Как спят чукчи в чуме

Обновлено: 19.04.2024

Современному человеку сложно представить свою жизнь без электричества, горячей воды, бегущей из-под крана и газовой плиты, на которой без особого труда можно приготовить и подогреть пищу. Однако даже в наше время существуют племена кочевников-оленеводов, жизнь которых полностью связана с тундрой и ее природными условиями. А условия эти далеки от жизни в комфортабельных апартаментах.

Тундра знаменита своими морозами зимой и бесчисленной мошкарой летом. Как же кочевникам удается в таких условиях жить, рожать детей, следить за своей гигиеной и ходить в туалет?

Душ в тундре

Жизнь кочевников полностью связана с оленями. Основной пищей этих животных является ягель, который довольно быстро ими съедается. Поэтому народам Севера нельзя долго просиживать на одном месте – через 2-3 дня приходится собирать весь скарб и отправляться на поиски нового пастбища.

Олени дают кочевникам возможность выживать в подобных условиях: их шкура используется для одежды, постройки жилья, а их мясо и внутренности, конечно же, идут в рацион. Поэтому обитатели тундры так пекутся о сытости своих оленей.

Однако частые переходы с места на место не позволяют народам Севера иметь в жилище какие-либо условия для комфортного принятия душа. При таких низких температурах мытье является довольно затруднительным занятием. Чтобы добыть воду чукчи и ненцы разводят костер, на котором топят снег.

Однако в тундре дрова являются довольно дефицитным ресурсом, потому воду используют в основном для приготовления пищи или чая. У входа в чум – жилище кочевников – можно встретить умывальник, который является как раз средством для ухода за гигиеной. В крайних случаях моются над тазом в отдельном помещении яранги.

Правда для такого удовольствия приходится растапливать очень много снега, примерно в течение 4-5 часов. Детей моют в больших тазах или ведрах. Но чаще всего моются летом, правда и тогда мешает мошкара и гнус.

Более того, этим людям зимой нередко приходится защищаться от переохлаждения с помощью жира, которым они натирают свое тело. После, чтобы почистить свое тело, они садятся возле костра. Когда жир начинает размягчаться, его соскребают с тела.

Еще раньше чукчи верили, что мыться нельзя, потому что мытье забирает здоровье человека. Возможно, частично это было оправдано, так как в такие морозы очень легко простудиться в процессе водных процедур. Однако в советские времена чукчей стали приучать следить за своей гигиеной, после чего они обзавелись переносными печами и мобильными банями.

Прежде чем присесть, оглянись…

Туалет у оленеводов располагается прямо на улице и представляет собой небольшое углубление в снегу, возле которого обычно ставится палка для обозначения места. Когда на улице ветер и холод, у ненцев в этом плане ничего не меняется. Все потому что они носят длинные теплые одежды под названием малицы.

Когда человек справляет нужду, эта одежда защищает обнаженные участки тела от холода. В таком случае невозможно что-то отморозить или застудить. Ходить в туалет гораздо сложнее летом, когда воздух наполнен мухами и гнусом.

Это потому что олени очень любят поедать желтый снег. Так они пытаются восполнить дефицит соли. Чтобы олень не помешал, люди прикрикивают на животное и отгоняют его.

Рождение ребенка

Роды обычно принимают бабушки, тети и мамы. К акушеркам и врачам прибегают лишь в крайних случаях, или же если оленеводы кочуют недалеко от населенного пункта. Бывает, что в тундру прилетает врач, либо роженицу транспортируют в больницу на вертолете.

Когда у женщины начинаются схватки, муж заботится о том, чтобы в доме было достаточно теплой воды, тканей и меха. Он же нередко участвует в принятии родов.

Ненцы, живущие на полуострове Ямал, не ограничивают количество детей. Они верят, что надо рожать столько, сколько пошлет покровительница и хозяйка чума Мях-Пухче.

Если роды оканчиваются печально для младенца, ненцы верят, что предки не выпустили его из царства мертвых. Вместо памперсов они обычно используют особый мох, но иногда стирают белье в реках.


Привычки народов, живущих, по сути, в палеолите, действительно могут не только удивить, но и шокировать привыкших к удобствам цивилизации городских жителей.

Это вполне относится к вопросам гигиены чукч.

Мыться или не мыться?

Такого вопроса у чукч раньше не существовало просто потому, что мыться было негде. Более того, существовало поверье, по которому мыться водой означало смывать с себя здоровье. Отчасти, это было верным: промокнуть в продуваемой всеми ветрами тундре действительно означало верную смерть, да и задубевшая от солнца и грязи кожа служила своеобразной защитой от комаров и гнуса. Поэтому в плане личной гигиены чукчи особо не усердствовали.

Но снаружи было еще хуже – ураганный ветер и низкая температура в –32 —38 градусов Цельсия.

Удивить и шокировать могла не только грязная посуда, но и сама еда – например, содержимое оленьего желудка, смешанное с ягодами или даже олений помет.

Если женщина рожала младенца зимой, а делал она это всегда одна, уходя в отдельную ярангу, то была вынуждена обмывать его собственной мочой.

Не мыться и не стираться

Что же касается мытья тела, то летом чукчи иногда окунались в горячие минеральные источники, правда, в лечебных целях. А в остальные времена года предпочитали другие способы очистки кожи. Например, носили одежду, сшитую из шкур животных мехов внутрь, считая, что мех животных очищает. Как уточнял Богораз, для очищения тела от паразитов – вшей, чукчи в начале XX века покупали у русских белые рубахи, они надевали ее под свою обычную одежду и носили их по несколько дней, а потом снимали и выбирали вшей из швов рубахи, не находя в этом ничего необычного.

Смелая женщина, этнограф из Ленинграда Варвара Григорьевна Кузнецова, после Великой отечественной войны прожившая в ярангах с чукчами несколько лет, рассказывала, что чукчи никогда не стирали одежду. Летом обычно донашивали повертевшуюся зимнюю одежду, а к осени шили себе новую.

Очищение без воды

Есть такая расхожая байка про то, что чукотский туалет – это две лыжные палки: одну надо воткнуть в снег и держаться за нее, чтобы не унесло ветром, а второй – отгонять волков. Представьте себе, но это частично – правда. Но отгонять зимой приходится не волков, а оленей, которые с удовольствием поедают снег с человеческой мочой (очевидно, им не хватает соли) и делают это так рьяно, что могут затоптать человека. Поэтому справлять малую надобность приходиться в тундре очень быстро, особенно женщинам.

Через какое-то время чукчи просто снимаются с места и кочуют на новую стоянку.

Разумеется, большая часть чукотского народа уже давно переселилась из душных холодных яранг в квартиры со всеми удобствами, и теперь все они могут наслаждаться чистотой наравне с другими благами цивилизации.

Wow

Wow

Poop

Poop

Haha

Haha

Sad

Sad

Yay

Yay

Heart

Heart

Angry

Angry

Love

Love

Стойбище на небольшом пригорке, чум. Нарты. Лежащие на земле хореи. Лай собак. Тишина, белизна. Вокруг лес. Приехали, слезли с саней и сразу начали фотографировать.

Хозяева неспешны. Даже медлительны - в нашем восприятии. В чуме темень. Потом глаз привыкает, предметы хорошо видны через отверстие наверху.

Видимо, мы рановато приехали. К нашему приезду в чуме оперативно (но очень не спеша) делают уборочку. Невестка протирает влажной тряпкой пол из широких крашеных досок. Стелют ковер по обе стороны от печки. Выдвигают стол. Хозяйка готовит чай. Красивый чайный сервиз, конфеты.
Страшно сделать что-то не то: начиталась Головнева, туда женщине нельзя ходить, это нельзя перешагивать. Хозяева не скажут, конечно, слишком сдержанны. Но все равно неловко.

Пьем чай. Чувствую себя совершенно зажатой, боюсь повернуться лишний раз.
- Сколько у вас оленей? - спрашиваю.
- На нашу семью хватает, - отвечает хозяйка. Нелепый и не вполне тактичный вопрос, как поинтересоваться, какую зарплату вы получаете.

Хозяйка Татьяна Семеновна очень общительная, что для тундровички не очень характерно. А вот сейчас мы принесем нашу одежду, наденете, поедете в стадо. Какое хотите надеть - ненецкое платье или зырянский сарафан? Выбираю платье, но примеряю и сарафан. Потом влезаю в малицу

Затем еще смотрю, как выгляжу в ягушке. Ягушка тяжелая, на ней тонна бисера, да и мех - не норка. Такая одежда не располагает к суете


Гостю из столицы Алексею тоже выдают малицу. Так мы будем ходить целый день. Теплее, уютнее и органичнее, чем в куртках

Так чум устроен внутри. Изысков и разнообразия, неожиданных дизайнерских находок нет, все чумы во всей тундре совершенно одинаковы. Деревянный пол. Посредине - печь. Труба выводится наружу. Перед печью - умывальник и тазик. За печью - небольшое пространство, которое нельзя перешагивать (хозяйка его всегда обойдет, если ей нужно на другую половину чума). На стене напротив входа - занавеска, над ней - полочка с иконами. За занавеской - всякая домашняя утварь.
Пространство чума постоянно трансформируется. Для еды выдвигают стол, потом его ставят обратно. На ночь опускают полог, днем он скручен в жгут.

(без названия)

Снаружи очень солнечно и бело, глаза с трудом привыкают к свету

IMG_1034.JPG

IMG_1011.JPG

Заметили, из чего сварены сани? Из полосок от взлетной полосы старого аэропорта! Много где их встречала - на заборах и разных обшивках. Теперь тут

IMG_1021.JPG

Сушатся летние кисы

IMG_0938.JPG

Продукты хранятся на небольшом навесе над землей

IMG_0861.JPG

А знаете, откуда в чуме вода? Дети приносят снег и топят в баке около печки

IMG_0810.JPG

IMG_0780.JPG

Старший, Игорь, рубит мясо на жаркое

IMG_0761.JPG

IMG_0757.JPG

Собакам тоже перепадает

IMG_0776.JPG

Дети играют в перетягивание палки

IMG_0850.JPG

IMG_0841.JPG

Маленький Стас иногда прячет лицо в малицу. Такой тундровый дементор

IMG_0851.JPG

В чуме живет кошка. Кормится мышами, леммингами. Гоняет собак. Драная, колтунявая, подвижная, пластичная, маленькая кошкадерка

(без названия)

IMG_0928.JPG

(без названия)

(без названия)

Показали настоящую куклу, которая передается от одного поколения другому. Это какая-то невероятная удача: семейная кукла - реликвия, которую так запросто первому встречному не покажут.
Каждая новая хозяйка шьет для нее ягушку. Внутри - камень, обвязанный платочком, одна ягушка, другая, третья. Татьяна Семеновна сшила уже четвертую. Ее муж - четвертое поколение, обладающее мяд пухуця (кукла по-ненецки).

IMG_0980.JPG

Едем в стадо. К снегоходу привязаны сани и двое нарт

IMG_0743.JPG

IMG_0606.JPG

Довольно быстро мы начинаем различать оленей в лицо. Теперь я охотно верю, что хозяин стада знает каждого из нескольких тысяч. Они очень разные.

IMG_0730.JPG

IMG_0726.JPG

IMG_0616.JPG

IMG_0601.JPG

IMG_0570.JPG

IMG_0536.JPG

Дети кормят оленей хлебом. Мы тоже. И гладим их. И фотографируемся

IMG_0588.JPG

IMG_0584.JPG

IMG_0594.JPG

Взрослые тем временем ловят оленей - запрячь в упряжку

IMG_0621.JPG

IMG_0741.JPG

IMG_0737.JPG

IMG_0555.JPG

IMG_0561.JPG

IMG_0562.JPG

IMG_0661.JPG

Одежда лежит на снегу - жарко!

IMG_0611.JPG

IMG_0692.JPG

IMG_0675.JPG

IMG_0669.JPG

Время тут идет иначе. Мы долго гуляем по снегоходным следам. В одну сторону. В другую. Торопиться некуда. Вот и луна. Темнеет быстро. Далеко ушли, пора возвращаться.

На шкуре спать так тепло! Утром просыпаюсь от возни в чуме. Девять утра. Кто-то уже встал. Дети ходят, переговариваются, выскакивают на улицу, снова заходят.

Неспешно бродим по стойбищу. Тишина, белизна, дзен, заданный одеждой и прочувствованный в образе жизни тундровиков. Пора уезжать.
Появляется трэкол, он привез новых туристов. Они выскакивают из вездехода и сразу начинают фотографировать собак и нарты.
- А сколько голов у вас стадо? - спрашивают гости хозяев.
Переглядываемся. Они будто с другой планеты с их тонкой зимней одеждой, чемоданами и смешными вопросами.

Поездка в чум - лучшее, что есть в арсенале Ямалтура вблизи Салехарда. Потрясает своих, запоминается приезжим.
Сложить в копилочку своего опыта путешествий и перебирать в памяти на следующий день, и через день, и после-после-после.


Z

Z

Z

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.



Z

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z


После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Z

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.


Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга



Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.



В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.


2Q= text-align:center;
Z

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Z

Z

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

9k text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

9k text-align:center;
Z

Z

Освещаются иглу сквозь ледяные стены.

Z

Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

9k text-align:center;
Z

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Z

Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…

Z

Z

Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Читайте также: