Какой бизнес выиграет от распространения коронавируса

Обновлено: 28.03.2024

На фоне общего спада экономической активности некоторые отрасли наоборот испытывают подъем. И это не только производители туалетной бумаги, в конце-концов ее не использовать больше, чем нужно, за неожиданным ростом последует уже более ожидаемый спад. Итак, кто эти счастливчики, кому вирус принес рост и процветание?

Рассказывает MOTIVE agency&production.

Обратная сторона медали — некоторые ритейлеры просто не справляются с объемами заказов, это особенно касается продавцов продуктов питания. Сроки доставки затягиваются, свободных слотов доставки не хватает.

А некоторые онлайн-магазины одежды, наоборот, испытывают некоторые сложности и закрываются. Такая участь постигла Next, Net-a-Porter, River Island. Объяснения разные, Next, например, объясняет закрытие заботой о здоровье сотрудников.

Большие инвестиции, сверхспрос, огромная ответственность. Moderna активно работает над вакциной, Roche поставляет наборы для тестирования, Gilead поставляет ремдесивир Fujifilm – фавипиравир (Авиган), одни из немногих (вроде бы) эффективных против коронавируса лекарств.

И это не говоря о производителях парацетамола, сиропов от кашля и других лекарств и медицинских принадлежностей для больниц.

Пока все дома и самоизолируются, кто-то должен доставлять им еду и беговые дорожки.

Например, китайских сервис Cainiao, входящий в группу Alibaba, получил за 9 дней карантина в Ухане более 7,000 звонков и отправил больше 5 миллионов медицинских продуктов в Ухань и близлежащие города.

Теперь в режиме фидеоконцеренций ведут уроки физкультуры, семинары, проводят совещания, а вечерами общаются с друзьями.

Акции Zoom в 2020 году подорожали на 50%, выручка увеличилась почти вдвое. Растут продажи и у других сервисов, таких как Webex от Cisco и Skype and Teams от Microsoft.

Последние в списке, но отнюдь не последние в списке победителей. Запертое в 4 стенах человечество устремилось на Netflix, Amazon Prime video, Disney+, Амедиатека, IVI, Tvzavr, Wink от Ростелеком переживают небывалый всплеск популярности.

Российские кинотеатры более щедры в условиях для новых клиентов, которые вс реднем получат 3 месяцы в подарок. Из западные коллеги ухудшили качество видело (Netflix), предлагают 7 дней бесплатно (Disney) или целых 30 (Amazon Prime).

Онлайн и видеоигры также испытывают подъем. Некоторые производители мобильных игр даже сменили модель монетизации с платной установки на покупки внутри игры. Это позволило им заметно расширить базу игроков, что, несомненно, окупится в будущем.

Игровую приставку Nintendo Switch в Штатах скупали с таким же ажиотажем, как и туалетную бумагу. Во многих странах ее уже просто не найти в магазинах.

Существенный рост спроса после начала эпидемии ощутили на себе сервисы по доставке еды. По словам представителя пресс-службы Delivery Club, с 6 по 12 апреля компания впервые выполнила больше одного миллиона заказов за неделю. В сервисе считают, что на рост повлияли три фактора: возможность для ресторанов получать заказы от сервиса без комиссии, расширение в другие регионы России и изменение поведения потребителей на фоне коронавируса. В результате у сервиса появилось больше новых активных пользователй.

Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС

Валерий Шарифулин / ТАСС

Обучение, развлечения и продажи на дому

В изоляции люди стали не только больше заказывать еду и учиться, но и играть. Так, о росте пользователей в полтора раза с момента начала эпидемии рассказал основатель сервиса по облачному геймингу PlayKey Егор Гурьев.

Фотография: Slavko Midzor / PA / TASS

Slavko Midzor / PA / TASS

По словам основателя сервиса, если эпидемия затянется и у людей закончатся деньги на развлечения, то подобные компании попадут под удар в числе первых. Сейчас в PlayKey работают над тем, чтобы устранить перегруженность серверов. В первую очередь они собираются сделать это с помощью пользователей с мощными ПК, которым предлагают сдавать их в аренду и получать за это деньги. По новой модели уже работают компьютерные клубы, которые закрылись из-за COVID-19.

Люди также стали чаще продавать технику. Основатель компании DamProdam Елена Богатырева рассказала RTVI о росте сделок в марте на 250%. Наибольшим спросом пользуется продукция Apple. Ежедневно компания проводит около 100 сделок по выкупу и обмену iPhone, iPad, Macbook и Apple Watch.

Подобный рост Богатырева связывает с задержкой релизов новых смартфонов, нестабильной ситуацией с курсом валют, прогнозами о повышении цен на технику в России, а также закрытием торговых точек. При этом в модели самой компании ничего не поменялось — она изначально была заточена под онлайн-продажи.

В будущем компания планирует расширяться за счет партнерских программ с крупными онлайн-ритейлерами. Богатырева считает, что коронавирус показал, как мир может измениться всего за пару недель.

По данным опроса TelecomDaily, больше 50% топ-менеджеров компаний телекоммуникационного сектора уверены, что цены на услуги связи вырастут в 2020 году от 10% до 20%.

Прогнозы на перспективу

Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев подчеркнул, что выгоду от эпидемии могут извлечь не только сервисы по онлайн-продаже и доставке, но и предприятия, которые смогли перепрофилироваться на производство средств индивидуальный защиты и антисептиков.

Уникальный кризис перекроит структуру экономики: убьет одни сегменты и создаст другие. Какие бизнесы и профессии будут востребованны в новом мире и какие окажутся под угрозой исчезновения?

Уникальный кризис

Глубину падения мировой экономики вследствие пандемии коронавируса еще предстоит оценить. Главы государств один за другим повторяют, что их страны ожидает сильнейший кризис после окончания Второй мировой войны, а руководитель МВФ Кристалина Георгиева недавно заявила, что падение глобальной экономики станет крупнейшим за последние 100 лет, со времен Великой депрессии.

Денег нет и не будет

Посмотрим на конкретные сегменты и отрасли экономики, которые проиграют или выиграют на выходе из кризиса.

В минусе

Малый и средний бизнес

Автопроизводители и автодилеры

Первое время продажи автомобилей могут даже подскочить, поскольку будет реализован отложенный спрос, но это будет краткосрочный эффект: впереди автомобильную отрасль ожидают тяжелые времена. Снижение доходов и ожидаемое сокращение выдачи кредитов поставят под удар автопроизводителей и автосалоны.

Кстати, снижение числа командировок в связи с увеличением доли дистанционной работы, а также снижение доли путешествий из-за падения доходов существенно снизят нагрузку и на общественный транспорт, в том числе на поезда. Это поставит в трудное положение всю транспортную отрасль.

Металлургия

Нефтедобыча и нефтепереработка

Развлечения, рестораны, туризм

Организация мероприятий

Стартапы в сфере высоких технологий

В плюсе

Экономсегмент

А что же остальной ретейл? Он в целом, даже с поправкой на ценовые сегменты, окажется в числе быстрорастущих секторов, считает основатель компании Briskly Глеб Харитонов. В качестве примера он приводит Китай, где уже открывшиеся магазины испытывают огромный наплыв покупателей.

Автоматизация и удаленные продажи

Автосервис и новые формы проката

Если производство и продажа автомобилей окажутся в кризисе, то сфера, связанная с авторемонтом и техобслуживанием, восстановится быстро. Ведь если сломался автомобиль, от которого зависит бизнес или качество жизни семьи, то его придется ремонтировать. Более того, на фоне снижения продаж новых автомобилей сфера авторемонта может получить дополнительный стимул для роста. Кроме того, если говорить об эвакуации и выездном автосервисе, то этот сегмент пострадал в наименьшей сфере во всей автоиндустрии, поскольку этот бизнес устроен так, что текущие расходы минимальны или вовсе отсутствуют, говорит Виталий Овчинников.

МФО и ломбарды

Телекоммуникации

Медицина


Dentsu Aegis Network China провела опрос среди 155 китайских компаний, чтобы узнать, как коронавирус повлиял на поведение потребителей и бизнес в стране, и выпустила на его основе отчет. Документ есть в распоряжении Inc. Приводим ключевые выводы.

По результатам исследования, 47% игроков на китайском рынке сказали, что их продажи сильно пострадали из-за коронавируса и карантинных мер. Хуже всех пришлось тревел-индустрии, поскольку большинство поездок были приостановлены или ограничены. Сильно пострадала промышленность, в частности автомобилестроение, ведь 60% производств находятся в очагах эпидемии.

Также предприниматели обеспокоены растущими проблемами с логистикой (28%) и цепочкой поставок (10%).

В то же время социальная изоляция дала людям время и возможности для развития своих профессиональных навыков. Участники опроса стали чаще использовать цифровые платформы для обучения (42%) и тратить больше на покупку онлайн-курсов (26%).

После того как миллионы китайцев стали работать из дома, время использования Smart TV увеличилось на 76 минут в день. Теперь на просмотр видео-контента пользователи тратят больше 7 часов день. Это привело к тому, что в феврале китайские OTT-платформы достигли двукратного роста. После китайского Нового года в топ приложений попали сервисы для удаленной работы. Среди них WeChat Work, Microsoft Teams и DingTalk, который использовали более 10 млн компаний по всему Китаю.

Учитывая изменившиеся потребительские практики, китайские компании рассчитывают вернуть трафик с помощью новых технологий. 33% опрошенных руководителей бизнесов планируют увеличить инвестиции в электронную и социальную коммерцию, еще столько же — в социальные платформы, лидеров мнений (Key Opinion Leaders) и прямые трансляции для взаимодействия с потребителем.

Люди, которые за время карантина устали от социальной изоляции, говорят, что с нетерпением ждут возвращения к нормальной жизни. 62% опрошенных мечтают пообедать с друзьями в кафе, 58% — пойти за покупками в торговый центр.

Читайте также: