Какова вероятность заразиться коронавирусом в аэропорту

Обновлено: 15.04.2024

Риск заражения COVID-19 во время полета на самолете может быть преувеличен, считают немецкие ученые. Однако не все специалисты с ними согласны.

Полеты на самолете во время пандемии коронавируса могут быть не так уж и опасны, считают немецкие ученые из Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гете. В статье в журнале JAMA Network Open они описали один из рейсов, во время которого произошла передача инфекции — и масштабы передачи оказались не такими угрожающими, как представлялось ранее. Однако многие специалисты относятся к занижению рисков скептически и рекомендуют не забывать про меры защиты на борту.

Полет на самолете во время пандемии считается рискованным мероприятием — на протяжении нескольких часов люди, среди которых могут быть больные, находятся в опасной близости друг от друга, а система кондиционирования разносит воздух, где могут быть вирусные частицы, по всему салону. Однако на практике опасность может быть не такой выраженной, считают авторы работы.

9 марта 2020 года из Тель-Авива во Франкфурт прилетел самолет со 102 пассажирами на борту. 24 из них были из одной туристической группы. За неделю до полета они контактировали с менеджером отеля, у которого позже обнаружилась коронавирусная инфекция. Ни у кого из членов группы на момент полета она не была диагностирована, никто из них в самолете не надевал маску. Продолжительность полета составила 4 часа 40 минут.


Когда самолет прибыл во Франкфурт, исследователи взяли у членов группы мазки из горла на коронавирус. Через 4-5 недель они также связались с остальными пассажирами и расспросили их о полете, о том, контактировали ли они с зараженными SARS-COV-2, нет ли у них симптомов. Тем, у кого они были, и тем, кто сидел в пределах двух рядов от членов группы, исследователи предложили тест на антитела к коронавирусу.

Из 24 членов группы положительный результат на SARS-COV-2 оказался у семи.

У четверых из них во время полета были симптомы инфекции, у двоих появились позже, у одного болезнь прошла бессимптомно. Среди 13 пассажиров, сдавших кровь на антитела к коронавирусу, заразились лишь двое. Оба сидели в задней части самолета, поблизости от зараженных членов группы.

До сих пор единственным известным случаем заражения нескольких людей на борту самолета был рейс из Великобритании во Вьетнам 2 марта. Там больной пассажир заразил 14 других пассажиров и одного члена экипажа.

Вероятно, дело в фильтрации воздуха, считают исследователи. Воздух в самолете обновляется каждые 2-3 минуты, а фильтры удерживают более 99% частиц, которые в нем находятся.

Рииск заразиться на борту самолета весьма низок, особенно если соблюдать меры безопасности, уверен профессор статистики Арнольд Барнетт из Массачусетского технологического института. Он подсчитал, что при ношении масок риск заразиться в самолете с тремя креслами в ряду составляет всего 1:4300. Если же среднее место свободно, он падает до 1:7700.

Риск несколько выше для людей, сидящих у прохода, чем для тех, кто сидит у окна. Основная опасность исходит от людей, которые сидят в одном ряду, и в меньшей степени — от тех, кто сидит впереди или позади. Однако разница невелика, отмечает Барнетт.

Дополнительной мерой защиты может стать специальный прозрачный щиток, закрывающий лицо. Так вирусным частицам будет сложнее попасть на кожу и слизистые. Некоторые авиакомпании даже вводят эту меру для пассажиров в качестве обязательной.

Однако такие оптимистичные оценки могут быть связаны не столько с действительно низким риском, сколько с проблемами методологии исследований.

Чтобы отследить передачу вируса во время полета, необходимо скоординировать совместную работу департаментов здравоохранения нескольких стран, а также подтвердить, что заражение произошло именно в самолете.

Кроме того, количество перелетов и число людей, которые допускаются на борт самолета, сейчас намного ниже, чем до пандемии. По мере того, как людей в самолетах будет становиться больше, риски передачи инфекции будут расти, подчеркивает инфекционист Лин Чен. Трудно предсказать, как будет развиваться ситуация с передачей COVID-19 на борту самолета в ближайшие месяцы, говорит он.

Кроме того, даже без учета заражений на борту, самолеты способствуют распространению инфекции, перевозя зараженных из одной страны в другую.

Специалисты подчеркивают, что пассажирам во время полета необходимо соблюдать все меры предосторожности — надевать на борту маски, мыть руки и соблюдать социальную дистанцию.

Фото: Getty Images

В начале пандемии была надежда на то, что коронавирус можно победить при помощи массового иммунитета. План был прост: большинство людей переболеют — и на этом все закончится. Это оказалось заблуждением: COVID-19 болеют по несколько раз. В этой статье мы попытались ответить на 5 основных вопросов, касающихся повторного заболевания COVID-19.

Статью прокомментировал врач-инфекционист Михаил Кузнецов

Как понять, что человек заразился повторно

Точно ответить на этот вопрос довольно сложно. Обычный ПЦР-тест в этом случае может не помочь. Новое заражение легко спутать с постковидным синдромом. Что это такое, мы писали тут.

Болезнь может сильно ослабить организм, и в результате многие симптомы будут длиться дольше или возвращаться спустя несколько месяцев (три и более). В результате недомогания, которые человек может испытывать (усталость, мышечная боль, спутанность сознания, выпадение волос и прочее), легко спутать с повторным заражением.

Сколько держится естественный иммунитет

Точного ответа на этот вопрос ученые пока не дают. По данным, опубликованным в журнале Lancet в начале октября, в среднем человек может повторно заразиться SarS-Cov-2 спустя 16 месяцев. Ученые уже изучили поведение 6 известных коронавирусов, схожих по своему строению с виновником последней пандемии. Они взяли истории болезни пациентов с 1984 по 2020 год и проверили наличие антител в их организмах. Причем разброс во времени был довольно большой: от 128 дней до 28 лет после заражения. Проанализировав эти данные, специалисты пришли к выводу, что иммунитет против коронавируса может держаться от 3 месяцев до 5 лет. Многое зависит от состояния здоровья, вирусной нагрузки (одно дело, когда человек находится в непосредственной близости от больного в закрытом пространстве, другое — в проветриваемом помещении, где носитель прошел пять минут назад) и от ряда других факторов [ 2].

Согласно данным национальной статистической службы Великобритании, c июля 2020 года по сентябрь 2021-го на 100 000 заболевших COVID-19 приходилось 11,8 случая повторного заражения. Впрочем, начиная с 17 мая 2021 года, с появлением Дельта-штамма, количество таких пациентов стало расти. При этом среди пациентов группы риска (с диабетом, хроническими заболеваниями, лишним весом) вероятность подхватить вирус повторно была выше — примерно 1 к 100 (на 20 262 больных — 296 повторных случаев) [3].

Фото: Shutterstock

Защищает ли естественный иммунитет от новых штаммов вируса

Судя по результатам того же исследования Lancet, естественный иммунитет защищает организм от новых видов коронавируса не так хорошо и не так долго, как хотелось бы. Мутировавшие штаммы гораздо быстрее приспосабливаются к новым условиям и находят лазейки, чтобы попасть в организм. Тем более что со временем иммунитет к вирусу ослабевает. Так, человек, переболевший COVID-19 в начале пандемии, с высокой вероятностью быстрее заболеет еще раз, встретившись с новой версией вируса.

  • Альфа B.1.1.7 (впервые обнаружен в сентябре 2020 года в Великобритании)
  • Beta B.1.351 (впервые обнаружен в мае 2020 года в Южной Африке)
  • Гамма P.1 (впервые обнаружен в ноябре 2020 года в Бразилии)
  • Дельта B 1.617.2 (впервые обнаружен в октябре 2020 года в Индии).

Согласно данным Роспотребнадзора, в России ⅔ заражений относятся к Дельта-штамму и его вариациям [ 5].

Как вакцины влияют на повторный COVID-19 и длительность течения болезни

Риск еще раз заболеть COVID-19 в 2,34 раза выше у тех, кто не вакцинировался.

К таким выводам пришли ученые из Университета Кентукки, собрав данные о пациентах своего штата [ 6].

Что касается постковидного синдрома, который часто путают с повторным заражением, то и тут цифры обнадеживающие. Согласно исследованиям, опубликованным в журнале Lancet в сентябре этого года, постковидный синдром встречается на 49% реже у привитых людей [ 7].

Если же у человека долго держатся симптомы коронавируса и избежать длительных недомоганий не получилось, то и тут прививка оказывается эффективной. В статье журнала Nature говорится, что облегчение в таких случаях наступало у 57% вакцинированных пациентов [ 8], [9].

В другой статье Nature утверждается, что даже один укол вакцины человеку, переболевшему COVID-19, в разы активирует защитные механизмы организма. Таким образом, у пациентов, получивших иммунитет и от естественного течения болезни, и от прививки, — самые сильные антитела [ 10].

Конечно, вакцины от коронавируса не могут полностью предотвратить заболевание, однако существенно снижают риск его тяжелого течения. У некоторых оно проходит вообще бессимптомно. И хотя со временем опасность переболеть COVID-19 увеличивается даже у вакцинированных людей, у них значительно выше вероятность легкого течения болезни, чем у непривитых. Поэтому людям со слабым иммунным ответом, в том числе пожилым, ВОЗ советует ревакцинироваться [11].

Подробнее о ревакцинации мы писали тут.

Фото: Shutterstock

Как будет протекать болезнь во второй раз

В случае с другими вирусами повторное заражение обычно проходит легче (есть исключения, например, лихорадка Денге или вирус Зика). Однако по коронавирусу однозначного ответа пока нет. Исследования еще не закончились, но точно можно сказать, что на течение болезни будут влиять следующие факторы:

  • общее состояние здоровья (отсутствие лишнего веса, диабета и других заболеваний помогут легче перенести болезнь);
  • вирусная нагрузка (то есть какое количество вируса получил пациент);
  • различные штаммы вируса в случае первого и повторного заражения.

И все же чаще всего вирус проявлял себя менее агрессивно, чем при первом заражении. В частности, у пациентов наблюдались симптомы обычной простуды, но при этом вкус и обоняние не менялись и не исчезали. В результате в качестве лечения назначалась та же терапия, что и при легких формах COVID-19 [ 12].

В связи с этим врачи рекомендуют не терять бдительность, соблюдать меры предосторожности, социальную дистанцию в людных местах, носить маски и прививаться.


Михаил Кузнецов, врач-инфекционист:

Что касается постковидного синдрома, то, с моей точки зрения, его развитие не связано с тем, заболел ли пациент в первый или во второй раз. Скорее выраженность этого синдрома будет зависеть от степени тяжести перенесенной болезни. Чем больше ущерба вирус нанес организму, тем медленнее тот будет восстанавливаться. На мой взгляд, вирус SARS-CoV-2 не является персистирующим, то есть не активируется в клетках организма вне сроков, которые характерны для острой инфекции.

Явления постковидного синдрома — это скорее следствие нескольких факторов: прямые повреждения клеток организма вирусом и как следствие запуск внутренних механизмов агрессии в отношении собственных тканей, накопления продуктов этих повреждений и реакции иммунной системы, механизмы гомеостаза (то есть самовоспроизводства), направленных на сопротивление этим процессам.

Для постковидного синдрома характерны следующие проявления: спутанность сознания, слабость, одышка, ощущение тяжести в грудной клетке, потеря обоняния, мышечные боли, искажение вкусов и запахов, потеря волос, кожные высыпания, резкие скачки давления, расстройства желудка, продолжительное повышение или понижение температуры тела. Все эти симптомы могут проявляться непрерывно или волнообразно. В таких случаях пациенту необходимо пройти курс реабилитации, желательно под руководством грамотного специалиста.

Где можно заразиться коронавирусом

Подхватить инфекцию действительно проще всего в замкнутом пространстве с плохой вентиляцией, где одновременно находится большое количество людей. Как неоднократно заявляли медики, это прежде всего общественный транспорт, где наблюдается наибольшая скученность. Особенно опасны частные перевозчики, которые мало внимания обращают на санитарные меры и, в отличие от государственных предприятий, не обрабатывают салоны, поручни, сиденья после каждого рейса, не следят за наличием масок и перчаток.

пассажиры в салоне самолета

Еще одно опасное место — магазины. Если в больших торговых центрах есть охрана, проверяющая наличие защитных средств, и хорошая вентиляция, то в небольших торговых залах покупатели рискуют сильнее.

Отдых в развлекательных заведениях, особенно ночных, где исчезают все негативные мысли, срываются покровы и душа требует праздника, во время пандемии чреват особенно печальными последствиями. Посещение театров, концертных и кинозалов опасно тем, что, несмотря на социальную дистанцию, большое количество людей, среди которых может быть больной, на протяжении длительного времени находятся в замкнутом помещении.

зрители в театре


Коронавирус может проникнуть в организм с помощью белка, который раньше не учитывали при поиске лекарств от COVID-19

Многих в начале пандемии подвели любопытство и желание подстраховаться — протестироваться на коронавирус при полном отсутствии симптомов, когда на анализы выстраивались очереди, потолкаться по аптекам и запастись ненужными лекарствами — и мысли о срочном посещении врача, даже когда в этом не было особой необходимости.

Как набрать критическую дозу

Точные механизмы передачи инфекции в тех или иных условиях до конца еще не изучены. Однако благодаря исследованиям аналогичных вирусов ученым известно, что для того, чтобы человек заболел, в его организм должна попасть определенная доза инфекции. Ее можно получить за один раз, если общаться лицом к лицу с кашляющим и чихающим больным или если на протяжении длительного времени находиться с таким человеком в одном помещении. Особенно усиливается риск при разговорах, пении, крике, когда в окружающее пространство выбрасывается больше вирусных частиц. Так что если не искать знакомств с потенциальным больным и вообще помалкивать, находясь с ним в одном помещении, да еще пореже дышать, риск заразиться не так уж и высок.


Авиация — самый быстрый вид транспорта — сыграла основную роль в распространении коронавируса по планете. Однако представители отрасли утверждают, что в салоне самолета, даже если в нем находится коронавирусный больной, остальные пассажиры находятся в безопасности — благодаря специальным фильтрам и мощной вентиляции, которая меняет воздух 30 раз за час. Это подтверждалось результатами экспериментов, которые провело Транспортное командование США: сотни раз исследователи распыляли аэрозоль с частицами – имитаторами вируса и измеряли его концентрацию в воздухе. Благодаря системе очистки очень скоро она становилась минимальной.

Почему британские ученые не советуют летать далеко

пассажиры в масках выходят из самолета


Британские ученые решили просчитать возможность заражения коронавирусом в самолете в зависимости от длительности полета, устройства салона, степени заразности больного и манеры его поведения и общения. Из тех, кто летит экономклассом, по их данным, за двухчасовой рейс заразится максимум чуть больше половины, в бизнесе — единицы. Однако при увеличении длительности полета до нескольких часов риск заражения значительно возрастает. Так, при 12-часовом перелете, по их прогнозам, заразятся практически все пассажиры, сэкономившие на билетах, и половина состоятельных клиентов авиакомпании. Маска, по их расчетам, значительно снижает риск инфицирования даже на дальних расстояниях. Однако кормить всех пассажиров одновременно исследователи не рекомендуют: синхронное снятие защитных средств может быть очень опасно.

Что не учли британские ученые

люди ждут посадку в самолет

В российском научном сообществе выводы британцев вызвали некоторые сомнения. Полеты по миру, хоть и в гораздо меньших объемах, продолжаются. И если бы ситуация развивалась по британской модели, все бы давно уже перезаражались. Кроме того, важно, какой состав пассажиров находится на борту. Некоторые люди практически не могут заразиться коронавирусом в силу особенностей организма: сильного иммунитета, ранее перенесенных заболеваний и даже группы крови. Ранее российские ученые, которые исследовали особенности клеточного иммунитета к коронавирусу, выяснили, что защитный механизм может работать и у тех, кто переболел COVID-19, и у тех, кто еще не столкнулся с инфекцией. Уничтожение вируса в их организме может происходить за счет Т-клеток, которые способны распознавать его фрагменты.


Заранее выставленную галочку о приобретении продукта Роспотребнадзор квалифицирует нарушением прав потребителей

Пересчитать по Гринвичу

самолет


Коронавирус может проникнуть в организм с помощью белка, который раньше не учитывали при поиске лекарств от COVID-19

Представители авиакомпаний и производителей самолетов утверждают, что мощная вентиляция, обеспечивающая до 30 смен воздуха в час, и специальные НЕРА-фильтры гарантируют безопасность пассажиров, даже если на борту окажется носитель коронавируса.

Три сценария


В модели ученых учитываются разница между устройством салонов бизнес- и экономкласса, мощность системы вентиляции самолета, степень вентиляции легких пассажиров, количество квантов, выделяемых одним инфицированным в единицу времени, и многое другое.

Исследователи рассмотрели легкий, средний и тяжелый сценарии распространения COVID-19, которые сопровождаются выделением в салоне соответственно 5, 20 и 100 квантов коронавируса в час. Количество квантов также умножалось на определенный индекс, который отражает одно из трех состояний носителя вируса: дыхание, разговор или громкий разговор. Опасность заражения оценивалась для полетов длительностью два и 12 часов.

Результаты исследования показали, что для пассажиров двухчасового рейса, летящих экономклассом, максимальная вероятность заражения достигает 60,2%. Это означает, что если в салоне летят 75 пассажиров, то заразятся минимум 45 из них. Для сравнения: максимальная вероятность заражения для пассажиров бизнес-класса составит 10,9%. То есть из 50 пассажиров заразятся не более 5–6. После шести часов полета вероятность заразиться существенно возрастает.

салон самолет

На рейсе продолжительностью 12 часов опасность, по мнению ученых из Гринвича, очень высока. Максимальная вероятность заражения для пассажиров экономкласса достигает 99,6%. Для пассажиров бизнес-класса максимальная вероятность заражения составит 50%. То есть из 50 пассажиров заразится половина.

Расчеты ученых подтверждают, что ношение масок на борту снижает опасность подхватить вирус. Например, использование качественных масок с эффективностью 65,6% в течение 12-часового полета снижает риск инфицироваться почти в 10 раз. Также результаты исследования показывают, что одновременное снятие защитных масок пассажирами во время приема пищи может быть очень опасным. По этой причине специалисты рекомендуют кормить людей в полете в разное время.

Согласные и несогласные

Мнения российских специалистов относительно безопасности полетов в период пандемии коронавируса разделились.


В этой статье не учитывается радиус вокруг инфицированного — это тоже серьезный фактор заражения, — считает руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. — Но описанная модель, в общем, хорошо описывает распространение микрокапель по салону самолета и объем прокачиваемого через вентиляцию, а также вдыхаемого воздуха. Единственное сомнение вызывает вероятность 63%, на которую одна микрокапля (кванта) повышает вероятность заразиться. Если с такой вероятностью коронавирус действительно инфицирует людей, то выводы из статьи верные.

Однако, по словам эксперта, чтобы это подтвердить, нужно провести дополнительные исследования.

— Фактически эксперимент по данным научным исследованиям проходит каждый день в сотнях самолетов по всему миру. Если бы всё было настолько плохо с заражением коронавирусом даже при использовании мер личной гигиены и безопасности, то мы бы все уже переболели этим вирусом, — отметил Владимир Платонов, доцент кафедры химии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

медработник


Эксперт пояснил, что, помимо НЕРА-фильтров, в самолете каждые две-три минуты обновляют воздух в системе вентиляции. Его берут извне. Если бы эта система работала по циклу в течение 2-, 6- или 12-часового полета, то вероятность заразиться была бы высока. Но в современных реалиях проводится замена воздуха прямо во время полета, что можно назвать решающим фактором для безопасности пассажиров.

По словам ученого, фильтры представляют собой специальные макросистемы, которые конструировались для очистки воздуха от пыли. Но на фильтрацию наноразмерных вирусов они не рассчитаны. Это переплетение различных волокон. За счет определенных физических явлений происходит прикрепление частиц вируса к этим волокнам и их удержание. Но процесс прикрепления частиц вируса специально нигде не исследовался. Частицы садятся на какие-то места, слипаются, агрегируют друг друга, а потом происходит их срыв с волокон. И фильтр не работает.


Кроме того, вентиляция в самолете — это изолированная система. Конечно, производится насыщение воздуха из-за борта, но всё равно некоторое время воздух циркулирует в замкнутом пространстве.

С точки зрения химии всё достоверно, уверен специалист. Но вопрос заражения — это еще и вопрос о том, как работает иммунитет конкретного человека. Кому-то для того, чтобы заболеть, достаточно небольшого количества вируса, а если иммунитет у человека сильный, то он справится и с большим количеством вирусных частиц.


При обработке рта в течение 10 секунд коронавирус теряет способность к размножению, утверждают японские ученые

Выводы данной работы показывают лишь статистическую вероятность заразиться во время полета, причем эта опасность крайне высока лишь в том случае, если поголовно не соблюдается масочный режим на борту. В остальных случаях риск низок, — считает сотрудник научно-клинического отдела МГЦ СПИД и Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Елена Белова.

Заключения ученых пессимистичны, хотя сегодня больше свидетельств относительной безопасности полета, полагает заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. Он считает, что в самолете с нормально работающей системой кондиционирования среда более безопасная, чем в замкнутом пространстве маленького душного офиса или в маленьком лифте.

Полностью исключить малейшую возможность заражения фильтр, конечно, не может, признает эксперт. Если зараженный — ближайший сосед, то одной системы фильтрации может оказаться недостаточно.

Читайте также: