниями: можно подумать, например, над разработкой ингибиторов Pla или введением дополнительных молекул FasL [7].

Блоха на крысе

Блохи — прожорливые кровососы. Питание особи может длиться от одной минуты до нескольких часов; некоторые виды умудряются заполнить свои желудки до отказа — так, что даже не успевают переварить свой кровавый обед. Возможно, именно этот факт сыграл для насекомых злую шутку, но пришелся как нельзя более кстати Y. pestis.

Передача возбудителя чумы от грызунов человеку

Крысы Rattus norvegicus

Рисунок 4. Крысы (Rattus norvegicus) являются переносчиками блох, а следовательно, и чумной палочки. Рисунок из [12].

Читайте также: