Как уберечь ребенка от вирусной инфекции в детском саду

Обновлено: 19.04.2024

К большому сожалению, каждому родителю приходится в своей жизни сталкиваться с регулярными простудами своего ребёнка с момента отправки его в детский сад. И как констатируют все педиатры частые заболевания детей в этот период - это вполне приемлемая норма. Однако, несмотря на все уверения опытных специалистов, каждый родитель всё равно задаётся вопросом, почему это происходит и как с этим быть.

Первый год в саду у ребенка проходит в режиме социализации. Отрыв от мамы, пристраивание организма под новый распорядок дня, притирки в детском коллективе – всё перечисленное является мини-стрессами. Для “домашнего” малыша такие нововведения могут стать причиной ослабления иммунитета. Для родителей же становится настоящей проблемой череда бесконечных болезней ребенка.

Чтобы начать борьбу с проблемой, прежде всего, стоит найти её основные причины:

1. Физиологические. Не зрелая иммунная система. Новый микроклимат.

У ребенка иммунитет только формируется, поэтому новые, непривычные вирусы и бактерии, которых не было в домашней обстановке, легче проникают в организм. Их приносят родители, персонал детского сада, сами дети, микробы и вирусы попадают на одежду, на кожу по дороге в сад. Сад в своем роде общественное учреждение, поэтому путь для инфекций открыт. Они могут вызвать или не вызвать заболевание. Здесь все решается индивидуальной способностью организма. Если он силен, то ребенок не всегда среагирует на инфекцию повышением температуры и другими симптомами.

Ученые насчитывают более двух сотен микроорганизмов, которые способны провоцировать ОРВИ. Пока малыш не познакомится хотя бы с 50 самыми распространенными типами патогенов, он будет часто болеть. Распространяются патогены воздушно-капельным и бытовым путями, поэтому заразиться ими в дошкольном учебном заведении очень легко.

Также, одной из самых серьёзных проблем для детей с незрелым иммунитетом являются дети с вялотекущими заболеваниями в группе, это не долеченные дети, родители которых торопятся выйти на работу. Если ребёнок не полностью выздоровел после банальной вирусной инфекции, его слизистые оболочки верхних дыхательных путей сильно разрыхлены и не могут выполнять свои барьерные функции, не могут препятствовать проникновению вирусов в организм ребёнка.

Таким образом, в группе детского сада собираются не долеченные от разных вирусных инфекций дети, и в результате в детском коллективе образуется особая вирусная среда, где культивируются ослабленные при обычных условиях вирусы. Но в группе детей с ослабленным иммунитетом эти вирусы набирают силу, становясь причиной длительно текущих насморков, затяжных кашлей, хронических аденоидитов и рецидивирующих обструктивных бронхитов.

2. Психологические. Различные стрессы и нервные переживания.

Как известно стресс негативно воздействует на организм человека, особенно, если это ребенок. Поэтому на родителей возлагается колоссальная ответственность за здоровье своего малыша, они должны знать, как помочь своему ребенку адаптироваться быстрее без вреда здоровью.

После того как ребенок заболевает, то родители всеми способами пытаются выполнить любой каприз своего ребенка. В этом и кроется стратегическая ошибка. В период болезни, находясь дома, ребенок привыкает к вседозволенности и это приводит к тому, что когда болезнь минует, и малыш вновь отправляется в детский сад, происходит повторное скорое заболевание, так как ребенок привык находиться в домашних условиях под тщательным присмотром и опекой.

3. Детский сад. Предельная комплектация групп. Плохое состояние помещений.

В большинстве муниципальных дошкольных учреждений группы в саду комплектуются по 25-35 человек. Скопление детей в одной-двух комнатах площадью 30-40 кв. м. приводит к слишком тесному контакту, и способствует постоянному “гулянию” вируса по группе.

Отсутствие ремонта в группе может стать одной из причин, почему ребенок постоянно болеет в садике. Здания старой постройки с намеком на ремонт, катастрофическими щелями в окнах и ледяным полом приводят к сильному сквозняку. Такое плачевное состояние помещения в осенне-зимний период приводит к повышению заболеваемости детей в группе.

Еще одной причиной многие родители небезосновательно считают неспособность некоторых воспитателей проследить за всеми детьми — чтобы они надели шарфы, застегнули до конца куртку, заправили кофточку. К этому стоит быть готовыми — даже самый ответственный воспитатель и то способен за чем-то не уследить, когда одевает 20 детей на прогулку.

Для того, чтобы ребенок меньше болел, постарайтесь следовать простым советам, которые помогут поднять иммунитет крохи и держать его в тонусе, при постоянном контакте с детьми в детском саду.

1. Лечение до полного выздоровления

Как только на порог ступит первая простуда, “заработанная” в саду, старайтесь вылечить малыша на совесть, до последнего чиха. Основная причина того, почему дети часто болеют в садике, в том, что родители наспех получают справку, как только проходит температура и ведут свое, не долеченное чадо в сад. В результате ребенок, зачастую еще покашливающий, снова быстро набирает темп в болезни и слегает с уже более серьёзными симптомами, успев заразить добрую половину группы.

2. Гардероб ребенка

Чтобы ребенок не оказался на прогулке без шарфа или кофты, целесообразно обучить малыша заранее некоторым навыкам самостоятельности и продумать гардероб. Если малыш не умеет завязывать шнурки, может произойти ситуация, что развозящийся ботинок оголит ножку. Поэтому следует подобрать одежду таким образом, чтобы все надевалось легко. Шарф в данном случае может заменить шапка-шлем или повязка на шею. Комбинезон и штаны на лямках не оголят спину, даже если малыш не заправит свитер и тд.

3. Укрепление иммунитета

Для правильного функционирования иммунной системы организма важно, чтобы содержание витаминов и микроэлементов в продуктах питания было на определенном уровне. Обеспечить это можно при ежедневном употреблении свежих овощей, ягод и фруктов. Пользу также приносят соки и коктейли домашнего приготовления, в которые не добавляется сахар.

В бобовых, орехах и семечках содержится много ценных микроэлементов. Небольшого количества этих продуктов достаточно, чтобы обеспечить дневную норму цинка, селена, жирных кислот и других важных для здоровья веществ.

В перечень продуктов, предназначенных для повышения детского иммунитета, входят цитрусовые, клубника, смородина. В них содержится большое количество витамина С. Но давать их малышам можно только при условии отсутствия аллергической реакции.

Если нет возможности организовать полноценное питание, или ребенок отказывается есть полезную пищу, обратите внимание на витаминные комплексы – ежедневная суточная норма витаминов способствует укреплению иммунной системы.

4. Здоровый образ жизни

Спорт и движение – это жизнь. На здоровье ребенка влияют систематические занятия спортом. С помощью зарядки улучшатся работа сердца, нервная система, повышается аппетит и поднимается настроение у ребенка. Однако стоит помнить о тех факторах, которые оказывают негативное влияние. Например, если ребенок оказывается в очаге, где люди курят. Загазованность воздуха в городе излишняя, поэтому любая поездка за город или в деревню будет полезна для иммунитета не только ребенка, но и всей семьи в целом.

Закаливание – один из важных, но часто игнорируемых методов. Ребёнок, которого не перекутывали, не одевали на прогулку в две куртки и не растили в слишком уж тепличных условиях, даже заболев, перенесут простуду гораздо легче. Да и не каждая зараза сможет к нему прицепиться.

Суть закаливания состоит в том, что при выполнении процедур происходит попеременное расширение и сужение кровеносных сосудов. Эти упражнения поддерживают в форме не только сами сосуды, но и природные механизмы, отвечающие за протекание данных процессов.

Воздействие таких факторов, как холодная и горячая воды, свежий воздух и солнечные лучи, способствует закалке детского организма. Если у вас часто болеют дети в детскому саду, то дома вам необходимо постоянно заниматься с ними.

Постепенное увеличение действия раздражающих факторов усиливает благоприятный эффект, производимый закаливанием.

В список основных процедур, которые можно проводить с ребенком практически любого возраста, входят следующие мероприятия:

• Сбалансированные физические нагрузки.

Нужно отметить, что если вы будете соблюдать все правила закалки, то очень скоро забудете, что раньше жаловались на то, что в детскому саду часто болеют дети. Необходимость в постоянном поступлении свежего воздуха объясняется тем, что у маленьких ребят потребность в кислороде в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что организм ребенка не до конца сформирован. Следовательно, кровь пробегает полный круг кровообращения гораздо быстрее, кислородный обмен в тканях также ускорен. То есть количество потребляемого кислорода значительно выше.

5. Правила личной гигиены

Ребенка следует обучить простым правилам мытья рук. Это обеспечит полноценную защиту от микробов. Прежде всего, нужно напомнить, что руки моют после прихода с улицы и перед едой. На чистой коже потенциально опасные микроорганизмы погибают в течение 5 минут. Эти элементарные правила помогут избежать кишечных инфекций, которые способствуют снижению иммунитета.

Также имеет смысл избавиться от привычки хвататься руками за лицо, особенно за нос и слизистые рта и глаз. Подсчитано, что за день каждый человек (не только ребёнок) влезает пальцем в нос, глаз или рот 300 раз!

Профилактика гриппа у детей и простуды (ОРВИ) может происходить с помощью прививок. Но помните, что эффективность вакцин против гриппа зависит от того, насколько разработчикам вакцин удалось предугадать какой штамм гриппа будет в этом году. Кроме того, не забывайте, что у детей существует ряд противопоказаний к вакцинам.

И самое главное — вакцинация эффективна в борьбе с гриппом и простудой только, если вы сделали вакцину за 1-2 месяца до начала сезона эпидемий. В разгар эпидемии делать ее бесполезно, она может даже навредить детям в детском саду, а не защитить.

7. Внимание и забота

Если ваш ребенок пошел в сад и часто болеет, то необходимо оградить его от семейных конфликтов и ссор. Очень важно в период болезни проявить к малышу максимум заботы и любви.

Ребенок тонко чувствует настроение родителей — радость, спокойствие, волнение или тревогу. Если он видит, что маме грустно, когда она отправляет его в садик, то также будет испытывать нервное напряжение, результатом которого будет очередной эпизод болезни. Необходимо укреплять иммунитет не только физически, но и психологически. Задача родителей, которые хотят успешно адаптировать ребенка к садику — создать доброжелательную атмосферу и позитивный образ дошкольного учреждения, в котором малышу будет приятно и интересно находиться.

Часто родителям советуют составить для ребенка индивидуальный план посещения. Например, сделать еще один дополнительный выходной среди недели для вашего малыша. Однако следует действовать аккуратно. Зачастую ребенок начинает идти на некоторые хитрости и стремится заболеть вновь.

Если сложилась ситуации, когда ваш ребенок заболевает снова и снова, то возможно стоит задуматься о том, чтобы отложить поступление в дошкольное учреждение на следующий год.

Зная и соблюдая все основные правила и рекомендации детских специалистов, родители забудут о проблеме и смогут в полной мере наслаждаться успехами своих деток. Ведь ребенку очень полезно находиться в коллективе, в обществе своих ровесников. Там они узнают мир, учатся общаться и получают первый и бесценный опыт, который обязательно пригодится во взрослой жизни.

Даже если ребенок часто болеет в детском саду, не стоит отказываться от посещения дошкольного учреждения. Максимум, что можно сделать — перерыв на несколько месяцев. Если организм ребенка не выработает иммунитет к инфекциям история повториться уже в школе, где пропуск занятий может отрицательно сказаться на успехах малыша.

Укрепляем иммунитет ребёнка

Укрепляем иммунитет ребёнка Укрепляем иммунитет ребёнка Иммунитет — это биологическая система защиты организма от инфекций. Он очень важен для здоровья ребенка,.

Профилактика и лечение ОРВИ: противовирусные препараты не помогают

Анна Левадная кандидат медицинских наук, педиатр, автор книг для родителей, телеведущая

Учебный год только начался, но многие школьные классы и группы в детских садах уже недосчитались детей — ОРВИ. Причина — обмен вирусами среди членов детского коллектива. Педиатр Анна Левадная рассказывает, каким детям в детском саду и школе ОРВИ угрожает в первую очередь, и также предлагает способы профилактики ОРВИ. Кстати, оксолиновая мазь к ним не относится.

Как укрепить иммунитет ребенка

Практически все мамы сталкиваются с тем, что ребенок, едва начав ходить в детский сад, тут же подхватывает ОРВИ. Ребенок, посещающий садик, может болеть до 10–11 раз за год. На то есть две причины:

  • он больше контактирует с другими детьми (источниками новых вирусов);
  • он подолгу находится в сухом непроветриваемом помещении, в воздухе которого накапливаются вирусы, а также неправильно одевается.

Как правило, дети, которые в садик не ходят, болеют реже. Конечно, если мама водит ребенка на развивающие занятия, в магазин, кафе или детский центр, ребенок тоже сталкивается с новыми вирусами. Однако время контакта с ними меньше, и маме легче проконтролировать условия, в которых ребенок находится.

Но как же быть тем, кто ходит в детский сад и школу? Главное, о чем вы должны помнить:

  • причиной ОРВИ служат вирусы, а не бактерии;
  • вирусы распространяются очень легко, преимущественно по воздуху с частицами мокроты при дыхании, разговоре, кашле или чихании;
  • вирус проникает в организм через слизистую носа или рта.

Исходя из этого, вы можете защитить своего ребенка от вирусной инфекции несколькими способами.

Профилактика простуды у детей. Способы защиты от вирусов

Ежедневные прогулки независимо от погоды: на свежем воздухе снижается риск контакта с вирусом.

РРегулярное проветривание. В частности, во время прогулок, а в школе — в течение всей перемены: попавшие внутрь вирусы следует удалить и заменить чистым свежим воздухом.

Ежедневная влажная уборка помогает убрать капельки мокроты, осевшие на различных поверхностях.

Одноразовые полотенца помогают снизить риск распространения вируса.

В группе, классе не должно быть "пылесборников" и мест, на которых оседала бы мокрота и где размножался бы клещ домашней пыли.

Если в детском саду или школе есть кондиционер, требуйте, чтобы он работал с соблюдением всех правил.

Ограничивайте контакт своего ребенка с больными детьми вне учебного учреждения и в других общественных местах (в осенне-зимний период желательно вообще не посещать места массового скопления людей, если вы опасаетесь ОРВИ).

Как удалить вирус из носа и рта?

Как удалить вирус из носа и рта?

Мыть руки после игр, туалета, прогулок и перед едой.

Можно купить в группу или класс увлажнитель воздуха: в жарком помещении влажность воздуха и, следовательно, слизистых оболочек снижается, местный иммунитет падает, и вирус проникает в организм.

Чтобы слизистая носа и рта была увлажнена, а легкие без труда избавлялись от мокроты с вирусами, ребенок должен пить достаточно жидкости. Для этого ему всегда должна быть доступна питьевая вода, в том числе в детском саду или в школе. Например, в классе на отдельном столике может стоять кулер с пластиковыми стаканчиками. Кладите ребенку в рюкзак бутылочку с водой и т.д.

Если перечисленные требования выполнить невозможно, можно увлажнить слизистую, промыв нос физраствором.

Все рассмотренные профилактические мероприятия с тем же успехом можно применять не только дома, но и в детских учреждениях.

Как одевать ребенка

  • Научите ребенка определять, жарко ему или холодно, сообщать об этом взрослым и самостоятельно оценивать, сколько одежды ему нужно. Доверяйте чувству холода своего ребенка.
  • Не одевайте ребенка слишком тепло, собирая его в садик.
  • Научите ребенка одеваться самостоятельно.
  • Попросите, чтобы воспитательница не надевала на ребенка вещи, в которых ему жарко.
  • Одежда должна легко сниматься и не должна мешать ребенку двигаться.
  • Чтобы ребенок не потел во время активных игр, одежда должна быть хлопчатобумажная, а не синтетическая.
  • При наступлении холодов желательно использовать термобелье, чтобы избегать перегреваний.

Как повысить иммунитет

Вместе с ребенком ведите здоровый образ жизни, много и активно двигайтесь, закаливайте ребенка. Пусть летом он как можно больше ходит голышом и босиком.

В начале учебного года обеспечьте ребенку постоянные прогулки и двигательную активность, а не нагружайте его занятиями так, что у него не останется времени на физкультуру и свободные игры.

Если ребенок здоров, не бросайтесь сразу же закрывать открытое окно. На натягивайте на него шапочку или носки вопреки его желанию.

Попросите, чтобы ребенка в садике не заставляли есть. Приучайте его к здоровому питанию, а если по каким-то причинам не удается включить в рацион достаточно фруктов и овощей, давайте ребенку витаминные комплексы.

Часто болеющим детям показаны прививки, в первую очередь от пневмококка и гемофильной инфекции, гриппа и менингококка.

Не пытайтесь избавиться от всех окружающих микроорганизмов (все равно не удастся), но и не пренебрегайте дезинфекцией в разумных пределах. Постарайтесь найти золотую середину.

Если, несмотря на все принятые меры предосторожности, ребенок все-таки заболел, постоянно предлагайте ему питье, чтобы разжижать мокроту и увлажнять слизистые. Заболевший ребенок не должен лежать в кровати: если у него нет температуры, ему можно довольно активно двигаться, делать дыхательную гимнастику и принимать ванну, что способствует выведению мокроты из легких.

А вот планшет в руках ребенка, включенный телевизор, отсутствие купаний и активных движений ухудшают выведение мокроты из легких и предрасполагают к длительному течению болезни. В результате ваш ребенок рискует попасть в категорию ЧБД — часто болеющих детей.

Помните, что ни оксолиновая мазь, ни другие противовирусные препараты, ни "усилители иммунитета" не защитят вашего ребенка от инфекции. Единственный действенный способ снизить ее риск — придерживаться рекомендаций, изложенных выше.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Профилактика гриппа и ОРВИ в детском саду включает, прежде всего, меры по предотвращению распространения вирусов и повышению сопротивляемости к ним.

По статистике, дети болеют гриппом в 5 раз чаще, чем взрослые. Детский иммунитет еще незрелый, поэтому более восприимчив к вирусам. Кроме того, болезнь нередко протекает тяжело. Есть высокий риск развития осложнений со стороны бронхов и легких.

Если ребенок ходит в детский сад, риск заразиться вирусными респираторными инфекциями повышается. Ведь детский коллектив – это своеобразная микробная среда, которая постоянно обновляется. Так что же делать: не водить малыша в садик в сезон простуд? Но это не всегда возможно и неправильно по многим причинам. В этом случае важно соблюдать меры профилактики, что поможет избежать распространения заболевания.

Мероприятия по профилактике должны проводиться как непосредственно в садике, так и дома.

Что может сделать персонал детского сада?

Основное условие в период подъема респираторных вирусных инфекций – чистота и гигиена. Заболевший ребенок может принести вирусы в группу еще до того, как у него ярко проявятся симптомы. Вирус будет активно размножаться в душном помещении, оседать на поверхностях окружающих предметов. Чтобы снизить риск заражения, спальные и игровые комнаты следует регулярно проветривать, а игрушки, стульчики, столы и рабочие поверхности – мыть, обрабатывать с использованием дезинфекционных средств.

Комнаты в детском саду проветриваются утром, до прихода детей, а также во время прогулок и перед сном.

Если у ребёнка время его пребывания в детском саду появились признаки ОРВИ, нужно принять меры по ограничению его дальнейшего общения с другими детьми до прихода родителей. Разумеется, воспитателям и другому персоналу садика недопустимо приходить на работу с симптомами респираторной инфекции.

Важная мера профилактики гриппа в детском саду – частое мытье рук. Вирусы попадают на ладошки малышей, а из-за привычки трогать лицо и класть пальцы в рот инфекция быстро проникает в детский организм. Воспитателям и родителям нужно следить, чтобы дети мыли руки чаще, особенно после улицы и перед едой.

Для укрепления иммунитета дети должны ежедневно при любой погоде (кроме дней сильных морозов) выходить на прогулки, выполнять физические упражнения. На сопротивляемость детского организма инфекциям влияет психологическое состояние ребенка. Детские страхи и стрессы делают его уязвимым к гриппу и простуде.

В период эпидемического подъема гриппа и ОРВИ необходимо, чтобы дети ежедневно проходили медосмотр, перед тем как попадут в группу. Это поможет вовремя заметить больного ребенка и оградить его от других.

Что делать родителям?

Многое в вопросах профилактики гриппа и ОРВИ зависит от родителей.

Ребенку нужно чаще гулять на свежем воздухе. Детская комната должна содержаться в чистоте. Следует обеспечить доступ прохладного свежего воздуха влажностью не менее 40-60%. В игровой форме научите малыша соблюдать правила личной гигиены.

Педиатры советуют родителям закаливать малыша. По крайней мере, он не должен расти в тепличных условиях. Это тренирует его иммунную систему. Не кутайте дошкольника. Ведь дети всегда активные. Если они одеты слишком тепло, что рискуют вспотеть и простудиться. Выбирайте обувь и одежду по сезону.

После прихода с улицы в сезон простуд можно промывать нос малыша 1%-ым раствором поваренной соли, смазывать носовые ходы оксолиновой мазью. Возможно, педиатр порекомендует ребенку попринимать какие-либо витамины. Ну и, конечно, следите за тем, чтобы питание малыша было полноценным.

Родителям стоит каждый вечер внимательно следить за поведением и здоровьем ребенка. Если он стал вялым и капризным, начал покашливать или у него появились насморк, повысилась температура, другие возможные симптомы гриппа или ОРВИ, следует вызвать врача, а не вести ребенка в детский сад. В этом случае вы заботитесь не только о здоровье своего ребенка, но и здоровье других детей.

Мероприятия по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций ( ОРВИ) в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют важное значение в снижении риска заболевания детей, посещающих организованные коллективы. Во время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ основное внимание необходимо уделять изоляции больных детей и персонала. До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей ( например, школьных медсестер), на случай их заболевания. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе ( больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями).

При назначении детям, больным гриппом, жаропонижающих средств следует запретить назначение Аспирина ( ацетилсалициловой кислоты), поскольку он может вызвать редкое, но серьезное заболевание – синдром Рея. Допуск в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается, по меньшей мере, через 24 часа после нормализации температуры больного без применения жаропонижающих препаратов.

Дети и персонал с признаками гриппоподобного заболевания на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей на случай, если им потребуется забрать больного ребенка. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей, например, для приема пищи в то время, когда оно не используется по назначению. Это также не должно быть проходным помещением. Больные должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях и находиться на расстоянии, по меньшей мере, около 2 метров от здоровых людей.

Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа ( например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Если больной в состоянии делать это, он должен носить хирургическую маску, находясь рядом с другими людьми.

Грипп может распространяться через загрязненные руки или предметы, контаминированные вирусами гриппа. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытье рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях детям и персоналу следует выделить время, необходимое для мытья рук, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии. Если необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками ( например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями.

Выборочное закрытие дошкольных и общеобразовательных учреждений

Решение о выборочном закрытии дошкольных и общеобразовательных учреждений может рассматриваться с учетом уровня заболеваемости детей. Необходим тщательный мониторинг за посещаемостью и причинами отсутствия в учреждении детей. В случае выявления групповых заболеваний ОРВИ в одном классе ( группе), удельный вес которых составляет 20% и более от численности класса ( группы) рекомендовано временное приостановление учебного процесса в классе ( группе) на срок не менее 7 дней. В случае вовлечения в эпидемический процесс учащихся 2-х и более классов с общим числом заболевших 30% и более от численности учащихся общеобразовательного учреждения, рекомендовано временное приостановление учебного процесса в образовательном учреждении. Разобщение детей является эффективной мерой в предупреждении массового распространения инфекции среди детей одного коллектива.

Активный скрининг на наличие заболевания

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников с признаками заболевания.

У части заболевших с лабораторно подтвержденным гриппом не наблюдается повышения температуры ( от 10% до 40%). Поэтому отсутствие высокой температуры не означает отсутствия инфекции. Необходимо изолировать больных с симптомами острой респираторной инфекции ( при наличии любых двух из следующих симптомов одновременно: боль в горле, кашель, насморк [вновь появившийся и не вызванный аллергией] или высокая температура).

При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.

Решение остаться дома должно приниматься после консультации с участковым врачом. Люди, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, дети, живущие с людьми, заболевшими гриппоподобным заболеванием, должны оставаться дома в течение 5 дней со дня, когда заболел первый член семьи. В течение этого периода они вероятнее всего могут заболеть сами. Наибольший риск передачи отмечается в течение первых 5 дней заболевания первого больного члена семьи ( около 90%), с максимальным риском передачи в первый день заболевания ( около 40%). Нахождение всех детей семьи дома в течение этого периода препятствует распространению вируса гриппа за пределы дома. Если у другого члена семьи за это время разовьется острое респираторное заболевание, необходимо применять рекомендации по изоляции лиц с гриппоподобным заболеванием. Соблюдать пятидневный период повторно для других здоровых детей в семье не требуется.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

— Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

— Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

— Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

— Проведение уроков на улице ( вне помещений);

— Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;

— Деление классов на более мелкие группы;

— Увеличение, по возможности, расстояния между партами;

— Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.

При дальнейшем росте заболеваемости гриппом больные с гриппоподобным заболеванием должны оставаться дома в течение, по меньшей мере, 7 дней, даже если симптомы заболевания вскоре исчезнут.

более длительный период изоляции.

Закрытие школ ( отмена занятий): ответное и упреждающее

Если уровень заболеваемости заболевания гриппом продолжает расти, рекомендуется закрытие школ в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.

Существуют три типа закрытия школ: выборочное ( описано выше), ответное и упреждающее.

Ответное закрытие может быть рекомендовано, когда в школах отмечается одновременное отсутствие более 25% детей, заболевших гриппом и ОРВИ. Ответное закрытие может сократить нагрузку на местную систему здравоохранения.

Упреждающее закрытие может применяться для ограничения распространения вируса гриппа или снижения нагрузки на систему здравоохранения, если оценки риска в глобальном или национальном масштабе указывают на повышенную степень тяжести гриппа.

При закрытии школ необходима отмена школьных массовых мероприятий. К таким мероприятиям относятся спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни и другие события, во время которых большие группы людей находятся в тесном контакте.

Как защитить ребёнка от инфекций в коллективе?

Большинство детей начинает часто болеть, как только любящие родители отдают их в детский сад.

Что делать? Есть ли способы защитить ребёнка от инфекций в детском коллективе? Или единственный выход – ограничить контакты со сверстниками даже на детской площадке во дворе и растить необщительного ребёнка?

Что надо знать о детском иммунитете?

Знание основных правил профилактики инфекций поможет пережить трудные периоды в формировании иммунитета.

Иммунная система малыша развивается постепенно. Детский иммунитет не столь сильный, как у взрослого. Каждая болезнь – это своеобразная закалка, во время которой организм маленького человека учится справляться с инфекциями. С этой точки зрения детям полезно бывать в коллективе, где всегда есть какие-нибудь вирусы и микробы.

Однако если ребёнок чаще болеет, чем бывает здоров, это весьма негативно сказывается на развитии иммунитета и наносит больше вреда, чем приносит пользы.

Чтобы помочь иммунитету ребёнка стать сильнее, надо соблюдать простые правила здорового образа жизни: режим дня, ежедневные прогулки (в любую погоду) на свежем воздухе, грамотное чередование занятий и отдыха, полноценное питание с обилием фруктов и овощей в рационе, гигиена.

Адаптируемся в коллективе

Чтобы избежать таких ситуаций, надо отдавать малыша в детский сад не менее чем за полгода до окончания срока отпуска по уходу за ребёнком. Чтобы детский иммунитет успел адаптироваться в новой среде.

Обязательно надо приучить кроху как можно чаще мыть руки. И делать это правильно: обязательно с мылом, хорошо намыливая каждый пальчик.

Ребёнок должен знать, что нельзя вытирать руки чужим полотенцем – ни дома, ни в детском саду. Также приучите малыша пользоваться влажными салфетками на прогулках, когда нет возможности вымыть руки.

! Приучите малыша (это правило должно быть постоянным, что нельзя целоваться и обниматься с другими детьми. Достаточно просто пожать ручку.

Как защитить ребёнка от инфекций в сезон простуд?

Как только в группе детского сада (или в школьном классе) появляются первые простуженные дети, нужно принимать профилактические меры по защите своего ребёнка.

Руки перед выходом на улицу во время вспышек гриппа следует обрабатывать гелем Dettol.

Делайте так, если отправляетесь с ребёнком туда, где есть скопление людей: кинотеатр, торгово-развлекательные центры, общественный транспорт.

Особенные меры профилактики в сезон гриппа и простуд надо предпринимать, если идёте с ребёнком в поликлинику, где в очередях, как правило, много чихающих и кашляющих детей. Не стесняйтесь надеть на ребёнка медицинскую повязку и наденьте такую на себя. Пусть ребёнок видит, что мама тоже бережёт своё здоровье.

Приучите ребё нка без необходимости не открывать двери общественных мест: магазинов, аптек и прочих. Открывайте двери перед малышом сами и держите, пока он не пройдёт. На ручках дверей скапливается огромное количество микробов. Достаточно, чтобы малыш, подержавшись за ручку, просто коснулся своего лица, чтобы инфекция попала в организм.

По той же причине не разрешайте ребёнку во время эпидемий гриппа носить корзинку в супермаркете.

Вообще в это время, по возможности, как можно реже водите малыша в людные места. Лучше прогуляйтесь в парке, на свежем воздухе.

! Не кутайте ребёнка. Если он будет потеть, то скорее заболеет от первого же лёгкого дуновения ветра.

Первая помощь при простуде

Если заметили, что ребёнок всё же заболел – чем раньше примете меры, тем меньше шансов, что болезнь разовьётся. Если не имеется противопоказаний, дайте в ударной дозе витамин С, иммуномодулятор (например, Анаферон, напоите горячим чаем с малиной. Купите в аптеке эфирное масло эвкалипта и лимона, смешайте с тёплой водой в бутылке и распыляйте через пульверизатор в комнате, где находится заболевший.

Чаще проветривайте помещение. При этом следите, чтобы малыш не находился в комнате с открытым окном или на сквозняке.

Не занимайтесь самолечением, если у вашего чада высокая температура, кашель, боль в ухе или горле.

Если ребёнок слегка приболел, но температуры нет – постарайтесь несколько дней не водить его в детское учреждение. Пусть пересидит этот период дома. Когда организм ослаблен, встреча с чужими вирусами может быть опасной.

Читайте также: