Карнавал во время чумы

Обновлено: 17.04.2024

В Венеции началось одно из самых таинственных и изысканных шоу планеты — Венецианский карнавал. Первое упоминание этого события относится аж к 1094 году. Правда, после того, как Наполеон завоевал Венецию, он запретил этот праздник, и почти на 200 лет карнавал был забыт. Эту традицию возродили только в 1979 году, и большую роль в этом сыграл знаменитый режиссер Федерико Феллини, а автором нового гимна карнавала стал модельер Пьер Карден, который родился в области Венеция.

2. Раньше маски носили не только во время карнавала. И этим пользовались мошенники и воры

Многие венецианцы стали злоупотреблять правом закрывать лицо и, пользуясь анонимностью и безнаказанностью, совершали неблаговидные поступки. Кто-то посещал притоны, кто-то промышлял воровством и мошенничеством, а некоторые организовывали государственные перевороты. В итоге власти приняли закон, который запрещал надевать маски вне праздничных дней.

3. Традиция скрывать свое лицо имела тайный смысл

В XIII веке венецианцы использовали карнавальные маски для того, чтобы общаться и веселиться вместе с людьми более низкого происхождения. Ведь раньше во время карнавала не действовали привычные правила повседневности и приличия: и зажиточный горожанин, и бедняк мог делать все, что ему захочется. Говорят, что Казанова познакомился со своей возлюбленной монахиней М. именно на бале-маскараде в честь карнавала. И тут же закрутил с ней роман.

Также во время торжеств было не принято работать. Если какого-то человека ловили за работой, его могли связать и потащить к церкви, где он вынужден был пить вино до упаду.

4. Все маски можно разделить на два вида

Во-первых — это маски итальянской комедии дель арте, уличного театрального представления.

  • Коломбина. Полумаска, обычно украшается золотом, стразами и перьями. Маска была непременным атрибутом актрисы в комедии дель арте. По легенде, одна из актрис театра была настолько красива, что не захотела полностью скрывать свое лицо. Так что специально для нее придумали полумаску.
  • Арлекин. Костюм Арлекина предполагает яркий костюм из пестрой ткани, часто выполненный из ромбовидных и треугольных лоскутов, а также наличие шутовского колпака с бубенцами.

Во-вторых, это классические маски, которые появились по ходу развития карнавальной традиции.

  • Дама. Изображает знатную венецианку Средневековья — нарядную, с красивой прической и множеством драгоценностей. Одна из самых вычурных масок.

5. Доктор Чума существовал на самом деле

Сегодня во время карнавальных гуляний можно встретить довольно необычную и пугающую маску, которая не является ни театральной, ни классической. Это маска чумного доктора. Дело в том, что раньше одним из самых страшных бедствий Венеции была эпидемия чумы, которая уносила огромное количество жизней.

В старину такую маску с клювообразным носом носили только доктора, посещающие зачумленных. Такой длинный нос нужен был для того, чтобы в него можно было положить различные ароматические масла и чеснок: считалось, что они защитят от заражения. Кроме того, чумные доктора носили длинные черные плащи из гладкой ткани, а в руке у них были специальные палочки, чтобы не прикасаться к пациентам руками.

6. Ошибочно считать, что посетить венецианский карнавал — это очень дорого

Многие туристы не решаются посетить Венецию во время карнавала, полагая, что цены в этот период взлетают до небес. На самом деле праздничные дни в Венеции не относятся к пиковому сезону, цены в это время ниже, чем летом. Даже за несколько дней до начала празднества можно спокойно найти приемлемые по здешним меркам номера или апартаменты недалеко от центра. Скажем, место в хостеле обойдется в € 15, а номер в отеле можно найти за € 50–60.

Это же касается и цен в кафе — они держатся на вполне стандартном уровне. Пожалуй, дорого могут обойтись разве что билеты на различные концерты и балы, которые проходят в старинных дворцах. Стоимость их посещения доходит до € 2 800 с человека, но на них ходить вовсе не обязательно, ведь во время карнавала можно получить заряд эмоций, просто гуляя по городу и посещая бесплатные мероприятия.

7. На карнавал не обязательно надевать вычурный костюм или платье эпохи Ренессанса

Многие туристы думают, что для посещания карнавала им придется потратить кучу денег на шикарный костюм. В действительности, чтобы приобщиться к празднику, достаточно просто купить маску или плащ прямо на улицах Венеции, благо, они продаются на каждом шагу и стоят не больше € 5–10. К тому же у вас останется отличный сувенир на память. Также можно сделать маску своими руками: многие мастерские проводят такие мастер-классы. Час стоит от € 50.

Сегодня карнавал — это праздник самовыражения, так что совершенно неважно, в каком костюме будет участник шествия. В последнее время все чаще можно встретить не классические средневековые образы, а костюмы супергероев, Гарри Поттера и Джека Воробья. Конечно, настоящие фанаты этого события до сих пор шьют себе умопомрачительные костюмы, чтобы получить свою минуту славы: чтобы сфотографироваться с ними, гости праздника выстраиваются в очереди, но все-таки это скорее исключение, чем правило. Кстати, все чаще карнавал стал привлекать пожилых людей, для которых это повод лишний раз выйти в свет во всей красе.

8. Если все-таки хочется произвести неизгладимое впечатление своим костюмом, его можно взять напрокат

Для тех, кого не устроит покупная маска за €5, городские ателье готовы предложить услуги по индивидуальному пошиву карнавальных костюмов. Правда, такой наряд будет стоит от € 800 до € 4 000, ведь на его изготовление потребуются месяцы работы. Однако в Венеции широко распространен прокат костюмов ручной работы. Стоимость аренды варьируется от € 110 до € 500 в сутки. Правда, бронировать понравившийся вариант лучше заранее, отправив в ателье свои параметры и внеся залог € 50. По приезде в Венецию вам смогут доставить наряд прямо в отель.

Также недалеко от площади Святого Марка находится старинная мастерская по пошиву костюмов и изготовлению масок, куда можно прийти с экскурсией и узнать все тонкости изготовления этих непременных атрибутов карнавала.

10. Веселье длится 18 дней

Карнавал не имеет четких дат: период маскарада привязан к Пасхе и меняется каждый год. А вот длительность праздника остается неизменной: 18 дней. Кроме того, карнавал всегда начинается в субботу, а заканчивается в последний вторник перед постом — это день называется Жирным вторником.

Конечно, сегодня карнавал — это больше мероприятие для туристов: ради этого события в Венецию приезжает более 500 тысяч человек со всего мира.

Венеция — это город исключительной элегантности. Это элитная мода, звёздные мастерские и драгоценные ткани . Венеция — это город развлечений, а Карнавал стал воплощением свободы бурлящей фантазии её жителей. Были времена, когда Венецианский карнавал длился до 6 месяцев в год — начинаясь в октябре и заканчиваясь в марте.

История венецианского карнавала

Использование масок и символических изображений в период карнавала — древняя традиция. Она начинается с адаптации религиозных праздников Древнего Рима, во время которых можно было на время перевернуть общественный строй . Рабы и горожане заполняли городские площади для участия в диких празднованиях в перерывах между танцами и музыкой. Карнавал в Венеции изначально преследовал ту же цель: предоставить населению, особенно низшему классу, возможность веселиться, используя маски, наравне с правящим классом. Маска, таким образом, гарантировала полную анонимность, отменяя социальные различия между теми, кто её надевал.

Венецианский карнавал позволял снять напряжение суровых моральных законов Венецианской Республики, допускающих во время празднования даже публичное высмеивание власти и аристократии. Официально празднование карнавала отмечено в документе, датированном 1296 годом, где указ Сената Республики, объявляет день до начала Великого поста праздничным.

Праздник сопровождался выступлениями жонглеров, музыкантов и танцоров в общественных местах, где люди предавались веселью, забыв о работе. Карнавал в Венеции проходил как во дворцах, театрах и кафе, так и в игральных и частных домах, где царилная полная вседозволенность. С дворцовых балов начались традиции был-маскарадов, которые до сих пор организуются в элегантных дворцах, и которые с годами становятся все более эксклюзивными.

В XVIII веке Венецианская республика переживала большой экономический упадок, послуживший поводом для поиска альтернативного дохода, а именно — создания современного туризма. Секрет его был в полной анонимности гостей, которые приезжали со всей Европы. Это были богатейшие представители разных сословий — аристократии, банкиров и купцов. Полная сексуальная свобода бал-маскарадов Венецианского карнавала XVIII века была главной его характеристикой.
К тому времени венецианский карнавал стал известен по всей Европе. Но отмена иерархии и общая вседозволенность, скрываемые за масками, стали создавать немало проблем: после захода солнца таинственной анонимностью маски стали пользоваться преступники, организовывая по ночам ограбления и беспорядки.

В 1797 году состоялся последний исторический карнавал в Венеции. После чего, с падением Светлейшей Венецианской Республики и захвата её территории французами, карнавал и вовсе был запрещён, за исключением частных бал-маскарадов в венецианских дворцах и Бала Кавалькины в театре Ла Фениче.

С 1967 года началось возрождение традиций празднования карнавала с первыми парадами масок и костюмов, возвратив празднику его былой успех, привлекая ежегодно туристов со всего мира.

Главные События карнавальной недели

По традиции каждый венецианский карнавал открывается первой частью венецианского фестиваля на воде. Рио-ди-Каннареджо превращается в сцену со световыми играми и шоу на воде . На следующий день его сменяет первый парад гондол и костюмов Карнавала . После парада следуют дегустации и анимация, а участников угощают традиционными венецианскими жареными деликатесами и карнавальными сладостями: фритоле (fritole)и галани (galani).

Festa delle Marie

Полёт Ангела

Один из самых культовых моментов фестиваля считается Полет ангела (Volo dell’Angelo), который ежегодно проходит на площади Св. Марка. Ангелом, парящим в небе, становится Мария, победившая в конкурсе Марий прошлогоднего карнавала. Она пролетает над праздничной толпой, живописно спускаясь с колокольни.

Его история начинается с Карнавала в середины XVI века, когда было организовано необычное шоу, которое произвело небывалый фурор. Главным его героем был турецкий акробат , сумевший добраться до колокольни Святого Марка, пройдя по веревке с помощью штанги. Представление так понравилось толпе, что с тех пор его стали повторять ежегодно. Однако в 1759 году акробат падает и умирает, превращая проход по канату в смертельный полёт над площадью. С тех пор это шоу было приостановлено вплоть до 2001 года, когда его решили официально восстановить, обеспечив соответствующие меры безопасности.

За полётом Ангела следует конкурс самой красивой маски, в котором может принять участие любой желающий.

Полёт осла, орла и льва

Последними в празднованиях проходят полёты осла, орла и льва.

Полёт Орла проходит на главной венецианской площади, а главный герой шоу не комический, а скорее героический. Обычно он остаётся засекреченным вплоть до начала карнавала, а выбирают его из знаменитых людей Италии — спортсменов, музыкантов, журналистов.

Завершается Карнавал торжественным Полётом Льва . Крылатый лев, символ Венеции, пролетает с колокольни над толпой, подводя символический итог народным гуляниям.

Традиционные маски венецианского карнавала

Помимо масок итальянской комедии — Арлекина, Панталоне, Коломбины и Пульчинеллы, в период карнавала в Венеции были популярны и типично венецианские маски.

Баута

Баута/ Bauta была самая популярная маска и предусматривала не только покрытие лица, но и всего тела. Она состояла из белой маски со своеобразной формой с заостренным выступающим подбородком . Такая форма искажала голос, предавая особую анонимность, а так же позволяла пить и есть не снимая ее с лица. Баута была распространена, как среди мужчин, так и среди женщин. Её носили с трикором , знаменитым трехконечным черным головным убором, и широким черным плащом, табардом .

Баута воплощает в себе целую историческую эпоху, это постоянный элемент повседневной венецианской жизни. Её часто можно встретить в картинах Пьетро Лонги, Каналетто, Джованни Доменико Тьеполо и Франческо Гуарди.

Моретта

Маска Моретта/Moretta, была полностью сделана из чёрного бархата. Она контрастировала с бледным цветом кожи девушки, часто усиливаемым с помощью макияжа. Моретта делала женщину особенно интригующей и загадочной, становясь её настоящим оружием соблазнения. Надев Морутту девушка не могла говорить. Интересно, что такая минималистическая маска часто сочеталась с пышными и весьма откровенным нарядом, выставляющим напоказ все женские прелести, при этом скрывая, как считалось, самый главный — женскую душу . По традиции, маска крепится к лицу за счёт внутренней пуговки, которую женщина держит между зубами. Такой необычный способ крепления и мешает женщине говорить, окутывая её образ мистической привлекательностью.

Самая вызывающая маска — это маска Няга/Gnaga. Существо это имело кошачью морду, коренастую мужскую фигуру в женской одежде с корзинкой, полной котят. Она вульгарно мяукала , эротично постанывала и томно произносила непристойными провокационные фразы. Использовалась маска чаще всего мужчинами, которые в этот период хотели почувствовать себя женщинами, но позднее она стала популярна и среди женщин.

Чумной доктор

Маска Чумной доктор изначально использовалась врачами для посещения больных чумой. У этой маски длинный птичий клюв, напоминающий древнеегипетское божество. Внутри этого клюва помещался специальный фильтр на основе солей и ароматических трав, предотвращающих проникание неприятного запаха, окружающего больных чумой. В глазных отверстиях маски были защитные стеклянные вставки, как в противогазах. Её надевали обычно с чёрным длинным плащом, который во время чумы был пропитан воском или промаслен во избежание контакта с инфицированными и трупами. Сегодня маска Чумного доктора связана исключительно с карнавальными торжествами, как заклинание против болезней.

Легендарные места венецианского карнавала

Атмосферу в Венеции в период карнавала нужно представлять как единое театральное действо, в котором люди, как актёры, ищут свое призвание в своих приключениях, хотя бы на одну ночь. Плотский откровенный эротизм происходящего смешивался с загадочным полумраком венецианских каналов, окутанных мистической туманностью города. Народные гуляния происходили на улицах, вдоль каналов и площадях, но для мероприятий более пикантного содержания существовали специальные заведения.

Ca’ Rezzonico — музей Венеции XVIII века

Ca’ Rezzonico, один из самых красивых дворцов на Гранд-канале, является апофеозом венецианской роскоши XVIII
века, отражением великолепия жизни аристократии того времени. Построенный по проекту известного архитектора Бальдассарре Лонгена для знатной семьи Резцонико, в 1800-х годах из-за отсутствия прямых наследников дворец несколько раз менял владельцев вплоть до 1935 года, когда он был выкуплен городскими властями Венеции. Среди его знаменитых арендаторов были писатель Роберт Браунинг и музыкант Коул Портер, известный своими экстравагантными вечеринками, на которых он нанимал 50 гондольеров для подачи напитков или организовывал шоу канатоходцев над Гранд-каналом.

Palazzo Pisani Moretta

Caffe Florian

Самая естественная сцена карнавала в Венеции — это Caffè Florian на площади Сан Марко . Здесь с незапамятных времен самые красивые маски выгуливают свои карнавальные костюмы, вливаясь в историческую атмосферу заведения. Кафе Флориан открыто с 1720 года , оно считается самым старым кафе в Европе и одним из культурных символов Венеции .

Впечатляет книга подписей, в которой оставили свои автографы такие знаменитые посетители кафе как Томас Манн, Гете, Лорд Байрон, Оскар Уайльд, Эрнест Хемингуэй, Амедео Модильяни, Джина Лоллобриджида, Марчелло Мастроянни, Джорджо де Кирико, Грейс Келли, Чарли Чаплин, Энди Уорхол, Коко Шанель, Клинт Иствуд и многие другие. Для элиты искусства, музыки и культуры Caffè Florian является обязательным местом посещения начиная с XVIII века. Именно здесь, уже в 1895 году, тогдашний мэр и поэт Риккардо Сельватико задумал организовать в честь короля Умберто и королевы Италии Маргериты выставку искусств, открывающуюся раз в два года, известную сегодня как Венецианская биеннале .

Ателье Ca’macana

Ателье Ca’macana было одним из первых, взявшимся восстановить традиции создания карнавальных масок. Здесь можно не только познакомиться с классическими венецианскими масками и масками комедии дель арте, но и самому поучаствовать в их создании. В период карнавала в ателье проводят организованные бесплатные мастер классы по созданию масок из папье-маше, рассказывают об истории масок, об особенностях их производства и, конечно же, о легендах, связанных с венецианским карнавалом и его главным аксессуаром.

Ридотто и казино — тайные места развлечений

Это были небольшие комнаты или апартаменты, более интимные и легче разогреваемые, чем залы дворцов. Практически все эти дома имели нелегальные игорные залы, так как при Светлейшей Венецианской Республике были ограничения азартных игр. Кроме того, когда баров и общественных мест еще не существовало, в них можно было продолжать веселиться после театра даже поздней ночью. Постепенно казино и ридотто стали настоящим статус символом , в 1744 году в Венеции их насчитывалось 118. Со временем ридотто стали тематическими — они могли быть культурными салонами, посвященными искусству, музыке и поэзии, или более банальными домами для азартных игр, танцев, встреч с куртизанками или с тайными любовниками.

Успех этих заведений был настолько велик, что в 1638 году, пытаясь контролировать это явление, правительство выдало лицензию на общественный ридотто Марко Дандоло, в чьем одноимённом особняке Palazzo Dandolo , сейчас легендарный Hotel Danieli , было открыто первое казино в Европе. Его залы известны своими картинами Франческо Гарди и Пьетро Лонги , где изображены дворяне в масках за игровыми столами и красивые куртизанки, которые развлекаются с господами фортуны.

Музей Казановы

Стать Казановой на день, точнее на 45 минут, предлагает каждому своему посетителю первый в мире мультисенсорный музей , посвященный самому знаменитому гражданину Венеции. За свою жизнь Джакомо Казанова, известный соблазнитель прекрасных дам, успел побывать аббатом, юристом, солдатом, целителем, скрипачом, авантюристом, философом, писателем, математиком, алхимиком, эзотериком, масоном, шпионом, дипломатом, астрономом, азартным игроком, фехтовальщиком, космополитом и долго ещё можно продолжать список его занятий и увлечений.
Музей был открыт в ноябре 2019 года, по случаю 220-летия со дня смерти Казановы . Здесь можно совершить виртуальное путешествие в XVIII век, надев на глаза 3D очки, в роли самого Казановы — пройтись по венецианским улицам, ловя на себе взгляды элегантных дам и провокации раскованных распутниц в костюмах того времени.

В музее так же представлена коллекция старинных предметов — спинет, гитара, письма и одежда с автографами, свидетельства о насыщенной жизни среди амурных, политических и культурных встреч. Казанова (1725-1798) встречался с императрицей Екатериной II, Вольтером, графом Калиостро, поэтом Баффо, Моцартом, графиней Помпадур, а также с королями и папами. Он много путешествовал по Европе, но ему и удалось попасть в тюрьму, из которой он совершил дерзкий побег.

Музей Казановы расположен в престижном Палаццо Малиперо/Palazzo Malipiero , исторически важном месте в судьбе Джакомо Казановы. В стоимость билета входит аудиогид на 10 языках и бокал Casanova Prosecco, который помогает должным образом настроиться на перевоплощение.

Остерия Do Spade

После посещения музея Казановы нельзя не остаться на волне главного героя и не посетить остерию Do Spade. Это одна из самых исторических остерий и бакарей в Венеции. Находится она в центре города, недалеко от моста Риальто и существует там с 1447 года. Не трудно догадаться что пришлось ей повидать на своём веку. Она была не только местом вкусной еды и вина, но и местом любовных приключений, чему есть конкретное подтверждение в мемуарах Казановы , так описавшем одно из своих приключений:

Конечно, в остерии Do Spade вряд ли можно встретить что-то подобное в наши дни, даже в период карнавала, но еда здесь отменная и атмосфера, при правильно подобранном меню, унесёт в далёкое прошлое.


Венеция — город исключительной элегантности. Это элитная мода, звёздные мастерские и драгоценные ткани. Венеция — город развлечений, а Карнавал стал воплощением свободы бурлящей фантазии её жителей. Были времена, когда Венецианский карнавал длился до 6 месяцев в год — начинаясь в октябре и заканчиваясь в марте.

История венецианского карнавала


Использование масок и символических изображений в период карнавала — древняя традиция. Она начинается с адаптации религиозных праздников Древнего Рима, во время которых можно было на время перевернуть общественный строй. Рабы и горожане заполняли городские площади для участия в диких празднованиях в перерывах между танцами и музыкой. Карнавал в Венеции изначально преследовал ту же цель: предоставить населению, особенно низшему классу, возможность веселиться, используя маски, наравне с правящим классом. Маска, таким образом, гарантировала полную анонимность, отменяя социальные различия между теми, кто её надевал.

Венецианский карнавал позволял снять напряжение суровых моральных законов Венецианской Республики, допускающих во время празднования даже публичное высмеивание власти и аристократии. Официально празднование карнавала отмечено в документе, датированном 1296 годом, где указ Сената Республики объявляет день до начала Великого поста праздничным.

Праздник сопровождался выступлениями жонглеров, музыкантов и танцоров в общественных местах, где люди предавались веселью, забыв о работе. Карнавал в Венеции проходил как во дворцах, театрах и кафе, так и в игральных и частных домах, где царилная полная вседозволенность. С дворцовых балов начались традиции бал-маскарадов, которые до сих пор организуются в элегантных дворцах и с годами становятся все более эксклюзивными.

В XVIII веке Венецианская республика переживала большой экономический упадок, послуживший поводом для поиска альтернативного дохода, а именно — создания современного туризма. Секрет его был в полной анонимности гостей, которые приезжали со всей Европы. Это были богатейшие представители разных сословий — аристократии, банкиров и купцов. Полная сексуальная свобода бал-маскарадов Венецианского карнавала XVIII века была главной его характеристикой.
К тому времени венецианский карнавал стал известен по всей Европе. Но отмена иерархии и общая вседозволенность, скрываемые за масками, стали создавать немало проблем: после захода солнца таинственной анонимностью маски стали пользоваться преступники, организовывая по ночам ограбления и беспорядки.

В 1797 году состоялся последний исторический карнавал в Венеции. После чего, с падением Светлейшей Венецианской Республики и захвата её территории французами, карнавал и вовсе был запрещён, за исключением частных бал-маскарадов в венецианских дворцах и Бала Кавалькины в театре Ла Фениче.

С 1967 года началось возрождение традиций празднования карнавала с первыми парадами масок и костюмов, возвратив празднику его былой успех, привлекая ежегодно туристов со всего мира.

Главные События карнавальной недели

Открытие карнавала на площади Сан Марко

Полёт Ангела на площади Сан Марко

По традиции каждый венецианский карнавал открывается фестивалем на воде. Рио-ди-Каннареджо превращается в сцену со световыми играми и шоу на воде. На следующий день его сменяет парад гондол и костюмов Карнавала . После парада следуют дегустации и анимация, а участников угощают традиционными венецианскими жареными деликатесами и карнавальными сладостями: фритоле (fritole)и галани (galani).

Праздник Марий


Полёт Ангела


Один из самых культовых моментов фестиваля считается Полет ангела (Volo dell’Angelo), который ежегодно проходит на площади Св. Марка. Ангелом, парящим в небе, становится Мария, победившая в конкурсе Марий прошлогоднего карнавала. Она пролетает над праздничной толпой, живописно спускаясь с колокольни.

Его история начинается с Карнавала середины XVI века, когда было организовано необычное шоу, которое произвело небывалый фурор. Главным его героем был турецкий акробат, сумевший добраться до колокольни Святого Марка, пройдя по веревке с помощью штанги. Представление так понравилось толпе, что с тех пор его стали повторять ежегодно. Однако в 1759 году акробат падает и умирает, превращая проход по канату в смертельный полёт над площадью. С тех пор это шоу было приостановлено вплоть до 2001 года, когда его решили официально восстановить, обеспечив соответствующие меры безопасности.

За полётом Ангела следует конкурс самой красивой маски, в котором может принять участие любой желающий.

Полёт осла, орла и льва


Последними в празднованиях проходят полёты осла, орла и льва.

Полёт Орла проходит на главной венецианской площади, а главный герой шоу не комический, а скорее героический. Обычно он остаётся засекреченным вплоть до начала карнавала, а выбирают его из знаменитых людей Италии — спортсменов, музыкантов, журналистов.

Завершается Карнавал торжественным Полётом Льва. Крылатый лев, символ Венеции, пролетает с колокольни над толпой, подводя символический итог народным гуляниям.

Традиционные маски венецианского карнавала

Помимо масок итальянской комедии — Арлекина, Панталоне, Коломбины и Пульчинеллы, в период карнавала в Венеции были популярны и типично венецианские маски.

Баута


Баута/ Bauta была самая популярная маска и предусматривала не только покрытие лица, но и всего тела. Она состояла из белой маски со своеобразной формой с заостренным выступающим подбородком. Такая форма искажала голос, предавая особую анонимность, а так же позволяла пить и есть не снимая ее с лица. Баута была распространена, как среди мужчин, так и среди женщин. Её носили с трикором, знаменитым трехконечным черным головным убором, и широким черным плащом, табардом.

Баута воплощает в себе целую историческую эпоху, это постоянный элемент повседневной венецианской жизни. Её часто можно встретить в картинах Пьетро Лонги, Каналетто, Джованни Доменико Тьеполо и Франческо Гуарди.

Моретта


Маска Моретта/Moretta, была полностью сделана из чёрного бархата. Она контрастировала с бледным цветом кожи девушки, часто усиливаемым с помощью макияжа. Моретта делала женщину особенно интригующей и загадочной, становясь её настоящим оружием соблазнения. Надев Морутту девушка не могла говорить. Интересно, что такая минималистическая маска часто сочеталась с пышным и весьма откровенным нарядом, выставляющим напоказ все женские прелести, при этом скрывая, как считалось, самый главный — женскую душу. По традиции, маска крепится к лицу за счёт внутренней пуговки, которую женщина держит между зубами. Такой необычный способ крепления и мешает женщине говорить, окутывая её образ мистической привлекательностью.


Самая вызывающая маска — это маска Няга/Gnaga. Существо это имело кошачью морду, коренастую мужскую фигуру в женской одежде с корзинкой, полной котят. Она вульгарно мяукала, эротично постанывала и томно произносила непристойными провокационные фразы. Использовалась маска чаще всего мужчинами, которые в этот период хотели почувствовать себя женщинами, но позднее она стала популярна и среди женщин.

Чумной доктор


Маска Чумной доктор изначально использовалась врачами для посещения больных чумой. У этой маски длинный птичий клюв, напоминающий древнеегипетское божество. Внутри этого клюва помещался специальный фильтр на основе солей и ароматических трав, предотвращающих проникание неприятного запаха, окружающего больных чумой. В глазных отверстиях маски были защитные стеклянные вставки, как в противогазах. Её надевали обычно с чёрным длинным плащом, который во время чумы был пропитан воском или промаслен во избежание контакта с инфицированными и трупами. Сегодня маска Чумного доктора связана исключительно с карнавальными торжествами, как заклинание против болезней.

Легендарные места венецианского карнавала

Атмосферу в Венеции в период карнавала нужно представлять как единое театральное действо, в котором люди, как актёры, ищут призвание в своих приключениях, хотя бы на одну ночь. Плотский откровенный эротизм происходящего смешивался с загадочным полумраком венецианских каналов, окутанных мистической туманностью города. Народные гуляния происходили на улицах, вдоль каналов и площадей, но для мероприятий более пикантного содержания существовали специальные заведения.

Ca’ Rezzonico — музей Венеции XVIII века


Ca’ Rezzonico, один из самых красивых дворцов на Гранд-канале, является апофеозом венецианской роскоши XVIII
века, отражением великолепия жизни аристократии того времени. Построенный по проекту известного архитектора Бальдассарре Лонгена для знатной семьи Резцонико, в 1800-х годах из-за отсутствия прямых наследников дворец несколько раз менял владельцев вплоть до 1935 года, когда он был выкуплен городскими властями Венеции. Среди его знаменитых арендаторов были писатель Роберт Браунинг и музыкант Коул Портер, известный своими экстравагантными вечеринками, на которых он нанимал 50 гондольеров для подачи напитков или организовывал шоу канатоходцев над Гранд-каналом.

Palazzo Pisani Moretta


Caffe Florian


Самая естественная сцена карнавала в Венеции — это Caffè Florian на площади Сан Марко. Здесь с незапамятных времен самые красивые маски выгуливают свои карнавальные костюмы, вливаясь в историческую атмосферу заведения. Кафе Флориан открыто с 1720 года, оно считается самым старым кафе в Европе и одним из культурных символов Венеции.

Впечатляет книга подписей, в которой оставили свои автографы такие знаменитые посетители кафе как Томас Манн, Гете, Лорд Байрон, Оскар Уайльд, Эрнест Хемингуэй, Амедео Модильяни, Джина Лоллобриджида, Марчелло Мастроянни, Джорджо де Кирико, Грейс Келли, Чарли Чаплин, Энди Уорхол, Коко Шанель, Клинт Иствуд и многие другие. Для элиты искусства, музыки и культуры Caffè Florian является обязательным местом посещения начиная с XVIII века. Именно здесь, уже в 1895 году, тогдашний мэр и поэт Риккардо Сельватико задумал организовать в честь короля Умберто и королевы Италии Маргериты выставку искусств, открывающуюся раз в два года, известную сегодня как Венецианская биеннале.

Ателье Ca’macana


Ателье Ca’macana было одним из первых, взявшимся восстановить традиции создания карнавальных масок. Здесь можно не только познакомиться с классическими венецианскими масками и масками комедии дель арте, но и самому поучаствовать в их создании. В период карнавала в ателье проводят организованные бесплатные мастер классы по созданию масок из папье-маше, рассказывают об истории масок, об особенностях их производства и, конечно же, о легендах, связанных с венецианским карнавалом и его главным аксессуаром.

Ридотто и казино — тайные места развлечений


Это были небольшие комнаты или апартаменты, более интимные и легче разогреваемые, чем залы дворцов. Практически все эти дома имели нелегальные игорные залы, так как при Светлейшей Венецианской Республике были ограничения азартных игр. Кроме того, когда баров и общественных мест еще не существовало, в них можно было продолжать веселиться после театра даже поздней ночью. Постепенно казино и ридотто стали настоящим статус символом, в 1744 году в Венеции их насчитывалось 118. Со временем ридотто стали тематическими — они могли быть культурными салонами, посвященными искусству, музыке и поэзии, или более банальными домами для азартных игр, танцев, встреч с куртизанками или с тайными любовниками.

Успех этих заведений был настолько велик, что в 1638 году, пытаясь контролировать это явление, правительство выдало лицензию на общественный ридотто Марко Дандоло, в чьем одноимённом особняке Palazzo Dandolo, сейчас легендарный Hotel Danieli, было открыто первое казино в Европе. Его залы известны своими картинами Франческо Гарди и Пьетро Лонги, где изображены дворяне в масках за игровыми столами и красивые куртизанки, которые развлекаются с господами фортуны.

Музей Казановы


Стать Казановой на день, точнее на 45 минут, предлагает каждому своему посетителю первый в мире мультисенсорный музей, посвященный самому знаменитому гражданину Венеции. За свою жизнь Джакомо Казанова, известный соблазнитель прекрасных дам, успел побывать аббатом, юристом, солдатом, целителем, скрипачом, авантюристом, философом, писателем, математиком, алхимиком, эзотериком, масоном, шпионом, дипломатом, астрономом, азартным игроком, фехтовальщиком, космополитом и долго ещё можно продолжать список его занятий и увлечений.
Музей был открыт в ноябре 2019 года, по случаю 220-летия со дня смерти Казановы. Здесь можно совершить виртуальное путешествие в XVIII век, надев 3D очки, в роли самого Казановы — пройтись по венецианским улицам, ловя на себе взгляды элегантных дам и провокации раскованных распутниц в костюмах того времени.

В музее так же представлена коллекция старинных предметов — спинет, гитара, письма и одежда с автографами, свидетельства о насыщенной жизни среди амурных, политических и культурных встреч. Казанова (1725-1798) встречался с императрицей Екатериной II, Вольтером, графом Калиостро, поэтом Баффо, Моцартом, графиней Помпадур, а также с королями и папами. Он много путешествовал по Европе, но ему и удалось попасть в тюрьму, из которой он совершил дерзкий побег.

Музей Казановы расположен в престижном Палаццо Малиперо/Palazzo Malipiero, исторически важном месте в судьбе Джакомо Казановы. В стоимость билета входит аудиогид на 10 языках и бокал Casanova Prosecco, который помогает должным образом настроиться на перевоплощение.

Остерия Do Spade


После посещения музея Казановы нельзя не остаться на волне главного героя и не посетить остерию Do Spade. Это одна из самых исторических остерий и бакарей в Венеции. Находится она в центре города, недалеко от моста Риальто и существует там с 1447 года. Не трудно догадаться что пришлось ей повидать на своём веку. Она была не только местом вкусной еды и вина, но и любовных приключений, чему есть конкретное подтверждение в мемуарах Казановы, так описавшем одно из своих приключений:

Конечно, в остерии Do Spade вряд ли можно встретить что-то подобное в наши дни, даже в период карнавала, но еда здесь отменная и атмосфера, при правильно подобранном меню, унесёт в далёкое прошлое.


Площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое — все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры.

Михаил Бахтин, философ, культуролог

Главным героем становится шут; его проделки, фокусы и выдумки могут быть непристойными и дерзкими, лишь бы веселили толпу. Замысловатая брань превращается в отдельный речевой жанр. Маски создают атмосферу вседозволенности. Раблезианский кутеж, противостоящий трагической стороне жизни, выносит на поверхность грехи общества, превращая их в фарс.

Древнейшие предвестники европейского карнавала — Дионисии и Антестерии в Греции, Сатурналии и Вакханалии в Риме. В дни этих празднеств рядились, пировали, а безудержность оргий доходила порой до насилия. Дионисии были еще и своего рода театральными фестивалями: в это время ставили комедии и трагедии, соревновались в искусстве поэзии. Став частью средневековой крестьянской культуры, в каждом регионе празднества приобретали собственное обличье, обрастали атрибутами и церемониями. В крупных городах Италии оформлялась традиция организованных гуляний, а в VII веке на карте появилась Светлейшая Республика Венеция — и начался карнавал.

Момарии


Венецианец волей-неволей должен был стать человеком совсем новой породы, ибо и Венецию можно сравнивать только с Венецией же.

И так всегда в Венецы увеселяются и никогда не хотят быть без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много.

Возвращение Бучинторо к молу у Дворца.

Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Каналетто. 1727–1729 годы

Буффоне

Титульный лист сочинения Зуамполо Леопарди .

Маски


Все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. […] Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца.

Марк Монье. 1884 год

Множество людей в машкарах, по-словенски в харях… также и приезжие иноземцы ходят з девицами; и для того надевают мущины и женщины машкары и платья странное, чтоб друг друга не познавали. Так и все время каранавала ходят все в машкарах: мущины, и жены, и девицы; и гуляют все невозбранно, кто где хочет; и никто никого не знает.

Петр Толстой

Маски эти для нас нечто вроде мумий, безжизненные и ничего не значащие, здесь же они отлично вписываются в общую картину жизни.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Сцена из комедии дель арте. Конец XVIII&nb.

Сцена из комедии дель арте. Конец XVIII — начало XIX века

Спектакли

Священники, до этого сами охотно принимавшие участие в праздничных постановках (и даже выступавшие в качестве буффоне), пытаются запретить непотребные развлечения, но уличный театр уже не остановить. Актеры вовлекают в профессию жен и детей, и в площадных представлениях участвуют уже целые семьи.

Импровизация, маски, постепенно превращающиеся в типажи, и сюжеты о том, как народная смекалка побеждает чванство богачей, — из всего этого в середине XVI века в Венеции возникла комедия дель арте, театр масок. Оформившись в самостоятельных персонажей — венецианцев Панталоне, Коломбину, Арлекина, Бригеллу, неаполитанцев Тарталью, Пульчинеллу, Скарамуччу, — маски обрели социальные и психологические приметы, характерный облик и манеру говорить. Актер не заучивал роль, он знал лишь канву спектакля и последовательность выходов, а в остальном сочинял на ходу, отыгрывая нрав и повадки своей маски с помощью прибауток, поговорок и каламбуров.

Празднование Жирного четверга на площади. .

Празднование Жирного четверга на площади. Габриэль Белла. 1779–1792 годы

Акробаты

Охота на быка на Кампо Сан-Поло. Йозе.

Охота на быка на Кампо Сан-Поло. Йозеф Хайнц младший. Между 1632 и 1678 годами

Яркое угасание


Сабаки ученые пляшут, также обезьяны пляшут; а иные люди бандерами, то есть знаменами, играют; иные блюдами медными играют на одной палке зело изрядно и штучно… и иные люди огонь едят; иные люди каменья немалые глотают и иные всякие многие щтуки делают для забавы народу… тонцуют люди по веревках, мужеска полу и женска, преудивително, также и девицы, между которыми я видел одну жену беременную, уже близ рождения, и та там танцовала по веревке зело удивително. В других анбарех делают камеди куклами власно, как живыми людми. В ыных анбарех показывают удивителные вещи, между которыми видел я человека, имеющаго две головы… […] Там же видел я быка о пяти ногах; там же видел черепаху безмерно велику; там же видел барана о двух головах, имеющаго 6 ног и два хвоста, и иные многие натуралные удивителные вещи.

Петр Толстой


Праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы, — все, что живет удовольствиями или создает их. Благословенный час театров и концертов — это час их праздника. И все, окружающее их в этот час, — это убранство праздника. Жизнь покинула огромные давящие дворцы, она стала общей и уличной и весело разлилась ярмаркой по всему городу. […] Ночей нет — или, по крайней мере, есть только бессонные ночи.

Марк Монье, 1884 год

Литература

Andrea Perrucci. Dell“arte rappresentativa premeditata, ed all”improvviso. 1699

Giambattista Gallicciolli. Delle memorie venete antiche profane ed ecclesiastiche raccolte da Giambattista Gallicciolli. 1795

Marin Sanudo. I Diarii. 1516–1533

Paola Ancillotto. Un buffone a Venezia nella prima meta’ del Cinquecento. 2014

Pier Maria Vescovo. Cine veneziano e teatro dei campi. Doppiaggi zanzottiani in Quaderni Veneti. 2017

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса

Читайте также: