Какой из металлов может болеть чумой

Обновлено: 24.04.2024

I. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Расположите металлы в порядке уменьшения тепло- и электропроводности: Cu, Al, Ag, Au.

(Ответ. Ag, Cu, Au, Al.)

Ведущий. В периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева неметаллы составляют примерно 1/5 часть от общего их числа (22, считая астат), но по распространенности в нашей Вселенной на долю их атомов приходится более 99,9%. Неметаллы играют исключительно важную роль в жизни человека, животных, растений – достаточно вспомнить о водороде, кислороде, углероде, азоте. Не меньшее значение имеют и другие неметаллы: кремний, фосфор, сера.

1. Ионы какого металла регулируют содержание воды в организме, передачу нервного импульса (его недостаток приводит к головной боли, слабости, потере аппетита, а избыток – к повышению артериального давления, гипертонии, заболеваниям сердца)?

а) K + ; б) Mg 2+ ; в) Na + ; г) Ag + .

(Ответ. в) Na + .)

2. Какой неметалл является самым сильным окислителем?

а) Фтор; б) сера; в) азот; г) хлор.

(Ответ. а) Фтор.)

3. Какой металл является макроэлементом?

а) Медь; б) калий; в) цинк; г) железо.

(Ответ. б) Калий.)

4. Назовите число элементов-неметаллов.

а) 15; б) 16; в) 20; г) 22.

(Ответ. г) 22.)

а) Олово; б) железо; в) цинк; г) сурьма.

(Ответ. а) Олово.)

6. Назовите элемент Вселенной.

а) Калий; б) кислород; в) натрий; г) водород.

(Ответ. г) Водород.)

7. Назовите металл-диамагнетик.

а) Медь; б) натрий; в) кальций; г) никель.

(Ответ. а) Медь.)

8. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?

а) Кальций; б) водород; в) азот; г) железо.

(Ответ. в) Азот – отрицание жизни.)

9. Какой металл обладает бактерицидным свойством?

а) Серебро; б) медь; в) золото; г) цинк.

(Ответ. а) Серебро.)

10. Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу?

а) Кальций; б) фтор; в) хлор; г) йод.

(Ответ. б) Фтор.)

11. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон?

а) Мышьяк; б) сурьма; в) висмут; г) железо.

(Ответ. а) Мышьяк.)

12. Сколько химических элементов встречается в природе?

а) 92; б) 93; в) 94; г) 95.

(Ответ. а) 92.)

13. Каким химическим элементом богата морская капуста?

а) Хлор; б) бром; в) йод; г) кальций.

(Ответ. в) Йод.)

14. Вспышки какого металла раньше использовали во время фотографирования?

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

 ВИКТОРИНА МЕТАЛЛЫ

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ВИКТОРИНА МЕТАЛЛЫ

1. Если бы существовал приз за активность , то атомам какого металла его прис.

1. Если бы существовал приз за активность , то атомам какого металла его присудили бы?

 Цезию, если не считать фракций, которых практически нет в природе.

Цезию, если не считать фракций, которых практически нет в природе.

Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е.

3. Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии р.

3. Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболева­ниями, чем солдаты?

Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактериц.

Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.

4. На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?

4. На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?

 Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними спла.

Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы (амальгамы). Золото очень легко растворятся в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали. Ртуть испарялась, золото оставалось на изделии. Таким способом был позолочен купол Исаакиевского собора - памятника архитектуры, созданного в 1818 - 1857гг. в Петербурге но проекту Огюста Монферрана. Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 м) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров ртути, который, казалось, исчезал бесследно, успевал отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим.

Железо, а также сталь превращаются в ржавчину (рыжий цвет) в процессе корроз.

Железо, а также сталь превращаются в ржавчину (рыжий цвет) в процессе коррозии.

7.Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это.

7.Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл? Что вам известно об этом?

Рим спасли гуси - это известно всем. А в падении Рима, по мнению токсиколого.

Рим спасли гуси - это известно всем. А в падении Рима, по мнению токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование оплавленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии . Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет.

8. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в да.

 Из алюминия.

9. В начале века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхт.

9. В начале века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы увидеть свет. Корпус яхты был сделан из очень дорого в то время алюминия, листы которого, скреплялись медными заклепками. Это было красиво — сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?

Произошла химическая коррозия. Алюминий - более активный металл, по сравнени.

Произошла химическая коррозия. Алюминий - более активный металл, по сравнению с медью. Именно он и будет корродировать в этой паре.

10. Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет По числу семи планет.

 Солнце - золото, Луна - серебро, Марс - железо, Меркурий -ртуть, Юпитер - о.

Солнце - золото, Луна - серебро, Марс - железо, Меркурий -ртуть, Юпитер - олово, Венера - медь, Сатурн - свинец. Известный рус­ский революционер, ученый-химик, академик Н.А. Морозов написал: Семь металлов создал свет По числу семи планет. Дал нам космос на добро Медь , Железо , Серебро, Злато , Олово , Свинец… Сын мой ! Сера - их отец, И спеши , мой сын узнать: Всем им ртуть - родная мать!

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

1. Какой металл используют в самолетостроении? (Алюминий).

2. Какой металл может болеть чумой? (Олово).

3. Недостаток какого металла приводит к малокровию? (Железо).

4. Горение какого металла раньше использовали при фотографии? (Магний).

5. Какой металл занимает первое место по распространению в природе? (Алюминий).

6. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро).

8. Каким металлом можно зажечь воду? (Калий, натрий).

9. Металл бога Марса. (Железо).

10. Этот металл идет на изготовление солдатиков. (Олово).

11. Металл, который легко режется ножом. (Натрий, калий).

12. Металл богини Венеры. (Медь).

13. Металл, находящийся при обычных условиях в жидком агрегатном состоянии. (Ртуть).

14. Самый пластичный металл. (Золото).

15. Какой благородный металл одно время топили в море? (Платина).

Задания первой команде.

1.Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово – серебро, молчание - золото).

2.Пролежал холод, сушь, и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).

Задания второй команде.

1.Не та грязь, что тусклая. (Не то золото, что блестит).

2. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл).

Задания третьей команде.

1. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том).

2.Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо).

Задания первой команде.

1.Этот металл серебристо-белого цвета, без него не было бы цивилизации и жизни животного мира на нашей планете. По распространению в природе он занимает четвертое место среди всех элементов и второе среди металлов. Он придает красный цвет крови. Обладает магнитными свойствами.

2.Этот металл хорошо проводит электрический ток, его сплавы занимают 3 место по производству (после железа и алюминия). При температуре он образует оксид черного цвета, а все его соли голубого цвета. Сплав этого металла с оловом дал название целому веку.

Задания второй команде.

1.Раньше этот металл ценился на вес золота. Предметом зависти были украшения и сервизы из этого металла. Оксид и гидроксид этого металла амфотерны. На своей поверхности он образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его сплавы удивительно легки и устойчивы к коррозии.

2.Это щелочноземельный металл. Его соединения широко используются при строительстве. Одним из его соединений распознают углекислый газ. Он образует гашеную и негашеную известь. Его соединением пишут на доске. Содержится в костях человека и животных.

Задания третьей команде.

1.Блестящий белый металл, очень пластичный. Самый лучший проводник тепла и электрического тока. Употребляют в качестве драгоценного металла при изготовлении ювелирных изделий, украшений и при чеканке монет. Соединения из этого металла образуют светочувствительное покрытие на фотоплёнках.

2.Один из самых тяжелых, твердых, неэластичных металлов. У него самая высокая точка плавления среди всех металлов. Применят главным образом для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках. Добавляют в особо твердые сорта стали, и которых делают режущие края свёрл и пил.

Вопрос: Какие методы очистки воды использует рукодельница?

Ответ: фильтрование, адсорбция (поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью угля).

Ответ: А.Конан-Дойл в своем произведении не учел химических свойств фосфора. Давайте подумаем вместе. Фосфор светится в темноте, следовательно, это белый фосфор, т.к. красный фосфор не светится вообще. Далее, белый фосфор очень ядовит, и использовать его столь необычным способом несколько раз, вероятно, было бы сложно. Кроме того, белый фосфор на воздухе легко окисляется, переходя при этом в степень окисления +5. Трудно представить себе, что собака, обмазанная ядовитым веществом и кислотой, может еще что-либо сделать.

Вопрос : Какой ядовитый газ выделяется? Чем он опасен для человека? Какова первая помощь при отравлении этим газом?

Ответ: Какой ядовитый газ выделяется? Чем он опасен для человека? Какова первая помощь при отравлении этим газом? Угарный газ – сильный яд!

Вопрос: Объясните растворение жемчужины.

Ответ : CaCO 3 + 2CH 3 COOH = (CH3COO) 2 Ca + CO 2 + H 2 O

Вопросы: Как называется защитный слой Земли? Какие вещества его разрушают?

Задание первой команде.

а) Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.(2балла)

б) В "Одиссее" Гомера рассказывают, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота. (1.5 балла)

в) Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Они назвали его "вааепере" - "родившийся на небе". (1 балл)

г) По имени этого металла назван век.(0.5 балла) (Железо)

Задание второй команде.

а) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. (2 балла)

б) Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах: начиная день - проглоти кристалл…(1.5 балла)

в) Оно в воде рождается и в воде умирает. "Из воды родится, а воды боится" (1 балл)

г) На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши". (0.5 балла) (Поваренная соль)

Задание третьей команде.

а) Зерна кристалла этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. "Ни огнем, ни искусством" – алхимики. (2 балла)

б) Его привезли в Европу из Колумбии и дель Пинто. Он был под запретом в Испании 43 года. Покупали его для подделок. (1.5 балла)

в) Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск присущий высокопробному золоту: монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым или "испанским". Дукаты самого могущественного государства – Испании - упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона. (1 балл)

Конкурс «Заморочки из бочки

6. Это прозрачный газ без запаха. Как и все газы, его можно превратить в жидкость. В природе он образуется в результате разложения под землей или под водой остатков органических веществ, растений и животных. Его можно встретить и в угольных шахтах. Там может скопиться такое количество газа, что он становится опасным: достаточно небольшой искры, чтоб газ начал реагировать с кислородом и произошел взрыв. Как называется газ? (Метан)

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

61.тема 6.урок №8. Контрольная работа по теме Металлы. 9 класс

«…И кратко сказать,

ни едино художество,

ни едино ремесло простое

употребления металлов

М. В. Ломоносов

Цель работы:

- выявить уровень усвоения школьниками изученного материала темы и овладения ими предметными умениями

Методы обучения: самостоятельная работа

Оборудование: карточки с заданиями контрольной работы

I .Актуализация знаний

“На улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер" - Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман?

Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело , оно истирается; если не употреблять – ржавчина его съедает. Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.

Катон Старший .

II . Введение в тему урока

Что вы знаете и как много о некоторых металлах

1- ртуть; 2 – вольфрам; 3 – титан; 4 – уран; 5 – осмий; 6 – иридий; 7 – золото; 8 – франций;

9 - литий; 10 - калифорний .

II . Написание контрольной работы

1. Инструкция по выполнению работы.

Даю один вариант, так как в классах у нас небольшое количество учащихся 4 – 6 учеников.

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий.

Часть А содержит 12 заданий с кратким ответом.

Часть С содержит 1 задание, состоящее из 5 уравнений. Первое и четвертое оценивается в 1 балл, остальные по 2 балла.

Итоговая оценка

2. Выполнение работы

ВариантI частьА

1) Алюминий, 2) Железо, 3) Олово, 4) Цинк

А2.. Наиболее ярко металлические свойства проявляет:

1) K, 2) Be, 3) Al, 4) Na

А3. Ряд, в котором элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса:

1) Al→Mg→Na, 2) Ca→Ba→Be, 3) K→Na→Li, 4) K→Ca→Al

А4. . Электронная конфигурация внешнего электронного слоя….3s23p1 соответствует атому

1) скандия, 2) бора, 3) алюминия, 4) калия

А5. Реактивом на ион Ag + является ион:

1) СО32-, 2) Na+, 3) OH-, 4) Cl-

А6. Наиболее активно с водой при комнатной температуре будут взаимодействовать оба металла из пары:

1) Na и Cu, 2) Na и K, 3) K и Zn, 4) Cu и Hg

А7. С растворами кислот будут взаимодействовать оба металла

1) Na и Cu, 2) K и Hg, 3) Al и Zn, 4) Cu и Hg

А8. При взаимодействии цинка с водой при нагревании образуется

1) соль и вода, 2) основание и водород, 3) оксид металла и водород, 4) реакция не протекает

А9. С водой с образованием основания и водорода будет взаимодействовать

1)Na, 2)Zn, 3)Cu, 4)Ag

А10 .Амфотерный оксид образуется при взаимодействии кислорода и

1) натрия, 2) магния, 3) бария, 4) алюминия

А11. Для вытеснения меди из раствора её соли можно использовать

1) кальций, 2) цинк, 3) литий, 4) серебро

А12.Оксид алюминия взаимодействует с каждым из двух веществ:

1) HCl и O 2 , 2) К OH и H 2 О, 3) HCl и KOH , 4) NaNO 3 и H 2 SO 4

  • систематизировать знания учащихся по теме "Металлы";
  • продолжить работу по развитию познавательной активности учеников;
  • вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, объяснять ход эксперимента.

Подготовка к уроку: класс делится на три команды. В каждой команде выбирается "вратарь" (ученик с глубокими знаниями), "защитники" (ученики с глубокими и средними знаниями), а также "нападающие" (ученики со слабыми знаниями).

С первого урока изучения темы " Металлы" школьники готовятся к семинару. " Вратари" готовят свои команды. Учитель работает с " вратарями". Подготовка идет по вопросам, которые учитель вывешивает в классе.

Правила игры: матч состоит из разминки, теоретического тайма, личного зачета - тестирования, тайма загадок, практического тайма, расчетного тайма. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них. На заданный вопрос первыми в команде отвечают "нападающие" и получают за правильный ответ 4 балла. Если "нападающие" не смогут ответить на данный вопрос, он передается "защитникам" (за ответ -3 балла), а если и они не ответили, то на вопрос отвечает уже "вратарь", но получает за ответ 2 балла.

За дополнения команда может получить 1 балл. Если на вопрос никто в команде не ответил, ей засчитывается гол. Каждая команда сидит отдельно, за своим столом.

Для проведения урока - соревнования представляется жюри из старшеклассников.

Ход урока

1. Организационный момент

2. "Разминка"

"Разминка" проводится в виде викторины одновременно со всеми командами. В "разминке" за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение - 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа.

  1. Если бы существовал приз за активность, то атомам какого металла его присудили бы?
  2. Какой из металлов в глубокой древности называли "небесной медью" и почему?
  3. Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно - кишечными заболеваниями, чем солдаты?
  4. На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?
  5. Что означает выражение: "Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу"?
  6. Какой из металлов может " болеть чумой"? Что вам известно об этом?
  7. Гуси спасли Рим, а погубил Рим по мнению токсикологов, металл. Какой это металл? Что вы об этом знаете?
  8. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им из блестящего , как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому было неповадно производством "опасного" металла. Из какого металла была изготовлена чаша?
  9. В начале века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица - яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы увидеть свет. Корпус яхты был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво - сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?
  10. Алхимики утверждали:

"Семь металлов создал свет
По числу семи планет:"
Назовите эту "великолепную семерку".

Ответы на вопросы.1.Цезий. 2.Железо. 3. Посуда офицеров была изготовлена из серебра. 4. Ртуть обладает способностью растворять металлы, в том числе и золото. 5. Железо и сталь превращаются в ржавчину в процессе коррозии. 6. Олово "болеет" "оловянной чумой". 7. Свинец. 8. Алюминий. 9. Произошла химическая коррозия.10. Солнце - золото, Луна - серебро, Марс - железо, Меркурий - ртуть, Юпитер - олово, Венера - медь, Сатурн - свинец.

Теоретический тайм

1. Как металлы расположены в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

2. В чем состоит сходство атомов металлов? В чем различие атомов металлов? (Общие черты и различия покажите на примере металлов I группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева).

3. Какой тип связи характерен для металлов?

4. Что вы знаете о кристаллических решетках металлов?

5. На основании знаний о кристаллическом строении металлов объясните, почему металлы:

а) проводят электрический ток;

б) хорошо проводят теплоту;

в) обладают пластичностью;

г) обладают металлическим блеском?

6. Какие виды сплавов вам известны? Почему сплавы существенно отличаются свойствами от составляющих их металлов?

7. Какие общие химические свойства характерны для металлов?

8. Что показывает электрохимический ряд напряжений металлов? Почему в этот ряд включен водород?

9. Какой из металлов - медь, цинк или ртуть - может вытеснить свинец из раствора его соли?

10. В каком виде металлы находятся в природе?

11. Даны пары соприкасающихся металлов: медь и железо, цинк и медь, железо и цинк, опущенные в раствор соляной кислоты. Какой из металлов в каждой паре будет разрушаться? Напишите уравнения реакций,

12. Какие реакции являются качественными на ионы железа Fе2+ и Fе3+?

Личный зачет - тестирование

Выполняет каждый участник команды

Тест проверяет и оценивает жюри.

Баллы, набранные участниками команды суммируются и засчитываются команде

1 вариант

1. Тип связи в металлах:

1. ионная 2. ковалетная 3. металлическая 4.водородная

2. Выбрать щелочной металл:

1.калий 2.кальций 3.железо 4.алюминий

3. Выбрать самый легкий металл:

4. Выбрать жидкий металл:

5. Выбрать правильное утверждение:

1.металлы - восстановители

2.металлы - окислители

3.металлы окислители и восстановители

2 вариант

1.Кристаллическая решетка металлов:

1.атомная 2.ионная 3.молекулярная 4.металлическая

2.Выбрать щелочноземельный металл:

1.магний 2.алюминий 3.кальций 4.железо

3.Выбрать самый тяжелый металл:

4.Выбрать самый пластичный металл:

5.Частицы в узлах кристаллической решетки металлов:

1.атомы 2.катионы 3.атомы и катионы

3 вариант

1. Частицы в узлах кристаллической решетки металлов:

1.атомы 2.катионы 3.атомы и катионы

2. Выбрать щелочной металл:

1.алюминий 2.кальций 3.натрий 4.магний

3. Выбрать наиболее электропроводный металл:

1.магний 2.алюминий 3.золото 4.железо

4. Выбрать самый твердый металл:

1.вольфрам 2.железо 3.алюминий 4.магний

5. Выбрать правильное утверждение:

1.металлы имеют сравнительно большой радиус

2.металлы имеют сравнительно маленький радиус

Ответы:

1 вариант

1 - 3,2 - 1,3 - 3,4 - 3,5 - 1

2 вариант

1 - 4,2 - 3,3 - 1,4 - 4,5 - 3

3 вариант

1 - 3,2 -3,3 - 3,4 - 1,5 - 1.

Загадки

Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всей стране родной. (Железо.)

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нем.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все что ценно, что блестит. (Золото.)

Если его соединенья
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле,
Таким в дворцах почет и честь. (Кальций.)

Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она.
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос,
Но может побелеть порой,
Когда? Ответьте на вопрос. (Медь.)

Находится в морской воде.
Он - спутник кальция везде.
Свободный, легкий и горючий.
Фотографам известен он.
Не очень твердый и тягучий,
Он - главный в сплаве электрон. (Магний)

Живет в обычном керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате - отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его. (Натрий.)

Типичен в сплавах как металл,
А соль его - цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет. (Марганец)

Прошу назвать этот металл,
Который в ряд важнейших стал.
Он удивленье в человеке
Своими свойствами рождал.
Из глины был получен в прошлом веке,
Девиль же серебром его назвал. (Алюминий)

Практический тайм.

Каждой команде дается задание.

  • Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой
  • Опыт 2. Взаимодействие цинка с серной кислотой

Расчетный тайм.

Каждая команда получает текст задачи, которую решает на время.

4 балла получает та команда, которая первой правильно решит задачу, следующая - 3 балла и последняя - 2 балла

Задача.

Какой объем водорода может быть получен при растворении в воде 5 г металлического натрия, содержащего 5% примеси?

Подведение итогов урока.

Проводится путем подсчета баллов, заработанных командой. Это делает жюри и объявляет победителей.

Читайте также: