Картина при во время чумы

Обновлено: 22.04.2024

Чума (Plague) - смертельное заболевание, за несколько массовых эпидемий убившее от десятков до сотен миллионов человек. Точное количество погибших ныне сложно точно рассчитать в виду давности лет, прошедших с момента чумных эпидемий.
При чуме у больного начинается лихорадка, развивается сепсис, сильно страдают лёгкие и лимфоузлы. Всё это вместе приводит к быстрой и мучительной смерти человека, заразившегося чумой.
Пугающей "изюминкой", довершающий образ чумы, является то, что это заболевание крайне заразно в любой своей вариации. Основными источниками чумы являются блохи, паразитирующие на некоторых видах грызунов (крысы, мыши, суслики и тому подобные) и одомашненных животных (кошки, собаки, верблюды. )
Существует несколько известных видов чумы, каждый из которых обладает уникальными особенностями. Самыми известными являются Бубонная чума, Лёгочная чума и Септическая чума.
Знаменитая эпидемия "Чёрная смерть", выкосившая более половины населения Европы, была эпидемией именно бубонной чумы. Характерной особенностью этого вида являются так называемые "бубоны" - воспалённые и распухшие лимфатические узлы, выступающие у больных в паху, на шее или в подмышке.
Не менее любопытна лёгочная чума - возможно, что она наиболее заразная из всех видов чумы, поскольку может легко передаваться воздушно-капельным путём. Современные случаи чумы обычно относятся именно к её лёгочному виду.
Наименее распространённая септическая чума. Самая редкая чума, но при этом и самая страшная. Особенность этой септической чумы заключается в том, что она поражает в первую очередь не лёгкие или лимфатические узлы, а кровь больного - она сворачивается прямо в венах, что приводит к некрозам и быстрой смерти.
Часть людей умирала от септической чумы очень быстро - меньше чем за сутки с момента заражения, и при этом у них даже не успевали проявляться внешние симптомы чумы. То есть они выглядели как полностью здоровые люди, а потом резко умирали, что обычно подстёгивало панические и упаднические настроения в обществе.
В современной культуре наиболее узнаваемым образом чумы является европейский "чумной доктор" - врач в чёрном одеянии, носящий плотную кожаную маску с длинным птичьим клювом.
Очевидно, что эти врачи на самом деле мало что могли сделать для реального излечения больных, а потому в основном они занимались тем, что срезали с тел больных чумные бубоны, а в получившиеся раны иногда помещали лягушек или пиявок - считалось, что это может помочь.

Человеческая история помнит три массовые пандемии чумы.
"Юстинианова чума" (541-750) - унесла жизни от 25 до 100 миллионов человек;
"Чёрная смерть" (1346-1353) - от 75 до 200 миллионов умерших.
"Третья пандемия чумы" (с 1855 года по 20 век) - более 12 миллионов погибших в Китае, Индии и других странах. Последствия этой чумы продолжали "аукаться" в Азии аж до конца 1950-х годов.

Чума является довольно редкой темой в изобразительном искусстве. Всё-таки это была страшная вещь, с которой было связано много суеверий и предубеждений, а потому многие художники банально боялись приниматься за "чумные" картины, вероятно думая, что это может навлечь чуму на них самих.
Редкие старинные живописные полотна на тему чумы и её последствий обычно имеют ярко выраженный символический или даже религиозный характер, а датируются они обычно периодом с 15 по 19 век. Как раз в это время европейское сообщество уже более-менее начало забывать ужасы "Чёрной смерти", а художники осмелели достаточно, чтобы в некоторой мере погрузиться в эту болезненную для человечества тему.

Царица грозная Чума

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Что делать нам? И чем помочь?

Как от проказницы Зимы

Запремся также от Чумы,

Зажжем огни, нальем бокалы;

Утопим весело умы

И, заварив, пиры да балы

Восславим царствие Чумы.

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Все, все что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Итак, - хвала тебе, Чума!

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твое призванье!

Бокалы пеним дружно мы,

И девы-розы пьем дыханье, -

Быть может… полное Чумы.

Вот оно – гениально выраженное свойство человеческой природы, самая суть того, что толкает экстремалов любого уровня стремиться навстречу опасности, которая еще и сама по себе обладает притягательной силой. Ну не хватает человеку адреналина в обыденной, спокойной жизни и он ищет острых ощущений, способных вывести его из летаргического сна обыденности и сытости. Но и это еще не все.

После этого гимна появляется старик священник и пытается взывать к совести пирующих, указывая на то, что смех среди всеобщего горя не только не уместен, но и кощунственен. Из его диалога с Председателем мы узнаем, что предводитель пирующих - Вальсингам, только что пропевший вдохновенный гимн Чуме, уже похоронил свою мать и любимую жену. Вызывающее поведение, нарочитая бравада и бесстрашие Председателя идут от полного отчаяния и потери смысла жизни. Все, кого он любил – умерли, жить ему в сущности не зачем и не для кого, оттого он и не страшится смерти. Даже ищет ее, вот она - подоплека напускной веселости и бравады. Немного в мировой литературе найдется примеров столь глубокого описания человека находящегося в бездне отчаяния.

В то время как их общины боролись с невидимым врагом, художники часто пытались понять смысл случайных разрушений, вызванных эпидемиями. Их интерпретация ужасов, свидетелями которых они стали, со временем радикально изменилась, но неизменным осталось стремление художников уловить суть эпидемии. С помощью этих произведений они переделали чуму как нечто не столь аморфное, непознаваемое или ужасающее.

Чума как предупреждение

В то время, когда мало кто умел читать, были созданы драматические образы с захватывающей сюжетной линией, чтобы пленить людей и впечатлить их необъятностью Божьей силы наказывать за непослушание. Смерть от чумы рассматривалась не только как Божье наказание за грехи, но и как знак того, что жертва будет вечно страдать в грядущем мире.


Эта ранняя иллюстрированная рукопись изображает Черную смерть (источник: Любезно предоставлено Луизой Маршалл/ Archivio di Stato, Лукка)

В этом понимании чумы апокалипсис положен на конечное благо человечества.

Австралийский историк искусства доктор Луиза Маршалл утверждает, что в подобных иллюстрациях дьяволы наняты Богом, чтобы наказать человечество за их грехи. Средневековые люди, увидевшие это изображение, были бы в ужасе от крылатых существ, потому что они верили, что дьяволы вышли из подземного мира, чтобы угрожать им невероятными силами.

Это изображение показывает нам бойню дьявола как беспорядочную, выходящую из испорченной атмосферы темных облаков, чтобы нацелиться на всю общину. “Образ действует как предупреждение не только о потере сообщества, но и о конце света”, — говорит доктор Маршалл. В этом понимании чумы апокалипсис положен для высшей пользы человечества, чтобы мы могли узнать заблуждение наших путей и исполнить божественную волю, живя истинной христианской жизнью.


Чума изображается как наказание на этой иллюстрации 14-го века (источник: Райлендская библиотека/ Манчестерский университет)

Повествование о наказании чумой также является частью истории освобождения еврейского народа из Египта, пересказываемой еврейскими общинами каждый год на Пасху. Это изображение одной из 10 казней, обрушившихся на провинившихся египтян, взято из освещенной Агады XIV века. Рукопись была заказана евреями в Каталонии для использования во время их ежегодной пасхальной трапезы. Здесь фараон и один из его придворных поражены нарывами за их грехи угнетения израильских рабов, которые, как утверждали египтяне, роились, как насекомые. Профессор религии и визуальной культуры, доктор Марк Майкл Эпштейн, подчеркивает “крайнее наказание, обнаруженное в деталях этого изображения, три собаки лижут гнойные язвы своих грешных египетских владельцев”.

Произведения искусства, созданные во времена чумы, напоминали даже самым могущественным, что их жизнь хрупка, временна и преходяща. Во многих картинах чумы делается акцент на внезапности смерти. Повторяется образ мрачной пляски, где каждый, вдохновленный олицетворением смерти, танцует до самой могилы. Существует также широкое использование песочных часов, чтобы предупредить верующих, что у них было только ограниченное время, чтобы привести в порядок свои дела и души, прежде чем чума может отрезать их без предупреждения.

Чума внушающая сочувствие


Эта гравюра 16-го века принадлежит кисти Раймонди (Фото: Национальная художественная галерея Вашингтона, Округ Колумбия)

По словам американского историка искусства, доктора Шейлы Баркер, “что важно в этом крошечном изображении, так это то, что оно сосредоточено на нескольких людях, различающихся по возрасту и полу”. Эти персонажи очеловечились, заставляя нас чувствовать сострадание к их страданиям. Мы видим, что больным оказывается такая нежная забота, что мы чувствуем, что тоже должны действовать, чтобы облегчить их боль. Здесь произведение искусства способно убедить нас сделать то, чего мы боимся, – позаботиться о больных и заразных душах.

Этот сдвиг в искусстве чумы совпал с новым пониманием общественного здравоохранения. Все члены общества заслуживают защиты, а не только богатые, которые могут сбежать в свои загородные виллы. Врачи, бежавшие из города ради собственной безопасности, должны были понести наказание.

Эта тема эмпатии получила дальнейшее развитие в XVII и XVIII веках, когда католическая церковь стала более тесно увязывать свою деятельность с повесткой дня в области общественного здравоохранения. Чумное искусство стало выставляться в церквях и монастырях. Страдающие чумой теперь были связаны с самим Христом. Доктор Баркер утверждает, что целью этой идентификации было “убедить монахов преодолеть свой страх перед гнилостным запахом умирающего тела и необъятностью смерти, научившись любить заразных жертв чумы”. Те, кто заботился о страдальцах, потенциально жертвовали собой и поэтому были возвышены, изображаясь как святые.

Целительная сила


На картине Цукиоки Еситоси 1892 года изображен воин, сопротивляющийся демонам оспы (источник: Национальная медицинская библиотека)

Чума оспы опустошала Японию на протяжении многих веков. На картине, созданной в 1892 году, изображен мифический воин-самурай Минамото-но Таметомо, противостоящий двум богам оспы, большой и малой оспе. Воин, известный своей выносливостью и стойкостью, изображается сильным и уверенным в себе, одетым в ярко-красные богато украшенные одежды и вооруженным мечами и колчаном, полным стрел. Напротив, бегущие, испуганные, бесцветные боги оспы беспомощно втиснуты в угол изображения.

Навигация по боли через автопортрет

Современные эпидемиям художники создавали автопортреты, чтобы осмыслить свои собственные страдания от чумы, одновременно созерцая трансцендентные темы жизни и смерти.


Автопортрет Эдварда Мунка с испанским гриппом (1919) выражает собственную боль художника (источник: Nasjonalmuseet/ Lathion, Jacques)


В 1918 году австрийский художник Эгон Шиле работал над картиной своей семьи с беременной женой. Маленький ребенок, изображенный на картине, представляет собой нерожденного ребенка пары. Той осенью и Эдит, и Эгон умерли от испанского гриппа. Их ребенок так и не родился. Шиле придавал большое значение автопортретам, выражая свою внутреннюю тоску через эксцентричные позы тела. Полупрозрачная кожа грубая, как будто нам дают взглянуть на их измученные внутренности, а выражение лица уязвимо и одновременно смиренно.

Дэвид Войнарович был американским художником, создавшим ряд работ активистов борьбы со СПИДом, страстно критиковавших правительство США и католическую церковь за неспособность продвигать информацию о безопасном сексе. В глубоко личном, безымянном автопортрете он размышляет о собственной смертности. Примерно за полгода до смерти от СПИДа Войнарович проезжал через Долину Смерти в Калифорнии и попросил свою попутчицу Марион Скемаму остановиться. Он вылез из машины и принялся яростно скрести землю голыми руками, прежде чем закопаться.

Как и в автопортрете больного гриппом Мунка, доктор Фиона Джонстон, историк современного искусства из Великобритании, рассматривает эту работу как попытку Дэвида Войнаровича заявить о себе. “Здесь Дэвид берет под контроль свою собственную судьбу, предвосхищая ее, борется за контроль над своей болезнью, совершая свои собственные похороны”, — говорит она.


В этом безымянном автопортрете Дэвид Войнарович размышляет о своей собственной смертности (источник: Любезно предоставлено Поместьем Дэвида Войнаровича и P·P·O·W, Нью-Йорк)


Майкл Крейг-Мартин-один из многих художников, которые были вдохновлены нынешней пандемией (источник: Майкл Крейг-Мартин)

В странах по всему миру художники медленно осмысливают коронавирус и самоизолирующуюся реакцию в странах по всему миру. Историки современного искусства будут с нетерпением ждать своей работы. Мы, живущие в эпоху этой современной чумы, будем взаимодействовать с этими возникающими образами; они могут даже восстановить некоторый контроль над опытом, который угрожает столь многим людям и нашей глобализированной жизни.

Искусство Возрождения жило бок о бок с разрушительной силой страшной болезни. Многие художники стали ее жертвами.

Амброджо Лоренцетти (1290 — 1348)

Лоренцетти.jpg

Время отмерило художнику 58 лет жизни. За эти годы он успел создать собственный оригинальных стиль (что было весьма необычно для треченто), расписать церковь Сан-Проколо во Флоренции, принять участие в оформлении церкви Святого Августина в Сиене и других соборов этого тосканского города.

Андреа дель Кастаньо (1423 — 1457)

Костаньо.jpg

Пьетро Перуджино (1446 — 1523)

Перуджино.jpg

В начале XVI века художник пережил закат своей славы. Его стиль был признан устаревшим. Взоры публики обратились к работам новых кумиров — Рафаэля (который был учеником Перуджино), Микеланджело, Тициана. Перуджино, проведший полжизни в разъездах по Флоренции, Венеции и Риму, в последние годы был вынужден осесть в родной Перудже, где искусство не было так развито. В Перудже и ее окрестностях чума утихала и вновь разгоралась с 1523 по 1528 год. За пять лет в этом небольшом городе эпидемия унесла жизни восьми тысяч человек. Перуджино умер от чумы в феврале или марте 1523 года. Ему было около 75 лет. В последние дни своей жизни художник работал над фреской для небольшой церкви Кастелло в Фонтаньяно. В наши дни она хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498 — 1543)

Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший в 1532 году окончательно перебрался в Лондон. Ранее он уже провел здесь несколько лет при дворе короля Генриха VIII и теперь возвращался, чтобы стать придворным живописцем и быть подальше от религиозных столкновений протестантов и католиков, терзающих материковую Европу.

главная и Гольбеин.jpg

Чума, которая при жизни художника в Лондоне вспыхивала с 1536 года, постоянно напоминала о бренности человеческого существования. В 1543 году она свирепствовала в городе особенно сильно. Мор продолжался до зимы. Ганс Гольбейн, всегда писавший других и никогда себя, за год до новой вспышки эпидемии неожиданно создал автопортрет. Художник не дал смерти навсегда стереть его лицо из памяти истории. Чума, вероятно, настигла Гольбейна между 7 и 29 ноября 1543 года. Живописец скончался в возрасте 45 лет. Место его захоронения неизвестно.

Тициан (1488/1490 — 1576)

Тициан.jpg

Эпидемия охватила республику Святого Марка в конце 1575 года. По своей силе она походила на пришествие Черной смерти в 1347 — 1348 гг. Остров Лазаретто, куда свозили зараженных чумой, был переполнен. Венеция превратилась в город-призрак. Мор царил в городе до 21 июля 1577 года. Погибли около 50 тысяч венецианцев.

Великий художник был похоронен в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, что ставит под сомнение его смерть от чумы. Возможно, он был единственным, кто удостоился чести быть погребенным в храме, несмотря на болезнь. Некоторые исследователи уверены, что Тициан умер по естественным причинам, и чума не затронула организм художника. Даже если это так, пандемия оставила смертельный след в душе мастера, на глазах которого умирал его любимый сын.

Читайте также: